Ниже был поднят вопрос о шлепках по попе. Захотелось чуть подробнее поговорить о шлепках и о наказании вообще. Кто-то считает, что шлепки допустимы, кто-то – нет. Но большинство, как мне показалось, сходятся на том, что шлепок – это крайняя мера, в случае особо злостных провинностей. А так ли это, если рассматривать альтернативные варианты наказания? Оговорюсь, что имею в виду именно НАКАЗАНИЕ за действие, по поводу которого ребенок в курсе, что так делать нельзя, ему это неоднократно объяснялось. Доводы, почему нельзя, ребенку понятны, он с ними согласен. Т.е. ребенок знает, что нельзя, например, мазать пластилином кухонную посуду, швырять еду на пол, таскать младшего брата за ухо, включать плиту, выбегать на проезжую часть… Ну, у всех свои запреты наверняка имеются. Речь, наверное, пойдет о ребенке не очень маленьком (т.е. можно уже точно сказать, что ребенок понимает, что так делать нельзя, понимает, почему), но и не слишком взрослом (примерно лет до 7, думаю, но это не есть точная граница). О более старших мне пока, наверное, судить сложно (старшей только 3,5). Предлагаю также исключить вариант шлепанья в раздражении, со злобой, с, к сожалению, распространенным приговариванием «Ах, ты, дрянь, этакая!», поскольку это, по-моему, не столько наказание, сколько вымещение негативных эмоций. Ну и, пусть это будет шлепок (шлепки) по традиционному месту – по попе, а не по губам, не по рукам, не пощечина, не подзатыльник…
Опишу свою ситуацию. До поры, до времени, была убежденной противницей шлепания ребенка. Примерно с 1,5 до 2,5 лет мы с мужем наказывали дочку тем, что отправляли ее в ее комнату (сперва – на очень короткое время, потом было условие – пока не успокоится). Это было и реакцией на капризы – дочку отправляли в ее комнату с условием, что выйдет, когда успокоится. Отношение к своей комнате исключительно как к «карцеру» у нее не сформировалось. Она четко видела границу между «побыть в своей комнате» и «побыть в своей комнате наказанной». Однако, вскоре это перестало действовать. Как-то мы заметили, что, отправившись в комнату в качестве наказания, она стала хныкать очень ненатурально (и громко, чтобы мы слышали). Всхныкнув пару раз, она радостно выходила с объявлением, что «она успокоилась, и может выходить». Через несколько дней она уже достаточно натренировалась, чтобы хныканье было почти натуральным, однако было понятно, что наказание – уже не наказание, а так, прикольный ритуал… Модифицировали наказание – пребывание в комнате не до успокаивания, а пока не разрешат выйти. Но вскоре это тоже уже совсем перестало действовать. В комнате спорткомплекс, куча игрушек, краски, пластилин… Чего, собственно, расстраиваться? Пришлось искать альтернативу.
И вот, у мужа возникло предложение «по попе». Сперва я была против. Говорила, что нужно воздействовать не на попу, а на голову. Предлагала альтернативы - объяснять, показывать, что расстроена, недовольна, делать вид, что плачу, обижаться. На что он сказал: «Ты что, не понимаешь, что мама должна быть спокойна? Плачущая или обиженная мама – это же СТРАШНО для ребенка такого возраста! Шлепнуть - это самое легкое наказание!». В общем, его доводы меня убедили. И в качестве наказания у нас теперь шлепок. Без нервов, спокойно. За «нераспространенное» нарушение – с предупреждением. За такое, о котором много раз говорили – без предупреждения, с объяснением, за что. Один шлепок: шлепнули - инцидент исчерпан. Дома, не на людях (кроме крайних случаев – например, стала вырываться на проезжей части, куда-то бежать), тем более, не в присутствии сверстников. Что интересно, дочке не нравится шлепок-наказание. Однако шлепанье по попе в качестве шутки (например, пошлепываю по попе, говоря, что это – барабан, иногда даже сильно) воспринимается со смехом.
Неужели это и вправду сильное средство, «крайняя мера»? Мне кажется, что нет. Попробую сравнить шлепок с другими видами наказания, которые я, скажем, встречала у знакомых, о которых читала…
1. Обидеться на ребенка. ИМХО, для дошкольника – жестоко. Родители – это тыл. И вот они на него обижены. Да еще непонятно, на какое время. До того момента, как попросит прощение? Ребенок быстро просечет, что все просто. Провинился – попросил прощения (далеко не всегда искренне). В общем, делай, что хочешь, все можно разрулить простой фразой «прости меня, пожалуйста, я больше так не буду!». Одна моя знакомая говорила дочке «Я тебя не люблю!». Не думаю, что это менее жестоко, чем шлепок.
2. Поставить в угол. Может быть… Но есть очень подвижные дети, для которых стоять в углу почти невыносимо даже короткое время. Уж лучше «по попе». Стоять в углу на коленях – это уже не столько наказание, сколько унижение.
3. Запереть в темной ванной (туалете). Без комментариев.
4. Не пустить гулять, лишить еды. ИМХО, недопустимо. Наказание не должно вредить здоровью.
5. Лишить сладкого. Хм… Я, например, и так далеко не каждый день даю. Ограничиваю из-за диатеза.
6. Не купить игрушку, не дать покататься на карусели, лишить какого-либо удовольствия… Думаю, разные удовольствия – не каждый день. Т.е. может получится так, что сегодня не купили игрушку, не катались на карусели, не пошли в гости. Не потому, что ребенок наказан, а просто потому, что не ходили в магазин, не шли мимо карусели, никто не пригласил в гости… Мне кажется, ситуация, которая, в принципе, может быть нормальной (не наказанием), не должна быть наказанием. Дождаться, когда, наконец, пройдем мимо магазина с игрушками, и тогда припомнить? А если это через неделю после проступка? Да даже и через 2-3 дня! Даже если уже оговорили сразу после проступка, что, мол, пройдем мимо – не получишь. Лично я бы предпочла, чтобы меня шлепнули.
7. Не сделать чего-то обещанного и очень желанного для ребенка. ИМХО, тоже гораздо хуже, чем шлепать (и, по-моему, недопустимо; либо это не должно было быть обещанием, но тогда см.п.6).
Понятно, что рассмотрены не все возможные варианты наказаний. Но пока у меня получается, что когда слова не доходят, остается шлепать. Можно "плакать", обижаться. Это будет действеннее и эффективнее. Но, по моим наблюдениям, для моей дочки это средство из разряда "запрещенных приемов", слишком сильное. Наверное, не всех детей можно шлепать. Это понятно. Но, кому не трудно, ответьте, у кого как с этим дело обстоит? Шлепаете ли вы? Если наказываете без шлепков, то как? И вообще, кто что думает по этому поводу?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Детско-родительские отношения
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.



Не знаю, наверное уже кто-нибудь написал про это - зачем делать наказание ФИКСИРОВАННЫМ? За все - по попе? У нас в семье наказание связывается с последствиями хулиганства, например: хулиганила на качелях - слезай и не качайся, пока не успокоишься; разбросала еду - не голодная, выходи из-за стола. Про наказание "не пустить гулять" - когда дочка стала выбегать на дорогу, я ей со всей серьезностью и твердостью сказала, что пока она так делает - мы сидим дома и гулять не ходим, ВООБЩЕ!!! Сидели дома, "вредили здоровью" примерно 3-4 дня (не помню точно уже). Все, больше она на дорогу не выбегала ни разу!!!
Еще - про шлепок "дома, не на людях...тем более, не в присутствии сверстников". Ребенок уловит связь очень и очень быстро - что делать тогда? 26.05.2004 15:36:36, Zmeika
Конечно, не за все "по попе". Как средство, когда нет такого "выхода". Как со случаем обижания брата.
А на улице - очень просто. "Ты плохо себя ведешь на улице, значит ли это, что тебе не нравится гулять, и мы больше гулять не будем?". Ни разу еще не приходилось лишать ребенка прогулки. Просто я считаю это более сильным воздействием. 26.05.2004 15:43:52, Штуша
Еще - про шлепок "дома, не на людях...тем более, не в присутствии сверстников". Ребенок уловит связь очень и очень быстро - что делать тогда? 26.05.2004 15:36:36, Zmeika

А на улице - очень просто. "Ты плохо себя ведешь на улице, значит ли это, что тебе не нравится гулять, и мы больше гулять не будем?". Ни разу еще не приходилось лишать ребенка прогулки. Просто я считаю это более сильным воздействием. 26.05.2004 15:43:52, Штуша
Думала-думала, таки вставлю свои 5 коп :)
В мои 2 родители (не помню, кто из них), рассердившись на меня, швырнули меня на диван.
В мои 10 папа стукнул меня "ногой под зад" :) (не больно, ессно) за проступок, к-рого не было.
Честно скажу, это САМЫЕ яркие воспоминания моего детства....
В то же время, в 15-16 я мысленно умоляла маму, любящую "читать мне нотации" стукнуть меня и отпустить уже :)
В мои 30 я несколько раз сжималась в комок, представляя, как меня ударяет начальница (когда она на меня наезжала).
Первый вопрос, к-рый я задала будущему мужу, когда он сделал мне предложение - а ты не будешь меня бить?
Откуда? Хрен его знает :))
Своего ребенка я ударила по попе 2 раза (последний раз - полгода назад). Меня до сих пор колотит, когда я об этом вспоминаю. Вы просто представить себе не можете, КАК я не хочу его наказывать...я даже готова простить вседозволенность :) 26.05.2004 13:46:55, Kat+
В мои 2 родители (не помню, кто из них), рассердившись на меня, швырнули меня на диван.
В мои 10 папа стукнул меня "ногой под зад" :) (не больно, ессно) за проступок, к-рого не было.
Честно скажу, это САМЫЕ яркие воспоминания моего детства....
В то же время, в 15-16 я мысленно умоляла маму, любящую "читать мне нотации" стукнуть меня и отпустить уже :)
В мои 30 я несколько раз сжималась в комок, представляя, как меня ударяет начальница (когда она на меня наезжала).
Первый вопрос, к-рый я задала будущему мужу, когда он сделал мне предложение - а ты не будешь меня бить?
Откуда? Хрен его знает :))
Своего ребенка я ударила по попе 2 раза (последний раз - полгода назад). Меня до сих пор колотит, когда я об этом вспоминаю. Вы просто представить себе не можете, КАК я не хочу его наказывать...я даже готова простить вседозволенность :) 26.05.2004 13:46:55, Kat+

Почему отрицательно отношусь к шлепкам? Потому как помню как для меня это было унизительно лет с 3-х точно, не больно, а именно унизительно, я же не могла ответить тем же :( 26.05.2004 13:16:34, Елена Д.


Я, когда молодая была :-) с племянниками (они у меня погодки) частенько сидела, так когда они драться начинали, я их просто брала девчонку левой рукой, мальчишку правой, разводила в разные стороны и говорила что-то типа: тэк-с, кризис общения настал, ну-ка, отдохните друг от друга... и заодно мне поможете (сделать то-то и то-то). Далее раздавала поручения, кто что будет делать, ну и... делали :-) и обиды как-то забывались. Потом, правда, вспоминались, но накала эмоций уже не было, и мы просто с детками спокойно ситуацию обсуждали, варианты, как можно было поступить... К сожалению, это не универсальный рецепт, просто мой опыт, который работал в тех ситуациях. 26.05.2004 15:20:04, Ludmilka


Я подумала, что автор просто сконцентрировал внимание на том, что наказание и причины, вызвавшие его, должны быть взаимосвязаны. Просто если это битье систематическое и требующее наказания, то каким оно может быть? 26.05.2004 14:56:49, Igla

Да примеров можно сколько угодно привести :-). Я думаю, почти все родители стараются искать способы менять ситуацию БЕЗ наказания. И, возможно, в 98% случаев это получается!
А те, кому "достались" эти 2%, где "правильные" способы почему-то не работают, начинают искать другие способы. Иногда таким способом оказывается шлепок. Я думаю, не потому, что такие родители считают его "лучшим помощником родителя". А лишь потому, что ПОКА не нашли лучший способ!
И когда все дружно их осуждают и рекомендуют им "подлечить нервы" :-) - им не становится от этого легче искать этот лучший способ. Они, я полагаю, шлепают детей не по глупости и не потому, что им еще до сих пор не говорили, что ЛУЧШЕ действовать по-другому.
Наверняка они все это знают! И наверняка они ИЩУТ другие способы! Просто не всегда это быстро и легко получается.
О, сформулировался вывод: я не ЗА шлепки. Я ПРОТИВ осуждения тех родителей, которые признаются, что пока не нашли лучшего способа воздействия.
Понимаете, очень легко - с вершин своей непогрешимости - говорить другим (тем, кто шлепает), что они неправы и пусть берут пример с нас, таких белых и пушистых, которым УДАЕТСЯ не шлепать. Тогда как окажись МЫ на их месте :-( - еще неизвестно, какие метаморфозы произошли бы с нами... 26.05.2004 16:29:45, Nesmejana
А те, кому "достались" эти 2%, где "правильные" способы почему-то не работают, начинают искать другие способы. Иногда таким способом оказывается шлепок. Я думаю, не потому, что такие родители считают его "лучшим помощником родителя". А лишь потому, что ПОКА не нашли лучший способ!
И когда все дружно их осуждают и рекомендуют им "подлечить нервы" :-) - им не становится от этого легче искать этот лучший способ. Они, я полагаю, шлепают детей не по глупости и не потому, что им еще до сих пор не говорили, что ЛУЧШЕ действовать по-другому.
Наверняка они все это знают! И наверняка они ИЩУТ другие способы! Просто не всегда это быстро и легко получается.
О, сформулировался вывод: я не ЗА шлепки. Я ПРОТИВ осуждения тех родителей, которые признаются, что пока не нашли лучшего способа воздействия.
Понимаете, очень легко - с вершин своей непогрешимости - говорить другим (тем, кто шлепает), что они неправы и пусть берут пример с нас, таких белых и пушистых, которым УДАЕТСЯ не шлепать. Тогда как окажись МЫ на их месте :-( - еще неизвестно, какие метаморфозы произошли бы с нами... 26.05.2004 16:29:45, Nesmejana


Я почитала... Мне тоже нечего сказать - в ситуации с 2 малышами одновременно я никогда не бывала. Мне кажется, что там все совсем не так, как с одним. (У меня большие интервалы между всеми моими детьми, поэтому такие маленькие дети у меня всегда были младшими, а не старшими. Что они чувствуют в роли "старшего" - я не знаю, поэтому не знаю, как на них реагировать.)
26.05.2004 18:02:28, Nesmejana


Сыну скоро 5 - ни разу не наказывали.... попыталась хоть один раз вспомнить - не получилось :-) Могу наругаться (но это эмоции), могу запретить ("пока не уберешь игрушки - никакого мультфильма", но это потому, что нужно одно дело закончить, прежде чем за другое браться, а не в качестве наказания). В общем, получается, что оно (наказание) и не нужно совсем....
25.05.2004 18:35:24, Ranny

ребенок такой же человек, как и взрослый. Но шлепнуть взрослого - дикость, а ребенка - вроде нормально.
Я не заядлая противница шлепков. Я не считаю это чем то ужасным, но мне кажется это не самым верным.
Я согласна с вами и тоже не могу придумать наказание, которое бы действовало. Дочке тоже 3,5 года. Могу лишить мультиков или книжки на ночь. Она будет рыдать полночи и далеко не из-за отсутствия чтива, а он того, что я ее отвергла, не захотела с ней пообщаться перед сном как обычно, почитать, полежать вместе... Она горько рыдает из-за того, что не оправдала маминых надежд. Один раз я с дуру заплакала вместе с ней, так она потом бегала за платками, вытирала мне сопли и все спрашивала: это я тебе расстроила? это ты из-за меня плачешь?
Я ей даже боюсь говорить, что ты плохая девочка, уйди в свою комнату, не подходи ко мне... Для нее это хуже некуда!
А шлепать я пыталась, давно еще... По началу не действовало вообще, поэтому я и бросила это занятие. Потом стало ей обидно и унизительно такое наказание. Вобщем я сдерживаюсь от рукоприкладства.
Стараюсь наказывать подобным. Вернее не наказывать, а проводить аналогию. Вот не слушается она, когда ей говорят, что не надо на дорогу выбегать. А через 15 минут она вас попросит, а вы скажите, что ты меня не слышала, когда я тебе говорила, и я тебя не слышу...
Я все еще объясняю, взываю к разуму. Надеюсь объяснить словами.
Я не скажу, что эффективно. По -разному. Но после таких наказаний я не чувствую себя так же низко и паршиво, как после того, что я ее ударила. Тем более, что ответить она мне не может.
25.05.2004 15:40:34, Igla


ребенку тоже можно объяснять. Просто на это надо больше терпения и это в принципе сложнее, потому что важно не просто объяснить, а объяснить так, чтоб дошло.
А так тогда можно со всеми драться. 25.05.2004 18:17:50, Igla
Между мужем и ребёнком/родителем есть одно коренное отличие: мужа мы выбираем, добровольно, а ребёнка/родителей - к сожалению, нет. Добровольно-принудительное сожительство в последнем случае является реальной причиной нарастания злости, которую, бывает, не успеваешь сбросить безопасно для окружающих. Вообще, злость бессилия и безвыходности - самая разрушительная.
25.05.2004 19:01:25, Жданова Наталья
Мы рождаем себе "идеального" ребёнка.
А оказывается, что родился отдельный и самостоятельный человек с неудобным характером, неудобными взглядами на жизнь и т.д. Возможно, встреться вы с этим человеком при других обстоятельствах, вы бы с ним на одном поле писать не сели - не то что в семью пригласить. А тут он оказался вашим родителем - или ребёнком. 26.05.2004 10:31:55, Жданова Наталья
А оказывается, что родился отдельный и самостоятельный человек с неудобным характером, неудобными взглядами на жизнь и т.д. Возможно, встреться вы с этим человеком при других обстоятельствах, вы бы с ним на одном поле писать не сели - не то что в семью пригласить. А тут он оказался вашим родителем - или ребёнком. 26.05.2004 10:31:55, Жданова Наталья
Верное замечание! Я считаю, что лучше уж пусть мама сбросит свои негативные эмоции сразу, быстро, шлепком, чем она будет это держать в себе и доведет себя до более тяжелых реакций на поведение ребенка. Т.е. легкий шлепок в состоянии раздражения - это, ИМХО, безопаснее для психики ребенка, чем бурный скандал, который может последовать потом, если сейчас мама сдержит себя.
(Есть, есть такие ситуации, когда все именно так. Я только о них и говорю сейчас. При том, что рассуждая чисто теоретически, я была бы ПРОТИВ шлепков.) 26.05.2004 02:22:54, Nesmejana
(Есть, есть такие ситуации, когда все именно так. Я только о них и говорю сейчас. При том, что рассуждая чисто теоретически, я была бы ПРОТИВ шлепков.) 26.05.2004 02:22:54, Nesmejana

Я не писала, что "нет" других способов. На всякий случай повторю в который раз, что лично я - НЕ сторонник шлепков. Я ищу другие способы, но за 25 лет моей личной воспитательной практики НЕСКОЛЬКО раз я не сдержалась и шлепнула ребенка (возраст которого находился, скорее всего, в промежутке от 3 до 6 лет - по моим воспоминаниям).
Я пытаюсь сказать, что РОЛЬ ШЛЕПКОВ в формировании личности кажется мне непомерно раздутой. (И повторю еще раз, что это можно отнести только к НЕКОТОРЫМ детям, которые НЕ воспринимают шлепок как крушение своего доверия к родителям.)
И что если принять за аксиому, что ИДЕАЛЬНЫХ родителей не бывает (уточню: я ни разу не встречала, а где-то они есть, возможно), то для НЕИДЕАЛЬНОГО родителя шлепок вполне может оказаться более безопасным выходом из ситуации, чем другие способы воздействия на ребенка. 26.05.2004 13:31:40, Nesmejana
Я пытаюсь сказать, что РОЛЬ ШЛЕПКОВ в формировании личности кажется мне непомерно раздутой. (И повторю еще раз, что это можно отнести только к НЕКОТОРЫМ детям, которые НЕ воспринимают шлепок как крушение своего доверия к родителям.)
И что если принять за аксиому, что ИДЕАЛЬНЫХ родителей не бывает (уточню: я ни разу не встречала, а где-то они есть, возможно), то для НЕИДЕАЛЬНОГО родителя шлепок вполне может оказаться более безопасным выходом из ситуации, чем другие способы воздействия на ребенка. 26.05.2004 13:31:40, Nesmejana







Вот сидит оно, родное, и играет с едой (или играет игрушкой во время еды). Много раз обсуждалось, что это делать нельзя. Много раз это приводило к уроненной на пол еде или к тому, что ребенок поперхнулся. Повторяю правило. Прерывает на секунду. А потом опять, с улыбочкой. Трудно описать, но чувствуется, что играет уже почти демонстративно. И так по кругу. Как будто идет некое испытание на прочность для маминых нервов. В принципе, у меня при этом редко до попы доходит. Но на нервы действует сильно.
Или ребенок что-то срочно просит, скажем, поставить мультик. Я, предположим, чищу картошку, мне осталось несколько картофелин. (Примечание. Лишнее мытье рук для меня - проблема, кожа очень сложно реагирует на взаимодействие с местной водопроводной водой). Объясняю, что руки у меня грязные, прошу подождать, пока я не дочищу картошку. Ну, дальше сами сможете промоделировать... Нытье - ответ, нытье - ответ. Причем нытье проти-и-ивненькое такое. До попы тут, кстати, тоже не доходит, даже крик гашу. Обычно заканчивается предупреждением, что я рассержусь.
Самое сложное - когда я укладываю спать брата, и прошу ее вести себя потише. Может себя потише вести, понимает, почему так надо. Часто даже я предлагаю ей уйти поиграть самой, и она это делает. Но иногда... Сидит, смотрит. Берет что-то, какую-то игрушку, и начинает этим мерзко скрипеть (уж не знаю как). Прошу не делать этого, объясняю, что это мешает заснуть брату. Она в курсе, что чем быстрее я его уложу, тем быстрее она получит меня в свое полное распоряжение. Особенности засыпания брата - говорить надо как можно меньше, слова его несколько возбуждают, он к ним прислушивается, а потом ему нужно опять "входить в засыпающее состояние". Она, вроде, проникается. Через секунду - "скрип! скрип!". Я поднимаю голову. Улыбочка. Строго смотрю - прекращает. Я опять возвращаюсь к укладыванию брата. "Скрип! Скрип! Скрип!". Брат поднимает голову на звук, но т.к. устал - начинает плакать. При том, что я фактически оказалась меж двух огней - я не могу толком говорить, я не могу уйти в другую комнату и разбить чашку. Отнять эту скрипучку я тоже не могу, скандал будет тот еще, он сильно помешает уснуть младшему. С одной стороны, надо воздействовать на старшую, да еще так, чтобы это не помешало младшему засыпать. А ведь даже мое раздраженное состояние мешает ему уснуть (он его чувствует). Последнее время достаточно вопроса "Хочешь по попе?". Как правило, на этом все заканчивается. Но раньше было по-другому. Она получала по попе (но потом мы обсуждали, я ей все объясняла, обнимала, ласкала, она меня обнимала). Да, я понимаю, что двое детей - это наш с мужем выбор. Вот и крутимся, как можем.
А разряжаться отдельно от ребенка иногда сложновато. Выплеск эмоций - это такая хитрая штука, которую не всегда можешь осуществлять разумно, контролируемо. Эмоции иногда требуется выплеснуть срочно, здесь и сейчас. Сложно, очутившись в состоянии аффекта, идти в другую комнату и там разряжаться (к тому же, ребенок может и побежать за Вами и пронаблюдать какую-нибудь не слишком нелицеприятную сцену типа швыряние тапков в стену или битья головой об пол или что там у кого). А ждать, пока ребенок ляжет спать... Это я так, безотносительно попы рассуждаю. Но если уж доходит до выплеска при помощи попы (если именно дочка меня "довела") - стараюсь реализовать это весьма сложным способом. В ладони, которая шлепает, не должно быть этой накопленной отрицательной энергии , ее надо "засунуть" в другие части тела. Конкретная ладонь - спокойна (в отличие от остального тела). И при движении (шлепок) надо из других частей тела эту энергию выплеснуть (не на ребенка, а во внешнюю среду). Сложно как-то это объяснить, как-то эо почти бесконтрольно происходит. 26.05.2004 13:05:28, Штуша
Угу, а вы представьте себе это "отдельно", когда у вас в распоряжении двухкомнатная квартира на четыре поколения, на кухне сидят мать/свекровь с бабушкой, которых вы едва терпите и которые едва терпят друг друга, в одной комнате муж с отцом/свёкром сидят футбол смотрят бурно и громко, во второй комнате ребёнок бесится вовсю - и куда податься? В окно прыгнуть?
26.05.2004 12:47:35, Жданова Наталья

Если мать страдает от таких условий и от скрытых напряжений между взрослыми - для меня совершенно несомненно, что адекватно и полезно разговаривать (а если не может - то и разряжаться, ругаться) со взрослыми. А разряжаться на ребенке, потому что боишься конфликта с матерью/свекровью/бабушкой/мужем/отцом... - не только неприятно, но и неконструктивно. Толку то?
26.05.2004 13:08:45, Кондратея
В случае с коммуналкой vs отдельной квартиры есть проблема обманутых ожиданий: т.е. если, живёшь с парой семей соседей и знаешь, что ожидать тебе нечего - приспосабливаешься, а тут, отдельная вроде бы квартира, а от раздражающих людей вокруг никуда не деться - диссонанс. :)
Когда начинаешь разряжаться - делаешь это на того, кто срывает "наживку". Если последним пёрышком окажется свекровь или другой домочадец - то на свекровь/мать/брата, если ребёнок - то на ребёнка. Сознание уже не контролирует такие выбросы агрессии, если уж паровой котёл сказал БАБАХ! :)
Другое дело, что срыванию злости - одно место во взаимоотношениях, а наказанию - совсем другое. А их часто друг другом подменяют, и первому придают "благородный" статус наказания, а во время второго впадают в раж вымещения обид. 26.05.2004 14:13:36, Жданова Наталья
Когда начинаешь разряжаться - делаешь это на того, кто срывает "наживку". Если последним пёрышком окажется свекровь или другой домочадец - то на свекровь/мать/брата, если ребёнок - то на ребёнка. Сознание уже не контролирует такие выбросы агрессии, если уж паровой котёл сказал БАБАХ! :)
Другое дело, что срыванию злости - одно место во взаимоотношениях, а наказанию - совсем другое. А их часто друг другом подменяют, и первому придают "благородный" статус наказания, а во время второго впадают в раж вымещения обид. 26.05.2004 14:13:36, Жданова Наталья

Знаете, я особа не очень уравновешанная и у меня дурная наследственность в виде мамы и бабушки, но я стараюсь держать себя в руках, всячески учусь этому. Надо уметь управлять своими эмоциями без жертв и срывах на окружающих. Не прятать их в себе, не вымещать на других, а имеено управлять и контролировать.
А вот так, это самый простой способ.
Только я перестала уже понимать, что мы обсуждаем, выход эмоций или действенность наказаний? 26.05.2004 11:21:56, Igla



На счет ответить... Она иногда шлепает меня :)) Я не ангел, могу начать раздражаться. И иногда она не раздраженно, а именно спокойно, с серьезным видом меня шлепает. И ее "шлепок" хорошо помогает мне напомнить себе, что я не имею права выходить из себя, и взять себя в руки :) 25.05.2004 15:49:32, Штуша

Мне родители тоже в детстве наподдавали. Подзатыльник могли отвесить, или по попе шлепнуть.
Я потом тоже самое делала в отношении детей в саду и в начальной школе. Для меня в этом не было ничего необычного. Нормально. Со мной потом родители этих детей разбирались. Хорошо мои не нажаловались. Хотя мои вряд ли бы догадались, откуда ноги растут и опять бы мне наподдали наверно. -))) А я теперь понимаю.
Все таки я пытаюсь все объяснить словами.
Потом ваша детка кто по гороскопу??
Я про Скорпионов читала (а нам повезло, мы Скорпионы), что их надо учить прощать и обходиться без насилия, потому что скорпиошки могут вырасти жестокими людьми.Я почему то это запомнила?
Если я кричу на дочку, ругаюсь, даже хмурюсь, она всегда просит, чтоб я объяснила, почему я это делаю, что меня рассердило. Вот мы и пытаемся с ней все обсуждать и решать на словах. Не знаю, что из этого выйдет, если честно.... 25.05.2004 16:04:29, Igla

Отношения с другими детьми - это другое. Дочка понимает, что есть правила домашние, а есть - садовские, есть еще какие-то. Есть люди близкие, есть друзья, есть чужие.
К тому, же, не вижу особой проблемы. Уже год прошел, бывали в саду разборки (без участия моей дочери как агрессора, правда). Кто-то кому-то в нос дал из-за игрушки, кто-то кого-то укусил, поцарапал, ударил. Всяко бывало. Это не лучше шлепков по попе. Разборок с детьми родители не устраивали. С их родителями тоже. Правда, случаев таких у нас мало. Может, просто, воспитатели отслеживают. 26.05.2004 08:58:25, Штуша

Гороскопами я вообще не увлекаюсь, но признаю, что у знаков всех есть характерные общие черты. Вот весов я кстати очень легко узнаю. У меня муж Весы, ну типичный представитель. А некоторые вообще не похоже на свои знаки. Всякое бывает... 26.05.2004 09:17:09, Igla



Я еще не знаю, как я буду себя вести - шлепать или нет. Наверное, это нельзя. Меня в детстве не били, но попытки мамы шлепнуть - я их помню с очень раннего возраста - ничего, кроме страшной обид и ощущения несправедливости, не вызывали. Позже, когда я уже была старше (лет 8-9 и выше), угрозы мамы меня побить вызывали ответ: "А я тебя тогда убью". Убить бы не убила, но попыталась бы точно.
Папа меня не бил никогда и, в отличие от мамы, не орал постоянно и не читал нотаций. Но я его очень любила, и потому его простое недовольство действовало сильнее, чем любой мамин крик.
Мужа в детстве били ремнем лет до 8, ставили в угол и т.д. Наверное, поэтому он на Каролину даже не кричит никогда и вообще все ей разрешает и страшно ее балует.
Сейчас, при том, что я это все о себе помню и понимаю, шлепнуть иногда хочется невероятно. Тем более при моей жуткой природной агрессивности. Но я с этим борюсь, хотя эти постоянные капризы, требования срочно дать то-то и то-то (что нельзя) иногда доводят до бешенства. Но я борюсь. Я просто хорошо понимаю, что я сама в детстве была ужасным, отвратительным ребенком, но меня родители как-то перетерпели, и благодаря этому я есть тем, чем есть. Они меня перетерпели, не стали ломать, хотя крик и истерики тоже на психику действуют очень тяжело. Но все же это не битье, не вторжение в твое физическое пространство. Так что я в общем против шлепков, хотя - честно говорю - я не представляю, как я буду от этого удерживаться, просто не знаю. Но по крайней мере постараюсь (хочется верить, во всяком случае). 25.05.2004 14:00:57, Janet
Знаешь, я бы все-таки не ставила битье и шлепки в одну плоскость. ИМХО - это разные вещи.
26.05.2004 09:22:12, Штуша
Для взрослых - это , наверное, как "дать в морду" и пощечину. Только не хотела бы я , чтобы по отношению ко мне применялось ни первое , ни второе.
28.05.2004 02:07:42, Иринище
Папа меня не бил никогда и, в отличие от мамы, не орал постоянно и не читал нотаций. Но я его очень любила, и потому его простое недовольство действовало сильнее, чем любой мамин крик.
Мужа в детстве били ремнем лет до 8, ставили в угол и т.д. Наверное, поэтому он на Каролину даже не кричит никогда и вообще все ей разрешает и страшно ее балует.
Сейчас, при том, что я это все о себе помню и понимаю, шлепнуть иногда хочется невероятно. Тем более при моей жуткой природной агрессивности. Но я с этим борюсь, хотя эти постоянные капризы, требования срочно дать то-то и то-то (что нельзя) иногда доводят до бешенства. Но я борюсь. Я просто хорошо понимаю, что я сама в детстве была ужасным, отвратительным ребенком, но меня родители как-то перетерпели, и благодаря этому я есть тем, чем есть. Они меня перетерпели, не стали ломать, хотя крик и истерики тоже на психику действуют очень тяжело. Но все же это не битье, не вторжение в твое физическое пространство. Так что я в общем против шлепков, хотя - честно говорю - я не представляю, как я буду от этого удерживаться, просто не знаю. Но по крайней мере постараюсь (хочется верить, во всяком случае). 25.05.2004 14:00:57, Janet


Я, наконец, поняла, что именно мне не нравилось в бурном обсуждении шлепков :-). То, что их роль в формировании личности считается чуть ли не решающей :-).
Вот с этим я никак не могу согласиться. (Уточню: я говорю только о "телесных стоп-сигналах", допустимых - ИМХО - в общении с некоторыми детьми в некоторый недолгий период между 3 и 6 годами. О "битье" и "порке" я не говорю. И даже о системе наказаний я не говорю.)
Я считаю, что при нормальных отношениях между родителем и ребенком (когда родитель чувствует и понимает реакции ребенка на свои действия и слова) шлепки не могут оказать столь катастрофического влияния на судьбу ребенка, как многие считают.
И лучше бы таким мамам, которые по каким-то причинам считают такой "телесный стоп-сигнал" условно-приемлемым, не корить себя и не страдать от чувства вины, когда они в очередной раз что-то "объяснили" ребенку таким способом. Лучше уж позволить себе НЕ БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЙ МАМОЙ, а быть такой, какая получается, чем страдать от невозможности достижения идеала.
Потому что, ИМХО, от угрызений совести и ощущения безвыходности как раз и можно утратить то взаимопонимание, которое еще не было разрушено шлепками :-). Все - с многократным повторением "ИМХО" :-). 25.05.2004 01:03:47, Nesmejana
Абсолютно согласна. Мне, на самом деле, просто непонятно отношение к шлепку (как выяснилось, я совсем неправильно назвала топик, речь действительно больше о стоп-сигналах) как к чему-то катастрофическому и в дальнейшем калечающую жизнь ребенка. У меня просто полно знакомых мам, которые реагируют на "дурное поведение" ребенка фразами типа "Я тебя не люблю!", запиранием в темной комнате и гордятся тем, что обходятся без шлепков :(
Понятно, что еще очень зависит от родителей (о детях с тонкой душевной организацией, которых шлепать нельзя, я тут не говорю в принципе), от их отношения. Если шлепать и думать при этом, что это унижение, испытывать потом чувство вины, то тогда, по-моему, шлепки и могут сильно повлиять. Но это, скорее, будет косвенное влияние. Влияет не столько само действие, сколько реакция родителей. Возможно, реакция скрывается, но дети ее часто чувствуют. 25.05.2004 11:27:57, Штуша
Сто раз здесь же обсужено:) - те, кому НРАВИТСЯ шлепать - шлепают. Кому НРАВИТСЯ кричать - кричат. Это внутреннее дело родителей, а не абсолютная потребность детей.
Другой вопрос - что я тоже не вижу ничего катастрофического. Ну нравится кому-то шлепать, они находят тысячу причин это делать (и вероятно - они правы). Значит, их дети вполне к этому приспособлены.
Отправная точка всегда от родителей. Каждый воспитывает, как может. Я не хочу и не могу шлепать - поэтому ищу и нахожу иные способы воспитания, так что и это тоже возможно. 25.05.2004 12:41:38, Кондратея
Так погодите - речь ведь не об исключениях, кажется? Не о том, что сорвались, накричали, шлепнули, раскаиваются, сознают свою небезупречность, а вообще-то собирались поступать по-другому? Если речь именно об этом, то прошу прощения - я вообще тогда не поняла всего обсуждения. Как и все люди, я сознаю свою небезупречность, и безусловно иногда поступаю не так, как сделала бы при взвешенном обдумывании. Хотя вот не шлепнуть - легко получается при любом раскладе, ни разу и не шлепнула. Естественно - допускала иные отступления от пути разума.
Мне показалось, что речь идет о признании систематического подхода - "в нашей семье нужно наказание шлепком, это по многим причинам наилучший выход для нас и нашего ребенка". Я совершенно не против этого подхода (что и подтвердила много раз), и заключаю, что людям, очевидно, нравится этот подход. Едва ли РЕБЕНОК выбрал этот подход для себя. Его выбрали родители. Им нравится и подход, и результаты. Вот и все. Если им не нравится, что они делают - наверное, СИСТЕМАТИЧЕСКИ они бы этого не делали, даже если редко. 25.05.2004 13:15:22, Кондратея
А что значит "не было альтернативы"? У меня только один ребенок, и пока что я не сталкивалась с ситуацией, где МНЕ пришло бы в голову, что шлепок может быть единственным экстренным выходом. Хочу попытаться себе это представить. Экстренные меры могут быть и другие (я вот хорошо представляю, что ребенка можно держать на коленях или поднять на руки, даже если он этого не хочет).
25.05.2004 13:32:52, Кондратея
Аааа, я поняла. У меня все подобное бывает (ПМС правда не сильно страдаю:), но реакции иные - я "выпадаю в осадок" (по-разному - либо прекращаю вообще всякую деятельность, типа выбегаю и закрываю за собой дверь, либо ору не своим голосом). Если уж я заорала - то моментально застывает на месте все живое - и взрослое, и детсткое, поэтому никаких проблем с ПРЕКРАЩЕНИЕМ идиотской или немыслимой для меня ситуации не бывает. Проблемы бывают с разруливанием последствий.
Похоже, что "случайные" шлепки бывают примерно от этого. Но это все равно не тот случай, который тут обсуждался - шлепки принятые как средство общения с ребенком. 25.05.2004 13:55:45, Кондратея
Если при этом он станет отбиваться, то шлепков выйдет гораздо больше одного.
25.05.2004 13:45:52, пчела Майя
Не знаю, не сталкивалась. На площадке вижу, как разнимают даже и дерущихся детей - ничего, схватили и оттащили. И дальше держат. Ребенок, естественно, лягается и брыкается - на то и опыт, чтобы держать его осторожно и крепко.
25.05.2004 13:49:59, Кондратея
Вам никогда резко дернувшимся ребенкиным затылком в висок не попадало? Уверяю Вас, продолжать в этой ситуации "держать его осторожно и крепко" весьма проблематично :))
25.05.2004 14:01:37, Штуша
:)) Свекровь рассказывала, что ей (не во время удержания, а во время простого "держания") сильно попало затылком в кадык. Болело недели две.
25.05.2004 14:19:36, Штуша
Мне В ЗУБЫ (мое БОЛЬНОЕ, многажды оперированное место!) попадало много раз. Именно головой ребенка. В разных ситуациях - не всегда именно он сопротивлялся, бывают и игры, и валяние на кровати, приведшее к такой неприятности. А к ЗУБАМ своим я поневоле сверх-трепетно отношусь - передо мной и так маячит вероятность их лишиться прежде времени.
Тем не менее - про себя я чертыхалась, сердце у меня падало от страха, зубы болели (иногда и несколько часов), к зеркалу я потом бегала (чтобы посмотреть - не возникает ли отек)... согласна, что все вместе проблематично. Но по моему опыту - можно продолжать держать, и даже про мамины зубы сообщать позже, а не в момент. Предотвратить такое неудачное попадание совсем у меня не получается даже безо всяких неприятных ситуаций - с ребенком когда возишься, мелкие травмы так и так неизбежны - то по ноге получишь, то по голове, то санками стукнули (даже и не твой ребенок)... Почему, если в игровой ситуации - то переносить, а в ситуации удержания - не переносить? 25.05.2004 14:09:35, Кондратея
А я вот в эти подвижные игры терпеть не могу возиться. И когда они с отцом это делают - тоже, но понимаю, что надо терпеть и молчать. Поэтому травмы со стороны ребенка меня никогда не устраивали. Правди ничего серъезного и не было.
25.05.2004 14:19:15, пчела Майя
У меня тоже так ничего серьезного и не было. Но синяки на ногах бывали (боюсь - и еще будут). Я очень рада, что ребенок посещает сад (по многим причинам), в частности - потому что у них достаточно активно-физкультурынх занятий:)
25.05.2004 14:25:25, Кондратея
Я не к тому, что не переносить и наказывать ребенка. А к тому, что держать уже не получится. У меня после ударов в висок опускались руки, на долю секунды я теряла сознание. Достаточно, чтобы ребенок вырвался. А потом, прежде чем снова схватить, надо еще прийти в себя (а голова перестает кружиться не сразу).
25.05.2004 14:17:44, Штуша
Причем тут агрессия? Элементарно - лежу рядом с полугодовалым сыном, почти спим. Вдруг ему что-то помешало, он неожиданно резко дернул головой. Вот оно и получается. Или мы просто возимся, играем.
В большое банное полотенце не завернешь на улице. Или брать его на прогулку и все время держать наготове? К тому же, обхваты сложноваты для большого ребенка. Я бы сейчас свою силой вряд ли удержала.
И еще, "держать до этого"... Что Вы подразумеваете под "этим"? Какую-то нежелательную ситуацию с участием ребенка (обидел брата, стал на улице отнимать понравившуюся игрушку, побежал к плите, побежал один к лифту и т.д.). Такие ситуации могут возникнуть в любой момент. Не на поводке же ребенка держать :)
26.05.2004 09:06:01, Штуша
Вот с этим я никак не могу согласиться. (Уточню: я говорю только о "телесных стоп-сигналах", допустимых - ИМХО - в общении с некоторыми детьми в некоторый недолгий период между 3 и 6 годами. О "битье" и "порке" я не говорю. И даже о системе наказаний я не говорю.)
Я считаю, что при нормальных отношениях между родителем и ребенком (когда родитель чувствует и понимает реакции ребенка на свои действия и слова) шлепки не могут оказать столь катастрофического влияния на судьбу ребенка, как многие считают.
И лучше бы таким мамам, которые по каким-то причинам считают такой "телесный стоп-сигнал" условно-приемлемым, не корить себя и не страдать от чувства вины, когда они в очередной раз что-то "объяснили" ребенку таким способом. Лучше уж позволить себе НЕ БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЙ МАМОЙ, а быть такой, какая получается, чем страдать от невозможности достижения идеала.
Потому что, ИМХО, от угрызений совести и ощущения безвыходности как раз и можно утратить то взаимопонимание, которое еще не было разрушено шлепками :-). Все - с многократным повторением "ИМХО" :-). 25.05.2004 01:03:47, Nesmejana

Понятно, что еще очень зависит от родителей (о детях с тонкой душевной организацией, которых шлепать нельзя, я тут не говорю в принципе), от их отношения. Если шлепать и думать при этом, что это унижение, испытывать потом чувство вины, то тогда, по-моему, шлепки и могут сильно повлиять. Но это, скорее, будет косвенное влияние. Влияет не столько само действие, сколько реакция родителей. Возможно, реакция скрывается, но дети ее часто чувствуют. 25.05.2004 11:27:57, Штуша

Другой вопрос - что я тоже не вижу ничего катастрофического. Ну нравится кому-то шлепать, они находят тысячу причин это делать (и вероятно - они правы). Значит, их дети вполне к этому приспособлены.
Отправная точка всегда от родителей. Каждый воспитывает, как может. Я не хочу и не могу шлепать - поэтому ищу и нахожу иные способы воспитания, так что и это тоже возможно. 25.05.2004 12:41:38, Кондратея
Да, очень удобно думать о других, что им НРАВИТСЯ делать то, что они делают. (Потому что ведь иначе бы не делали!) Однако жизнь многообразнее :-). Далеко не все люди делают то, что им нравится - или далеко не всем нравится то, что они делают.
Кондратея, неужели Вы НИ РАЗУ В ЖИЗНИ не совершили ничего такого, что бы Вам не нравилось? (Ну, например, повысили голос на близкого человека, будучи уставшей и голодной, а потом сожалели и извинялись.)
Если Вы действительно НИКОГДА не делали того, что Вам не нравится - снимаю шляпу, падаю ниц и искренне восхищаюсь Вашей железобетонной выдержкой!!! 25.05.2004 13:07:03, Nesmejana
Кондратея, неужели Вы НИ РАЗУ В ЖИЗНИ не совершили ничего такого, что бы Вам не нравилось? (Ну, например, повысили голос на близкого человека, будучи уставшей и голодной, а потом сожалели и извинялись.)
Если Вы действительно НИКОГДА не делали того, что Вам не нравится - снимаю шляпу, падаю ниц и искренне восхищаюсь Вашей железобетонной выдержкой!!! 25.05.2004 13:07:03, Nesmejana

Мне показалось, что речь идет о признании систематического подхода - "в нашей семье нужно наказание шлепком, это по многим причинам наилучший выход для нас и нашего ребенка". Я совершенно не против этого подхода (что и подтвердила много раз), и заключаю, что людям, очевидно, нравится этот подход. Едва ли РЕБЕНОК выбрал этот подход для себя. Его выбрали родители. Им нравится и подход, и результаты. Вот и все. Если им не нравится, что они делают - наверное, СИСТЕМАТИЧЕСКИ они бы этого не делали, даже если редко. 25.05.2004 13:15:22, Кондратея
Тогда, может быть, наоборот - это _я_ не поняла, о чем шла речь :-). Потому что я-то думала, что речь шла не о тех шлепках, которые возводятся в ранг "систематического подхода" и считаются удобным "наказанием", а о случайных шлепках, которые происходят в экстренной ситуации, когда мама не успела установить достаточный контакт с ребенком ДО начала его неправильных действий и теперь таким вот "нестандартным" способом пытается экстренно остановить процесс.
Насчет "систем наказаний" я не говорю (я вообще против таких "систем"). А вот "случайные шлепки" мне не кажутся катастрофой. (Опять-таки, при условии нормальных взаимоотношений между ребенком и родителями. И при условии, что именно С ЭТИМ ребенком это не будет катастрофой. Т.е. только с теми детьми, у которых после этого не испортятся отношения с родителями.)
А когда "экстренный телесный стоп-сигнал" сработал, можно и поговорить.
У меня "случайные шлепки" бывали с 3 из моих 4 детей (со всеми, кроме старшего, с которым они были однозначно недопустимы и просто не нужны). И я всегда сожалела о том, что я НЕ УСПЕЛА отследить момент, когда еще можно было договориться без экстренных мер. И всегда говорила об этом детям. И извинялась. И говорила о том, что очень не хотела бы повторения. И шлепки эти можно по пальцам пересчитать.
И при этом я не считаю, что я нанесла жестокий удар по их самооценке и непоправимо искалечила их судьбы. Потому что в те конкретные моменты, когда это происходило, я по каким-то причинам не успевала найти другой выход. Потому что я далека от идеала :-). Но это не смертельно :-). 25.05.2004 13:28:26, Nesmejana
Насчет "систем наказаний" я не говорю (я вообще против таких "систем"). А вот "случайные шлепки" мне не кажутся катастрофой. (Опять-таки, при условии нормальных взаимоотношений между ребенком и родителями. И при условии, что именно С ЭТИМ ребенком это не будет катастрофой. Т.е. только с теми детьми, у которых после этого не испортятся отношения с родителями.)
А когда "экстренный телесный стоп-сигнал" сработал, можно и поговорить.
У меня "случайные шлепки" бывали с 3 из моих 4 детей (со всеми, кроме старшего, с которым они были однозначно недопустимы и просто не нужны). И я всегда сожалела о том, что я НЕ УСПЕЛА отследить момент, когда еще можно было договориться без экстренных мер. И всегда говорила об этом детям. И извинялась. И говорила о том, что очень не хотела бы повторения. И шлепки эти можно по пальцам пересчитать.
И при этом я не считаю, что я нанесла жестокий удар по их самооценке и непоправимо искалечила их судьбы. Потому что в те конкретные моменты, когда это происходило, я по каким-то причинам не успевала найти другой выход. Потому что я далека от идеала :-). Но это не смертельно :-). 25.05.2004 13:28:26, Nesmejana

А если ему 5 лет, он весит 20 кг, а Вы плохо себя чувствуете? Тогда ни держать, ни поднять может не получиться.
А если ребенок видит и понимает, что не нужно делать то, что он делает, но нарочно продолжает делать, несмотря на Ваши просьбы не делать? А у Вас ПМС :-) и вообще был трудный день. Можно внезапно вспыхнуть и потерять контроль.
(Я, например, однажды в приступе ярости швырнула на пол горячую сковороду с едой - но я тогда была беременна, и это было "гормональное" :-). В здравом уме мне бы никогда не пришло в голову бросить сковородку. За минуту ДО того и через минуту ПОСЛЕ я бы не поверила, что я на такое способна :-).)
А если ситуация настолько неожиданная и нелепая (ребенок ведет себя абсолютно по-идиотски), что Вы просто ошарашены, но по каким-то причинам нет времени спокойно все обдумать ДО реакции?
Конкретные примеры я не буду приводить. Но в тех случаях, когда я срывалась на шлепки, я потом всегда анализировала причины такого срыва и искала способ не допустить повторения таких ситуаций. Иногда очень интересные выводы получались, после которых я меняла что-то ГЛОБАЛЬНОЕ в моей жизни :-))). К лучшему, естественно :-). В общем, много лет училась на своих ошибках, чтобы приблизиться к гармонии, но пока еще есть куда двигаться :-). 25.05.2004 13:49:44, Nesmejana
А если ребенок видит и понимает, что не нужно делать то, что он делает, но нарочно продолжает делать, несмотря на Ваши просьбы не делать? А у Вас ПМС :-) и вообще был трудный день. Можно внезапно вспыхнуть и потерять контроль.
(Я, например, однажды в приступе ярости швырнула на пол горячую сковороду с едой - но я тогда была беременна, и это было "гормональное" :-). В здравом уме мне бы никогда не пришло в голову бросить сковородку. За минуту ДО того и через минуту ПОСЛЕ я бы не поверила, что я на такое способна :-).)
А если ситуация настолько неожиданная и нелепая (ребенок ведет себя абсолютно по-идиотски), что Вы просто ошарашены, но по каким-то причинам нет времени спокойно все обдумать ДО реакции?
Конкретные примеры я не буду приводить. Но в тех случаях, когда я срывалась на шлепки, я потом всегда анализировала причины такого срыва и искала способ не допустить повторения таких ситуаций. Иногда очень интересные выводы получались, после которых я меняла что-то ГЛОБАЛЬНОЕ в моей жизни :-))). К лучшему, естественно :-). В общем, много лет училась на своих ошибках, чтобы приблизиться к гармонии, но пока еще есть куда двигаться :-). 25.05.2004 13:49:44, Nesmejana

Похоже, что "случайные" шлепки бывают примерно от этого. Но это все равно не тот случай, который тут обсуждался - шлепки принятые как средство общения с ребенком. 25.05.2004 13:55:45, Кондратея
Ну вот, а я тоже могу заорать не своим голосом :-) (к счастью, все реже и реже), но при этом еще и начать махать руками и влепить шлепок по подвернувшейся попе :-).
Да, когда я о себе говорила - я "случайные" шлепки имела в виду. Но при этом :-) я все-таки считаю, что в некоторых семьях и с некоторыми детьми это может быть более удобной мерой пресечения, чем другие.
25.05.2004 14:10:11, Nesmejana
Да, когда я о себе говорила - я "случайные" шлепки имела в виду. Но при этом :-) я все-таки считаю, что в некоторых семьях и с некоторыми детьми это может быть более удобной мерой пресечения, чем другие.
25.05.2004 14:10:11, Nesmejana



:-) А у меня однажды после такого "удерживания" был такой фингал под глазом, что я 2 недели из дома не выходила :-))).
25.05.2004 14:10:58, Nesmejana


Тем не менее - про себя я чертыхалась, сердце у меня падало от страха, зубы болели (иногда и несколько часов), к зеркалу я потом бегала (чтобы посмотреть - не возникает ли отек)... согласна, что все вместе проблематично. Но по моему опыту - можно продолжать держать, и даже про мамины зубы сообщать позже, а не в момент. Предотвратить такое неудачное попадание совсем у меня не получается даже безо всяких неприятных ситуаций - с ребенком когда возишься, мелкие травмы так и так неизбежны - то по ноге получишь, то по голове, то санками стукнули (даже и не твой ребенок)... Почему, если в игровой ситуации - то переносить, а в ситуации удержания - не переносить? 25.05.2004 14:09:35, Кондратея



Держать надо до этого, тогда не получится удара в висок. После того, как мои мне чуть не сломал трахею, я научилась его держать обхватом, либо заворачивала в большое банное полотенце. Если ребенок гиперактивен и склонен к агрессии, то этому надо учиться из соображении безопасности и самого ребенка, и окружающих.
25.05.2004 17:13:39, anon

В большое банное полотенце не завернешь на улице. Или брать его на прогулку и все время держать наготове? К тому же, обхваты сложноваты для большого ребенка. Я бы сейчас свою силой вряд ли удержала.
И еще, "держать до этого"... Что Вы подразумеваете под "этим"? Какую-то нежелательную ситуацию с участием ребенка (обидел брата, стал на улице отнимать понравившуюся игрушку, побежал к плите, побежал один к лифту и т.д.). Такие ситуации могут возникнуть в любой момент. Не на поводке же ребенка держать :)
26.05.2004 09:06:01, Штуша
Штуша, при том, что мне пришлось учиться держанию именно из-за этого. Просто для тех, у чьих детеи есть психоневрологические проблемы, умение вовремя удержать может быть вопросом выживания. Полотенце, естественно, для домашних ситуации. Для всех прочих, требующих обездвиживания - захват корзинкои, "basket hold". Это работало в нашем случае до 7-8 лет, после чего не было нужно. Ситуации, описанные вами (обидел, отобрал игрушку, побежал) разруливаются по-другому.
26.05.2004 16:44:19, anon


Нам 3,5 г. В общем с ней договорится можно. Но бывает такие моменты, когда она просто наглеет и начинает просто хулиганить. Пример: Выливает воду из ванной на пол. Миллионы раз на нее кричали, объясняли, уговаривали – НОЛЬ!
Я психанула, вытащила ее из ванной, вручила ей половую тряпку в руку и прорычала: «убирай все воду!» Думаю, в тот момент я была готова не то что бы шлепнуть, а отлупить ее. И Дашка это поняла. Она с горем пополам вытерла воду, попросила прощения, залезла опять в ванную и больше никогда так не делала.
У нас шлепки проходят не как, наказания, а как сигнал СТОП!
Даха просто не может успокоится- перевозбуждение, когда из смеха в истерику!
Во время дневного засыпания, когда ее плач переходит в визг, помогает только шлепок- минута ребенок спит!
Помогает только шлепок или умывание холодной водой! В остальных случаях мое рычание на нее действует.
25.05.2004 00:00:33, солощ

А мамами, не шлепающими детей искренне восхищаюсь! 24.05.2004 22:58:22, Винни

И хочу добавить, что когда ребенок начинает плакать или просто капризничать он сам не может Вам объяснить почему! Спросите его: "Почему ты плачешь?" 95% он скажет "НЕЗНАЮ"
Мой ребенок если днем не спал, вечером - слезы! И наказывать за ее нытье просто бесполезно! Хотя очень хочется кричать и пускать искры. 25.05.2004 00:06:09, солощ
Интересно, что в одном ряду у Вас - смертельно опасное выбегание на дорогу, и НЕ опасное и даже социально допустимое во многих ситуациях топание ногами.
24.05.2004 23:18:39, Мария Д.
Я считаю, ЛЮБОЕ наказание - швах отношений. Заявление "я тебе специально буду плохо, неприятно делать" переводит отношения в авторитарно-садо-мазо русло. Большинство людей, правда, к таким отношениям готовы, а других не знают.
24.05.2004 20:10:15, Мария Д.
"Я тебе специально плохо буду делать"... Если это делают родители, значит это плохо. А если это делает ребенок? Еще раз повторюсь, обсуждаются случаи, когда ребенок в курсе, что поступает плохо. Ему об этом даже сказали, но он продолжает. Нужна реакция. Можно, конечно, сказать о необходимости анализа, почему он так делает, может, что-то не так... Но это позже.
25.05.2004 11:10:13, Штуша
Почти точное отзеркаливание - средство сильное. "Плавали, знаем...". Использую в качестве действия КРАЙНЕ РЕДКО. Порой для объяснения - строю модель. Например, "Ты делаешь вот это, а если бы я так поступила с тобой, тебе бы понравилось?".
В принципе, оказалось, что у многих очень разное толкование слова "наказание". В процессе дискуссии выяснила для себя, что речь не столько о наказании, сколько о реакции на то, что ребенок ведет себя плохо, делает то, чего нельзя (и знает об этом) 26.05.2004 09:12:15, Штуша
Да, с такой формулировкой и я полностью согласна. Системы наказаний мне тоже не кажутся правильным изобретением. Но про "меры пресечения" я бы так уже не сказала. Сиюминутное пресечение того, что ИМЕННО СЕЙЧАС делается не так (в идеале - пресечение словом, но на практике - оно по-всякому может складываться) я не считаю "наказанием" и не считаю, что это "швах отношений".
26.05.2004 02:26:25, Nesmejana

25.05.2004 11:10:13, Штуша
То есть наказание как отзеркаливание для демонстрации? Это надо лезть в психологию. Методы отзеркаливания опасны, вызывают сильные реакции, и применятся должны с особой осторожностью. И не регулярно.
25.05.2004 16:48:55, Мария Д.

В принципе, оказалось, что у многих очень разное толкование слова "наказание". В процессе дискуссии выяснила для себя, что речь не столько о наказании, сколько о реакции на то, что ребенок ведет себя плохо, делает то, чего нельзя (и знает об этом) 26.05.2004 09:12:15, Штуша
А мы преодолеем тварную природу свою, выдавим по капле первородное "боль - удовольствие", станем богоравны. :)
24.05.2004 21:10:45, JaneZ

То есть за что собственно шлепать?
Посему никогда не шлепала. В случаях важных - чуть поднимаю голос.
Причем мама у меня очень темпераментная, и ребенок знает, что уровень важности -когда она уже кричит :-)
А мой уровень важности, когда я внимательно смотрю ему в глаза и чуть громче и жестче говорю. При капризах, все более редких, отвлекаю игрой, задачей или просто возней с смешками.
Свою политику никому не навязываю. Дети, оставленные у меня подругой на "поиграть" днем, быстро привыкли к моему мировоззрению.
И ее ранее "отвязная" (как она ее называла) дочка, у меня просто ангел.
В общем, я иногда знаю что сказать и все. и даже воспроизвести не смогу. По ситуации.
В результате, мой сын никогда никуда не отсылался, в углах не стоях, запретам не обучен, по рукам-попе никогда не шлепан, с маминым молчанием не знаком и т.п.
Если кто-то из ребятишек поступает неправильно, он ждет, когда ситуация изменится; при продолжении проблемы - подходит и спокойно объясняет, что неправильно и как лучше поступить. А потом хвалит исправившегося и радуется вместе с ним.
Когда-то в юности я занималась психологией морали, поэтому наказание маленьких детей могу представить только в виде объяснения "почему нельзя.."
З.Ы. Кроме того я знаю пару чудесных исследований о корреляции формирования низкой самооценки/виктимности и шлепания. 24.05.2004 17:56:13, ABDDavidoff

Еще момент - не все дети реагируют на объяснения "почему нельзя". Вот Вам ситуация, которую мы обсуждали с Кондратеей - сестра отбирает бутылочку у годовалого брата (не впервые). Просьбу не делать это слышит, но не выполняет. Брат вопит. У него хватает сил не выпустить из рук бутылочку, но есть он при этом не может. И что должна делать мама? Спокойно говорить дочке, почему нельзя это делать? Предположим, минут за 10 удастся. Оцените эту сцену с точки зрения годовалого брата, которого не понятно по какой причине мучили 10 минут (для годовалого - очень долго). Оттащить - в нашем случае гораздо более неприятное физическое воздействие, чем шлепок (в моральном плане), так сложилось.
Может, не совсем по теме, но Вы описали поведение сына, когда он объясняет кому-то, "что неправильно и как лучше поступить". Я правильно поняла, что это объясняется детям-ровесникам? Немного настораживает, что он считает себя в праве оценивать их поступки. Все ли на это реагируют хорошо? Знаю детей, которые внутренне возмутились бы, если бы кто-то из ровесников оценивал их действия (даже если бы понимали, что оценка правильная). И отреагировали бы весьма отрицательно. 25.05.2004 10:25:01, Штуша

Хватаю и не пускаю? Тоже такого нет.
Отрицательно ли реагируют другие дети? За очень редким исключением Дему во дворе любят и слушаются.
Если честно, я в делах помощи по воспитанию не состоятельна.
Постаралась решить все вопросы по детской психике чуть не с рождения и горя теперь не знаю.
Это как в демином младенчестве. Собираемся мамы во дворе, все болтают -я никак ничего сказать не могу. Ни колик, ни дисбактериоза, ни дистоний, вообще ничего у сына не было. А, зубы резались! Обсуждали какой первый какой второй. Да и то без эксцессов резались, вроде.
Советы мои в результате "от противного".
Ничего агрессивного к сыну я применяю. Не за чем. 25.05.2004 19:09:45, ABDDavidoff


Что-то когда-то объясняется. Вернее - с ребенком более-менее постоянно какой-то диалог происходит. Но он далеко не обязательно завязан на текущие события. Ребенок учится поведению ситуативно - по примеру родителей и по контролю родителей. Так что я возлагала (и возлагаю) куда больше надежд на предотвращение категорически нежелательных действий (вроде отбирания бутылочки у другого ребенка), нежели на ЛЮБЫЕ последствия для ребенка. Наказания-объяснения и даже оттаскивания - по сути малоэффективны. Зато контролировать ребенка и не допускать ударов, отбираний бутылочки, непозволительных невежливостей (тыканье в глаза, когда на руках сидит) - обучают даже младенцев очень быстро. Перехватывать руки ребенка ДО, а не после - вот моя основная тактика. Ребенок быстро усваивает, что некоторые виды поведения мама и папа просто не позволят свершить. То же самое - убегания на прогулках, истерики по отделению предметов от детей (и детей от предметов) - я предотвращала и продолжаю. В вашем случае с бутылочкой - поскольку я знаю, что для ребенка ЭТО соблазн - усадив младшего ребенка есть, старшую сразу беру к себе и принимаюсь занимать. Например, тоже едой. Под контролем (вероятно в ее возрасте - уже не физическом, а моральном - мама удерживает ребенка и простым проявлением индивидуального внимания к нему/к ней).
Предотвращение вместо наказаний получается. Ну а если не вышло - то не вышло одновременно у мамы и ребенка (мама не предотвратила) - тоже о наказании речи нет. Постепенно у ребенка формируется представление о желательных поведениях, а поскольку дети все-таки в массе не дьявольские - они охотно усиливают желательные поведения и уменьшают нежелательные.
Сразу скажу, детей как описывает Несмеяна - я вообще не видала:) За них не поручусь никак. 25.05.2004 12:34:34, Кондратея
А каких детей я описываю? :-) Для которых "телесный язык" понятнее? Так это не моя идея - это я здесь, ниже, вычитала. Но сразу вспомнила, кто из моих знакомых детей отлично подходит под такое описание. (И не страдает при этом излишне тонкой душевной организацией.)
Что касается "предупреждения" вместо наказания - да, конечно, Вы абсолютно правы! Конечно, это идеальный способ взаимоотношений! Вот только в реальной жизни почему-то очень редко мама успевает "предупредить", особенно если она в это время общается с младшим ребенком, следит за приготовлением пищи, отвечает на телефонный звонок, отгоняет кошку от разрезаемого мяса, и т.д., и т.п.
И тут, конечно, можно упрекнуть эту маму в том, что она не сумела идеально организовать свой быт :-) - и это верно! И она, возможно, скоро научится каким-то приемам и достигнет идеала. Но пока не достигла - "предупредить" все-таки не успевает.
25.05.2004 13:15:30, Nesmejana
Что касается "предупреждения" вместо наказания - да, конечно, Вы абсолютно правы! Конечно, это идеальный способ взаимоотношений! Вот только в реальной жизни почему-то очень редко мама успевает "предупредить", особенно если она в это время общается с младшим ребенком, следит за приготовлением пищи, отвечает на телефонный звонок, отгоняет кошку от разрезаемого мяса, и т.д., и т.п.
И тут, конечно, можно упрекнуть эту маму в том, что она не сумела идеально организовать свой быт :-) - и это верно! И она, возможно, скоро научится каким-то приемам и достигнет идеала. Но пока не достигла - "предупредить" все-таки не успевает.
25.05.2004 13:15:30, Nesmejana

Я тоже не в 100% предупреждала (и предупреждаю). Но ребенок умнее, скажем, собаки - а ведь даже собаки обучаются очень сложным навыкам при не 100% повторяемости ситуаций. Ребенок и подавно понимает смысл повествования даже при не 100% предупреждении.
Мой подход, вкратце - желательное поведение моделировать (и своим поведением, и контролем ребенка), ошибки равнодушно игнорировать, либо замечать только "ну, мы учимся и уже сделали некоторые успехи".
Все это о ребенке ДО трех лет. После трех лет у нас вообще куда эффективнее все дело пошло, ребенок стал со своей стороны помогать. 25.05.2004 13:25:26, Кондратея

Так мы с Вами вообще о разных случаях говорим :-). Я-то как раз говорю о детях 3-6 лет.
У некоторых детей после 3 лет начинается стремительный процесс "взросления", когда договариваться становится все легче и легче. Так, видимо, происходит у Вас с Кондратом. Так было у меня с моим старшим сыном. Но таких детей довольно мало :-((( (это я заметила еще до того, как у меня появились другие дети - заметила по детям моих подруг; они были совсем не такими, как я привыкла).
А у многих детей в промежутке между 3 и 6 годами (приблизительно; границы могут быть сдвинуты) наступают такие периоды, когда они могут становиться как бы "невменяемыми". У кого-то в 4 года, у кого-то в 5 лет... У кого-то это длится несколько дней и проходит без следа, у кого-то может затянуться на пару лет... И вот в такие периоды родителям очень сложно найти правильный подход к ребенку. (Вернее, для этого нужно ПОСТОЯННО быть с ним в плотном контакте - тогда все предупреждаемо и все обсуждаемо. Но в реальной жизни постоянный контакт не получается: работа, дом, другие домочадцы... И ребенок, не находящийся в данный момент "на связи" с мамой, может "пойти вразнос".)
Вот примерно о таких периодах жизни семьи я и говорю.
А не о наказаниях маленьких детей, которые я тоже считаю неприемлемыми. 25.05.2004 13:39:08, Nesmejana
У некоторых детей после 3 лет начинается стремительный процесс "взросления", когда договариваться становится все легче и легче. Так, видимо, происходит у Вас с Кондратом. Так было у меня с моим старшим сыном. Но таких детей довольно мало :-((( (это я заметила еще до того, как у меня появились другие дети - заметила по детям моих подруг; они были совсем не такими, как я привыкла).
А у многих детей в промежутке между 3 и 6 годами (приблизительно; границы могут быть сдвинуты) наступают такие периоды, когда они могут становиться как бы "невменяемыми". У кого-то в 4 года, у кого-то в 5 лет... У кого-то это длится несколько дней и проходит без следа, у кого-то может затянуться на пару лет... И вот в такие периоды родителям очень сложно найти правильный подход к ребенку. (Вернее, для этого нужно ПОСТОЯННО быть с ним в плотном контакте - тогда все предупреждаемо и все обсуждаемо. Но в реальной жизни постоянный контакт не получается: работа, дом, другие домочадцы... И ребенок, не находящийся в данный момент "на связи" с мамой, может "пойти вразнос".)
Вот примерно о таких периодах жизни семьи я и говорю.
А не о наказаниях маленьких детей, которые я тоже считаю неприемлемыми. 25.05.2004 13:39:08, Nesmejana



Я думаю, что в качестве экстренного исключения шлепки случаются, но скорее в духе "родитель в ужасе сам от себя". 25.05.2004 14:16:01, Кондратея

Подробности жизни знают далеко не все. Ну, понятно, что если шлепанье - это обычное ежедневное обращение с ребенком, то это сразу всплывет (хотя бы по игре с куклой; правда, это только первое время, пока не научились друг от друга). А о разовых шлепках вряд ли знают. А о родителях по внешнему впечатлению судить сложно. Иногда всплывают совершенно неожиданные вещи. Есть у нас мальчик, семья, по впечатлению, очень интеллигентная. Оказывается, он часто обзывает всех какими-то прозвищами. Как-то доча моя именно от него принесла фразу "Папа - козел!". Для нее это было прикольно, она, конечно, не понимала, что это обидно. Ну и, еще всякие "словечки" до кучи (не матерные). 25.05.2004 14:40:56, Штуша

Кстати, обзываться, конечно, не самая "интеллигентность", но в общем-то нормально и обычно для детей:) Вы же сами замечаете, что язык общения в семье у всех разный. 25.05.2004 14:46:20, Кондратея

Добавлю. Прошлогодний случай. Со мной в парке был мой 2-летний внук, который начал дико орать (хотел на карусель, на которую ему было нельзя - там маленьких не катали). Я его крепко держала на руках и ждала, пока он "выкричится", потому что он меня вообще не слышал. Когда "выкричался" - я ему кое-что шепнула, он улыбнулся, и мы пошли дальше.
Так вот, пока он орал - вокруг нас собрались "зрители" (унести его я не могла - мне было тяжело, поэтому я сидела на скамейке с ним на руках и ждала, пока он сможет идти дальше).
Мнения разделились: одни требовали, чтобы я его отшлепала. Другие меня почти нецензурно ругали за то, что я не делаю то, что хочет ребенок. Меня сильно изумили обе группы "зрителей". Потому что ВСЕ мнения были, на мой взгляд, абсолютно оторванными от жизни. Это так, к слову о местных традициях :-). 25.05.2004 14:05:03, Nesmejana
Так вот, пока он орал - вокруг нас собрались "зрители" (унести его я не могла - мне было тяжело, поэтому я сидела на скамейке с ним на руках и ждала, пока он сможет идти дальше).
Мнения разделились: одни требовали, чтобы я его отшлепала. Другие меня почти нецензурно ругали за то, что я не делаю то, что хочет ребенок. Меня сильно изумили обе группы "зрителей". Потому что ВСЕ мнения были, на мой взгляд, абсолютно оторванными от жизни. Это так, к слову о местных традициях :-). 25.05.2004 14:05:03, Nesmejana
Сразу 23 - это за пределами моего понимания :-). К тому же, возможно, все эти 23 семьи знают какие-то секреты воспитания, которых я не знаю. Возможно, сама среда способствует тому, что до шлепков дело не доходит.
"Хватание" и "не пущание" не хуже! Они - лучше :-)! И я тоже сторонник "хватания" и "не пущания", а не шлепков.
Но это не всегда получается. Ребенок может вырываться, он может отбиваться, не даваться и т.д. А шлепнутый ребенок (если шлепок не является "словом повседневного языка" :-) ) "очнется" и поймет, что дело зашло далеко, если уж его спокойные и уравновешенные родители заговорили на таком языке :-).
25.05.2004 13:57:41, Nesmejana
"Хватание" и "не пущание" не хуже! Они - лучше :-)! И я тоже сторонник "хватания" и "не пущания", а не шлепков.
Но это не всегда получается. Ребенок может вырываться, он может отбиваться, не даваться и т.д. А шлепнутый ребенок (если шлепок не является "словом повседневного языка" :-) ) "очнется" и поймет, что дело зашло далеко, если уж его спокойные и уравновешенные родители заговорили на таком языке :-).
25.05.2004 13:57:41, Nesmejana



Возможно, у нас с Вами действительно разное восприятие самого шлепка. Для Вас это - унижение. Для меня - одно из множества применяемых в общении с ребенком слов на языке прикосновений, означающее примерно "Вспомни, ты поступаешь неправильно!". 25.05.2004 12:55:32, Штуша

Вы считаете, что объяснения "усвоены" - а я считаю, что нет. И возможно - нужны не объяснения или не только объяснения, а просто еще сто пятьдесят повторений правильного поведения. Если б вас "шлепали" при каждой орфографической ошибке в школе или при каждом повторении движения на физкультуре - вы бы быстрее научились, или медленнее? Я не против шлепков, я к тому, что считаю это процессом ОБУЧЕНИЯ, а не морали, и ребенок ОШИБАЕТСЯ, а не поступает назло объяснениям. Она не помнит никаких "правил" в тот момент, когда делает. Поэтому я не считаю, что она нарушает правила "сознательно". Но вы так считаете, и поступаете в соответствии с этим.
Напоминаю - я всего лишь объясняю мою систему, при которой понятие "наказания" не требуется. Эта система основывается на иных предположениях о работе сознания ребенка, нежели ваши предположения. Я не говорю, что одни предположения непременно "правильнее" других - скорее, о влиянии НАШЕГО сознания на НАШИ же действитя по отношению к ребенку:) 25.05.2004 13:21:42, Кондратея

Еще момент - всякие выбегания на дорогу и резкие вбегания вперед взрослых в лифт, связанные с опасностью для жизни. Ребенку иногда трудно понять "может сбить машина" или "двери лифта могут закрыться" - отсутствие опыта. Ребенку можно дать опыт укола иголкой или легкого ожога от плиты, но опыт "машина собьет" - согласитесь, опыт, МЯГКО ГОВОРЯ, нежелательный. И если конкретный ребенок не хочет (не может) понимать слова, а "по попе" помогает? Я почему вдруг к этому вернулась... У нас в окружной газете прочитала - мальчик семилетний на днях погиб, выходя из лифта после мамы (а не до, как положено). Нет гарантии, что всегда успеешь удержать ребенка, вбегающего в лифт, что тоже опасно (с выходом понятно, тут просто надо потребовать "выходи"). Например, она вдруг резко взбежала по лестнице, я еще с коляской поднимаюсь, а дверь лифта открылась - кто-то приехал и вышел. "Стой!" - не действовало, помогало только по попе после такого непослушания. Иногда даже складывается ощущение, что шлепок - это некий акцент, помогающий осознать важность объяснения. Мы объясняем разные вещи, одни делать - "нельзя", другие - "не надо", третьи - "не стоит". А есть такие, которые просто "категорически нельзя". Ребенку еще сложно правильно самому расставить акценты (объясняем-то мы преимущественно спокойным тоном). И если до ребенка лучше доходит только после шлепков? 25.05.2004 13:51:04, Штуша

Безопасность - точно наше дело. Мама, выходящая сама из лифта и не держащая за руку ребенка - заслуживает всяческих соболезнований и сочувствия, безусловно. Но сказать, что это ее ребенок "виноват"? Кстати, отчего несчастный случай-то произошел? Наверное, неисправность лифта виновата. 25.05.2004 14:03:04, Кондратея

А с лифтом, насколько я поняла, следующее. Он был исправлен. Мама с коляской вышла, в лифте остался мальчик. Для лифта его вес - нулевой. И, считая себя пустым, лифт начал закрывать двери. Мальчик оказался зажат ими, лифт стал подниматься... :((( 25.05.2004 14:13:26, Штуша


Показано 120 комментариев из 221
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.