Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Карине и всем

Недавно Вы помогали мне понять моего сына подростка. Прошло время. Стараюсь следовать Вашим советам. Налаживаются наши отношения. Спасибо Вам. Но шок от тех дней у меня как-то не проходит. Все думаю, перелопачиваю - где, как, почему было сделано мною неправильно в воспитании сына. Прочитала уйму литературы - настолько разные советы у психологов, просто иногда прямо противоположные.
Карина, хочу опять злоупотребить Вашим вниманием. Растет у меня еще один сыночек. Скоро два годика будет. Прочитала книги эти и вообще запуталась. Как понять, что главное в воспитании детей? Конечно есть незыблемое: доброта, чесность, великодушие, уважение. Но как все это привить ребенку? У Вас есть тоже сын и человек Вы с опытом в психологии. Теоретик и практик. Скажите, что надо избегать, как прививать, ну ведь есть , то что Вы считаете главным в воспитании. Маленький мальчик - добрая, ласковая душонка. Как ее не испортить? Лицемерие, ханжество, подлость. Как этого избежать? Что Вы уже сейчас, когда Ваш сын большой не стали бы делать, от чего предостерегли бы родителей?
10.02.2001 03:33:57,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Карина СПАСИБО! Ждем про непоследовательность. Вы правы: в одной ситуации я что-то разрешаю, в другой это же запрещаю. В детстве сын сам от этих вещей был в недоумении , а сейчас граммотно научился пользоваться. Спасибо! 15.02.2001 08:32:08, ЛенаН
Лена, спасибо Вам, что доверяете.:) Но Ваш вопрос, тем не менее, застал меня врасплох. Я думала-думала над тем, какие ошибки в воспитании своего сына я допустила, и решила, что мне пора на свалку :) - наверное, мания величия разыгрывается потихоньку...Потому что СЕЙЧАС я отчетливо могу сказать: я ВСЁ делала так, что не могу пожалеть сегодня о каких-то своих ошибках. Вчера и сегодня я анализировала свои педагогические взгляды (и действия!), нашу жизнь дома, взросление сына... И поняла, что не могу использовать фразу: "Надо было то-то и то-то делать не так!" Все было ТАК. И результаты я получила такие, какие мне были нужны. И считаю, что к жизни МЫ подготовили ребенка как надо, и союзника в лице своего мужа я "вырастила" хорошего, и с родственниками (с обеих сторон) в конце концов мы установили приемлемые отношения (а было по-разному...). Дальше. Обучение ребенка строили так, как надо, и не тратили силы и нервы на преодоление искусственных препятствий...Тем не менее, удалось развить его Главные способности, плюс научить его ими пользоваться и вообще не ссориться с миром, оставаясь индивидуальностью и оберегая свою автономию.
Это дико звучит, но это так. Не обвиняйте меня в необъективности. Я говорю сейчас не о тех успехах ребенка, которые ВООБЩЕ могли бы быть, а о тех, которые устраивают МЕНЯ и ЕГО, потому как представления о достижениях у разных родителей разные.
И именно поэтому я осмеливаюсь ЗДЕСЬ давать какие-то советы, потому что предварительные результаты у меня уже есть, я довольна своим сыном и теми отношениями, которые между нами есть, и я могу просто объяснить, как это все получилось. Но опять же: мои способы общения с ребенком - это МОИ возможности, МОИ ценности, МОИ ресурсы... Я отдаю себе отчет в том, что ДРУГИЕ люди сочтут МОИ установки не пригодными к использованию, хотя все же, мне кажется, кое-что могло бы быть полезным и для них.

Если бы Вы задали мне Ваш вопрос пару лет назад, то я бы четко сказала об одной очень большой "ошибке". Я бы посетовала, что, возможно, демократическое воспитание имеет больше проблем, чем позитива, потому как неожиданно выросшая наша "демократическая Личность" стала настолько активно обустраиваться в своей автономии, что мы с мужем поняли: диктаторам легче, они воспитывают детей в страхе и избавляются (правда, на время!) от страхов собственных - за жизнь детей, здоровье и безопасность.:)
Я перерыла все книги по семейному воспитанию, которые были у меня дома (около 300), но авторы отделывались лишь констатацией факта и объяснением того, что происходит в это время с подростками. Конкретных вариантов выхода из ситуации попадалось маловато...:)) Отечественные специалисты вообще понятия не имели, как пережить подростковый период детей, воспитанных в духе демократии.:))
Муж мой очень удивился, что наука-педагогика столь беспомощна, :), и мы стали карабкаться их этой ямы сами. К слову сказать, среди наших друзей тоже подобных родителей-экспериментаторов не нашлось.:), так что они могли оказать нам моральную поддержку, а никак не методическую.:) Моральная поддержка выражалась чаще всего так:"Господи! Да ваш по сравнению с нашим просто сокровище! Посмотрите, что в нашем доме делается - военный полигон в натуре!"

Но прошло немного времени, в течение которого мы все же решили не менять стратегию взаимодействия, и... это оказалось верным! Я совершенно четко поняла, что разумно выстроенная Система дает свои плоды. Просто, как и все плоды, они созревают долго, по пути проходя все этапы развития: листики, цветочки, ягодки.:)))
Рассказывать другим о своих методах воспитания оказалось очень сложно. Многие родители НИКАК не хотят менять СЕБЯ, свои установки и привычки, но очень хотят с помощью каких-то "волшебных" рецептов получить идеального ребенка.Поэтому и бывает так, что мой опыт пригождается не всем.:))
Лена, мне очень сложно было ответить на Ваш вопрос потому, что тогда надо было бы писать об ошибках родителей с позиции Наблюдателя.А это выглядит как-то не очень здорово: вроде как они идиоты, а я такая умная.:) Мне всегда кажется, что, раз человек тем или иным способом строит свои отношения со СВОИМ ребенком, значит, он хорошо представляет себе, ЧТО он делает и ЗАЧЕМ. И в таком случае моя критика или мои опасения неконструктивны.
С другой стороны, иногда бывает. что родители не очень верно понимают причинно-следственную связь своих педагогических воздействий и дальнейших результатов (то есть, получают не то, что ждут). И вот здесь, наверное, и можно было бы поговорить о наиболее частых "заблуждениях".
На мой взгляд, таких "ошибок" 4:
-гиперопека
-детоцентризм
-непоследовательность
-жертвенность

Чаще всего их подменяют другими понятиями:
-защищенность ребенка
-воспитание (взращивание) индивидуальности)
-гибкость
-уважение интересов (и прав) ребенка.

На мой взгляд, если в воспитании присутствуют хотя бы 1 из этих "ошибок" (см.список выше) - полученные результаты могут и не обрадовать.:))

*Гиперопека - получаем инфантильного и безответственного человека; любителя халявы, альфонса (в широком смысле); его надо постоянно подталкивать или даже угрожать; подчиняется лишь внешним стимулам; всю жизнь ищет Сильного и, бывает, этот Сильный имеет не сильно нравственную ориентацию:)
*Детоцентризм - обиженного на весь мир, включая в итоге и родителей;может страдать от "непризнания" его талантов и особенностей, заслуг и т.д.; часто конфликтен и неуживчив в обществе; семейная жизнь удается редко.
*Непоследовательность - не умеет держать слово, безответственен; лжив;игнорирует любые угрозы и не может отличить СЕРЬЕЗНУЮ опасность от легкой
*Жертвенность - не имеет понятия о наличии прав у Другого, особенно Близкого (в дальнейшем - у жены, детей); охотно пользуется чужими услугами, обижаясь, что не бросают все ради него; требует и требует внимания к себе; ревнив, несдержан, совсем не умеет ждать.

Как Вы понимаете, я высказала лишь СВОЮ точку зрения и СВОИ "минные точки", которые мы старались обходить в воспитании сына. Возможно, у других участников другие представления о типичных "ошибках" родителей. И слово "ошибка" я пишу в кавычках, так как все в этой жизни относительно.:)

По каждому пункту ("ошибке") можно организовать отдельное обсуждение, или написать целую статью.:) Однако не хотелось бы злоупотреблять Вашим вниманием.:)
11.02.2001 22:18:59, Карина
Карина, перечитала внимательно Ваше письмо. Вы разделяете две ошибки - детоцентризм и жертвенность, но мне кажется, что это две стороны одной и той же ошибки. Можно ли говорить о детоцентризме без жертвенности? Или о жертвенности без детоцентризма? Может быть я не совсем правильно понимаю эти понятия, и Вы вкладываете в них иной смысл. Хотелось бы разобраться. 15.02.2001 11:25:55, Евгения
УФ-ф! Кажется, три мины из четырех нам удается обходить. Вопрос висит над непоследовательностью. Можно о ней поподробнее? Как быть последовательными? Я часто замечаю за собой, что я склонна отменять наказания, а также склонна грозить сгоряча "всеми карами" - это она? 15.02.2001 00:37:13, Нюша
Увы, да.:)
Напишу подробнее отдельным топиком, но немножко попозже, так как тема очень объемная и важная, комкать не хочется.:)
15.02.2001 01:35:16, Карина
Карина, Ваш опыт в воспитании (особенно подростковый период) поистине бесценен. Хочу сказать, что литература о подростках действительно в большинстве своем носит именно справочный характер. Я сама являюсь счастливым обладателем 12-летнего сына. И моя проблема, увы, ГИПЕРопека. Поделитесь опытом, как избавиться от этого. Очень мешает, но дело дошло до автоматизма. Иногда с опозданием понимаю, что не надо было этого делать. Пожалуйста, сделайте отдельным топиком про гиперопеку. Спасибо. 15.02.2001 19:38:20, Лена_Е
Иришь
Потрясающе - так понятно и доступно! Сразу видно свои ошибки.... Теперь бы избавиться от гиперопеки - и, надеюсь,все будет в порядке.. Думаю, что с появлением прибавления опеки станет меньше, и проблем с самостоятельностью тоже... СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! 13.02.2001 11:29:24, Иришь
Ой, ой! Маленькое пожелание Вам! К самостоятельности старшего приучайте ДО появления второго ребенка, иначе результат может быть обратный!!! И, когда начнете приучать, :), не говорите таких слов: "Учись это делать сам, а то появится братик, тогда тебе придется...". Иначе у ребенка сложится мнение: если бы не прибавление, то никто бы меня не заставлял это делать самому.:))
В общем - НИКАКИХ резких движений в период появления НОВОГО члена семьи. Наоборот! Старайтесь СОХРАНИТЬ прежний режим ребенка максимально.
То же относится и к любой другой стрессовой ситуации. Нельзя, чтобы ребенок менял в своем поле несколько элементов одновременно.Только ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО!, когда Вы убедитесь, что предыдущий элемент "отработан" хорошо.:)
13.02.2001 23:52:35, Карина
Я бы еще добавил к сказанному, что важно равномерно распределять внимание между обоими детьми (причем как со стороны отца, так и матери), чтобы старший не почувствовал себя заброшенным. А это чревато не только по отношению к родителям, но и к младшим. 14.02.2001 20:40:12, АлексСм
Иришь
Спасибо! я и так стараюсь приучать уже сейчас... Он в принципе достаточно самостоятельный и сообразительный, только вот уроки делать никак самостоятельно не получается... Если оставить все на него - может вообще не делать или делать, но не все и не всегда... Просто беда - приходится контролировать каждый урок. Хотя сейчас лежит в дольнице - отоспался и начал так активно заниматься и читать - что думаю опять обгонит одноклассников по программе (так было в прошлом году, когда лежали в больнице 3 недели).
А с маленьким - я вообще-то еще даже не беременна, но мы стараемся по возможности подготовиться сами и подготовить сына к этому событию. Спасибо еще раз за советы!!! Буду обращаться!
14.02.2001 12:00:28, Иришь
Высказываюсь... :)) Собственно, сюда захожу просто как читатель (моим мальчикам 5 и 6 лет) и ессно, очень боюсь ошибиться, недодать, не развить имеющиеся способности и т. д. Пока все замечательно (тьфу-тьфу-тьфу), основной принцип у нас - всегда можно договориться и решить все мирно без скандалов-слез-криков. Проблема тоже есть - отношения детей с папиком, моим бывшим мужем, но это долгая песня. А вообще, благодаря конфе, стала увлекаться дет.психологией, пока просто скупаю все книжки подряд, ищу и нахожу полезное для себя. :))
13.02.2001 08:36:04, Натали_ДНИ
С "все подряд" Вы поосторожнее.:)) Некоторые продукты не усваиваются, когда едятся вместе.:))
И спасибо за отклик!:))
13.02.2001 23:54:07, Карина
А у меня другого пути нет :)), так как в области дет.психологии я только практик. Поэтому из разных книг и беру то, что мне понятно. Вообще интересно, что одна и та же проблема может раскрываться по-разному, но я для себя беру тот путь, который мне ближе. Может быть я неправа... Сейчас читаю М.Гензбиттель "На стороне ученика", нравится. 14.02.2001 06:58:32, Натали_ДНИ
Книжка великолепная...для родителей. И "плохая" - для учителей.:) Так как родители, начитавшись таких замечательных примеров, будут смотреть на нашу школу с раздражением. Представляете, если бы все наши директора были такими, как автор?:) Особенно насчет внешнего вида учеников? :))
И обязательно (по возможности) прочитайте "На стороне ребенка" и "На стороне подростка" Француазы Дольто.Вещь!:)
14.02.2001 17:57:19, Карина
Спасиб за рекомендацию, найду-обязательно прочитаю. А в книге М.Гензбиттель очень нравится то, что делается акцент на воспитании добра. Я считаю это самым важным в воспитании и большинство проблем, мне кажется, возникает именно из-за этого. А насчет школы и внешнего вида - это все понятно. :)) Я хорошо помню, что мы вытворяли в подростковом возрасте...:)) Но мне очень повезло с педагогами, поэтому я не удивляюсь подходу М.Гензбиттель и в то же время понимаю, что это не всегда реально в нашей школе. :))
15.02.2001 08:29:54, Натали_ДНИ
Спасиб, девочки, за интересный вопрос-ответ. 12.02.2001 09:42:23, Натали_ДНИ
А сами почему не высказались? Нам ведь тоже очень интересно Ваше мнение! :)) 12.02.2001 16:57:59, Карина


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!