Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Несадовский ребенок

Каждый год в сентябре-октябре я сталкиваюсь с очень больной для всех ее участников ситуацией: дети, которым не нужно ничего и не нужен никто, кроме мамы. Я успешно помогаю таким детям после 4-5 лет, но до 4-х - бесполезно, если только я не буду сама с ними сидеть в игровой комнате целый день.
Конечно, у меня есть своя теория, которую я проверяю практикой.
Но мне интересно, что скажете Вы!
Давайте поговорим на эту тему, пока я в отпуске и подвожу итоги прожитого года.
03.07.2000 11:00:26,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ярослава М.
Элла, это опять я. Вцепилась мертвой хваткой :)), так как Вы поднимаете больные для меня темы. Готовых ответов и советов у меня нет, даже применительно к собственному ребенку, зато рассуждать я готова часами :))

С большим интересом прочитала Ваши сообщения о сформированности и несформированности доверия к окружающему миру и ощущения себя в пространстве. Обдумала. Логично. Когда я приезжаю в чужой город, я тоже чувствую себя неуютно, как слепая.

Согласна с тем, что ребенок чувствует мать, ее настрой. Потом это остается не у всех, но у детей еще есть. Надо быть уверенной в том, что с ребенком ничего не случится, а я в этом далеко не уверена. Никак не могу занять четкую позицию по отношению к садику: идти или не идти.

Первый раз выражение "несадовский ребенок" я встретила в объявлении о приеме в Монтессори-сад. И чем дальше, тем больше мне кажется, что это именно про моего сына. Он боится детей. Именно детей. Я уже голову сломала, пытаясь вспомнить, не было ли какого случая, после которого это произошло. Вот не было и все. Скорее всего, это именно та ситуация, когда мама проецирует свои проблемы на ребенка. Когда сын был поменьше, я очень не любила ходить в песочницы из-за необходимости вступать в общение с соседними мамами. Мы гуляли сами по себе. Вот и догулялись.

В окружающем мире сын чувствует себя нормально. Залезает на высокие лестницы и крепко держится. Убегает далеко, потом оглядывается, смеется и бежит дальше. Как-то умчался в незнакомом лесу, еле отловила. Если рядом взрослые, не проявляющие к нему интерес, тоже все нормально. Когда проявляют интерес, прячется за меня, но из-за моей спины, в общем-то, нормально отвечает. Если не приставать чрезмерно, минут через 15-20 приходит в обычное состояние. Но вот если рядом дети... Ужас в глазах, слезы, паника - больно смотреть. Если надо пройти мимо другого ребенка, оббегает торопливо за два метра. И никакого привыкания, постоянно напряжен. Помогает одно: непрерывно разговаривать и вовлекать в разговор, ожидая ответов. Говорить о чем угодно, но лучше всего о том, что окружает другого ребенка: о его одежде, игрушке, действиях. Отвлекать. Переключать внимание. Вообще, считаю, что отвлекать - лучший способ общения с ребенком.

Существует два мнения. Либо оставить ребенка в покое и никуда не отдавать, либо наоборот, так сказать, бросить в воду и ждать пока выплывет. Лично я бы не хотела, чтобы меня бросили в воду. Стараюсь поставить себя на место сына и чувствую, что я бы хотела только, чтобы от меня отстали. Но может быть, это особенность исключительно моей психики, и не стоит так уж буквально все переносить на сына. Может быть, я этой изоляцией как раз делаю ему хуже. Или уже сделала. Ведь жить-то все-таки в обществе, как ни крути.

Встречала мнение, что до трех-четырех лет ребенку и не нужен никто, кроме близких. Но ведь это не решает проблему, а только отодвигает срок ее решения. Рано или поздно все равно придется вписываться в коллектив. И основной вопрос: как это сделать с наименьшим ущербом для ребенка?

Пока что мы периодически ездим в гости к моим подругам с детьми примерно того же возраста, пытаемся общаться. Успех переменный. Записались в группу, в которой с малышами занимаются всем понемножку, с сентября будем ходить. Там присутствуют с мамами, так что полегче. Есть опыт совместного катания с горки, без особой радости, но и без слез. Что еще можно придумать?
04.07.2000 10:42:03, Ярослава М.
Ярослава! Вы встречали в литературе такое понятие: "ранняя социализация"?
Оно пришло к нам из Америки.
Так вот, если Вам очень уж хочется отдать ребенка в детский сад, чтобы он побыстрее привык к социуму, у нас, в Москве, есть Центр "Зеленая дверца". У них там специальные методики бесшокового приучения к условиям, когда куча правил и мало прав.
А без проблем - после 5-ти лет, но это лично мое мнение.
04.07.2000 14:04:20, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Опять мне не удалось правильно выразить свою мысль. Я совсем не горю желанием побыстрее сплавить сына в садик. Если бы это было так, я бы не сомневалась и сделала это. В том-то и дело, что меня очень и очень мучат сомнения.

Элла, по Вашему опыту, в чем разница к пяти годам между домашним ребенком и ребенком, прошедшим садик? Кто из них чувствует себя увереннее? Конечно, сравнивать тяжело, среди тех и других есть дети с разным темпераментом. И что происходит с теми детьми, которых отдают в полтора года? Мне кажется, что ребенок становится как бы немножко из детского дома. Не свой. Так ли это?

Про раннюю социализацию я, каюсь, не читала. Про "Зеленую дверцу" я знаю, но мы там не были, так как, во-первых, долго ехать, сын за дорогу так вымотается, что будет не до игр, а во-вторых, я читала, что там дети и родители отгорожены друг от друга. У меня рука не поднимается отгораживать ребенка от себя.

Элла, поделитесь, пожалйста, опытом: насколько проблемы с общением у ребенка зависят от маминых комплексов? Предопределены ли трудности у сына, если я очень некоммуникабельна?

Почему после пяти лет ребенку проще входить в коллектив? Нет, я понимаю, что можно спрашивать до бесконечности: почему после пяти, почему после шести, почему после десяти и т.д. Но вот чего еще нет в три и появляется в пять? С чем это связано?

Что значит определение "несадовский ребенок" для Вас лично?
04.07.2000 15:40:13, Ярослава М.
О, Ярослава! Что же это такое? Нормально Вы все выразили. Видно, это я как-то не в той тональности пою.
Может быть, мы с Вами просто похожи?
Опять же возвращаюсь к психоаналитикам, они, наверно, уже обыкались":)
Считается, что до 5-ти лет для ребенка главной значимой фигурой является взрослый, до 3-х - мама, потом человек хорошо, просто стопроцентно, ее заменяющий. А вот после пяти у ребенка развивается потребность находиться среди себе подобных. Огромное влияние на него начинает оказываь так называемая детская субкультура.
"Несадовский ребенок" - это ребенок, который не может привыкнуть к саду в отводимые для этого сроки - 1 мес. Он плачет по маме, даже если проходил в сад уже год. Начинается психосоматика. Болезни, болезни, болезни. Ребенок реагирует на физиологическом уровне, так как выслушать его жалобы никто не хочет.
Я знаю нескольких взрослых людей, которые до сих пор не могут простить своим матерям детского сада.
Пятилетний домашний ребенок сильно отличается от садовского. Он более наивен, доверчив, непосредствен в общении. У него нет внушенного чувства стыда (страха получить плохую оценку своей личности). Его легче обмануть.


04.07.2000 18:05:47, Элла Прокофьева
[пусто] 04.07.2000 12:56:00
Ярослава М.
:)) :)) До чего же приятно послушать разумного человека! Ведь действительно, если ситуацию упростить, возникает очевидное решение. Если брать случай с бензопилой (кстати, я боюсь их до одури), то все как-то происходит само собой, даже задумываться не приходится. Просто раньше ножи убирали далеко-далеко, а теперь сын уже сам пытается хлеб маслом намазывать (под моим присмотром, естественно). И как-то я совсем не думала: "А вот в каком возрасте ему нож дать, в 2 года или до трех подождать?" Спасибо! 04.07.2000 15:10:37, Ярослава М.
Элла, а не могли бы вы рассказать, почему так получается, что делается не так в воспитании ребенка, что он не может и не хочет потом оставаться без мамы. В чем причина?
И как вы помогаете таким детям?
Спасибо.
03.07.2000 13:24:48, Марийка
Первая причина - несформированность чувства базового доверия к окружающему миру. Ребенок чувствует себя в безопасности (жизненно важная потребность) только, если рядом находится мама. Чаще всего такие дети растут у тревожных мам, которые сами не очень приспособлены в жизни.
Вы знаете, может это уж очень заумно, но пообщавшись с большим количеством таких детей, я пришла к выводу, что маленький ребенок каким-то шестым чувством ощущает эту уязвимость своей матери. Одна девочка сказала мне открытым текстом: Я никуда не отпускаю свою маму, потому что с ней может что-нибудь случиться, а меня не будет рядом.
Этой девочке было шесть лет. А вот мальчик трех лет (после того, как удалось снять истерику) сказал мне, что его мама потерялась, и что же ему теперь делать.
Работаю я в этих случаях не столько с детьми, сколько с их матерями.
Первый тревожный сигнал: 6 мес ребенку -Вы вышли из комнаты, он начал кричать. Приучайте ребенка к тому, что если Вы вышли из комнаты, Вы обязательно в нее вернетесь. Вы вышли не в никуда, а в соседнюю комнату. Чтобы ребенок, это понял, он должен очень хорошо представлять себе пространство Вашей квартиры.
Чтобы ребенок понял, что выйдя из детского сада, Вы в него опять вернетесь, он должен очень хорошо представлять себе пространство от дома до сада.
А вот почему ребенок не уверен, что Вы вернетесь, в каждом случае надо рассматривать индивидуально.
Дл

03.07.2000 14:57:14, Элла Прокофьева
Интересно. Я жутко боюсь отдавать своего ребенка 2.2 куда-то, не знаю, то ли он не готов, то ли я не готова. Но - если он что-то не знает или боится - из моих рук он не боится, даже папе так не доверяет. Вчера увидел впервые бенгальский огонь - не взял у папы, я взяла у папы и дала ему. Это значит, что я не приспособлена к жизни? Ха. Но он не хочет быть один в комнате, то есть совсем, особенно с посторонними. 04.07.2000 00:37:22, Марина
Это интересно. Поскольку я сама себя не считаю уж очень приспособленной к жизни, мне достаточно тяжело дается общение с новыми людьми, я не уверенно себя чувствую в жизни плюс ко всему прочему накладывались проблемы, связанные с моим разводом. В то же время ребенок у меня ходил с первого дня в детский сад БЕЗ всяких истерик и слез:"Мам, пока" и все. И забрать из сада невозможно сразу - "Я еще немножко поиграю". А вот только сейчас (в 6 лет) стало появляться нежелание уходить, уезжать из дома, на даче слезы в мое отсутствие... Ей не хватает моего внимания, я неправильно веду себя или она просто выросла? 03.07.2000 15:20:14, Марийка
Возможно, стало неинтересно в саду.
У Вас получился случай наоборот: обычно как раз к этому возрасту дети с удовольствием идут в сад, так как на ребенка большое влияние начинает оказывать детская субкультура.
Может быть, она взрослее сверстников или кто-то в группе, кто дорог ей, не хочет с ней играть?
В общем, чего-то ребенку не хватает.
Нарисуйте два домика: дом и детский сад, посмотрите, как она раскрасит дом, а как детский сад. Попросите заселить домики жильцами. Посмотрите, в Вашем доме больше народу или меньше, чем на самом деле (не подсказывайте, не думайте, что она забыла). А кто живет в детском саду?
Я думаю, Ваша родительская интуиция поможет Вам интерпретировать рисунок!
03.07.2000 16:24:38, Элла Прокофьева
Большое спасибо вам за совет! 03.07.2000 16:55:17, Марийка
[пусто] 03.07.2000 15:17:15
И я считаю нормой, более того, считаю, что Ваши методы очень хороши, но вовсе не являются спасением от такого поведения ребенка, потому что есть дети у которых это врожденная особенность. 03.07.2000 16:03:49, Яся
Вы и Мария сейчас пытаетесь убедить меня в том, в чем я сама убеждаю родителей на консультациях.
Конечно, Вы правы! Но, если мать отдает ребенка в сад из-за реальных трудностей, наше с Вами знание не заставит малыша часами не отходить от окна и поворачиваться в сторону двери только в том случае, если она скрипнула, а это опять не мама, и опять слезы.
А вообще, давайте откроем эту тему. Я очень рада, что она прозвучала. Спасибо!
03.07.2000 16:12:43, Элла Прокофьева
Давайте, моя дочь плачет, когда я выхожу из комнаты, например в туалет (в остальных случаях мы вместе) сейчас уже не истерика, а так ползет и плачет или ноет в зависмости от настроения. Но я вовосе не думала о себе как о тревожном и неприсособленном человеке, другое дело что я недоверчивый человек, с этим я могу согласиться... 04.07.2000 21:12:17, Шин
[пусто] 04.07.2000 01:40:02
Мария! Вы не поняли! Я не разрываю связь психологическими манипуляциями (я же не использую гипноз), я пытаюсь перевести ее на другой уровень: с уровня ощущений на уровень сознания. Я хочу, чтобы ребенок понял: "Я не воспринимаю маму сейчас органами чувств, но я ЗНАЮ, что в данный момент она находится там-то и там-то (иногда мы звоним) и скоро вернется". 04.07.2000 08:48:23, Элла Прокофьева
Мария, мне вот интересно, многие дети моих знакомых с первого дня влюбляются в садик и ходят туда с удовольствием. Как быть с этим поразительным фактом? Они были испорчены родителями еще в утробе? :))А я вот школу любила, тусовка там, веселье от войны с учителями, опять же от родителей любимых подальше, они хоть и хорошие, но надоели, каждый день перед глазами мелькать :)). И знаете, полная свобода. А, сейчас мы опять заведем свою любимую песню :))))). 04.07.2000 02:11:44, Яся
[пусто] 04.07.2000 13:01:12
[пусто] 04.07.2000 14:39:45


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!