Раздел: (Агрессивный подросток агрессивный подросток)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Если подросток агрессивен

Если подросток агрессивен

Если подросток агрессивен

Я живу с двумя детьми: мальчику 13, а дочке скоро 9. Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить. Недавно пришла ко мне старинная приятельница моей покойной матери, плачет - слова сказать не может. Отпоила я ее валерьянкой, спрашиваю, что случилось. Вот что она мне рассказала.
03.08.2006 11:17:11,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Поразительное письмо! Отражает всю суть воспитательной работы среднестатистической российской семьи. "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Переводя на нормальный язык - знай своё место и не вякай, пока тебе не разрешили. Представляю себе атмосферу в этой семье... Абсолютно закономерно, что подросшие ребята на улице вымещают на слабосильных своё недовольство такими родителями. Непонятно, чему удивляется автор письма - родители со своей стороны сделали всё для того, чтобы их дети выросли именно такими. Если мать ребёнка, которому 13 лет настолько не в курсе чем он живёт, как живёт, чем интересуется, не знает круга его общения, интересов, а может сказать только, что что "дети приучены уважать старших и не прекословить", то извините, это не вполне адекватная мать. Родительские обязанности не заканчиваются на способности внушить ребёнку "уважение к старшим" (читай между строк - страх перед строгим папой с ремнём). Фактически, в данном случае, воспитание детей ограничилось тем, что их приучили вести себя смирно дома, нимало не интересуясь их внутренним миром. Было бы странно ожидать от таких методов воспитания, иного результата. Думается это письмо - не более чем попытка мамы оправдаться перед самой собой - "ах, этот безумный мир, ах эти дурные компании, завели моего сыночка, который уже научился уважать ремень и следовательно, прекрасно воспитан,в тёмную сторону. А я-то, такая хорошая и строгая мама, немножко недоглядела, что уж меня за это винить, бывает... Нет дорогие и строгие воспитатели, это прямая ваша вина, что ваши дети вырастают пьяницами и наркоманами. И не надо ответственность за свои промахи сваливать на ясли,дет.сад, школу и так далее на всех, кроме себя. 20.11.2007 15:01:51, Игорь
Согласна! Письмо очень однобокое. Ну понятно, подростки плохие, старики хорошие... А кто их воспитывал такими, инопланетяне? 19.08.2006 23:16:42, Анна
О, моя любимая тема. И как всегда в таких случаях ни одного конкретного совета, окромя "надо". Скушшшно, господа авторы.
Что касается обрисованной ситуации, то это ж классический вариант:
Агрессивность,проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
Высокая тревожность, ощущение отверженности - в результате "стадные инстинкты"
Неадекватная самооценка, ан-масс заниженная.
Стремление привлечь внимание взрослых и тд и тп,
а все потому как "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить..№ (с). Странно ,что родительница так удивилась поведению своего сына.
07.08.2006 10:41:03, тигр-мыгр
Хм... А КАК именно выплескивать негативные эмоции и переживания? Как этому научить? 06.08.2006 18:33:34, panna
Сложно сказать, что под этими глубокомысленными словами подразумевал автор статьи, я, как мамашка агрессора, могу только своим опытом поделиться. Правда, мы с сыном начали тренировки лет с 8-ми:) каким волшебным образом предполагается легко и изящно сделать спокойным и адекватным целого подростка, мне самой очень интересно:)
Я, кстати, в свое время много ценных мыслей по данному вопросу почерпнула из книги "Игры с аутичным ребенком" ,автора, к сожалению ,не помню. Получилось примерно так:
Я разделила проблему на 2:
-способность понимать себя и владеть собой
-способность именно_ выплескивать _ накопленный негатив

По первому пункту:
привыкали разговаривать, не сразу напалмом действовать, а учиться оценивать свои внутренние ощущения. Обсуждали примерно такие темы:
Что тебя может разозлить?
Что злит тебя больше всего?
Как ты себя ведешь, когда злишься?
Что чувствуешь в состоянии гнева?
А что хочешь сделать в таком состоянии?
Как думаешь, что можно сделать ,чтобы выйти из неприятной ситуации с наименьшими потерями?
Какие слова обычно говорят люди, когда злятся? (ой, какие неожиданные слова могут быть:)
А почему именно эти слова?
А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
Какие слова для тебя самые обидные? И тд и тп. Все ,что ребенок скажет хорошо бы записывать, дабы потом ничего в обсуждении не упустить ,вроде «вот эти слова можно и сказать, в порыве гнева ,а вот эти нет ,они слишком резкие и грубые».

Рисовали картинку: человека и где у него гнездятся разные чувства ,на взгляд ребенка: гнев? А радость? А покой?

Учились выражать гнев в адекватной форме – "надо обязательно проговаривать все неприятные ситуации с родителями или с друзьями". Я специально добивалась ,чтобы сын выражал негатив вербально «Я раздражен. Я расстроен. Ты меня обидела. Я хочу побыть один». Чтобы это произносилось по возможности спокойно. Без крика. И предшествовало ,а потом и заменяло резкие физические действия. За успешное преодоление себя полагалась награда:)

Кривлялись перед зеркалом. Цель – строить разные рожицы и попутно обсуждать как выглядит человек в минуты ,когда им владеют те или иные чувства. Особое внимание обрашать на негативные (злость ,гнев). «Не самые приятные выражения лица ,правда?»

Играли в «дипломатию». Я брала в руки какой-нибудь интересный для ребенка предмет ,а его задачей было уговорить меня его отдать. Когда отдать - решаю только я. При переходе на более высокий уровень - правила усложняются ,приходятся просить уже без слов ,только пантомимой ,мимикой ,жестами. Потом можно поменяться местами – ребенок владалец желанного предмета ,а я проситель. Главное – по результатам игры обсуждение. «Почему не отдал на таких условиях? Почему отдал на других? Что повлияло на решение?»

Несколько упражнений для развития «науки властовать собой» из нашей копилки:

1. Классика: ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
2. Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив
3. Сильно-сильно упереться пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучий дуб ,сильное и крепкоге дерево, у тебя мощные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»
4. Представить себя сильным смелым зверем. Сын по гороскому лев, поэтому в нашем случае именно царь зверей и фигурировал. «Представь себя львом! Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. У тебя его покой ,его уверенность ,его сила. Ты – лев!»
А Львы не парятся всякой фигней:)))

Теперь по второму пункту, а именно как выплескивать накопившееся, Есть масса упражнений и игр для быстрой разрядки:
-Под рукой всегда были «предметы для деструктива». Боксерская груша в комнате, листы бумаги ,которые можно смять ,порвать и зашвырнуть подальше, подушка ,по которой можно колотить кулаками, емкость в которую можно громко крикнуть. Дивное средство для разрядки ,надо сказать ,я сама его частенько искользую. Пойти и поорать в унитаз ,например ,или раковину:). На худой конец в чашку. Но в унитаз прикольней:)

- Игра в «обзывалки». Кидаем друг в друга подушку или мягкий мячик и обзываемся необидными ,шутливыми ловами. «Ах ты редиска! А ты мухомор!». Цель – не перейти на обидные слова и опять же выплеснуть накопившее, эмоциональная разрядка.

- Если я видела , что клиен «на грани» , просила его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).Физическая нагрузка вообще признанное средство разрядки ,будь-то командные виды спорта ,пейнтбол, или плавание. А вода для многих людей – самый лучший релаксатор. Я это тоже активно использовала.

Надо заметить ,что именно физическую разрядку надо подбирать строго индивидуально. Кого-то релаксирует резкость ,напор, внезапность, а кого-то напротив необходимость сконцентрироваться. Мой сын ,к моему удивлению нашел такую разрядку в стрельбе. Хотя там ведь никакой горячности – все только от головы: сосредоточиться, выбрать цель, сконцентрироваться и поразить цель ,выплеснув эмоции ОДНИМ махом, взвешенно и четко.
Когда все вышеперечисленные первоуровневые вещи были освоены мы перешли к более сложным упражнениям. А-ля простые бизнес-тренинги управления негативными эмоциями.
Например: проигрываем разные роли:
-человека, который выплескивает негатив,
-человека, который принимает негатив и направляет свою энергию в позитивное русло.
Выбирается человек, а все остальные должны сказать этому человеку что-нибудь плохое, например, по поводу его высказываний, стиля поведения ,пристрастий, привычек и тд. Задачи: полностью, внимательно слушать собеседника, Учится спокойно воспринимать критику,. Учится переплавлять негатив в позитив.
При этом осуждаемому игроку нельзя: оправдываться (Цель - подавление чувства вины), ответно критиковать, даже в подтексте. (учимся сдержанности), молчать. (надо говорить нейтральное или поблагодарить за критику.( учимся «проявлять» «негатив» в «позитив»)

Как резюме: у меня ушло несколько лет ,чтобы достичь с сыном некоего результата. А что-таки подразумевал автор мне все же очень интересно:)
07.08.2006 12:03:30, тигр-мыгр (лень работать:)
Много хороших советов, гораздо полезнее, чем то, что было в статье. Особенно хорошо так заниматься не с подростками, а пораньше, лет с 8-и, как Вы написали, а некоторые вещи (проговаривание неприятных ситуаций, дыхательная гимнастика, поза уверенного человека, физическая разрядка) и раньше. Хорошо что кому-то иногда лень бывает работать :-)Советую разместить Ваш пост в виде статьи, всем полезно почитать будет! 08.08.2006 14:04:21, мама-аня
Практически все это в адаптированном к возрасту виде легко можно делать даже с 5-летками. Если есть агрессивность в характере - то вообще чем раньше, тем лучше. У нас ,к сожалению, раньше 8-ми лет просто не получилось:(
Про статью я подумаю, но это ж надо, чтобы сильно-сильно лень было работать..:)
08.08.2006 14:45:53, тигр-мыгр
Спасибо!! 08.08.2006 12:44:06, Snow
Спасибо огроменное! Очень толково написано, а то везде "надо учить", а ведь далеко не каждый взрослый умеет это деалть, а уж учить...
Я с этой проблемой столкнулась совсем недавно, т.к. до подросткового возраста дочке агрессия была абсолютно не свойственна, а сейчас что-то появляется, но она ее накапливает, держит в себе, потому как воспитанием заложено "агрессия - плохо", а что с ней делать - мы ее не научили : (
Может, вам тоже статью написать?
08.08.2006 10:33:35, panna
Постулат "агрессия - плохо", на мой вкус - тупик, сам по себе создающий проблему, ну а при очевидном наличии проблемы - загоняющий ее в в глубь. Агрессия, как реакция на опасность ,сильно неприятные вещи и ситуации - НОРМАЛЬНА, более того - это необходимая составляющая инстинкта самосохранения. Посему, я считаю, что пока здоровая природная агрессия не переросла в "агрессивность", как черту характера, бить тревогу не стОит. Другой вопрос ,что и здоровую агрессию надо уметь сливать максимально удобно для себя и окружающих..Я бы не стала в Вашем случае именно волноваться из-за поведения дочки, я бы просто показала инструменты разруливания ,из тех ,что ей по натуре были бы ближе. Ведь способом сброса негатива может быть и музицирование и сочинение стихов ("сублимируйте ,молодые люди ,сублимируйте" (с):)), на любой вкус..
Еще одно упражнение есть, для тех ,кто заводится с пол-оборота (у меня как раз такой экземпляр:) Берется лист бумаги на нем большими буквами на манер дорожных знаков пишется "тормозящее слово": ХВАТИТ, STOP, УСПОКОЙСЯ, какое нравится. Договариваемся ,что как только чувствуем прилив гнева, достаем этот лист и смотрим. Остываем..:)) Есть большой шанс ,что прежде чем забиться в истерике, дитятко достанет листок и вспомнит все наши разговоры. Это упражнение требует привычки ,но несколько дней для ее выработки вполне достаточно.
<<Может, вам тоже статью написать?>>
:)) А за это деньги платят?:)))))))))) Я мало того ,что зверски ленива, так я еще и корыстна..;)))))))
08.08.2006 14:31:27, тигр-мыгр
Еще раз спасибо! : )
Статья-то уже написана, ИМХО : )
08.08.2006 20:42:07, panna
Лисицa
Спасибо, очень. 07.08.2006 13:07:12, Лисицa
:) Да лишь бы на пользу. Все - продукт личного опыта. Аллергия у меня на голословные "надо":( 07.08.2006 13:20:51, тигр-мыгр
Вот не могу я поверить, что среди читателей таких статей будут родители агрессивных подростков, которые старушек грабят. И для кого она написана?
"дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить"
А еще не бегать по двору голыми на четвереньках, не нюхать клей и не есть из мусорных баков.
То есть автор статьи заранее предполагает, что его читатели ночи не спят, а только и думают "как бы это нам так детей воспитать, чтоб нас уважали, не прикословили и по дому помогали". Тут можно только одно сказать, если тебя с такими мыслями воспитывают, неминуемо озвереешь.
03.08.2006 22:07:27, Galka...
Атомосфера в доме армейская -"Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Мне кажется, семья- это одобрение и поддержка, а не армия.
03.08.2006 12:15:58, ИрАл а
Все верно - одобрение и поддержка, но здесь очень трудно правильно нащупать грань, за которой начинается попустительство и вседозволенность. Многие подростки, сдержанные и воспитанные по отношению к чужим людям, ведут себя откровенно развязно с самыми близкими - с мамой, бабушкой, именно с теми, от которых они получают больше всего любви, одобрения и поддержки. Вот об этом автор ничего не пишет, а то что в статье - на мой взгляд довольно поверхностно и банально, хотя и правильно, конечно, кто ж спорит... 03.08.2006 17:44:52, мама-аня
И еще - посмотрите на советы в статье "учить", "учить", "ограничивать", "прививать" - чувствуете лексику? И тут же "общаться с ребенком на равных", интересно, а автор сам представляет себе, каким образом это можно осуществить? 03.08.2006 17:58:13, мама-аня
ВСе правильно написано в статье- по научному.
Но мне кажется тут не может быть готовых рецептов. НЕ будет агрессии , ребенок в этом возрасте может попасть и в другую историю за компанию со своими сверстниками.
Да и на мой взгляд агрессия по природе своей должна быть у мальчиков. Главное ее правильно направлять.
Главное, это маме надо наладить контакт с сыном и дочерью. Чтоб приходя с улицы они рассказывали ей чем они там занимаються. А она не наказывала и ВОСПИТЫВАЛА, а просто ОБСУЖДАЛА и учила ребенка самого думать о последствиях его действий. И предоставляла право ребенку самому выбирать компании и род развлечений. А запретами и органичениями мне кажется проблем не решить.
03.08.2006 11:17:11, Татьяна





Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!