Перед каждым, у кого есть дети, неизбежно встает вопрос: как вырастить ребенка таким, чтобы он не растерялся при столкновении с жизнью, как научить его сопереживать другим, помогать тем, кто нуждается в помощи. Переход из детства во взрослую жизнь всем дается нелегко. Но особенно трудным и болезненным он становится для тех, кто ограничен в своих возможностях по состоянию здоровья.

Многие годы жизнь инвалидов и жизнь здоровых людей в нашем обществе протекали практически параллельно, никак не пересекаясь между собой. Специализированные учебные заведения, дома-интернаты, - все это нанесло большой вред обеим сторонам: инвалиды не готовы к самостоятельной жизни, а здоровые не готовы к тому, чтобы воспринять инвалидов как полноценных членов общества.

Впрочем, уникальный опыт, о котором пойдет речь в этой статье будет полезен и интересен не только родителям детей-инвалидов. Потому что проблемы неумения приспособиться к окружающему миру, самооценки, не соответствующей действительности, распространены достаточно широко и среди здоровых детей. Просто у инвалидов все типичные психологические проблемы проявляются гораздо острее: в силу более замкнутого существования и ограниченных физических возможностей.

Но когда Общественная Организация инвалидов "Колос" начинала реализовывать проект "К независимой жизни", речь шла не о психологических, а о юридических проблемах. И психолог на первом этапе выступал не в роли консультанта, а в роли куратора, помощника. Тогда казалось, что главной проблемой инвалидов является правовая безграмотность. То, что большинство из них просто не знают своих прав и не умеют их отстаивать. Впрочем, и это беда не только инвалидов и их родителей.

Тем не менее, с первых же встреч начали "всплывать" новые проблемы, теперь уже чисто психологические. Оказалось, что неумение адаптироваться в обществе и неадекватная самооценка мешают молодым инвалидам влиться в нормальную жизнь не меньше, чем неосведомленность в юридических вопросах. И тогда психолог Инна Ивановна Христиан приступила к активной работе.

- Сначала я просто тестировала детей-инвалидов в присутствии их родителей. И тут выявлялись многочисленные педагогические недоработки: родители часто уделяют огромное внимание здоровью ребенка, и это совершенно естественно в подобной ситуации, но забывают о серьезных психологических моментах. Дети, с одной стороны, привыкают к излишней опеке со стороны взрослых, с другой - часто чувствуют себя неполноценными из-за своего недуга. И то, и другое способствуют развитию неверной самооценки. Одни считают себя хуже остальных, другие, наоборот, думают, что они - непризнанные гении, которым все обязаны. У инвалидов любые эмоции обострены по сравнению со здоровыми людьми. Стрессовые ситуации встречаются гораздо чаще. Выходят из них дети-инвалиды медленнее. Моя задача была помочь ребятам и их родителям преодолеть эти проблемы.

В.Г.: Каким образом Вы решали свою задачу?

- Мы начали с тренингов. Групповых и индивидуальных. На этом этапе нужно элементарно научить ребят практическим методам снятия стрессов, научить объективно оценивать действительность и самих себя. Самооценка должна работать на человека, а не против него.

В.Г.: Как проходили тренинги? Были ли какие-то особенности по сравнению с работой с обычными людьми?

- На тренингах мы учились слушать и слышать. Проблема многих инвалидов состоит в том, что они замыкаются в кругу своих проблем и забывают, что кому-то может быть еще хуже, что кто-то может нуждаться в их помощи, и, наконец, что они могут быть в состоянии эту помощь оказать. Последнее особенно важно: чтобы вступить в независимую жизнь нужно уметь не только принимать помощь от других, хотя и это немаловажно, но и помогать самому. Особенности в работе, конечно, были и есть. Иногда приходится что-то импровизировать на ходу, менять. Вроде бы работаем по специальным методикам, но вдруг - доходим до чего-то, и процесс притормаживается. Вот пример: в группе есть слепые и слабовидящие участники, а в некоторые тренинги построены на том, что нужно смотреть. Когда я столкнулась с этим впервые, то просто на ходу поменяла упражнение. Теперь я решаю задачу так: назначаю "ответственных". Они должны подробно рассказать своим подопечным, что происходит. Затем спрашиваю о впечатлениях, которые ребята получили, помогая другим или получая помощь от других. Кстати, это еще и пример того, как члены группы на занятиях учатся сопереживать.

В ходе тренингов выявилось "ядро" активистов, и они совершенно спонтанно образовали группу взаимопомощи молодых инвалидов "Мы". Теперь эта группа встречается регулярно, два раза в месяц. Ребята обсуждают свои проблемы, помогают друг другу справляться с ними, вместе проводят свободное время.

В.Г.: Те, кто вошел в группу, обладают какими-то особенными качествами?

- В группу вошли молодые инвалиды, которые наиболее активно стремятся научиться жить независимо. Те, кто потенциально смог бы стать волонтером, и помогать другим справляться с психологическими проблемами. Забегая вперед, скажу, что сейчас написана программа обучения практическим приемам снятия стресса. Занятия с желающими стать волонтерами начнутся в ноябре. Ребята из группы "Мы" будут учиться навыкам работы с такими же, как они, инвалидами, которым нужна психологическая помощь.

В.Г.: Как Вы считаете, ребята вынесли практическую пользу из занятий?

- Конечно. Они стали более самостоятельными, более открытыми. Их жизненная позиция становится более активной. Помнишь, летом молодые инвалиды ездили на теплоходе? Так вот, они сами попросили у ЮКОСа деньги на поездку, сами сходили, поговорили с экипажем, продумали, как усовершенствовать сходни, чтобы на теплоход могли попасть инвалиды-колясочники. Если раньше они ждали, пока кто-то придет и организует им досуг, то теперь ребята сами могут все сделать. Это очень серьезный шаг вперед. Шаг к действительно независимой жизни.

В.Г.: А какой шаг будет следующим?

- Как я уже говорила, начнет работу школа консультантов-волонтеров. Мы не должны замыкаться в рамках одной группы. Да, ребятам доставляет удовольствие общение друг с другом, совместный досуг. Но пора выходить на новый этап: работать с теми, кто не входит в группу. И в первую очередь, с теми инвалидами, которые не могут выходить из дома. Им тоже нужна психологическая помощь, тоже нужно общение.

В.Г.: Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, проблемы выявила работа с молодыми инвалидами?

- Нужна очень и очень серьезная работа с родителями детей-инвалидов. Они нуждаются в поддержке. Растить ребенка вообще - задача сложная, но растить ребенка-инвалида - задача сложная вдвойне. Такие дети нуждаются в повышенном внимании и очень трудно не перегнуть палку и не перейти к сверхопеке. Детям-инвалидам необходимы навыки самостоятельного существования. Независимая жизнь - не красивые слова, а насущная необходимость. И в первую очередь об этом должны помнить родители. У нас нет служб помощи семьям инвалидов, хотя они очень нужны. Потому что нельзя научить детей основам независимого существования без поддержки родителей.

* * *

Группа "Мы" существует уже больше шести месяцев. В нее входят 14 человек в возрасте от 16 до 30 лет. Лидер группы, Александр Мусалин как волонтер, выпускает информационный листок ООИ "Колос". Он тоже поделился со мной своими впечатлениями от работы группы "Мы".

В.Г.: Саша, твоя жизнь как-то изменилась оттого, что ты входишь в группу?

- Да. И не только моя, но и всех членов группы. Мы стали менее замкнутыми, научились смелее смотреть на жизнь. Раньше многие стеснялись того, что они инвалиды. Теперь мы чувствуем себя иначе. У нас появились новые интересы. Мы несколько раз ходили в театр, на концерты.

В.Г.: Есть какие-то планы?

- Мы хотим сделать совместный проект с "Поколением Next", встречались с ребятами с молодежной радиостудии при ТРК "Сызрань". Главное, нам есть с кем обсудить свои проблемы. И теперь они кажутся не такими сложными.

* * *

Родители молодых инвалидов тоже заметили в своих детях перемены к лучшему: у них появились друзья, интересы вне дома. Круг замкнутого существования разомкнулся. И дети, и родители учатся по-новому смотреть на мир. А значит, у них все еще впереди.

Варвара Галицкая, varvara@dtc.syzran.ru.