Раздел: Полезная литература

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Марии Д. 1 класс. Информатика и математика.

Мария! Если не сложно.
Ну, хотя бы парочку отличий.
Чтобы это явно выразило отличие информатики от математики в первом классе.
Очень надо. Для дискуссии.

21.11.2004 20:29:38,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Можно попросить немного контекста? А то это похоже на задачку из "Алисы": "Чем ворон похож на письменный стол?"

Без контекста: информатика работает с алгоритмами машинной обработки данных, а математика - не только с этими, но и вообще со всеми закономерностями. С педагогической точки зрения, информатика - формализованная часть математики. Алгоритм предполагает уже достаточно высокую степень формализации. Интуитивно, математика - о разрабатывании ребёнком закономерностей, а информатика - о выражении их формальным языком. Хотя, конечно, есть пересечения, потому что выражение ведёт к дальнейшему разрабатыванию.

В каком контексте возник вопрос?
22.11.2004 04:38:08, Мария Д.
Да, действительно, контекст...
Контекст такой.
Дается два дублирующих друг друга задания (допустим, продолжить логическую цепочку) на уроке математики и уроке информатики.
Дети, например, говорят: "А мы уже это делали - на информатике". Или наоборот.
22.11.2004 19:09:03, Элла Прокофьева
Дети это говорят, надеюсь, как ПЛЮС? Радуются этому? 22.11.2004 22:37:16, Мария Д.
Вы знаете, скорее, разочарованно...
И я только нащупываю источник проблемы...
Возможно, я не права, что ищу отличия...
А ведь это идея!
Боже мой, как же я раньше не поняла.
Спасибо!
24.11.2004 20:08:49, Элла Прокофьева
Расскажите, во что разочарование превратите :-) 25.11.2004 18:05:40, Мария Д.
Да, конечно же, в открытие:)
P.S. Почему, взявшись за новое дело, теряешь уверенность? А?
25.11.2004 21:05:46, Элла Прокофьева
Ну, чтоб выжить, наверное? Иначе было бы опасно: и в новом, и с уверенностью. Как в том анекдоте, последние слова с "чёрных ящиков" - "Смотри, чего я сейчас сделаю..." 26.11.2004 17:02:45, Мария Д.
А вот интересно, сколько нужно времени на то, чтобы спокойно осмотреться на новом месте?
Я тут беседовала с одним педагогом из российской глубинки (до чего ж спокойный и мудрый человек), и она рассказывала, что у них в школе дается несколько недель на то, чтобы и дети, и педагоги "привыкали"...
Ведь первый класс - это что?
Дети - новенькие, педагоги - тоже новенькие, потому что они или из четвертого класса пришли опять в первый, или совсем новенькие.
И она была не согласна с тем, чтобы с 1 сентября "гнать программу".
26.11.2004 20:30:58, Элла Прокофьева
Привыкать хорошо в деле всё же. Иначе всё вырождается. Но как мне не нравятся резкие переходы. БАМ. Первый класс, весь день сменился, всё новое. Такое хорошо для ритуала перехода подростка во взрослый возраст, ну как индейцы отправлялись жить одни на месяцок на территорию дружественного племени, и возвращались ритуально другими (взрослыми). А малышам такое... Бррр. 26.11.2004 20:41:26, Мария Д.
Ага:) Как я, например, спрашивала у детей-первоклассников:)
"Как вы отличаете, что 31 августа - это последний летний день, а 1 сентября - первый осенний? По каким признакам?"
И дети отвечают: "Летом тепло. А осенью прохладно. Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные":)
Я говорю: "А если погода одинаковая была и 31 августа, и 1 сентября?"
Молчат:)
Один ребенок сказал - ну, календарь надо посмотреть:)
Никто не сказал, что очень легко первое сентября отличить от 31 августа, так как 1 сентября дети идут в школу.
К этому надо привыкнуть:)
26.11.2004 21:03:50, Элла Прокофьева
Бедные дрессированные к собеседованиям дети! :-)) 26.11.2004 23:00:42, Мария Д.
:)Ну, если б я задала этот вопрос на собеседовании перед школой, я бы нарушила правила игры, в которую взрослые начинают играть друг с другом (даже не зная друг друга:)) где-то за два года-год перед школой, готовя детей к вопросам друг друга:)
Нет, я спросила об этом на уроке "Окружающий мир" в первом классе.
История порождения этого вопроса у нас на занятиях по подготовке к школе - совершенно природоведческая:)
Обсуждая с детьми признаки времен года, я вдруг подумала, а как отличить, что 30 ноября - еще осень, а 1 декабря - уже зима?
Или 31 мая - еще весна, а 1 июня - уже лето. И спросила у детей.
Дошкольники забросали меня ответами, поражающими своим разнообразием, но не имеющими отношения к научной картине мира:)
Дело в том, что я ждала ответа: "Да никак. Только по календарю":)
Этого же ответа я ждала и в первом классе.
А что первое сентября - День знаний, и дети идут в школу, поэтому наступила осень:) - это абсурд, но абсурд - ожидаемый взрослыми:)
27.11.2004 16:02:47, Элла Прокофьева
Кстати, проходил тут у нас математический марафон: сначала (по математическим тестам - невербальным) выбирались лучшие математики класса.
Затем, по вербальным и невербальным задачам, выбирался лучший математик среди классов одной параллели.
Среди мальчиков только один мальчик из четырех классов показал отличный результат и там, и там.
У нас в классе (про другие просто не знаю), мальчики, показавшие высший балл на невербальных тестах, получили низшие оценки на вербальных, сформулированных некорректно.
Девочки - адекватно ожидаемым ответам.
Например, некорректно сформулированная задача, на которую девочки ответили так, как от них ожидалось:
"В комнате, у стола, стояло 6 стульев. Два стула отнесли к окну. Сколько стульев стало в комнате?"
Девочки отвечают: "6". Это - правильный ответ:)
Мальчики - "4". Они слышат: "было-стало":), и, вероятно, представляют, что окно находится вне комнаты:), хотя "стояло-отнесли-стало" - уже некорректно для действия "вычитание" и должно смутить. Но дети пока этого не слышат, без специального разъяснения, по многу раз.
Никто не сказал, что условие задачи сформулировано некорректно. Ведь мы не знаем, сколько стульев было в комнате вообще. Знаем только, сколько стояло у стола. И почему "стало", если мы не складываем?
Но самое интересное, что подобный ответ тестом и не предусматривался;)
В общем, этот марафон показал, что мы мало разбираем с детьми подобные задачки...
27.11.2004 16:31:18, Элла Прокофьева
Я вообще противник "задачек". Точней: если МНОГО задачек в ОДНОМ контексте, это имеет смысл. Ну, десять разных задачек, с разбором, про переносы стульев. Тут можно и лингвистический анализ "стало=плюс", и разбор необходимых-достаточных условий, и что угодно провести. Осмысленное дело. А вот наборы задачек, каждая из отдельного контекста - уродское всё-таки дело, в корне дурацкое. 27.11.2004 21:02:40, Мария Д.
В общем, я поняла так: разбирать "ассорти" по горячим следам можно, но дав на одну из "ассорти" - много "задачек" в контексте, с разбором полетов.
К возможным "смекалистым":) задачам относиться как к еще одному "ребусу-казусу" в коллекции:) и не расстраиваться:)
27.11.2004 22:01:41, Элла Прокофьева
На КАЖДУЮ из "ассорти" давать контексты. Иначе зачем остальные? Контексты не переносятся практически... 27.11.2004 22:29:22, Мария Д.
Да, конечно, на КАЖДУЮ. Я это и имела в виду, просто неточно сформулировала:)
Спасибо!
28.11.2004 07:10:33, Элла Прокофьева
Штуша
Согласна, очень важен контекст, в котором возник этот вопрос.
Немного дополню по поводу информатики - там есть область, которая, наверное, не является формализованной частью математики (формализованная часть - это, наверное, больше к программированию и алгоритмизации относится). Информатика также занимается проблемами передачи информации, организацией технологического процесса ее обработки (не только машинного), есть также правовая информатика (правовые аспекты использования и передачи информационных ресурсов), информационный бизнес... Все это выросло из информатики, но математика там хоть и необходима, но на том же уровне, как и в прочих науках, скажем, в физике или экономике. Правда, упоминается ли это в школьной программе хоть в каких-то классах, не знаю.
22.11.2004 14:35:09, Штуша
Есть математическая психология, а есть психология математики. Первое - математика, второе - психология. Так бывает со всеми науками. 22.11.2004 15:42:13, Мария Д.
Штуша
Это да :)) Информатика в принципе в этом плане вещь интересная - она, как правило, существет для некой предметной области. И программист должен знать эту область. Если он пишет бухгалтерскую систему, он должен хоть как-то знать бухучет. Если программа моделирует какой-нибудь физический процесс, надо занть физику. И т.д. А постановщик задачи (специалист в экономике или физике) должен хоть как-то разбираться в информатике, чтобы поставить задачу. Информатика раньше была ветвью математики, а сейчас идет речь о том, чтобы готовить не только просто программистов, но и программистов в конкретной области. Скажем, для экономики, математики и физики таких давно уже выпускают (в России), т.к. там автоматизация началась раньше. 23.11.2004 09:36:21, Штуша
Интересно, а двоичную систему в рамках информатики дети не проходят? Она же проще десятичной и с ее помощью легче формализовать задачки...... 22.11.2004 13:37:49, Ranny
Штуша
Да. Правда, я только более-менее в курсе программы, когда информатика начиналась в классе в 9, лет 5-6 назад. Но, даже если программа изменилась, без систем счислений точно не обходится. 22.11.2004 14:14:43, Штуша
Просто я встречала идею о том, что вообще лучше начинать с двоичной системы, или с троичной, - легче объяснять сложение с переходом в следующий разряд и т.д. Мысль интересная, но учебников для маленьких детей на эту тему не встречала, а самой придумать объяснения для ребенка не могу - я слишком поздно это изучала и мне проще в математических формулах все выразить, чем на пальцах объяснить :-) 22.11.2004 15:34:11, Ranny
Штуша
Может, и проще объяснять следующий разряд на двоичной системе... Но я бы, наверное, не стала этого делать. Объяснить в десятичной не намного сложнее, а считать по жизни надо в ней.
А на пальцах можно объяснять, например, вводя свои системы счисления как игру. Только я бы это начала делать, когда ребенок уже с десятичной более-менее освоился.
23.11.2004 10:02:11, Штуша
изучение логических операций на доступынх примерах, построение простейших алгоритмов нематематического содержания - там вообще практически из любой области можно подбирать. графические редакторы.
21.11.2004 22:50:18, Val
"...построение простейших алгоритмов нематематического содержания..."
Вот! Возможно, загвоздка в том, что в программу по математике для первого класса вторглись алгоритмы нематематического содержания, и мы (учителя начальных классов) немного запутались: мы преподаем математику или информатику?
22.11.2004 19:25:04, Элла Прокофьева
Кто Вам сказал, что нужно программировать только задачи по математике? Просто большинство языков предписаний для детей рассчитаны в основном на решение математических задач. Забывается, что существуют не только вычислительные задачи, но и всяческие базы знаний для врачей, юристов, химиков, биологов, археологов, радиоэлектроников, архитекторов и проч. Программировать можно все , что душе угодно. Претензии к методистам и программистам, но не к занятиям программированием самим по себе. Ну неужели малышам будет скучно создать свой генератор сказок?! 21.11.2004 22:09:42, Iren Kookliina
Я и в 4 м не вижу, судя по учебнику. 21.11.2004 21:49:04, Караул
Вот и я не очень пока понимаю эти учебники по математике, которые больше похожи на учебники по информатике.
А считать и решать математические задачки когда?
22.11.2004 19:31:31, Элла Прокофьева
Штуша
Скорее, это учебники по информатике похожи на учебники по математике. Так как для того, чтобы заниматься информатикой, нужна сперва некая математическая база. Такое нередко встречается, например, в учебнике физики у нас давались элементы векторной алгебры. По математике еще не прошли, а для изучения физики было необходимо.
Последовательности - это больше к математике. Хотя для информатики тоже стоит этим заниматься.
23.11.2004 09:59:18, Штуша
Ага, понятно. Спасибо. 24.11.2004 21:18:41, Элла Прокофьева
Вообще интересный вопрос. Для меня вообще нет такой науки - информатика. Есть раздел математики изучающий вычисления и алгоритмы, условно называемый "прикладная математика". Есть программирование, которое можно назвать инженерией математики (то есть программист относится к матемтаику так же как инженер к физику, если можно привести такую аналогию).

Ну и есть некое умение работы на компьютере, как пользователя.

Что конкретно реализуется на уроках информатики - не знаю.
25.11.2004 14:43:38, Случайно Прочитавший
Штуша
Для древних греков была только одна наука - философия. И она включала в себя все науки, все, что описывало окружающий мир. Математика, астрономия, физика - были фактически ее разделами. Все изменяется :)) Нельзя сказать, что "информатика" уже вычленилась из математики, по-моему, сейчас просто начался такой процесс.
Правда, программа информатики в школе - это совсем другое дело. Та программа, с которой я когда-то имела дело, затрагивает очень мало.
25.11.2004 15:21:49, Штуша
Как мне это близко и понятно:)
Обязательно нужна основа - для всего.
Тогда - все просто.
Например - "Я познаю окружающий мир".
Это - Дом, с фундаментом.
И пошли - двери, этажи, окна, балконы...:)
А Дом - един:)
25.11.2004 21:41:17, Элла Прокофьева
Ну а что Вы включаете в информатику?

Хотя тогда вопрос - что Вы понимаете под математикой? Допустим, теория трансляции и компиляции - это математика? А какие-нибудь доказательства соответствующей полноты алгоритмов?
25.11.2004 15:41:52, Случайно Прочитавший
Штуша
А я, честно говоря, не могу их четко разделить. Написание транслятора - это программирование (как часть информатики). Но для написания транслятора, как правило, необходимо владеть соответствующим математическим аппаратом. Оценка надежности программы и эффективности примененного алгоритма - скорее, информатика. Хотя, опять-таки, нужны сооветствующие математические знания.
Вот уравнения мат.физики - это что? Математика или физика?
25.11.2004 16:05:53, Штуша
Урматфизы - это математика :)) Как и вообще матфиз!

Но в общем - а зачем делить? Все-таки Computer Science на западе - скорее инженерная специальность.

Хотя спор конечно теоретический, боюсь к урокам информатики отношения не имеет! Тут скорее надо смотреть на конкретные задачи и учебники.
25.11.2004 16:24:01, Случайно Прочитавший
Штуша
В России, я думаю, еще проблема из-за отголосков "продажной девки империализма". Программистов "приписывали" и к математическим, и к инженерным специальностям. Еще 5 лет назад "инженер" в дипломе можно было писать, "математик" - тоже. Или "инженер-математик". Но никак не "программист". Может, сейчас что изменилось.
С тем, что спор к урокам информатики отношения не имеет - согласна! :)) Учебники - они в разных школах, думаю, разные. И программа отличается.
25.11.2004 16:33:22, Штуша
В дипломах можно было писать только установленные специальности и специализации. В соответствии со списком. Сейчас тоже, просто список расширили. У меня во всяком случае стоит математик по специальности прикладная математика. Было это уже в 90-х годах, так что думаю продажные девки тут ни при чем, просто бюрократия тормозит! Но в общем я говорил скорее о своих ощущениях. То есть я не воспринимаю информатику как что-то обособленное от математики! 25.11.2004 16:37:52, Случайно Прочитавший
Штуша
Как что-то обособленное - нет, конечно. Вообще, я бы никакую науку (ну, или дисциплину) не стала считать полностью обособленной от любых других. Многие из них тесно связаны. 25.11.2004 16:55:32, Штуша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!