Начну рассказывать в хронологическом порядке.
Встретились мы в назначенное время, получили жёлтые жилеты с надписью "визитёр") и бейджики. И пошли смотреть.
Первое помещение, которое мы осмотрели, была капелла или, если назвать по другому, молельная.

В этом помещении могут помолиться люди всех конфессий. Для мусульман в одном из углов есть указатель, в какой стороне находится Мекка.

Христиане могут зажечь свечи. Помещение очень приятное, с красивым современным дизайном.
После посещения молельной мы проследовали к терминалу Е. Этот терминал предназначен для вылета в страны, не входящие в Шенгенское соглашение, туда нужно ехать на метро. Перед этим мы, как и все пассажиры, прошли секьюрити-контроль.
Путь на метро занимает что-то около 2х минут, поезд идёт без машиниста. Во время короткой поездки за окнами метро мелькают видео и фотоинсталляции с видами Швейцарии, звучит закадровый голос Хайди, девочки из самой известной в Швейцарии пасторальной сказки, а также слышно, как мычит корова)

Первый самолёт, который мы увидели вблизи, был огромный боинг 777, который как раз заправляли топливом. Это двухтурбинный самолет, с диаметром турбин 4 метра, вмещающий до 550 пассажиров. По фото можно составить впечатление, какой он огромный.


После катастрофы над Bodensee, когда в небе столкнулись два самолёта (известная история с Виталием Калоевым), все самолёты оснащены специальными датчиками. До этой катастрофы пилоты самолётов следовали инструкциям диспетчеров. Вообще, правила такие, что более лёгкий самолёт при сближении идёт вниз, а более тяжёлый - наверх. Во время той катастрофы оба самолёта по несчастливой случайности оказались одного веса.
Так вот, теперь самолёты расходятся автоматически, человеческий фактор устранили.
Кроме того, дно современных самолётов типа Боинг оснащено видеокамерой. Поэтому, пассажиры во время полёта могут на экранах, установленных в салонах, видеть, над какими странами они пролетают.

Аэропорт Цюриха очень экологичен. Отопление аэропорта производится посредством геотермальных зондов, вода для охлаждения и очищения берётся из резервуаров на крыше здания (она дождевая), после использования проходит полную очистку и в реку поступает уже чистой.
Кроме того, аэропорт Цюриха единственный в Европе (или вообще во всем мире? Не уверена, надо посмотреть), в котором самолёты на вылет не едут сами, а их везут специальные машины. То есть, до взлётной полосы (а общая площадь летного поля 3,8 км) самолёт катится с выключенными двигателями, соответственно, не выделяет СО2.

Потом мы побывали в грузовом отделении. Общая длина транспортеров для багажа составляет 20 км. Линии полностью автоматизированы. Сданный багаж сначала проходит проверку на аппаратах, где люди не работают. Если все в порядке, багаж едет дальше. Если там что-то подозрительные, то багаж автоматически направляется в другое ответвление транспортера, где уже работают люди. Если на экранах аппарата был обнаружен запрещённый к перевозке багаж, то его вскрывают и предмет удаляют. Владельцу этот предмет не отдают, он подлежит утилизации.
В настоящее время из багажа изымается очень много пауэрбэнков, люди не знают о том, что их нельзя сдавать в багаж! Встречаются и другие запрещённые к перевозке предметы, как например, бензопила) или газовые баллоны(!)
Багаж приезжает к месту погрузки, которая производится руками людей. Каждый грузчик за день поднимает в среднем 14 тонн багажа.

Ещё из интересного - маленькие частные самолёты. Если вы не хотите лететь вместе с другими пассажирами, то можно зафрахтовать самолётик. Оплата колеблется между 4 000 и 6 000 евро в час)

Потом мы совершили экскурсию по лётному полю.
В это время сел самолёт, к которому устремились колонна из пожарных и одновременно спасательных машин.
Это означает, что пилот во время полёта заметил нечто, что побудило его запросить к моменту посадки наземные спасательные службы. К счастью, всё обошлось, машины вскоре вернулись в гараж. Время пути пожарной машины от гаража до места посадки по нормативам должно составлять не больше 20 секунд. В случае нештатной ситуации они едут прямо через ограждения, просто сбивая цепи, закрывающие проезд.


Ну вот так.
До пандемии через аэропорт Цюриха в год проходили примерно 31 миллион пассажиров, а так же 4000 животных.
