Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Воспринимая детей всерьез...

Обнаружила на бескрайних просторах и-нета любопытную ссылку (на английском)

http://www.takingchildrenseriously.com

Даже будучи самой "либеральной и попустительствующей" мамашей (с точки зрения родни и друзей), была немало озадачена. Если кто читал о подобной философии или, тем более, претворял в жизнь, очень хотелось бы пообщаться.
23.02.2005 21:39:59,

15 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Привет! Я тоже внимательно изучала (спасибо Марии Д. за книжку-первоисточник). Многое использую, очень многое. Самое главное - эта теория поддержала мою веру в то, что важно исходить из принципа - "все возможно", "взаимо-радующее решение всегда существует".
Да, на практике его удается найти не в ста процентах случаев.
И все же - во-первых, когда ищешь - очень часто действительно находишь. Чаще, чем можно подумать.
Во-вторых, сам процесс поиска очень оздоровляюще действует на отношения - дети чувствуют, что мы ВМЕСТЕ с ними изо всех сил ищем решение. И если уж мы все вместе не смогли его найти, значит - в самом деле в такой постановке СЕЙЧАС мы ее решить не готовы. И либо ищем новые формулировки условий, либо все же некое компромиссное решение устанавливается ВРЕМЕННО, пока идет мысленная работа по поиску оптимального варианта. И это намного легче морально, чем изначальная установка на урезание требований каждого - нет ощущения полной безнадежности.
Конечно, совсем без каких-то жертв обойтись не удается. Иногда, когда устанешь или отвлечешься - даже включаться и думать бывает лень. И однако же меня спасает мысль о том, что несколько минут "думанья" экономят потом часы, месяцы и годы эмоциональных переживаний по поводу вовремя не скорректированной ситуации.
И самое приятное - дети быстро учатся сами предлагать решения с учетом интересов всех участников. Почти не бывает капризов.
И все же грань уважения и жертвенности - она очень тонкая. И тут все определяется внутренним чувством. Речь не идет о том, чтобы уступать в ущерб себе постоянно. Правда, в их теории сказано - на ПЕРВЫХ ЭТАПАХ, когда только учатся все искать решения, лучше уступить детям, чем настоять на своем. В смысле - разово и временно. Но если это длительная ситуация - все равно стоит дальше искать решения.
Интересно на эту тему пообщаться было бы. Классно было бы отдельную конфу по этим вопросам иметь- решения обсуждать, варианты.
27.02.2005 00:42:34, Svetlana:)
Ой, как классно конфу было бы! Очень не хватает единомышленников :( Особенно тяжело, когда нет ни психологического, ни педагогического образования и знания все "точечным" путем набираются, получается мозаика с дырками большими... По теме - вот уже пару недель практикуем почти в чистом виде, без явных уступок. Работает сказочно с почти пятилетней, чуть хуже с трехлеткой (ну там много на грудное вск. завязано и тут особых вариантов нет пока :)) Главное, работает с мужем :))) С внешней средой, правда, хуже - сразу гиперчувствительность у ребенка к насилию проявляется, даже не знаю, помогать разруливать или дать возможность самим учиться строить отношения... Светлана, у Вас, наверное, дочка в школьной системе? Как удется ребенку не реагировать после системы домашнего "взаимно-радующего решения" на абсурдно-авторитарный произвол в школе? И еще - что можно почитать на тему воспитания, альтернативного насилию и авторитарности? 04.03.2005 23:40:26, Эль Нинья
Начну с конца - что почитать.
По поводу TCS - кнмжки Jane Fortune, у них на сайте, кажется, есть ссылки. На русском языке их нет.
Вообще на русском на эту тему я и не вспомню (увы...)
Я еще что-то близкое вылавливала из подходов ОШО (есть отдельные книжки про воспитание детей) и Дипака Чопры (Семь духовных законов для родителей).
Больше с ходу и не посоветую.
Насчет разруливания у трех- и пяти летних - я разруливала, пока не увидела, что дочка сама справляться стала. Если ситуация была не при мне - мы с дочкой обсуждали, как лучше было бы с теми или другими людьми себя вести (не все и не всегда готовы хотя бы элементарно слушать других). Годам к восьми, наверное, она научилась различать, где пойдет сотрудничество, а где - лучше иначе выкрутиться.
Насчет школы - да, она учится в школе. Но эта школа - частная, там чуть-чуть другой подход. Не скажу, что совсем без недостатков обычной нашей школы, но все же - детям предоставляется довольно много самостоятельности, по крайней мере - в выборе дополнительных занятий, в одежде, в еде, в темпах изучения предметов. Детей в классе 7-12, так что учителя успевали более-менее индивидуально учитывать особенности. И в общем, такой настрой на определенное сотрудничество с ребенком был (по крайней мере, в младших классах). Дочка себя там очень хорошо чувствовала.
Конечно, в социуме всякое бывает. Тут у них в школе у ребенка пропал мобильный телефон. Дочка так старалась помочь, предложила несколько вариантов, где поискать. Так директору ее активность показалась столь странной, что он чуть ли не ее за виноватую принял. Другие сидят, помалкивают, глазки опустив. А эта - ищет пути решения... Пришлось объяснять.
Ну, а в целом - она довольно комфортно себя чувствует в совершенно разных коллективах и компаниях, и ее гибкость позволяет ей многое разруливать так или иначе :))
06.03.2005 17:18:06, Svetlana:)
Ква :-) Читала, претворяла. Можно обшаться 24.02.2005 22:45:35, Мария Д.
О, Вас-то мне и надо! (с) Здорово, что читали :-) А интересно про жертвенность - как найти нужный баланс, чтобы для каждого из участников opportunity cost принятого решения не была бы слишком высокой. Ну то есть, даже если это не компромисс, то всегда получается, что чьи-то права всегда ущемлены, в той или иной степени. Вот например, про порядок в квартире много написано. И многое сводится к тому, чтобы подумать-подумать и осознать, что это не так и важно :) А для меня важно! На физиологическом уровне буквально. Ровно как для моей дочери совершенно до лампочки, может она ходить по квартире, не спотыкаясь о предметы, или нет. И все известные мне методы решения этого конфликта интересов будут в той или иной степени coercivе. Или вот собственная жизнь родителей ребенка - покажите мне хоть один пример профессиональной реализации, хобби, путешествий, собственных желаний и т.д, исключающий существенные жертвы родителей - так, чтобы получилось согласно совместным предпочтениям в итоге.Ну масса таких примеров, особенно при участии стороны, о TCS знать не желающей. При том, что дети мои с системой публичного обучения не знакомы, к счастью, все равно социум - родственники, кружки, друзья родителей и соседские дети в лучшем случае находят компромисс, а в большинстве действуют с позиции иерархии. В общем, очень послушать хочется :) 24.02.2005 23:53:53, Эль Нинья
NatalyaLB
пошла по ссылке, но не совсем поняла, что читать - связного текста (как книга) нет, много много топиков, на каждый "кликать"?
Насчет уборки, для меня это тоже важно на физиологич. уровне - спать не могу, если что то недоделано. Решаю я эту проблему (детской комнаты) вот как: у моего реб есть и всегда будет ровно столько предметов одежды (игрушек) сколько он в состоянии сам убрать, постирать, погладить и т д. Сейчас ему 4 года, стираю одежду и аккуратно складываю я, но насчет игрушек этот вопрос решен: если реб не в состоянии убрать за собой игрушки, значит, моя вина - накупила их избыток. Что-то тут же дарится, что то убирается на верхние полки и ждет, пока реб до них "дорастет". Вы скажете "да как же можно? реб будет несчастным оттого, что у него мало игрушек!"
Тогда напишите, что такое "много", что такое "мало" и что такое "достаточно". Мы тут на днях с реб были в магазине игрушек, так вот для него, если все имеющиеся в магазине игрушки перевезти домой (начиная с погремушек для новорожденных и кончая комп для взрослых) - то будет почти "достаточно".
И еще, совсем по секрету: я тот самый пример " профессиональной реализации, хобби, путешествий, собственных желаний и т.д, исключающий существенные жертвы родителей". Моему реб повезло в том, что мне нравится сидеть дома, нравится с ним играть, нравится сидеть вязать или читать книжку, пока он играет в ближайшем к дому парке. . . . а вот моему мужу не повезло: ему нравится ездить отдыхать на море, в горы, во всякие экзотические страны, а меня туда никаким калачем не заманишь. И ездит он бедненький, один, а с недавнего времени - иногда с сыном ( то есть у реб есть выбор: поехать отдыхать с папой или остаться дома с мамой). Опять же, вы спросите: а что делать, если реб хочет поехать отдыхать и с мамой и с папой? Ответ: то же самое, что вы скажете, если реб попросит поехать отдыхать с , скажем, Бритни Спеарс или Дональд Дак: ответить "это невозможно, потому что это в принципе невозможно никогда". Примерно так я отвечаю сыну, когда он говорит : "хочу, чтобы всегда было лето" или " хочу, чтобы ночь никогда не наступала" или " когда я был у тебя в животе, я хотел быть девочкой, а почему я родился мальчиком?" или "почему у других есть бабушки, а у меня нет" (бабушек у нас действительно нет, родители рано умерли). . . .
С удовольствием почитаю по ссылке (takingchildrenseriously) как ОНИ дают ответы на эти глобальные вопросы, только дайте ссылку поконкретней, pls
08.03.2005 17:04:29, NatalyaLB
Я хочу про это написать книгу :-) Со временем. Пока не написала: можно читать менеджерские книги про идею win-win solution; и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) про разрешение противоречий. Ключевое: права НЕ ДОЛЖНЫ быть ущемлены. Если хорошее решение нашлось, оно ВСЕМ нравится больше, чем то, что было.

Например, про порядок в квартире. "Осознать, что не важно" - ламерское решение всё же :-) Мне кажется, стоит осознать гораздо больше. А именно:
- что ИМЕННО важно в пространстве КАЖДОМУ участнику (например, чистый пол; отсутствие паутины в углах; дизайн мебели и другой фен шуй; художественный беспорядок, сгенерированный тобой, а не другими "художниками"; __?___)
- какие средства достижения этих целей существуют? А средств всегда больше, чем думаешь. Я вот не знала, что уже есть доступные полностью автономные роботы-пылесосы... Или вот идея: красивая большая корзина на стене, над ней баскетбольное кольцо. Для грязного белья, чтоб детей мотивировать собирать.

Ещё важная идея тут: иерархия желаний. Например, человек может быть искренне готов посидеть два часа в самолёте ради попадания на неделю в интересный город. Хотя по жизни сидеть вот так два часа, просто так, не стал бы. При этом важно устроиться в самолёте удобно - принести себе ароматерапию, беруши или плеер, эргономичную подушку и интересное видео в лаптоп. Но ты не пытаешься разрешить противоречия по ВСЕМ уровням: как и попасть в другой город, и в самолёте не сидеть; как и сидеть в самолёте, и не ощущать вибрации... Только те, до которых руки доходят, самые важные. Например, в какой именно город летим :-)

ТCS внутрисемейное дело. С чужими его не практикуют, потому что чужие ничем не обязаны. Что практиковать с чужими - это отдельный вопрос...
25.02.2005 16:38:58, Мария Д.
Иерархия желаний, ага :) Это если человек со своими желаниями вполне определился. Как с решать проблему с 5-летними, для которых понятие долгосрочной цели (желание здесь - ее достигуть) явно расходится с осознанием необходимости определенных действий прямо сейчас для ее достижения ? Вот дочь хочет, в общем, научиться играть на пианино, и я этого хочу - я предложила, я с удовольствием это устраиваю. А потом она не хочет выходить вовремя на занятия, я либо настаиваю, либо здесь компромисс такой убогий (ты идти сейчас не хочешь, но давай хотя бы попробуем сделать процесс приятным :)) Если буду прислушиваться к ее желаниям конкретно на момент выхода из дома, добираться на музыку вообще не будем к началу занятий, и нас попросят оттуда (музыка вообще-то дочке нравится, и педагог - от Бога, но проблема перемещения и выхода из дома большая). Или вот пример - как найти win-win solution с трехлеткой, который до сих пор хочет кормиться каждые два часа по ночам? Не давать грудь и всякие там субституты - нарушение его прав, пробуждение каждые два часа, однако, сильно нарушает мое право на поспать. Сложно...

А как ребенок из TCS- семьи в дальнейшем реагирует на авторитарность? Даже нешкольники в массе с ней сталкиваются, особенно в России :( Руководители кружков, родители друзей, врачи, родственники - люди, с которыми приходится регулярно контактировать? Моя, привыкшая к отношениям "на равных" (и это от TCS далеко еще), плакать начинает :(, защитить я могу лишь от явных наездов, и то не всегда понимаю, стоит ли...
26.02.2005 01:23:55, Эль Нинья
Пробовали вместе с ребёнком сесть и со вкусом придумать, что делать с этими выходами? Я вот немножко не поняла проблему "вовремя". То есть начинаете выходить, но не успеваете? Может, начинать раньше? Или в чём проблема? Брэйнсторм тут нужен какой-то...

С трёхлеткой и грудью мы спали вместе, и я не просыпалась на кормление. Плотная еда и полчаса активной беготни и массаж на ночь вели к более продолжительному сну.

Моя дочка на авторитарность по-разному реагирует. Это решение, которое надо принять. Иногда справляется (её не беспокоит), иногда просит поговорить с человеком, иногда решает с ним больше не общаться. Я, со своей стороны, работаю над тем, чтоб обеспечить ДОБРОВОЛЬНОСТЬ общения по-максимуму, то есть чтоб у ребёнка был выбор, общаться с человеком, или нет. У нас это получается во всех случаях, кроме редких встреч с властями, скажем, в аэропорту нет выбора проверяющих документы :-)
26.02.2005 03:11:33, Мария Д.
Посидели, побрэйнстормили :) Поняли, что опаздывать нельзя, мне плохо будет краткосрочно (неудобно за то, что заставляю ждать учителя), а ей долгосрочно - учитель может от нас отказаться. Решили заранее собираться, я пишу на листе время сборов критическое, она сама во время игры сверяет с часами и начинает собираться, я помогаю. Пока ничего лучше в голову не пришло :)

А вот еще вопрос - я все больше про домашнее обучение думаю, и все больше про unschooling. При этом как выглядит теория "невмешательства" - ведь любое запланированное мной занятие, не принятое с восторгом - это тоже насилие? И если созданная дома развивающая среда (книги, энциклопедии, видео, обучалки, музеи) ребенком игнорируется (у нас почему-то так часто бывает), а ребенок все больше в Барби и ролевые игры? В общем, запуталась я совсем :(
04.03.2005 23:57:52, Эль Нинья
Unschooling построен на том, что ребёнку помогаешь в ЕГО целях. 08.03.2005 04:00:36, Мария Д.
Ходила по ссылке ..
Не продралась сквозь их умствования - ето даже при том, что делаю сейчас Ph.D. в Social Science.
:/
А зачем оно Вам?
24.02.2005 06:42:36, MoZayka
В принципе, это во многом созвучно моей философии родительствования. Я пока в поиске - ответы на многие вопросы, как вести себя в конкретных ситуациях, невозможно найти ни в Parenting Books или серьезной педагогической литературе, ни на консультации с психологом, ни, тем более, в реальной жизни :( У TCS мне многое близко, одного пока не поняла - как обойтись без жертвенности? 24.02.2005 08:45:21, Эль Нинья
Я когда-то тоже пыталась искать ответы на вопросы в книгах :-). Потом решила, что надо их в себе искать. Во как :-). И стало гораздо проще :-).
Хотя, конечно, и у меня тоже еще есть нерешенные задачки ;-(. Уйма.
25.02.2005 02:47:49, Nesmejana
Надежда Григорьевна
...как обойтись без жертвенности?

Не забывать, что мама - тоже человек.:)
24.02.2005 09:48:33, Надежда Григорьевна


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!