Раздел:

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Чистота речи

С некоторых пор начапла приходить в ужас от того, как дочка разговаривает. Конечно, до мата не доходит, но постоянно "блины" и "фиги"... Любимое выражение "а фиг его знает", причем в ее устах это ужасно глупо звучит.
Еще появилась масса слов-паразитов, так что фраза, как правило, начинается с "ну, вот, значит, блин, это самое, короче". Обидно, ведь девочка развитая, книжки читает, телевизор смотрит мало. С чего бы это?
Думаю, нужно ли с этим бороться, если да, то как?
07.06.2000 05:42:03, Инок

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
По поводу слов-паразитов и "меканья" сына тоже волнуюсь, останавливаю и предлагаю подумать, построить мысленно фразу и потом уже говорить. А вот жаргон не пресекаю (речь не о мате, а именно о жаргоне), да в общем-то не сказала бы, что сын изъясняется исключительно на жаргоне, отдельные словечки проскакивают. Считаю, что не нужно это, и так с разными людьми он говорит по-разному, т.е. понимает когда и каким языком можно говорить.
Может такая точка зрения и не совсем верна, но это результат моего воспитания. Мне было запрещено вообще употреблять жаргонные словечки, даже в разговоре по телефону с подружками, всегда делались замечания. И я и не умела ими пользоваться, не поворачивался язык, даже когда родителей рядом не было. В результате была "белой вороной", в общих разговорах со сверстниками не вписывалась в разговор, поэтому предпочитала помалкивать :( Короче, мешала мне моя правильная литературная речь, потому и к сыну не пристаю, он же не матом ругается, а отдельные слова "погоды не делают" (тем более, что и у папы нашего иногда "блины" случаются, чаще в шутку, или "зашибись" и проч.) Наверняка, все остальные участники конференции тоже употребляют те или иные "модные" словечки. То, что у наших детей их значительно больше - просто следствие подросткового возраста, если общение их достаточно разнообразно (в смысле речи), то они вовсе не будут изъясняться на одном только жаргоне до самой старости :о) Те же личности, которые в зрелом возрасте умеют говорить только матом, обычно общаются исключительно с себе подобными за ежедневной бутылкой водки. Не думаю, что наши дети будут такими (если мы приложим усилия к тому, чтобы их жизнь была более интересна и наполнена разнообразными интересами).
07.06.2000 15:16:04, Елена Н.
У меня тоже очень взыскательное отношение к тому, что я слышу (на улице, дома, при просмотре ТВ), частенько просто "режет слух". Но вот сейчас я задумалась о поднятой проблеме и обнаружила, что у нас ее нет (с речью сына). Стала разбираться - почему и как это "случилось".
Оказалось, что моя политика косвенного влияния, видимо, принесла свои плоды. Никогда напрямую с сыном я об этом не говорила, а если и поправляла его, то так, вскользь. Даже когда он периодически "приносил" из садика "плохие" слова, то, услышав их впервые, мы реагировали удивленно: "У вас так в садике дети говорят? Вообще-то это неприличные слова..." И все. (Понятие "прилично-неприлично" было усвоено раньше через фразу "Это не принято").
Социальная гибкость ребенка (изменение своего поведения в зависимости от того, где он находится) позволила сыну избежать "речевых конфликтов" и с нами, и в школе. Думаю, что в общении с друзьями он употребляет разные слова, и не всегда приличные. :) Но в противовес этому мы стараемся поставить свои собственные речевые привычки, а тот "вред", что исходит от ТВ, иногда подвергается критике.Например, если при совместном просмотре какой-нибудь передачи замечаю безобразную речь или употребление жаргона (публичное!), то всегда активно возмущаюсь, делая акцент на несоответствии социального статуса и уровня речевой культуры. (Так недавно меня "убил" министр образования В.Филиппов, употребив сочетание слов, присущих бандитскому жаргону).
И - никаких долгих нотаций, как бы все это "между прочим". С мужем о таком способе воспитания мы не договаривались, но он тоже возмущается подобными издержками, а о том, что наши обсуждения иногда специально провоцируются мной (для того, чтобы сын видел, как его родителя ОБА к этому относятся), муж не догадывается.:)
Однако в таком подходе есть важный момент - родители должны быть авторитетными людьми, которым хочется подражать, и мнение которых очень значимо для ребенка. В случае смены вектора значимости (друзья, приятели), изменения референтной группы, ребенок старается подражать именно ей. Не зря же говорят, что СРЕДА воспитывает больше, чем прямое слово. Здесь задача родителей - либо создать соответствующую среду, либо умело "фильтровать" воздействие этой среды, обращая внимание на нежелательные факторы.
А на борьбу, девочки, надо очень много сил...Это мне не потянуть :))
07.06.2000 14:56:12, Карина
Карина, а у меня такой вопрос по поводу идеи косвенного воспитания. Не догадывается ли ваш сын, ЧТО именно вы делаете, и не вызывает ли это у него отрицательных реакций?

Например, когда окружающие меня люди (родители, моя няня, мой муж) делают так (как бы обсуждают проблему между собой, при этом косвенно нацелевая ее на меня), то меня это жутко бесит. Ну хочешь сказать что-то, сделать замечание, пожаловаться - скажи открыто, а зачем притворяться, что я тут вообще не причем?

Или я не правильно понимаю идею косвенного воспитания? Спасибо заранее!
08.06.2000 02:47:45, Крыска
Оль, у нас в семье принято ОЧЕНЬ МНОГОЕ (не пишу - ВСЕ) обсуждать открыто. Например, бывает, я прихожу с работы - домашние "сканируют" мое настроение и участливо спрашивают: "Устала? Расстроилась? Что-то вид у тебя не очень довольный..." Отвечаю: "О, да, сейчас расскажу..." И, пока переодеваюсь - мою руки - готовим на стол (вместе), по ходу дела рассказываю: "Представляете, у меня сегодня... и т.д." Конечно, это слышит сын; конечно, уточняет подробности (все можно рассказать на доступном языке). Он слышит и комментарии мужа, мои оценки, мнения других людей, с которыми он знаком (мои коллеги). Конечно, если мы садимся ужинать и по ТВ слышим что-то ужасное (это я возвращаюсь к теме чистоты речи), тут же "реагируем", так же по ходу разговора. То есть - "спотыкаемся." Разве человеку придет в голову, что это делается СПЕЦИАЛЬНО? Но в голове у него(ребенка) - сигнал -услышанное мерзкое слово не откладывается автоматически, а фиксируется как неправильный штамп. Помните, в фильме "Человек дождя" больного аутизмом? Для этих людей главное - соблюдение правил, штампов, привычных моделей, иначе они впадают в транс, буквально больны. Это свойственно всем людям, но в меньшей (нормальной) степени. Если не "исправить" штамп своевременно, дальше возникает психологическая защита.А косвенное влияние - в те моменты, когда ребенок думает как бы о другом, его интерес сосредоточен на другой теме, - оказывается более эффективным...
Может, я плохо объясняю (собственно, практически впервые) эту свою стратегию, ведь когда что-то делаешь, исходя их одной глобальной, центральной идеи, трудно расписывать каждое второстепенное действие.:)
Вот, например, о наркотиках.
Здесь "двойной подход". Когда я узнаЮ что-то новое (данные интересных исследований коллеги приносят, например), то рассказываю ребенку (или всем вместе) об этом намеренно. Постоянно говорю ему, КАК меня волнует эта проблема, объясняю психологический механизм этого пристрастия.
Но в то же время, мы нередко обсуждаем судьбу племенника (со стороны мужа), который сел на иглу и которому мы поначалу помогали выкарабкаться. Но - человек сделал свой выбор. Такие разговоры ведутся и при сыне, и без него. Но, если я знаю, что он слышит нас, то стараюсь, естественно, делать более яркие акценты (все же пристрастие к психологии сыграло свою роль, я научилась переводить на язык ребенка значимую информацию, которая бы "лучше" усваивалась им).
Отрицания это у него, по-моему, не вызывает. Во всяком случае, я замечала, что он уходит из комнаты ( или из-за стола после ужина), когда мы переходим к другим вопросам, т.е. дожидается конца обсуждения, "рассчитанного" на него. (Понятно объяснила?). Думаю, что, если бы он "раскусил" это прием, то при первых же аккордах знакомой темы, смылся бы.:)) Здесь главное - не переборщить с акцентами, ювелирная работа.
Если что конкретно интересует, спрашивай, попробуем разобраться. Самой интересно. :))
08.06.2000 13:37:36, Карина
Спасибо! Конкретных примеров у меня пока нет, так как ребенку пока только год, так что пока воспитание сводится к тому, как приучить его кубики за совой складывать. :о) Но читать и мотать на ус интересно! 08.06.2000 19:18:06, Крыска
Очень хорошо вас понимаю! Засорение речи словами-паразитами действительно ужасное! Я по роду своей работы очень придирчива и въедлива во всем, что касается русского языка, и поэтому постоянно дочку одергиваю. Иногда, может быть, даже излишне, но просто не могу сдержаться - меня просто коробит, когда я это слышу. Объясняю ей очень серьезно, что так говорить просто неприлично ("Ты же не спрашиваешь меня, почему неприлично выходить на улицу без штанов - ну вот, это приблизительно то же самое по отношению к родной речи!"). Муж посмеивается надо мной, но потихоньку. А вот в том, что касается "эканья" и "меканья" - не знаю, что и делать! Просто каждый раз прошу ее сначала хорошо подумать, что именно она хочет сказать, а потом уже начинать говорить, "а то люди могут подумать, что ты заикаешься, и будут зря за тебя переживать". Иногда это помогает - заранее выстроенную фразу произнести легче. 07.06.2000 14:17:38, O"Merry
Ну надо же! А я думала, что мой такой "мекальщик" из-за своего медлительного характера! Тоже все время велю "сначала подумать". Даа... Вот так потом они и говорят - предки (мы то есть) такие приставучие по всякой ерунде! 07.06.2000 14:33:39, Наташа С.
Наташа, по-моему, это неизбежно - мне тоже все "приставания предков" казались обыкновенным занудством, но то, что в этом приставании было действительно важным и нужным, поневоле осело в памяти на всю жизнь. Так что, похоже, остается только гнуть свою линию - и смириться с ярлыком "зануды". 07.06.2000 14:58:12, O"Merry
У меня тоже болезненная.Тем более,что на работе в силу преподавательской работы приходится следить за словами,а дома рассдабляюсь.Но это скорее не сленг,а просто фразы максиально укорочены:-)))
Сын при мне следит за языком,иногда так трогательно слышать собственные обороты речи!Но на улице слышу эти бесконечные "гонишь" и т.п.Спокойно отношусь,переболеет,у нас было еще хлеще в этом возрасте.Конечно надо следить,чтоб вообще не разучился прилично разговаривать,и знал,когда можно перейти с одного русского языка на другой.чтобы все было к месту.
07.06.2000 14:15:58, shima
А мы с сыном договорились так - все свои словечки ( а у него их тоже немало) он оставляет для общения со сверстниками, а дома с родителями и вообще со старшими говорит нормальным языком. Об этом мы договорились еще в детском саду, и знаете, он уже привык следить за своей речью дома, даже если вылетит что-нибудь типа блин и т.д., он очень смущается. А со сверстниками общается на их языке.
Самое интересное, что нам с мужем тоже приходится следить за своей речью:))
Думаю, что все это пройдет со временем,
а бороться по-моему нет смысла. Во всяком случае, мы и не пробовали.
07.06.2000 10:56:59, Marisha
Больная тема! У моей просто очень засорен язык. Но я признаю и свою вину, часто смехом могу сказать что-то не совсем нормально-приличное. Да и ее сверхобщение делает погоду. Как бороться? Не знаю. Стараюсь одергивать, объясняю некрасивость вылетания из уст очаровательной девочки таких слов, пытаюсь показать ей наглядно, что она не умеет плавно и гладно ответить на вопросы по устным предметам, а постоянные "значит", "ну" и т.д.... Читает не очень много, телевизор вообще не смотрит, нет времени. Тема сложная, но, видимо, с возрастом должно пройти, ведь мы не разговариваем так... 07.06.2000 10:28:23, Ket
У нас (сыну 12 почти с половиной) все то же. Я борюсь, обращаю его внимание, правда, всегда с шуточками, боюсь обидеть. Но мне больше не нравится то, что иногда за "этитми самыми" никак человек не может свои мысли выразить - "мекает", а до сути никак не дойдет. Смеется вместе со мной... Вот экзамен был по истории - я вместе с ним готовилась:))), надеюсь немножко он понял, как эти словечки мешают нормальной речи, когда не мог нормально сформулировать ответ на вопрос билета, хотя знал тему прекрасно. А все это потому что они (дети) между собой много общаются (больше чем с нами), телевизор сейчас УЖАСНО засорен жаргоном - даже в рекламах эти "оттянись" и т.п. А я, например, редко когда могу спокойно поговорить с сыном - все на бегу, без отрыва от плиты или младшего. Книги для них - абстракция, а в живом общении - только эти "блины" и слышно (даже от взрослых - у меня на улице просто "уши вянут" :((). Куда ж им, бедным, деваться ! Но бороться по-моему, надо, чтобы у них укрепилось в сознании, что такая речь - это неправильно и в будущем может сослужить плохую службу. 07.06.2000 09:58:22, Наташа С.





Загрузка...



Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

18.08.2018 15:10:33

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!