Раздел: Развитие речи

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Прошу совета (длинно, про чтение)

Пожалуйста, очень нужны Ваши мнения. Надеюсь, что они помогут мне сформировать собственную точку зрения, которая пока какая-то амебная :( Сыну 5,5 лет, развит по возрасту, нормальная связная речь, с употреблением сложных оборотов, "взрослые" речевые конструкции. Основная проблема поведения - неусидчивость, быстрое переключение внимания, если скучно (мама в его возрасте была такая же). Основная проблема: не читает. Очень любит слушать книжки, но категорически не хочет учиться читать сам. При этом, как можно понять по косвенным признакам, где-то 70-80% алфавита знает, но категорически нет ИНТЕРЕСА :( Папа наш в свое время высказал ребенку мысль о том, что УЧИТЬСЯ читать неинтересно, но надо, потому что интересно - ЧИТАТЬ. Мысль, похоже, в голове застряла :(. Так что на все предложения один ответ - не хочу. Папа недавно прекратил ритуальные чтения перед сном, мотививруя это тем, что как только сын хотя бы проявит интерес к обучению чтению, начнет ему по вечерам читать снова. Ребенок хмуро и грустно сказал: "Ну, не читай" :( То есть этот факт его ни к чему не смотивировал... Я пока занимаю какую-то странную позицию. То есть с одной стороны, мне кажется неправильным давить на него и шантажировать его как папа, с другой стороны я не могу придумать никакого эффективного метода развития интереса. Еще осложняет то, что я сама НЕ могу НЕ читать, зачитала практически сама в 4 года и мне всегда было непонятно (искренне :) как это можно НЕ ХОТЕТЬ читать...
Извините, что длинно. Короче, посоветуйте что-нибудь. Мне уже надо стоять на ушах и бегать по врачам, дать ему еще время, все бросать и искать специальные занятия - короче, что?
27.11.2003 17:00:31,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вот все точно про меня! Только не заставляйте сына читать! Можете отбить охоту к чтению на всю жизнь! Методом тыка я нашла такие приемы:
1. комиксы. Любые человеки-пауки, гаррипоттеры и прочая мура, но что бы сыну было интересно самому. и чтобы вот эти книжки он читал только сам, без вас.
2. Любые другие книги-журналы. сборники анекдотов, например. Или самим можно писать короткие анекдоты, рисовать примитивные забавные картинки. У Марии Д. была ссылка на такие.
3. писание своих собственных книжек. Например, книга "про меня" - собрать интересные фотографии, где он за разными занятиями, с разными людьми. Пусть сам напишет короткие пода=писи: "Это я" "Я и мама" "Я играю" и т. п. Дальше - больше и сложнее.
4. Одушевление букв. Нам помогла магнитная азбука. Играли с буквами, как с персонажами.
5. Если любит рисовать - просить подписывать свои рисунки, если конструировтаь - подписывать поделки, клеить на них буквы-наклейки.
В общем, я согласна с Эллой, сначала должно быть творчество ребенка, из которого будет следовать потребность писать-читать.
И повторяю, не заставляйте его!!
29.11.2003 00:43:02, Юксаре (И. О. Снусмумрика)
Я тут вычитала компетентное мнение: дети, которых учат читать раньше, чем писАть, испытывают большие сложности в обучении письму...
То есть сначала - рисование, печатанье букв, подготовка руки к письму, потом - чтение.
28.11.2003 17:09:31, Элла Прокофьева
Na moei dochke i na detyah mnogih druzei eto pravilo tochno ne rabotaet: chitat' uchili rano, pisat' - pozzhe, problem s obucheniem pis'mu ni u kogo ne bylo. 02.12.2003 06:17:53, irina.
Очень согласна. Мнение, например, в практике Монтессори есть. Если же посмотреть на теории развития мозга в связи с моторикой - очень имеет смысл. Из той же серии, что пальчиковые игры. 29.11.2003 17:07:38, Мария Д.
А чье это компетентное мнение? Что-то не верится... В советской школе сначала учили читать, а вместе с тем только начинали учитсья писАть. В результате дети научались читать где-то полгода раньше, чем писАть.

ПРо себя я молчу. Читаю с 3,5 лет, а писАть научилась к 7. Никаких проблем с грамотностью или почерком не испытываю.
28.11.2003 17:14:19, Кондратея с работы
Надежда Григорьевна
Вообще-то писАть раньше, чем читать это не что-то новое.:)

Но не думаю, что это решающий фактор грамотности. Всех детей моего поколения учили читать и писАть практически одновременно, вернее, письмо шло вслед за чтением. Это не помешало грамотности подавляющего их числа.

Но вот то, что к обучению чтению гораздо легче идти через письмо, это совершенно точно. Это еще Монтессори говорила, а вслед за ней и Зайцев.
28.11.2003 20:53:08, Надежда Григорьевна
Был период печатанья букв, до освоения чтения?
Рисование узоров, до освоения каллиграфии?
Фамилию специалиста не запомнила, подарили книжку на одном из совещаний.
В общем, она специалист по скорочтению и умению составлять конспекты, схемы, таблицы, ячейки для хранения информации.
Но это потом.
А в дошкольном возрасте то, что описано выше...
Поищу книжку...
28.11.2003 17:35:35, Элла Прокофьева
Нет. Я хорошо выраженый "нерисователь" - у меня и период рисования картинок-то очень рано закончился. Букв печатных до школы не писАла вообще - не догадывалась, что мне это нужно. Про узоры и каллиграфию - тоже нет, почерк мне "поставили", но любви к рисованию узоров это мне не принесло.

И кстати - как только технический прогресс позволил - я перешла на клавиатуру компутерную. Потому что писАть буквы - долго. А печатаю быстро.
28.11.2003 18:33:25, Я же
А существует возможность, что все не совсем так, как Вы помните?
Все-таки, это три-четыре года...
28.11.2003 18:52:30, Элла Прокофьева
U menya analogichnaya situatciya - chitat' nachala rano, a risovat', naoborot, pozdno. Tak chto v tot moment, kogda ya nachinala chitat', ya prosto i ne mogla delat' nikakie otnosyashiesya k pis'mu uprazhneniya. 02.12.2003 06:26:28, irina.
:))) У меня очень памятливая мама. На ее фактические воспоминания обо мне и брате я в среднем полагаюсь. Обычно они достоверные, не особенно искаженные эмоциями. Поэтому такие вещи, как кто когда и как начал читать, писать, как кто из нас рисовал, что говорил, какие занятия принимал и отвергал, что мы делали - в это можно поверить.

Про рисование, узоры, каллиграфию, отношение к карандашам и краскам - это просто эпопея. Моя мама так беспокоилась, что я прекратила почти рисовать (уже около 3 лет), что отдала меня в студию рисования. Но и там я делала задания только "малевательные, а не рисовательные" - т.е. рисовала только кистью и красками. Туда я ходила одну зиму, потом опять никакого желания рисовать дома не проявляла (ни даже красками).

И да, это закончилось сложностями с почерком в первом классе, которые были поправлены штурмовщиной и натиском летом после первого класса. Но чтение и грамотность нисколько не страдали от этого.

Кстати, в то, что сначала учиться писать полезно - я теоретически верю. Но пока у нас нет живых примеров - Кондрат тоже уже читает худо-бедно, но писАть ни в каком виде не любит (на компутере или магнитной азбукой на холодильнике:). Этим с ним приходится "заниматься" под настроение.

Брат мой начал читать вообще сам (родители не помнят, чтобы приложили к этому руку, возможно - я показывала пример). В три года. Никаких поползновений письменности, естественно, не было. Но он рисовал.
28.11.2003 22:33:10, Я же
Спасибо за ответ:)
Как мне кажется, я понимаю...
Весьма и весьма познавательно-активный ребенок, быстро научился читать, непонятно каким образом:), очень грамотный (знаете, есть такая орфографическая грамотность, даже, скажем так, орфографическая зоркость:)) - ты не каллиграф, однако грамотно (что важнее, чем красиво:)) пишешь любое слово, и при этом жуткое письмо:)
Проще напечатать, чем расписывать...:)
01.12.2003 17:44:47, Элла Прокофьева
По-моему, очень важно ЧТО читать - это, в конце концов, и есть мотивация - узнать, что дальше... Но для нас это самая большая проблема - первая книжка.... Книжки для "начинающих", написанные по слогам - мммм, не буду писать свои комментарии, а то отключат от конфы :-) На развороте - текст на 1,5 страницы! и Только пол страницы картинка - для ребенка подвиг - одно предложение прочитать, а тут у него от одного вида руки опускаются.... Сами тексты - вообще бред. Сказки, которые мы читали в 3 года. Но в 3 года дети читать не учатся, а сейчас это уже не интересно....
Есть у нас одна книжка там грамотно названия сказок написаны - картинка на весь лист и название из 2-3 слов. Ребенок прочитал все названия (мама, а что это такое, Баба-Яга? - Прочитай, узнаешь). 2-3 слова прочитать по силам и появляется ощущение, что МОЖЕТ! Но сказок не больше 20, второй раз уже не прочитаешь - ребенок запомнил все на изусть :-) А все остальное... И не интересно и слишком много текста. Жаль, что нет комиксов для начинающих читать :-)
В общем, может кто-нибудь знает подходящую книжку? :-)
28.11.2003 15:05:00, Ranny
"Любопытный слоненок" c картинками Сутеева в его же пересказе. На странице картинка и под ней 1-2 предложения крупным жирнющим шрифтом (1 см). Изд-во "Росмен".
У нас хорошо стихи идут, любые стихи. И еще есть книжки в серии Родничок коротенькие сказки Макалистера , замечательные сладкие картинки и сказки на треть страницы.
Есть еще "Азбука леса" Н.Сладкова, тоже короткие тексты, крупный шрифт, картинка к каждому рассказику. Книги серии "Кто живет и что растет там-то растам-то" про пустыню, реку, море, лес. Книги Сахарнова хорошие про морских животных. А проще всего такие книжки искать в детской библиотеке, там их много попадается из старых потрепанных.
Пишите, может быть еще что-то вспомню.
30.11.2003 00:49:17, Iren Kookliina
Спасибо, попробуем посмотреть :-) 30.11.2003 18:08:07, Ranny
И в догонку - по-моему, не нужно ребенка мотивировать УЧИТЬСЯ читать, его нужно мотивировать ЧИТАТЬ - а тут просто, даже ваш папа говорил, что интересно :-) Буквы знает - и вперед.
Мы так писать учимся - я ни разу не говорила про "учиться писать", но ребенок писал письмо фее о подарке, письмо бабушке в Москву, список, что не забыть мне купить в магазине :-))) и т.д. Слово "учиться" у нас вообще не всплывало :-)
28.11.2003 15:14:39, Ranny
Carsa
Может, он аудиал? 28.11.2003 05:36:59, Carsa
Он скорее кинестетик, как все дети :) И что-то я как ни бьюсь, не могу пока разглядеть в нем иную тенденцию :) Я - визуал (поэтому и чтения вслух не люблю), папа - аудиал ярко выраженный. 28.11.2003 10:34:36, Gatta
Надежда Григорьевна
Дополнение.
Не стОит родителям брать на себя роль педагога, если это не получается. Такое смешение ролей ни к чему хорошему, как правило, не приводит. Читать ребенка, быть может, эти родители и научат, но... Хорошие отношения важнее, имхо. Родители и педагоги - разные роли.
27.11.2003 20:21:34, Надежда Григорьевна
А как же нешкольники? :-) 28.11.2003 02:04:52, Мария Д.
Надежда Григорьевна
Вот поэтому нешкольников не так много.

На самом деле, мало родителей, которые могли бы уверенно и полноценно заниматься со своими детьми. Это все же совершенно другая работа, к ней нужно быть готовым, нужно не только хотеть, но и уметь это делать.
"Все умеют воспитывать и учить" - красивая фраза, не более...
30.11.2003 14:01:44, Надежда Григорьевна
Баба Нюра
Бросьте давить :). Найдите развивающую группу (если деть не ходит в сад или в саду не учат). Поверьте (нету охоты описывать, насколько у нас "всё как у Вас" было) -- это работает лучше :)). 27.11.2003 20:05:17, Баба Нюра
Мое осторожное ИМХО - прежде всего, продолжать читать вслух НАДО. Иначе ребенок привыкнет обходиться без книг. А тогда - какое чтение вообще?

Во-вторых, а что за гонка такая в 5,5 лет? Нормы самообучения чтению здоровых детей - от 3 до 9 лет, и ВСЕ встречается. Понимаю, что школа, то-се- но и до школы ведь масса времени. ЕСЛИ захочет читать - научиться в таком возрасте - это дело пары месяцев. А скорость и прочие приколы - нагонит вовремя.

Ну и если у РОДИТЕЛЕЙ есть огромное желание, чтобы ребенок читал - то надо создавать среду и потребность в этом умении. Совершенно отдельно от техники чтения. ЧТО он будет читать? ЗАЧЕМ? Что из этого вынесет? Чем он сейчас любит заниматься, без чтения? Надо найти то, что он захочет читать без вас и часто.

Вот мой ребенок стимулируется больше всего индексами энциклопедий. Только это ему и надо пока. Увы, дальше чтения отдельных слов и не продвигается (ну и Бог с ним:). Любое слово из другого контекста - с приставаниями и уговорами с нашей стороны. Не нужно оно ему. Причем если папа начинает залипать на этом вопросе - ребенок простодушно забывает все алфавиты:)))) Защитные механизмы в действии.
27.11.2003 17:34:28, Кондратея с работы
Надежда Григорьевна
<<УЧИТЬСЯ читать неинтересно, но надо, потому что интересно - ЧИТАТЬ
"Учиться читать" можно сделать интересным для любого ребенка, надо только понять ЕГО интерес в этой жизни.:)

Не можете сами сделать процесс обучения чтению интересным, ищите педагога, который умеет сделать это интересным для ребенка, ищите группу (в группе, да еще и между другими делами это прикладывается легко). У меня всегда есть определенный процент детей предшкольного возраста (год до школы), у которых та же картина. Настаивать не надо, можно только помогать.

Обучение чтению и чтение взрослых - совершенно разные вещи, не стоит их увязывать друг с другом, проводить какую-то зависимость. Это большая ошибка папы! Ваше чтение ребенку - это не награда ему "за хорошее поведение". Это потебность души любого человека, разве можно этого лишать?
27.11.2003 17:26:53, Надежда Григорьевна
Еще вопрос - как зовут такого специалиста? То есть, кого искать - психолога, логопеда? Куда тыркнуться? 27.11.2003 17:31:59, Gatta
Надежда Григорьевна
Это может быть педагог или психолог, лишь бы он умел это делать; это может быть, также, любой человек, который может разжечь искру - знакомая девочка или мальчик, соседка и т.д. 27.11.2003 17:40:22, Надежда Григорьевна
Проблема в том, что для того, чтобы понять, что этот процесс интересен, надо хотя бы на 5 мин. на нем зафиксироваться :( Возможно, передавили.. Потому что, само предложение, даже мягкое, вызывает нежелание. Попытки "ввернуть что-то по случаю" - игнорируются :( Игры, обучающие чтению, играются с успехом, но - ни шагу вперед вне рамок игры :( 27.11.2003 17:29:51, Gatta
Ясно, вам уже очень хочется:) ТОгда не надо себе отказывать, но НАДО войти в контекст своего ребенка. Не сидит - не надо. Читайте надписи рекламы из окна машины-электрички (это реально и это бывает с детьми самопроизвольно). Читайте рекламу на улице, на стекле трамвая-автобуса, вывески магазинов, указания дороги.

Ну и мое ощущение, что если передавили - то лучше все-таки ждать до школы, которая предложит мощнейшую мотивацию сверстников и педагога, отдельного от родителей (с которыми неприятные ассоциации обучения чтению). А вот заниматься до школы - я бы лично не стала, ну дак мы и не в вашем реале:))))
27.11.2003 17:38:21, Кондратея с работы
Карин, мне не то, чтобы очень хочется.... Я в таких вопросах, как писание в горшок, завязывание шнурков, техника чтения - скорее пофигист. Просто последнее время, под давлением папиных заморочек (при том, что сам он зачитал только в школе :) у меня участились спорадические приступы стихийного и неконтролируемого беспокойства на эту тему :) Скажу честно, если бы мне удалось найти способ нейтрализовать папино давление, и я бы не опасалась, что нас нечитающих не возьмут в приличную школу, я бы, наверное, еще год ждала бы спокойно.... + ко всему, мой лмчный таракан: я не люблю слушать чтение вслух, и сама терпеть не могу читать вслух (особенно прозу:). Поэтому из чистого эгоизма мне бы хотелось перевести ребенка на самообслуживание в этом вопросе :) 27.11.2003 17:54:43, Gatta
Давление папы - это мы понимаем. У нас папа иногда просто закатывается от беспокойства на сей счет (не только чтения, но и грамотности). Папа наш дисграфик, местами и дислексик - и таааакие сложности в его жизни произрастали от этого... Теперь он дрожит и не надеется на природу - боится того же для Кондрата.

Причем ребенок не выказывает ну никаких предрасположенностей к таким квази-генетическим штучкам.

Я занимаюсь нейтрализацией папы:) Поглядим, насколько получаться дальше будет. Но в любом случае - школа - учит. Врач - лечит. Не научится дома читать - будет учиться "когда положено", в приготовительном классе. Здесь это суровая норма.Школьный возраст не от балды назначен - в среднем, дети созревают до академических знаний около 6-7 лет. Если не произошло самообучения самотеком - это и есть время учить читать с педагогом.
28.11.2003 10:12:17, Я же
Надежда Григорьевна
Значит, это нужно делать НЕ дома.
27.11.2003 17:36:41, Надежда Григорьевна

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!