Раздел: Застенчивый ребенок

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

To Кондратея . Об ответственности и т.д.

Мне понятна ваша точка зрения. Не могу поверить только в одно – например мой сын, который в свои три с половиной года может разогреть себе в микроволновке молоко, или зажечь газ, или пропылесосить зёрна от попугая, погладить какую нибудь мелочь, посидеть дома один, пока я бегаю, поменять птице воду и корм – я не верю, что он не способен на волевые усилия, на самоконтроль ( по возрасту), . Он способен понять правила поведения ( и ваш ребёнок тоже я так поняла) – и значит, ему понятны и отклонения от этих правил – моё убеждение. Вы же считаете, что ребёнок: или не способен осознавать свои действия ( отклонения от правил), либо он имеет на это право. В этой показательной истории с голодной мамой – вы озвучили своё мнение так: «кто здесь взрослый? Мама? Вот пусть и…». Взрослый = что, какой? - понимающий, сознательный, способный? А ребёнок получается НЕ такой ( в данной ситуации)? Почему как путь решения проблемы не рассматривается воздействие на ребёнка ( если он уже погулял и тоже голоден). В данной истории с равными условиями – крайний один – мама.
Эта тема – ответственность матери за всё – очень чётко прослеживается у вас во всех высказываниях. За многое – но далеко не за всё. Только там, где ребёнок действительно не способен. Только там, где мать действительно может.
Мне странно, что вы отдельно рассматриваете образ жизни родителей и образ жизни детей – считаете, что родители навязывают ребёнку свой образ жизни, и как следствие принуждают его к тому, что он не хочет делать и как он не хочет жить ( н-р жизнь на севере, мамина усталость и мамина работа и т.д. – «разве он это выбирал?»). И говорите, что мать отвечает за последствия. Родители отвечают. И именно из этого и только из этого, из этой позиции рождается чувство вины у родителей. Не то сделали, не так сделали и т.д. Вынуждают ребёнка это всё разделять…
А я считаю, что ребёнок априори разделяет с родителями ВСЁ. Просто фактом своего рождения у нас. Просто тем, что мы – вместе. Мы связаны во всем, всегда и навсегда. Я не специалист и никогда не смогу сказать точно, почему роль личности ребёнка в семье приобрела такие грандиозные масштабы в современном воспитании. Мне кажется это надуманным и неестественным. Вопрос: а он выбирал?? Превращается для меня в вопрос : а кто выбирал?? мы выбирали? или у нас возможность выбирать больше? Я меняю разделение своей усталости на его возможность пачкать красками ковёр и вязать узлы ко всем дверям! Я понимаю – ты понимай. Всегда и во все века ребёнок рос и развивался РЯДОМ. Пахали – вместе, сеяли – вместе, добывали пищу - вместе и т.д. А сейчас развивается как бы ОТДЕЛЬНО. И мама уже работает на ребёнка. И мама предпочитает «ужать» себя и свои потребности, а не давить и принуждать ребёнка. А вот у моих знакомых например, девочка 4-х лет знает точно, что в 10 она идёт спать, потому что мама ждёт второго ребёнка и плохо себя чувствует, а папа работает по 20 часов в сутки. И без вариантов на побегать и т.д.. Потому что так надо. И у мамы тоже нет вариантов – она НЕ МОЖЕТ и не хочет. Это называется теперь «детская травма» - и многие бы «ужались». Зачем?
Постоянно сдерживающая себя, fullcontrolная мама – это неестественно. Рефлексирующая и анализирующая – тоже неестественно. Мы не такие в жизни. Почему с детьми должно что то происходить не так? Чего боимся? Ошибиться? Может быть надо рожать по 10 детей, чтобы не думать – имеешь ли ты право сделать что-то за счёт ребёнка или нет? Но ведь уже много раз обсуждалось, что в воспитании ребёнка нет причинно-следственных связей. Тогда ЗАЧЕМ? Для себя???
Может быть хватит для гармонии просто любить и прислушиваться друг к другу, всем членам семьи, по мере возможностей. И без педагогических извращений и рефлексий. Естественней.
Если я где то и в чем то вас неправильно поняла – скажите мне об этом)) И всем остальным участникам - тоже - что думаете?

25.05.2004 20:34:30,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
=СветА™=
Я не Кондратея, правда,но молчать не стану! :-)
Есть такое исторически подтвержденное наблюдение- чем развитей цивилизация, тем дольше длится детство и тем "отдельнее" развивается ребенок.

У первобытных детей практически не было детства- едва научившись передвигаться- они наравне со взрослыми заботились о своем пропитании.Никаких оснований требовать для себя особого положения у них не было.Никто и не думал ужимать себя ради детских потребостей.Игрушек, как следствие, не было тоже- орудия труда быи столь примитивны, что осваивать их годами не было ниакой необходимость- копать коренья палочкой могут и годовалые дети.

А теперь ребенок на " особом положении".Разноособом в каждой семье.
Он может пропылесосить и погреть себе молоко, если в этом появится необходимость.Может считаться с моей усталостью или работой.Но по малости лет, может и не пылесосить, и не греть, а порой и не считаться.
Ведь я отдаю себе отчет, что неизмеримо многое я могу лучше, чем он. Я лучше владею своими эмоциями, поэтому не имею правда срываться, а ему это иногда позволено.Поскольку- человек он.
И не вижу я в этом ни педагогических извращений, н рефлексий..
27.05.2004 16:52:58, =СветА™=
В том, что вы перечислили я их тоже не вижу)) 27.05.2004 17:53:07, Semolina
Браво! :) 27.05.2004 16:59:59, Kat+
Родители не навязывают ребёнку свой стиль жизни, или качество жизни - они его определяют. И ребёнок действительно не выбирает свою жизнь в детстве, он живёт жизнью своей семьи. Но почему от сознания этого у родителей должно родиться чувство вины?? Если они уверены, что их ребёнок получает лучшее, что они могут дать? И если в семье есть взаимопонимание, то ребёнку несложно будет понять проблемы родителей (ту же усталость). Но "ужимать" себя родителям всё равно приходится, конечно, но это есть их плата за "родительство" и к этому надо быть готовым :) 26.05.2004 11:37:45, Lii
Кондратея
А почему мне надо что-то говорить? :)))) Мы просто живем. У нас более-менее неплохо получается, не без осечек, однако в целом наша маленькая семья - довольна. С мужем мы до того разделяем общие взгляды (и иногда даже общие мысли)- что бывает смешно.

Мне кажется, что вы ломитесь в открытую дверь. Вы считаете так-то - и поступаете в своей семье так-то. И хорошо. Наши взгляды отличаются от взглядов вашей семьи, в нашей семье мы иначе видим роль и обязанности ребенка. У нас получается в целом неплохо, мы нисколько не жалуемся на результат. Поэтому мы и не рассматриваем иные пути решения проблем или иные варианты обязанностей ребенка. Как мне показалось - и вы тоже не ищете, у вас тоже все получается в соответствии с вашими правилами.
26.05.2004 11:07:20, Кондратея
Ну да))). Просто всегда ужасно интересно понять других людей. Мне - вас например. И я ведь не говорила ПРО ВАС, а С ВАМИ. А ещё - вчера вечером перечитывала Леви "Нестандартный ребёнок" - как будто мы с ним в некоторых моментах об одном и том же думали. Только я конечно, коряво)) а он нет. 26.05.2004 16:17:14, Semolina
Кондратея
Мне показалось, что вы вполне достаточно и правильно меня поняли. По вашему изложению все выглядит совершенно так, как я и думаю:) Ответить на исторический вопрос - "почему ребенок возносится так высоко в системе приоритетов" я затрудняюсь. Знаю, что для нас возносится - и все. Уважение к детству, как периоду, для нас именно так выражается. Идеи "пусть он потерпит, ужмется, подстроится под маму" и раздражение от того, что ребенок "не желает понять усталости" нашей семье действительно не свойствены. Ресурсы альтернативные находятся. 26.05.2004 16:24:45, Кондратея
Мне кажется, что действительно пора закрывать этот диалог. Просто мы уже дошли до вещей основных и неизменых. Ни для кого))) 26.05.2004 17:18:56, Semolina
Штуша
:)) Вообще, мне кажется, в процессе дискуссии о шлепках те, кто участвовал в ней активно, старались не столько убедить оппонента поступать так же, сколько разобраться в себе, сформулировать свои принципы. По, крайней мере, для меня это получилось именно так :) 26.05.2004 11:54:33, Штуша
Кондратея
Это мировая константа - в КАЖДОМ споре все участники всегда остаются "при своих". Ничего никогда не меняется. Смысл споров - только в представлении взглядов внешнему миру, как на парад, для тех, кто что-то ищет и нуждается в новой информации. А не для самих участников спора. Они обычно ничего не ищут. 26.05.2004 11:58:52, Кондратея
точно, я вот молча читаю ваши дискуссии, получается, только для того, чтобы понять, на чьей же я стороне :) аргументы все в общем-то известны и предсказуемы. Вот только Галку понять трудновато. 26.05.2004 16:51:16, Юксаре
А я вот очень часто почему-то соглашаюсь.. Часто люди в споре выдвигают теории свои выпукло - и именно для того, чтобы их проверить. 26.05.2004 16:12:33, Semolina
Я не согласна с этим :-). Если я участвую в споре, я не только пытаюсь сформулировать свою позицию (а это иногда помогает понять в себе что-то такое, что раньше не совсем понимал), но и пытаюсь скорректировать свою позицию с учетом других мнений.
Например, в этих разговорах про шлепки я поняла довольно много интересных вещей про "системы наказаний" - "способы пресечений" - "языки общения" - "выбор оптимального сиюминутного поведения".
И, кстати, извлекла из прошлого остатки моего чувства вины за случившиеся в моей жизни шлепки и увидела, что мои дети в результате не пострадали, а значит, то старое чувство вины можно смело выбросить на помойку.

26.05.2004 13:44:39, Nesmejana
Это мировая константа - в КАЖДОМ споре все участники всегда остаются "при своих".

ошибка: даже эта конференция знает принциальное изменение позиции градусов на 90-100, если не на 180.
гораздо интреснее потмо ощущения человека, который вдруг понял, что кого-то переубедил. мне лично было очень не по себе, особенно если учесть, что я считала именно так, как написано у тебя в этой фразе
26.05.2004 12:51:38, Шин
Штуша
Это да. Наверняка было много прочитавших, но не высказавшихся, которым спор помог в чем-то определиться или как-то скорректировать свое поведение (отношение, еще что-нибудь). Вроде, все остались при своем, но не думаю, что все прошло в пустую. 26.05.2004 12:08:40, Штуша
Штуша
Дети все разные. Кто-то может контролировать себя в большей степени, кто-то - в меньшей. Но, ИМХО, учить самоконтролю ребенка надо. Постепенно, потихоньку, но надо. Нельзя же до 18 лет отдать контроль на откуп родителям, а потом резко сказать: "С днем рождения! Теперь ты сам за все отвечаешь!" :) Да и не получится резко. По моему опыту жизни с родителями (и по опыту ряда знакомых) - такой контроль "затягивает". И родителей, и ребенка. Родители привыкают к тому, что он маленький, безответственный, не умеющий сам себя конролировать, и продолжают опекать чадо, нередко навязывая свое мнение. А ребенок привык, что он "под крылышком" у родителей, и даже не пытается что-то делать сам. Или, признав свою от них зависимость, решает, что проще подчиниться, чем принимать решения и решать свои проблемы самому. Модель крайняя, но встречающаяся не очень-то и редко. И, кстати, порой кончается резким разрывом отношений, когда дитятко вдруг решает "Хватит!".
Сейчас "принято", чтобы ребенок получал право принимать решения. Он сам может решить, какая ему нужна игрушка, какого цвета ботинки, пойдет ли он гулять на площадку или в парк, во что он сейчас будет играть... С ребенком не надо "сюсюкать", надо воспринимать его, как равного. Со всем этим согласна, сама предоставляю детям право решать (по мере их возможностей). Но если есть права, должны быть и обязанности. Имея право на свою точку зрения, надо уметь выслушивать и другую. В некотором возрасте ребенок уже может сам отвечать за то, чтобы, придя с прогулки, он повесил верхнюю одежду на место, за то, чтобы не написать в штаны, за то, чтобы, играя, не наступить на младшего члена семьи, самостоятельно собрать в школу сумку... Все очень индивидуально, у одних способность отвечать за что-то появляется в одном возрасте, у других - в другом. По-моему, нужно по мере ребенкиной способности выделять ему такие "участки ответственности". Чем взрослее ребенок, чем больше у него возможности самоконтроля, тем этих участков больше.

Ребенок, родившийся в какой-то семье, конечно же, разделяет проблемы этой семьи. Родители должны стараться, чтобы ребенок к этому адаптировался с минимумом проблем для него. Но не думаю, что надо решать эти проблемы любой ценой (для родителей). Тем более, что, скажем, надорванное физическое и (или) психическое здоровье родителей может в итоге сказаться куда сильнее, нежели мелкие "ущемления" ребенка. Можно, конечно, говорить "Он не выбирал жить на Севере" или даже "Он не просил его рожать", но ведь никто не собирается заставлять ребенка полностью разделять все семейные трудности. Но, скажем, если у семьи резко упал доход, то это отразится и на ребенке. Например, уже не будет каждый раз, когда мама с ребенком заходят в магазин, покупаться игрушка. Колготки с дырочкой будут штопаться и носиться, а не становиться тряпкой. Ну, у каждого в этом случае возникли бы свои "ущемления". И никуда от этого не денешься. Высказывание "Надо жить не ради ребенка, а с ребенком" мне очень близко.
Примечание: родители моего мужа жили "ради детей". Не так, как бывает "Я тебя рожала, воспитывала, ради тебя столько всего делала, а теперь ты должен мне до конца жизни быть благодарен, будь благодарен немедленно!", а совершенно "бескорыстно". Их выросшие дети считают это неправильным. У обоих (2 сына) возникли проблемы с тем, что они не умеют ни с кем считаться.

А по поводу 10 детей - напомнило мне версию, высказанную у Леви в "Нестандартном ребенке". Идея примерно следующая. Предположим, что природой в родителях заложен некий "объем любви и заботы". И предполагается, что он должен быть распределен между большим количеством детей, на то количество, которое, в принципе, способна родить семья. А достается весь объем одному-двум. И получается, что дети получают слишком много родительского внимания, зачастую во вред себе. Думаю, что-то в этом есть.
26.05.2004 10:33:42, Штуша
Согласна на все 100! Эгоизм - нормальное чувство, но все хорошо в меру, не стоит его так старательно культивировать в детях. Как голодная мама говорю :) 26.05.2004 09:35:29, Медвежонок
А я считаю, что эгоизм стоит культивировать в себе :-). Если в Вас его нет :-). Во мне есть - и это очень помогает жить легко и комфортно. И при этом - не в ущерб интересам окружающих :-). Потому что ведь если им будет плохо, то и мне будет плохо - а я эгоистка и хочу, чтобы мне было хорошо :-). 26.05.2004 13:47:47, Nesmejana
Ой ну что вы! Какая я альтруистка, вы что?:) Эгоизма во мне достаточно. Я очень почему-то ей поддаюсь, наверное по слаботси характера, хотя на работе и в отношениях с мужем меня наоборот не сдвинешь. А с ней я почему-то просто воск. То ли люблю так сильно, то ли чувство вины перед ней, не знаю... 28.05.2004 15:17:01, Медвежонок
Может быть, попробовать сознательно сдерживать свои порывы делать все, как хочет ребенок? (Мне эти порывы понятны :-) - у меня тоже это бывает :-).) Я обычно тут же объясняю, почему я буду делать то, что нужно МНЕ, а не ребенку. Чтобы ему было понятно, что и ему в результате будет лучше от моего выбора :-). (Ну, например, если я СНАЧАЛА поем, то ПОТОМ смогу более внимательно посмотреть рисунки, которые мне хотят показать. А если пойду смотреть голодная - буду думать не о рисунках, а о еде. Ребенок такие вещи довольно рано начинает понимать :-).) 28.05.2004 16:50:59, Nesmejana
Штуша
Но что интересно. Если родители эгоисты (или хотя бы один из них) - получается, что у них больше шансов воспитать неэгоистичного человека, или человека, умеющего считаться с обществом. А у альтруистов чаще получаются эгоисты. Иногда мне кажется, что нужно хоть чуточку, но как-то воспитывать эгоизм у ребенка (не на 100%, нет, а только чуть-чуть!). Чтобы было проще жить ему, его детям и т.д. :))) 26.05.2004 13:59:17, Штуша
Ну да, я личным примером воспитываю в детях эгоизм :-).
Просто мы очень много разговариваем, и я стараюсь объяснять им мотивы моих поступков. Стараюсь объяснить принципы равновесия между моим оптимальным состоянием и оптимальным состоянием окружающих.
В том числе и то, что соблюдение интересов окружающих способствует соблюдению НАШИХ интересов :-). Т.е. эгоисту часто бывает выгодно что-то делать для других потому, что это улучшает его жизнь.
И откровенно объясняю, что ДЛЯ НИХ самих я делаю какие-то вещи вовсе не из чувства долга и не из жертвенной материнской любви, а просто из стремления к этому равновесию :-).
26.05.2004 14:47:13, Nesmejana
Кондратея
Мне вообще кажется, что все просто - каждый лелеет и обслуживает в первую очередь свой базовый эгоизм. Первичные потребности - в еде, отдыхе, общении... Ребенок учится заботиться о себе (ну элементарно - почувствовать голод, взять хлеб, молоко - съесть, выпить). Он учится по примеру родителей. Кстати, понять, что испытываешь именно голод, именно жажду, понять, что просто слишком устал - не хилые умения, многие взрослые плохо ими владеют.

Мама, делающая нечто через силу, показывает только желательность делания "через силу". Соответственно - переуставший, перебегавший и перевозбудившийся ребенок по ее же примеру будет склонен не идти спать. Через силу.
26.05.2004 14:11:33, Кондратея
Насчет "нехилых умений" - полностью согласна! И в мою "воспитательскую задачу" входит (как обязательная составляющая!) приучение ребенка прислушиваться к своим базовым потребностям и уметь их удовлетворять!
(У нас в семье принят как раз такой образ жизни, при котором этому научиться легко. У нас нет жестких "отметок времени", к которым должны быть привязаны пробуждение, еда, засыпание. И поэтому все могут спать и есть тогда и столько, когда и сколько хотят. Это, ИМХО, помогает избежать болезней и быть здоровым и счастливым.)
26.05.2004 14:51:02, Nesmejana
Штуша
Не все так просто. Мои свекр и свекровь надрывались, но они скрывали это от детей. Дети тогда не понимали, что все это делается "через силу". 26.05.2004 14:24:48, Штуша
Лягушка
Мне кажется, дети всё понимают. Возможно, не могут вербализовать, не могут даже подумать (думаем ведь словами, так?), но внутренне воспринимают ситуацию вполне адекватно ее (ситуации) содержанию.

Т.е. я считаю, что всё, что происходит в моей жизни, моя дочь прекрасно видит и понимает. Поэтому не делаю даже попыток что-либо скрыть.
26.05.2004 14:54:19, Лягушка
А я, дополнительно, делаю попытки многое разъяснить :-). Потому что опыт показывает, что дети далеко не все воспринимают правильно. Иногда - потому, что просто не задумывались. Иногда - потому, что поступок другого человека наложился на какую-то уже знакомую схему и был воспринят как аналогичный. 26.05.2004 15:37:43, Nesmejana
Лягушка
Интересная мысль :) Но пока не совсем мной понятая, поскольку я не совсем понимаю, как можно предвосхитить неправильное восприятие. Т.е. если реакция дочки меня настораживает (т.е. по реакции я вижу, что что-то она поняла "неправильно"), тогда разъяснить. Иначе же я боюсь навесить свои стереотипы понимания ситуации. Это касается, например, объяснения мотивов поведения других людей (детей в садике, воспитательниц и т.п.) - ведь здесь мы обе (и я, и дочка) можем ошибаться - только в разные стороны. 26.05.2004 16:37:18, Лягушка
У меня метод - давать сразу несколько версий понимания. "За себя и за того парня" так сказать. Ну, или с точки зрения разных школ психологии :-) Тогда ребенок видит, что пониманий бывает много, и строит свое. 27.05.2004 02:43:34, Maria D.
Да, верно! Я тоже это делаю, просто не упомянула об этом :-). Еще интересно вместе с детьми придумывать разные версии для объяснения чьих-то поступков. Этакий "мозговой штурм" устраивать :-). 27.05.2004 12:47:53, Nesmejana
Конечно, мы можем ошибаться. И, конечно, "смещение" восприятия может произойти где угодно (т.е. совсем не в тех ситуациях, о которых я подумала и что-то рассказала).
Просто, ИМХО, чем больше разговаривать с ребенком о себе и о СВОИХ мотивах (называя их именно "своими" мотивами и указывая, что они не являются единственно возможными!), тем больше ребенок будет знать о жизни в целом :-).
А если мало разговаривать и совсем не говорить о каких-то "мировоззренческих" моментах - тогда гораздо выше риск того, что ребенок вырастет и будет очень смутно представлять себе суть отношений между людьми.
26.05.2004 17:49:24, Nesmejana
Лягушка
А разве так не поймет? Чисто на практике?
Ведь мое мировоззрение выливается в некую (уникальную!) совокупность моих действий. И не всегда возможно вербализовать, что этот мой поступок равен таким-то моим установкам. Я даже боюсь, что можно озвучить не вполне правильно.
А вот просто наблюдая, ребенок видит ту связь, которая есть на самом деле, потому что никуда от нее не денешься.
26.05.2004 18:40:56, Лягушка
Так я поначалу тоже так думала :-). А когда мои дети выросли, в разговорах стало выясняться, что они некоторые вещи воспринимали совершенно не так, как я ожидала! Иногда - "с точностью до наоборот"!
И тогда я поняла, что не стоит полагаться на их всемогущую интуицию. Она их тоже, бывает, подводит.
Поэтому теперь я стала многие вещи обсуждать и объяснять. (Или, вернее, не совсем так. Я, конечно, не комментирую каждое свое действие в процессе его выполнения :-). Просто когда начинается какой-то интересный разговор, мы в нем касаемся разных событий нашей жизни и обсуждаем это.)
26.05.2004 19:41:21, Nesmejana
Штуша
У меня дочка часто слышала, что деньги зарабатывают. И у нее получилась такая схема. Зарабатывать деньги - это брать сами деньги и производить с ними какие-то действия - "зарабатывать". Видимо, один из примеров такого восприятия :)) 26.05.2004 15:49:37, Штуша
:-) Видимо. Я тоже несколько раз сталкивалась с тем, что уже выросший человек о чем-то думает очень странно - начинаешь разбираться, и всплывают очень интересные детские "схемы" :-).
Поэтому я стараюсь "предвосхитить" такие "ошибки" :-).
26.05.2004 16:20:22, Nesmejana
Кондратея
Так вы так по сей день и голодная? Сочувстую. 26.05.2004 11:26:20, Кондратея
:)) Нет, уже сытая. Кстати та проблема у нас как-то сама рассосалась, идем домой с мамой совершенно спокойно. 28.05.2004 15:18:03, Медвежонок
Кондратея
Это хорошо! С детьми всегда так - они меняются, к счастью. Все равно - о себе не забывайте, если ребенок не дает нечто сделать - обойдите вокруг аккуратно, потом сами видите - наладится.

К 18 годам, может, уже дочь вам и обед готовить будет:)
28.05.2004 15:56:57, Кондратея
А может, и раньше :-). Мой старший сын с 14 лет начал обеды готовить. (По собственной инициативе. Его друг, который был старше его на несколько лет, "заразил" его этим увлечением.) 28.05.2004 16:53:12, Nesmejana
Штуша
:) Я тоже голодная. Жду, когда картошка сварится. Пока отвечала кому-то, она еще и убежала. 26.05.2004 11:56:24, Штуша

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!