Раздел: Полезная литература

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Гиппенрейтер

Прочитала я Гиппенрейтер, разрекламированную на еве, и какое-то неоднозначное мнение у меня сложилось. Ниже увидела мнение маугленка, что слишком неискренне и близко к манипуляции, и так поняла, что здесь не фанаты ее:)? Что вы думаете о таком подходе (активное слушание, безличные предложения и т.п.)? Авторство ее меня не волнует, просто пытаюсь определиться, что взять на вооружение, а что не стоит, а то не еве все только восхваляют и призывают следовать дословно:)
29.05.2006 02:38:51,

72 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Еще мысль по поводу безличностных предложений. Мне кажется, некоторый дети (особенно мальчики) могут просто не понять, что это к ним относится:) А некоторые дети (особенно девочки) могут перенять такой способ общения и в дальнейшем столкнуться с трудностями при общении с такими вот "непонятливыми" мальчиками, которые хотят конкретики. Мужчины часто любят, чтобы женщины прямо и недвусмысленно им говорили, что они от них хотят:) 31.05.2006 12:17:08, Пламс
А вот, наученная Ясенем:), скажу: контекст.

Сравним:

1. "Вася, ты бы мне очень помог, если бы утром, выходя на работу, ты выносил мусор. Завтра утром захватишь? Спасибо. Ты - замечательный." (вместо "Почему ты никогда не выносишь мусор?")

и

2. "Вася, я начинаю сильно расстраиваться, когда вижу грязные носки на люстре" (вместо "Какого черта ты повесил носки на люстру!")
31.05.2006 13:43:11, Умп
Ну первый пример - это не безличное предложение, а просто позитивно высказанная просьба в стиле ты-предложения вместо риторического вопроса.

А во втором примере, Вася может предложить жене заняться аутотренингом, сходить куда-нибудь отвлечься или заняться сексом дабы утешить расстроенную жену:) Он может не понять, что это просьба не вешать носки на люстру:)
31.05.2006 14:05:39, Пламс
Да. То есть если хочешь получить конкретное действие на выходе - сформулируй просьбу. А если рассказать о чувствах - я-сообщение. Разные цели. 31.05.2006 14:20:42, Умп
Понятно. У меня как-то обычно нет потребности просто рассказать о своих чувствах. Я думала, я-сообщения советуют применять именно с целью необидно высказать свое недовольство и просьбу к окружающим что-то изменить. Но для этого, имхо, достаточно просто вежливо и максимально конкретно изъясняться. То есть если у человека нет потребности рассказывать о своих чувствах, то я-сообщения ему ни к чему? Или надо эту потребность в себе взращивать, чтобы быть современным человеком:)? 31.05.2006 14:37:00, Пламс
Секундочку:), а как это "нет потребности рассказывать о своих чувствах?" Или я такой экстраверт, что мне непонятно? А когда вы сильно расстроены/раздражены/злитесь, о чем говорите? 31.05.2006 16:27:15, Умп
Говорю: "Оставьте меня все в покое на пол часа.":) 31.05.2006 17:41:18, Пламс
А они не оставляют?:) Спрашивают, почему, мол? 31.05.2006 17:43:06, Умп
Оставляют. Особенно, когда муж дома, он детям говорит: "Не трогайте маму, у нее плохое настроение", ну и отвлекает их на себя, я ухожу в другую комнату. Мне получаса действительно хватает, чтобы в себя прийти. Когда я с детьми одна, то не ухожу от них (младщей год только), но стараюсь свести контакты к минимуму, а старшая уже знает, что лучше маму не трогать в ближайшее время:). Причину плохого настроеня могу, конечно, сказать, но это не потребность моя, а чтобы внести ясность, чтобы невиновные не страдали:) 31.05.2006 18:50:34, Пламс
:)М-м, тогда у вас все замечательно. 01.06.2006 11:06:46, Умп
Ну, дословно не стоит следовать ничему и никогда ;) . Гиппенрейтер - хорошая книжка, со многими хорошими идеями и советами. Но есть и еще много хороших книжек по этой же теме. Надо читать всегда несколько книжек, каки слушать несколько мнений по тем проблемам, которые сейчас у Вас стоят. И выбирать те советы, которые лично Вам конкретно сейчас подходят. 31.05.2006 10:36:20, МоЗайка
ленУля
Мне очень понравилась идеи, но для меня лично исполнение необходимо "адаптировать" ко мне и моему ребенку. Т. е. точно следовать не получается, да и цели такой не ставлю, а что-то и раньше, оказывается, использовалось... 31.05.2006 01:13:56, ленУля
Юлия Борисовна писала свою книгу под впечатлением встречи с Карлом Роджерсом, когда тот перед своей смертью приезжал в Москву.
Для тех, кто не в курсе, Роджерс - американец, автор метода активного слушания, метода клиент-центрированной п/т, гуманистический психотерапевт. Тогда, те, кто пообщался с ним, были без ума от него! Шел 1996 год...
И он, действительно ас в этом деле, показал, что с помощью простого слушания и эмпатии можно решить ЛЮБУЮ проблему.
Но он - гений. Овладеть методом можно. Можно и просто применять в быту его формулировки. Но с каким результатом? Это вопрос. Для этого, безусловно, нужен навык. У некотрых неплохо получается интуитивно, когда они чувствуют состояние, настроение другого человека, применяют а.с. к месту, по назначению.
Естественно, если делать это механистично, на автомате, то и результат будет 0.
Книга Гиппенрейтер - для тонко чувствующих и думающих одновременно родителей.
Много ли таких среди нас?
30.05.2006 20:46:32, Psymama
А откуда тогда сходство с Гордоном, на которое многие указывают? Я - не читала, признаюсь.
Мне кажется я немного владею методом активного слушания интуитивно. Наверняка не идеально.
Надо будет еще раз глянуть Гиппенрейтер, пару раз просмартривала поверхностно. Показалось слишком много прописных истин.
30.05.2006 21:08:26, теоретик
Почитайте Роджерса:))) 30.05.2006 21:37:59, Psymama
А инете есть? 30.05.2006 21:56:31, теоретик
Есть, есть.
Есть такой замечательный сайт по гуманистической и экзистенциальной психологии hpsy.ru
Там много всего интересного.
Работы Роджерса по ссылке:
30.05.2006 22:31:57, Psymama
Спасибо, почитаю. 31.05.2006 16:45:52, теоретик
Oazis (4 г ВАне)
Активное слушание и безличные предложения - отличная идея. Работает и со взрослыми. Не несет оскорбительной/обвинительной интонации. Позволяет выяснить причины/мотивы поступков и чувства, которые испытывает собеседник. Помогает научить и научиться самой (!) решать конфликты словом.

Обе идеи, по -моему, отвечают здравому смыслу и приносят пользу. Пользуюсь обеими.

Еще одна мысль у нее понравилась, подозреваю, что это правда. Что ребенка можно научить только тому, что знаешь сама. Я профан в музыке, соответственно... :)
вывод: шире круг обучающих взрослых с разными навыками и умениями! :)

30.05.2006 20:35:13, Oazis (4 г ВАне)
добавлю к выводу: родителям в этой связи тоже полезно постоянно учиться. Ох :). 31.05.2006 10:51:17, Умп
Если под "активным слушанием" подразумевается "слушать и стараться понять собеседника", то очевидно это отвечает здравому смыслу. Но в том виде как это описано у Гиппенрейтер, имхо, это напоминает больше психотерапевтический сеанс, причем с человеком у которого серьезные проблемы с самооценкой, отношениями с окружающими и т.п. (собственно, оттуда это оказывается и пошло - см. выше Psymama).
Безличные отношения мы пробовали с мужем в своих разборках:) и ничего это не дало:) Все равно понятно, что речь идет о тебе:) Нам оказалось проще разговаривать в стиле: "Мне хотелось бы, чтобы ты...", ответ: "Хорошо" или "Я не могу, потому что...".
А то, что ребенка можно научить только тому, что знаешь и умеешь сама - это точно. Придется, наверное, моим детям привыкать к "ты-предожениям":)
30.05.2006 23:00:47, Пламс
Земляничный дождик
Не устану повторять - читайте Соловейчика "Педагогика для всех"! Никаких приёмов и манипуляций! Он не учит общаться с ребёнком, а учит его любить (как это не странно звучит, мы ведь все своих детей любим...) Книжка толстая - не перескажешь, я её раз в год обязательно перечитываю, взгляд на ребёнка меняется - это точно. 30.05.2006 16:02:12, Земляничный дождик
Вообщем то все книги по воспитанию про то, что к ребенку надо относиться хорошо :)(уважать, не унижать и т.п.) С Леви полностью согласна, но, действительно, взять у него что-то практическое сложно.
А у Гиппенрейтер мне тоже некоторые моменты показались издевательством, например, где надо перефразировав фразу ребенка повторить ее и ждать, что он еще скажет. Я бы на месте ребенка решила бы, что взрослый или умственно отсталый или издевается. Вопросы вроде "А что случилось?" по Гиппенрейтер не выражают сочувствия, и ребенок скорее всего ответит: "Ничего". Но, имхо, это зависит от предыдущего опыта общения с родителями, если ребенок привык только к критике, то тогда, конечно, не ответит. Но если по-человечески к ребенку с рождения относиться, наверное, не надо так извращаться? Можно просто по-человечески спросить: "Что случилось?" Обезличивание предложений мне тоже кажется спорным. По-моему фраза "Мне не нравится, когда дети так делают" может натолкнуть ребенка на мысль, что до него самого никому дела нет.
А кто-нибудь читал здесь Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания." ? Мне ее идеи понравились. Она предагает такую схему разговора, чтобы ребенок прислушался:
"Меня охватывает чувство..."
"Когда ты..."
"Потому что..."
"Я хочу, чтобы ..."
"Мне нравиться, что ты..."
Я ее с самого начала применяла, не читав еще никакой спец. литературы, а почитав Гиппенрейтер упала духом, что все делаю не правильно. Кволс меня как-то успокоила:)
30.05.2006 12:32:36, Пламс
Oazis
С моей точки зрения, формула " Я хочу" уязвима. Ну и хоти сколько угодно. Хотение - штука произвольная, управляемая, несправедливая. А вот испытываемые чувства -они неуправляемые, более того, их другой человек может НЕ УГАДАТЬ. Сколько раз нас не понимали мужчины: "А я не знал, что ты обиделась".

Именно прояснить ситуацию и помогают эти два приема - безличность и активное слушание.
30.05.2006 20:40:20, Oazis
Там предлагается еще с ребенком обсудить как себя вести родителю, если ребенок "забывает" о правилах в доме. Причем ребенок должен первым предложить вариант. Если он говорит: "Тогда накажи меня", этот вариант не принимается. Если говорит: "Не знаю", то родитель вносит предложение. Предложения в духе "логических последствий".
Вообще, неужели никто не читал Кволс? По-моему там здравые мысли. При этом предлагаемые варианты действий и диалогов близки к естественным на мой взгляд.
30.05.2006 23:11:14, Пламс
Точно, там как-то естественнее все. 31.05.2006 00:31:09, Svetlana:)
Земляничный дождик
Может, я и не права, но меня бесит бесконечная констатация очевидных фактов. Это и у Джайнотта и Гордона тоже есть:
"Ты вернулся домой! Ты плачешь! Наверно, случилось что-то очень неприятное". "Ты упал. Тебе больно и обидно."
Брр. Мы и так слишком много говорим, чтобы ещё повторять как попугаи.
Может и перегнула малость.
30.05.2006 16:12:05, Земляничный дождик
Я тоже с ребенком долго не применяла активное слушание, хватало того понимания, которое было. Со взрослыми применяю :).

А безличные предложения очень помогают выражать чувства, особенно когда злишься :). Помогают абстрагироваться от человека и сосредоточиться на поступке, что важно. Помогают абстрагироваться от СЕБЯ любимого и УСЛЫШАТЬ собеседника. А то получается, хотим выяснить что-то про Васю, но упорно говорим о себе...
30.05.2006 12:52:46, Умп
А мне очень-очень нравится Е.В.Мурашова, "Ваш непонятный ребенок". Неужели ее никто не читал, а?
А вообще читать надо разное. И не только специальную литературу. В художественной раскидано столько ценных мыслей! У В.Шефнера в книге воспоминаний "Чаепитие на желтой веранде" есть такой момент: мальчика несправедливо обвинили в какой-то ерунде, он говорил правду, но мама ему не поверила. И тогда он понял, что между его словами, истиной и маминым пониманием нет прямой связи, понял, что если мама не верит правде, то может поверить лжи. Попробовал и получилось...
Когда я это читала, меня прямо резануло воспоминание - ведь и я тоже стала врать ПОСЛЕ того, как мама заподозрила меня во лжи!
29.05.2006 17:59:36, маугленок
А в сети Мурашовой нет? 30.05.2006 12:35:28, Пламс
Не знаю, я читала на бумаге. Издательство "Дрофа", 2002.
Она пишет не о том, "как", а о том, "почему". Разбирает причины и развитие страхов, капризов, агрессивности...
30.05.2006 20:16:44, маугленок
Елена Д.
моему мужу активное слушание помогло наладить контакт с ребенком: когда он начал проговаривать то, что он понимает чувства ребенка, то тот тоже стал "раскрываться".. некоторые вещи мне показались неприемлемыми для нас.. ну так на то и голова нужна, чтобы брать себе только полезное и подходящее :) мне она особо не пригодилась, я с ребенком и так контакт находила, чисто интуитивно.. 29.05.2006 14:38:50, Елена Д.
Ясень
Все эти приемы имеют, ИМХО, жесткий контекст, в котором могут применяться, как в психотерапии, так и в переговорах, и в общении с близкими. Искренность здесь не при чем, на мой взгляд, когда мы испытываем искреннее сочувствие к ребенку или искреннее негодование по поводу его поведения, мы все равно выбираем КАК ему об этом сообщить, как дать это почувствовать. Это - один из выборов, не менее честный, чем прочие. просто он базируется не на идее мгновенной реакции, а на том, что неплохо бы сперва понять, на что мы собираемся реагировать :)).

Приемы активного слушанья помогают по горячим следам понять, сформулировать проблему и тем самым наполовину или полностью разрешить ее. Приемы активного слушанья бессмысленно применять в отсуствие проблемы, а так же если человек отлично осознает проблему и четко ее предъявляет. Их бессмысленно применять, когда человек нуждается просто в том, чтобы выплакаться(то есть можно угукать и всякое такое, но проговаривать лучше ничего не надо). Их жестоко применять, когда человек хочет сдержаться, пережить проблему без слез.

По сути, когда мы человека активно слушаем, мы приходим к очень хорошему пониманию этого человека. И это важно, и для нас и для него, потому что понимание - основа эффективной поддержки. Ребенку важно, что родители его понимают. Но часто люди не хотят быть понятыми. А иной раз не хотят понимать себя. Имеют право, к этому тоже стоит иметь уважение.

То есть по большому счету, это, конечно, инструментарий, причем неоднородный, приемы а.слушанья весьма различны и каждый хорошо к месту и плох, если не к месту применен :)) Техника осваивается параллельно с умением распознавать контексты применения различных приемов.
29.05.2006 14:05:01, Ясень
СМ
ОФФ.

Я там в 7-12 песчанок косвенно рекламирую, ничего, или лучше убрать Ваше имя? Сорри если чего.
29.05.2006 16:13:14, СМ
Ясень
Хорошо, у меня как раз три новеньких, причем будут желтенькие, такие милашки :)) Спасибо :)) 30.05.2006 00:04:23, Ясень
отличный комментарий, спасибо! 29.05.2006 15:40:24, Умп
ничего не прибавила бы и не убавила:) 29.05.2006 14:31:10, solo
Ludmilka
Поддерживаю :-)
29.05.2006 15:22:35, Ludmilka
Ну, для того времени, когда это писалось - приемы были очень революционны и действенны (по сравению с общепринятыми тогда авторитарными методами воспитания).
Сейчас есть уже и более современный подход - например, в книге Джона Грея "Дети - с небес".
Если Гиппенрейтер не очень идет, почитайте Грея. Возможно, он уже ближе окажется.
29.05.2006 13:58:21, Svetlana:)
А у меня Грей не пошел чего-то, и не показался он мне прогрессивным... Не осилила :).

Может позже попытаюсь еще раз, а то все ссылаются, а я темнота :).
29.05.2006 15:39:08, Умп
А тебе надо ли было еще что-то? Если и так есть и контакт с ребенком, и уважение, и понимание?
Эт как - без фрустрации - нет и пользы от методов разных.
Лично мне показалось - у Грея довольно стройный подход, и действия вытекают из него. Правда, взгляд мужской, многих нюансов не учитывает. Мне нравится, что он исходит из естественного стремления ребенка сотрудничать с окружающими. И стоит это поддерживать. Разумеется, если взрослый сам честно готов сотрудничать, а не манипулировать.
У Гиппенрейтер отчасти это есть - понять чувства, разделить их. Про самостоятельность у нее неплохо.
И все же - для меня Гиппенрейтер - это скорее - как спарвиться с проблемами, если ты их уже создал.
А Грей - как включить ребенка в процесс жизни так, чтобы проблем у него было как можно меньше.
Имхо, конечно, все.
29.05.2006 16:52:19, Svetlana:)
Ясень
ОФФ. светлана, у меня почта к вам не проходит почему-то, я там "спасибо" отправила :)) 30.05.2006 00:05:47, Ясень
Ладно, я здесь получу :))
Странно, почта вроде работает ...
Если там кроме "спасибо" еще какие-то комментарии были, попробуй (те) :)) еще раз.
31.05.2006 00:33:17, Svetlana:)
Да просветиться хотелось :), быть в курсе, так сказать, новейших мыслей, только и всего.

Когда думаю, манипулирую ли я своим ребенком: наверное - да (он же со мной живет и не совсем как трава растет:). Но я в любой момент готова ему и себе объяснить для чего я это делаю. Например, обычно это легкое подталкивание к самостоятельности, и поощрение "хорошего" поведения.
29.05.2006 17:06:54, Умп
А мне Грей нравится! А еще у него есть "Мужчина с Марса, женщина с Венеры" - ее я правда не читала, а вот читала "Марс и Венера - диета и упражнения" и почерпнул СТОЛЬКО полезного!
Если хочешь, напишу тебе письмом тезисы.
30.05.2006 00:45:17, теоретик
А что именно тебе в Грее нравится?

Может у меня перевод плохой, но почему-то текст кажется примитивным...

"Мужчины с Марса, женщины с Венеры" начала читать. Все равно какой-то не тот дух там, логика : "Сара стала меньше приставать к Джону с вопросами, постепенно он стал сам интересоваться, как она провела день. Их отношения наладились, теперь Джон даже иногда помогает Саре мыть кухню". Я рыдалЬ:)

Твои тезисы почитаю с удовольствием :).
30.05.2006 10:14:10, Умп
Так, сначала про детей. Только перед чтением надо не забыть абстрагироваться от упрощенно-американского стиля подачи материала и не принимать близко к сердцу истории про Сару:)
Про детей. Теоретическая часть мне понравилась, про если раньше детей много наказывали, то это не значит, что их можно наказывать сейчас. Понравилось про сочетание политики уважения к ребенку и одновременно донесения до него мысли, что родители главные.
Про то, что если ребенку с определенным темпераментом полноценно удовлетворить потребности его темперамента, а не пытаться сделать его кем-то другим, то происходит некая трансформация темперамента, причем в полезную для ребенка сторону. Понравилось многократное акцентирование того, что совершать ошибки нормально и подобные вещи. Многое понравилось. Кое-что мне лично не подходит, я его пропускаю мимо ушей.(глаз). по ссылке мы со Светланой это обсуждали.
Про Марс и Венеру я читала другую книжку, не ту, что ты. Мы с мужем на ее почве помирились! Про нее в следующей серии:)
30.05.2006 10:49:22, теоретик
Спасибо за ссылку. Я тоже начала читать. А вы не знаете, в каком смысле у Грея дети сейчас не такие как раньше? Он поддерживает теорию идиго? Или в более прозаическом смысле, влияние СМИ и т.п.? Я в индиго не верю, но вижу что у меня ребенок, действительно "не такой". При этом телевизор мы не смотрим, и ребенок практически все время со мной, то есть чье-то влияние минимально. Я списываю на "раннее развитие". И серьезно задумываюсь, стоит ли второго "ранне развивать":). 30.05.2006 13:48:32, Пламс
Нет, про индиго у него ни слова. Вообще теория индиго она гораздо более популистская, чем "Дети с небес". Прислать вам эту книгу в эл. виде?
Он пишет про то, что дети другие в основном применительно к накзаниям. Что совеременных детей вообще нельзя наказывать(как минимум неэффективно), в то время как столетиями детей воспитывали розгами и вроде как "ничего страшного не было".
30.05.2006 15:52:01, теоретик
Ledi_Ju
А можно у вас попросить книгу "Дети с небес" в электронном виде, была бы очень благодарна. Адрес LediJuli гавгав yandex.ru 30.05.2006 18:30:54, Ledi_Ju
Земляничный дождик
Ссылка на "Детей" 31.05.2006 12:29:32, Земляничный дождик
Да, пришлите, пожалуйста на anlemett собака yandex точка ru.
Ну, а применительно к наказаниям почему дети другие стали? Моя личная теория, что детям сейчас противоречивая информация от родителей поступает, потому что мало-мальски все родители с детьми занимаются, и ребенку сложно переключаться с родителя-друга на родителя-воспитателя. А раньше родители были толко воспитателями, поэтому старые методы действовали.
30.05.2006 17:14:12, Пламс
Спасибо, ты убедила меня вернуться к Грею :). Ссылку почитаю с удовольствием. 30.05.2006 10:57:32, Умп
А про Марса и Венеру я теперь всем трублю:), вот я тебе дам ссылку на другое обсуждение, я туда вставила свой краткий пересказ. 30.05.2006 16:43:22, теоретик
спасибо! и когда ты только успеваешь все это читать?:) И еще об этом писать!:) 30.05.2006 17:01:04, Умп
Один-ноль в твою пользу:)
Неработающая женщина...
офф: у тебя страх перед садиком, а у меня перед нянями:)
30.05.2006 21:10:18, теоретик
Это был комплимент!:) Я просто завидую, потому что сама ничего не успеваю, нигде... Няни, кстати, у нас уже полгода нет:). 31.05.2006 10:41:21, Умп
Да??? а сын с кем???
Я просто вспомнила, как я тебе писала, что я хочу на работу, мол с работы люди пишут более длинные комменты.
31.05.2006 16:47:31, теоретик
Канешна, работа, в отличие от детей может подождать :). Остальное-мылю 31.05.2006 17:12:18, Умп
Curry
У Грея как-то очень технично все - именно как включить (или выключить) механизм под названием "ребенок" в процесс действия другого механизма под названием "семья". У меня он тоже не пошел.

У Гиппенрейтер все-таки мягче - там не основы сопромата, а азы дрессуры - в смысле тоже механистично, но с душой, из серии "ребенок - друг человека" :)

В этом смысле мне Леви ближе, да и образы у него богаче, имхо. Хотя с технической стороны он проигрывает, конкретных психологических приемов по налаживанию общения у него существенно меньше.
29.05.2006 17:06:04, Curry
Ух ты как интересно, сколько людей, столько мнений:)
Может, зависит от того, кто порекомедовал книжку? В каком настроении она попала в первый раз в руки?
На Гиппенрейтер у меня зуб уже много лет, с тех пор как моя мама при каждом звонке требовала, чтобы я поклялась, что сейчас пойду и поцелую ребенка восемь раз:) Недавно пробовала читать - не, не вызвало восторгов. То, что ребенок друг человека я и сама уже к этому времени догадалась:)

А Грея посоватовал мне уважаемый мною человек (т.е. Светлана:)). Короче, Грей мне нравится. Правда я почему-то так и не дочитала про таймауты, возможно именно это мне сейчас не нужно. Зато прочитала другую его книжку.
30.05.2006 00:43:25, теоретик
Да, примерно так. Я использую книжки Леви, чтобы настроиться на нужную волну, выбираешь тему и шпаришь. :) 29.05.2006 17:10:21, Умп
Вообще-то правильные у нее советы, только не так просто научиться им следовать. Но однажды мне удалось применить т.н. активное слушание (дочь -подросток), результат просто волшебный!
Но я из тех кто сначала думает. а потом делает - сразу с места в карьер ругаться начинаю. Но все-таки там главный настрой - понять проблемы ребенка. И даже если это получается другими путями (у нас - долгие разговоры по вечерам с расставлением точек на i),то главное - это понять и принять друг друга.
29.05.2006 12:35:20, hanhi
Я, если честно, не увидела в ее книжке посыла к манипуляции. Я почувствовала доброжелательность - добронастроенность к людям - которая в книжке есть.

Приемы на вооружение взяла многие, основные несомненно. Мне помогает.

А дословно никогда и ничему/никому следовать не надо - для того своя соображалка каждому дадена :).
29.05.2006 09:16:23, Умп
Ну, не дословно, конечно, но тут многие, по-моему, к её советам прислушиваются, и я в том числе. В том же ключе и Леви пишет, но на него почему-то реже ссылаются. Гиппенрейтер более схематично излагает, похоже на руководство по эксплуатации автомобиля, может быть, поэтому и похоже на манипуляцию. А вообще-то это популярная психология. Активно слушать, говорить о своих чувствах и воздерживаться от оценки личности собеседника учат и на самых разных тренингах. Видимо, это довольно универсальные инструменты эффективного общения. 29.05.2006 08:20:58, Учитель каллиграфии
Не надо, Леви о любви пишет, а не о приемах! О любви, понимании и уважении. А когда они есть - приемы не нужны, само придет 29.05.2006 12:45:54, маугленок
Oazis
Это заблуждение и весьма опасное. Любовь и уважение не ГАРАНТИРУЮТ понимания. Иначе не было бы столько семейных проблем между взорослыми и столько вопросов в этой же конфе. "Я его очень люблю, но не знаю, что делать, не понимаю, что происходит".

Кстати, это закономерно (непонимание), на мой взгляд. Просто потому, что все люди разные. То, что обидно мне, другой вообще пропустит мимо ушей. И наоборот.
30.05.2006 20:58:40, Oazis
Чувствовала, что Вы возразите. Я Леви ещё подростком начала читать. Пишет замечательно, без фальши. Можно читать и перечитывать ради удовольствия. А Гиппенрейтер - учебное пособие своего рода. Читаешь по необходимости. Мне помогает адекватно выразить своё уважение к другим дюдям. А к некоторым, наверное, само приходит. Большое спасибо за Ваше мнение. 29.05.2006 18:32:54, Учитель каллиграфии
Согласна, Леви пишет лирично. Но и не без самолюбования:). 30.05.2006 10:07:45, Умп
Ну, к Леви у меня вообще особое отношение, личное, можно сказать :))) В юности, в институте, его "Искуство быть собой" меня буквально спасло. 29.05.2006 21:28:02, маугленок
Ludmilka
Насчёт "само придёт"... К сожалению, приходит не ко всем :-( В моей жизни куча тому подтверждений - есть любовь и уважение, и даже понимание, и ещё есть полное неумение их проявить, точнее, проявить слишком "по-своему"
29.05.2006 13:33:03, Ludmilka
Так ведь и "по Гиппенрейтер" - это тоже "по-своему", точнее, по-ее. Лично мне такое обращение было бы неприятно. Пока читала, все время было ощущение, что это какое-то издевательство. 29.05.2006 14:08:25, маугленок


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!