Раздел: Образование, развитие (Кто бы мог ответить на такой вопрос)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

чтение

Кто бы мог ответить на такой вопрос.Постоянно пилим детей (сейчас 14 и 10 лет)что нужно больше читать.Живём заграницей и в школе программа не наша.Дома книг русских много (дети свободно владеют русским).Но никакой потребности в чтении нет и не предвидится.Благодаря моей маме они на слух знают много наших произведений и героев.Как бы привить потребность в чтении мальчишкам в таком возрасте?И ещё: я прочитала в хрестоматии за 8 класс "Первую любовь".Это кто же додумался включить в чтение 14леток такое ну очень взрослое произведение?Или составитель только название прочитал?
22.01.2007 15:47:55, amgrace

13 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не знаю, мне как раз в 14 лет очень "Первая любовь" нравилась. Любая книга с возрастом начинает восприниматься гораздо глубже, ну что ж теперь - в 14 вообще не читать? 23.01.2007 14:03:49, Лариска
Мы читали в 14 лет.Мы тоже за границей живем.По мне ничего там особо взрослого нет.Я наоборот поощряю книги такого плана.Для мальчика считаю это полезным.
Что можно, а что нельзя в 14-15 лет читать-постоянная тема.
Мне совсем не нравится, что в 10 классе есть Достоевский.Но что делать?
Мой сейчас читает "Войну и мир".
Я сама ее перечитываю.Что сказать-отличнейшая книга.Как он ее воспринимает-трудно сказать.Но нравится, чую:)
23.01.2007 13:22:08, Трушкин
Особо взрослое там не то,конечно,что мы припрятываем(как мы думаем) от детей -отношения мужчина -женщина.А то,что можно понять в 40 лет ,иначе безысходная любовь 40летнего мужчины выглядит как непонятный блуд папаши (в глазах подростка-читателя).ИМХО... 23.01.2007 16:48:34, amgrace
+1, мальчикам в таком возрасте "про любовь" часто совсем не интересно. 28.01.2007 20:31:30, Lyuba
Продолжение:

Предлагаемые мною стандарты для 5–7-х классов основаны не на принятом у нас историко-литературном, а на психолого-педагогическом принципе. Это значит, что для изучения отобраны те произведения, которые могут оказать на современного ребенка, подростка наибольшее эмоционально-нравственное и эстетическое влияние.
Психолого-педагогический принцип ориентирован на возможности и интересы ребенка, подростка, на воспитание любви к чтению как одной из главных задач.
Этой установке подчинено и расположение материала. Хронологический принцип заменен тематическим. Рядом оказываются произведения, сходные по тематике и по характеру эмоционального воздействия на ребенка, независимо от того, принадлежат ли они одному автору и одному времени.
Исходя из этого, считаю, что программа основной школы до 8–9-го классов не может быть основана на классике: дети 10–12-летнего возраста к ней еще не готовы психологически. Навязывая классику слишком рано, мы вызываем лишь мощное отталкивание от нее. Поэтому основа предлагаемых мною стандартов – литература ХХ века, в том числе второй его половины.
Кроме того, принцип этот заставляет включать в программу далеко не самые сильные или не подходящие для детей произведения известных писателей ХХ века, внесших заметный вклад в развитие литературы. Особенно если в этих произведениях действуют дети (хотя отнюдь не каждый рассказ о детях им интересен). К примеру, в ныне действующей программе есть рассказы «Кусака» Леонида Андреева и «О чем плачут лошади» Федора Абрамова – далеко не лучшие вещи этих замечательных писателей. Между тем в нашей современной литературе есть гораздо более сильные произведения на эту тему, например «Карай» Е. Верейской. То же самое можно сказать о включенных в программу рассказах А. Куприна («Мой полет»), Е. Замятина, А. Ремизова. Рассказ И. Бунина «Цифры» и вовсе не подходит для детей, так как в нем, по сути, речь идет о сложных комплексах взрослого человека. Все эти вещи не оставляют в детских душах следа (в чем легко убедиться, проведя анонимное анкетирование по одному-единственному вопросу: «Какие из изученных в этом учебном году произведений тебе больше понравились?»).
Из ныне действующей программы мною взяты лишь несколько произведений, которые, с моей точки зрения, наиболее соответствуют возрасту школьников.
Из русского фольклора и фольклора разных народов
Сказки. Мифы, были, пословицы по выбору учителя.
(Подбираются такие, которые позволят показать единство нравственных устремлений разных народов, духовное единство человечества.)
Произведения о животных и о людях, которые их любят
Е. Верейская. Рассказ «Карай».
Ян Грабовский. Рассказы «Муха с капризами», «Черный петух».
Ю. Яковлев. Рассказы «Корзинка», «Багульник», «Он убил мою собаку».
А. Куприн. Рассказ «Ю-ю».
Джек Лондон. Рассказ «Бурый Волк», повесть «Белый клык» (в сокращении).
Джордж Мелани (Серая Сова) «Саджо и ее бобры» (главы из повести).
С. Маршак. Стихотворение «Вчера я видел».
В. Инбер. Стихотворение «Сеттер Джек».
С. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке».
Н. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли».
(Произведения раздела пронизаны мыслью о доброте как первооснове жизни.)
Произведения о детях и подростках
Ю. Нагибин. Рассказ «Эхо».
В. Солоухин. Рассказ «Мститель».
Л. Толстой. Глава «Ивины» из повести «Детство».
В. Короленко. Повесть «В дурном обществе» (в сокращении).
В. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
В. Астафьев. Рассказы «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро».
Астрид Линдгрен. Главы из повести «Расмус бродяга».
Алан Маршалл. Главы из повести «Я умею прыгать через лужи».
К. Ваншенкин. Стихотворение «Мальчишка».
А. Алексин. Повесть «А тем временем где-то».
Леонгард Франк. Отрывки из романа «Ученики Иисуса».
К. Паустовский. Рассказы «Телеграмма», «Снег».
Р. Брэдбери. Рассказы «Р – значит ракета», «Рассказ о любви».
Е. Евтушенко. Стихотворение «Окно выходит в белые деревья».
Н. Заболоцкий. Стихотворение «Встреча».
В. Сароян. Рассказы «Акробаты», «Война».
Стихотворения о природе
С. Есенин. «Задремали звезды золотые», «Пороша».
Л. Мартынов. «Примерзло яблоко...»
Н. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой».
С. Маршак. «Сосна».
Из современной фантастики
Кир Булычев. Повесть «Девочка с Земли» (главы «Об одном привидении», «Пропавшие гости», «Кустики»).
Р. Брэдбери. Рассказы «Все лето в один день», «Ночная встреча».
Клиффорд Саймак. Рассказ «Когда в доме одиноко».
А. Моралес. Рассказ «Взгляд издали».
Н. Заболоцкий. «Когда вдали угаснет свет дневной...»
(Произведения этого раздела пронизаны мыслью о необходимости толерантности.)
Из жизни замечательных людей
А. Чумаченко. Главы из повести «Человек с Луны» (о Миклухо-Маклае).
Н. Чуковский. Глава «Капитан Джеймс Кук» из книги «Водители фрегатов».
Тенцинг Норгей. Отрывки из книги «Тигр снегов».
М. Яновская. Отрывки из книги «Пастер».
(Произведения раздела пронизаны мыслью о единстве человечества и бескорыстном служении ему.)
II. ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМ «ОБЛОМОВ»?
старшая (полная средняя) школа
Что же касается стандартов старшей (полной средней) школы, то, принимая историко-литературную основу курса, возражаю против резкого превалирования этого принципа в ущерб соображениям психолого-педагогическим*.
Пушкинские «Вольность» и «Деревня» – ранние, слабые в художественном отношении стихотворения. Никакого живого интереса у современного читателя они не вызывают. Однако они имеют важное биографическое и историческое значение. В таком случае следует указать, что изучаются они «обзорно» или «фрагментами», как факт биографии поэта. Потому что если мы подаем эти стихотворения как шедевры (а так чаще всего и происходит!) и изучаем скрупулезно, то у ребят создается впечатление, что таков весь Пушкин, и они уже заранее не хотят его читать. Кроме того, невозможно воспитать художественный вкус, стесняясь сказать, что и у великого поэта бывают слабые (обычно это ранние) стихотворения. Вместо них целесообразно включить в стандарты еще что-нибудь из любовной лирики поэта, например чудесное «Что в имени тебе моем...».
Так ли уж необходимы современному молодому читателю «Гроза» и «Обломов» (даже обзорно)? Почему из пьес Чехова выбрана именно та, которая вызывает сейчас наименьший интерес – «Вишневый сад»? Ведь для современного человека гораздо интереснее «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка». Выбор опять-таки сделан исключительно на основании социальной значимости произведения для того времени. Тут, по крайней мере, нужно дать учителю право выбора.
В общем же стандарты для старшего звена (полной средней школы) гораздо удачнее стандартов для основной школы.
_____________________________
* Вариант проекта стандартов И.Я. Кленицкой для старшей школы будет опубликован позднее.
Инна КЛЕНИЦКАЯ,
учитель литературы,
школа № 626, г. Москва
23.01.2007 18:34:08, Трушкин
Посмотрите вот здесь.Может, пригодится.
Мне-пригодилось:

I. НЕ НАВЯЗЫВАЯ КЛАССИКУ ( о стандартах в литературе)
основная школа
Считаю, что утверждения таких стандартов просто нельзя допустить. Они не нацелены на главное – на воспитание любви к чтению – и совершенно не учитывают психологию ребенка, его интересы и возможности.
Прежде всего бросается в глаза почти полное отсутствие детской литературы. Как можно 10–12-летнего ребенка лишить литературы для детей, минуя которую он не сможет воспринимать никакую? Допустимо ли 13–14-летнего подростка держать в отрыве от произведений, в которых он увидел бы отражение своих проблем? Нам необходимо понять: до 8–9-го (10-го) классов детская и подростковая литература должна быть основой стандартов, тем главным, без чего нельзя обойтись, без чего в дальнейшем невозможно заинтересованное отношение к классике.
Целиком возложить эту работу на начальную школу нельзя. Дети приходят из начальной школы, зная в лучшем случае лишь несколько хороших детских книг. (Давайте перестанем считать эталоном немногих учащихся из интеллигентных семей.) Кроме того, интересы ребенка 10–12 лет точно так же ориентированы на детскую литературу, как и интересы 6–9-летнего. Она максимально соответствует психологическим особенностям детей. И, наконец, есть много замечательных произведений детской и подростковой литературы, которые недоступны, непонятны учащимся начальной школы.
Именно с детской литературы должно начинаться преподавание в 5–7-х классах.
Учитель, воспитанный на программах, где детской литературе был отдан лишь жалкий «хвостик», нуждается в помощи. Поэтому в стандартах нужно указать конкретные произведения, получившие широкое признание (дав, разумеется, учителю право выбора из них). Это, например, рассказы Юрия Яковлева, Яна Грабовского, замечательный рассказ Нагибина «Эхо», переведенная на все европейские языки повесть Джорджа Мелани (Серой Совы) «Саджо и ее бобры», стихотворения Маршака, Заходера, «Сеттер Джек» Веры Инбер, «Мальчишка» Константина Ваншенкина и многое другое. Для подростков (именно в основной школе) необходимы такие рассказы Паустовского, как «Телеграмма» и «Снег», повесть А. Алексина «А тем временем где-то...» В стандартах нет даже замечательных рассказов В. Распутина и В. Астафьева, которые сейчас входят в программу!
Другой недостаток стандартов – наличие немалого количества произведений, либо не соответствующих возрастным особенностям и возможностям детей и подростков, либо просто уже устаревших, имеющих сугубо историко-литературное значение. Оставляет равнодушными школьников «Песня про царя Ивана Васильевича...» – проблемы, в ней затронутые, совершенно чужды для 12-летних детей. Не вызывает интереса тургеневский «Бежин луг», потому что пафос рассказа – поэтическое восприятие жизни крестьянскими детьми – внятен взрослому человеку, а не ребенку. Не могут по-настоящему осмыслить подростки тургеневскую «Асю» – она им явно не по возрасту. Как и рассказ Л. Толстого «После бала» с его философской глубиной. Из Льва Толстого гораздо естественнее было бы включить, скажем, главу «Ивины» из повести «Детство». Не вызывают живого интереса у современного читателя (и не только ребенка!) некрасовские «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда», посвященные исключительно проблемам того времени, равно как и сказки Салтыкова-Щедрина. А ведь из того же Некрасова можно выбрать то, что и сейчас никого не оставляет равнодушным, – «Внимая ужасам войны» (данное в стандартах почему-то курсивом), отрывки из поэмы «Мороз, Красный Нос».
И уж совсем бессмысленно предлагать подростку оды Ломоносова и Державина, «Бедную Лизу» Карамзина – вещи, давно уже устаревшие для непосредственного читательского восприятия и имеющие исключительно историко-литературное значение. Не имеет никакого смысла изучать и давно не существующие литературные направления (классицизм, сентиментализм), интересные лишь для историков литературы. Все это просто отталкивает, отлучает подростков от литературы, создает у них впечатление, что литература – это обязательно что-то устаревшее и скучное. После такого начала дети уже заранее предубеждены против Пушкина, Толстого, Достоевского... Точно так же совершенно не учитывается живое читательское восприятие при отборе стихотворений Пушкина. Отсутствуют такие популярные и созвучные 14–15-летним, как
«Я вас любил», «На холмах Грузии». Они почему-то перенесены в старшую школу. Неужели они более сложны, чем «Евгений Онегин», предложенный для основной? Вместе с тем включены «Арион» и «19 октября», куда более сложные, далеко не столь популярные и имеющие в основном биографическое и историко-литературное значение.
И до тех пор, пока мы в корне не изменим сам принцип составления стандартов и программ по литературе, мы обречены будем лишь бессильно констатировать отсутствие у школьников интереса к предмету и к чтению. И рост подростковой преступности тоже. Потому что мы лишаем ребят одной из самых действенных составляющих нравственного воздействия – художественной литературы. Ведь произведения, которые не берут подростка «за живое», не могут оказать на него никакого нравственного влияния.
23.01.2007 18:33:37, Трушкин
Не ожидала даже такого развёрнутого ответа.Спасибо большое.Ещё довольно распространённая проблема.Приезжаем в Россию ,заходим в книжный магазин (там очень большой выбор) и пытаемся подобрать книги детям,беспомощно просим помочь консультантов (летом это молоденькие студентки университета) подобрать что-то не из классики но воспитательное и уходим с кипой книг, которые невозможно читать (у студенток вкус-читать что-то мистическое,написанное ну очень кривым языком: типичная коммерческая дребедень).Что бы вы могли посоветовать отобрать для детей возраста 10 и 14 (мальчики),чтобы и воспитывали и не были занудным чтивом .Хотелось бы доказать им,что читать не только полезно ,но и приятно. 24.01.2007 08:43:30, amgrace
Я могу посоветовать только для 10-летнего,исходя из опыта сына.Но не программную литературу,а "для души"-это прежде всего книги В.Крапивина и цикл Эрин Хантер "Коты-воители"(несмотря на то,что герои коты и кошки,в книгах говорится о дружбе,о выборе,о предательстве,в общем,о жизни,а попутно море приключений,что тоже нелишнее:)). 24.01.2007 13:48:53, Лёнча-из-Вишни
Спасибо.Литературу для души мы и ищем. 24.01.2007 14:48:42, amgrace
Хм... По первому вопросу - не знаю. Только личным примером, но уже поздно, ИМХО.
У меня другая проблема - у дочери уж слишком большая отребность в чтении, может даже англо-русский словарь читать : )
По второму - опять-таки ИМХО, нормально для 14 лет : ) Да и в 14 можно уже практически все читать.
22.01.2007 16:16:34, ЛюбимицаКлаппа
Проблемой интенсивное чтение может быть только в том случае, если зрение падает. Мой тоже готов читать этикетки от зубной пасты, если я отнимаю книжку. 22.01.2007 17:26:03, Оладушек с сахаром
Хорошо вам!Мой уже на орфографический переходит временами... 22.01.2007 23:53:59, панночка
Да, падает, потому и проблема. 22.01.2007 18:59:42, ЛюбимицаКлаппа








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

22.10.2018 12:48:24

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!