Раз-два-три-четыре-пять, мы с тобой идем гулять. Итак, сначала лестница. Начинаем спускаться. Соня требует: "Считать!" Начинаю: "Одна ступенька, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь". - "Сяма!" - гордо провозглашает моя дочь и начинает считать сама: "Семь, семь, семь, семь!"

Теперь двор. Сначала надо посидеть на лавочке. Заодно посмотрим цветы на газоне: это мальва ("мавля" - говорит Соня), это - календула, это - золотые шары. Карточки по Доману мне рисовать лень, поэтому использую любой подручный материал. Идем в песочницу. Там вчера вечером потрудились большенькие детки. Утро начинаем с мини-субботника. Пока Соня со своим приятелем Данилкой копаются в песке, мы с его мамой убираем битые бутылки, окурки, бумажки, банки из-под пива. Теперь можно делать куличики. Насыпаем в формочку сырой песок, переворачиваем, стучим, снимаем. Соня радостно повторяет новые слова: "Сырой! ("р" у нас фрнцузское) Пеевейни! Постути!" Еще из песка можно строить замки. Но пока у моей барышни ни разу не хватило терпения дождаться, пока замок будет готов, и ломать она его начинает раньше, чем я закончу постройку.

Наигравшись вдоволь в песок, мы идем в парк. Рассматриваем кусты шиповника: "Смотри, вчера мы шли - тут был бутон, а сегодня - цветок". "Бутон, цветок", - повторяет Соня. Еще одно хорошее развлечение - залезть на пенек и попрыгать на нем. "Какой чудесный день, какой чудесный пень!" Изучаем деревья: вот у дерева ствол, вот ветки, а вот - листья. На стволе - кора.

"В лес, к волчку", - заявляет Соня и устремляется на газон. Благо, в нашем парке по газонам ходить можно. Мы придумали, что в нашем лесу живет серенький волчок. Он - приятель Сони, вместе они ходят в гости к старичку-лесовичку, собирают ягоды и грибы, играют в догонялки. Сочинять приходится каждый раз экспромтом. Такие импровизированные сказки особенно ценны, когда мы идем домой: ребенок безропотно идет ножками и не просится на руки. От коляски я отказалась давно, как только Соня начала ходить самостоятельно. Мне стало лень таскать за собой драндулет, в котором дочь категорически отказывалась сидеть.

Волчок в сказках знакомит Сонечку и маму с обитателями леса, рассказывает об их повадках, о том, кто что ест, кто где живет (в норке, в дупле, в гнезде). В нашем парке много старых деревьев, поэтому можно показать ребенку и настоящее дупло, и норку под корнями дерева. Заодно рассматриваем птиц: у нас живут: воробьи, вороны, сороки, трясогузки, горихвостки. Есть даже кукушка, но ее мы не видели ни разу, только слышали.

Следующий пункт назначения - памятник жертвам кулацкого восстания в селе Усинское в 1918 г. Только не смейтесь, но все дети в нашем городе его просто обожают. Наш трехлетний сосед называет этот памятник "дядя, который упал". (На постаменте изображена группа людей: двое в буденовках стоят со знаменем, а третий, без буденовки, сидит и куда-то показывает рукой). Во-первых, на памятнике есть ступеньки, по которым можно бегать. Во-вторых, объемные буквы, которые можно рассматривать. Наверное, по этому памятнику выучилось читать не одно поколение сызранских детей. Во всяком случае, Соня в первый раз проявила интерес к буквам вообще именно здесь. Во время одной из прогулок стала тыкать в них пальчиком и вопросительно смотреть на меня. Я назвала буквы. Через некоторое время сделала открытие, что ребенок их прекрасно запомнил. Видимо, они кажутся особенно привлекательными по нескольким причинам: эти буквы большие (примерно 5 см), объемные, расположены на уровне глаз маленького ребенка. Мы так и говорим: наш очень развивающий памятник.

У памятника есть еще несколько преимуществ: рядом с ним находится фонтан и газон, на котором растут не только трава и цветы, но и елки. Но самое главное преимущество - это единственное место в парке, где нет битого стекла. Наверное, потому что там неудобно распивать, и от ближайшей лавочки бутылку туда не докинешь. В фонтане можно набрать воды и "варить суп". В суп мы кладем: соль (много соли!!!) - песок, лук - траву, капусту - подорожник, морковку - еще какую-нибудь травку и т.д. Можно даже борщ сварить. Главное, проследить, чтобы на самом деле съесть не попыталась. Дома играть с водой пока не даю - придется потом мыть полы повсюду, а мне лень. Но на улице - сколько угодно. Особенно в жару, когда можно раздеться до трусов и снять сандалики. Даже если выльет воду на ноги - не страшно, на солнышке быстро высохнет.

Совсем забыла - на каждую прогулку я беру с собой пакет со всякой всячиной, которая нам просто жизненно необходима. Это: ведро, совок, формочки, мяч, мелки, резиновая киска, запасные трусы, разумеется, ну и что-нибудь еще. Возможны варианты.

Супом мы обязательно кормим киску. Потом в этом же ведре ее моем. "Какая ты г'язнусяя! Тебя надо помыть!" - говорит Соня, старательно вымазывая игрушку грязью. Потом нам надо помыть ручки. Лучше в фонтане, чтобы заодно и побрызгаться. Знаете, как здорово получается, если подставить ладошку в струю воды! Там же наши детки ловят рыбу палками. Впрочем, рыбу можно ловить и в луже.

Кстати о лужах. У нас есть замечательные резиновые сапоги, в которых можно "слепать по лузам" сколько угодно! Поэтому прогулка после дождя превращается в праздник. Еще одно развлечение, которое очень любят детки из нашей компании - вычерпывать совочками воду из луж. Возможно, это непедагогично, но как здорово! К тому же, таким образом ребенок может развлекаться минут 15 (первый раз, второй уже меньше).

Теперь о том, что мы делаем с мелками. Нет, не подумайте, ничего принципиально нового я не придумала. Все очень просто. Игра номер один - сажаем игрушку (любую) и вокруг нее рисуем домик (любой формы, необязательно правильной, главное - сам процесс). Чем больше игрушек, тем больше домиков! Игра номер два: рисую огромных размеров зверя (зайца, кошку, - кого угодно) и предлагаю чаду раскрасить. Или разрисовать - в этом случае получается замечательный узор. Еще Соне нравится просто рисовать поверх моих рисунков. Ну и, конечно, посчитать мелки. А потом - сложить их в коробочку. Совсем забыла - все рисунки мы подписываем. Заодно и сторонним наблюдателям становится ясно, кого именно я пыталась изобразить. Кстати, детки охотно раскрашивают вместе один и тот же рисунок, поэтому, чем больше будет объект для работы, тем лучше!

А сейчас, когда наступила осень, мы ходим по парку и разглядываем желтые листья. Вот круглый липовый листок, а вот - кленовый, смотри, какие у него зубчики. Соня требует повторять описания по несколько раз. И еще мы просто шуршим сухими листьями. Собираем их в охапку и кидаем вверх - это такой салют! Наш салют осени, теплому бабьему лету и тому безмятежному времени, когда мой ребенок еще такой маленький.

Конечно, после наших прогулок Соня отправляется сразу в душ, а ее одежда - в стирку, но это такие пустяки, по сравнению с тем, какое удовольствие мы обе получаем от прогулок!

Варвара Галицкая, varvara@dtc.syzran.ru.