Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Понятие смерти

Как объяснить ребенку, что значит "умер"? Дочке 4 года. Если встречается такой факт (в книжках, например), то задает вопросы типа: "А он спит?", "А он когда вынырнет?" (если утонул). Отвечаю: "Нет, он умер", "Никогда", и вижу непонимание в глазах. О том, что после смерти с телом делают не могу ей рассказать, вижу же, что она толком не понимает, что такое смерть, вдруг ее потом страхи какие или ночные кошмары будут мучать. А как еще объяснить? Или не заострять внимание, сама потом поймет?
07.05.2006 23:17:58,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Земляничный дождик
Может, кому-то такое объяснение подойдёт? Мне нравится.
Но мои напрямую пока таких вопросов не задавали. Дочка пару лет назад сообщила, что муж соседки улетел на небо. А вчера рассказывала им про войну, про то, что там много людей погибло. Дочка по своему обыкновению задумалась, но больше ничего спрашивать не стала.
10.05.2006 09:59:43, Земляничный дождик
Гэллор
а вас лично что больше пугает в понятии смерть?тление тела?похоронная ритуалика?возможность постсмертного наказания?горе близких?бесследность существования?еще что-то? 09.05.2006 20:53:44, Гэллор
Дыбра
мне мультик "пчелка Юля" понравился, там спокойно так объясняется все 09.05.2006 17:06:37, Дыбра
fedorka
Говорят дети: Спрашивает дочь 4 года-тебя кто родил? Я отвечаю: Меня родила бабушка Валя, бабушку Валю-бабушка Таня... Бабушка Таня умерла уже. Дочь спрашивает 6 А кто ее убил?
-Никто, сама умерла
- А почему не убили? )))
Я в осадок выпала))))
09.05.2006 13:26:23, fedorka
могу рассказать, как это было у меня. мне было 5 лет, когда в книжке с вьетнамскими сказками я нашла много историй про смерть, плюс рисунки драконов, в общем начитвшись и насмотревшись стала с криками отказываться спать. и мама мне рассказала, что люди, умирая, остаються здесь на земле в виде своих продолжений:детей, того что они сделали хорошего, и мы просто их не видим. но их любовь и отношения всегда с нами. на меня очень подействовало, до сих пор этой позиции придерживаюсь. 08.05.2006 10:11:10, мама Мишустика (1,10)
Medve
ух, как здорово :))). Надо взять на вооружение идею про продолжение в виде детей :)).Спасибо. 09.05.2006 12:57:07, Medve
не за что, моей маме спасибо! 09.05.2006 17:57:43, мама Мишустика (1,10)
Детей,в этом возрасте,зачастую интересует смерть с физиологической стороны.Им нужна информация о том,что такое смерть,как умирают,почему умирают,что после,а не отмазка:) 09.05.2006 14:49:30, margaret
Lar_net
Да, я хорошо помню, мне было лет 7, и меня такой ужас охватил. Я представляла, что буду лежать неподвижно, ничего не видеть, не слышать, не чувствовать... Побежала к маме в слезах "я не хочу умирать". А мама была расстроенная из-за неурядиц с отцом и ответила что-то типа "вы меня раньше в могилу сведете". В общем, не то, что я ожидала :). Хотя наверно ответ про отлетающую душу меня бы устроил, но тогда это было не принято. 16.05.2006 13:07:22, Lar_net
Medve
Я не заметила никакой отмазки. Просто утешение, что человек не сгинул навсегда. А объяснить, что человека умершего в землю закапывают я и сама могу, мне в утешение надо было придумать чтото ребенке :) 13.05.2006 00:09:45, Medve
хорошо помню, что мне это было неинтересно, и мамаино объяснение удовлетворило мой интерес и убрало страх. 09.05.2006 17:58:24, мама Мишустика (1,10)
Вы,наверно,были не очень любознательным ребенком:))В принципе,это было не объяснение.Как это может удовлетворить интерес ребенка,не понимаю...Может в сильно маленьком возрасте...Или страх настолько силен,что ребенок согласен на любое объяснение, даже понимая ложность его,лишь бы не знать пугающей правды. 09.05.2006 23:38:29, margaret
Чем более открыто и спокойно эта тема будет преподнесена,тем спокойней будет отношение ребенка к смерти.Не стоит окружать эту тему завесой таинственности.Чем прозаичнее и понятнее объяснение,тем лучше.
Если вы человек верующий,расскажите ей о смерти с позиции вашей религии.Я своему рассказывала и об отношении к смерти людей,не верующих в бога,людей других религий(особенно буддизм его заинтересовал):).На самом деле,я считаю,что это очень важная для ребенка тема,её нельзя пропустить,проигнорировать,умолчать.Это понимание законов природы и жизни.Начиная с 3,5 лет(тогда умер мой папа) ребенок расспрашивал про смерть и сейчас в почти 8 лет,он знает по этой теме все,что знает взрослый человек.Воспринимает спокойно,как факт и всё.
А как она сама поймет?Эта тема,в любом случае,начинает интересовать детей около 5 лет.Она будет сама искать информацию,если вы ей её не предоставите.А уж что и как ей расскажут другие...Вам это может совсем не понравится...
08.05.2006 02:31:13, margaret
Мы за границей сейчас живем. Прабабушки-прадедушки похоронены в России, и даже не в том городе куда мы иногда ездим навещать моих родителей. Недалеко от того места, где мы живем, есть кладбище, имеет ли смысл сходить на него?
Мертвых собак-кошек-птиц она не видела, нет их здесь:)
Жучков-мух никогда сама убить не пыталась, да и мы тоже.
Она понимает, что можно кого-то съесть. Например, знает, что кошки едят мышей, волки - зайцев и т.п.
Одно время у нее была боязнь волков и бабы-яги из-за того, что они могут съесть, сейчас вроде прошло. То есть вроде какое-то понятие о смерти у нее есть, раз она боялась быть съеденной? Может как-то от этого отталкиваясь можно объяснить?
08.05.2006 00:54:28, Natali
Больше всего пугает неизвестное,вы не замечали?:)Я не думаю,что рассказ о смерти надо начинать со страха.Можно начать рассказ о своих уже умерших родственниках,а ребенок сам задаст интересующие её вопросы.Главное,не тушуйтесь при любых вопросах. 08.05.2006 02:38:04, margaret
Золотое Солнышко (в системе 210778)
Мы были на кладбище перед Пасхой, я поехала туда убираться, прихватила и сына (ему 4 года), некуда ребенка деть было(: Все прошло просто замечательно, шли мимо могил и памятников - ребенок повосхищался бюстами на некоторых могилах, я объяснила, что люди умирают, их хоронят, а их душа улетает на небо:), а на могилках ставят вот такие красивые памятники или доски. Нормально, пришли на могилу, убирались, ребенок выносил листву, потом убрал соседние могилы, посмотрели на фотографию его прадедушки (я сказал, что тут похоронен дедушка Паша), пока шли к кладбищу купили цветок, и ребенок сам его посадил на могиле. Потом собрались в церковь зайти и я очень боялась, что ребенок будет задувать свечки (любит он у нас дуть на свечи). Сын спросил почему зажигают свечи, и тут я растерялась:), но спасибо моей маме (она тоже была с нами на кладбище), она сказала Антоше, что свечки зажигают для того, чтобы душам, которые улетели на небо, было светло:))) И ребенок с удовольствием зажигал свечи, чтобы дедушке Паше было светло:) и зажег несколько погасших свеч на улице перед иконой Николая Чудотворца. Кстати, на дороге у церкви встретили похоронную процессию, ребенок особо не впечатлился, прослушав объяснение, что вот кого-то хоронят и мы пошли к выходу.
К чему я это все рассказываю? К тому, что может быть проще объяснить это все на кладбище, посещая могилку близких?
Или если ваша девочка когда-нибудь убивала мух, видела мертвых птиц (в Москве это часто втречается)- то можно на их примере показать, что такое умер. У нас такой проблемы не было, применительно к животным и насекомым было в лексиконе слово "убили", а иногда и "сдохли" - за это большое спасибо летнему отдыху в деревне:)
Про то, что делают с телом, рассказывать вовсе и не нужно в подробностях, но если будет такой вопрос, то можно сказать, что тело хоронят, а души улетают на небо, и оттуда наблюдают за нами или радуются за нас и т.д.
08.05.2006 00:34:42, Золотое Солнышко (в системе 210778)
А что, никогда не попадались дохлые кошки или задавленные голуби на дороге или там жучки? Мне кажется, самое главное в смерти как раз то, что происходит с телом: необратимое разрушение. Вот я так и рассказывала. Что происходит с душой, никто не знает, некоторые считают так, другие сяк; но жизнь в том формате, в котором мы ее можем наблюдать, имеет не только начало, а и конец - смерть.

Мне кажется, это обязательно надо рассказывать, недосказанность не избавляет от страха смерти, наоборот, усугубляет; мне кажется, страх смерти в любом случае будет, это норма жизни; но еще мне кажется, что прежде чем об этом говорить с ребенком, надо для себя кое-что устаканить в голове, понять, как сама к смерти относишься, признать для себя, что да, жизнь конечна, так уж устроен мир...Когда Вам самой с собой станет просто об этом говорить, Вы и для ребенка найдете слова. А найти их очень нужно, потому что эта тема кружит вокруг все время, и не всегда в таком виде, в каком хотелось бы ее ребенку преподнести, особенно на первую встречу.
08.05.2006 00:18:43, U
Абсолютно согласна!!!И в том,что важный аспект в рассказе о смерти-бренность тела,согласна!
Даже удивительно,как будто это я так гладко изложила свои мысли:)))
08.05.2006 02:43:12, margaret
пыжа
Нашла ссылку: пример метафорической истории, придуманной Ириной Гавриловой для своего 4-летнего сына, в связи с проявившимся у него страхом смерти. http://child-stories.chat.ru/Волшебное%20кружево%20сказки
Части перепутаны. 2-1
10.05.2006 12:34:50, пыжа
пыжа
Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” - испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!
А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.
Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”
Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.
Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”
Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!
А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька.
Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…
“Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь.
10.05.2006 11:54:29, пыжа
пыжа
Мне понравилась сказка: Капелька (объсняющая тему смерти). Не помню (к сожалению ссылку на сайт).
Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”
Тема: страх смерти
Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.
Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.
Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).
Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.
Встроенные внушения: спокойствие;
уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить;
смена состояний может приносить радость и удовольствие.
Сказка для Сашеньки на ночь
Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь.
Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.
Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.
- Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька.
- Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.
- Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”
А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.
Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.
А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.
И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.
10.05.2006 11:53:55, пыжа
Земляничный дождик
Вот спасибо! Замечательная сказка! 11.05.2006 10:12:07, Земляничный дождик


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!