Я уже надоела, наверное, этими темами.Но я снова о репетиторах по математике.Поставила не такие уж жесткие рамки: женщина-репетитор, для помощи в освоении профильного уровня школьной программы 10-класснице + дотянуть до твердой "5".
Первую преподавательницу я перед первым занятием попросила помочь дочке разобрать непонятные темы, особенное внимание уделив геометрии. Дочка на занятии попросила о том же . Репетитор сказала , что на этом занятии она не будет заниматься этим, а еще раз уделит время тригонометрии, хоть "ты это уже знаешь". Заплатив за это 2000, мы отказались от занятий с преподавателем, который не ответил ни на один вопрос ученицы.
Репетитор №2 произвела более благоприятное впечатление.Очень поудивлялась сложности программы ( у нас 8 часов математики, так что совсем без знаний не оставят), но помочь с разбором сложных задач смогла. На первом занятии. А на втором уже нет :( Сказала, что задачи с параметрами слишком сложные, предложила порешать какие-нибудь другие, попроще, а лучше вообще заняться другой темой. Это были задачи из учебника средней школы. Это за 2200 за 90 минут. Теперь я не знаю , что делать.У меня неленивый и мотивированный ребенок, но она считает, что платить мою двухдневную зарплату за такие занятия- расточительно. Мне не жалко, была бы польза. Я просто никогда не сталкивалась в своей учебной жизни с ситуацией, когда учитель не мог решить школьных задач.Отзывы у репетиторов хорошие, рейтинг высокий.
Стоит искать нового преподавателя или я многого требую? Я просто совсем не математик, не могу оценить.
Конференция "Подростки""Подростки"
Раздел: Учеба, школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Стандартная проблема. 8 часов математики и профильный ЕГЭ - это уже прилично. Даже в школьных учебниках бывают такие задачи с параметрами, что опытный репетитор с ходу не решит. Требуется 5-10 мин. Плюс в ЕГЭ профильном есть задачи, которые требуют времени на решение. Т.е. репетитор должен знать, чем будет заниматься и готовиться к уроку.
При поиске репетитора обязательно укажите, что требуется репетитор с навыками работы со школьниками из фмш и лицеев и подготовке к профильному ЕГЭ на 80+ (и добавьте - без олимпиад). Это отсечет обычных школьных учителей для работы с детьми по базовому уровню, но и не сильно задерет планку цены. При этом опасайтесь студентов МехМата и МФТИ. Они больше подходят спецшкольникам для подготовке к олимпиадам. Вам подойдет именно школьный учитель с умением учить углубленной программе.
Ну и обязательно указывайте, по каким учебникам идет обучение. 29.01.2016 16:15:09, Владилена
При поиске репетитора обязательно укажите, что требуется репетитор с навыками работы со школьниками из фмш и лицеев и подготовке к профильному ЕГЭ на 80+ (и добавьте - без олимпиад). Это отсечет обычных школьных учителей для работы с детьми по базовому уровню, но и не сильно задерет планку цены. При этом опасайтесь студентов МехМата и МФТИ. Они больше подходят спецшкольникам для подготовке к олимпиадам. Вам подойдет именно школьный учитель с умением учить углубленной программе.
Ну и обязательно указывайте, по каким учебникам идет обучение. 29.01.2016 16:15:09, Владилена
лучшие по опыту многих как раз из мфти. И самые дешевые (500-700 р час при очень высоком уровне)
29.01.2016 16:28:46, Ойша
Я очень хорошо знаю этот рынок. Сама преподаватель и репетитор, правда больше по лицейским детям. Плюс мою старшую как раз репетировал из МФТИ человек. Мои наблюдения - решение сложных задач для детей высокого уровня объясняют хорошо и дешево. Но это именно сложные задачи, причем чаще олимпиадные. А вот если надо методически правильно донести довольно непростые вещи (задачи с параметрами, вектора, модули, в геометрии куча тем, тригонометрические уравнения с отбором корней и т.п.), то МФТИшники часто не понимают, как можно не понимать простых вещей. А эти вещи для такой девочки как раз сложные, и чтобы их объяснить ей, нужно знать методики обучения и иметь накопленный опыт понимания того, что ребенок не понимает и почему. Хотя попробовать точно можно. Стоимость у ребят из МФТИ правда низкая. И толк может быть.
Я, кстати, как пример важности методик, правда из области обучения математике детей иного уровня привожу такой. Был у меня случайный ученик. И я столкнулась с тем, что не могу его научить определять противолежащий углу катет. Вот прямо никак. И мне подруга, специализирующаяся на таких детях, сказала, что проблема стандартная. Решается так. Рисуем в углу глаз. И объясняем, что куда глаз смотрит, это и есть противолежащий катет. И как только я это сделала, дальше все по маслу пошло, аж до теоремы Пифагора. Я потом специально выясняла, насколько распространены подобные случаи и методики и откуда берутся такие дети. После этого у меня к системе обучения математике в школах, с очень странными методиками в начальной школе, основанными на рабочих тетрадях с красивыми "комиксами" и без обучения нормальному устному счету, с постоянными сменами учителей в средней школе, смене методик, требований, прессингом проверочных работ и т.п. много вопросов. Запуганные математикой 5-7 классов дети, не усвоившие твердо базу начальной школы, приходят в 8-9 класс и пугаются даже слов "противолежащий катет". Сомневаются в том, прямоугольный треугольник это или нет. И т.п. Т.е. не имеют базовых твердых знаний, но уже пора учится сложным вещам. Проблема МФТИ-шных ребят, что они не умеют пробелы в знаниях искать и таким образом выявлять причины непонимания ребенка. Им сложно понять, что ребенок, решающий по одной теме сложную задачу, в другой имеет глубинный давний пробел, компенсирует его какими-то соображениями, домыслами и мучается, когда ему эту тему усложняют. 29.01.2016 19:38:20, Владилена
Я, кстати, как пример важности методик, правда из области обучения математике детей иного уровня привожу такой. Был у меня случайный ученик. И я столкнулась с тем, что не могу его научить определять противолежащий углу катет. Вот прямо никак. И мне подруга, специализирующаяся на таких детях, сказала, что проблема стандартная. Решается так. Рисуем в углу глаз. И объясняем, что куда глаз смотрит, это и есть противолежащий катет. И как только я это сделала, дальше все по маслу пошло, аж до теоремы Пифагора. Я потом специально выясняла, насколько распространены подобные случаи и методики и откуда берутся такие дети. После этого у меня к системе обучения математике в школах, с очень странными методиками в начальной школе, основанными на рабочих тетрадях с красивыми "комиксами" и без обучения нормальному устному счету, с постоянными сменами учителей в средней школе, смене методик, требований, прессингом проверочных работ и т.п. много вопросов. Запуганные математикой 5-7 классов дети, не усвоившие твердо базу начальной школы, приходят в 8-9 класс и пугаются даже слов "противолежащий катет". Сомневаются в том, прямоугольный треугольник это или нет. И т.п. Т.е. не имеют базовых твердых знаний, но уже пора учится сложным вещам. Проблема МФТИ-шных ребят, что они не умеют пробелы в знаниях искать и таким образом выявлять причины непонимания ребенка. Им сложно понять, что ребенок, решающий по одной теме сложную задачу, в другой имеет глубинный давний пробел, компенсирует его какими-то соображениями, домыслами и мучается, когда ему эту тему усложняют. 29.01.2016 19:38:20, Владилена
Биолог на фбб - Рощина Галина Ярославовна. На курсах она по понедельникам с 18 до 21. ФББ, ауд 221. Январем заканчивается семестр, но вряд ли расписание изменится. Тел курсов 495 939 41 95
28.01.2016 14:41:12, подписчик
Во-первых, знали ли преподаватели, что планируется на первом занятии. Это же не таблица умножения, которую любой препод без подготовки вам преподнесет. Я терпеть ненавижу уроки, которые каждый раз, как квест: никогда не знаешь, чем будешь заниматься. Это обычно намного менее продуктивно получается, это очень тяжело морально, а в вашем случае, еще и очень ответственно. Потом, образовательный процесс- это не хаотическое скакание по отдельным темам, а набор связанных уроков. Есть цели и задачи урока, группы уроков, есть глобальные цели на месяц. Нормальный препод делает анализ знаний ученика, и выстраивает (хотя бы в уме) траекторию развития. Та тригонометрия по мнению препода , возможно, входила в план.
В вашем случае предварительно очень подробно рассказывайте преподам, что будете делать на уроке. "Проблемы с геометрией, темы такие и такие, можно было бы начать их разбирать уже на первом занятии?" 28.01.2016 13:38:21, uzon
В вашем случае предварительно очень подробно рассказывайте преподам, что будете делать на уроке. "Проблемы с геометрией, темы такие и такие, можно было бы начать их разбирать уже на первом занятии?" 28.01.2016 13:38:21, uzon
О Биологии. Может, кому пригодится информация: в МГУ на факультете биоинформатики и биоинжнерии на подготовительных курсах очень хвалят преподавателя биологии(те, кто занимался и поступил). На родительском собрании перед курсами её выступление о своем подходе мне очень понравилось. Она начитывает свой собственный курс, соединив все возможные учебники в одно, и часто дает контрольные (для контроля:)). Цена приемлемая, но надо платить за 4 мес сразу:((. Сейчас, с 1 февраля, как раз новый семестр. Очень жалею, что не пошли на курсы в прошлом (10й кл) году, надо было какой-то из предметов, не главный, тогда проработать, а сейчас просто повторить.
28.01.2016 10:34:12, подписчик
Ну так у Вас ребенок судя по всему в брендовой гимназии учится, с математическим уклоном. Что Вы хотите от репетиторов, которые нацелены максимум на вытягивание троечников из обычных школ на более менее приличный балл на ЕГЭ? Ищите репетиторов из таких же брендовых вузов - бауманки, МФТИ.
Сейчас не спеша ищу дочери репетитора по лит-ре, нам не к спеху пока. Та же фигня. Когда придет время буду искать из МГУ. 27.01.2016 23:06:20, ШаНуар
Сейчас не спеша ищу дочери репетитора по лит-ре, нам не к спеху пока. Та же фигня. Когда придет время буду искать из МГУ. 27.01.2016 23:06:20, ШаНуар
Я сейчас ищу биолога. При беседе выясняется, что уровень какой мне нужен, ни одному не потянет? Ну и что это такое? Хотя по заданным параметрам фильтра выползли именно эти товарищи(
27.01.2016 22:02:05, местная я
У моей дочери треть курса (биофак МГУ, магистратура) репетиторствует, причем они этим занимаются курса со 2-го, и многие успешно (натаскивают на егэ, и к олимпиадам готовят). Но! Многие из этих репетиторов - сами победители и призеры Всеросса и даже призеры межнара. Может, вам по этому пути пойти-среди молодежи поискать?
29.01.2016 18:23:25, Сластёник
Может Вы порекомендуете такого студента? Дочь пока восьмиклассница, то есть до ЕГЭ время еще есть. Думаю репетитора взять ближе к экзамену (10-11 классы). А умница -студент, мне кажется, сейчас самый подходящий вариант.
29.01.2016 23:06:04, Верю
Я их знаю лично еще стой поры, когда они вместе с моей по олимпиадам и профильным летним школам ездили, но оценить качество их преподавания не могу, поскольку не биолог :) Но что они горят биологией и имеют опыт репетиторства, ручаюсь. Могу спросить. Вы в каком районе живете?
30.01.2016 22:55:09, Сластёник
Не знаю как вам написать на почту. Если Вам удобно, напишите, пжлст, мне в конвертик, чтобы я смогла ответить.
Если неудобно, позже в конференции напишу.
Спасибо! 31.01.2016 23:07:32, Верю
Если неудобно, позже в конференции напишу.
Спасибо! 31.01.2016 23:07:32, Верю
Ой. Для дочери-восьмиклассницы лучше - студентКА. Не то вы рискуете оплачивать не занятия, а флирт с "умницей-студентом". В лучшем случае...
29.01.2016 23:38:11, неважно
Спасибо за уточнение. Конечно, девочку-студентку:). Я некорректно назвала оба пола словом студент.
29.01.2016 23:57:51, Верю
У моей подруги дочка занималась биологией с репетитором, готовилась в мед. Они были очень довольны, репетитор к ним домой приезжала. Девочка сдала ЕГЭ на 98 баллов, поступила в 1 мед на бюджет. Знаю, что сейчас эта педагог берет 2 тыс за 1,5 часа, если хотите, могу телефон узнать.
27.01.2016 22:43:52, Миня
И я искала . Решила отложить до 11 класса. Договорилась с учителем из лицея. НО ДОРОГО. У нее хотя бы видно, на какой балл ученики сдают.
27.01.2016 22:21:08, ЛУЧИК
У меня уже 5 телефонов репетоторов по биологии. Но цены там не гуманные(
27.01.2016 23:05:33, Весенняя листва
По поводу первого репетитора, вы бы спросили, почему решила именно тригонометрией заниматься. У нее вполне мог быть разумный план, как дальше перейти к тому, что вас интересует. Не всегда можно сразу начать заниматься видимой проблемой, не заполнив пробелы.
Конечно, если прямо завтра контрольная поконкретным теоремам, то можно надрессировать, а если настрой на долговременные занятия, я бы тоже потратила первые пару раз на понимание, где у ребенка дыры и затыкание этих дыр. 27.01.2016 21:54:41, Шоша
Конечно, если прямо завтра контрольная поконкретным теоремам, то можно надрессировать, а если настрой на долговременные занятия, я бы тоже потратила первые пару раз на понимание, где у ребенка дыры и затыкание этих дыр. 27.01.2016 21:54:41, Шоша
Задачи с параметрами требуют особого подхода и при решении, и при объяснении, особенно "нематематическому" ребёнку. Очень хорошо они "идут" с рисунками и графиками.
Не приглашайте больше этих репетиторов.
Сейчас шарлатанов среди них больше, чем где-либо.
Правильно советуют - студенты меньше берут, а объясняют порой не хуже. У вас 10 класс, а не всеросс.
И поспрашивайте среди своих знакомых - наверняка найдёте рядом с вами. 27.01.2016 21:37:40, Rroxy
Не приглашайте больше этих репетиторов.
Сейчас шарлатанов среди них больше, чем где-либо.
Правильно советуют - студенты меньше берут, а объясняют порой не хуже. У вас 10 класс, а не всеросс.
И поспрашивайте среди своих знакомых - наверняка найдёте рядом с вами. 27.01.2016 21:37:40, Rroxy
Ищите репа - преподавателя ВУЗа.
27.01.2016 19:23:49, Дикая хозяйка
ой , не факт был у нас химик как раз из ВУЗа. Время и деньги потратили только.Решать умел, умница,только не мог доходчиво рассказать.
27.01.2016 22:24:01, ЛУЧИК
Преподаватели очень разные бывают))). У подруги моей старшей был не самый удачный опыт аж в 8 классе. Многие, конечно, знают предмет, но тут тоже не надо слепо доверять, не проверив это.
27.01.2016 19:26:00, Василиса из сказки
Не знаю, не знаю...
Я заказывала в прошлом году на известном сайте репетитора для подготовке к ЕГЭ как раз для решения задач с параметрами.
Такого репетитора подобрали и прислали.
Мне кажется, что вы нечетко формулировали требования к репетитору. Также по телефону в первом разговоре с репетитором надо еще раз уточнить, что вам нужно занятие именно по такой теме и никакой другой. То есть решение задач С3(или какой там номер в разделе С). Спрашиваете его может ли, если да, то договариваетесь о дате и времени.
Если вам все еще надо, то напишите мне, я вышлю контакты репетитора. 27.01.2016 19:01:01, marins
Я заказывала в прошлом году на известном сайте репетитора для подготовке к ЕГЭ как раз для решения задач с параметрами.
Такого репетитора подобрали и прислали.
Мне кажется, что вы нечетко формулировали требования к репетитору. Также по телефону в первом разговоре с репетитором надо еще раз уточнить, что вам нужно занятие именно по такой теме и никакой другой. То есть решение задач С3(или какой там номер в разделе С). Спрашиваете его может ли, если да, то договариваетесь о дате и времени.
Если вам все еще надо, то напишите мне, я вышлю контакты репетитора. 27.01.2016 19:01:01, marins
Вы со мной контактами вашего репетитора по математике не поделитесь? У нас 11 класс, ходила на 3 годичные курсы в гуу, вроде все шло неплохо. А предварительные тестирование показало только на 60 баллов.как раз задачи с параметрами мы не понимаем. А нам надо еще до 80 хотя-бы подтянуть
01.04.2016 18:20:51, Mari_79
Посмотрите здесь за 20.01 - предлагают математику на курсах Малковой. Мы туда ходим на химию( в восторге), а его жена - математик классный. Подружка туда же ходит к другой математичке, супер довольна (и она, и моя из сильных школ). У них можно договориться и на индивидуальные занятия." Курсы Анны Малковой,", один и телефонов 89858966401. М Маяковская, ул. Фадеева
27.01.2016 17:40:42, подписчик
смотрите образование препа - мехмат МГУ, Физтех (факультеты ФУПМ, ФИВТ, ФОПФ, РТ в приоритете) Студенты оттуда с достижениями вполне подойдут (достижения не ниже победителя региона-участника финала всеросса например)
27.01.2016 15:28:07, Розмар
У первой- педагогическое математическое, у второй- Бауманка. Дочка в обычной языковой гимназии, ей нужна школьная "5" и сдать в перспективе прилично профиль. Не собирается связывать свою жизнь с математикой, но не любит, когда ей что-то непонятно.
27.01.2016 15:32:10, puhochka
о том и речь, ваши препы просто не владеют материалом повышенной сложности в силу образования или возраста (невостребованное забыто). Ищите студентку мфти или мгу. Предпочтительнее фупм, фивт.И цена будет ниже, у меня такие цифры в голове не укладываются, если честно
27.01.2016 15:43:42, Розмар
То есть лучше менять? Из этой толка не будет? Я просто не думала, что школьная программа будет являться материалом повышенной сложности для преподавателя этого предмета.
27.01.2016 15:57:49, puhochka
Требование "дотянуть до твердой пятерки" - ни о чем. Пишите требование - подготовка к части С. Сейчас это по-другому называется, но Вас поймут. Ну и про образование репетитора правильно сказали, не все могут планиметрию или задачи с параметрами слету решить, а уж объяснить нормально ...
27.01.2016 16:05:14, готовимся
Я пока не о ЕГЭ. А об оценке за семестр. Чтобы она уверенно решала школьную программу.
27.01.2016 17:02:21, puhochka
Что вовсе не означает, что она будет гарантированно иметь школьную пятерку. Далеко не все, кто владеет материалом, возьмутся готовить к гарантированной пятерке (это просто не совсем... может быть честно, немного блеф как бы получается))). Может, сформулировать требование так: "Чтобы она уверенно решала школьную программу".
27.01.2016 17:33:55, Василиса из сказки
Я думаю, нужно еще конкретнее - вот такой и такой тип задач. Но - возвращаемся к тому, что родитель должен компетентен - должен очень хорошо представлять, что ему нужно.
28.01.2016 00:00:54, Cat-S
Нет единой школьной программы. Школы разные. Программы разные. Репетиторы разные. И уровень детей тоже разный. Поэтому задачу перед репетитором надо ставить конкретную, до его первого визита к вам. Иногда достаточно озвучить номер школы, чтобы репетитор получил представление об уровне сложности задач. Если затык в конкретной теме, тоже неплохо бы об этом упомянуть в разговоре, ну и тыды )
27.01.2016 17:13:12, готовимся
Твердая пятерка в одной школе - это твердая двойка в другой ) В среднем пятеркой считается уверенное решение части без развернутого ответа плюс пара-тройка заданий части С.Как я уже сказала, последние задачи части С не всякий учитель решить может (
27.01.2016 16:45:25, готовимся
Прям двойка) Зачем уж так. Прям можно подумать математикой вообще не занимаются и ставят пятерки за воздух. Смысл?
Чтобы пять получить на ОГЭ и ЕГЭ не обязательно С решать, достаточно все правильно остальное решить и какие то наброски части С 27.01.2016 16:53:26, Wertuletta
Чтобы пять получить на ОГЭ и ЕГЭ не обязательно С решать, достаточно все правильно остальное решить и какие то наброски части С 27.01.2016 16:53:26, Wertuletta
Ну так и я о том же. А за "какие то наброски части С" в некоторых ф-м школах не то что двойку не получишь, а и кола не дождешься ) Я и говорю ТС, запрос надо делать не про пятерку, а про подготовку к ЕГЭ, часть С. Тогда все срастется, хотя в это время уже сложно хорошего репетитора найти, у всех забито под завязку.
27.01.2016 17:00:58, готовимся
В книжке ЕГЭ расписано, сколько и за что дают баллы за задачи. 5-4-3-2-1 балл. И какая школа от этого не зависит.
27.01.2016 17:06:23, Wertuletta
Вы куда и как эти баллы используете при поступлении, простите?
27.01.2016 17:13:14, ?
ГИА автора не интересует уже, девочка в 10 классе. В 11 хоть семь поставь в полугодии, но если егэ будет на 50 баллов, все затраты мамы на репов и мечты на поступление в пролете. Кому нужна эта липовая пятерка? У нас в сильной фмш все задания на егэ в этом году не решил никто. Неравноценно сравнивать ГИА и профильный по математике
27.01.2016 17:10:23, Вертута
Все задания по математике в этом году не решил никто не то что в вашей школе, а во всей стране. Впервые.
27.01.2016 20:42:03, Et Cetera
Странно, мы ЕГЭ не сдавали, не знаю. Но сейчас спросила на работе, кто сдавал. Сказали, что был не такой сложный. И профильный сдали нормально. Хотя не ФМШ
27.01.2016 17:18:35, Wertuletta
Моя дочь в 10. ЕГЭ только в перспективе, интересует "беглое" знание школьной программы.
27.01.2016 17:09:18, puhochka
Какое беглое знание, если у вас часов математики и темы как в профильном физмате? В простых школах не берут задачи с параметром уровня С вообще. Перед репетитором надо выложить программу на полугодие, все дз высылать заранее, чтобы преп приходил на урок с уже готовым решением, а не тратил ваше время на синхронное выполнение задач сходу. Можете попробовать студентку пока параллельно действующему репу и сравните. Также можно разграничить темы для одной и второй, чтобы сравнение было чистым. Запрос на студентку ставьте как на углубленный курс, берите девушку с достижениями не ниже региона и только указанных вузов.
27.01.2016 17:20:56, Розмар
Очень затратным это может быть: два репетитора сразу. Но в целом соглашусь. ДЗ заранее бы хорошо высылать и программу бы неплохо заранее сообщить.
27.01.2016 17:36:25, Василиса из сказки
студентку можно найти до тысячи 60 минут. У автора сейчас очень дорогой реп по нашему кризисному времени, такие обычно какие-то гарантии как раз дают, странно соглашаться платить столько при таком качестве. Им надо попробовать сначала двух одновременно по часу , никто не подписывается на долгоспрочные отношения наудачу. Если отправлять дз заранее, не придется оплачивать время решения, которое фактически должно быть самостоятельной подготовкой репетитора к уроку. Потом можно с одной расстаться или урезать время или частоту дорогостоящей/менее эффективной.
Понимающие ситуацию репетиторы сейчас проявляют гибкость, иначе останутся без учеников. Среди знакомых больше половины совсем отказались от занятий вообще, отнюдь не по причине недовольства качеством. 27.01.2016 18:48:43, Розмар
Понимающие ситуацию репетиторы сейчас проявляют гибкость, иначе останутся без учеников. Среди знакомых больше половины совсем отказались от занятий вообще, отнюдь не по причине недовольства качеством. 27.01.2016 18:48:43, Розмар
На пятерку может очень много что влиять: отношение учителя, дисциплинарные двойки и пр. Вот гарантию определенного уровня знаний можно давать после примерной оценки ученика. То есть можно сказать, что будет знать на уровне пятерки, но что будет гарантированная пятерка... это рискованно очень - так людей обнадёживать.
27.01.2016 19:23:58, Василиса из сказки
Вам уже дали хороший совет - искать репетитора для подготовки к "части С".
О репетиторах, которые обещают "беглое знание школьной программы" вы уже имеете представление. 27.01.2016 17:16:07, Мальва
О репетиторах, которые обещают "беглое знание школьной программы" вы уже имеете представление. 27.01.2016 17:16:07, Мальва
"Чтобы пять получить на ОГЭ и ЕГЭ не обязательно С решать, достаточно все правильно остальное решить и какие то наброски части С" (с)
Я вам ответила на это, а не ТС. Будьте внимательнее. 27.01.2016 17:13:17, Мальва
Я вам ответила на это, а не ТС. Будьте внимательнее. 27.01.2016 17:13:17, Мальва
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?