Раздел: Характер

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Irina L

Люди! Не могу больше. Можно ли воспитать

Люди! Не могу больше. Можно ли воспитать в человеке внимательность, ответственность и хоть малейшее честолюбие? Ребенку почти 9 лет. Разговоры по хорошему, по плохому, лишение удовольствий не помогают.... Я даже не знаю с чего начать рассказ. Потому что проблема на проблеме. Полнейший пофигизм в плане занятий в школе!
К психологам не отсылайти плиз, интересует опыт родителей, справившихся с подобными проблемами, это вообще возможно?
Задания в дневник не записываются, старательности никакой, не получается - ну и фиг с ним. Плохие ометки расстраивают только с точки зрения "опять мама ругаться будет". Проникновенные беседы, что это надо не мне и не учительнице, а ей - бестолку, третий год их разговариваем :-(, кричать и ругаться - тоже бесполезно. Лишаешь телевизора и компа - сидит с видом "не очень-то и хотелось". Вчера я не выдержала, сказала, что больше с ней заниматься не буду, уроки проверять не буду, пусть делает, что хочет, раз все равно все мои пожелания и требования не выполняются. Вечером расплакалась, ну думаю, пробило ребенка, что нельзя так относиться к учебе и к родителям. Попыталась поговорить - ни фига, ее расстроило, что я уроки не проверила,а вдруг там ошибки. Т.е. то, что она меня расстраивает или хотя бы сделать вывод, что надо начинать уже подходить к учебе ответственно - нет, такие мысли в нашей голове даже не зародились.
Не могу больше! Действительно уже мысли забрать ее из хорошей продвинутой школы и отдать в школу для двоечников.....

Причем, что самое печальное, если раньше я думала, что вот поговорим мы, возьмется ребенок за ум, хоть какие-то старания будет прикладывать, то после вчерашнего у меня полное отчаяние и какое-то беразличие. Даже какая-то отчужденность к ребенку не проходит.... Руки совсем опустились....
16.09.2005 10:03:42,

281 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
насколько я могу судить по опыту моих племяшек (по 10 лет), они эту школу видали глубоко в гробу в белых тапках... может это поколение растет такое...
мне кажется ребенок не виноват в том, что у него восприятие мира ДРУГОЕ, отличное от Вашего. причинно-следственную связь между школой-институтом-карьерой-уровнем жизни не все девятилетние дети понимают. мне глубоко пофигу все было лет до 20, родители заставляли, чуть ли не силой водили на курсы... сейчас я их благодарю, но до 20 лет это были тираны в моем сознании :)
вы не переживайте, все у вас наладится!
22.09.2005 18:02:12, Тася123
Помочь вам не могу, просто расскажу - у меня похожая ситуация с сыном. Только ему 12, и он учится очень плохо. На грани вылета. И у него есть другие интересы - много читает, пишет фантастику. И еще он в детстве сильно болел, отставал в развитии, и я научилась радоваться тому, что у меня вообще есть живой ребенок. Собственно, и сейчас остались те проблемы.
Так вот, весь прошлый год я его доставала со страшной силой. Даже не столько орала, сколько устраивала долгие занудные беседы на тему "все-это-нужно-тебе-самому-ты-же сам-понимаешь-что-от-этого-зависит-твое-будущее". Типа, говорила как со взрослым, все было правильно, логично. Ну иногда и орала. Один раз лишила на 3 месяца компьютерных игр.
Сын стал от меня шарахаться и как только я заговаривала о школе, предлагал сменить тему.
В каникулы мне приснился страшный сон. В самом деле страшный. Во сне я избила сына. В жизни я его никогда не трогала, а вот во сне избила, причем жутко как-то, чуть не ногами, у меня была ужасная злость, я готова была его убить. Потом увидела его лицо, как он плачет, поняла, какой он беззащитный, маленький на самом деле (хоть уже ростом почти с меня). Как он от меня зависит. В общем, мне было плохо после того сна... очень плохо. Я почувствовала себя такой сволочью, как никогда еще.
Я поняла, что и в жизни так же с ним поступаю. Да, я его не бью физически. Но я ломаю свои отношения с ним. Не его даже - он не сломается, просто поймет, что мамы как близкого любящего человека у него нет.
Дети нам даны не для того, чтобы осуществлять наши планы - "хочу, чтобы он стал тем-то", "чтобы она получила образование". Дети нам даны с одной-единственной целью - чтобы мы их любили.
Я приняла сына таким, какой он есть. Да, меня расстраивают его плохие оценки. Это надо просто пережить, как любую неприятность.
Не надо обманывать себя - "я ору, потому что неравнодушна". ЭТо самооправдание. Вы неравнодушны к СВОИМ проблемами и к себе, они для вас важнее, чем ребенок.
ЭТо не значит, что я перестала помогать ему в учебе. Наоборот. Я звоню чуть не каждый день его однокласснице и выясняю, что им задали. Я не только проверяю уроки, но и проверяю, как он понял материал, пройденный в школе. Портфель мы собираем вместе ВСЕГДА (ну это из-за его особенностей... причем моя 8летняя дочь делает все это сама, я даже не заглядываю в ее портфель неделями).
Я буду это делать, не загадывая на будущее. Как будет - так и ладно. Не справится - уйдет в менее крутую школу (к сожалению, мы сдуру отдали его в самую крутую в городе). Или вообще в очень позорную. Он все равно останется моим сыном, я буду его любить за то, что он Енот, симпатичный, сочиняет истории, в общем, за то, что он есть. Я буду находить общие дела и возможности. Например, книги - ведь в основном я покупаю ему книги, и потом нам есть о чем поговорить.
На минуту представьте, что ваш ребенок смертельно болен. Свои чувства к нему в этой ситуации. Вот так их и надо любить ВСЮ ЖИЗНЬ. Правда, многие и представить-то не могут...
22.09.2005 10:51:58, Синь
aska
Я расскажу, как решала аналогичную проблему, со старшей дочерью, может, Вам пригодится хоть каким-то боком.
Первые два класса она отучилась без особых проблем, беглое чтение и твердая рука позволяли не особо заморачиваться учебой. А к началу третьего я заметила устойчивый пофигизм и надежду на то, что все как-нибудь само собой или с помощью родителей сделается.
Меня такое положение вещей не устраивало, мне казалось безумием такую уйму времени тратить на общение с одноклассниками и выполнение дурацких заданий. Неоднократно я предлагала ей прекратить коекакерство и уйти на домашнее обучение, она отказывалась.
НО! у нас был даже не пряник, а трехэтажный торт с финтифлюшками. Дочь с тех пор, как говорить начала, просила собаку. Это было очень горячее и твердо сформулированное желание. И мы с ней сели и стали очень серьезно разговаривать о том, что собака - это не живая плюшевая игрушка, которой так здорово привязать бантик на шею и пойти хвастаться перед друзьями. Это лужи и кучи, которые надо убирать, это необходимость гулять несколько раз в день вне зависимости от погоды, следить за питанием и прививками, обучать и дрессировать, ну и т.д. То есть за радость общения со своим питомцем хозяин платит огромной ответственностью, сильно растянутой во времени. И я, конечно, привела пример школьной успеваемости - что в общем-то, любой ребенок без органических поражений головного мозга может учиться отлично. Просто где-то лень, где-то не записал, забыл, отвлекся, заболтался, в результате тройки-четверки, и вроде катастрофы никакой не произошло. А с собакой так нельзя - она же живая, ее кормить-гулять надо или отлично, или никак. Тогда дочь, вполне предсказуемо, предложила проверить ее способность долговременно прикладывать монотонные усилия. И мы договорились, что если она закончит без четверок третий класс, будет собака.
Весь учебный год я не совала нос в ее занятия, только учительница рассказывала мне, что ребенок мой учится не как младший школьник, а как студент ВУЗа - договаривается о пересдачах, подходит после уроков за доп. объяснениями. В общем, уже с апреля она присматривала подходящих щенков, а 1 июня, после торжественного вручения похвальных листов, мы пошли за щенком. Что очень важно - это не было наградой за отличную учебу. Это было достижением цели, потребовавшим множества усилий.
Сейчас дочь в 7 классе, она никогда больше не была отличницей, приоритеты у нее расставлены совсем в другую сторону, зато она точно знает, что для нее "невозможного мало". Опыт "безукоризненной учебы" считает для себя очень важным, хоть и муторным.
20.09.2005 12:49:02, aska
Irina L
Молодец дочка! Только получается, что такой стимул может быть только живой. Потому что никакая другая вожделенная мечта не требует такого тщательного к себе отношения. Ну хочет дочка мобильник. Довольно пассивно хочет... У меня уже была мысль поставить условие, что если будет не меньше половины пятерок в триместре и ни одной тройки (пока тройка одна - по математике), то будет мобильник. Но пока думаю эту мысль, надо будет еще с мужем обсудить... 20.09.2005 13:58:31, Irina L
Вам нужно сначала научиться управлять собой, своими желаниями и поступками.
Ваш личный пример полностью перевоспитает вашего ребенка.
06.03.2006 00:14:51, Кленов
aska
Не, мне кажется, просто подвесить такую морковку перед носом - мобильник, который она "пассивно хочет", не даст результатов. Да и унизительно это - за морковкой бежать. Ну, вот я работаю, чтобы от голода не умереть, ни шатко ни валко. А если появляется у меня какая-то дорогостоящая цель, я нахватываю калымов, работаю без выходных, и зарабатываю таки достаточно для ее реализации денег. А бывает, что какая-нибудь тема интересная по работе всплывет, и тоже ночей не сплю, работаю как проклятая, но это уже не ради денег. Вот так и с дочерью - я искусственно ее цель привязала к учебе, просто чтобы продемонстрировать, что есть скрытые резервы, которые можно использовать. А как уже она будет их использовать - это ее дело.
Кстати, второй сын у меня сейчас во втором классе, на год младше Вашей дочери. С ним все еще хуже обстоит - рассеянный, неусидчивый, любимый кошмар любого педагога. Но вот им я не буду даже пытаться манипулировать, потому что юноша твердо уверен в собственном таланте, и даже учителя смог убедить, что плохой почерк и вечно потерянные тетради ему надлежит прощать, потому что у него "светлая голова".
20.09.2005 14:58:24, aska
reina
Очень не хочу обидеть,честно,но у меня сложилось впечатление,что Вы ребенка просто замучили,поставили перед ней непосильные задачи и требуете,требуете. Она другая,она не может,раз не делает так,как Вы хотите.Ну не видела я ребенка,которой в комфортных для себя условиях специально не хочет делать свои дела хорошо.
Трудно судить о ребенке,которого не знаешь,но мне показалось,что такой подход к учебе часто втречается и катастрофы нет. Дайте ей отдохнуть от разговоров на эту тему,просто помогайте.Попробуйте,скорее всего только на пользу пойдет,тем более,что ребенок растет,меняется,взрослеет,сам до многого доходит. У меня подруга таких двоих "выучила",теперь в колледжах учаться хорошо.Но она перестала ругать,когда отношения с детьми совсем стали портиться к подростковому возрасту и стала им лучшим другом. Искренне желаю Вам удачи!
17.09.2005 14:23:35, reina
Irina L
Учиться в школе - это непосильная задача? Извините... 17.09.2005 14:48:49, Irina L
reina
Но она же учится,вопрос-как? По каким то причинам ей трудно быть собранной и отвечать Вашим запросам. И смотря в какой школе:) Вы в обычной? 17.09.2005 15:52:32, reina
Irina L
Прогимназия, но ничего сложного там нет. Что действительно дается с трудом - это английский. Все остальные ошибки - чистейшее невнимание. 17.09.2005 15:54:31, Irina L
Воспитать в человеке внимательность, ответственность и честолюбие МОЖНО.
Для этого у него (хотя бы на начальном этапе) должны быть занятия, полностью поглощающие его внимание, интересные настолько, что отвлечься невозможно - тогда постепенно повышается и объем внимания, и способность длительно его концентрировать и позже способность произвольно управлять вниманием и направлять его уже на менее интересные, но почему-то важные задания. Кстати, некоторые компьютерные игры очень даже способствуют выработке этих навыков. Насчет ответственности - вообще-то "ответственность" - это умение отвечать за свои поступки и умение отвечать на "вызовы" окружающей среды. Здесь важно (опять же хотя бы для начала) - именно за СВОИ действия, которые ты взял на себя добровольно, а не за те, которые тебе навязали. И в этом смысле - то, что Ваша дочь вполне самостоятельна в песочнце, в играх с детьми и в своих играх дома - говорит о том, что у нее есть ответственность в рамках ее собственных дел.
Ну, и честолюбие - для того, чтобы у человека сформировалось "здоровое честолюбие", нужно, чтобы окружающие ценили достижения человека в ЕГО СОБСТВЕННЫХ делах, которые он сам себе выбрал, и чтобы поддерживали его стремление к совершенствованию в этих ЕГО делах. Пусть для начала это будут игры, обучалки и даже - в общении с друзьями можно стремиться к лучшему и расти.
К сожалению, школа наша очень мало внимания обращает как раз на все эти пункты. Причем именно на динамику. Как-то, имхо, последовательности не хватает. То ли программа так составлена, то ли классы большие - некогда индивидуально учитывать темпы развития каждого и увеличивать постепенно, чтобы и не скучно было, но и не отставали. А здесь последовательность очень важна. Иначе самооценка падает, и интерес полностью исчезает.
Что бы я в вашем случае делала?
Ну, наверное, сначала бы опиралась на то, что есть - компьютерные игры и друзья. Повыбирала бы с ней хорошие игры, повнимательнее присмотрелась бы к прогрессу в них, поощряла бы за желание пройти их до конца, усовершенствоваться и радовалась бы успехам. Поощряла бы общение с друзьями, может, больше вариантов бы подкинула - куда сходить, как развлечься.
А в отношении школы - действовала бы постепенно. Ну, невозможно все сразу перевернуть. Договорилась бы с дочкой о чем-то одном для начала - например, что сейчас она сосредоточится на каком-то одном предмете, и задания по нему будет выполнять очень тщательно. А остальные пока - как раньше (дойдет и до них очередь). Или - что там вам сейчас важнее - на одной привычке - скажем, аккуратно записывать все задания в дневник. И этим занимаемся месяц. Записала - отлично, порадовались вместе. Не записала - позвони, выясни, запиши (без критики, вообще без оценки). Завтра снова ждем, что запишешь внимательно.
Это проверено - неделя-две ежедневного контроля, неделя напоминаний и неделя вопросов, и привычка выработана. Можно ставить следующие цели и над ними работать. И постепенно, с ростом количества таких небольших достижений растет уверенность в своих силах и растет масштаб задач. И все как раз и формируется - и внимательность, и ответственность, и честолюбие.
Успехов вам!
17.09.2005 13:23:16, Svetlana:)
пчела Майя
Воспитать честолюбие - это даже звучит ужасно. 18.09.2005 02:01:41, пчела Майя
Irina L
Почему? 18.09.2005 09:29:26, Irina L
Противоречие в терминах, ага. "Честолюбие" - лидерское, активное свойство, когда человек берёт на себя многое. Воспитание - тут "воспитуемый" не альфа, а омега, пассивен... 18.09.2005 19:44:24, Мария Д.
Irina L
Нуууу, хорошо не честолюбие, но желание тянуться за лучшими, а не оставаться с худшими - это можно воспитать? 18.09.2005 20:48:50, Irina L
А кто решает, кто лучший, а кто худший? 18.09.2005 21:58:46, Иллика
Irina L
В учебе это очень просто. 18.09.2005 22:17:05, Irina L
Ясень
Да разве? Простой пример (из жизни): На дом задана новая тема по физике. Один выучивает все. Другой учебник открывает перед уроком и читает название темы. У доски выучивший отвечает так, что от зубов отлетает, но срубается на дополнительном вопросе, демонстрируя не идеальное понимание материала, и получает 4. Едва открывший учебник отвечает медленно, непосредственно у доски выводя формулу, опираясь на свое понимание предмета, то есть фактически делая открытие. Но чувствуется "натуга", несмотря на то, что результат верный - оценка 3. Вопрос, кто учится лучше? А если эта ситуация продолжается из раза в раз (один дома математику делает час, другой на перемене перед уроком, но ему снижают оценку за оформление, один зубрит учебник истории, другой отвечает на основе прочитанной литературы, но может не совпасть где-то с учебником) )?

А ведь если мы себе позволим немного утрировать, ученики ведь именно что делятся на тех, кто учится "только попой", "головой и попой", "только головой" и "ничем" :)) Мы хотим, чтобы наши дети учились "головой и попой", потому что это дает налучший результат - и знания и оценки, но дети разные, для тех, кто склонен учиться "только головой" присоединение "попы" может означать рост, а может убийственно сказаться на желании учиться в принципе. При том, что если посмотреть на взрослых, то учившиеся "только головой" отнюдь не менее успешны, чем "головопопы" и часто куда успешней "толькопопов".

Это вот та самая ситуация про будущее троечников и отличников :)) При этом "никаков", заметьте, я вообще не беру в рассчет, потому что это те самые троечники, которые и в будущем не особенно успешны, но это не то, что позволят своим детям реализовать родители из конференции :))

Так вот, что лучше - пятерка "толькопопа" или уверенный трояк "головы"?

При этом мы еще не берем в рассчет личные предпочтения и систему оценок конкретного учителя :))
18.09.2005 23:22:59, Ясень
Штуша
Ох, как мне классификация понравилась :)) Головопопы, толькопопы :)))) И насколько точно описано :) 19.09.2005 13:20:13, Штуша
От способностей ребенка много зависит. То есть все:) Если у ребенка нет умственных способностей, вряд ли он станет красивым троечником, но может стать твердым четверочником и даже пятерочником, что в жизни больше пригодится, как если бы он ленился и оставался двоечником. Правда, этот ребенок, возможно, с большим успехом играл в хоккей или футбол... Но высиженные успехи в учебе не дали развить его прирожденные таланты. Вот и стал он грустным клерком, а не веселым спортсменом. 19.09.2005 08:10:04, Иллика
От окружающей ребёнка среды многое очень зависит тоже. Простенький пример: у некоторых "естественное" начало чтение происходит в три-четыре года, у других в пять-шесть, а у третьих в семь-восемь. Были исследования, подтверждающие, что нет однозначной связи этого показателя с IQ. То есть бывают очень умные дети, начинающие поздней читать, и не очень умные, начинающие читать раньше. Теперь представим одного и того же более поздно читающего ребёнка в двух разных средах:
- место, где от него ожидается уже развитое умение читать (обычный школьный класс)
- место, где ему доступны другие дела, не предполагающие чтение, плюс возможность развивать чтение своими темпами

В первом случае будем иметь "двоечника" и во втором - "отличника". Один и тот же ребёнок. И это не теоретизирование, я полно таких случаев видела с переходом со школьного на семейное образование в 6-8 лет.
19.09.2005 18:11:26, Мария Д.
Irina L
Меня мало интересует чем будет учиться мой ребенок головой или попой. Меня интересует результат. В плане знаний. 18.09.2005 23:56:41, Irina L
Снарк
Точно? Т.е. если дочка начнет приносить из школы пятерки по всем предметам, вы все равно будете проверять ее знания? 19.09.2005 13:23:41, Снарк
Штуша
Знаний или оценок учителей? Это не всегда одно и то же. 19.09.2005 13:20:56, Штуша
Irina L
Я вообще-то догадываюсь. Пятерка полученная за списанное задание таковой фактически не является. Я как бы не первый год на свете живу. 19.09.2005 13:32:29, Irina L
Штуша
Или четверка за то, что мама не сдала денег на подарок учительнице. Или двойка за контрольную исключительно за оформление работы при правильно решенных задачах (лично я такую как-то получила в школе). Оценки учителей необъективны. В связи с этим вопрос - кто и как оценивает знания? 19.09.2005 13:43:08, Штуша
Irina L
У нас не снижают оценки за несданные деньги. У нас педсостав состоит из порядочных людей. И степень знаний в младшей школе я пока что в состоянии оценить самостоятельно. 19.09.2005 13:56:01, Irina L
Штуша
Своего ребенка - да. А всего класса? И определить, за кем тянуться? Как можно протестировать одноклассников? Вопрос чисто по технологии процесса... Мне в пример иногда ставили кого-то из класса. В старших классах у меня это вызывало дикое раздражение, т.к. я знала, что на самом деле из себя представляют эти "примеры". А у мамы не было достаточно информации. Но это уже в старших классах.
У дочки есть подружки, они не первый год общаются, встречаются на занятиях. Но я бы не взялась сравнивать их знания. У меня слишком мало информации.
19.09.2005 14:02:56, Штуша
Irina L
А я не привожу в пример никого конкретного. Потому что моей дочери глубоко плевать, что у Маши хороший почерк, у Кати одни пятерки по математике, а Вася свободно болтает по английски. И в принципе это хорошо. Но я говорю, что вот есть же ребята, которые вообще хорошо учатся, регулярно получают грамоты в конце триместра, неужели тебе тоже не хочется, чтобы тебе вручили грамоту, чтобы признали твои успехи. Опять не очень внятно объясняю, важна не сама грамота, хотя в таком возрасте наверное и грамота тоже... 19.09.2005 16:31:51, Irina L
Штуша
<Но я говорю, что вот есть же ребята, которые вообще хорошо учатся, регулярно получают грамоты в конце триместра, неужели тебе тоже не хочется, чтобы тебе вручили грамоту, чтобы признали твои успехи.>
Мне было страшно обидно слышать подобное (мне часто получить грамоту мешала лишняя четверка по какому-нибудь там рисованию, и нотации на эту тему я выслушивала регулярно; а уж почерк - больная мозоль была). Сложно объяснить чувства, очень много всего намешано. И ревность к этим "ребятам", и чувство, что меня считают хуже, и протест из-за давления, и обида, что и так знаю, что сама дура, а мне об этом лишний раз напоминают (кто любит после наступления на грабли, когда близкие начинают еще и попрекать этими граблями). Я после этих нотаций в итоге упиралась, не хотела совершенствоваться.
19.09.2005 19:07:25, Штуша
ЕГЭ:)Как раз для этого сделали, для объективности:) 19.09.2005 13:51:01, Иллика
Штуша
ЕГЭ-ГЫЫЫ :))) Извините, не удержалась, заржала неприлично :)) Я очень хорошо помню, как все это начиналось, как проводили эксперименты в виде тестирования... Участвовала в организации на местах... Что вытворяла эта лаборатория тестирования! Сколько ошибок было в самих тестах!!! Правда, через несколько лет, вроде, сменили весь состав, выгнав основателей. Как потом все пошло, не знаю. Но вот эти первые годы такое на меня произвели впечатление, что пока отношусь к этому очень скептически... Может, пройдет со временем. 19.09.2005 14:07:04, Штуша
Ну вообще система тестов более объективна, чем живой человек. 19.09.2005 14:13:46, Иллика
Штуша
Добавлю - хорошо разработанная и отлаженная система тестов. Потому как, если предлагаются варианты ответа, а среди них нет правильного... Или в качестве правильного в ответах у "проверяющих" на деле значится неправильный ответ... К тому же, можно просто "попасть" в правильный ответ (если именно есть варианты ответов). А еще могут быть некорректные задания (вспоминаем сравнение букв и строк, сегодня обсужденное) :)) 19.09.2005 14:20:49, Штуша
Угу... Еще в тестах можно по невнимательности не тот пункт вписать в ответы... 19.09.2005 14:30:59, Иллика
Штуша
Да. Кстати, у нас при поступлении в институт была система записи ответов в талоны для ответов (решение должно обязательно присутствовать в работе, иначе ответ не засчитывался). При приеме работы проверялось совпадение конечного ответа в работе (обведенного в рамку) с ответом в талоне. При проверке работы предметной комиссией проверялись ответы, сколько-то процентов - и работы с решением. На апелляции смотрели все. Если решение было правильным, а итоговый ответ неверен (лишний нолик приписан, запятая не там поставлена или переписан неконечный ответ или еще что), то задача не засчитывалась. Обоснование - вуз экономический, экономисту такая невнимательность к цифрам непростительна. В принципе, довод логичный. 19.09.2005 14:39:22, Штуша
А на фига они нужны? Знания. 19.09.2005 10:16:20, Иллика
пчела Майя
А с трояками не возьмут в 10 класс, и куда оно дненется вместе со своей головой? 18.09.2005 23:25:07, пчела Майя
Irina L
Вот-вот. А у нас еще перед 5 классом экзамен. 18.09.2005 23:56:59, Irina L
Ясень
Если с головой все же порядок, перед десятым классом такие подростки уже способны подключить попу обычно :)) Хотя лично знаю одну голову, которая пошла по этой причине в техникум и закончила его с красным дипломом, автоматом перешла потом в институт и его тоже окончила. Точнее окончил, мужская была голова :)) 18.09.2005 23:39:05, Ясень
Хех, так именно худшие и тянутся ЗА лучшими. Следуют позади, отставая, и оставаясь худшими. Лучшие не тянутся "ЗА". Они могут с кем-то (равным более-менее) соревноваться, но уж не следовать. Доминантность и подчинённость перепутана сильно тут, вот это можно поразбирать, думаю. 18.09.2005 21:58:08, Мария Д.
Irina L
Давайте не будем играть в слова, хорошо? Вы прекрасно поняли, что я имела в виду. Вот за это не люблю психологов :-)))) 18.09.2005 22:17:39, Irina L
Я поняла, что Вы имеете в виду, и пытаюсь, словами (могу картинками, если надо, или любыми другими репрезентациями, передающимися через интернет) выразить своё несогласие с этим "в виду". Сейчас попробую чётче...

Цель "тянуться за лучшими" гнилая в самой своей сути.

Так ясней?
19.09.2005 03:02:32, Мария Д.
Irina L
Ясней. Но все равно не ясно - почему. 19.09.2005 08:33:06, Irina L
Я попробую через аналогии, надеюсь, это поможет. Взрослые аналогии такого поведения, в разных формах. Посмотрите на кратко описанные ситуации и скажите, кто в них Вам сипатичен.

- Вася тяжело работает, чтоб купить такой же мерс, как у соседей Коли и Паши. Коля купил мерседес на престижную премию в физике, которую он заработал за исследование, о котором он любит рассказывать как о "своём детище". Паша всю жизнь с удовольствием торговал, и его дистрибьюторский бизнес приносит ему хлеб с маслом и даже вот, мерседесы

- Таня усиленно занимается исследованиями в физике, чтоб её тема была такой же крутой, как у коллеги Коли. На его мерседес она фыркает, а вот тему бы ей такую. О своей теме она отзывается в терминах публикаций и ссылок: "На меня в этом месяце сослались ещё двое. Престиж темы растёт. Конечно, у этого Кольки больше... Но я догоню".

Мне очень нравится идея ролевых моделей. Учиться у людей, брать какие-то образцы понравившихся тебе ролей. Но если это делать черезчур, хех, непосредственно, то получается... некрасиво. Не симпатично. Не приятно, не полезно. Дети обычно не любят такого, да. Орут друг на друга, например, "Не копируй меня!" Одна из самых страшных, кстати, дразнилок - начать копировать.

И ещё про ролевые модели. Их человек любит, обычно. А "насильно мил не будешь", то есть опять разговор о СВОЕЙ инициативе, о внутренней мотивации. Что родители могут сделать - познакомить с симпатичными людьми и помочь устроить условия для общения. Но не так прямо, как "вот тебе ролевая модель". Сначала любовь.
19.09.2005 15:46:39, Мария Д.
Irina L
Да, согласна! Полностью! Так вопрос в исходном сообщении так и стоял можно ли научить, чтобы ребенок САМ захотел лучше учиться и ответственнее относиться к своим занятиям? 19.09.2005 16:39:23, Irina L
Ага, разобравшись с этим, спрошу опять: учиться ЧЕМУ? Ответсвенней относиться к КАКИМ занятиям? Ну, кто эти занятия будет - ВЫБИРАТЬ? 19.09.2005 18:19:27, Мария Д.
Irina L
Пока эти занятия обязательные - школа. Так что выбирать тут нечего :-) Доп.занятия - по желанию, нравится - ходи, не нравится - не ходи. 19.09.2005 20:16:56, Irina L
Какой именно механизм может побудить человека "равняться на лучших", если он вообще не хочет делом заниматься? Ну, типа, представьте себе раба на каменоломнях. Он будет на кого-то там равняться?

То есть разговор о том, как сделать, чтоб ребёнок хотел заниматься выбранным другими для него делом...
19.09.2005 23:42:33, Мария Д.
Irina L
Ну вроде как да. У нее же нет неприязни к занятиям. просто пофигизм. Она сама садится за уроки (тоже прогресс кстати), просит, чтобы я проверяла, но в принципе если что-то не получается, она совершенно не расстраивается и особо не старается, чтобы получилось. 19.09.2005 23:56:04, Irina L
Возможно, у нее еще нет опыта такого - что если приложить сколько-то усилий, то можно получить более интересный результат, чем с первой попытки.
Но для этого поначалу надо с ней рядом садиться и терпеливо помогать преодолеть каждый конкретный "затык". И радоваться вместе с ней. А потом постепенно на нее саму переложить весь цикл типа
понять (осознать, честно сказать себе), что нечто получилось неважно
поставить себе цель - сделать это лучше
проанализировать, ЧТО стоит улучшить
рассмотреть варианты - как это можно улучшить, какими способами, какими средствами, может, помощь какая нужна
выбрать самый приемлемый на сейчас вариант (самый простой или самый приятный, или самый интересный) и над ним потрудиться
оценить полученный результат
если получилось лучше, чем в начале - "дать себе награду"
сделать выводы на дальнейшие похожие задачи

Для простых задач первых двух пунктов может хватить. Для более сложных - все шаги хорошо бы освоить. Тоже непростая задачка ведь, да?
20.09.2005 00:32:00, Svetlana:)
Скажите, а она во всём так? В любимых делах тоже? 20.09.2005 00:08:52, Мария Д.
Irina L
В общем - да. 20.09.2005 08:49:37, Irina L
А в частностях? В смысле: есть ли пример(ы) действий, где НЕ так?

И потом, если "в общем - да", то это, скорей всего, нечто вроде темперамента, мне кажется. Что думаете?
20.09.2005 14:42:48, Мария Д.
Irina L
Да и в частностях тоже. Нет такого, чтобы где-то старалась. А с темпераментом вообще ничего не понятно. Вообще в жизни - это просто ураган на ножках. Ни минуты спокойно простоять не может. Сейчас чуть лучше стало, в ранем детстве вообще ужас был. Но зато, что касается каких-то дел - все, сполшная тормознутость. Утром трусы может 10 минут надевать. 20.09.2005 14:53:30, Irina L
Oпишите, пожалуйста, что она ДЕЛАЕТ в форме "урагана на ножках". Ну, пять минут из жизни урагана. Или полчаса :-) 20.09.2005 16:38:37, Мария Д.
Irina L
Оххх... нууу.... вообще сейчас подумала - стало гоораздо лучше чем раньше. По крайней мере она может спокойно сидеть в очереди в поликлинике на скамейке :-)) раньше это выглядело так - попрыгать по квадратикам пола, походить по лестнице туда-сюда, сесть на скамейку-тут же вскочить с нее... На остановке ждали автобуса тоже ни минуты не стоя на месте спокойно - полазить по остановке, поскакать по листочкам, потыкать ботинком в лужу, поразгребать зимой снег ногами. На последнем род.собрании учительница сказала, что высидеть урок 40 минут для Лизы - это подвиг :-)) Я ей верю. За столом во время еды - ноги постоянно ходят ходуном под столом, делает уроки - то так сядет, то эдак, то привстанет, то еще чего. Независимо от того вертящийся стул или обычный. Вот когда книжку читает - сидит спокойно :-) Улучшение где-то последние полгода.... 20.09.2005 16:56:27, Irina L
Почему снижение физической активности Вы называете улучшением?! Это первый вопрос.

Второй: как описанная деятельность (полазить, поковырять, потыкать, поразгребать, попрыгать) СВЯЗАНА с теми занятиями, что ребёнку предлагают взрослые? А именно: что Вы предлагали дочке, где надо было постоянно двигаться, что-то ковырять, где-то разгребать, куда-то ногами тыкать?
20.09.2005 17:58:23, Мария Д.
Irina L
Прогулки... ковыряй до полного посинения. Снижения физической активности нет и в помине. Просто ребенок наконец-то потихоньку учится вести себя прилично. В той же поликлинике например. 20.09.2005 18:10:04, Irina L
Прогулки, отлично, одна штука нашлась! Теперь дальше: есть ли какие-нибудь действия, которые Вы считаете учебными/ценными/полезными/важными, и в которых ребёнок может вволю делать перечисленное (беситься-ковырять-дёргать-лазать-прыгать)? 20.09.2005 20:30:34, Мария Д.
Irina L
Ну вот на ОФП пошли. Там выплескиваем энергию в мирное русло. Но все же таким образом, каким говорит тренер. А больше и времени на на что не остается. 20.09.2005 21:14:33, Irina L
Прочитайте, в свете этой вот ветви, ответ Эллы Прокофьевой... Что думаете? 20.09.2005 21:58:06, Мария Д.
Снарк
Ну так если "выбирать нечего", то и отношение соответствующее. С какой стати стараться достичь успеха в том, что тебе не интересно? 19.09.2005 22:14:00, Снарк
Ясень
На самом деле есть с какой :)) Там уже включаются всякие социальные вещи, про отношения в классе и отношение к учительнице. Предметы и программа навязаны всем детям, но одни учатся, а другие нет. Тут надо смотреть, что там в классе в отношении оценок. Что там с отношением к учителю. Мне очень развитый и нон-конформистский мальчик лет 13 как-то сказал, что самая правильная книга про школу, это "Витя Малеев в школе и дома", что там все правильно про уроки, оценки и вообще учебу в школе и вообще жаль, что он ее в начальной школе не прочел, многое бы легче пошло. может это и не так, может он в 9 лет ничего бы такого из этой книги не вынес. Но мне интересно было прочитать книгу после этого :)) 19.09.2005 23:00:59, Ясень
Снарк
Это понятно. Но если у конкретного ребенка социальные вещи не включились, если сама по себе учеба не интересна, если ВСЕ, что там, в школе, происходит, навязано извне, если это все не ребенкины задачи, а голова и нервная система устроены так, что без усилий, само собой, оно не получается, то и ни с какой стати учиться-то. И тогда взрослым либо принуждение остается, либо ждать, пока все наладится само и заработают какие-то мехнизмы, либо меняться самим и создавать среду, подходящую для ребенка, цели искать, интересные ребенку и т.п.
19.09.2005 23:32:15, Снарк
Ясень
Здесь было про то, что у нее там дружеский коллектив, что ей там дружить нравится, так что в конкретном случае есть за что ухватиться. Конечно, когда вообще ничего нет, это катастрофа :(( 20.09.2005 00:41:43, Ясень
Irina L
Снова здорово.... Хотя бы для того, чтобы успешно сдать экзамен в 5 класс и попасть в хорошую школу с основной массой уже знакомых одноклассников и друзей. А не неизветсно куда и неизвестно с кем. 19.09.2005 22:18:19, Irina L
Ясень
а у них бывают какие-то экзамены? Она вообще про экзамен понимает, что это сложней городской контрольной, которая рассчитана на очень средненький уровень? Что там не получится выкрутиться, как это бывает при ответе у доски?

С другой стороны, а Вы не преувеличиваете опасность экзамена? У меня дочь училась в странной школе, почти вообще не училась, а экзамены в гимназию сдала, не на отлично, но достаточно для того, чтобы поступить. Хотя я была уверена, что веду ее просто на пробный экзамен, а настоящий будем сдавать в конце лета, я убеждена была, что она не сдаст, мы и не готовились специально, так, зашли по дороге и... дочь поступила. При том, что она не самый быстро соображающий ребенок и не самая старательная ученица.
19.09.2005 23:04:57, Ясень
Irina L
Нет, не бывает у них экзаменов. Вроде я ей объясняла неоднократно, что это такое. Но у нее нет такого пиетета перед контрольными или тем же экзаменом как у нас был - типа, ой, завтра контрольная - ужас, ужас! У нее такого в помине нет - контрольная, так контрольная, напишу так напишу, нет - ну и ладно.
А переход в "большую" гимназию у нас проблематичный весьма, далеко не всех берут. Правда в прошлом году как ни странно попали практически все, кто хотел. Но это в первый раз такое...
19.09.2005 23:14:20, Irina L
Ясень
Вообще-то хорошо, что мандража перед контрольными нет, я, кстати, думаю, что моя детка сдала экзамены хорошо еще и потому, что не волновалась вообще. Но вот идея про то, что будут требования и правда могут быть проблемы, мне кажется она может быть донесена косвенно, через книги, например, надо только подумать, где есть это - про сложности поступления и экзамены... 20.09.2005 00:23:57, Ясень
Вот что я не понимаю. У ребёнка ТРИ ГОДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ, по меньшей мере, не было проблем с таким подходом. Весь опыт показывает, что проблем не бывает, потому что не бывает никогда. И вдруг книга это изменит? Как-то слишком... романтично. Глаголом жечь сердца людей :-) 20.09.2005 14:59:26, Мария Д.
Ясень
Нет, конечно сразу все не изменит :)) Но и ситуация меняется, для первоклашки переводные экзамены в конце 4-го класса, это из разряда фантастики, а для третьеклашки - уже перспектива :)) Тем более, что разговоры об этом ведутся, то есть на краю сознания там что-то такое болтается, о чем вообще-то думать либо не хочется, либо во что не очень-то верится. А книги могут просто эту тему несколько активизировать, на более понятном для ребенка уровне, чем родители, сообщить о таком явлении :))
20.09.2005 15:27:54, Ясень
Хорошо бы показать живых людей, которые через это прошли с разными исходами. Пообщаться с ними. 20.09.2005 16:39:53, Мария Д.
Ясень
На мой вкус, это избыточно, но для каких-то детей, возможно и хорошо (прямо даже знаю ребенка, для которого это вообще идеальный способ). Если такого не делали для ребенка по другим поводам, экзамены могут приобрести избыточную значимость :(( 20.09.2005 17:40:28, Ясень
Irina L
Девушки, а вот вопрос не по теме. Вы так много и подробно рассуждаете о всяких моделах поведения, как надо действовать в разных ситуациях, почему, что будет если действовать не так, а по-другому. А скажите, пожалуйста, Вы в жизни так и поступаете? То есть перед каждым своим поступком, словом, реакцией продумываете как это будет воспринято ребенком и какие будут последствия? Но это же не жизнь, это сплошная игра! Я вот наконец-то сформулировала для себя почему я "не люблю психологов". Потому что если действовать так как говорят они - я перестану быть собой. Постоянно следить как, что, каким голосом, с какой интонацией я говорю - это же невозможно! 20.09.2005 18:01:17, Irina L
Ясень
У этой палки два конца :)) Первое - Маша отлично написла :)). Еще я знаю такую штуку. Когда я начала погружаться в одну из психологических систем (лет 15 назад примерно :)) ), мне все очень нравилось, во многом соответствовало моим ощущениям, но казалось, что совсем внутри этой системы жить нельзя. Через 5 лет я поймала себя на том, что автоматически мыслю уже именно в таких категориях. И обхожусь со своими чувствами где-то таким образом. Честно говоря, меня это испугало потому что это значило, что я забыла о главном, о том, что нет идеальных систем и однозначно правильных вещей вообще. Еще через пару лет меня "отпустило". И живу я и чувствую и вскипаю и охладеваю как любой нормальный человек, в соответствии со своим темпераментом. Но когда наступает неудовлетворяющая, глобально так неудовлетворяющая, ситуация, могу остановиться и проделать ряд манипуляций над собой, свими чувствами и сознанием, чтобы изменить ситуацию в ту сторону, которая мне больше подходит или изменить свое отношение к тому, что происходит, а чаще и то и другое :))

Мне как раз всякие там идеи про перелопачивание себя до дна и перекраивание себя ради ребенка - не близки. Но идея эффективного решения проблем - близка и любезна моему сердцу, и если ради этого приходится иной раз сделать себе не очень приятно, ковырнуть больное, что ж, приходится. Иначе ведь все равно эта штука будет еще не раз в жизни мешать :)) Мне нравится расширять спектр своих реакций, своих представлений. Наверное потому, что как это было у Ялома что ли, "Мои ботинки - это не я". Для каждого человека важно что-то свое, что не хотелось бы менять. Для меня это, прошу прощения за пафос, нравственные установки. Вот там я подаюсь с большим скрипом, потому что там я. Симпатии-антипатии тоже, пожалуй, важны и там я не готова легко двигаться. В вопросах темперамента особо не подвигаешься вообще :)) А вот в том, орать ли на ребенка или на унитаз - да запросто :)) Это меня не делает кем-то иным :))

Кстати, это связано с темой топика, отчасти. Знаю одну девочку, для которой учиться чему-то очень трудно, потому что это разрушает ее представления о себе. Интересная штука :))
20.09.2005 22:53:39, Ясень
Irina L
Очень интересно, спасибо. Буду думать... 20.09.2005 23:10:46, Irina L
Хех, вычисляем процент времени, проведённом мной, скажем, на этой конференции, и успокаиваемся :-) Ирина, Вы ТОЛЬКО видите меня за этим анализом. Мы с Вами не плаваем на кораблях, не играем в ладушки или там в сетевые ролевые игры, не пьём пиво и не бегаем по парку. От этого интересное ощущение создаётся, и оно верно, но ограничено нашими, хех, виртуалами. Виртуал "Мария Д" только и делает, что анализирует и обсуждает ситуации. Но человек, который создал этого виртуал, живёт по-другому. Пардон, я говорю банальности. 20.09.2005 19:10:11, Мария Д.
Irina L
Это понятно. Но мне представляется, что детский психолог считает, что с ребенком надо общаться "правильно". А чтобы общаться правильно надопостоянно об этом думать. Вот я о чем А еще мне запомнилось на всю жизнь наверное (раз до сих пор помню :-)) Была я еще молодая-зеленая, лет 20 с маленьким хвостиком и работала у нас одна женщина. На тот моменть ее дочери было лет 14. Очень была приятная и женщина и девочка ее. Такая правильная, ответственная, училась хорошо. И я ее спросила, а трудно ли воспитывать детей. Ответ запомнился дословно - "а я ее не виспитываю, я с ней просто живу". Вот и я хочу просто с ребенком жить, а не думать постоянно, что и как я говорю или делаю. 20.09.2005 19:22:05, Irina L
Я не знаю, где описанный Вами детский психолог. А то бы пошла и морду набила :-) Ну, виртуально.

Шуточки, а про жизнь и анализ. В общем, в анализ идёшь, если хочется что-то изменить. Или потому, что плохо стало и надо выбираться. Или потому, что хорошо, но хочется ещё лучше, или другого чего.

А профессионалы помогают это делать тем, кто хочет изменить. По какой-то причине они сделали анализ своей специализацией, и делают это не только (иногда - не столько) для себя, сколько для других. Обычное разделение труда. Одни горшки обжигают, другие мамонтов забивают, третьи злаки собирают, четвёртые... ну, шаманят, наверное?

Вот я очень мало со своей дочкой математикой занимаюсь (это моя специализация, математическая педагогика). Может, минут пять в день в среднем.
20.09.2005 20:26:45, Мария Д.
Штуша
Я, вроде, особо по моделям поведения не высказываюсь... Хотя, не знаю, как оно со стороны. Но обычно отвечаю на вопрос типа "Что бы я для себя посчитала в этой ситуации сделать правильным?". Конечно, в реале не всегда есть время подумать. Анализируешь уже после, и понимаешь, что было сделано не так, как, наверное, надо было бы поступить, стараешься, если можно, проделать работу над ошибками. А иногда есть просто банальная усталость, расшатанные нервы, и тогда поступаешь не по разуму, а по эмоциям и состоянию...
Моя иногда тоже меня доводит до бешенства. Не всегда удается себя сдержать :( Когда то, что она раньше легко делала (буквально полчаса назад), вдруг перестает "уметь", хлопает глазами, и говорит, что совсем не знает, как делать... При усталости после ее отказа воспринимать n-е объяснение того, что она, вроде, знает и умеет, могу и завопить. Пока не могу определиться, почему у нее такие затыки происходят - действительно вдруг заклинило (что кажется странным, хотя, может, просто устала), не хочет делать (а с другой стороны, предложишь прекратить - отказывается почти со слезами) или издевается (что в ее случае мне, по размышлении в спокойном состоянии, кажется почти поневероятным).
20.09.2005 18:36:41, Штуша
A, да, это точно. Осторожно с этим. 20.09.2005 17:59:20, Мария Д.
Irina L
Хм.... Это конечно идея хорошая, но что-то я таких книг не припоминаю. А я в детстве ооооочень много читала. Может кто подскажет? 20.09.2005 08:50:54, Irina L
Штуша
Есть цикл мультиков. 4 штуки, кажется. "На последней парте". Продается на DVD. И мультики сами по себе прикольные, и мораль, вроде, похожа на нужную. 20.09.2005 09:28:26, Штуша
Irina L
А, знаю! да, хорошие мультики, надо поискать... 20.09.2005 09:58:25, Irina L
А дочка хочет в эту гимназию? Знает, что это такое? Насколько подробно? Ну, хоть издали здание видела, например? :-)) 19.09.2005 23:44:44, Мария Д.
Irina L
Естественно! Оно напротив нашей прогимназии стоит :-)) Хочет конечно, с подружками-то в один класс :-)) 19.09.2005 23:56:32, Irina L
Я бы готовилась очень конкретно к этому экзамену, а не растрачивала внимание на всякие там левые домашние. То есть добыть тексты экзаменов прошлых лет; подробно расспросить тех, кто их проходил; узнать детали, что там и как. И этим вот, чисто конкретно, и заняться :-) 20.09.2005 00:10:24, Мария Д.
Irina L
Очень конкретно будет в 4 классе. Потому как там начнутся подготовительные курсы в этой самой гимназии. Платные естественно :-))) И я так сильно подозреваю, что те кто на эти курсы не ходит вряд ли попадаютв гимназию. Разве что ребенок блестяще экзамен сдаст. 20.09.2005 08:52:08, Irina L
Ясень
Упс :)) 20.09.2005 15:29:36, Ясень
С одной стороны, очень хочется сказать "и о чём же СЕЙЧАС вообще речь?" :-) Ну, вроде как, целей немедленных нет, за курсы потом заплатите, к экзамену в этом возрасте полтора года готовиться никакого смысла нет, потому что развитие по скорости опережает учение сильно и так и так.

С другой стороны, есть эти самые роли в группе, лейблы. И вот роль "троечника", это почти диагноз. Сильно поддерживаются роли окружением. Иногда работает смена окружения, но и то... Ребёнок-то верит обычно окружению, с которым так много времени проводит. Какая сейчас у дочки роль в группе?
20.09.2005 14:57:08, Мария Д.
Irina L
Не знаю. Мне кажется они сейчас вообще не обращают внимание кто как учится, маленькие они еще для этого. По крайней мере моя точно не замечает как учатся подружки. То, что она не лидер - это точно. Но с другой стороны если она не хочет во что-то играть - не заставишь. На игру съехала потому что эти отношения я видела собственными глазами, могу утверждать с точностью. 20.09.2005 15:36:39, Irina L
ВСЕ известные мне дети очень много внимания обращают на эти вещи. Понаблюдайте. Они не выражают это взрослыми словами, так что распознать иногда трудно, обсудить. Но у них есть свои слова для этих понятий... Например, когда трудная задачка, скажут: "Ну, это для Васи".

А после курсов с какой вероятностью берут в гимназию? То есть в решении о приёме какую роль играют деньги, и какую - экзамен?
20.09.2005 16:42:49, Мария Д.
Irina L
Как ни странно, но говорят, что деньги там вообще последнюю роль играют. Т.е. набирают реально по способностям. После курсов все равно надо сдавать экзамен. "Это для Васи" не говорит никогда. Вообще не рассказывает про детей с точки зрения дать кому-то характеристику. Я пытаюсь вытянуть ее на такие разговоры - не-а, фигу... Я вот много тут читаю про других детей. И получается, что у меня ребенок совершенно не такой как все дети. Ну просто абсолютно!!! 20.09.2005 17:01:56, Irina L
Как бы сказать, эти вещи не выносятся из контекстов. Ну, дочка выбирает, с кем побегать, а с кем кино посмотреть? Как-то вообще людей для себя, гм, сортирует? Не словами, а действиями? 20.09.2005 18:00:35, Мария Д.
Irina L
Ну да, у нее 2 постоянные подружки. С первого класса. 20.09.2005 18:11:06, Irina L
Но она когда-нибудь выбирает, что вот с одной подругой лучше делать то, а с другой делать это? 20.09.2005 19:11:20, Мария Д.
Irina L
Нет. Вернее еще в первом классе я ее спрашивала и только на мои прямые вопросы она сказала, что с Катей лучше беситься, а с Аленой - разговаривать. Но на продолжении этих двух с лишним лет я вижу, что с Аленой они так же прекрасно бесятся как и с Катей, а с Катей так же прекрасно разговаривают как с Аленой :-) 20.09.2005 19:23:51, Irina L
То есть понятие "равняться на других" просто не может, выходит, возникнуть у дочки. Ему неоткуда взяться, для него нет основы. Потому что она этих "других" не оценивает вовсе? 20.09.2005 20:28:39, Мария Д.
Штуша
А она сейчас в третьем? Т.е., ей до этого поступления в гимназию еще... ИМХО, для нее это так нескоро, далеко-оо, за горизонтом... Мне вспоминается подготовка к поступлению в институт. В 9 классе это все казалось таким далеким, мол, успеется десять раз. В начале последнего, 10-го, что-то типа "ой, надо, но еще успеется". Родители пихали на курсы, но до середины 10-го класса большинство на деле почти не занимались. Для большинства нужен поблизости жареный петух, который собирается клюнуть.
По-моему, для подготовки к поступлению в гимназию, не нужно 2 года плотной работы. Нет, если полтора года ни хрена не делать ВООБЩЕ, то за оставшиеся полгода вряд ли можно подготовиться. Но вот если плыть по течению... То, ИМХО, год-полгода - вполне.
Другое дело, что надо поддерживать некий минимальный уровень, чтобы все это не опустилось до нихренанеделанья. Но, если уж так не хочется садиться за учебники, то минимальный уровень можно пытаться поддерживать некоторой работой головы, необязательно связанной со школьной программой. А, скажем, недалеко, рядом. Но чтобы было интересно. И вот я бы попыталась нащупать такие интересные места. Желательно, чтобы по ходу дела выяснилось, что для понимания интересного нужны какие-то элементарные вещи (из той же школьной программы). Не сразу, а когда увлечется.
20.09.2005 09:39:15, Штуша
Irina L
Да сейчас в третьем. Два года до гимназии. А за учебники она как раз спокойно садится сама. Но вот сам процесс! Почти (с)... 20.09.2005 10:00:02, Irina L
Снарк
Сдаюсь, сдаюсь :-) Сейчас Мария придет, она гораздо лучше объяснять умеет. :-) 19.09.2005 22:59:29, Снарк
Сима Полосатая
потому, что дети не любят, когда их сравнивают с кем-то, ставят кого-то в пример. 19.09.2005 10:20:16, Сима Полосатая
и только став взрослыми, начинают постепенно понимать, что никакой трагедии нет в том, что они не стали президентом страны:) Им и так не плохо, а даже очень хорошо на СВОЕМ месте. 19.09.2005 10:37:19, Иллика
Ясень
Мне кажется, что я понимаю, о чем Вы говорите, но, к сожалению, при том, что я такие фразы неоднократно в жизни слышала, я такого никогда в жизни не встречала. То есть реализации этой теории. Я видела тех, кто хочет быть самым лучшим. я видела тех, кто хочет войти в круг "избранных", я видела тех, кто становится лучшим или одним из лучших в чем-то. Видела тех, кто пытается тянуться за лучшими, но при этом ненавидит их мучается ужасно. Но тех, кто жизнерадостно "тянется за лучшими" - нет. Потому, быть может, что это унизительно?

Маша-то об этом, вроде. Если я правильно поняла.
18.09.2005 23:35:28, Ясень
Irina L
Брррр.... унизительно хотеть стать лучше чем ты есть сейчас? Пусть даже равняясь на других? Что-то я вообще уже ничего не понимаю... 18.09.2005 23:58:27, Irina L
Да, унизительно хотеть стать "таким же хорошим, как твой сосед". Есть даже идиома уничижительная на английском про это: "Кeeping up with the Johneses". Перевести можно как "догонять Ивановых", а означает это "тянуться за чужими целями, не зная, зачем они тебе нужны". Или вот хорошее есть, интернетское "фаллометрия", из той же серии. Достать и померяться, у кого длиннее.

А вот хотеть стать лучше (безотносительно Ивановых) вполне уважаемая цель, на мой взгляд...
19.09.2005 03:06:03, Мария Д.
Да, наверное, потому что когда чужие цели и твои цели совпадают, то это уже не "тянуться", а "соревноваться". 19.09.2005 10:02:33, Иллика
Ясень
Унизительно тянуться за лучшими :)) А хотеть стать лучше в чем-то - совершенно нормально и здорово. Но это два разных желания. Вот Вам не нравится, что психологи цепляются к словам, но люди же мыслят словами! И общаются этими словами. И, увы, часто слышат то, что человек говорит, а не то, что подразумевает :((

19.09.2005 01:57:25, Ясень
Ясень
Кстати, равняясь - отличное слово, если им заменить "тянуться", мне больше нравится :)) 19.09.2005 01:59:07, Ясень
Irina L
Уже хорошо :-) 19.09.2005 08:33:56, Irina L
Irina L
Спасибо большое! Ура, конкретные советы! Я серьезно, очень Вам благодарна. Насчет постепенно - действительно, я сейчас все сразу от нее требую, попробуем начать с дневника. 17.09.2005 14:23:24, Irina L
Да, еще забыла о цифрах написать.
Есть исследования, что мозг готов осваивать стратегическое мышление (а это значит - строить долгосрочные планы и понимать их последствия) где-то около 12 лет. А системное и структурное мышление (связь всего со всем и взаимовлияние) еще позже, годам к 18 формируется. Так что у вас еще есть время на то, чтобы маленькими шажками подготовиться :))
17.09.2005 16:55:36, Svetlana:)
O, ты не читала случайно "Игра Эндера"? Там про то, как ребёнок в шесть лет армиями командовать начал учиться. Ненаучная фантастика. Я видела, как шестилетки играют в подобные описанным там онлайновые стратегические игры, хе-хе... 18.09.2005 21:59:25, Мария Д.
Нет, не читала.
Про шестилеток - сама видела, дочка с друзьями играла в Империи как раз с 5 до 7. И очень неплохо справлялись. Однако по-настоящему применять стратегическое мышление она только-только начинает. В жизни, я имею в виду. А формализует это понимание еще тоже нечетко.
Я, собственно, про это все время и твержу - в детстве очень даже здорово, что в ИГРАХ дается весь опыт человечества, самый разный. Чтобы ребенок мог выбрать для себя нужное именно сейчас и взять именно столько, сколько ему сейчас нужно. Это закладывает в мозгу какие-то основы, на которые потом по мере развития собирается опыт и информация. У кого-то - вокруг лингвистики, у кого-то вокруг лидерских качеств, у кого-то вокруг исследований, и т.д. и т.п. И позже, когда уже человек начинает систематически что-то осваивать, ему пригодится все накопленное для обобщения и более глубокого понимания, имхо.
Я только за то, что не надо от детей требовать сразу полного овладения всеми навыками, которые имеются у взрослых. Всему свое время...
19.09.2005 15:23:11, Svetlana:)
пчела Майя
В компутерные игры новое поколение хорошо играет, это верно. Нажимание кнопок дается отлично. Все остальное правда хуже. 18.09.2005 22:40:54, пчела Майя
Ровно наоборот имела в виду. 19.09.2005 03:07:28, Мария Д.
Irina L
Ужас какой :-)) Но мне кажется это все же слегка сдвинутые цифры. Хотя бы начальные связи "всего со всем" даже у детсадовских детей есть :-)) 17.09.2005 18:17:44, Irina L
Ну, я тоже с осторожностью отношусь к разным данным. Мой трехлетка сейчас такое выдает - держитесь, взрослые! Четко многие связи подмечает, и алгоритмы раскладывает - будь здоров!
И однако же - что-то есть в этом. Уже не первый раз утыкаюсь и с дочкой, и с сыном - если не гнать, а просто приглашать ребенка участвовать в разных жизненных процессах, какие-то способности вдруг "прорезаются" сами, даже без специального обучения. Скажем, дочка в свои 12 вдруг стала помогать по хозяйству - сама приходит и спрашиваеть - мама, тебе что-нибудь помочь? Когда-то я пыталась "приучать". и было - "глухо". Потом у Франсуазы Дольто прочитала статистику (правда, французскую) - после 12 начинают помогать по хозяйству, до этого - даже мыслей нету. Ну, я и "забила". И вот - действительно, откуда что взялось. И за учебу она вдруг взялась совершенно сознательно, в физмат лицей поступила, приложив немало усилий. Вдруг захотелось серьезно поучиться. А до этого - плыла себе по течению. Я ей школу специально подбирала, чтобы психику не передавили, и интерес к учебе не отбили.
И младший тоже - с тем же туалетом. В какой-то момент вдруг раз - и стал сам ходить в туалет, памперсы отвалились за ненадобностью. Да, не в год, и не в полтора. А ближе к трем, но зато уверенно и самостоятельно. И без чувства вины, как у многих, кого с года начинают "позорить". А ребенок не готов просто. Кстати, на памперсах и написано, что готовность наступает в 2,5-3 года. А у нас многие врачи и мамочки в 1.5 уже "в шоке", если ребенок в памперсе.
Так что вот - с возрастными порогами готовности стоит либо на интуицию полагаться, либо искать все же побольше разной информации, разного опыта. Чтобы требования к ребенку адекватные предъявлять.
А насчет 12 лет - имеется в виду, что именно развивать, сознательно тренировать эти функции мышления стоит в эти годы, а до того, кстати, лингвистические способности рекомендуется развивать - языки, риторику, обобщения и т.п. Если наоборот - естественное развитие полушарий мозга сбивается, ну, и всякие там поледствия могут быть.
Разумеется, это не относится к тому, что ребенок самостоятельно"схватывает" в процессе деятельности. Но и не стоит ждать, что в 9 лет дочка способна будет представить все последствия сегодняшних поступков для всей дальнейшей жизни. Дай бог, к самостоятельной жизни, к 16-18 чтобы все это сформировалось. Не зря же здесь некоторые примеры приводили, что лет в 15-18-20 вдруг у людей прорезался интерес и понимание, и путь к успеху находился. Что-то есть в этом, Вы не находите?
А пока ей как раз Ваше руководство очень кстати будет. Только разбивайте все на доступные шаги. И радуйтесь даже маленьки достижениям :))
18.09.2005 17:45:55, Svetlana:)
Irina L
Угу. Кстати о памперсах, моя действительно сама резко в 2 года села на горшок. Я пыталась приучать в 1,5, ничего не получилось, я решила, что нервы дороже и вообще махнула на это рукой. Короче я поняла, что надо меньше прессовать (это у нас наследственное, меня бабушка прессовала - будь здоров! пока не доведу что-то до идеала, в покое не оставляла). Причем я всегда думала, что вот будут у меня свои дети - никогда не буду так поступать, но гены, видимо, сильнее :-(. А по хозяйству изредка что-то прошу делать и очень понемногу - с удовольствием делает! Мусор в мусоропровод вынести, кошек накормить... Сегодня пока я в магазин ходила пару тарелок по собственной инициативе вымыла :-))) 18.09.2005 18:27:29, Irina L
Надо учитывать, что дети ОЧЕНЬ разные. Я встречала пару трехлетних или чуть старше, девочек, я на них смотрела, и мне хотелось под лавку спрятаться, такая серьезность во взгляде, честное слово, старше меня. А есть шалопаи по жизни. 18.09.2005 01:04:27, теоретик

Показан 121 комментарий из 281


Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!