Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Наташа Р

Знатокам психологии: конкретные ситуации...

Вот почитала недавно по второму разу книгу Ю.Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком?" Дело в том, что я не очень довольна моими отношениями со старшим сыном (5л10мес) и его отношениями с младшей сестрой (3г). Вот и захотелось покопаться в книге, вдруг найду интересные идеи.
Ну так вот. Для начала что-то типа предыстории:
сын подвижный, довольно агрессивный от природы, очень самостоятельный, любит все решения принимать сам, командовать другими, предпочитает друзей-мальчиков старше себя или своего возраста, прекрасно общается и конкурирует с ними, вообще довольно конкурентен, но постоянные друзья есть, учится хорошо, собирается идти в сентябре в школу вслед за друзьями 7-летками, психолог это решение одобрила.
дочка в первое время была очень похожа по характеру на сына, тоже рано начала ходить и т.п., только вот грудь она сосала до 2,9 лет, а сын бросил в 1,2 года, сейчас видно, что она тоже любит быть первой, но не такая агрессивная, вначале кричит, а потом уже бьет\кусает (сын в этом возрасте набрасывался без "предисловий"), очень общительная, в любой компании быстро находит друзей, но есть уже постоянные друзья - мальчик и девочка: оба старше на год, любит поныть, покричать и вообще в случае конфликта или необхадимости помощи вначале кричит, а потом уже действует.

Я беременна третим ребенком, дети об этом знают, сын сам просил еще малыша и был рад известию о беременности. Но не любит трогать мой живот, дочка же вообще более ласковая, и животик тоже непрочь погладить. Играет, будто она тоже мама и у нее в животике малыш.

Сын ходил на полдня в садик, но с мая решил бросить. По его словам, он уже большой, а там все маленькие (дети там его возраста) и кроме того он хочет экономить деньги.

Сын и дочка иногда неплохо играют вместе, причем всегда сын желает быть в игре главным, даже если идею игры первая подала дочка. Она не всегда готова его слушаться безоговорочно, что обычно его бесит. Хотя с друзьями он обычно как-то находит компромисс.
Ссорятся дети довольно часто, причем как правло зачинщиком является сын: дочка одна играет спокойно, и в результате сын время от времени мне сообщает, что я его слишком много ругаю и ему это надоело.

Вот для примера несколько эпизодов:
1. Дети сидят на кухне, завтракают, я мою посуду тут же. У дочки в руках маленькая куколка. Сын вдруг неожиданно (ссоры не было и поводов к ней тоже) требует дать ему куколку. Дочка отдает и смотрит с интересом, что он придумал. А он начинает ее совать в рот, приговаривая, что он куколку съест. Дочка начинает плакать и просить не делать этого. Но он не прекращает и даже как-то зловредно смеется. На этом этапе я вмешалась: отняла у него куколку, в ответ он насупился и показал мне кулак. Я была зла, но очень спокойно объяснила, что не люблю, когда издеваются над малышами. Заметив, что это не произвело на него никакого впечатления, предложила ему представить, что если бы я отняла у него любимую машинку и ломала бы ее у него на глазах, а он бы плакал и умолял это не делать. Тогда он мне сказал, что ударит меня по животу и малыш умрет.Я (шокирована, но сдержалась) сказала: "значит и Таня может ударить тебя по животу, когда ты у так с ней себя ведешь?" НО в результате получила только всплеск агрессии против дочки. Потом дети отвлеклись и стали играть вместе.
Похожие ситуации (с большей или меньшей агрессивностью) случаются по нескольку раз за день. Иногда причина ссоры ясна, но меня огорчает, что сын даже не пытается решить конфликт без драки - сразу бьет сестру и довольно сильно, иногда - вообще не понятно, с чего он злится. Впрочем и дочка нередко начинает капризничать "на ровном месте", особенно если устала, голодна и все тьакое, что еще хуже злит сына. Как с этим справиться? Во-первых, активно слушать можно начать только когда конфликт уже разгорелся. В самом начале конфликта никто не обращается ко мне и как-то не к месту вдруг влезать со своими высказываниями, кроме того, все обычно развивается очень быстро, просто нет времени на долгую беседу (разве что потом). Если же по совету Гиппенрейтер позволить детям самим разбираться в своих отношения, то обычно в ответ на издевательства дочка вначале кричит, потом начинает кусаться, сын кидается на нее с кулаками и все равно приходится их разнимать, так как он может ее всерьез покалечить (да и она его раз так укусила за спину - до крови :(). В результате оба ревут, а изначальная причина конфликта уже забыта! Попытки потом поговорить, активно послушать и все такое упираются в то, что он помнит уже только этот последний укус, а свои издевательста - не помнит и искренне считает сестру виноватой во всем. Часто бывает, что начинает он игру без всяких злых мыслей, но либо игра Тане не понравилась, либо ей больно и т.п. - она просит перестать, а он ПРОДОЛЖАЕТ, не смотря на ее крики, пока я не остановлю его силой. Мои попытки выражать мои чувства Я-сообщениями не производят никакого впечатления. Честно говоря меня это пугает. Он не умеет сочувствовать? Но если я пытаюсь шлепнуть в наказание собаку (у нас 2 собаки), он меня нередко ругает за это. Да и теоретически, в книгах он обычно сочувствует героям и все такое...
2. Спускаемся по лестнице с 3-его этажа на улицу. Дети впереди, я с велосипедом сзади. Сын кричит на сестру, запрещая ей убегать вперед "Я категорически против того, чтобы Таня одна убегала вперед!" Дочка в ответ обижается, плачет. Подобные истории тоже случаются довольно часто. Сына вдруг осеняет желание "пропасти" сестренку. Но "пасет" он ее как совсем маленькую, не давая ей и шага ступить.
Тут еще момент. часто бывает так: пытаюсь активно слушать сына, но получается что-то типа: "ты рассердился на того-то..." "да" и все! Получается, что опять я должна за него продолжать "тебе не понравилось то-то и то-то" "да" и т.д. Хотя иногда и такие разговоры все-таки оставляют ощущение небесполезности. А иногда даже помогают решить проблему. С дочкой другая проблема. Она и так-то говорит не всешда внятно\понятно. А когда плачет, вообще трудно что-то понять. Если же я не понимаю, переспрашиваю или хуже того поняла ее неправильно она только хуже обижается и закатывает истерику по-новой... Хотя иногда и с ней получается нормально поговорить :).
10.06.2004 17:38:57,

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вы знаете, за всю мою практику у меня не было случая, чтобы у меня получалось общение с ребенком по книжке, в которой было описано, как правильно общаться с ребенком:)
А вот со взрослыми получалось - все эти книжки мне очень помогли в общении со взрослыми:)
В общении с детьми мне помогают книжки писателей для детей:)
Еще помогают книжки, написанные взрослыми для взрослых - о том, как правильно общаться с самим собой:)
Но нет книжки, написанной взрослым для взрослого - как правильно общаться с ребенком:)
Читайте детскую литературу:)
11.06.2004 19:43:40, Элла Прокофьева
ДА уж, я думала только мне приходят в голову идеи о то, что неоктоыре приудманные для детей ситуации хорошо работают со взросллыми :) 14.06.2004 13:29:30, Шин
Помню, как сама училась находить верный путь в общении с другими взрослыми (в магазине, в метро, в очереди) по книжкам, из серии - как общаться с ребенком:)
А с детьми - дохлый номер:) Не работает. Они жутко чувствуют манипуляцию. Даже стыдно становится:)
А взрослым - нравится:)
Да. Не проходит еще с родителями малышей:)
Они ценят искренность.
Проходит с уставшими взрослыми...
Которым нужно внимание, тепло, понимание, высказанное в удобной для восприятия форме: "Ну, сколько вокруг умных людей? Раз, два, да мы с Вами":)
14.06.2004 22:02:35, Элла Прокофьева
И взрослым, и детям надо говорить ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ, какие методы ты применяешь, и почему. И тогда проблем не возникает практически: если метод не нравится, у человека есть имя-слово, к которому он с лёгкостью приставит частичку "не" :-) Например, "Маша, не проговаривай" :-) 15.06.2004 15:56:09, Мария Д.
Полностью согласна - когда общаешься с теми, кто учится, кто рад учиться и готов учиться:) 15.06.2004 20:47:32, Элла Прокофьева
Кстати да, это не малое "когда" :-) Не все хотят учиться-изменяться... Особенно по приглашению извне :-) 16.06.2004 00:29:14, Мария Д.
просто у меня проблема, рекомендованное на меня как метко заметили не налазит, мое собственное озверело-уставшее общение привело к тому, что ребенка теперь меня просто боится, когда я разговариваю "как тетя" 15.06.2004 15:01:57, Шин
Мне помогло использовать рекомендованное другими умными головами - по отношению лично к себе: к своим взаимоотношениям с окружающими, но с окружающими, с которыми я общаюсь редко, по ситуации.
То есть начала с этого, а не с рекомендаций по общению с близкими: тут я оставила все, как есть.
То есть - вышла учиться в люди.
Прошло лет несколько, пока я заметила, что этот мой опыт стал помогать мне в общении с близкими.
То есть, мы (я имею в виду свое поколение) - поколение детей, которые шли обратным путем: не семья выводила нас в общество, а общество помогло найти дорогу к семье...
15.06.2004 20:53:23, Элла Прокофьева
да я уже пришла к этому. но пока не реализовывается 15.06.2004 22:15:15, Шин
Laura
Элла, ну вы шутите.... :-)))))) Ну взрослый тоже почувствует, что ему льстят :-))) А вот про то, что с детьми не "работает", не совсем согласна. Мне активное слушание очень помогло, при этом, читая Гиппенрейтер (впервые оттуда узнала), я примеряла все на себя :-))) И - удивлялась - действительно, когда мне плохо, мне не так важно знать, почему именно6 и что было бы, если бы я слушала маму (мужа, подругу).... Мне, даже сейчас важно просто сочувствие и принятие моего маленького (или не очень) горя. Вот то что я примериваю на себя и оно "налазит" :-))), я потом применяю к детям! То есть говорю то6 что сама бы хотела услышать в данной ситуации. Неискренности, манипуляций (очень явных :-))) ) - нет, не хотела бы. и помогает! только вот терпения и мудрости мне иногда не хватает :-))) Так что - может, это и спорный вывод - но получается, что такой уж большой разницы между нами нет? 15.06.2004 11:52:47, Laura
Меня немножко напрягает (возможно, комплекс, над которым стОит поработать:)), когда мама говорит: "Я использую методику активного слушания. Мне очень помогает".
Возможно, я, активно слушая ребенка, тоже использовала эту методику, но понятия об этом не имела:)
И вдруг мне говорят: "Так Вы, матушка, использовали методику активного слушания, предложенную тем-то и тем-то. Потому у Вас и получилось".
Здрассьте!:)
Мне нравится, что мы с ребенком сами к этому пришли. Я не люблю, когда меня лишают открытия:)
То есть, что я имею в виду?
Когда Вы много и вдумчиво общаетесь с ребенком, вы интуитивно придете к тому, к чему интуитивно пришли другие умные головы, которые потом поделились своим опытом.
И порадуетесь: надо же, я на верном пути:)
Но нельзя (с моей точки зрения:)) сразу начинать с методики.
А сверяться - нужно:)
15.06.2004 20:44:20, Элла Прокофьева
Laura
А если я сама не пришла, а сперва прочитала и мне понравилось? :-))) Я безнадежна? :-)))
На самом деле, я согласна, звуат подобные фомулировки настораживающе, может, законы жанра виноваты - написанное выглядит одинаково, а в жизни все не так однозначно. КОнечно, почти все, что происходит между мной и детьми - это такое сложное взаимодействие, тонкая паутинка интуитивных открытий, подсознательного опыта (говорят, это и есть интуиция?), сознательного опыта, любви, нежности и... много еще чего. Ведь сложно в конкретный момент вспомнить рекомендации методик, нужные фразы... хоть ты их по квартире развесь :-))) Хотя, знаете, а мы ведь развешивали... Правда, это были напоминания самим себе, типа "Хочешь сделать замечание? А точно надо?" :-))) или "Стоп! Посчитай до десяти!" (в нужный момент на глаза попадется - очень помогает) :-))))
16.06.2004 11:44:10, Laura
Гордон? Корчак? Понятно, с изменениями надо, но всё же... 13.06.2004 21:23:00, Мария Д.
Я имела в виду книги по технологии общения с ребенком. Типа: "общаться с ребенком ... как?":) Такая прикладная детская психология. Она не помогает - в общении с детьми:) А в общении со взрослыми - помогает:)
Вы говорите об авторах-философах. Там - философия общения с ребенком, а не технология:)
14.06.2004 21:46:20, Элла Прокофьева
"Общаться с ребёнком... Как?" насколько я знаю, именно с Гордона, гм, адаптировано. 15.06.2004 07:07:17, Мария Д.
Dodo
Похоже что так :)

И у Гордона кажется отмечено что его метод не работает (или автор не знает как работает) с еще не говорящими детьми.

Гы. Саня меня выдрессировал ровно в соответствии с рекомендациями Гордона и Гиппенрейтер. ДО того как начал говорить.

У нас это был вопрос не методик, но выживания.
16.06.2004 09:57:22, Dodo
Гордон не знает, как общаться с детьми лет до трёх, это очень видно там. А ведь метод с ними работает, только с соответствующими изменениями :-) 16.06.2004 16:05:58, Мария Д.
Сейчас очень модное слово в психологии, в образовании - "технология общения":)
Конечно, те, кто стоял у истоков, опирались на философию, а не на технологию.
Когда любая методика отрывается от философских (жизненных) основ и превращается в технологию, она теряет корни и вырождается в манипуляцию.
15.06.2004 20:30:58, Элла Прокофьева
Цитата:
"Когда любая методика отрывается от философских (жизненных) основ и превращается в технологию, она теряет корни и вырождается в манипуляцию".

1) Обычно подманипуляцией понимают нечто, что преследует какие-то скрытые цели. Если цели человека, использующую технологию открыты, то в чем здесь манипуляция?

2) Замечено: о философии люди говорят тогда, когда они не способны предоставить технологию. Т.е. обычно философия - это абстрактно, а технология - весьма конкретно.

3) Согласен с автором топика. Книга "Общаться с ребенком как" не предоставляет конкретной технологии решения конкретных проблем. Сам лично проверял.

И тут уж как угодно - можно называть ее философией, сборником рекомендаций, которым надо следовать не очень четко и т.д. Но она НЕинструментальна.
17.06.2004 12:07:26, Кирилл Л.
Это к вопросу о математиках и инженерах :-) Кто-то начинает с теорий (философий), а кто-то с технологий. Лишь бы путь туда или сюда не оказывался слишком долгим или слишком односторонним... 16.06.2004 00:30:19, Мария Д.
Laura
Наташа, во-первых, примите мои комплименты! Ждете третьего ребенка, двое мелких, возраст - то еще, две собаки и еще Гиппенрейтер читаете и детей активно слушаете! Вам - памятник нерукотворный :-))))) Как же это все знакомо, что Вы описываете, ощущения особенно. Я часто в таких ситуациях чувствую себя глупой и беспомощной: "Мне кажется, я их чему-то учу, а это они меня учат" (с)
Я не знаток психологии, могу высказаться только в нескольких моментах: если дочь плачет, то лучше попытаться ее успокоить (кажется, ЮГ предлагает фразы типа "Ты плачешь, тебе обидно/больно/горько?), а провоцировать ее на ответы когда уже успокоится. Кстати, эти фразы очень хорошо помогают моим детям, особенно, если гладить-обнимать, приговаривая: ты поплачь, поплачь, станет легчет, обида со слезам может выйти. :-))) Серьезно, начинает думать, как же она выйдет и переключается.
А вот когда сын односложно отвечает, попробуйте задать вопрос, который не предполагает ответа "да" или "нет". Например, "что тебе не понравилось больше всего, а что меньше всего"? Вопрос не очень, с точки зрения взрослого, но ребенку может показаться интересным. Он отвлечется на классификацию и немного выйдет из ситуации.
Вы пишите, что пока конфликт не разгорелся, поучаствовать невозможно. Я, например, тоже об этом думала, а потом поступила так: я случайно увидела и поняла, что сейчас будет "разборка", хотя сами они этого не понимают. Тогда я сделала вид, что мне срочно нужен старший/младший (в зависимости от того, кто заводится) и быстренько нахожу ему какое-то дело. Это нелегко, однажды я не сообразила, что сказать, быстренько зашвырнула очки под диван и начала просить, чтобы они помогли мне их найти (я близорука и часто не нахожу свои очки, если куда-то их засуну), попросила одного, потом позвали второго, короче о конфликтной ситуации они забыли, потом мы тот же диван разобрали, они в него залезли, стали играть в гараж... А я тихонько в детскую вернулась и собрала то6 из-за чего они собрались ссориться. Короче, понятно :-))))
Ну, примерно вот так, не мытьем6 так катаньем, что называется :-)) Желаю Вам терпения и удачи! ;-))))
11.06.2004 15:54:52, Laura
best answer!!! Sorry for English 16.06.2004 18:22:06, Dallas
Лягушка
Где отец в семье? Насколько мальчик "замещает" его? 10.06.2004 18:49:48, Лягушка
Наташа Р
Скорее подражает, чем замещает :).

Папа у нас довольно строгий, я больше разрешаю, чем он. Может быть потому, что больше общаюсь с детьми - он все-таки все будни на работе. Мне просто не хватило бы времени и сил столько запрещать и волноваться из-за мелочей. Одно время один раз проявить строгость, другое дело - все время да еще следить за выполнением всех многочисленных требований. Так что у меня набор обязательынх требований меньше.
11.06.2004 20:56:04, Наташа Р


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!