Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

2МарияД и всем вопрос

В связи с темой в образовании спросить хочу, права ли я. И вообще как устроены детские мозги. В образовании была тема почему родители отдают детей в школы с углубленным изучением ин. языка, а не с углубленным изучпением математики. Я думала:))) И придумала, для изучния ин. языка мозг ребенка в 7 лет более подготовлен, чем для изучения математических абстракций и обобщений. То есть причиной этому служит в большей степени физиология, чем "статусность№". Чем раньше, тем проще изучать чужой язык, но изучение абстракций требует большей зрелости (физиологической) мозга. Вот такой вопрос:) Права я насчет физиологии или ошибаюсь?
27.11.2004 15:05:19,

48 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Есть мнение, что не в языковой среде иностранный язык лучше изучать как раз позже, после того, как по-настоящему будет изучен родной. А изучен он обычно к 10-12 годам. 27.11.2004 23:12:56, Нюрочка
Мне кажется, что дело не в зрелости мозга, а в том, какая именно работа от мозга требуется. Языки, как и музыка, кстати, развивают дополнительные участки мозга и чем раньше их начинать, тем лучше. Логика - это, наверное, тоже определенные участки мозга. А вот формализация - действительно хорошо в старших классах. Я наблюдаю, как мой ребенок осваивает немецкий - это для него НЕ иностранный язык, а ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ язык, то есть он пока не может переводить с одного языка на другой (или с трудом, только отдельные слова, а не фразы), он самаго начала формулирует мысль или на одном или на другом. Завидую ему, если честно :-)))) 27.11.2004 22:52:24, Ranny
Есть математика и математика. Одна - формализация мира; вторая - построение абстракций на основе этой вот формализации. Вы говорите о второй части, что она малышам не так доступна - соглашусь. А вот первая доступна вполне, и в семь, и в год. 27.11.2004 20:52:53, Мария Д.
Знаешь, что меня напрягает? В раннем развитии:) Стремление побыстрее добиться формализации. Меня трясет всю от чтения конфы по раннему развитию:))) Я не понимаю зачем. Чем раньше мир обретает некие формы, тем сложнее избавиться от стереотипов, навязанных этими формами. Мне бы главнее чтения и письма - это научить детеныша справляться со взрослыми и их авторитетом:) Что для организованного ребенка очень тяжело. Очень послушные. Боятся. А поддержка на работе:) 29.11.2004 00:24:04, в6
Как интересно :-) Мне казалось, что там в последнее время как раз мало говорят о формализации. Точней, есть один человек о многих никах, ладно, молчу, сама знаешь. Символизация и младенцам доступна, тут путать не надо. В общем, и системность тоже. А вот абстракция во взрослом понимании - не, стоит ждать. И ещё, взрослые сейчас очень плохо знают, что такое младенцы, как с ними общаться - опыта нет. Часто первый младенец, которого женщина видит вблизи - её собственный. Вот и пытаются побыстрей вырастить. 29.11.2004 06:54:42, Мария Д.
Штуша
ИМХО - тут дело не в физиологии. В России считается, что сейчас без хорошего знания ин.языка вряд ли чего добьешься в жизни. А еще таких школ больше, чем, скажем, математических. А хотят отдать в школу не слишком далеко, но про которую слышали, что там учителя посильнее (а в специализированных считается, что могут попасться лушче).
Что касается того, "как устроены детские мозги", то тут в какой-то степени я солидарна с доктором из "Формулы любви" - "голова - предмет темный, исследованию не подлежит" :)))
27.11.2004 19:35:20, Штуша
А это зависит от того, чем ребенок занимался в дошкольный период.
Естественно, начинать изучать математику, например, по системе Л.Г. Петерсон в 7 лет или уже поздно, или еще рано. Это даже в пять-шесть лет уже поздно, и в пятом-шестом классе еще рано, если до этого ребенок занимался по традиционной системе.
27.11.2004 17:45:28, Элла Прокофьева
Про 7 лет - не согласна совершенно. Глеб в свое время занимался прекрасно с 7 лет. Тогда еще не было всего, что сейчас издали для дошкольников. ;-) 02.12.2004 18:38:30, Сонечка
Ничем не занимался. Специально - ничем. А насчет поздно... не понимаю. Как может быть поздно заниматься да хоть с какого возраста по любой системе. Просто в зависимости от возрасто нужно разное количество времени убить на систему. В 5 классе неделю, в 5 лет - год. Так что дошкольные занятие я рассматриваю лишь с точки зрения приучения ребенка ездить в разные места и заниматься в них чем-нибудь. В целях организации времени. В смысле, что время должно тратиться с какой-то пользой - обучаться, развлекаться, а не скучать. 27.11.2004 18:36:10, в6
Приведу пример. Ассоциативные механизмы обучения очень хорошо идут детям до трёх лет, а вот взрослых и детей постарше так можно просто с ума свести :-)

Что касается математики. В четыре-пять моя дочка имела НУЛЕВУЮ совместимость с традиционной математикой. Мы пробовали, она не понимала там НИЧЕГО. А в том, что она делала, не поняли бы ничего большинство традиционных математиков. ОЧЕНЬ сильно зависит всё от того, как и чем заниматься...
27.11.2004 20:55:55, Мария Д.
Маш, извини, а можно пример ассоциативных механизмов обучения (что это)? И почему после трех это сложно? 29.11.2004 01:04:44, Sofia I
Все животные подразделяются на следующие группы:

* a) принадлежащие Императору;
* b) бальзамированные;
* c) прирученные;
* d) молочные поросята;
* e) сирены;
* f) сказочные;
* g) бродячие собаки;
* h) включенные в настоящую классификацию;
* i) буйствующие, как в безумии;
* k) неисчислимые;
* l) нарисованные тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти;
* m) только что разбившие кувшин;
* n) издалека кажущиеся мухами
После трёх можно так учитьСЯ, но не обучать. От чужих ассоциативных категорий поплохеть может :-)
29.11.2004 22:19:52, Мария Д.
Спасибо! Очень наглядно :о) такую ребёнкину классификацию только мама может запомнить :о) 30.11.2004 03:55:56, Sofia I
Самое большое "математическое" действие мы совершили летом на море:) Мы выложили 100 ракушек квадратиком 10Х10:))) 28.11.2004 19:39:57, в6
Великолепно!:) 29.11.2004 21:47:12, Элла Прокофьева
:-)) Точно: и большое, и математическое. 28.11.2004 20:38:13, Мария Д.
Не совсем так. Если ребенок не занимался по системе, ему весь первый класс (в школе с улубленным изучением математики) придется убить на то, чтобы освоить дошкольную программу, в то время как те, кто уже освоил дошкольную программу, пойдут вперед.
Или можно набрать класс детей, которые, как и он, не занимались по данной системе, и просто начать по ней заниматься.
Но это уже не будет школа с углубленным изучением математики.
Это будет обычная школа, в которой просто используется учебник математики Л.Г. Петерсон.
Сама Л.Г. Петерсон пишет, что на каждой странице ее учебников есть задания, доступные для выполнения любым ребенком.
Можно хоть сразу все эти задания выполнить, не останавливаясь на других.
Потом перейти к более сложным.
И можно не останавливаться на тех, которые ребенок выполнить не может, без репетиторов, например.
Тогда это просто тренажер, для детей, которые все-таки осваивают математику в обычном темпе.
И учителя общеобразовательных школ, где используются учебники Л.Г. Петерсон, так к этому и относятся: дифференцированный подход к выполнению заданий разными детьми.
27.11.2004 18:55:58, Элла Прокофьева
Математика - это наука, не терпящая пропусков и пробелов:)
Вы, наверное, сами помните, пропустишь в школе, по болезни, неделю-две, придешь на математику, и ты выпал из контекста:)
Система - это пошаговый переход от одной ступеньки к другой.
Нельзя войти в систему на любой ступеньке.
Все равно придется начинать сначала или оттуда, где произошел перерыв в освоении знаний:)
Поэтому, если ребенок специально не занимался математикой до школы, ему будет очень сложно в школе с углубленным изучением математики, да еще по системе, для которой начальная школа - это уже третья ступень.
А начать сначала можно, по любой системе:)
27.11.2004 19:19:21, Элла Прокофьева
Можно перестроить математику так, чтоб она терпела пробелы и пропуски. 27.11.2004 20:56:58, Мария Д.
Вот с этого места - поподробнее:)
КАК?
28.11.2004 07:15:53, Элла Прокофьева
Here lies a toppled god,
His fall was not a small one
We did but built his pedestal
A narrow and tall one.

Это то, что происходит с обычной математикой. Башенка из кубиков. В один кубик шириной. Narrow and tall one :-)

Перестраиваем через метафоры. Заземляем, то есть. "Чтобы стоять, я должен держаться корней".

Например, возьмём умножение. Можно его строить на основе сложения, которое можно строить на основе счёта. Узкая высокая башенка, плюхнется. Если не на этом месте - так на пропорциях, которые на основе умножения.

Заземляем. Строим умножение на основе симметрии, фракталов, разрезалок - то есть метафор непосредственно из действий.

Строим пропорции на основе "классов эквивалентности" (котёнок к кошке, щенок к собачке, ? к уточке, цыплёнок к ?), и на основе похожести действий (поделили вот таким образом - тебе половину и мне половину, твою половину ещё пополам) непосредственно. А не через счёт-сложение-умножение.

Строим уравнения непосредственно на основе игры в прятки. А не через 3*x=12, чтоб найти Х, нужна операция, обратная умножению (т.е. счёт-сложение-умножение-деление, узкий пьедестал).

Если держаться корней, можно начинать с любой темы и идти по темам в любом порядке.
28.11.2004 07:44:12, Мария Д.
Ага. Медленно, но доходит...
То есть, если говорить о сложении и вычитании в первом классе, то числовые домики (на состав числа), над которыми родители посмеиваются, а я ввела для облегчения жизни детям, - адекватны?
28.11.2004 15:32:12, Элла Прокофьева
Расскажите, что такое "числовые домики"?

Если говорить о вычитании, не стоит его вводить через сложение :-) А стоит дать этой операции вырасти из своих собственных корней в метафорах действий: вниз по лестнице, делёжка, разрезание, потеря части.
28.11.2004 15:36:23, Мария Д.
Ну, например, числовой домик под номером 8.
На восьмом этаже две квартиры: квартира восьмерки и квартира ее соседа-невидимки (ноль).
На седьмом этаже: семерка и один.
На шестом - шесть и два.
На пятом - пять и три.
На четвертом - четыре и четыре.
И т.д.
Сверху - вниз слева: обратный счет. Снизу вверх - слева: прямой.
Справа - наоборот.
Слева направо и справа налево - сложение.
Дети это сами открыли:), просто заселяя домики жильцами.
Так же открыли и вычитание. Сами: из домика номер 8 ушел погулять жилец, которого зовут "пять". Кто остался на пятом этаже?
А дети видят, что подобная история могла произойти и на третьем этаже:) - тут и вычитание, и переместительный закон сложения.
Есть педагоги, которые со мной не согласны.
Полагают, что счет - это счет, а не поиск закономерностей...
28.11.2004 15:46:11, Элла Прокофьева
Да, это именно оно. Поиск закономерностей. Несогласных педагогов посылайте. Первоисточники читать :-) А что они говорят, кстати? Какие аргументы? Интересно даже стало. 28.11.2004 17:17:43, Мария Д.
Аргумент (реальный) тут может быть только один: - А нас так не учили. Что вы делаете, это же шаг с проторенной дороги! Там неизвестность (для нас)! Извините, не удержалась и встряла с комментарием в беседу двух профессионалов. Очень интересно. 29.11.2004 02:31:37, _Ирунчик
Что Вы рекомендуете почитать родителям о математических навыках для детей?

Кстати о счёте, я заметила, что сын (2.5 года) лучше оценивает небольшое количество однимвзглядом, чем считает 1,2,3,... Знание счётного ряда его сейчас отвлекает: он продолжает называть числа ради произнесения их названий или для того, чтобы дойти до какого-нибудь любимого числа.
28.11.2004 22:57:06, Любовь Геннадьевна
Специалистам - Эльконина и Давыдова и их школы материалы, наверное. Из художественного - Магистр Рассеянных Наук и Алиса в Стране Чудес с подробными аннотациями. Из "типа задачников" - Перельмана "Занимательная арифметика". Про педагогику для малышей:
Звонкин: http://orel.rsl.ru/vers_may2000/books/html/zw_fr/zvon1.htm
На английском больше есть в сети.
01.12.2004 17:29:14, Мария Д.
спасибо за ссылки! Я университетский преподаватель истории науки, так что с детьми - не специалист, но любитель в хорошем, надеюсь, смысле слова. Нашла много разрозненных материалов по методикам Эльконина и Дывыдова в сети, но до какого-нибудь систематического изложения не докопалась. Не выручите? Английскими ссылками тоже очень интересуюсь. Живём сейчас в США, так что кроме собственно информации полезно будет узнать, как это всё по-английски называется. 02.12.2004 18:26:47, Любовь Геннадьевна
Говорят: мы разучились считать. Просто считать. Мы думаем, когда нужно считать.
А считаем, с калькулятором.
И считать по палочкам важнее, чем рисовать числовые домики.
28.11.2004 17:21:38, Элла Прокофьева
Что они называют "считать"? Говорить "один, два, три...", указывая при этом на предметы по-очереди?
Для маленьких чисел счёт не нужен, потому что если ребёнок умеет разбивать количество на кусочки в пять или меньше, то можно subitize (мгновенно охватывать взглядом, не знаю термин).
28.11.2004 19:07:39, Мария Д.
Считать - это выкладывать счетные палочки по порядку. Убирать и докладывать в пределах десятка.
Выложили десяток. Назвали его "дцать" и докладываем к десятку еще десять единиц. Получаем - два "дцать". Опять убираем или докладываем в пределах двух десятков...
"Мгновенно охватывать взглядом" - это из области фантастики:)
А у меня на подготовке к школе дети мгновенно охватывают взглядом таблицу двух десятков.
Таблицу сотни, в принципе, можно мгновенно охватить взглядом:)
Причем, чем в более раннем возрасте это начинать, тем мгновеннее охватывается взглядом потом:)
Очень мне понравился этот Ваш термин:)
29.11.2004 21:12:42, Элла Прокофьева
Чтоб охватывать взглядом количества, бОльшие пяти, их надо ОРГАНИЗОВАТЬ. Да, таблица, да, десяток. Можно и тысячу. Если организовать. Для организации ещё хорошо использовать диаграммы-деревья, или, для малышей - то, что я называю "неотъемлемые количества". Рука - пять, и можно мгновенно охватить взглядом "пять пятёрок"- пять рук. Тут прямая связь к различным системам счисления - непозиционным, например, или по разным основаниям (двоичной, пятеричной), как у Эльконина-Давыдова.

Чем принципиально палочки отличаются от домиков? Я так и не поняла :-)
29.11.2004 22:23:59, Мария Д.
А Доман говорит - до сотни легко, безо всякой организации. Я даже совершала подвиг и сделала 20! карточек рекомендуемых размеров с красными точками. Но сейчас она сразу только в количестве 5 единиц мгновенно охватывает. И то недавно перестала пересчитывать. Но она любит считать по порядку:) Десять не охватит, точно. 29.11.2004 22:39:32, в6
Младенцы способны запомнить очертания карточек. И даже если сделать три-четыре набора, как некоторые неленивые :-) Это не имеет отношения к описываемым явлениям. Исследования Домана пока никому не удалось повторить :-) Только опровергнуть. 29.11.2004 23:33:39, Мария Д.
Вот! И мне так казалось! Но он ТАК убедительно пишет:) 30.11.2004 10:24:09, В6
Штуша
Еще бы! Он тоже кушать хочет :))) 30.11.2004 11:26:11, Штуша
Палочки пересчитывают, домики - рассматривают:)
Там - опора на очередной пересчет.
Тут опора - на связь чисел.
29.11.2004 22:29:36, Элла Прокофьева
Что такое "6"? Количество 6. Через палочки определение понятно:
"Если при добавлении палочек по одной, и синхронном произнесении "песенки 1-2-3", мы дошли до 6, то количество называем - 6". В общем, это на рекурсии: 6 - то, что получается, если добавить одну палочку к 5, и так далее, а 1 мы знаем.

Какое определение количества 6 в домиках?
30.11.2004 15:25:44, Мария Д.
нет, как я понимаю производить действия вместо калькулятора:)5 кг. картошки Х 12 руб/кг, плюс 0,5 кг лука по 15 руб/кг, дали 100 руб. Получили сдачу ...:) 28.11.2004 19:42:12, в6
Пардон, речь о сложении и вычитании в пределах десятка :-) Мне интересно:
- что упомянутый народ, в данном контексте, определяет как "счёт"
- чем этот "счёт" принципиально отличается от работы с составом числа, описанной Эллой.
28.11.2004 20:37:22, Мария Д.
Зуб даю, тоже самое, только в пределах десятка! 28.11.2004 22:19:55, в6
Ты мне тогда объясни, чем это от домиков отличается. Потому что то, что ты сказала - для меня это как раз домики и есть. По смыслу. 29.11.2004 06:56:07, Мария Д.
Элла, но ребенок не из лесу вышел. Я слабо представляю себе детей у которых в 7 лет нет необходимых математических навыков. Вероятно такие дети есть, и вы говорите именно о таких детях. По крайней мере я совершенно точно знаю массу примеров, когда неумеющий читать до школы ребенок ко 2ому классу обгоняет ребенка читающего до школы. Короче, дело не вэтом. Как я поняла вы отрицаете то, что ребенку 7 требуется меньше времени на усвоение одинаковой информации, чем 6 летнему. 27.11.2004 19:16:01, в6
Вероятно, мы говорим о разных вещах:)
Я хорошо представляю себе совершенно нормальных детей, которые не готовы к обучению в школе с углубленной программой по математике:)
И при этом, в 7 лет они, конечно же, за меньшее время выполнят обычную программу по математике, чем в 6 лет:)
27.11.2004 21:11:11, Элла Прокофьева
А, вообще, лучше всего спросить у ребенка.
Я, например, опоздала в английскую спецшколу на полтора года, но очень просила родителей дать мне возможность попробовать.
Однако нужны были репетиторы, а у родителей не было возможности.
Если ребенок хочет, и знает, чего хочет, почему не попробовать, если есть такая возможность?
27.11.2004 22:24:33, Элла Прокофьева
Но вы хотели пойти сразу в 3ий, так? или во 2ой? А в первый не принимали по возрасту. Тут почему-то Ломоносов вспоминается:) 28.11.2004 19:46:55, в6
Я хотела сразу пойти в третью четверть третьего класса, прекрасно осознавая, что мои одноклассники уже на полтора года меня обогнали:)
Тогда в английских спецшколах английский начинался со второго класса, а в обычных - с пятого. Я не хотела ждать до пятого:)
Но полтора года пропустила.
В принципе, это то же самое, что сейчас пойти в 1 класс математической спецшколы, зная, что твои сверстники, уже минимум два года, занимались математикой специально.
И не желая ждать настоящей математики до старшей школы.
Это можно. Если ребенок готов, а Вы можете ему помочь:)
29.11.2004 21:18:33, Элла Прокофьева

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!