Раздел: Отношения с детьми

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Кто в доме хозяин?

Никак не могу определиться с одним вопросом. Вот только что появился повод обсудить его на конкретном примере.
Берем со старшей книжку и начинаем делать упражнения для правильной осанки. Книжка в игровой форме - каждое упражнение делает какой-то зверь, соответственно красочно оформлено. Младшую пытаемся вовлечь в процесс, предлагаем ей тоже участвовать, достаем мягкие игрушки.
Та не хочет участвовать по нашим правилам, она захватила книгу единолично, смотрит ее, заминая страницы. Чтобы посмотреть очередное упражнение, нужна книга. Пытаемся с ней договориться, но не выходит. Уперлась и книжку не отдает. Чем больше уговоров, заманиваний и пр, тем сильнее не отдает.
Когда я понимаю, что это бесполезно, то объявляю: все, мы на тебя рассердились, упражнения делать не будем, читай книжку сама. Ухожу. Та книжку сразу бросает, бежит за мной и ожидает от меня нормально поведения и обычного к себе внимания. Я веду себя в соответствии со своим настроением, т.е. обиженно-рассерженно. Та начинает реветь. Чтобы успокоить, я начинаю объяснять ей суть конфликта. Показываю, что у каждого есть свои личные предметы. Та с интересом слушает. Но когда в качестве примера личной вещи оказывается какая-то книга, вдруг опять начинает реветь, в общем, похоже, что ребенок тоже не на шутку обиделся. Постепенно успокаивается.
В чем проколы и как надо было поступить? И как вообще поступать правильно?

1. Избегание конфликта.
Когда выяснилось, что занятие не состоится, придушить собственную обиду и вести себя как ни в чем не бывало? Ну хорошо, в таком возрасте может и стоило поступить именно так. Но как поймать тот возраст, когда она должна будет уже понимать, что у других людей есть свои потребности и нужно считаться с ними, жертвуя своими желаниями, тем более, когда с ней ведут себя по человечески? Как готовить к этому постепенно, чтобы не обнаружить, скажем, в семь лет, что ребенок не может сдерживать свои желания, а с самого раннего возраста готовить ее к этому потихоньку?
2. Не избегать конфликта.
Как мне объясняла мой любимый психолог, мать постепенно учит ребенка жить, называет словами его желания, исполняет их. Конечно, говорит, без фрустраций не обойтись.
Так вот, считать ли фрустрации необходимыми для развития и не бояться их создавать в некоторых, конечно редких ситуациях, с, так сказать, воспитательными целями? Вообще, когда ребенок так горько плачет, жалко его... Думаешь, нафиг те воспитательные цели. А в сам момент происшествия испытываешь праведное негодование от плохого поведения. Какие чувства более правильны и более конструктивны?
03.11.2005 20:31:45,

34 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
варианты:
1. обменять книжку на что-то другое
2. предложить показать из книжки упражнения, мол, покажи нам как делать :)
3. заболтать так, что книжку отдаст сама
07.11.2005 13:47:59, Умп
Заболтать да, слабо пробовала. Отвлечь не вышло, она девочка принципиальная:) 09.11.2005 17:14:49, теоретик
еще - изначально, зная такую любовь к книжкам, ЭТУ помогло бы сначала с младшей изучить :)) 07.11.2005 13:50:30, Умп
Я сначала выучиваю наизусть все страницы книги, которую буду предлагать детям для изучения.
Сама ощущаю себя ходячей книгой:)
Детям передается моя свобода и уверенность:)
06.11.2005 16:30:38, Элла Прокофьева
пчела Майя
А я бы отобрала книжку и все дела. 06.11.2005 14:28:54, пчела Майя
Реву было бы... не привыкшие оне к такому обращению:) 06.11.2005 17:02:01, теоретик
пчела Майя
А в других случаях - если она берет то, что брать принципиально нельзя. В этом случае, ладно, можно было перестать заниматься, а если бы это была работа, документ, нож и так далее - наверное отобрали бы? Я б не злостно отобрала, но абсолютно однозначно. Сказала бы: мы сейчас посмотрим следующее упражнение (или что там), а потом ты опять будешь смотреть. 06.11.2005 17:49:22, пчела Майя
Дело во внутренней уверенности. Когда я забираю нож или документы, то я сама в этом настолько уверена, что никакой рев(которого обычно и не бывает) меня не смутит. А тут я знаю, что книжка красивая и понимаю дочку в ее желаниях. 07.11.2005 09:37:32, теоретик
Ну да, но тут же еще и старшая есть. Ее интересы - тоже важны. 07.11.2005 22:47:35, Svetlana:)
Да, пожалуй, я тоже бы так сделала. Твердо, и достаточно быстро, пока младшая не успела в рев удариться. 07.11.2005 03:19:59, Svetlana:)
Как я вижу ситуацию: маленькая видит, что без неё играют в какую-то игру, причем в центре внимания книжка. Она завладевает книжкой и теперь все играют с ней - пытаются книжку отнять. Она, естественно не отдает, т.к. игра крутится вокруг книжки. Потом почему-то книжка становится никому неинтересна, игру бросили а на неё обиделись. Расстройство!
Меня в таких ситуациях больше беспокоит, что старшей обидно - поэтому стараюсь с ней заниматься когда маленькая спит (мало конечно получается:(()
Что делать не знаю:)))))
04.11.2005 22:57:41, Октябрина
Ага, у Вас младшая почти на год меньше моей. Я-то уже начинаю мечтать о том времени, когда она будет сознательней... наверное, слишком рано начинаю:) 05.11.2005 18:29:34, теоретик
ИМХО, 2 года рановато. 05.11.2005 19:20:28, Октябрина
Хотя, в свете предыдущих обсуждений, начинать уже надо:))) 05.11.2005 19:21:27, Октябрина
Алёнушка
Отвечу, хоть я и не демократ в воспитании :-).

Если я занимаюсь со старшей, то книжку бы вообще не отдала. Хочешь, делай со всеми, смотри на открытую картинку, а брать и мешать нельзя.

А так, на мой взгляд, она горько расстроилась от того, что принцессин каприз не исполнили :-). Моя бы в таком случае если и заплакала, то не горько и обиженно, а именно из-за фрустрации, то есть хочется, но нельзя, а жаль. Ну так детям ещё очень трудно контролировать свои эмоции, но в этом случае меня бы совесть не мучала, т.к. всё справедливо.
04.11.2005 14:20:27, Алёнушка
Если бы книжку не дала в самом начале, то конфликт произошел бы раньше:) Она к ней так рвалась. 04.11.2005 17:35:06, теоретик
"Вообще, когда ребенок так горько плачет, жалко его... Думаешь, нафиг те воспитательные цели."

Думать так про воспитательные цели надо ДО КОНФЛИКТА :))))
По-моему, очень легко :)

Маме надо НАУЧИТЬСЯ НЕ ОБИЖАТЬСЯ, причем полезно не обижаться не только на своих детей :)
Хорошие все-таки дети учителя :)
04.11.2005 14:19:13, Рррозовая
Думать ДО, я, к сожалению, до сих пор не научилась:). Я обычно действую на автопилоте, подключая по возможности интуицию. А думаю всегда после конфликта или разговора, во время думания настраиваю свой автопилот на следующий раз.
А вообще мне кажется, что свои истинные чувства не грех показывать, другое дело, выбирать форму. А если про вообще не обижаться, ну что делать, если я действительно недовольна, что она сорвала мне занятие.
04.11.2005 17:33:55, теоретик
Недовольство и обида, ИМХО, совершенно разные вещи.
У тебя получилось "Я тобой недовольна, уходи". Для детей слишком радикально такое, ИМХО, мотивы ее поведения тебе не ведомы, а ты сразу в негатив улетела.
...А истинные чувства прятать, конечно, не надо, заболеть можно. Только вот истинные чувства можно постепенно менять на более позитивные :)))
Проосыпайся, Юля! И не надо на автопилоте :))) Ты что, робот что ли? :)))
Я тоже давным-давно над этим "работала". Самое трудное - вовремя осознать, что происходит, это да. Вот так просто остановиться при всех в самый разгар накала страстей и громко, пусть даже все услышат "Раааслабляюсь и получаю удовольствие" Ко всему подходит :)))
04.11.2005 18:44:28, Рррозовая
Leeni
"Хорошие все-таки дети учителя" - поясните пжлста мысль!! 04.11.2005 14:34:06, Leeni
Исключительно на своем примере могу :)
Меня научили не обюижаться ни на кого мои дети :)
Потому что на них не обижаться очень легко :)
Обида - она возникает, когда кажется, что тебе специально плохо сделали. Не будете же вы обижаться на человека, который Вам на ногу наступил. И только с детьми я поняла, что они НЕ ХОТЯТ меня обидеть НИКОГДА :)
А потом уже я стала анализировать поступки чужих людей, и получилось у меня, что люди почти никогда специально никого не обижают, они действуют "плохо" только в своих интересех, а не специально против меня :)Нельзя же обижаться на несовпадение моих интересов с чужими.
Не знаю, понятно ли я написала.
04.11.2005 18:37:44, Рррозовая
Leeni
Да, вы очень хорошо написали! Интересная теория:) 05.11.2005 12:41:19, Leeni
Это практика :)))) 05.11.2005 15:46:43, Рррозовая
Я поняла:). Мы с мужем тоже это открыли. Во время ссоры я не говорю ничего против него, я просто оправдываю себя, и он тоже. А каждый воспринимает в искаженном виде. Только каждый раз, когда случается новый конфликт, мы забываем об этом открытии:( 04.11.2005 20:59:19, теоретик
Только каждый раз, когда случается новый конфликт, мы забываем об этом открытии:(

А такой способ не пробовали?
В специальную папку положить лист бумаги, на нем крупно написать выводы из предыдущих конфликтов - ну, там

Мы с тобой установили:

В споре и ты, и я только защищаем себя
Я ничего против тебя не имею, и ты тоже против меня ничего не имеешь
Обижаться друг на друга глупо

И на другой странице - правила:

Мы договорились

В споре - не обижаться, а слушать друг друга
Искать точную формулировку претензий каждого к ситуации
Переформулировать проблему в решаемую задачу
Вместе искать решение до победного

Ну, что-нибудь в таком роде.
И тогда - при начале нового конфликта нужно только вспомнить про эту папку, бегом за ней и молча в нее заглянуть, прежде, чем словесная гроза разразилась.
Тут можно приз назначить тому, кто первый вспомнил про папку :))) И честно выдать после.

Серьезно. Может, не с первого раза (даже точно - не с первого, и не с пятого даже), но раза с двадцать первого войдет в привычку иначе вести себя в конфликтах :))

05.11.2005 01:45:20, Svetlana:)
Спасибо, попробуем:)
думаю вот, как преподнести. Как свою идею или как совет психолога, что встретит больший энтузиазм.
05.11.2005 18:27:37, теоретик
Да без разницы, лишь бы эффект был :))
06.11.2005 01:34:10, Svetlana:)
В смысле в каком случае это будет воспринято с меньшим скепсисом:) 06.11.2005 17:02:38, теоретик
Продолжение истории. Поплакав и успокоившись, дочка приходит в отличное настроение, мило лепечет, соглашается с моими предложениями насчет горшка и ужина, радостно бежит делать аппликацию.
А до конфликта была вся капризная...
вот и думай...
03.11.2005 21:10:57, теоретик
Leeni
Да все нормально:) Ты правильно на мой взгляд повела себя, рассердилась-обиделась.. Только вот думаю, идея с привлеканием младшей в сурьезный процесс была изначально обречена на провал..Естественно, что все закончилось скандалом:) Дальше? Ну поплакала, иногда детям полезно:) напряжение снимается:)
Мне кажется, это не тот большой повод, под который нужно всякие "фрустрации" подводить:) НормальнА:)
04.11.2005 13:16:59, Leeni
Поплакать иногда успокаивает ребенка само по себе, а повод для слез тут дело десятое :))

Что до вопроса, то у нас был несколько другой перекос. Ребенок как в год с небольшим выучил, что бывает свое и чужое, так ооочень ревностно относился к своему, ну взять его чашку без разрешения - это трагедия Шекспира в пяти действиях была. Не так давно стало попускать. Зато если ему говорили, например "не рви книжку, это папина" - вполне уважал, обычно слушался.

03.11.2005 23:50:16, U
Да, перекосы всегда плохо.
А про повод для слез, это что выходит - мы думаем-думаем, как бы с ними помягче и подемократичней, а им просто нужен повод, чтобы поплакать и успокоиться? :)
04.11.2005 17:36:22, теоретик
Ну, скажем так - иногда.
Накопилось много всего, хочется разрядиться, поплакать без причины не многие могут. Ищется повод.
Бывают и другие причины для упрямства.
Вообще-то такие случаи можно различить - ребенок, как правило, некоторое время слоняется из угла в угол, не может сосредоточиться на чем-то одном, и видно, что возбужден.
05.11.2005 01:14:15, Svetlana:)
Да, кстати по ней видно было в тот вечер, что что-то накопилось. 05.11.2005 18:30:32, теоретик


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!