Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

По поводу анализа и анализируемого.

Почти риторический вопрос.
А как быть с процессом изучения литературы в школе? Сложно пересчитать людей, возненавидевших "войну и мир" за то, что ее изучали в школе... А с другой стороны... надо учить и анализировать тоже.
Где разумная грань между пониманием на уровне интуиции и чувств и между пониманием разумным и умением это понимание описать словами?
Ходили с дочкой сегодня в кино на "Чарли и шоколадная фабрика". Я свое мнение составила(прямолинейность сюжета разочаровала, но зрелищность это дело компенсировала:)), но не знала, говорить ли это дочке и стала приставать к ней, что думает она по поводу фильма. Ничего не сказала. Отказалась отвечать. Так же и книги - читает, но мы их никогда не обсуждаем, она не хочет это делать. Мне кажется это не очень хорошо, но я не знаю, как подъехать и не до конца уверена в том, что надо настаивать.
29.09.2005 00:16:32,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Литература в школе - это, прежде всего, умение составления плана анализируемого произведения.
А начинается все с пересказа:)
Вот Вы спросили у дочки, что думает она по поводу просмотренного фильма.
Вы ходили на просмотр вместе, а, значит, уже заблокировали ее способность к пересказу.
А я бы сначала попросила пересказать мне фильм, который я не видела.
Детям так нравится пересказывать родителям фильмы, книги:)
Совместный просмотр и совместный анализ - это позже, когда два профессионала обсуждают увиденное:)
А детям так хочется рассказать родителям о том, что родители не видели:)
И план пересказа рождается сам собой:)

02.10.2005 01:24:04, Элла Прокофьева
Скажите, а как лучше подойти к этому пересказу? Дочка с удовольствием рассказывает мне о школьных событиях, например, а вот про книги рассказывать совсем не умеет, то есть ее надо учить. (у нее когда-то стоял диагноз аутизм и помимо прочих проблем ее приходится долго учить самым обычным вещам). И чтение у нее попало в разряд "секретных дел", она никогда не показывает книгу, которую читает. Вот я думаю, добиваться сюжета, потому что "мне это интересно" или просто сказать, что ей надо учиться пересказывать? :) Второе мне радикально проще, допустимо оно или нет? 02.10.2005 11:03:00, теоретик
Ага. Дочка с удовольствием рассказывает Вам о школьных событиях, а взаимоотношения с книгой у нее интимные.
Она не не умеет их пересказывать, просто сложно пересказать глубину впечатлений.
Тогда басни. Очень подойдут басни для пересказа.
У меня в классе мальчик, который постоянно отмалчивался на пересказах, недавно вышел на пересказ басни и выдал просто шедевр интерпретации:)
02.10.2005 18:28:09, Элла Прокофьева
Ясень
Вот, подумала про анализ литературы в школе. Стоит учить анализировать, но, наверное, с точки зрения объяснения и показа разных подходов к анализу, выделения максимума пластов, и умения использовать любой материал как метафору к своим актуальным задачам ;-). Ошибка в школьном преподавании литературы - реально не поощрялся анализ. Обучение сводилось к разъяснению учащимся того, какое отношение данное произведение имеет к политике партии :)) То есть к внесению в произведение дополнительного смысла :))

Мне захотелось об этом сказать, потому что косвенно это связано с Вашим вопросом о том, правильно ли называть чувства ребенка (например, говорить "ты ревнуешь"). Я там в ответ много написала, но у меня съелось сообщение и я поленилась продублировать :)).

01.10.2005 02:09:14, Ясень
У-у-у, как жаль, что съелось:((( А ведь это мысль(!) насчет внесения дополнительного смысла. Надо об этом помнить, когда говоришь такие фразы.
Проблема использования анализа правильного - это его трудоемкость. То есть если я прерву разговор с дочкой и начну устраивать буквально сеанс у психоаналитика, вряд ли будет уместно. А иначе получается, что анализ отстуствует в любом виде и день за днем совершаются бездумные действия.
01.10.2005 09:58:03, теоретик
Ясень
Трудоемкость, это когда после просмотра фильма мы начинаем его анализировать с нескольких точек зрения. Это убийство :(( То есть для того, чтобы это было в кайф, надо, чтобы у партнера по анализу был уже достаточный бэкграунд, соизмеримый с нашим или шире :)), но по крайней мере пересекающийся, с ребенком это непросто. Надо и базу создавать и произведение препарировать одновременно. Жуть :))

Есть второй путь - использовать некогда посмотренный фильм (его куски), как метафору в обсуждении жизненных ситуаций :)) Причем "в обсуждении" - сильно сказано, это может быть даже называние знакомых по именам героев фильма в каких-то ситуациях, ну, как я о себе иной раз могу сказать: "И тут являюсь я, камергер Рязанов" :)), цитирование. Воспоминания о совпадении сюжетных линий разных фильмов и книг и т.д., то есть просто встраивание нового знания ребенка в быт :))

Это потом начинает само у ребенка работать, правда от ребенка зависит, у меня старшая все это до сих пор со скрипом проделывает, а младшая в 5 лет стремительно провела параллель между поведением в некоторой ситуации старшей сестры и осликом Иа, который раздраженно прыгал на сложенной из палочек букве А :)).

Мне просто кажется, что любой анализ художественного произведения не может быть полным. И это здорово :)) И не надо к этой полноте стремиться, безбрежность трактовок - как раз плюс. Интересней живется тому, кто может их увидеть больше. Горе тому, кто видит только одну. Слишком прямолинейные и настойчивые требования анализа с показом, как это делается, могут привести к развитию навыка "ставить диагноз", ИМХО.
01.10.2005 22:07:41, Ясень
по поводу школы:)- думать действительно не учили, поощряется обычно уже сам факт ознакомления и умение пересказать. Плюс установочные штампы, которые надо было использовать в сочинении: дубина народной войны, свинцовые мерзости жизни, энциклопедия светской жизни.

У моей мамы и меня есть "дежурная" книжка, которую -кстати по совпадению- мы регулярно, хоть и незавиимо друг от друга, перечитываем. И обсуждаем.

У меня в дестве был такой период, когда было сложно анализировать только из-за объема, особенно фильмы - полтора-два часа удерживать внимание не получалось :). Так же и с большой прозой. Если бы учили кусочки разбирать, с романами пошло бы легче.
30.09.2005 12:15:08, Умп
А что за дежурная книжка, если не секрет? 30.09.2005 16:43:11, теоретик
гы:) "Анна Каренина". Толстой умел за жисть писать :). 30.09.2005 16:49:33, Умп
Не ожилала:) 30.09.2005 21:33:00, теоретик
старомодно? :)

вот еще про анализ: я дитю пытаюсь ограничить количество просмотренных мультиков, особенно "Том и Джерри", говорю ему, мол, ничего полезного, ничему не учит. "Нет, мам, учит. Он меня учит быстро бегать".

И чем не анализ, спрашивается :)
30.09.2005 21:57:21, Умп
У меня с мужем две крайности. Я любитель анализа. Излишнего. Причем в школе у меня вообще была такая вещь: я не могла составить мнение о многих книгах, пока не прочту критический отзыв. И кстати любила их читать, не знаю почему, может приятно, когда тебе все разжевывают, такое детское приятное чувство. Это касалось, конечно, книг по программе, с чтением дома было все нормально. А муж предпочитал руководствоваться только интуицией и критику вообще ненавидел и ненавидит. Плюс к тому долго была еще одна вешь, вроде наконец стала проходить: допустим, я купила книжку и она мне понравилась. Дала мужу, он бегло глянув, говорит: "фигня". И я уже не могу по-прежнему относиться к той книжке. 01.10.2005 09:08:33, теоретик
"составить мнение" о книге- это, на мой взгляд, дело не детское :), это уже можно пробовать, когда опыт чтения большой за плечами, чтобы было с чем сравнивать. 03.10.2005 11:12:32, Умп
написала и сообразила, что перепутала две вещи - стремление к анализу и определенную несамостоятельность мышления. Причем возможно именно школьное разжевывание способствовало развитию второго. 01.10.2005 12:58:34, теоретик
у меня как раз беда с анализом - вот схватить все сразу и получить общее впечатление - пожалуйста, а вот разобраться с собственным ощущением - целое дело. Чего только стоит выделить основную мысль для обгладывания.

Я тоже люблю критические статьи, потому что они указывают путь - куда думать или куда не думать. А хорошие вдохновляют.
03.10.2005 11:10:04, Умп
В школе (в среднем) никак не поощрялось умение анализировать и высказывать свои мысли, взгляды и идеи. Никто меня не спрашивал про войну и мир, кто мне полюбился или нет, как бы я сделала, что изменилось за 170 лет, а что осталось как прежде, в чем мое мнение совпадает с меннием автора, а в чем поперечно ему. Как не спрашивали и филологически-литературоведческого анализа, который, впрочем, и не особо нужен в школе. А надо было выучиться специальному умению сочинять муру типа "тот-то как типичный представитель того-то" или "классовая борьба в произведениях того-то на примере того-то", нудотина.

А спрашивать надо, наверное, не так общо, как-то конкретнее (фильм не смотрела) - вроде как "ну и отчудил тут герой, чего б ему так-то не поступить? Или он побоялся? Ты как считаешь?" Ну примерно как мы тут говорим :)) А может позже обсуждать, когда все уже не так остро и свежо переживается?
29.09.2005 20:35:41, U
Да, это мысль - спрашивать как можно более конкретно. Что-то я тормознула. 29.09.2005 20:47:46, теоретик
Ludmilka
Я как раз иду от себя :-) Я высказываю своё мнение по поводу прочитанного/просмотренного, это и ребёнка стимулирует делать так же. Иногда (но только иногда) спрашиваю его, а что он думает об этом, чаще он сам включается в обсуждение... Если не включается, не настаиваю - может, не затронуло, или затронуло слишком глубоко... 29.09.2005 11:00:59, Ludmilka

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!