Раздел: Психология, переходный возраст

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Уважаемые участники конференции, поделит

Уважаемые участники конференции, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями вот по каким вопросам. Я много размышляю о том, как же вырастить человечка, живущего в гармонии с собой и окружающими. Все мои рассуждения в конце концов сводятся к необходимости развить=воспитать=сформировать и т.д ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА=чувства самоуважения=адекватной самооценки=чувства самодостаточности т.к. ИМХО именно это качество делает человека терпимым к особенностям других людей, а следовательно не конфликтности, а также такой человек не позволит другим манипулировать собой (через вызывание чувства вины, обиды и т.д.), адекватно оценивает свои способности и ставит перед собой реалистичные цели. Естественно главный вопрос: КАК этого достичь? Общая схема для меня видится в том, чтобы вести ребенка постепенно по лесенке собственных успехов в разных деятельностях (игры, учебы, спорта, общения и т.д) (Карина как-то писала об этом). Но, в общем, вопрос КАК я бы хотела обсудить попозже, а сейчас меня интересует такой вопрос: не слишком ли однобоко я сужу о гармоничном человеке? Так ли уж чувство самоуважения определяет взаимоотношения человека с собой и окружающими? Что вы думаете по этому поводу? Заранее приношу свои извинения тем, для кого мои размышления «детский лепет».
17.04.2001 11:37:32,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Сначала о гармоничном человеке.:) Что это такое?
Давайте рассмотрим две образовательные парадигмы: советскую и современную. Если раньше представление об идеальном продукте (человеке) было "всестороне развитый", то сейчас говорят о "гармоничном". А это - не одно и то же. В первом случае развивают ВСЁ, во втором - то, что соответствует природе ребенка, не насилуя его в других видах деятельности; ребенок становится "рельефным", особенным, уникальным.
Здесь много писали про одаренность и творчество. Мне кажется, что это НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. ТВОРИТЬ может и не одаренный человек. А одаренный может быть высококлассным "функционером" и НЕ СОЗДАТЬ ничего нового.
Допустим, у вас ребенок НЕ одаренный (ох, тут тоже масса вопросов, но не будем пока их затрагивать...), но вы хотели бы вырастить его ТВОРЧЕСКИМ. А для того, чтобы ТВОРИТЬ, надо быть СВОБОДНЫМ. Недавно мне попалась любопытная статья (ШП N6/2001, авт.д.п.н.Е.Яковлева), в которой группа исследователей рассказывает об одном эксперименте. Ученые выделили такое качество как "творческость" (способность к творчеству). Почему они не назвали его креативностью, я не знаю.:) Ну, так вот. Они выделили КРИТЕРИИ "творческости":
-высокая самооценка;
-открытость новым идеям;
-устойчивость к неопределенности;
-независимость;
-умение чувствовать проблему;
-гибкость.
Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции.

Так вот. Мне здесь бросились в глаза две характеристики: высокая самооценка и гибкость.
Иными словами, человек должен быть свободен, уверен в себе, и он должен уметь "пристраивать" себя и свои идеи в любых обстоятельствах. Как пишет автор, "умение предъявлять себя миру".

Вот здесь и возникает проблема самоуважения и достоинства. Это ВАЖНО. Но это - НЕ ВСЁ. Как быть с гибкостью? Как быть с уважением ДРУГИХ? Самые большие страдания человека - от одиночества, от отвержения, от признания своего существования бесцельным, а своих достижений никому не нужными. Я, честно говоря, совсем не уверена, что самодостаточность приносит счастье. Хотя, возможно, такие люди есть. Самодостаточность обедняет духовный мир, заменяя живое общение суррогатным. Человек ПОЗНАЁТ, но НЕ ПРОЖИВАЕТ. А еще Мясищев вывел известную формулу СОЛ (система отношений личности), состоящую из трех элементов: переживание-восприятие-реакция. Если мы одинаково переживаем (с кем-то), это Со-переживание; если одинаково вопринимаем - это Понимание; если одинаково реагируем - это СО-действие. (Схема упрощена, как Вы понимаете).

И, говоря о гармонии, мы не можем обойти ВЗАИМОдействие, а не просто СВОЕ существование. Человек, как челнок, должен ОБМЕНИВАТЬСЯ ресурсами с другими людьми. Они его питают и поддерживают, они дают ему важную характеристику Гармонии - СВЯЗЬ с миром.(Помните, из школы тему "Круговорот воды в природе"? Человек, отдавая - получает. И т.д.)

Потому, мне кажется, что гармоничный человек - это
а)человек свободный. Но не потому, что самодостаточный,(свободный ОТ других), а потому что может построить отношения с ЛЮБЫМИ Другими, он может их ВЫБИРАТЬ. Заметьте, - ОН может выбирать, а не только ОНИ.
б)человек, который может дать другим что-то СВОЕ, особенное. И это особенное будет ВОСТРЕБОВАНО.

Гармония - это отсутсвие внутренних противоречий. Это возможность получить то, что хочется, а не то, что приходится иметь. Это когда в нашей личности все сбалансированно, и для реализации своих целей человек обладает необходимыми ресурсами. ИМХО.:))
17.04.2001 20:52:56, Карина
Карина, спасибо большое за ответ, как всегда с неподдельным интересом читаю Ваши сообщения. И теперь у меня родились следующие измышления. Что для идеальной гармоничной личности, у которой нет внутренних противоречий, все сбалансировано будет являться «толчком» дальнейшего развития, т.к. ИМХО именно переживания внутренних противоречий толкает нас к покорению следующих вершин на пути саморазвития. Вероятно «полная гармония» некая идеальная модель, к которой человек стремится и которой никогда не достигнет? И еще, как для себя определить критерии наличия гармонии: когда имеешь «возможность получить то, что хочется, а не то, что приходится иметь.»? 17.04.2001 22:45:40, April
Ну, ребята, вы даете!:)))))
В очередной раз убедилась, что основные мои размышления остались в моей голове.:)) А написать я их полностью не сумела.:)))

Значит так. С конца начну.:)
Гармонию в себе чувствуешь, когда живешь так, как ХОЧЕТСЯ. То есть - в СОГЛАСИИ с собой. Когда не завидуешь, не изнываешь от того, что ЧЬЯ-ТО жизнь лучше твоей. Что кто-то ЛУЧШЕ рисует (Привет, Кет!:)), или дом имеет больше, или поклонников.:) Когда в день рождения тебя поздравляет столько людей, сколько ХОЧЕТСЯ; когда в дом приходят ПРИЯТНЫЕ люди, и ты не вынужден общаться с НЕприятными. Когда НЕприятные не задевают основательно, и когда Дело, которым ты занимаешься, тебе нравится.
Иными словами, это когда ОСОЗНАЕШЬ свои достоинства и не променяешь их на чужие. Мне фраза "уметь любить себя" не очень нравится. Ближе вариант - "уметь ценить (что-то) В СЕБЕ".

Дальше.Я совсем не считаю, что гармония - это недостижимый идеал. Достижимый! Только это движение в двух направлениях: преобразование чего-то в себе (не деформация, а выращивание, благоустройство твоего Внутреннего Садика) и, КАК СЛЕДСТВИЕ, получение оптимального результата СНАРУЖИ, в реальной жизни. Когда интерьер этого Внутреннего Садика вызывает желание Значимых Других посетить его.:))

Скажу больше. Именно когда человек находит этот баланс, вот ТОГДА-ТО он и начинает ТВОРИТЬ. У него камень с души спадает, потому что исчезает внутренняя БОРЬБА с собой и миром. Вместо ПРОТИВОстояния появляется Созидание.
Как ни крути, Гармония - ОСНОВА Созидания. Причем, не обязательно идти (созидать) "дальше". Человек может просто нести свой свет окружающим, и это будет чудесный вклад в МироЗдание, а его Свет отразится ЕМУ ЖЕ в лицах и душах других людей.
Бывает, что люди Создают не только Свет, но и картины, стихи и т.д. Но создавать картины и стихи можно и БЕЗ внутренней гармонии. Скорее даже наоборот - внутренние терзания частенько и подвигают на самовыражение через искусство.
Вот почему мне кажется, что Гармония - сама по себе Ценность. И ценность гораздо большая, чем "продукт" творчества (картины и стихи).

Что является толчком для развития?
НОВЫЙ ОПЫТ. Развитие, как заметили еще классики философии, идет ПО СПИРАЛИ. В мире НЕТ СТАТИЧНОСТИ. Ничего нет РАЗ и НАВСЕГДА. (Помните про "синдром всезнайки"? Ощущение своей "компетентности" консервирует развитие. Кавычки я поставила потому, что уверенность в том, что ничего нового тебе мир не откроет, что ты уже все познал, не является компетентностью, ИМХО). А значит - новый день - новое осмысление, на новом витке.
Новый опыт приобретается через общение с новыми людьми. Понимаете цепочку? Для того, чтобы на тебя "клюнули" интересные новые люди, надо как следует "освоить" старых, старую ступеньку, отрефлексировать, осознать, получить ценностную "прибавку". Если человек гармоничен, он обрабатывает этот опыт СПОКОЙНО, у него есть время на анализ. А когда человек "мечется", то впопыхах он может и распугать потенциальных партнеров.

Ну, это я уже в дебри, по-моему, полезла...:))

Поэтому, я думаю, что гармония - это не штиль, когда переживать не надо. Гармония - это ИНСТРУМЕНТ для освоения мира. Но инструмент АДЕКВАТНЫЙ, отшлифованный, подогнанный под тебя.

P.S. Пожалуйста, не бойтесь задавать вопросы. А то у меня будет иллюзия, что меня все поняли так, как нужно.:)))
17.04.2001 23:27:24, Карина
Карина, может мой вопрос глупый, но все же , а как быть с интровертами. По моим наблюдениям, им все чего-то другого надо. Со своей, экстравертской стороны с Вами согласна, а про своих близких интровертов испытываю большие сомнения. :-) 18.04.2001 19:14:40, Сонечка
Ой, я как раз хотела поговорить об этом тоже. Но мне кажется, что как раз интроверты более рефлексируют и занимаются самоанализом и потребности в саморазвитии у них больше. А самооценка ИМХО никак не детерминируется интроверсией-экстроверсией. Кто, что еще думает по этому поводу? 18.04.2001 20:00:30, April
Я думаю точно так же.:) Хорошее общение с людьми - это же не экспрессия обязательно. Человек вполне может общаться в СВОЕМ темпе и быть притягательным для других. Здесь как раз гибкость и проявляется - что человек не ждет от других ЕГО манеры поведения, а умеет ИСПОЛЬЗОВАТЬ те возможности, которыми располагают ОБА "собеседника".
И, кстати, интровертам ОСОБЕННО надо практиковаться в установлении КАЧЕСТВЕННЫХ каналов коммуникации. Именно потому, что у них таких каналов МЕНЬШЕ. Экстраверт быстрее приобретает связи, и у него больше возможность ВЫБОРА.:)
18.04.2001 23:28:50, Карина
Как бы так написать-то...
У меня очень редко и в определенном возрасте, возникало желание расширять связи. Полученный при этом опыт, свел эти попытки к минимуму и связи тоже. Но, дискомфорта я от этого не испытывала и сейчас не страдаю. Вот и думаю: 1. Мне не повезло?
2. Я имею оптимальное, для меня, колличество и качество связей?
И вообще можно как-то определится- норма это или комплекс? "И, кстати, интровертам ОСОБЕННО надо практиковаться в установлении КАЧЕСТВЕННЫХ каналов коммуникации"- главный вопрос: А, надо ли? Может быть они и без этого, своими путями, могут быть счастливы?
19.04.2001 13:39:53, Баба Лена
Если Вы счастливы, (не перманентно, а в целом), то, видимо, Вы очень гармоничный человек. Если нет ПОТРЕБНОСТИ расширять свои связи, если тот результат Вашей жизни, который Вы имеете, Вас устраивает - о чем беспокоиться? Вас можно только поздравить.:)) 19.04.2001 21:54:07, Карина
Это радует:-)))
Я долгое время была в этом уверена, а потом вдруг задумалась( не без помощи этой конференции).Вдруг это все неправильно, вдруг когда-то кто-то не направил меня в нужном направлении, и живу бедная и несчастная, а думаю, что так и надо. Это к тому, что дети у меня разные очень. Старшая - общественный, школьный, радостный человечек, а малява, больше в себе. И садик только на пол-дня, и много впечатлеий сразу утомляют, и от "толпы" устает. хочется не сесть в лужу:-)))
19.04.2001 22:34:39, Баба Лена
Если ребенок не страдает от своего способа освоения мира, если он ДОВОЛЕН теми отношениями, которые складываются у него с людьми (и старшими, и сверстниками), то, на мой взгляд, причин для беспокойства нет.:))
Немаловажная деталь. Если и ВЫ (как родитель и как Взрослый) довольны Вашим ребенком, тем отношением Уважаемых Вами людей к нему и ВАШИМИ отношениями С ним, то, ИМХО, все идет отлично.:)
19.04.2001 23:21:46, Карина
А может это с нашей экстравертской колокольни представление о счастье? 19.04.2001 16:18:38, Сонечка
Вот-вот, а что за каналы коммуникации и как их развивать?
Мне казалось, что у интравертов потребности в общении меньше, развитие больше для себя, чем для других, более значим внутренний мир.
19.04.2001 01:33:10, Сонечка
Каналы коммуникации в данном контексте вернее было бы назвать коммуникационными каналами. Это те самые СВЯЗИ с людьми (книгами и др.источниками информации), через которые Вы получаете (добываете) духовную пищу, пищу для развития.
Книги "ущербны" тем, что с ними не поспоришь (в смысле, не проверишь, ТАК ЛИ ты понял автора), в то время как общение, ДАЖЕ неприятное (конфликтное, случайное и т.д.), позволяет тебе либо утвердиться в своей позиции, либо откорректировать( я бы сказала обогатить) ее. Плюс - порождает НОВЫЕ ВОПРОСЫ, связанные не столько с получением информации, сколько со знакомством с чужой оценкой, позицией и чужими ИНСТРУМЕНТАМИ познания (способами деятельности, которые можно УВИДЕТЬ, а не просто прочесть о них).
Поэтому: чем КАЧЕСТВЕННЕЕ источник, чем он многоплановее и объемнее, тем выше качество развития человека.
Как развивать?...
Внимательным и терпимым отношением к внешнему миру, потому как "из себя" так много не получишь, как можно получить "из других" (их БОЛЬШЕ:) ). Развивать и "отбирать" по релевантности можно только СРАВНИВАЯ, т.е., имея достаточно обширную БАЗУ (для познания). Иногда человек не идет на расширение этой базы из-за подсознательного страха оказаться несостоятельным (или разочароваться) и довольствуется тем, что есть, не понимая, что БЫВАЕТ И ДРУГОЕ. Но - (моя любимая фраза) - "неназванное не существует". (Здесь - "необнаруженное" не существует.:) ) ИМХО.:))
19.04.2001 22:05:30, Карина
У сына очень критическое и негативное виденье мира, хотя постоянно и много говорим с ним обо всем, причем я все стараюсь сдвинуть его с критики к пониманию чужой позиции, но ... Его НЕ переубедить. :-(
А каналы у него очень восприимчиивые. :-)
20.04.2001 00:29:10, Сонечка
Высокая критичность к другим - это зеркало высокой критичности к себе. Как он обычно расслабляется? Какие у него вредные привычки и как он к ним относится? 22.04.2001 01:54:39, Карина
Лежит -читает, играет на компе, смотрит телевизор, сидит на дереве, с друзьями резвится.А из вредных привычек - сидит на стуле как обезьяна, с ногами и криво, горбится. 22.04.2001 15:52:47, Сонечка
Ну, это разве вредные...:)
Попробуйте с ним "шляпные" методы Эдварда де Боно применить. Помогает здорово.:) Не слышали о таких? :)
22.04.2001 20:23:54, Карина
А где про это можно почитать? 23.04.2001 17:46:54, Сонечка
Елена Н.
Заинтриговала :))) Это что же за "шляпные методы"? :о) Расскажи, пожалуйста, хотя бы в общем, а то мучиться теперь буду (возможно, не одна я) :)))) 23.04.2001 03:02:19, Елена Н.
Карина, я все-таки "приведу" мамочек из "раннего развития", чтобы они это почитали (имею в виду Вас). Ладно?

Я соглашаюсь со всем, а вот последний абзац меня взволновал. Я всегда считала, что шедевры нужно уметь делать из того, что имеешь. И это совсем не противоречило с тем, что Вы сказали выше, а даже спасало меня в нашей стране. Это именно помогало сбалансировать мир вокруг себя и в себе, когда ты действительно не в состоянии иметь то, что хочется.
17.04.2001 21:49:01, Tataf
Про шедевры - точно!:) Полностью с этим согласна, и сама всегда старалась "приукрасить мир", насколько позволяли возможности.:)

Моя мысль скорее была вот какая - ЦЕНИ то, что есть вокруг и СТРЕМИСЬ "завоевать" то, чего у тебя ПОКА нет.:)
Про остальное - см. выше.:)
17.04.2001 23:30:25, Карина
[пусто] 17.04.2001 17:43:11
Мария, расскажите, пожалуйста, что Вы вкладываете в понятие Любить себя? Правда, интересно. Просто под самоуважением я предполагаю общее положительное к себе отношение, положительное "принятие" своих особенностей. Какие еще "отдельные" эмоции испытывает к себе человек, который себя любит? 17.04.2001 21:01:11, April
Можно, я выскажу свое мнение по этому вопросу? Мне кажется это уметь жить со своими недостатками, а не только с достоинствами. 17.04.2001 21:52:36, Tataf
Я стараюсь придерживаться такой позиции - внутренне жить в гормонии с самим собой, принимая этот мир таким, какой он есть, всему "разрашаю" Быть,не имея претензий к этому миру, всегда есть выход, не один, так другой. А любить себя для меня значит принимать себя такой какая я есть, со всеми поюсами и минусами и главное не раздражаться на себя и не ругать, если в какой-то момент сделанное в прошлом дало не те результаты которые ожидала, не обвинять людей и обстоятельства в своих неудачах, затаив обиду на весь мир, позволять себе вещи, которые могут вызвать непонимание других. Я индивидуальна,как и каждый индивидум и шаги, сделанные мною в этой жизни, это мои шаги, которые за меня никто не сделает. 18.04.2001 09:04:03, Panasya
На мой взгляд, гармоничный человек - понятие более емкое. :)) Все эти качества "само"(достаточность, оценка и т.д) - важны конечно, но они скорее второстепенны. То есть, при настоящем уважении к ребенку как к личности формируется его, "ребенкино" самоуважение, правильная оценка способностей и направление их в нужное русло дает адекватную самооценку (ессно, и успехи важны на определенном этапе). Лично для меня гармоничный человек - это добрый, открытый людям, дарящий тепло. :))
17.04.2001 13:18:58, Натали_ДНИ

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!