Недавно мама передала мне тетрадочку с аккуратно выведенной надписью "Воспитание" на обложке. Когда я была маленькой девочкой, мама выписывала журналы "Работница" и "Крестьянка". Из этих журналов она вырезала самые интересные статьи и вклеивала их в тетради. Были тетради по кулинарии, шитью, домоводству и, конечно, воспитанию детей. Таким образом, у меня возникла возможность заново окунуться в атмосферу моего детства и взглянуть на него немножко с другой стороны.

Большинство статей было о том, как минимизировать влияние ребенка на жизнь взрослых. Статьи типа: "Капризы у детей", "Маленькие деспоты", "Он ничего не понимает..." явно доминировали над всеми остальными. Не могу удержаться, чтобы не процитировать.

"Хочу" и "нельзя". Как воспитать желания ребенка

"Ну, стоит ли беспокоиться еще и о воспитании детских желаний? Их у ребенка и так вполне достаточно - только успевай удовлетворять, - скажет иной читатель. В том-то и беда, что у многих детей чрезмерно много желаний и отсутствует умение сдерживать себя. Воспитание культуры желаний и предполагает заботу о том, чтобы научить ребенка согласовывать свои желания с желаниями других.

Воспитание желаний - сложное и кропотливое дело. Достаточно допустить небольшую оплошность, и уже появляются первые предвестники беды: у ребенка зарождаются такие потребности, с которыми надо бороться долго, настойчиво. Посмотрите на новорожденного. Младенец еще ничего не понимает, не научился даже смотреть, слушать, хватать ручонками, но уже хорошо чувствует приятное и неприятное, бессознательно тянется к тому, что доставляет ему удовольствие. Побывает несколько раз на руках у взрослого - и уже не хочет лежать в кроватке, закатывается от плача, когда его начинают укладывать, требует, чтобы его все время носили на руках. Если покормят малыша из соски, после этого ему уже не нравится сосать тугую материнскую грудь. Также легко возникают и другие вредные желания и привычки: сосать пальцы, теребить мамины волосы или брови, рвать книги и журналы, засыпать при укачивании и т.д.

Активное сопротивление неправильным стремлениям ребенка, последовательное "нет" - вот одно из важных средств борьбы с эгоистическими желаниями ребенка.

"Хорошо вам говорить "нет", скажут родители. - А каково малому ребенку от этих запретов? Он же будет громко плакать".

На первых порах малыш, услышав требовательное "нельзя", и в самом деле будет плакать. Жалко его, конечно. Но нет ничего страшного, пусть он раз-другой поплачет. Если запреты взрослых последовательны, детские слезы быстро высохнут, и потом наступит момент, когда ребенок будет спокойно повторять вслед за взрослым: "Нельзя! Нельзя!"...

В. Шакуров, старший научный сотрудник Института психологии УССР

Вот на таком уровне была наша советская психология. Отдельно от всего. От биологии, этологии, здравого смысла. Невдомек старшему научному сотруднику, откуда же появляется дурная привычка сосать пальцы. Что же делать бедному ребенку, когда грудь отобрали по свистку ровно в год, а соску еще раньше - "портит прикус"? Сосательный рефлекс, как правило, не угасает до двух - трехлетнего возраста, а в некоторых случаях и дольше.

Волосы же малыш теребит, потому что так подсказывает ему его генетическая память. Маленькая обезьянка держится за мамину шерстку и чувствует себя в безопасности. Мой полуторагодовалый сын до сих пор спросонья трогает меня за волосы, и только после этого спокойно продолжает спать дальше. Вряд ли бы он меня понял, если бы я истошно начала вопить "нельзя!" среди ночи.

А находиться у мамы на руках - не прихоть, а необходимое условие нормального эмоционального развития младенца. Только ближе к году малыш начинает осознавать себя отдельным существом и отстаивать свою автономность, до этого же мать и ребенок составляют симбиотичную пару. Часто малыши 8-9 месяцев начинают прикусывать материнскую грудь, и это вовсе не говорит о распущенности чада. Просто ребенку необходимо проверить, какая реакция будет у мамы на причиненное им действие, он экспериментальным путем приходит к тому, что мама - отдельная личность. Щелкать младенца по носу, или шлепать по попе в отместку, чтобы "ликвидировать вредные потребности и желания" мягко говоря, непедагогично. Как и терпеть, скрывая боль, так как этим можно дезориентировать малыша. Самое лучшее - это отстранить на время малыша от груди, эмоционально объяснив малышу, что маме больно.

О кормлении по часам было уже сказано и написано много, поэтому просто приведу одну цитату:
"Первые два-три месяца малыша кормят через 3-3,5 часа, делая перерыв ночью. Если это правило соблюдать строго, ребенок будет хорошо, с аппетитом есть. Но иногда мама сама нарушает порядок: сладко спит ребенок, будить его не хочется. Время кормления передвигается, порядок сломан. А потом мать удивляется: малыш начинает капризничать, хуже ест. Запоздает мать с кормлением - следующее нужно начинать в положенное за тем время!" - Н.Иванникова, кандидат медицинских наук.

Стоило ли удивляться такому значительному количеству искусственников. Приспособиться к подобному режиму может лишь детская бутылочка со смесью, а уж никак не настоящая женская грудь. Кстати, весьма позабавило объяснение, почему же нельзя кормить ночью:
"Кормить ли ночью малыша? Нет и нет! Желудок ребенка невместителен и мало выделяет пищеварительных соков - дайте ему отдохнуть! Не нарушайте уже выработанного ритма кормления. Готовьте каждый вечер свежую, остуженную кипяченую воду. Если малыш в ночное время начнет шуметь и беспокоиться, дайте ему воду с ложечки. Желательно, чтобы это делал папа или еще кто-нибудь из домашних, но только не мать. Малыш по запаху грудного молока уже хорошо узнает свою постоянную кормилицу и в ее присутствии более требовательно настаивает на ночном кормлении" - С. Полчанова, врач.

Логично было бы предположить, что если желудочек невместителен, следовательно, должен получать пищу малыми порциями и чаще. А то получается, раз такой маленький и "недоразвитый", то вообще отдохни. Нечего и беспокоиться. А если без шуток, то плачущего от голода малыша очень жаль. Природа специально наделила эту кроху острым обонянием и поисковым рефлексом, чтобы он по запаху молока нашел мамину грудь, и громким голосом, чтобы в случае чего это молоко потребовать.

В общем-то, чтобы понимать эти простые вещи не нужно специального образования, достаточно лишь материнской интуиции. Все инстинктивные программы записаны у нас на "жестком диске" головного мозга. Проблема в том, что вера в печатное слово была настолько сильна, что материнское чутье не всегда выдерживало конкуренции в борьбе с авторитетами. А история показывает, что некоторые мамы, действительно, стояли с часами над орущими от голода, младенцами и уходили прочь из комнаты, чтобы малыш мог "потренировать свои легкие".

Что же касается педагогического образования, в то время его успешно заменило образование идеологическое. Идеология присутствовала везде: в психологии, физиологии, медицине, а уж в науке воспитания и смежных дисциплинах она заняла центральное место. В конечном итоге, все вышеописанные рекомендации сводились к тому, чтобы в финале общество получило ответственного, терпеливого, исполнительного гражданина без излишних запросов, "чрезмерных желаний", привыкшему жить по режиму, особо не задумываясь о смысле бытия.

Ребенок с самого рождения должен был вписаться в систему, а родители на начальном этапе должны были в эту систему его ввести. В год малыш отправлялся в детский садик с идеологически выдержанным уклоном. А мама выходила на работу, так как она, прежде всего, ценный работник, а мать в третью, после профсоюзной, очередь. Дальше эстафетную палочку перенимала школа, пионерская дружина, комсомольская организация. Затем уже можно было ехать строить БАМ или на Целину.

К счастью, человек существо сложное и многогранное. Он не укладывается в такую примитивную схему, и независимо от того, какой в стране политический строй или религиозная конфессия, старается жить по своим внутренним, природным законам. Так что в большинстве своем, мы, поколение, родившееся в Советском Союзе, выросли нормальными думающими людьми. И, благодаря разуму своих родителей, которые хоть и читали подобный бред, но все же не всегда ему следовали, мы сохранили способность мыслить свободно, не зажато и без комплексов.

Природа мудра, главное, чтобы хватило ума слушать свое сердце.

Лариса Балан, la792005@yandex.ru.