Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Василиса из сказки

Работа с текстом

1. Что именно подразумевается под работой с текстом, когда преподаватели в вузе говорят о том, что абитуриенты этому не обучены?
Нередко - самое простое. Умение прочитать текст и понять, что там написано, а потом использовать полученную информацию в нужных тебе целях. В принципе, этот навык человек должен приобрести в школе в процессе приготовления домашних заданий, например. В моё время в школе этому учили. Почему этот навык оказывается недостаточно развитым на сегодня - этому много причин может быть.
2. Почему преподаватели иностранного языка часто занимаются обучением работе с текстом? Потому что на этом основаны многие упражнения, а также потому, что в экзамен (как в обычный, так и для поступления в аспирантуру, например, входит реферирование текста (а это задание требует развитых навыков работы с ним).
3. Как определить, могут ли студенты работать с текстом? Очень просто. Дать текст и задать вопросы по нему. Потом дать задание написать краткое содержание текста (что, в общем, и является подготовкой к реферированию). Конечно, текст даётся такой, чтобы студенты могли его понять. На уроке иностранного языка там может быть определённый процент незнакомых слов, это хорошо, это учит думать (но мы же не только про иностранный язык?) Если уровень владения навыком работы с текстом не устраивает, делаем следующее.
1. Начинаем с малого. Берём текст поменьше - и задаем по нему один вопрос. Потом два вопроса))). Потом берём текст побольше -и задаём еще вопросы. Властью преподавателя)))заставляем ЗАПИСЫВАТЬ ответы кратко (опорные слова, план)или более развернуто (это по ситуации, когда разумно, в некоторых случаях это делать просто глупо). Для чего записывать? Чтобы учиться формулировать. Нам нужно получить точный ответ, с подтверждением из текста, а не "бе...-ме...-ну, не знаю".
2. Можно проделывать параллельно. Берём текст, условно говоря, в 10 предложений. И просим изложить его содержание в 3-4. Сначала подчеркиваем в тексте, обсуждаем, почему выбрали именно это предложение, насколько оно важно с учётом ограниченного количества предложений для изложения содержания. Это нередко оказывается сложным. Тогда - 5 предложений, например. Затем записываем, что написали! Разрешается даже переписывать предложения из текста (не забывайте, я на занятиях по инязу это делала). Главная задача здесь - следить, чтобы человек изложил всё. Очень часто предложения записаны, а смысл текста по ним восстанавливается не полностью. Это мы делали сначала в группе с обсуждением, а потом уже давались самостоятельные работы. Далее - по нарастающей. Грубо говоря: 20 предложений - а содержание надо изложить в 5 ))). Сначала перестаем подчеркивать предложения (основные мысли) в тексте. Потом перестаем писать. Уже всё делаем устно.
Время работы - месяц-полтора, 2 пары в неделю, где-то раз-два в неделю отработка этого навыка (минут по 20). Затем дети уже соображают, что от них надо, всё делают устно, главную мысль выделить могут и т.д.
ПС: Важно, чтобы не было так: пометьте правильные ответы на вопросы к тексту галочками (палочками, крестиками, ноликами))). Ответы должны быть сформулированы, им должно быть найдено подтверждение в тексте.
Тут Сat-S один раз предложила очень удачное задание по лит-ре: "А докажи, что Толстой считал А. Каренину неумной женщиной". Вот так и учат работе с текстом, на самом деле-то, вполне себе в школе.
05.05.2012 22:41:31,

41 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
AuntHelen
Работать с текстом дочку учили на курсах быстрого чтения Олега Андреева. Начальные курсы рассчитаны на 11-12 лет, и упор идет не просто на скорость чтения, а на скорость ОСОЗНАННОГО чтения (учили выделять главную мысль текста, обращать внимание на название текста, автора, составлялся план отатьи). После курса результат высчитывался не как "количество слов в минуту", а количество слов в минуту, умноженное на коэффициент понимания прочитанного (тексты брались научно-популярные). 07.05.2012 13:36:14, AuntHelen
Cat-S
А у нас так с пересказами по Верещагиной учат четвероклассников работать. Пишут в тетради план, подчеркивают в учебнике те предложения и их части, которые надо пересказать. Дома готовят пересказ. Самостоятельно дочери пока сложно главную мысль вычленить из текста, но их учат этому. Кстати, после такой подготовительной работы, дочь начинает именно пересказывать, а не выучивать наизусть кусок текста "от и до". Работы с вопросами пока только не было. 07.05.2012 08:46:06, Cat-S
А Толстой хоть одну женщину считал умной? 06.05.2012 12:38:23, Харас
Василиса из сказки
Это просто пример. 06.05.2012 13:11:15, Василиса из сказки
С одной стороны да, с другой стороны, в моих глазах это пример очень неудачного задания именно из-за того, что тут надо не с текстом "Анны Карениной", а с биографией Толстого работать. Да и вообще-то по мнению кого-нибудь из детей эта концепция может не соответствовать истине, потому что им кажется, что Толстой как раз Анну Каренину считал умной.
И если уж хочется научить работать с текстом, нельзя давать задание, роль которого доказать правильность точки зрения учителя...
06.05.2012 13:41:29, Харас
Cat-S
У меня в одиннадцатом классе было сочинение на тему "Сколько разгромов в романе Фадеева "Разгром"?" Учительница несколько уроков доказывала нам, что Фадеев, на самом деле, был противником советской властии и в своем романе последовательно, используя художественные приемы, "громил" ее. Она нам приводила свое сложное доказательство (думаю, основываясь на каких-то литератороведческих исследованих перестроечного времени).По мнению учительницы, "разгромов" было что-то около 7. Я была с ней не согласна. И в своем сочинении доказывала, что разгромов ни одного не было. Помню, что сочинение писалось очень сложно - нужно было и учительницу опровергать, и цитаты в тексте подыскивать в доказательство своего мнения. Получила за сочинение я 4, так что учительница вполне нормально отнеслась к моей трактовке. Сейчас я сюжет "Разгрома" вообще помню смутно, а история с сочинением в памяти осталась. :)

С "Анной Карениной" при обсуждении чуть-чуть контекст другой был; но это неважно, на самом деле..
07.05.2012 08:37:22, Cat-S
Так задачи "сколько разгромов?" и "докажи, что разгромов было 7" принципиально отличаются. И мне совсем не кажется, что это неважно. 07.05.2012 12:51:58, Харас
Cat-S
Отличаются, конечно, по корректности формулировки. Но не по сути. Потому что, учитель (он же тоже человек со своими взглядами) ожидает получить в ответ от ученика отражение своих мыслей, своих речей. 07.05.2012 14:56:49, Cat-S
Помню, что в качестве замечания по сочинению, я получила в тетрадь такую запись от учителя : "Жалеешь её?" (это про Катерину из "Грозы" Островского). В итоге за содержание была поставлена 4. 07.05.2012 16:31:43, препод
В том-то и проблема, что на мой взгляд, они отличаются именно по сути. 07.05.2012 15:20:04, Харас
мне кажется, очень интересно было бы "анна глазами мужа", "анна глазами любовника", "анна глазами сына"... С авторами сложнее, многие вообще жалуются на персонажей, что они начинают жить своей жизнью, и их, авторов, ни в грош не ставят:) 06.05.2012 23:59:58, иллика,
Я бы вообще для работы с текстами художественные произведения не брала. Раскладывание по заранее указанным полочкам качеств персонажей и их сравнительные характеристики - кошмар школьной литературы. Это делать инстинктивно неприятно, возникает аналогия с препарированием кого-то живого.
Учиться работать с текстом лучше на менее нежных субстанциях.
06.05.2012 14:10:19, Western
И это тоже. Да и не понадобится 99,9% больше никогда работа с текстом художественных произведений, а анализировать они будут совсем другие тексты: законы, инструкции по использованию прибора, описание экскурсионных туров, правила рабочего распорядка, но никак не "Анну Каренину". 06.05.2012 17:29:56, Харас
На самом деле литературоведение - страшно интересная штука, и глубже понимать художественный текст оно помогает еще как. Но к школьным урокам литературы это, чаще всего, неприложимо. Базы у большинства учеников не хватает, да и учителя ею редко блещут... 10.05.2012 13:32:53, Western
Акорса
Так в советской и российской школе современные тексты, что литературные, что инструкции, что газеты не читали и не читают. Только на политинформациях :) ну или когда материалы очередного съезда. 06.05.2012 18:56:39, Акорса
Сразу подумалось, как же мне всегда в жизни везет. У меня были очень интересные политинформации в школе и действительно прекрасный курс "История КПСС". Все это еще не отменили, но перестройка была в разгаре.... 06.05.2012 19:55:03, Харас
Кто о чем, а вшивый о баньке ... Я всё о своем.

24 апреля провела практическое занятие, на котором полностью рассмотрела предварительный расчет к лабораторной работе - 3 схемы от и до с числами (там идет расчет с комплексными числами) и построение диаграмм. По полному протоколу и шаблону ... По ходу занятия контролировала, чтобы студенты,всё что было на доске,перенесли себе в тетради.

Итог был вчера - 5 мая - 0,0 на выходе. В отчетах - полный бред, на приведение их в порядок у студентов ушла вся лабораторка. Эксперимент не успели снять. Тетрадь по практике была при них...

Что делать? Не знаю ...
Кто виноват???
06.05.2012 11:12:30, препод
Видимо, вуз такой, с низким проходным баллом. Уж точно не вы виноваты. 07.05.2012 13:26:51, Et Cetera
Василиса из сказки
Продолжаем ОТДЕЛЬНО учить работать по шалону, тратим на это время ))). Что делать-то... 06.05.2012 11:57:03, Василиса из сказки
Mary-Lea
Ир, спасибо, очень интересно.
Сама об этом не задумывалась, вот в выходные "потестирую" студента-то - умеет, аль нет? *-))
06.05.2012 09:08:30, Mary-Lea
Спасибо!
Я из своего опыта с негуманитарным ребенком добавлю. Помогали такие объяснения:
- представь, что этот текст - задача с избыточными условиями, не нужными для решения, найди только необходимые условия;
- представь, что тебе по этому тесту нужно составить поисковый запрос в интернете, какие слова ты забьешь в строку поиска? Почему именно эти? (тут можно пробовать это и делать, очень наглядно получается).
Естественно, с художественными текстами так работать нельзя, но для навыков реферирования довольно неплохо помогало.

Еще учила компилировать. Например, накопал он в сети и в книжках гору материалов для какой-то презентации. Материалы разношерстные и содержательно, и стилистически. Сначала смотрим, что у нас есть и выписываем самодельные заголовки: "про самолеты", "биография конструктора", "рассказ летчика", "статья из Википедии о типах авианосцев" и т.д. Потом пишем план работы: введение, история самолетов-авианосцев, применение в ВОВ, современный этап, сравнение технических характеристик. Соединяем материалы в нужном порядке, прикидываем объем. Потом выбрасываем из них явно лишнее, убираем повторы, гиперссылки и прочий мусор, и еще раз оцениваем объем. Еще сокращаем, попутно причесывая текст, чтобы стилистически он был единообразен и вписываем свои соображения, переходы от одной части к другой. Делаем выводы, составляем сравнительные таблички, добавляем картинки, пишем список использованной литературы
Вроде бы все банально, но почему-то с большим трудом давалось.
06.05.2012 00:09:08, Western
Cat-S
А с какого класса Вы так учили компилировать? У меня тоже сильно назрело - ребенок в 4-м, небольшие сообщения на страничку постоянно задают.

Дочь с компьютером на "Вы". Пока в режиме, посильном для нее, делаем доклады: я скачиваю информацию, делаю адаптацию для ребенка (выкидываю сложные слова, упрощаю предложения), дочь рисует рисунок, если есть время (если нет - я вставляю фотографию из интернета), дальше она пересказывает. Фактически с ее стороны работа сводится к пересказу. Счастье для меня, если заданная ей тема доклада пересекается со статьей какого-нибудь геоленка или детской энциклопедии. Но, чаще всего, информацию приходится искать в интернете.

Меня это не устаивает, конечно. Копи-паст несложно научить делать. А вот адаптировать ребенку взрослый текст к детскому "простому" языку сложно. Даже мне иногда сложно.
07.05.2012 08:13:58, Cat-S
Учила класса с 6, раньше , ИМХО, это слишком сложно. До этого учила искать материал, отучала от Википедии, настаивала, чтобы среди источников обязательно были бумажные книги, объясняла, что в интернете есть далеко не все, да и качество там весьма разное. 10.05.2012 13:27:30, Western
Василиса из сказки
ИМХО, компилировать - сложно, ребёнок молодец. 06.05.2012 00:48:38, Василиса из сказки
Сложно, но нужно же постоянно. Не учат этому совсем. Зачем, если учителя удовлетворяет скачивание готовых рефератов... 06.05.2012 01:08:40, Western
Интересно, а сейчас в школе всему этому уже не учат? Когда я училась в школе, то всему этому там как раз и учили. И даже задания по лит-ре были подобные. 05.05.2012 23:32:05, Ольга*
Школы-то разные. Я что-то не помню, чтобы нас этому 30 лет назад учили. Детей - тоже. по крайней мере старшую, выпускницу. Надеюсь, ей это не понадобится пока. 06.05.2012 00:19:56, hanhi
Как это не понадобится? Это на работе нужно каждый день. По крайне мере мне. Может какой рабочей трудится, то и не нужно. А работникам умственного труда так нужно постоянно :) 06.05.2012 12:11:11, Ольга*
Мурзя
Еще как учили. Помню, как я не любила составлять тезисные планы по литературе в старших классах, а это одно из :) Изложения/сочинения писали, составить к ним план - само собой разумеется. Тестов не было, зато устный пересказ - практически по всем предметам. Да, и рефераты неоткуда было скачивать, приходилось искать в книгах и учиться сокращать, сохраняя основную мысль и стилистику. 06.05.2012 09:54:19, Мурзя
Я всю жизнь сперва писала сочинение, потом к нему план:) 07.05.2012 01:22:52, Харас
Мурзя
Я так не могу :) Другое дело, что по ходу написания могу немного план подкорректировать, но все равно опорные пункты всегда создаю заранее. 07.05.2012 09:14:16, Мурзя
Ха, я едва ли не все сочинения, кроме вступительного, еще и без черновиков писала. Попробовала в 10-м классе на выпускном экзамене написать сперва черновик, в итоге у меня в черновике сочинение на одну тему, а в основной тетради на другую:))) 07.05.2012 13:04:35, Харас
Акорса
пересказов после началки не помню, а планы да, постоянно. Но что смешно, в плохой школе с полубандитским контингентом делали и спрашивали, а в хорошей можно было план и не писать. 06.05.2012 11:08:00, Акорса
Василиса из сказки
Потому что в хорошей школе дети и так этим владели, небось, а тут надо было всех спросить и проконтролировать. Кстати, в 1567 в гуманитарном классе давали несколько тем для сочинений. Писал ты одно сочинение, само собой, а план надо было нести ещё штук на 5-6. 06.05.2012 11:58:22, Василиса из сказки
Акорса
в том то и дело, что нет. В хорошей школе учителя по русскому были в разы хуже, чем в плохой 06.05.2012 18:53:28, Акорса
Василиса из сказки
Конечно. 06.05.2012 10:18:18, Василиса из сказки
Как это не понадобится? 06.05.2012 01:10:07, Western
Василиса из сказки
А сочинения мы разве не писали? "Образ Татьяны Лариной в романе в стихах "Евгений Онегин", например. 06.05.2012 00:48:10, Василиса из сказки
Василиса из сказки
Должны учить. Я сама не понимаю, как за 11 лет этому можно не научиться. Но факт остаётся фактом - достаточное кол-во студентов этим навыком не владеет. А ко мне не самые плохие студенты попадали, а даже весьма отобранные, да ещё и гуманитарии. 06.05.2012 00:06:59, Василиса из сказки
Не учат этому почти нигде сейчас, ИМХО. Дети не умеют найти в параграфе ответы на вопросы, которые в конце этого параграфа. А у них это их, кстати, и не спрашивают практически. Ушла форма ответа у доски в виде пересказа, это несовременно, видимо. Отвечают коротко с места, в итоге связно рассказать сколько-то объемный текст мало кто может. 06.05.2012 01:04:44, Western
Irkin
Ну все таки оазисы еще попадаются :) Ребенка еще в началке этому учили довольно настойчиво :) В средней школе только на истории были такого рода задания. Но навык уже закрепился. 06.05.2012 10:08:19, Irkin


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!