Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: -- посиделки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Понятие смерти
Как объяснить ребенку, что значит "умер"? Дочке 4 года. Если встречается такой факт (в книжках, например), то задает вопросы типа: "А он спит?", "А он когда вынырнет?" (если утонул). Отвечаю: "Нет, он умер", "Никогда", и вижу непонимание в глазах. О том, что после смерти с телом делают не могу ей рассказать, вижу же, что она толком не понимает, что такое смерть, вдруг ее потом страхи какие или ночные кошмары будут мучать. А как еще объяснить? Или не заострять внимание, сама потом поймет?
07.05.2006 23:17:58, Natali
22 комментария

Но мои напрямую пока таких вопросов не задавали. Дочка пару лет назад сообщила, что муж соседки улетел на небо. А вчера рассказывала им про войну, про то, что там много людей погибло. Дочка по своему обыкновению задумалась, но больше ничего спрашивать не стала. 10.05.2006 09:59:43, Земляничный дождик


-Никто, сама умерла
- А почему не убили? )))
Я в осадок выпала)))) 09.05.2006 13:26:23, fedorka
могу рассказать, как это было у меня. мне было 5 лет, когда в книжке с вьетнамскими сказками я нашла много историй про смерть, плюс рисунки драконов, в общем начитвшись и насмотревшись стала с криками отказываться спать. и мама мне рассказала, что люди, умирая, остаються здесь на земле в виде своих продолжений:детей, того что они сделали хорошего, и мы просто их не видим. но их любовь и отношения всегда с нами. на меня очень подействовало, до сих пор этой позиции придерживаюсь.
08.05.2006 10:11:10, мама Мишустика (1,10)
ух, как здорово :))). Надо взять на вооружение идею про продолжение в виде детей :)).Спасибо.
09.05.2006 12:57:07, Medve
Да, я хорошо помню, мне было лет 7, и меня такой ужас охватил. Я представляла, что буду лежать неподвижно, ничего не видеть, не слышать, не чувствовать... Побежала к маме в слезах "я не хочу умирать". А мама была расстроенная из-за неурядиц с отцом и ответила что-то типа "вы меня раньше в могилу сведете". В общем, не то, что я ожидала :). Хотя наверно ответ про отлетающую душу меня бы устроил, но тогда это было не принято.
16.05.2006 13:07:22, Lar_net
Я не заметила никакой отмазки. Просто утешение, что человек не сгинул навсегда. А объяснить, что человека умершего в землю закапывают я и сама могу, мне в утешение надо было придумать чтото ребенке :)
13.05.2006 00:09:45, Medve

Детей,в этом возрасте,зачастую интересует смерть с физиологической стороны.Им нужна информация о том,что такое смерть,как умирают,почему умирают,что после,а не отмазка:)
09.05.2006 14:49:30, margaret


хорошо помню, что мне это было неинтересно, и мамаино объяснение удовлетворило мой интерес и убрало страх.
09.05.2006 17:58:24, мама Мишустика (1,10)
Вы,наверно,были не очень любознательным ребенком:))В принципе,это было не объяснение.Как это может удовлетворить интерес ребенка,не понимаю...Может в сильно маленьком возрасте...Или страх настолько силен,что ребенок согласен на любое объяснение, даже понимая ложность его,лишь бы не знать пугающей правды.
09.05.2006 23:38:29, margaret
Чем более открыто и спокойно эта тема будет преподнесена,тем спокойней будет отношение ребенка к смерти.Не стоит окружать эту тему завесой таинственности.Чем прозаичнее и понятнее объяснение,тем лучше.
Если вы человек верующий,расскажите ей о смерти с позиции вашей религии.Я своему рассказывала и об отношении к смерти людей,не верующих в бога,людей других религий(особенно буддизм его заинтересовал):).На самом деле,я считаю,что это очень важная для ребенка тема,её нельзя пропустить,проигнорировать,умолчать.Это понимание законов природы и жизни.Начиная с 3,5 лет(тогда умер мой папа) ребенок расспрашивал про смерть и сейчас в почти 8 лет,он знает по этой теме все,что знает взрослый человек.Воспринимает спокойно,как факт и всё.
А как она сама поймет?Эта тема,в любом случае,начинает интересовать детей около 5 лет.Она будет сама искать информацию,если вы ей её не предоставите.А уж что и как ей расскажут другие...Вам это может совсем не понравится... 08.05.2006 02:31:13, margaret
Если вы человек верующий,расскажите ей о смерти с позиции вашей религии.Я своему рассказывала и об отношении к смерти людей,не верующих в бога,людей других религий(особенно буддизм его заинтересовал):).На самом деле,я считаю,что это очень важная для ребенка тема,её нельзя пропустить,проигнорировать,умолчать.Это понимание законов природы и жизни.Начиная с 3,5 лет(тогда умер мой папа) ребенок расспрашивал про смерть и сейчас в почти 8 лет,он знает по этой теме все,что знает взрослый человек.Воспринимает спокойно,как факт и всё.
А как она сама поймет?Эта тема,в любом случае,начинает интересовать детей около 5 лет.Она будет сама искать информацию,если вы ей её не предоставите.А уж что и как ей расскажут другие...Вам это может совсем не понравится... 08.05.2006 02:31:13, margaret
Мы за границей сейчас живем. Прабабушки-прадедушки похоронены в России, и даже не в том городе куда мы иногда ездим навещать моих родителей. Недалеко от того места, где мы живем, есть кладбище, имеет ли смысл сходить на него?
Мертвых собак-кошек-птиц она не видела, нет их здесь:)
Жучков-мух никогда сама убить не пыталась, да и мы тоже.
Она понимает, что можно кого-то съесть. Например, знает, что кошки едят мышей, волки - зайцев и т.п.
Одно время у нее была боязнь волков и бабы-яги из-за того, что они могут съесть, сейчас вроде прошло. То есть вроде какое-то понятие о смерти у нее есть, раз она боялась быть съеденной? Может как-то от этого отталкиваясь можно объяснить?
08.05.2006 00:54:28, Natali
Мертвых собак-кошек-птиц она не видела, нет их здесь:)
Жучков-мух никогда сама убить не пыталась, да и мы тоже.
Она понимает, что можно кого-то съесть. Например, знает, что кошки едят мышей, волки - зайцев и т.п.
Одно время у нее была боязнь волков и бабы-яги из-за того, что они могут съесть, сейчас вроде прошло. То есть вроде какое-то понятие о смерти у нее есть, раз она боялась быть съеденной? Может как-то от этого отталкиваясь можно объяснить?
08.05.2006 00:54:28, Natali
Больше всего пугает неизвестное,вы не замечали?:)Я не думаю,что рассказ о смерти надо начинать со страха.Можно начать рассказ о своих уже умерших родственниках,а ребенок сам задаст интересующие её вопросы.Главное,не тушуйтесь при любых вопросах.
08.05.2006 02:38:04, margaret

К чему я это все рассказываю? К тому, что может быть проще объяснить это все на кладбище, посещая могилку близких?
Или если ваша девочка когда-нибудь убивала мух, видела мертвых птиц (в Москве это часто втречается)- то можно на их примере показать, что такое умер. У нас такой проблемы не было, применительно к животным и насекомым было в лексиконе слово "убили", а иногда и "сдохли" - за это большое спасибо летнему отдыху в деревне:)
Про то, что делают с телом, рассказывать вовсе и не нужно в подробностях, но если будет такой вопрос, то можно сказать, что тело хоронят, а души улетают на небо, и оттуда наблюдают за нами или радуются за нас и т.д.
08.05.2006 00:34:42, Золотое Солнышко (в системе 210778)
А что, никогда не попадались дохлые кошки или задавленные голуби на дороге или там жучки? Мне кажется, самое главное в смерти как раз то, что происходит с телом: необратимое разрушение. Вот я так и рассказывала. Что происходит с душой, никто не знает, некоторые считают так, другие сяк; но жизнь в том формате, в котором мы ее можем наблюдать, имеет не только начало, а и конец - смерть.
Мне кажется, это обязательно надо рассказывать, недосказанность не избавляет от страха смерти, наоборот, усугубляет; мне кажется, страх смерти в любом случае будет, это норма жизни; но еще мне кажется, что прежде чем об этом говорить с ребенком, надо для себя кое-что устаканить в голове, понять, как сама к смерти относишься, признать для себя, что да, жизнь конечна, так уж устроен мир...Когда Вам самой с собой станет просто об этом говорить, Вы и для ребенка найдете слова. А найти их очень нужно, потому что эта тема кружит вокруг все время, и не всегда в таком виде, в каком хотелось бы ее ребенку преподнести, особенно на первую встречу. 08.05.2006 00:18:43, U
Нашла ссылку: пример метафорической истории, придуманной Ириной Гавриловой для своего 4-летнего сына, в связи с проявившимся у него страхом смерти. http://child-stories.chat.ru/Волшебное%20кружево%20сказки
Части перепутаны. 2-1 10.05.2006 12:34:50, пыжа
Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” - испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!
А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.
Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”
Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.
Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”
Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!
А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька.
Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…
“Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь.
10.05.2006 11:54:29, пыжа
Мне понравилась сказка: Капелька (объсняющая тему смерти). Не помню (к сожалению ссылку на сайт).
Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”
Тема: страх смерти
Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.
Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.
Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).
Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.
Встроенные внушения: спокойствие;
уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить;
смена состояний может приносить радость и удовольствие.
Сказка для Сашеньки на ночь
Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь.
Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.
Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.
- Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька.
- Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.
- Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”
А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.
Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.
А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.
И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.
10.05.2006 11:53:55, пыжа
Мне кажется, это обязательно надо рассказывать, недосказанность не избавляет от страха смерти, наоборот, усугубляет; мне кажется, страх смерти в любом случае будет, это норма жизни; но еще мне кажется, что прежде чем об этом говорить с ребенком, надо для себя кое-что устаканить в голове, понять, как сама к смерти относишься, признать для себя, что да, жизнь конечна, так уж устроен мир...Когда Вам самой с собой станет просто об этом говорить, Вы и для ребенка найдете слова. А найти их очень нужно, потому что эта тема кружит вокруг все время, и не всегда в таком виде, в каком хотелось бы ее ребенку преподнести, особенно на первую встречу. 08.05.2006 00:18:43, U
Абсолютно согласна!!!И в том,что важный аспект в рассказе о смерти-бренность тела,согласна!
Даже удивительно,как будто это я так гладко изложила свои мысли:))) 08.05.2006 02:43:12, margaret
Даже удивительно,как будто это я так гладко изложила свои мысли:))) 08.05.2006 02:43:12, margaret

Части перепутаны. 2-1 10.05.2006 12:34:50, пыжа

А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.
Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”
Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.
Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”
Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!
А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька.
Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…
“Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь.
10.05.2006 11:54:29, пыжа

Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”
Тема: страх смерти
Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.
Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.
Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).
Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.
Встроенные внушения: спокойствие;
уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить;
смена состояний может приносить радость и удовольствие.
Сказка для Сашеньки на ночь
Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь.
Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.
Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.
- Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька.
- Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.
- Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”
А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.
Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.
А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.
И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.
10.05.2006 11:53:55, пыжа
Читайте также
Как эффективно отбелить тюль и продлить его жизнь
Надоел пожелтевший тюль? Хотите вернуть ему сияющую белизну, но не знаете, с чего начать? В нашей новой статье вы найдете полный гид по отбеливанию тюля в домашних условиях! От проверенных народных методов (зеленка, соль, перекись) до современных кислородных отбеливателей
СДВГ у детей: как проявляется и что делать родителям
Плохая успеваемость, проблемы со сном и поведением могут быть сигналами СДВГ –распространенного психического нарушения. В статье расскажем, как распознать болезнь и помочь ребенку.