Сын меня удивил.
Играет на детской площадке. К нему подходит девочка лнт 2-х и начинает выдирать игрушку-самосвал.
Сын, вытягивая на себя: "Я не дам. Это новая игрушка, сам хочу играть"
Девочка молча тянет, губы в линию.
Сын: "Я добрый мальчик. Добрые мальчики делятся. Бери игрушку"
Девочка на секунду замирает с самосвалом в руках. Ей это дорого стоит.
Сын тут же вцепляется обратно в машину: "Но ты у меня не попросила. Это плохо. Я не дам такой глупой девочке".
Девочка ошеломлена. Уже не тянет, а просто держит и смотрит на Демьяна.
Демьян переминается:"Девочкам надо уступать. тебе очень нужна игрушка?"
Тут не выдерживает бабушка или тетя девочки: "Да хватит мучать себя и ее. Реши наконец - даешь или нет".
Демьян:" Некрасиво давить, когда я думаю".
Потом весь вечер до меня докапывался, в каких случаях правильно делится игрушками, и чтобы самому обидно не было.
Мои объяснения почему-то выслушивал впол уха, прислушивался скорее к чему-то внутри себя.
Игрушку, кстати, не отдал.
Кажется я перемудрила с воспитанием баланса справедливости :-(
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Отношения с детьми
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Я обучаю так - "хочешь поделиться - делись, не хочешь - не делись, имеешь право. Перед тем, как решить - остановись и подумай секунду". Ребенок сейчас вполне справляется- переживаний и слез у него больше не бывает на эту тему. ПРичем он и ошибки свои спокойно принимает - говорит мне потом "надо было этому мальчику не давать, я просто не подумал". Но назад не отбирает насильно, ждет, когда вернут.
сложные уравнения о том, ПОЧЕМУ он хочет или не хочет - я оставляю на его усмотрение. Когда был очень мал - расписывала "по ходам" (типа - если хочешь ВМЕСТЕ строить дом в песочнице с этой девочкой - то полезно обмениваться игрушками для поддержания добрососедских отношений). Со слов не понимал, но по результатам - понимал. 12.09.2004 18:46:25, Кондратея из дома
сложные уравнения о том, ПОЧЕМУ он хочет или не хочет - я оставляю на его усмотрение. Когда был очень мал - расписывала "по ходам" (типа - если хочешь ВМЕСТЕ строить дом в песочнице с этой девочкой - то полезно обмениваться игрушками для поддержания добрососедских отношений). Со слов не понимал, но по результатам - понимал. 12.09.2004 18:46:25, Кондратея из дома
Такая сложная тема - с "делиться или не делиться". Я всегда считала и считаю, что делиться нужно - ксли ты этого хочешь, если есть потребность. А не потому - что так "хорошо", так сказала мама и так вообще нужно. Поэтому и происходит конфликт между "не хочу, но надо". Другое дело - а как сформировать у ребенка эту потребность - помочь и поделиться? Может быть - личным примером ( своей помощью кому-то), религией, комментариями ( почему помогают детям Беслана - объяснить). Мне почему то кажется, что от декларативных установок мало пользы. Лучше тогда просто 2 грузовика брать..
11.09.2004 14:22:04, Semolina
>>А не потому - что так "хорошо", так сказала мама и так вообще нужно. Поэтому и происходит конфликт между "не хочу, но надо".
Это уж точно. "Не хочу, но надо" кажется очень сильной позицией, мол, волей решает, а на самом деле слабая - т.к. человек внутри себя раздвоен. Как хотелось бы, воспитывая, привить хотения и нехотения так, чтобы их не надо было перебарывать волей. 13.09.2004 17:43:54, Натал
Это уж точно. "Не хочу, но надо" кажется очень сильной позицией, мол, волей решает, а на самом деле слабая - т.к. человек внутри себя раздвоен. Как хотелось бы, воспитывая, привить хотения и нехотения так, чтобы их не надо было перебарывать волей. 13.09.2004 17:43:54, Натал
Да уж, у вас мучения интеллектуальные : )
Я бы своему сказала, что доброта это не принцип, а движение сердца к другому человеку. Что если самому обидно, жалко, то поступок твой может быть правильным или не правильным, но это не доброта. Доброта - когда ты ХоЧЕШЬ сделать другому хорошо. И о том, как тренировать сердце, чтобы естественным его порывом была доброта поговорила бы, раз он так интеллектуально все обдумывает... 10.09.2004 16:29:33, Натал
Я бы своему сказала, что доброта это не принцип, а движение сердца к другому человеку. Что если самому обидно, жалко, то поступок твой может быть правильным или не правильным, но это не доброта. Доброта - когда ты ХоЧЕШЬ сделать другому хорошо. И о том, как тренировать сердце, чтобы естественным его порывом была доброта поговорила бы, раз он так интеллектуально все обдумывает... 10.09.2004 16:29:33, Натал
Натал, расскажите, пожалуйста, как бы Вы объяснили ребенку, как тренировать сердце, чтобы доброта была естественным порывом, без интеллектуального обдумывания.
Очень интересно. Я как-то не задумываалась, что это можно потренировать. Мне казалось, с возрастом - само приходит. А ведь в самом деле, полезно. Заранее спасибо! 11.09.2004 16:00:40, Svetlana:)
Очень интересно. Я как-то не задумываалась, что это можно потренировать. Мне казалось, с возрастом - само приходит. А ведь в самом деле, полезно. Заранее спасибо! 11.09.2004 16:00:40, Svetlana:)
Да, с возрастом чаще всего человек отдает себе отчет, когда он от сердца доброе сделал, а когда "пришлось", или "ситуация требовала".
Мой еще маленький, но я начинаю уже кое-что делать.
Во первых очень четко не заставляем делать "доброе и хорошее" - не прятать злобу или жадность. Жалко - не давай. Лючше и ты, и я будем знать правду - хоть будет возможность обратить внимание ребенка на то, что в нем происходит и поговорить об этом. Когда мы воспитываем внешнее прежде внутреннего получается такая скорлупка, которая выглядет так, как родители хотят чтобы было. А что есть внутри на самом деле и не видно ни родителям, ни самому ребенку - он уверен, что он добрый мальчик, поэтому ему стоит поделиться. По секрету - а ведь наоборот - если ты чаще всего с удовольствием делишься, можно говорить, что доброта тебе характерна и ты добрый мальчик : )
Так и идем - стремясь сделать доброе действие радостным для самого ребенка.
Ну и, самое сложное, наверное, что нужно самой такой быть. Это звучит просто, а на самом деле сложно отождествиться с заботами и горечами малыша : ). Очень часто видишь на прогулке - малыш не хочет поделиться игрушкой, а на маму посмотришь - ей незнакомый ребенок, его радость или слезы глубоко безразличны (вариант, когда и ей жалко игрушку своего ребенка дать чужому вообще не рассматриваю) при этом своего малыша она призывает к доброте...
Что конкретно я это пытаюсь сделать? Заметить движение сердца ребенка и придать ему направление, закрепить хорошее. Смотрит мультик - вижу глазки грустные - жалко птичку - можно вместе пожалеть, поплакать даже, и подумать, как птичкам сделать приятное, чтобы и чувство стало более выраженным и осознанным и вылилось сострадание в действие доброе. Смеется мальчик вместе с героями фильма - можно отметить, как ему радостно, когда другим весело. А если сделать другому радостно, то тебе тоже будет радостно? давай попробуем на прогулке. Такого рода... Обращать внимания на то, когда хорошее стремление в ребенке и подкреплять, усилять позитив от него. Не пропустить, когда мальчик отдал игрушку, и не просто, а когда протянул, когда хотел, когда предложил откусить от его мороженного... такие моменты, когда он от сердца по-доброму поступил. И тут восхищаться им. Как бы сказать... не на уровне слов и правильных принципов поощрять, а свое сердце заставить работать тоже. В глазах мамы может быть и восхищение, и уважение - и можно ничего не говорить - сердце не на языке слов подпитывается, если подумать мы все такие моменты помним, а множество похвал пустых - нет : ). Ребенок этов все читает своим сердцем, как и пустоту читает. Бывает много правильных вещей мама сказала, а все это только слова, сердце ее далеко, и самой ей безразличен тот, кого обидили, который плачет - она на правильных вещах настаивает, но сын это равнодушие тоже слышит и его перенимает, а слова забываются. Конечно, и говорить надо.. но не о том, что делиться хорошо или правильно, а о том человеке, который так хочет поиграть чуть чуть, и как приятно ему будет, и как тебе бывает грустно до слез, когда отказывают тебе. И как просто сделать хоть на 5 минут этого мальчика счастливым. Ну, и когда ребенок сделал что-то доброе, то радоваться вместе с ним что другому приятно, чтобы усилить то удовольствие, которой добрый поступок сам по себе доставляет. Принципы правильного поведения абстрактны, а у доброты всегда человек с его заботами на том конце провода - на того человека и нужно направлять глаза ребенка.
Знаю, что я много и сумбурно. Опыт у меня совсем небольшой. И тяжело еще рассказать о том, где слова не важны почти : )
13.09.2004 14:18:17, Натал
Мой еще маленький, но я начинаю уже кое-что делать.
Во первых очень четко не заставляем делать "доброе и хорошее" - не прятать злобу или жадность. Жалко - не давай. Лючше и ты, и я будем знать правду - хоть будет возможность обратить внимание ребенка на то, что в нем происходит и поговорить об этом. Когда мы воспитываем внешнее прежде внутреннего получается такая скорлупка, которая выглядет так, как родители хотят чтобы было. А что есть внутри на самом деле и не видно ни родителям, ни самому ребенку - он уверен, что он добрый мальчик, поэтому ему стоит поделиться. По секрету - а ведь наоборот - если ты чаще всего с удовольствием делишься, можно говорить, что доброта тебе характерна и ты добрый мальчик : )
Так и идем - стремясь сделать доброе действие радостным для самого ребенка.
Ну и, самое сложное, наверное, что нужно самой такой быть. Это звучит просто, а на самом деле сложно отождествиться с заботами и горечами малыша : ). Очень часто видишь на прогулке - малыш не хочет поделиться игрушкой, а на маму посмотришь - ей незнакомый ребенок, его радость или слезы глубоко безразличны (вариант, когда и ей жалко игрушку своего ребенка дать чужому вообще не рассматриваю) при этом своего малыша она призывает к доброте...
Что конкретно я это пытаюсь сделать? Заметить движение сердца ребенка и придать ему направление, закрепить хорошее. Смотрит мультик - вижу глазки грустные - жалко птичку - можно вместе пожалеть, поплакать даже, и подумать, как птичкам сделать приятное, чтобы и чувство стало более выраженным и осознанным и вылилось сострадание в действие доброе. Смеется мальчик вместе с героями фильма - можно отметить, как ему радостно, когда другим весело. А если сделать другому радостно, то тебе тоже будет радостно? давай попробуем на прогулке. Такого рода... Обращать внимания на то, когда хорошее стремление в ребенке и подкреплять, усилять позитив от него. Не пропустить, когда мальчик отдал игрушку, и не просто, а когда протянул, когда хотел, когда предложил откусить от его мороженного... такие моменты, когда он от сердца по-доброму поступил. И тут восхищаться им. Как бы сказать... не на уровне слов и правильных принципов поощрять, а свое сердце заставить работать тоже. В глазах мамы может быть и восхищение, и уважение - и можно ничего не говорить - сердце не на языке слов подпитывается, если подумать мы все такие моменты помним, а множество похвал пустых - нет : ). Ребенок этов все читает своим сердцем, как и пустоту читает. Бывает много правильных вещей мама сказала, а все это только слова, сердце ее далеко, и самой ей безразличен тот, кого обидили, который плачет - она на правильных вещах настаивает, но сын это равнодушие тоже слышит и его перенимает, а слова забываются. Конечно, и говорить надо.. но не о том, что делиться хорошо или правильно, а о том человеке, который так хочет поиграть чуть чуть, и как приятно ему будет, и как тебе бывает грустно до слез, когда отказывают тебе. И как просто сделать хоть на 5 минут этого мальчика счастливым. Ну, и когда ребенок сделал что-то доброе, то радоваться вместе с ним что другому приятно, чтобы усилить то удовольствие, которой добрый поступок сам по себе доставляет. Принципы правильного поведения абстрактны, а у доброты всегда человек с его заботами на том конце провода - на того человека и нужно направлять глаза ребенка.
Знаю, что я много и сумбурно. Опыт у меня совсем небольшой. И тяжело еще рассказать о том, где слова не важны почти : )
13.09.2004 14:18:17, Натал
Я вот намедни наблюдала картину в песочнице. У мальчика - несколько красивых машинок, он знает, что надо делиться. И делится. Но каждые 3 (я засекала) минуты подбегает, отбирает у детей одну машинку, всучивает другую... Дети в замешательстве. Уж лучше бы вообще не давал... Тоже думала, в чем же родители просчитались.
09.09.2004 23:08:31, Юксаре
В том, что не объяснили про красивые машинки и песочницу. Тут Элла писала про наборы игрушек на прогулку: для себя и для других. Вот эти для себя (не делимся вообще), а вот эти для других. Заранее.
10.09.2004 16:23:56, Мария Д.
Разберется. Можно ему объяснить, что такие решения можно принимать иногда заранее и ЗАПАСАТь на потом, хранить про запас. Он играет в ролевые игры дома? Они для того и созданы...
09.09.2004 20:28:22, Мария Д.
:) Я подобным образом знатного демагога воспитала :) Тоже нравственно мучается на площадке. Хорошо знакомым девочкам своего возраста дает игрушки, маленьким, мальчикам и незнакомым - нет. На мои попытки выяснить, почему не хочет делиться, спокойно мотивировала. "Мама, это чей велосипед? Мой. Я им распоряжаюсь, как хочу. Вот как бы ты себя чувствовала, если бы тебе нужно было незнакомым людям свою сумку отдать?" И ведь возразить нечего...
09.09.2004 15:04:23, Эль Нинья
А надо возражать?
Довольно здоровый подход, на мой взгляд :))
В самом деле - разве надо давать игрушки всем, кому вздумается их попросить?
Другое дело - в определенном возрасте взаимодействие с другими, совместная игра или радость от того, чтобы доствить радость другому - становятся самостоятельной ценностью, игрой. Однако лично на мой взгляд - чувство своего права (поделиться или оставить себе) - необходимый этап на этом пути. 09.09.2004 23:32:00, Svetlana:)
Довольно здоровый подход, на мой взгляд :))
В самом деле - разве надо давать игрушки всем, кому вздумается их попросить?
Другое дело - в определенном возрасте взаимодействие с другими, совместная игра или радость от того, чтобы доствить радость другому - становятся самостоятельной ценностью, игрой. Однако лично на мой взгляд - чувство своего права (поделиться или оставить себе) - необходимый этап на этом пути. 09.09.2004 23:32:00, Svetlana:)
А я сама мучаюсь - если воспитывать, чтобы делилась игрушками - как тогда объяснять, почему другой с ней не поделился?
09.09.2004 15:41:50, starka
Точно. Или ярлык навесить: "неправильно поступает", что не педагогично.
Или как-то крайне хитро объяснить :-(
Причем мой уже технику подходы выработал: представится, у хозяина спросит, у родителей спросит, свою предложит, спросит почему нет.
И когда все-равно не дают, даже не играют, но не дают, начинает спрашивать меня.
И НЕ ЗНАЮ что сказать :-(((((((((( 09.09.2004 15:51:32, ABDDavidoff
Или как-то крайне хитро объяснить :-(
Причем мой уже технику подходы выработал: представится, у хозяина спросит, у родителей спросит, свою предложит, спросит почему нет.
И когда все-равно не дают, даже не играют, но не дают, начинает спрашивать меня.
И НЕ ЗНАЮ что сказать :-(((((((((( 09.09.2004 15:51:32, ABDDavidoff
А что тут можно сказать?
Имхо, только "не даёт, потому что не хочет".
А причин у нехотения могут быть десятки - настроение или самочувствие плохое, неуверенность, страх, розовая кофточка не нравится - мало ли... 09.09.2004 17:22:52, Жданова Наталья
Имхо, только "не даёт, потому что не хочет".
А причин у нехотения могут быть десятки - настроение или самочувствие плохое, неуверенность, страх, розовая кофточка не нравится - мало ли... 09.09.2004 17:22:52, Жданова Наталья
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?