Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение истории изобразительного искусства (в частной студии)

Тред порожден для обсуждения этой статьи.
Идея приобщать совсем маленьких детей к мировому художественному наследию возникла случайно, в 1992 г. когда я училась на третьем курсе Московского университета на отделении 'история искусства'. Одна моя знакомая открыла домашнюю детскую студию эстетического направления и предложила позаниматься изобразительным искусством с малышами от трех до семи лет.
Автор статьи: Белоцерковская Валерия
12.02.2005 23:56:54,

37 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Здравствуйте,Валерия и все участники конференции. Давно слежу за этими публикациями, если можно так сказать. Очень хочу найти единомышленников. Я веду второй год курс "Мозаика искусств" в детском центре г Владимира. Программа своя, написана с 2 до 7 лет, судя по количеству желающих - удачная. Но есть очень много вопросов, главный из которых "А право ли имею?" Дело в том, что у меня совсем нет художественного образования, я просто педагог. Но родителям честно говорю, что не учу детей изо-техникам, а даю возможность самовыражения через разные образы (и музыка, и театр, и изо-деятельность) По сути мне очень близко то, что делает Валерия. И поскольку Балашиха стоит как раз по дороге из Владимира в Москву, я как-то даже имела неосторожность помечать побывать у неё в студии. В любом случае мне интересны все, кому интересна тема занятий по искусству с малышами. (Прошу прощения за корявые фразы - не специалист!) 11.04.2006 20:05:00, Виктория
MamaSASHI
Спасибо, Валерия! Очень интересно! Особенно понравилась идея подачи материала про Екатерину. История искусства с трехлетками - это круто! Но все это даст плоды, отложиться в маленьких сознаниях и Ваши ученики, повзрослев, еще не раз вспомнят о тех положительных впечатлениях, полученных на занятиях и главное полюбят изобразительное искусство! Ваши занятия мне очень напомнили мое детство, когда я занималась в студии при музее Изобразительных искусств (там правда с 5 лет), руководителем студии тогда была Нина Николаевна Кофман, замечательный педагог! Мы ходили по залам музея и знакомились с произведениями живописи, скульптуры, а затем по впечатлению от увиденного рисовали в студии. Как я любила эти занятия! Всего 2 раза в месяц, но я их так ждала. И самое главное - с детства полюбила изобразительное искусство, музей был для меня - настоящим храмом. Сейчас в своей студии я начинаю новую тему обязательно с знакомства с произведениями живописи и графики по этой теме. Сравниваем, размышляем, придумываем историю. И чувствую, моим ребятам это тоже нравится:)
Удачи Вам, Валерия и больших творческих успехов!
13.02.2005 21:10:59, MamaSASHI
Всегда "облизываюсь" на статьи Валерии, но знаю, что ее студия от нас далеко. А вы где? Киньте на мэйл, пожалуйста, вдруг нам повезет... 14.02.2005 20:31:47, ЮлияС
Валерия*
Спасибо, Лиза! Одним делом занимаемся:))) Давайте опытом обмениваться. 13.02.2005 21:49:20, Валерия*
MamaSASHI
С удовольствием!:) Только с дошкольниками я стала заниматься всего год назад, а до этого только с детьми школьного возраста. Перестраивалась очень тяжело, помогло то, что у самой сын 3-летний, он у меня поначалу как подопытный был, сначала с ним дома отзанимаюсь, увижу что понял, чего не понял, а потом с ребятами в студии:) Сейчас уже втянулась, дошколята, оказывается, очень интересный народ, очень сильно отличающийся от школьников, но зато открытые, непосредственные, незажатые человечки. Во многом мне помогла книга-программа Копцевой "Природа и художник". Лера, а ваша студия участвует в выставках-конкурсах городских-российских, проводимых и институтом Копцевой и другими организациями? Мы с ребятами из студии "Колорит" (там, где школьники) много где участвовали, удостоились всяческих наград (у нас есть Девочка на шаре, лауреаты всякие, мы даже образцовый коллектив:)) Хотите, буду подкидывать Вам инфу про выставки:) 13.02.2005 23:20:04, MamaSASHI
Валерия*
Спасибо:))) Хочу, конечно! Меня уже давно все грузят, что надо где-то показывать детские работы. Даже наша художница из худ.школы, которая сына учит, говорит, что они того стоят. Но я пока только здесь, на "7ya", и то, после долгих внутренних сомнений, решилась показать наши рисунки. Я настолько непубличный человек, что для меня загадка, как вообще рисунки на эти выставки попадают...
Я готова делиться идеями (они из меня лезут просто) и информацией по истории искусства (если нужны тексты, картинки или еще что-либо подобное). У нас сейчас появилась хорошая традиция проводить тематические праздники (про посвящение в художники я здесь писала).
Лиза, а вы в музеи ездите? Мы вот недавно в музее ДПИ были, столько впечатлений, я даже здесь отзыв оставила:)
13.02.2005 23:58:10, Валерия*
=СветА™=
Конечно, работы показывать обязательно нужно! И детям это очень важно и самой себе-сравнение обычно на пользу.Работы малышей обычно грешат тем, что в них слишком видна рука педагога.
не буквально-, что он там на рисунках рисует, а образно.

На выставке это очень видно и стараешься от этого отходить.

Читаю вот тут вас, да Караул вот, мысли всякие бродят, хоть опять изостудию открывай..
14.02.2005 12:34:18, =СветА™=
Валерия*
А что значит "видна образно" рука педагога? Все рисунки похожи друг на друга? 14.02.2005 14:32:32, Валерия*
=СветА™=
Ну, не знаю, как это словами выразить. :-)
Вы были на выставках детского рисунка.Когда студии выставляются?
ну, там даже подписи к работам можно не читать, видно кто и откуда, работы сами группируются. :-)

А на глобальных просмотрах типа семинара Неменского, когда тысячи рисунков с учимтелями приезжают со всей страны это еще виднее.

Рисунки не похожди, конечно.и техники разные, но рука педагога видна.Несмотря на детскую образность, яркость и непосредственность.
Вот когда уже старшие школьники рисуют, там, при всей постановочной высушенности все равно индивидуальности больше.

Но это известный грех.Или наоборот, особенность.
14.02.2005 14:52:52, =СветА™=
MamaSASHI
Все правильно, Свет. Абсолютно точно про выставки. Даже работы школьников определенной изостудии выполнены в едином стиле.
Отборы на эти выставки очень строгие (кроме института Копцевой, где оценивается именно детская непосредственность, детское видение, а не педагога, потому что рисунки им нужны для исследований детского творчества).
А на другие выставки работы отбирают по определенным критериям: грамотность построения композиции, законченность работы и.т.д, точнее - приближенность к станковой живописи и рисунку, интересные техники, оригинальность исполнения, чего требовать от дошкольников бессмысленно, но там их и мало, почти нет, за исключением 6-летних детей (немного).
Пример, со мной работает моя племянница, мы подготовили рисунки, тема "Победа в ВОВ", дети одни и те же, работы разные, она не вмешивалась абсолютно, я вмешивалась, т.е. подсказывала наиболее удачное решение композиции, что надо выделить, где прорисовать, советовала на счет цвета, контролировала смешивание красок. Своей рукой даже не касалась, хотя многи педагоги и этим грешат. Итог, ее работы не взяли (хотя в них эта самая детская непосредственность), мои взяли все (но без моего участия, они так бы не нарисовали, наверняка фон одним едким цветом закрасили). В этом есть и вред и польза. Вред, если перегибать палку, постоянно диктовать свое видение ребенку, польза если деликатно советовать, при этом инициативу выбора сюжета, цветовое решение предоставлять ребенку. Это коротко. Вывод: на выставках завышена планка, всем хочеться, чтобы их работы попали на выставку, плюс еще тема сложная, вот и стараются. Польза от выставок детям - видят выход своего творчества, что дает стимул для дальнейшего творчества.
15.02.2005 01:31:06, MamaSASHI
=СветА™=
:-) А ты с Копцевой знакома?Просто знаю я ее и ейного мужа-он директор школы тут у нас.И на курсах я у нее училась.Не знаю уж какие там исследования детских рисунков( они их у меня много брали)- все везде одно и то же.

Эта программа академика Неменского из которой и отпочковались Копцевы, сама признает, что " да, детей развиваем, они видят сами, рисукют, все супер, но..пока рядом педагог.
как только педагога нет- самостоаятельные детские рисунки тут же теряют ценность.особенно живописные работы, графика еще куда ни шло.

И , правда, вот прошел урок.Дала наглядный ряд.просто смотрим картины, слайды, говорим, обсуждаем.
Получается- супер. Живописно, ярко, каждая работа- выставочная.Я, естественнно, никому не помогаю- их там 25 человек, но работы просто профессиональные почти у всех-небо встречается с землей на линии горизонта, интересныек композиционные решения.

Через пару часов те же детки сами сами рисуют на продленке.Без педагога, одни.По всем законам детского творчества-небо-отдельно, земля отдельтно.Как-будто и не было этих уроков и не они смотрели и думали и обсуждали и так классно рисовали..

Поэтому и жалобы, что в студии получается, а дома нет.педагог не помогает, он направляет, но его направляющая рука так хорошо видна. :-)
и профессиолналы, работающие в детьми, эту руку видят.
Просто потому что знакомы с самостоятельным детским творчеством.

Кстати, вот в графике дети более независимыи без педегогических рук у них выходят классные работы.А вот живопись..тем более большие полотна..

Но живопить на выставки берут лучше, она зрелищнее, ярче.
Вот и смотрим на выставке находки педагога, выполненные руками детей.
Это не плохо, просто подменять одно другим не нужно, как мне кажется.

А какмаленькие дети сами могут рисовать ты знаешь. :-))В плане фона и живописных решений.
15.02.2005 10:24:27, =СветА™=
Валерия*
Света, озадачил меня этот топик, я сегодня долго размышляла, даже на работе, глядя на детские рисунки...
Поэтому обращаюсь к Вам, но и к Лизе тоже.
Дети, как Вы говорите, где-то перенимают манеру того художника, который их учит, даже если он не прикасается к рисункам. Я правильно поняла?
А если ее нет, манеры этой? Ну я свой случай имею ввиду. Я ведь не художник и ни одной картины за всю жизнь не написала. Ну то есть технике живописи и рисунка нас в универе учили, естественно, там мы писали какие-то постановки, этюды и т.д., но за серьезное творчество это считать нельзя, как и те графические штудии, которые я рисую к урокам.
Но вот в манере интерпретации сюжета я даю детям полную свободу. У меня есть любители писать раздельным мазком, и делают так все живописные работы - я не возражаю; есть приверженцы контурных, стилизованных рисунков - я не лезу: иногда очень яркие вещи получаются. Есть противники перспективного построения - ну любят они в плоскости работать, не хотят ни бликов, ни полутеней (типа Матисса). Ну я опять же, не пристаю. У нас студия больше историко-искусствоведческого направления, мы темы изучаем, а по мотивам изученного рисуем. Т.е. другой подход - без акцента на технику. У меня сын поэтому после своей художки еще и ко мне рисовать приходит - "отдохнуть", как он говорит.
Будут ли наши работы выдавать руку педагога? (Здесь на сайте есть три статьи с рисунками, может найдете время глянуть...) Это первое.
Во-вторых, я панически боюсь показывать работы именно по этой причине: что в них найдут какие-то технические огрехи (конечно,они есть). Но мы ведь не задавались целью технически грамотно все это сделать, мы просто отражали свои впечатления...
А дальше совсем крамольная мысль полезла - имеет ли право на существование такая изостудия, где техническим навыкам обучают лишь постольку поскольку, внутри контекста, а не как самоцель?
Может быть вы развеете мои сомнения?
Спасибо, если до конца дочитали, еще признательней буду если ответите.
16.02.2005 02:23:09, Валерия*
Можно я на часть вопроса отвечу?:-)
После того, как по старшему ребенку "проехалась" преподаватель ИЗО из худ.школы, я к акдемическому обучению отношусь с большой опаской:-)
Когда стало ясно, что второй ребенок имеет способности к рисованию, я какое либо обучение постаралась оттянуть, на столько, на сколько это возможно. ТОлько в прошлом году нашли преподавателя на 2 часа в неделю. Занимаются всякой классикой обучения:-) остальные шесть дней в неделю ребенок рисует как хочет и что хочет.
Но, если бы рядом была студия ,подобная Вашей, я определенно привела бы туда ребенка. Мне кажется, что такое построение занятий очень правильно для детей, тем более для детей маленьких. Даже не думайте сомневаться в необходимости вашей студии:-)
16.02.2005 15:03:19, Караул
Валерия*
Лена, спасибо! Как бальзам на душу:) 16.02.2005 16:58:04, Валерия*
Я бы в такую студию и сама ходила :-) С ребёнком. Мне кажется, есть рисование и рисование - рисование ради Искусства (единицы занимаются, талант, и так далее) и рисование ради других целей - культуры, зарисовки образцов растений при наблюдениях, выражение своих мыслей в презентациях, психотерапия, анализ математики, понимание стилей и так далее. У меня сердце кровью обливается, когда малышам ставят "диагноз" - ну, художника из него не получится - и потом уже с ним рисованием не занимаются вообще. А мне кажется, именно второй смысл рисования сейчас очень актуален, ведь вокруг масса визуальной информации. Нашим детям так же необходимо будет уметь сделать себе прилично выглядящий сайт, как каким-то древним культурным китайцам - уметь каллиграфически, художественно писать. Извините за сумбур, эмоции. Обязательно напишите мне про сайт, хочется как-то поддержать. 16.02.2005 18:16:44, Мария Д.
MamaSASHI
Кстати, часто такие диагнозы ставят сами родители, к сожалению.
Валерии. Такая изостудия не только имеет право на существование, она просто обязана существовать! То, что ты даешь детям, не в каждой изостудии могут дать преподаватели. Согласна с Марией, что в каждой студии свои цели, в одной - обучение техникам живописи и рисунка, в другой - приобщение детей к миру прекрасного, дать возможность ребенку прочувствовать, понять и пропустить через себя, добавив свое понимание произведения искусства. И это замечательно, можно даже сказать, что ваша изостудия уникальна, таких очень мало, намного меньше тех, где именно учат рисовать. Я бы тоже обязательно привела к вам своего сына, обязательно!
21.02.2005 00:07:06, MamaSASHI
Валерия*
Лиза, спасибо! На меня иногда набегают такие волны сомнения, какое счастье, что есть кому разогнать:))) То, что ты написала, и Лена с Машей, вселяет уверенность, что я все-таки хорошее дело делаю:) 21.02.2005 00:24:02, Валерия*
Валерия*
Спасибо:) Особенно насчет "диагноза" хорошо. Обычно родители, приводя детей, робко так, неуверенно начинают спрашивать: а вы его тестировать будете? А надо рисунки приносить? Когда говорю, что беру всех, удивляются.
Но через пару недель (или месяцев) начинается другая песня: ну как, есть у него талант? И потом тоже удивляются, когда говорю, что иногда несколько лет ждать надо, пока человек раскроется:)
О сайте: мне кажется, меня легче китайской каллиграфии научить:)))
16.02.2005 19:29:07, Валерия*
MamaSASHI
Свет, ну все абсолютно точно написала:) Подписываюсь под каждым словом.
Копцеву знаю только на уровне "здравствуйте-до свидания-вот рисунки привезла". программу у нее купила, еще пока не слышала ее выступлений, вместе выставку оформляли. Общаемся с сентября. Больше знакома с другими сотрудниками института.
В студии со школьниками пользуюсь своей отработанной годами программой, а вот с дошколятами проблемы были, но сейчас вроде вошла в ритм, пришлось очень много игровых занятий придумывать, играем со всем, с репродукциями, наглядым материалом, с красками, цветом.
15.02.2005 22:45:19, MamaSASHI
MamaSASHI
Раньше, до рождения Саши, ездили, сейчас физически не могу поехать с группой, с ребенком своим (он в сад не ходит), да и устаю очень, каждый день, кроме вт. и ср. занятия, ученики, выставки...
Сейчас напишу Вам по почте какие выставки в этом году.
14.02.2005 01:46:16, MamaSASHI
Валерия*
Я на Ваш сайт сходила - обзавидовалась белой завистью:))) Как рисует Ваш сын! А дети какие талантливые!
Сама мечтаю о сайте изостудии уже несколько лет - но вот не получается никак.
Ваше письмо получила и ответила уже, спасибо! (Не спится что-то)
14.02.2005 02:17:59, Валерия*
Что Вам нужно для того, чтоб был сайт? Могу помочь с этим. 14.02.2005 09:00:17, Мария Д.
Валерия*
Спасибо:) Я - классический "чайник", даже в ЖЖ не смогла соориентироваться. У меня есть куча материалов по обучению детей, картинок, сценариев праздников, отчетов о поездках в музеи. Есть материалы по раннему обучению детей изодеятельности и истории искусства. Сейчас один из моих родителей на хороший цифровик снимает все наши рисунки и работы. Но как всему этому придать достойное оформление - я не знаю. Правда, у меня муж - программист, он человек занятой, но если бы как-то все инициировать, может он потом помогал бы:) 14.02.2005 09:16:30, Валерия*
Возьмите программу macromedia dreamweaver, она выглядит как Ворд практически. То есть там есть и другие возможности, но для Вас пока этих хватит: текст, выделить крупным, цвет изменить, вставить картинку или таблицу. Вот эту хотя бы статью оформить картинками. А потом можно сделать, для начала, простой сайт: страничка-заглавие, оттуда линки к статьям. А там уж можно подключать будет добровольцев - дизайнеров, программистов, кого угодно, детишки сейчас в этом разбираются иногда лет в семь-восемь уже. Если хотите, могу сделать Вам адрес сайта naturalmath.com/valeria/ или подобный. 15.02.2005 00:46:36, Мария Д.
Валерия*
Извините, ну я тупой пользователь:( А муж в командировке.
Откуда я должна взять программу - купить?
Или где скачать можно:)))
15.02.2005 00:55:49, Валерия*
Эта продаётся; но Вы лучше мужа дождитесь, может, у него есть какой-то редактор уже, да и бесплатные существуют. 15.02.2005 02:28:20, Мария Д.
Валерия*
Будем ждать мужа:) 15.02.2005 08:22:08, Валерия*
MamaSASHI
Спасибо за добрые слова! Я тоже чайник, просто зашла на narod.ru, зарегистрировалась, чтобы создать сайт, а дальше там готовые страницы предлагаются, которые я и выбрала, закачала картинки, текст, сделала ссылки с одной страницы на разные, вообщем, попарилась тоже немало, но там есть форум, можно вопросы задавать, если не получается. Времени все равно, не хватает, хочу интересные занятия свои поместить туда, игровые задания, статей парочку есть у меня, программа. 15.02.2005 01:36:22, MamaSASHI
Валерия*
Лиза, получила твое письмо, спасибо.
Видно нам опять не судьба участвовать в выставках в этом году - уж больно "не в тему" нам 60-летие Победы:(
15.02.2005 08:24:11, Валерия*
MamaSASHI
Ничего страшного, вставки каждый год, обычно темы более доступные для детского понимания:) 15.02.2005 22:46:59, MamaSASHI
Валерия*
Я тоже думаю, что ничего страшного, но ты пиши, если вдруг какую-нибудь приемлемую тему заявят:)
Лиза, почитай, пожалуйста, мой топик немного выше, я бы и твое мнение очень бы хотела услышать.
16.02.2005 02:07:00, Валерия*
Юва
спасибо, как всегда, очень интересно и полезно:) 13.02.2005 12:20:54, Юва
сиобхен
очень интересно, завтра с детьми позанимаюсь, правда диафильмов у нас нет, но зато много репродукций, еще есть такой мультик опять двойка называется, там про картины тоже интересно обыграно... 13.02.2005 01:25:22, сиобхен
Мне, как студентке художественного института по специальности искусствовед, очень интересна эта статья, и любопытна тема "искусство для малышей". Валерия, спасибо Вам большое, я поняла, что это действительно возможно и мне тоже очень хочется попробовать показать искусство детям, ведь за ними наше будущее. Успехов! 12.02.2005 23:56:54, Марина
Валерия*
Вам спасибо, что читаете:) Пишите на e-mail, если какие вопросы будут. 13.02.2005 00:40:22, Валерия*
спасибо,Валерия! супер,как всегда! а где можно купить слайды с репродукциями? 15.02.2005 00:18:00, Калипсо
Валерия*
Со слайдами сейчас проблемно - я свою коллекцию с 1992 года собираю, понемногу, по крохам. В Центральном Детском мире сейчас, по-моему, продают еще наборы, и в некоторых музеях иногда. Мне в основном муж и знакомые из-за границы возят.
С репродукциями проще. В любом музее есть картинки их собрания, а иногда и других. В Третьяковке - отличные репродукции продают, и не очень дорого.
Ну еще, если принтер позволяет, можно очень качественные картинки скачать отсюда:
15.02.2005 01:00:21, Валерия*

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих




Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!