Было бы смешно, если бы не :-((
Статья на английском рассказывает о результатах потрясающего исследования, Alessi, "Diagnosis Diagnosed: A Systemic Reaction," Professional School Psychology, 3(2), 145-151. Частично перевожу, частично пересказываю.
Алесси выделил пять факторов, ведущих к проблемам и трудностям "особого" (learning disabled) ребенка в школе:
-Ребенок находится в неподходящем ему месте школьной программы, или сама программа педагогически дефективна
-Учитель не сумел воплотить эффективные педагогические и поведенческие методы
-Директор и администрация не справились с эффективным менеджментом школы
-Родители не обеспечивают дома достаточной для учения поддержки
-У ребенка могут быть физические и/или психологические проблемы, ведущие к проблемам в учении.
Опрошенные Алесси школьные психологи согласились с тем, что все пять факторов важны и влияют. Теоретически согласились. В среднем на каждого из 50 опрошенных психологов пришлось по 120 детей, которых психолог оценивал (evaluated) за прошлый год. Их попросили взять по 100 случаев, так что в опросе было проанализировано 5000 оценок детей.
Психологов спросили, в скольки из этих случаев из заключение сводилось к тому, что в проблемах виновата школьная программа. Автор пишет: "Таких оценок практически не давалось. Во всех случаях из 5000 оцененых было получено подтверждение психолога о том, что школе каким-то образом повезло с наиболее эффективными базовыми программами".
Далее психологов спросили, в каких случаях виноваты непригодные педагогические методы (учитель). Угадайте с трех раз, каков был ответ :-/ Тот же НОЛЬ! "Во всех 5000 случаях школам повезло в том, что они наняли лишь наиболее умелых, лучше всего в стране подготовленных учителей".
Про администрацию? То же самое, ноль администраторов приложили руку к проблемам ребенка. "Во всех 5000 случаях школьные психологи заключили, что их округа наняли, и удержали, только наиболее блестящих и лучших в стране школьных администраторов".
Дальше интересно. От 10 до 20 процентов случаев проблем ребенка, по мнению психолога - это "вина" родителей и влияние домашних факторов. У некоторых детей просто неумные, некомпетентные, немотивированные родители, которые не могут помочь детям хорошо учиться в школе.
И вот автор исследования спросил, в скольких случаях "детский фактор" является основным в проблемах ребенка в школе. Ответ: 100%. Итак, исследование выявило слабое звено в системе образования: это сами дети.
Автор также написал, когда психологи решают, что виновата и семья тоже, не только ребенок. Это происходит в двух случаях: когда родители вообще не приходят в школу, на собрания, не идут на контакт; или когда родители "вмешиваются такими способами, которые школа считает неуместными".
Когда Алесси обработал данные, он спросил психологов, почему так. Ответы: неформальные школьные правила, "школьная культура" не позволяют психологу называть программы, учителей и администрацию как источник проблем (или как ответственных за решение проблем - М.Д.) Многие считали, что они или потеряют работу, или им там будет плохо. НИКТО из них не готов был идти против этой "школьной культуры".
---
Теперь от себя. И без подобных исследований ясно, что у школьных психологов, с одной стороны, и у семьи школьника - конфликт интересов. Общий совет, звучащий на всех американских родительских форумах: НЕ пользоваться "услугами" школьных психологов для оценки проблемных ситуаций. Интересно было бы поговорить об исключениях и о том, что делает их возможными.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Привет! А вот наша русская школа. Учительница по физике в 7 (!!!!!!!) классе каждый урок проверяет домашние задания и выставляет огромное количество тройбанов и двоек! Это из письма пострадавшего от ее усердия парня. Остается еще добавить, что мама у него раза в два строже моей, плюс к этому излишне доверяет учителям(:.
Какой кретин вообще додумался в 7 классе вводить физику как обязательный предмет, за который оценки ставят?! Люди еще математику знают на уровне арифметики, а им вдалбливают чуть ли не про электричество. Ну прошли бы если так неймется закон Архимеда и достаточно. Сиди показывай опыты и рассказывай что-нибудь интересное.Так нет же, неймется ей! Сама интересно чего знает?
Школа это такая организация, которая ставит своей задачей доказать родителям, что их дети плохо учатся и заставить родителей научить детей самим или просто заставить их учиться самостоятельно. Она не учит, а контролирует. Причем по идиотски!
Спорили наказывать или не наказывать. Хождение в школу уже наказание!
29.11.2003 00:52:05, Дима.
Какой кретин вообще додумался в 7 классе вводить физику как обязательный предмет, за который оценки ставят?! Люди еще математику знают на уровне арифметики, а им вдалбливают чуть ли не про электричество. Ну прошли бы если так неймется закон Архимеда и достаточно. Сиди показывай опыты и рассказывай что-нибудь интересное.Так нет же, неймется ей! Сама интересно чего знает?
Школа это такая организация, которая ставит своей задачей доказать родителям, что их дети плохо учатся и заставить родителей научить детей самим или просто заставить их учиться самостоятельно. Она не учит, а контролирует. Причем по идиотски!
Спорили наказывать или не наказывать. Хождение в школу уже наказание!
29.11.2003 00:52:05, Дима.
Нам очень помогла психолог в детском саду. Дочку не брали танцевать, мотивируя, что не хватило платьев. Но танец дочка знала хорошо. Просто воспитательница все эти годы ее задвигала, не показался ей ребенок с самого начала. Так психолог сказала - деньги из кассы взять, ткань купить, платье сшить. Выступали потом не раз с этим танцем. Я очень ей благодарна до сих пор.
26.11.2003 13:55:24, Фрекен Бок
Это я к конфликту интересов. Оказывается, у психологов наших есть правило - если ребенок хочет выступать, не отказывать, а всячески способствовать. А у педагогов наоборот - кого люблю, того беру. Но психолог и.о. заведующей была в то время.
27.11.2003 08:25:23, Фрекен Бок
Интересно, а в российских детских садах ДРУГАЯ ситуация???? Там ведь тоже есть штатные психологи....
Мне один знакомый психолог рассказывал, что вообще все штатные психологи получаются зависимыми - работу потерять, очевидно, никому не хочется. Я лично с таким сталкивалась на своей второй работе. Но там психолог был единственным человекм на фирме, которого я, мягко говоря, не уважала.... Но он так хорошо умел подпевать ген. директору....
В общем, есть над чем задуматься :-) 26.11.2003 11:50:18, Ranny
Мне один знакомый психолог рассказывал, что вообще все штатные психологи получаются зависимыми - работу потерять, очевидно, никому не хочется. Я лично с таким сталкивалась на своей второй работе. Но там психолог был единственным человекм на фирме, которого я, мягко говоря, не уважала.... Но он так хорошо умел подпевать ген. директору....
В общем, есть над чем задуматься :-) 26.11.2003 11:50:18, Ranny
Мария, спасибо, интересная статья! Я не отвечу наверное на твой вопрос, но у меня сразу возникла мысль - а зачем вообще в таком случае нужны психологи и в общем-то сама школа? Для себя лишний раз сделала вывод - держаться от школ как можно дальше. Это наверно всё равно что прийти к стоматологу, а он мне скажет - ну это ты сама виновата, что у тебя зуб болит и родители твои, что не приучили зубы чистить :-)
26.11.2003 10:36:35, Panasya
Можно, вклинюсь?:)
Школьный психолог (как и садовский, кстати) нужен, в первую очередь, для психолого-педагогического анализа (со стороны, поэтому и приглашается независимый специалист, а не выращенный из собственных кадров, как это часто случается) эффективности применяемых методов обучения и образовательных Программ.
Для анализа профессионального стиля деятельности педагога и стиля учения школьника.
Для анализа социально-психологических взаимоотношений: педагоги - педагоги, педагоги - родители, педагоги - ученики, ученики - ученики.
Потому у школьного психолога обязательно должно быть два образования: высшее педагогическое и высшее психологическое.
После проведеннного анализа школьный психолог кладет результаты этого анализа на стол директору школы.
Всё.
И на педсовете решается, что с этим анализом делать дальше.
Совещаются, консультируются с психологом.
И т.д.
Никто не дергает детей и родителей.
И в последнюю очередь школьный психолог нужен для недоделанного тестирования по недопонятым психодиагностическим методикам, дерганья детей и родителей и т.п.
Психодиагностика - сложнейшая наука.
Это совершенно отдельный специалист, работающий в диагностическом Центре. 26.11.2003 11:50:49, Элла Прокофьева
Школьный психолог (как и садовский, кстати) нужен, в первую очередь, для психолого-педагогического анализа (со стороны, поэтому и приглашается независимый специалист, а не выращенный из собственных кадров, как это часто случается) эффективности применяемых методов обучения и образовательных Программ.
Для анализа профессионального стиля деятельности педагога и стиля учения школьника.
Для анализа социально-психологических взаимоотношений: педагоги - педагоги, педагоги - родители, педагоги - ученики, ученики - ученики.
Потому у школьного психолога обязательно должно быть два образования: высшее педагогическое и высшее психологическое.
После проведеннного анализа школьный психолог кладет результаты этого анализа на стол директору школы.
Всё.
И на педсовете решается, что с этим анализом делать дальше.
Совещаются, консультируются с психологом.
И т.д.
Никто не дергает детей и родителей.
И в последнюю очередь школьный психолог нужен для недоделанного тестирования по недопонятым психодиагностическим методикам, дерганья детей и родителей и т.п.
Психодиагностика - сложнейшая наука.
Это совершенно отдельный специалист, работающий в диагностическом Центре. 26.11.2003 11:50:49, Элла Прокофьева
(грозно) Это теория или такое СУЩЕСТВУЕТ где-то на практике? У нас в саду сейчас вообще психолога нет как нет...
:)) 26.11.2003 16:42:47, Баба Нюра
:)) 26.11.2003 16:42:47, Баба Нюра
Как интересно - это в России так? Очень красивая картина.
В Америке школьный психолог именно тестирует детей, иногда определяет, в какой класс идти, рекомендует им нечто (обычно - изменить свое поведение)... 26.11.2003 15:48:03, Мария Д.
В Америке школьный психолог именно тестирует детей, иногда определяет, в какой класс идти, рекомендует им нечто (обычно - изменить свое поведение)... 26.11.2003 15:48:03, Мария Д.
Мария! Ответила чуть-чуть ниже - для Ranny...
P.S. В Америке, в школах, разрешено использование проективных методик для психодиагностики ученика (без согласия родителей), как это произошло в ситуации, описанной, ниже, Фрекен Бок?
Вообще, существует разделение специальной психодиагностики (по запросу родителей, с их согласия, с неразглашением тайны клиента) и обычной, плановой, психолого-педагогической диагностики, без диагнозов, а с рекомендациями педагогам и родителям? 27.11.2003 09:47:53, Элла Прокофьева
P.S. В Америке, в школах, разрешено использование проективных методик для психодиагностики ученика (без согласия родителей), как это произошло в ситуации, описанной, ниже, Фрекен Бок?
Вообще, существует разделение специальной психодиагностики (по запросу родителей, с их согласия, с неразглашением тайны клиента) и обычной, плановой, психолого-педагогической диагностики, без диагнозов, а с рекомендациями педагогам и родителям? 27.11.2003 09:47:53, Элла Прокофьева
Я не знаю точные ответы на Ваши вопросы. А надо бы, так что подкуюсь и вернусь с ответами. Про одно уверена - все диагностические штуки должны быть конфиденциальными, в группе устно они делаться не будут, результаты обсуждаться с другими детьми и родителями не должны. Например, в школах рутинно проводят тесты интеллекта, эти в группе, но каждый ребенок сидит и пишет в своей тетрадке, а результаты показывают только родителям ребенка и учителям.
28.11.2003 02:13:47, Мария Д.
А как насчет согласия родителей на тестирование?
я,правда,не спец....но в Израиле,наколько я знаю,подход школьного психолога примерно тот же,что описала Элла...пусть меня поправят знающие.... 26.11.2003 20:18:53, ИМА
я,правда,не спец....но в Израиле,наколько я знаю,подход школьного психолога примерно тот же,что описала Элла...пусть меня поправят знающие.... 26.11.2003 20:18:53, ИМА
Элла, так это про психолога со стороны, а часто - свой домашний, который с директриссой чай пьет в кабинете и обсуждает ассортимент в ближайшем магазине..... Если есть штатная единица - школьный или детсадовский или офисный психолог, то со стороны уже не зовут и объективно не оценивают.... О том и спич :-)
26.11.2003 12:03:01, Ranny
Я имела в виду штатную единицу:), но независимую и профессиональную ("со стороны" не в буквальном смысле, а в образном).
Знаю, какое невероятное давление (всего коллектива) необходимо выдержать этой штатной единице. 26.11.2003 12:10:05, Элла Прокофьева
Знаю, какое невероятное давление (всего коллектива) необходимо выдержать этой штатной единице. 26.11.2003 12:10:05, Элла Прокофьева
Бывает:)
Именно так я начинала свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Именно как аналитик, который не идентифицирует себя ни с той (педагоги), ни с другой (воспитанники, их родители) стороной учебно-воспитательного процесса.
Я (придется поверить мне на слово:)) провела грандиозную аналитическую работу: от расположения столов в группах до анализа педагогических и социально-психологических взаимодействий.
В сущности, то, что и положено делать практическому психологу образовательного учреждения по его статусу.
И все было хорошо, пока дело не дошло до обсуждения результатов этого анализа.
После этого обсуждения я начала сдавать позиции, потому что не смогла справиться с давлением коллектива и найти адекватный подход.
В результате - идентификация с детьми.
Вот такая грустная история, которая, правда, закончилась хорошо.
После моего ухода из сада, там очень многое изменилось в лучшую сторону, по мне теперь скучают, вспоминают добрым словом. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки - ведь я начинала на целине.
Это теперь статус психолога образовательного учреждения определен, и определен именно так, как я описАла выше: психолого-педагогическая (а не психологическая) диагностика детей - это малюсенькая часть работы психолога образовательного учреждения. И далеко не приоритетная.
Не говоря уже о том, что специальная психодиагностика вообще не входит в обязанности психолога образовательного учреждения. Тем более, использование проективных методик.
Школа - это образовательное учреждение, а не психодиагностический Центр.
27.11.2003 09:36:16, Элла Прокофьева
Именно так я начинала свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Именно как аналитик, который не идентифицирует себя ни с той (педагоги), ни с другой (воспитанники, их родители) стороной учебно-воспитательного процесса.
Я (придется поверить мне на слово:)) провела грандиозную аналитическую работу: от расположения столов в группах до анализа педагогических и социально-психологических взаимодействий.
В сущности, то, что и положено делать практическому психологу образовательного учреждения по его статусу.
И все было хорошо, пока дело не дошло до обсуждения результатов этого анализа.
После этого обсуждения я начала сдавать позиции, потому что не смогла справиться с давлением коллектива и найти адекватный подход.
В результате - идентификация с детьми.
Вот такая грустная история, которая, правда, закончилась хорошо.
После моего ухода из сада, там очень многое изменилось в лучшую сторону, по мне теперь скучают, вспоминают добрым словом. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки - ведь я начинала на целине.
Это теперь статус психолога образовательного учреждения определен, и определен именно так, как я описАла выше: психолого-педагогическая (а не психологическая) диагностика детей - это малюсенькая часть работы психолога образовательного учреждения. И далеко не приоритетная.
Не говоря уже о том, что специальная психодиагностика вообще не входит в обязанности психолога образовательного учреждения. Тем более, использование проективных методик.
Школа - это образовательное учреждение, а не психодиагностический Центр.
27.11.2003 09:36:16, Элла Прокофьева
Однако директору школы, как правило, нужен именно такой школьный психолог.
Он им гордится, даже хвастается им:) перед директорами других школ.
А этого уже достаточно, чтобы спокойно выполнять свои профессиональные обязанности. 26.11.2003 12:20:26, Элла Прокофьева
Он им гордится, даже хвастается им:) перед директорами других школ.
А этого уже достаточно, чтобы спокойно выполнять свои профессиональные обязанности. 26.11.2003 12:20:26, Элла Прокофьева
Очень актуально, спасибо! Я как раз думала сходить к школьному психологу, поговорить про адаптацию к новой школе и учителю, а теперь приторможусь, пожалуй, хотя проблемы остаются...
26.11.2003 09:35:50, Синий_краб
зря.так как я много проблем решила разговором с учителем. Важно понять его точку зрения,хотя бы понять,есть ли она у него..это не всегда так,к сожалению.....
ИМХО,в большинстве случаев вполне можно без конфликта...хотя не всегда,не всегда,к сожалению
Выслушать мнение учителя и попробовать разработать совместный план адаптации всегда полезно 26.11.2003 21:08:01, ИМА
ИМХО,в большинстве случаев вполне можно без конфликта...хотя не всегда,не всегда,к сожалению
Выслушать мнение учителя и попробовать разработать совместный план адаптации всегда полезно 26.11.2003 21:08:01, ИМА
Саш, я еще почитала в ЖЖ про ваш случай, я, может быть, тоже попробую так сделать - не самой идти, а через учителя, чтобы как бы вместе. Но у нас не молодой-неопытный, а ОЧЕНЬ опытная. А психолога я только издалека видела-слышала, и ее речи мне импонируют. Так что есть вероятность, что все обернется попыткой общими усилиями подмять ребенка под систему. Т.е. я боюсь усугубить.
27.11.2003 08:26:08, Синий_краб
понимаю,но это уже вопрос- что за система у вас?И готова ли она "давать отчет" родителям по определению?И каковы отношения- соотношения сил в коллективе?И какова,ткскть культурная среда- страна проживания(я не помню,где Вы живете,сорри)
у нас как бы школа сильно платная .дипломатам обычно посольства платят,как и нам,но все равно- деньги большие,они чувствуют себя обязанными в каком- то смысле......
Другое дело,что она единственная в городе.Но я многого требовала и довольно много получила. Другой вопрос - что даже самая красивая девушка может дать только то,что имеет................ 27.11.2003 10:41:54, ИМА
у нас как бы школа сильно платная .дипломатам обычно посольства платят,как и нам,но все равно- деньги большие,они чувствуют себя обязанными в каком- то смысле......
Другое дело,что она единственная в городе.Но я многого требовала и довольно много получила. Другой вопрос - что даже самая красивая девушка может дать только то,что имеет................ 27.11.2003 10:41:54, ИМА
Система? "Лицей" - муниципальная школа с сильной программой и довольно-таки отобранными детьми:либо по тестам, либо по знакомству с директором, либо по родительскому кошельку (но дальше требования общие, лентяи вылетают легко). Платной ее не назовешь, платим чуть больше, чем обычные поборы в школе, но вполне доступно для многих. Учителя-специалисты хорошие, классные дамы, интересная общественная жизнь. Много всего, показухи в том числе. Психолог подается как одна из ведущих служб, но тут уж, пока не влезешь внутрь, "в самые чудеса", не узнаешь...
Россия, 200 км от Москвы 01.12.2003 15:25:34, Синий краб
Россия, 200 км от Москвы 01.12.2003 15:25:34, Синий краб
Поговорить всегда можно. В статье - об "официальных" рекомендациях и планировании; за школьным кадром, неформально эффекты могут быть другие... Но осторожность не помешает. Родителей много, а наниматель (школа) один.
26.11.2003 15:46:10, Мария Д.
Зависит от атмосферы в школьном пед. коллективе, мне кажется. А тут я еще не вполне поняла, какова обстановка. Декларируется про интересы ребенка и все такое, а на деле лично мое дите сейчас не укладывается в "прокрустово ложе" требований учителя к стилю работы ребенка на уроке.
27.11.2003 08:30:11, Синий_краб
Читайте также
Зачем посещать стоматолога, если зубы не болят: 5 тревожных симптомов
Что может быть поводом насторожиться и записаться к врачу?