Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ярослава М.

Элле Прокофьевой про "нельзя"

И снова здравствуйте, Элла!

Вопрос у меня, на первый взгляд, больше воспитательный. Имеет ли смысл объяснять ребенку двух лет с небольшим, что такое "нельзя"? Понимает ли ребенок, что "нельзя" - это именно "нельзя", а не игра?

Дело в том, что мы с мужем разошлись во взглядах. Я считаю, что все запреты делятся на то, что опасно, и то, что не нравится старшим. Например, поворачивать вентили газовой плиты опасно и поэтому "нельзя", а выбрасывать еду на пол - неприятно маме, но жизни не угрожает, поэтому "не надо". То, что "нельзя" пресекается категорически, а то, что "не надо" особо не пресекается, просто делается замечание, что так нехорошо, с последующим отвлеканием. А муж считает, что ребенок запутается в этих "нельзя" и "не надо". Что запреты должны быть одного типа, без логических различий. И вообще запреты в этом возрасте должны быть основаны на рефлексах: сделал запрещенное - стало больно или неприятно. В нашем случае муж считает необходимым посадить сына в кровать, т.е. ограничить свободу (привет Марии Д. - всегда в таких случаях Вас вспоминаю). Муж считает, что если поступок не будет связан с чем-то неприятным, то в голове останется мысль о возможности повторения такого поступка в дальнейшем. И дальше хуже - о возможности совершения вообще некого поступка, о котором говорится "нельзя". То есть если, например, говорится, что нельзя бросать еду на пол, но наказания за это не следует, то ребенок привыкает, что "нельзя" - это просто слово, которое ничего не значит, и если ему скажут, что вентиль включать нельзя, то он все равно включит, ведь про еду тоже говорили, что нельзя, а оказалось - можно.

Мне очень неприятна мысль о наказаниях, мне кажется, насилие, даже во благо, ни к чему хорошему не ведет, калечит психику. Меня воспитывали не так. Но может, я какая-то нестандартная? Я никогда не совала пальцы в розетки, хотя до сих пор электричества боюсь панически. Лет до пятнадцати зажигала газовую конфорку, держа спичку плоскогубцами. Как-то же это заложилось? А муж говорит, пока его током не стукнуло, он не убедился. А мне и не хотелось убеждаться...

И еще. Муж разбивает мою теорию про "нельзя" и "не надо" в пух и прах одним аргументом. "Почему "нельзя" бить маму? Ведь это не опасно для жизни?" И я не знаю, что ему ответить.
11.08.2000 21:53:32,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ярослава! Я согласна с мнением, что не следует запутывать ребенка с "нельзя" и "не надо". Определите четко, чего делать "нельзя", все остальное "можно".
И наказывать не придется.
12.08.2000 09:38:52, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Элла, к сожалению, Вы не ответили на мой вопрос, или я неудачно спросила. Имеет ли смысл вдалбливать ребенку двух лет, что "нельзя" - это "нельзя" или можно просто сказать об этом и отвлечь, надеясь, что постепенно подрастет и поймет? 12.08.2000 10:04:48, Ярослава М.
С двухлетним ребенком нужно просто все время находиться рядом, ничего не вдалбливая, оберегая от ненужной боли, объясняя то, что можно объяснить, и спокойно, но твердо запрещая то, что действительно невозможно не запретить.
При этом Вы будете выглядеть так естественно и правдиво, что ребенок не обидится.
Того, что делать нельзя, не так уж много. Это не должно быть тем, что не нравится родителям (не торопитесь), только жизненно важные вещи, которых нельзя делать не в 2, не в 20, не в 50 лет. Он быстро поймет и запомнит.
12.08.2000 10:29:41, Элла Прокофьева
Т.е. можно разрешать ребенку 2-х лет бросать хлеб, посуду, игрушки... Только заботься о своей безопасности и безопасности других и тебе никто не скажет нельзя? 12.08.2000 10:34:53, Iren Kookliina
Ребенку необходимо что-то бросать. Говоря, что нельзя бросать посуду, предложите ему то, что можно бросать, например, мягкие пороллоновые мячики или что-то, что не повлечет разрушения. Так же и с другими запретами. Часто нужно просто предложить что-то взамен. 14.08.2000 10:11:56, Masha
Давайте, чтобы не быть голословной, я расскажу о собственном опыте использования этого принципа при работе с детьми ясельной группы.
Заболела воспитательница, я заменяла ее неделю.
Из-за чехарды с заменами, дети - нервные, плаксивые, раздраженные. У каждого заменяющего - куча собственных правил и запретов, в зависимости от того, что ему нравится или не нравится.
Единого принципа нет.
Чтобы разрядить обстановку, я принесла из спальни мячики разных цветов и размеров и стала с силой ударять своим мячиком об пол. Сначала дети стояли и смотрели на меня с испугом. Потом девочка 2-х лет, с очень хорошей речью, сказала: "А тетя тебя ругать будет. Нельзя брать мячики из спальни" (видимо, какой-то запрет с целью приучить детей к соблюдению правил).
Я отвечаю: "Не будет. Давайте играть!"
Начался визг, крик, счастью, и их, и моему, не было предела.
Потом пошли гулять.
Любимое занятие активных детей - бросать друг в друга камнями, сыпать
песком в глаза, на голову: а как бы Вы разряжались на улице, если в группе даже мячики из спальни без особого разрешения брать нельзя? И все за собой надо убирать.
Всю неделю я показывала, как мне больно, если расшалившийся ребенок ударял меня по голове или в бок, останавливала любое проявление агрессии детей друг к другу. При этом разрешила все, что можно разрешить.
Конечно, приходилось все убирать самой. Двухлетние дети и уборка игрушек - понятия несовместимые.
В четверг произошел перелом в ситуации: дети стали намного спокойнее в группе, просили карандаши, тонны бумаги - малевали, малевали, малевали. На улице только один мальчик не перестал задираться к другим детям, хотя рисовал лучше всех. Но у него - очень плохая речь, и, видимо, так он показывал свое стремление общаться.
Когда я потом, в понедельник, увидела их на прогулке с очень строгой воспитательницей, представила, что все пошло по-старому, я не знала, правильно ли я поступила.
Чтобы не вести себя, как не очень грамотная воспитательница детского сада, маме надо понять: ребенок, которому можно все (но с соблюдением двух золотых правил), не испытывает потребности бить посуду, крушить мебель и т.п. Главное - четкие и постоянные границы, отделяющие дозволенное от недозволенного, тогда мир дозволенного настолько велик, что ребенок выберет лучшее из того, что дозволено.
12.08.2000 11:49:08, Элла Прокофьева
Если я правильно поняла, стоит на время уменьшить количество правил и все встанет на свои места, детеныш сам не будет делать что-то плохое. 12.08.2000 14:53:48, Iren Kookliina
Да. Покидается, покорежит, но когда увидит, что Вас беспокоит только его здоровье и здоровье окружающих, успокоится и займется чем-то более важным для собственного развития: у детей ведь хорошее ощущение направления своего развития.
Разумеется, если болят зубы, ситуация другая. Одной девочке я давала стопку блюдец, она их била и забывала про боль.
А когда она научилась читать, она перестала бить блюдца: ребенок имеет право сам решать, когда ему взбираться на следующую ступеньку своего развития.
12.08.2000 15:06:04, Элла Прокофьева
А может можно попытаться создать ситуацию, когда без освоения каких-то действий ребенок сам не захочет обойтись? 12.08.2000 16:13:03, Iren Kookliina
Создание ситуаций - исток наших разочарований, так как эти ситуации обычно заканчиваются не так, как мы предполагали. 12.08.2000 20:11:47, Элла Прокофьева
Ольга
Простите, что влезла. Я тоже делю свои требования(не знаю как назвать по другому) на НЕЛЬЗЯ и НЕ НАДО. Но! Бить маму НЕЛЬЗЯ! ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ БОЛЬНО, наказание? я просто ухожу в другую комнату. Как насчет еды, затрудняюсь сказать, наш малыш ее не бросает, но игрушки бросать НЕ НАДО. И объясняю, что они сломаются и т.п.. Если бросает, убираю игрушку НЕМЕДЛЕННО в недоступное место. По-моему, все понятно. Вроде мы не путаем. Хотя, конечно, очень интересно мнение психолога. 12.08.2000 00:21:27, Ольга


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!