Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

НЕЛЬЗЯ

Вопрос вот созрел, уважаемое сообщество, про нельзя или японское воспитание. Где-то слышала (возможно, это миф), и сама нахожу в этом некоторый смысл, что очень маленькому дитенку нельзя говорить "нельзя" и поменьше предлогов "не" (вроде - не трогай, не мешай... и т.д.) - якобы японцы лет до 4 ребенку вообще ничего не запрещают. Но как тогда обходить опасные для его здоровья вещи и ситуации? Молча оттаскивать, выхватывать из рук и т.д.? Кто как решает такие проблемы? Нам сейчас почти 8 мес., так что вопрос набирает актуальность... Спасибо за мнения и опыт:))
10.10.2004 17:36:44,

15 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
"Не" ребёнок мимо ушей пропускает, а "нельзя" - слишком абстрактно. Я говорила "горячо, острое, высоко" - по делу. И не только говорила, а и демонстрировала конкретно, как оно ощущается, когда горячо или остро. Ребёнок опасности очень быстро выучил по именам, потом реагировал на предупреждения словами. 13.10.2004 16:31:33, Мария Д.
MamaSASHI
Лучше объяснять, что будет. 11.10.2004 23:22:37, MamaSASHI
Уф, какая интересная тема!
Начну с конца:), и, возможно, доберусь до начала сказки:), при поддержке уважаемых читателей, естественно:)
Итак, взялась я вести у первоклассников предмет "Этикет".
На первом занятии мы поговорили о том, что этикет - это соответствующее поведение в ситуациях, для которых уже давным-давно людьми придуманы разумные правила поведения, соответствующие этим ситуациям.
Дети сказали: "Угу, ага, понятно".
Затем мы поговорили об уже известных им правилах поведения в известных им ситуациях.
Далее мы поговорили о том, что человек может вести себя в данных ситуациях неразумно, неправильно, даже глупо, смешно, или даже опасно, однако это не повод, чтобы выражать свое отношение к поведению данного человека в словах: "глупый, смешной, плохой".
Намного важнее понять, как нам всем вместе придти к соглашению по поводу разумного, целесообразного и безопасного для себя и для других поведения.
Детям идея соглашения очень понравилась.
И вот мы подошли к самим ситуациям.
"Я и мои взаимоотношения с самим собой".
"Моя семья".
"Мои друзья".
"Мой двор".
"Моя школа".
"Библиотека".
"Столовая" и т.п.
Что Вы думаете? Пока мы играем в библиотеку и в столовую, дети прекрасно справляются со своими, этикетными:), ролями.
Только заговоришь о "Я", "Моя семья" - стоит блок, через который очень трудно пробиться.
Мало того, когда темой занятия была "Моя семья", один мальчик даже спросил у меня, а почему у нас сегодня был урок про семью, а не "Этикет"...
В чем же дело?
А, вероятно, дело в том, что в отличие от японцев, мы слишком рано требуем от малышей отношения к близким как к чужим опасным взрослым или опасным вещам, которые могут в ответ ударить, шлепнуть.
В результате шести-семилетним детям очень нравятся занятия по этикету, принятому в столовой, в библиотеке (потому что многие из них раньше просто этого не проходили, и проходят в адекватной форме), и некоторые дети даже плачут, когда я предлагаю поговорить об этикете в семье.
Теперь о японцах. Там мамы ведут себя для детей безопасно, спокойно ожидая возраста, когда будет пора все ребенку объяснить.
Опасные вещи, опасные чужие люди, опасное поведение - вот, о чем важно говорить с малышом. А не становиться для него опасным близким.
11.10.2004 21:57:07, Элла Прокофьева
"Опасные близкие" - это точно :-) 11.10.2004 22:04:20, Ranny
Я тоже сторонница не говорить "нельзя", "нет", "не". Хотя иногда все же приходится так говорить.
А пока дочка маленькая была, таких нельзя было гораздо меньше и было проще объяснять.
Например: "осторожно, горячо!" (придерживая ручку), "держись крепче, чтобы не упасть", и т.д.
А "МОЛЧА ОТТАСКИВАТЬ", "ВЫХВАТЫВАТЬ ИЗ РУК" по-моему вообще маразм, уж лучше сказать нельзя и объяснить почему.
А еще я не люблю, когда говорят: осторожно, УПАДЕШЬ!!!, СЛОМАЕШЬ!!!, УРОНИШЬ!!! и т.д. С мужем уже четвертый год борюсь, чтобы он так не говорил, но все напрасно. Либо он не понимает почему так не стоит говорить, либо специально так говорит ;-)
11.10.2004 19:15:47, Сибиринка
Да уж, резки Вы в суждениях:)) это я насчет маразма. А по-моему, молча, спокойно, с улыбкой вытащить из рук, отвлечь другими словами, - это не так и плохо. Хотя, конечно же, объяснять лучше. Но иногда ситуация требует мгновенной реакции (и это не редкость), и объяснительные слова так быстро на ум не приходят...А в целом- все очень правильно, и насчет "упадешь!", "УРОНИШЬ!" и т.п. я тоже с Вами соглашусь, вредность этих "предупреждений"(оговорюсь, за исключением действительно очень опасных и крайне редких ситуаций)психологи давно обосновали.. 12.10.2004 20:26:56, Ю
Точно-точно про мужа -я тоже долго боролась, говорила "не каркай" или "не говори под руку". Теперь ребенок сам такое папе стал выдавать :-) Но вообще, папа у нас воспитуемый, он теперь впадает в эти предостережения только иногда. Я обчно провожу "занятие по технике бехопасности" заранее, а потом уже не вмешиваюсь (если только нет серьезной угорозы для здоровья)..... 11.10.2004 21:59:54, Ranny
ABDDavidoff
Я не молча, а объяснениями вытаскивала из рук или убирала.
Нельзя практически не говорила.
Шкафы никогда не запирали, опасные вещи в доступе. НО! НИКОГДА не оставляли сына без присмотра.
И он быстро освоился с ножом, молотком и т.п.
Абсолютно самостоятельный парень.
Воспитание - близкое к японскому, не жалею.
11.10.2004 17:54:38, ABDDavidoff
Интересно что, что есть семьи, где очень требовательные родители, сразу прививают правила поведения, нормы, требуют не запускать руки по локоть в салат, не шаркать тенисной ракеткой по земле, не заходить в босоножках в лужу. Даже если этих нельзя много, но есть постоянство в требованиях, много любви и много чего можно, то дети очень даже счастливы, и управляемы. А есть семьи, которые терпят от делей все, дети портят, разбивают, никаких нельзя, вобщем. И те и другие вырастают здоровыми уверенными в себе людьми. Проблемы появляются, когда подход не стабилен и непонятен ребенку - сегодня так, завтра подругому, сегодня валяйся в луже, завтра это возмутит маму до глубины души.
Такие вот у меня наблюдения, что ставильность и последовательность важнее, чем уровень строгости или вседозволенности...
11.10.2004 15:04:16, Натал
Елена Д.
Я считаю, что "нельзя" должно присутствовать, но только как крайняя мера, т.е. то, что может угрожать жизни, например, у нас было "нельзя" - крутить газовую плиту, трогать нагревающиеся электроприборы, розетки, поднимать с земли и тащить в рот все что угодно. Остальное было можно, но под присмотром взрослых. Потом еще появилось "нельзя" - одному через дорогу переходить. Да, еще маму стукать тоже было "нельзя" :) Как раз 3 года мы так и воспитывали, а потом надо все-равно детю "рамки" общежития задавать,где-то пол-года у нас ушло на "устаканивание" новых порядков, новых, потому что ребенок вырос и потребности у него изменились. 11.10.2004 13:35:33, Елена Д.
Почему молча - лучше громко и эмоциолнально крикнут "опасно!!!!" или "горячо", или "остро", испугаться внутренне самой - ребенок почувствует это очень хорошо и не нарываться не будет :-) И все опасные предметы ХОРОШО изучить - как раз месяцев в 8-9 мы проходили, как обращаться с ножом (где остро, где нет, почему взрослые его могут держать и не обрезаться, как острым концом можно напороться на палец и т.д.), с горячей чашкой и т.д. Ребенок же видит, что взрослым можно - ему тоже хочется, так что лучше обхяснить КАК и ПОЧЕМУ можно - дети понимают отлично. Никаких "нельзя" я не говорила, незачем было :-) 10.10.2004 20:14:58, Ranny
Иринище
Не знаю, что там именно у японцев. Но и других народов есть такое , поменьше запрещать и не подавлять любопытсво и стремление исследовать.
Важно
- Личным примером показывать , что можно , что нельзя.
- Быть всегда рядом , на подхвате, если ситуация опасная , то действительно удержать и сказать , например , что это опасно .
- Ударился , укололся , обжегся - пожалеть и прокомментировать - больно.
- Любую, даже опасную вещь, рассматривать вместе,а не отбирать. Вместе с ребенком можно и гвозди рассматривать и иголки и ножи трогать , но надо знать как правильно их вынимать. Например, если ребенок схватился за лезвие ножа, то нельзя ни в коем случае его вырывать и тащить, надо крепко сжать запястье и рука ребенка раскроется. Учить работать с опасными предметами, не запрещать, а сказать мы вместе это будем делать.
-Продумать некоторые ситуации, что вам необходимо взять с собой,например, на прогулку чтобы стало возможным делать некоторые с первого взгляда невозможные вещи. Пример ребенок любит трогать руками грязные лужи. Я всегда это разрешала делать, прохожие с ужасом на меня смотрели, иногда кто-нибудь не выдерживал, подбегал к ребенку и кричал "ФУ! Кака!" У нас такие слова вообще не употреблялись, я тут же вмешивалась и говорила, что-то типа "Спасибо, я мама, я рядом, все под контролем. А вообще-то это - лужа и грязь (в смысле , что это не кака). После таких исследований мы доставали бутылку с водой и мыли руки. Т.е. хочешь пачкайся, но потом обязательно вымыться.
Еще , например у меня любил ребенок заглядывать в мусорники, я не запрещала, наоборот поднимала, чтобы ему было удобно смотреть и все подробно рассказывала, что там внутри - шкурки от бананов, огрызки от яблок, бумажки и т.д. Очень расширяет кругозор:).

-Старший сын очень интересовался розетками , электричеством, сразу учили его как правильно вставлять штепсель в розетку , смотреть не поврежден ли провод, разрешали нажимать все кнопки в приборах. Свекровь была в шоке от его интереса к розеткам, но ничего плохого из того , что он правильно , аккуратно и рано научился все включать пока не было.
У младшего из опасных увлечений была любовь к острым и режущим предметам. Начинали учиться резать бананы, мягкие , удобно.
- Если ребенок нажимает кнопки в телефоне, в любом приборе, клавиши компьютерной клавиатуры, то лучше не запрещать это , а называть коротко и просто название этой кнопки/клавиши.

Еще добавлю, что давно читала сборник рассказов Токаревой, не помню название рассказа, но там вскольз упоминалась семья дипломатов из Индии. У их ребенка была няньки индианка, она ребенку ничего не запрещала, не кричала, всюду за ним следовала и всегда была у него на подхвате. В результате из этого ребенка вырос очень успешный, уравновешенный, спокойный и приятный человек.
10.10.2004 19:44:21, Иринище
Сима Полосатая
Какая Вы прогрессивная мама! Я в восхищении, правда! А многим (и мне, к сожалению) проще запретить до лучших времён, а то "как бы чего не вышло"...
Как бы научиться вот так же воспитывать в детях самостоятельность и правильно удовлетворять их любопытство?
11.10.2004 23:46:12, Сима Полосатая
Кондратея
Если вы хотите воспитывать ребенка в дальнейшем "по системе" (какой угодно), то вам всяко потребуется много больше знаний об этой системе в целом. Поищите сайты про японскую систему воспитания, почитайте русские страноведческие книги о Японии (В.Овчинников - Ветка Сакуры).

Интуитивно мне кажется, что в конце-концов почти никто из родителей "по системе" детей так и не воспитывает, а поступают в соответствии со своими внутренними чуть ли не рефлексами. Т.е. если вам кажется правильным говорить "нельзя" - то вы себя так легко не отучите от этого.

Наверное, вам имеет смысл обдумать, как вы собираетесь поступать в ближайшем будущем (ребенок ползает и начинает ходить). Убрать все опасное-бьющееся? Приучать к четкой дрессировке "нельзя"? Держать ребенка в ограниченом пространстве? Отвлекать внимание ребенка каждый раз, как он подползает к "вредному"?

Я тоже скорее склонна считать, что такому маленькому ребенку вообще вредно слышать слова "нет" и "не...". Однако, вопросов - что противопоставить этому подходу - у меня не было, как-то по кусочкам каждый день складывался и чему-то меня обучал:)
10.10.2004 19:07:06, Кондратея
Irina L
Вот "нравится" мне эта позиция. И никому почему-то в голову не приходит, что у японцев совершенно другая культура, менталитет если хотите. У них дети с рожедния безо всяких нельзя видят по поведению взрослых, что можно, а что нельзя. У нас такиой вариант не прокатит. 10.10.2004 18:54:02, Irina L

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!