Тема навеяна сегодняшним занятием с логопедом. Сказала она мне, что дочка(два года) не смотрит в глаза. Стала я думать, как оно на самом деле:
- дочка однозначно комфортно себя чувствует, когда смотрит в глаза на расстоянии, например бежит встречает меня или папу, или мы с ней катаемся на качелях напротив друг друга, радостно смотрим друг на друга и наслаждаемся этим занятием.
- если я подойду к ней вплотную с фразой "посмотри на меня, я тебе что-то скажу", то в большинстве случаев действительно не посмотрит. Я тогда сразу приступаю к "физическому воздействию" - трогаю носик, щекочу щечки. Она сразу откликается, улыбается и на короткое время одаряет меня взглядом, как бы показывая, что все замечает и ценит. После чего взляд обычно отводит.
- Аналогичная реакция на попытки заниматься речью: "посмотри, как мама облизывает верхнюю губку" - всячески отводит взгляд, хотя сама пытается проделать эту операцию. Также не любит попытки заниматься пальчиковыми играми, чаще всего норовит улизнуть от них.
- Вообще с общением у нас проблем нет, дочка всегда все замечает, на все реагирует, все лучше разговаривает (уже пошли фразы), поддерживает диалог. Хорошо развита игровая деятельность, неплохо относится к детям.
- Как сказала логопед, бывают дети, которые поворачивают к себе мамино лицо и всматриваются в него. Этого у нас нет. Хотя одно время поворачивала к себе мое лицо, чтобы поизучать его детали.
- Логопед отмечает такой момент: дочка в глаза ей не смотрит, но задания чаще всего выполняет и на сотрудничество в целом идет.
Считает, что таким образом у нее не функционирует в полной мере зрительное восприятие, а преимущественно слуховое и кинестетическое (последнее слово она употребила другое, это я уже подобрала подходящее по смыслу).
Еще она употребила слово аутизм, после чего была вынуждена выслушать от меня лекцию по поводу разницы между аутизмом и аутичными чертами(на самом деле я и аутичных черт не вижу, по крайне мере на данный момент)
- я склонна объяснять это явление примерно так, что дочка для себя установила определенную границу между собой и окружающим миром и обозначает ее при помощи ограничения близкого глазного контакта.
вопросы такие:
- считать ли это аутичными чертами, переживать и пытаться корректировать или считать просто особенностями характера?
- стоит ли вообще ходить в таком раннем возрасте к логопеду без особой на то необходимости?
доводы за: все равно ей придется учиться взаимодействовать заниматься с посторонним человеком, если начать раньше, то потом будет легче.
доводы против: ей навязывают занятия, к которым она еще не созрела, у нее поэтому формируется стереотип - отрицательное отношение к занятиям.
Спасибо всем, кто дочитал:)
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Характер
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
нет, нет.
И вообще, по своей мелкой, которую можно заподозрить в чем угодно, только не в аутизме и по себе вижу :)), что зрение может мешать восприятию. И думать оно мешает. Слишком много ненужной, избыточной информации. Если человек мне что-то такое рассказывает, над чем мне надо подумать, я слушаю, отводя глаза от его лица, иначе ничего не получится. Поэтому у меня, например, проблемы со взятием интервью, если заранее нет хорошего списка вопросов :((
Прошлой зимой на биеналле не зря, мне кажется, было столько видеороликов изображающих говорящие головы. Это завораживает, гипнотизирует. 30.10.2005 03:45:00, Ясень
И вообще, по своей мелкой, которую можно заподозрить в чем угодно, только не в аутизме и по себе вижу :)), что зрение может мешать восприятию. И думать оно мешает. Слишком много ненужной, избыточной информации. Если человек мне что-то такое рассказывает, над чем мне надо подумать, я слушаю, отводя глаза от его лица, иначе ничего не получится. Поэтому у меня, например, проблемы со взятием интервью, если заранее нет хорошего списка вопросов :((
Прошлой зимой на биеналле не зря, мне кажется, было столько видеороликов изображающих говорящие головы. Это завораживает, гипнотизирует. 30.10.2005 03:45:00, Ясень
Имхо, в этом возрасте они и так очень много информации воспринимают и обрабатывают. И в лицо посмотрят, если в лице что-то интересное найдут:))
И еще мне кажется, что в этом возрасте они очень многому учатся прямо в окружающей жизни. И произвольные занятия либо вообще не нужны, либо уж - подстраиваться под ребенка. В смысле - предлагать ему разное, а уж что возьмет - то возьмет.
Посему к логопеду ТАКОМУ не водила бы однозначно. И насчет аутизьмов всяких - разве такие выводы вообще можно по таким поводам делать? Судя по описанной общительности и реактивности - такие выводы по меньшей мере странны. 26.10.2005 00:06:36, Svetlana:)
И еще мне кажется, что в этом возрасте они очень многому учатся прямо в окружающей жизни. И произвольные занятия либо вообще не нужны, либо уж - подстраиваться под ребенка. В смысле - предлагать ему разное, а уж что возьмет - то возьмет.
Посему к логопеду ТАКОМУ не водила бы однозначно. И насчет аутизьмов всяких - разве такие выводы вообще можно по таким поводам делать? Судя по описанной общительности и реактивности - такие выводы по меньшей мере странны. 26.10.2005 00:06:36, Svetlana:)
Я еще подозреваю, что ее вывел на это слово главным образом мой рассказ о старшей:)
офф: у меня очень четко наблюдается закономерность: если человек очень понравился при первом знакомстве, то значит потом разонравится:) Логопед первый раз понравилась:)
26.10.2005 01:56:05, теоретик
офф: у меня очень четко наблюдается закономерность: если человек очень понравился при первом знакомстве, то значит потом разонравится:) Логопед первый раз понравилась:)
26.10.2005 01:56:05, теоретик
А у меня есть закономерность - меня первое впечатление как правило обманывает. Не всегда, но в большинстве случаев.
26.10.2005 15:57:35, Da'iline
Ребенку два года. В это время взгляды и обучающего взрослого, и малыша направлены не друг на друга (вернее, очень недолго), а вокруг.
Ребенок может сидеть на руках у мамы и рассматривать то, что делается вокруг, ребенок может носиться по периметру комнаты для занятий, ребенок может лить воду, разводить краски и т.п., но двухлетнее дите, внимательно вглядывающееся в лицо логопеда - это нонсенс:)
Да, ребенок в этом возрасте обязательно внимательно вглядывается, но объекты его внимания - это окружающие предметы и действия с ними. 25.10.2005 20:47:56, Элла Прокофьева
Ребенок может сидеть на руках у мамы и рассматривать то, что делается вокруг, ребенок может носиться по периметру комнаты для занятий, ребенок может лить воду, разводить краски и т.п., но двухлетнее дите, внимательно вглядывающееся в лицо логопеда - это нонсенс:)
Да, ребенок в этом возрасте обязательно внимательно вглядывается, но объекты его внимания - это окружающие предметы и действия с ними. 25.10.2005 20:47:56, Элла Прокофьева
А в полтора всматриваться в мамино лицо нормально? У нас любимая игра: сидеть мордаха к мордахе и произносить слова, слоги, звуки отдельные, всякие фокусы с губами-языком вытворять... Это не считая изучений особенностей маминого лица: открывать-закрывать глаза и рот, зубы считать, все осматривать-ощупывать...
26.10.2005 13:21:23, Nanik
Вот мне тоже интуиция подсказывает, что у нас все нормально, а это возрастное. Но а как же тогда специалист? Она что, возрастных норм не знает? Чему их вообще учат? Причем она работала в садике специализированном.
26.10.2005 01:57:50, теоретик
Я очень уважаю специалистов, которые не просто работали в массовых учреждениях для детей, а продолжают там работать:)
Вообще, рекомендую обращаться к специалистам, которые совмещают индивидуальную работу с детьми с ежедневной фронтальной работой. 26.10.2005 21:37:30, Элла Прокофьева
Вообще, рекомендую обращаться к специалистам, которые совмещают индивидуальную работу с детьми с ежедневной фронтальной работой. 26.10.2005 21:37:30, Элла Прокофьева
Ну уж раз, то и я спрошу :). А почему к логопеду? Для самопроверки или что насторожило?
Куски ответа (потому как не в проблеме): если сомневаешься, сходи к другому логопеду. Еще раз спроси, что тетенька имела ввиду. А то странная логика получается: если не визуал, то сразу аутичные черты.
С доводом "за" несогласна. "Потом" ребенок будет другой- подросший, созревший и т.д. 25.10.2005 18:20:17, Умп
Куски ответа (потому как не в проблеме): если сомневаешься, сходи к другому логопеду. Еще раз спроси, что тетенька имела ввиду. А то странная логика получается: если не визуал, то сразу аутичные черты.
С доводом "за" несогласна. "Потом" ребенок будет другой- подросший, созревший и т.д. 25.10.2005 18:20:17, Умп
К логопеду попали совершенно случайно. Сентябрь отходили на занятия в группу раннего развития, сильно бросалось в глаза, что Женя отстает по речевому развитию. Тут в этом же центре предложили местного логопеда всем желающим. Ну и пошли. И я, кстати, очень рада, что пошла, она меня вывела но интересные для меня контакты. А сами занятия... тоже склоняюсь к тому, чтобы их прекратить. Между прочим, за последний месяц сильный прорыв по речи. Я склонна связывать с месячным посещением группы и общения с другими детьми, а на самом деле конечно никто не знает - то ли возраст подошел, то ли что-то ускорило.
26.10.2005 01:52:48, теоретик
- не считать, имхо конечно
- нет, нет и еще раз нет. аргументы:
1.возможно ребенку логопед вообще не понадобиться
2.если понадобиться, то проблемы с произношением будут решены в 4-5 лет намного быстрее
3.если нужен какой-то контакт с посторонним миром - можно выбрать любые другие занятия или просто общение
4.мама сама вполне может развивать речь 2-хлетнего ребенка))))
5.ребенок не в состоянии в 2 года сидеть, смотреть ей в глаза и заниматься - пусть это время потратит на что-нибудь более интересное
6.......... 25.10.2005 18:19:31, ТаньЯ
- нет, нет и еще раз нет. аргументы:
1.возможно ребенку логопед вообще не понадобиться
2.если понадобиться, то проблемы с произношением будут решены в 4-5 лет намного быстрее
3.если нужен какой-то контакт с посторонним миром - можно выбрать любые другие занятия или просто общение
4.мама сама вполне может развивать речь 2-хлетнего ребенка))))
5.ребенок не в состоянии в 2 года сидеть, смотреть ей в глаза и заниматься - пусть это время потратит на что-нибудь более интересное
6.......... 25.10.2005 18:19:31, ТаньЯ
А вобще надо ли заниматься ребенку 2-х лет с логопедом, не рановато ли???
25.10.2005 17:45:20, Marikaz
ИМХО, это как со шнурками:)
25.10.2005 17:36:03, Октябрина
А я разве где-то писала, что я сторониик раннего?
Я - за своевременное :)) и соответствующее темпам и запросам каждого конкретного ребенка.
Не хочу спорить о терминах, я в эту тему не влезала. Со своими начинала общаться еще до рождения, а откликаться на их интересы и предлагать помощь в исследовании интересного им - с первого дня жизни :)) Но я не сторонник бесконечного показывания разного рода картинок и т.п. - всего, что кажется мне несколько искусственным. Имхо, понять, как жизнь устроена и развить свои способности вполне можно и в реальной жизни. 27.10.2005 02:00:35, Svetlana:)
Я - за своевременное :)) и соответствующее темпам и запросам каждого конкретного ребенка.
Не хочу спорить о терминах, я в эту тему не влезала. Со своими начинала общаться еще до рождения, а откликаться на их интересы и предлагать помощь в исследовании интересного им - с первого дня жизни :)) Но я не сторонник бесконечного показывания разного рода картинок и т.п. - всего, что кажется мне несколько искусственным. Имхо, понять, как жизнь устроена и развить свои способности вполне можно и в реальной жизни. 27.10.2005 02:00:35, Svetlana:)
Я тоже всеми лапками за своевременное и против искусственных методов. Просто у меня иногда бывает, что я боюсь подать слишком рано, чтобы не отпугнуть, и в итоге подаю поздно. А это тоже не очень хорошо... Как бы приспособиться замечать момент, когда это будет вовремя...
27.10.2005 17:22:25, теоретик
А, я не особо на этот счет беспокоюсь :)) Если мне кажется, что пора предложить новую игрушку, я предлагаю. Заинтересовался - играем еще и еще, во всех видах. Нет - значит, посмотрел-потрогал (как все новое), и отложили. Лежит в доступном месте. Через время дети сами достают, приносят - давай поиграем. Отлично, значит, время пришло. То есть - знакомлю рано, осваиваем по требованию :))
Один раз все же сынуля удивил - в 2 года стащил сестрин Эрудит, выучил все буквы и сам короткие слова складывал - взрослые падали со стула. Потом прошло, сейчас буквы знает, но читать, скажем, не рвется пока. Ну, и ладно. Придет время. Сейчас увлеченно паззлы складываем, в квесты на компе играем, ж/д и крепости из кубиков на ура пошли. В общем, жизнь кипит. 28.10.2005 00:36:39, Svetlana:)
Один раз все же сынуля удивил - в 2 года стащил сестрин Эрудит, выучил все буквы и сам короткие слова складывал - взрослые падали со стула. Потом прошло, сейчас буквы знает, но читать, скажем, не рвется пока. Ну, и ладно. Придет время. Сейчас увлеченно паззлы складываем, в квесты на компе играем, ж/д и крепости из кубиков на ура пошли. В общем, жизнь кипит. 28.10.2005 00:36:39, Svetlana:)
Насчет игр-развивалок у нас тоже все нормально. Предлагаю, но не навязываю, понравилось - освоили. Меня волнует самообслуживание. Тоже может быть ранним, а может нет. Я действую по принципу "не заставлять" У нас скорее запаздывает. В два года ест сама только по большим праздникам. Одеваться вроде хочет, иногда как начнет сама переодеваться, но опять-таки, это происходит редко. А вот при наличии регулярных тренировок может уже одевалась бы и это было бы ей полезно.
28.10.2005 11:46:54, теоретик
НУ так, может, сделать эти тренировки в виде игры? Давай, ты-то, а я - это, давай по очереди, пусть это будет тем-то, потом - кто быстрее и т.п.? Кукол поодевать опять же?
28.10.2005 14:48:33, Svetlana:)
Да, кукол давно поро поодевать, они все давно живут голые - Женя их всех упорно раздевает.
28.10.2005 21:29:09, теоретик
Читайте также
Зачем посещать стоматолога, если зубы не болят: 5 тревожных симптомов
Что может быть поводом насторожиться и записаться к врачу?