Раздел: Характер

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Воспитание "креативности"

Соб-но САБЖ - вопрос к элле Анатольевне и опытным мамам:
Креативность (нестандартность мышления, "творческость" натуры) - это врожденное или благоприобретенное? Есть ли возрастные тесты для оценки этого показателя?
И можно ли у ребенка это развить? И как?

И насколько ваши дети отличаются этим качеством?

А теперь, что натолкнуло меня на эти размышления...
Обсуждалли тут с мамой ее 3-ий класс. Яей помогала набивать планирование по математике, задачи для контрольных. Было ощущение, что задания просто для умственно отсталых. При том, что это - английская спецшкола в центре Москвы.

А мама мне и рассказывает, что за 1-ю четверть ей так и не удалось, например, научить, что таблица умножения есть на последней странице тетради:(. Речи о том, чтобы эту таблицу выучить наизусть (что мы делали классе во 2-ом) даже не идет. Она уже довольно давно отказалась от обучения в форме зубрежки правил. Т.е. ей достаточно, если правила и т.п. ребенок может изложить своими словами, или хотя бы привести пример. Но они даже этого не могут:(.
Она их учит не зубрить, а "уметь пользоваться источниками" - на контрольных/самостоятельных/диктантах - всегда можно использовать тетрадь/учебник. Но этого тоже нет:((

Два основных правила по теме, которую они проходят последний месяц - висят над доской. Но, когда их спрашиваешь устно, - они не могут поднять голову и прочитать, если им об этом не сказать:(

В целом, создается ощущение, что большинство детей сидит и ждет, когда им разжуют и в рот положат...

При этом новые программы, учебники - наоборот, стремятся не задавить умения думать самостоятельно (чем всегда славилась советская школа). Стало много учебников, где нет правил, выделенных в рамочку. Вместо этого, например, веселые человечки на полях, примеры применения правила, и написано что-то вроде "подумай, что тут общего, выведи правило сам, найди закономерность" и т.п.

Понятно, что не все дети такие. Но их много. И с каждым годом становится все больше:(. Откуда это идет? Явно это не влияние школы - эти дети только начали учиться. Многие из них - не ходили в сад. Дети все - обласканные, облизанные, ими занимаются родители...
13.11.2003 13:08:09,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я думаю, дело не в собственно креативности как способности создавать разные нестандартные решения задачи, а в некоторой несамостоятельности и безинициативности деток.
Вот откуда она берется, не знаю точно.
Может, от сугубо городской жизни, где ребенку сложно "развернуться" со своей инициативой?
Смотрю на своих - насколько дачная свобода им прибавляет и самостоятельности, и возможностей реализовать свои замыслы. Они потом зимой эти навыки активно используют, чтобы не скучать.
Или, может, все-таки скучно им в школе без конкретных, практических "проектов", просто некие знания усваивать? Не понимают, для чего им это нужно?
14.11.2003 19:10:09, Svetlana:)
Не могу ничего сказать по поводу креативности, но, ИМХО-ИМХО, виновата именно "творческая" система обучения. Дело в том, что у меня много однокурсниц работают в школе (учителя истории или психологи), и они просто за голову хватаются, когда дети приходят после начальной школы с "творческой" системой (где нужно самим выводить правила и т.д.). Потому что эта система обучения требует от детей уровня абстрактного мышления, которого у них еще нет, и в результате ребенок ни думать не научается, ни знаний не имеет. И получается, что после начальной школы дети не только не готовы к новым предметам (географии, истории, биологии и пр.), но вообще ни к чему не готовы, пишут со страшными ошибками, таблицы умножения не знают, даже учебником пользоваться не умеют... Знания у них очень отрывочные и бессистемные. То, что сейчас происходит со школой, - страшная вещь, не случайно даже журнал "Эксперт" назвал нынешнюю систему образования в России "колониальной"...

Исправить это очень сложно - нужны масштабные общественные усилия. А лично для каждого человека выход один - учить ребенка дома по нормальным учебникам и нормальным вещам - правилам, таблице умножения и пр.
13.11.2003 22:24:13, Janet
Про школу - согласна полностью. А "творческие" учебники - может не так уж плохи, если б они имели продолжение в средней школе.
А то для начальной школы до фига всяких Занковых с Петерсонами и Эльконинами-Давыдовыми;)), а потом дети приходят в среднюю школу - ... и начинают заниматься по учебникам нашего детства.
Хотя я, в целом, за традиционные учебники (не так уж они и плохи).

Ну а что касается ситуации, описанной в корневом топике - прошу заметить, что это были дети, которые учатся по традиционным методикам (а не "творческим"), сад они в большинстве не посещали, а проблемы нежелания думать проявились уже в 1-ом классе. так что тут наше образование ни при чем:(
14.11.2003 13:33:42, Katenka
lise
а по-моему вы путаете "нежелание думать" с непониманием поставленной задачи... умение неординарно решать задачи (проблемы) требует наличия соответствуюший постановок задач (ИМХО) 16.11.2003 15:48:08, lise
Я лично считаю, что способность к творчеству - врождёнаая у детей, и для того, чтобы убить её, взрослые люди прилагают столько стараний, что "эту бы энергию, да в мирное русло". Те навыки, которые Вы описываете как желательные - не есть творчество (для меня по крайней мере). Способность пользоваться источником - это не творческий процесс, это навык, который воспитывается постепенно, нет смысла требовать выполнения его в начальной школе. 13.11.2003 15:33:29, безымянная
Ну я для себя обозвала это "креативностью". Т.е. отношение к творчеству от слова "творить" это имеет опосредованное. Я скорее имела ввиду "умение мыслить самостоятельно".

А ситуация меня удивила, т.к. вспоминая собственное детство, когда надо было учить таблицу умножения наизусть, любой двоешник умел потихому заглянуть в конец тетарди - проверить ответ;). А тут детям еще и напоминать про это постоянно приходится. И умение посмотреть на таблицы-подсказки, висящие над доской - тоже по-моему у всех было развито;)))
13.11.2003 16:33:40, Katenka
Так может речь идет вовсе же не о креативности, а воле. Воле не как способ перебороть себя , а о воле как воле к жизни, желанию ставить задачи и решать их. То, что назвала Кондартея словом "перезреть" . А то что уже в первом классе такие дети, так что удивительного - родители впихивают детям знания заранее, с рождения. читать раньше чем ходить, считать раньше чем родиться и так далее 15.11.2003 02:05:46, Шин
Как можно ставить интересные задачи, если взрослые в школе не готовы к тому, чтобы задачи были с неизвестным решением? Мне кажется, что творческий процесс возможен только там, где нет готового решения у одной из сторон, его вообще в данной группе (включающей обучающего взрослого) нет. 15.11.2003 21:48:57, безымянная
А что у тебя деть не ставит задачи?
А насчет творческого процеса, то тризу обучают и неплохо и в саду тоже. проектный метод вполне творческий.
16.11.2003 14:38:50, Шин
это скорее говорит о равнодушии к учёбе, чем о неумении выкрутиться из ситуации. 13.11.2003 16:39:20, безымянная
Согласна:) Если б не были равнодушны - выучили бы таблицу умножения;)))Но равнодушия к оценкам у этих же детей не просматривается.

Казалось бы и в наше время дети были не особо заинтересованы в учебе (по крайней мере, в начальной школе), но ради хорошей оценки - могли и подглядеть, и шпаргалку написать, и в конец тетради заглянуть...
13.11.2003 16:51:03, Katenka
По-моему, им просто ску-чно. Раньше хоть такими "игрищами" в школе увлекали, как всякие октябрятские и пионерские отряды... 14.11.2003 01:30:18, безымянная
во уж не думала, чт кому-то это интересно 15.11.2003 01:58:14, Шин
Варвара
Октябрятские звездочки мне особо жаль. По-моему, просто находка была. 14.11.2003 10:41:51, Варвара
Сейчас при многих школах действуют детские общественные организации: "Миротворцы", "Поиск" (следопыты), "Экологи" и т.д. 14.11.2003 12:00:27, Элла Прокофьева
Я про то говорила, что раньше все эти "структуры" могла и на учёбу оказывать прямое влияние - оценки были нужны детям самим хотябы для того, чтобы их не пропесочивали на собраниях. А теперь оценки нужны только родителям често. Это всё равно, что работать за долги... 14.11.2003 15:13:47, безымянная
lise
а по-моему не в детях дело, просто вся наша система обучения была построена на етом:
сколько времени тратится на решение большого количества однообразныхл примеров, на "правильное" написание букв...
просто я столкнулась с системой где учат думать креативно, етому именно учат а не пытаются создать условия что бы до ребенка до самого дошло... ну например по математикё
елементам комбинаторики учат с 6 лет, вводят понятия типа "почти" половины, таблицу умножения учат не по порядку, а сначала с простого на 1, 10, 2, 5 а потом на 3, 4 а потом обьясняют что дальше и учить в принципе не надо т.к. 2Х6 всеравно что 6Х2 и т.д.
Проекты гдее нужно вместе с родителя проводить исследования на определенную тему и самому писать отчет
да у детей программа индивидуальная, т.е. по многим
дисциплинам дети продвигаются в своем темпе, ето тоже дает елемент соревнования...
если дети только начали учится им нужна настояшая помошь взрослых (ИМХО), в школе ето прежде всего учитель


13.11.2003 14:54:37, lise
lise, а как Вы объясните, что наилучшие знания и соответственно наилучшие конкурентные возможности в мире имеют выпускники школ в Японии и Корее - тех странах, где в школьном обучении, как и в бывшем СССР, нет никакого творчества, а одна зубрежка? И что выходцы из стран Азии, где в школах учат "по старинке", в американских учебных заведениях и на рынке труда в США постоянно теснят выпускников американских школ? Может быть, конкурентные преимущества, которые дает классический вариант школы, все же чем-то ценнее индивидуальных программ и т.д.? 13.11.2003 22:27:18, Janet
А что тут думать. Наиболее поддерживающие развитие творческое страна - это Америка, как это ни странно - самая богатая, и конечно, самое классическое образврание в смысле вприхивания большего количества знаний - Япония, а еще лучше Корея, Китай и Индия - где учатся с рождения, чтобы иметь конкурентные преимущества, их и имеют, их с удовльствием нанимают работодатели - американцы.:)
Человек, сумевший совместить объем знаний и кретаивность, станет президентом мира:)
14.11.2003 15:19:45, Шин
Я думаю здесь дело не в одной зубрёжке, к креативности она мало имеет отношения.Если посмотреть на их образ жизни вообще, то надо учесть, что высокий уровень культуры, подкреплённый религией, благоговейное отношение к детям раннего возраста, правильное отношение к людям и жизни,понимание устройства мироздания и огромное практическое чувство Любви способствует тому, что даже зубрёжка даёт свои результаты.
А ещё мне совсем недавно в процессе моих размышлений на эту тему и вообще о воспитании детей, пришла мысль - а настолько ли ценна индивидуальная программа в школе, как её преподносят на сегодня. Сразу оговорюсь, я ни в коей мере не за классно-урочную систему, которая уже давно отжила своё, но и в индивидуальной программе я вижу следующее - кто задаёт её ребёнку? Да, он может двигаться в своём темпе (уже хорошо :-)), но задана ли она самим ребёнком? Задана она однако неким взрослым или несколькими взрослыми, которые вычислив какой-то средний вариант преподносят эту опять же систему как индивидуальную. Не вижу я здесь ничего индивидуального. Сегодня ребёнку хочется (предположим)заниматься задачками уровня первого класса, а завтра он узнав или услышав или найдя в каком-то источнике вокруг себя тему касаемую уровня университета желает познать её, в каком индивидуальном плане обучения можно это найти? Вообщем мне в этом видятся те же яйца, только в профиль:-)
То, что срабатывало в советские, до-советские или какие там ещё время, срабатывало именно тогда. Но мир не стоит на месте, динамика меняется, и то что хорошо работало в прошлом, уже не работает сейчас. Зачем же вино новое сливать в мехи старые - и вино испортится и мехи порвутся.Человечество за время своей цивилизации сумело всё разделить, пошло туду, куда казалось бы уже невозможно дойти, эта миссия исполнена, теперь нужны другие знания, но не на уровне ума, как было раньше, а на уровне чувств, на уровне объединения всех наук и прежде всего понятия о человеке, о его возможностях. Что толку в такой креативности, где изобретение новой запчасти повлечёт за собой ещё одну технологию поддержания её обеспечения и утилзации в конечном счёте, я в этом не вижу смысла. Это не облегчение жизни человека, а ещё большее закрепощение на обслуживании. В моём понимании творчество крепко связано с чувством Радости, понимании устройства природы и мироздания, взаимосвязь всего и вся, когда зная всё это, человек своим творчеством не разрушает гармонию, а поддерживает и развивает.Мне это видится - дай ребёнку чувство радости, любви, гармонии, баланса - и он выдаст не то что креативность, а то, о чём мы даже помыслить не можем. Но для этого надо самим научится жить в этих чувствах, на полную катушку в дне сегодняшнем так, как будто каждый день последний.
14.11.2003 09:42:56, Panasya
Спасибо за искренний и интересный взгляд. Именно так я не думала, но Ваши слова ложатся на моё мировоззрение. Спасибо! 14.11.2003 21:57:56, безымянная
Эту тему можно продолжать наверно ещё очень долго, грустно только, что для большинства (не имею в виду здесь присутствующих) совершенно другой взгляд на вещи практически не приемлем. Спасибо за понимание :-) 15.11.2003 07:13:11, Panasya
Я с Вами!
Хотя, пожалуй, некоторым полезным процедурам, в том числе и мышления, я бы, пожалуй, учила тоже.
14.11.2003 19:02:04, Svetlana:)
:-) Вариантов масса! 14.11.2003 19:53:34, Panasya
Я вот еще о чем подумала - я бы и сейчас многому хотела бы научиться.
НО! Для меня, например, важно, чтобы был выбор - чему и в какой последовательности, и еще важнее - выбор - У КОГО я хочу этому учиться. А у детей этого совсем нет.
16.11.2003 00:31:27, Svetlana:)
Я тоже сейчас совершенно другими глазами смотрю, как это интересно! Глядя на своего малыша только и думаешь - хоть бы времени хватило:-) Согласна Вами, выбор должен быть всегда. 16.11.2003 03:56:09, Panasya
Нина2
Прям таки теснят?!:))) 14.11.2003 01:44:16, Нина2
Во всяком случае об этом говорил Дж. Буш-младший во время своей предвыборной кампании, где одним из ключевых пунктов была реформа образования (хотя, ИМХО, то, что предлагал Буш, еще хуже). Если что не так - все вопросы к Бушу :)) 14.11.2003 23:09:54, Janet
Да у них даже один из лозунгов был - "добиться самых лучших результатов американских школьников по математике и наукам в мире", к началу 21 века. Правда признали, что не успели. 15.11.2003 07:16:11, Panasya
Так меня этот парадокс и удивил. При "нашей" (10-15-летней давности) системе образования, когда креативность именно что выдавливалась всеми возможными способами - люди получались вполне думающими. А эти дети еще не испорчены системой образования - откуда эта лень думать самим, ждать, когда "разжуют"? 13.11.2003 16:36:31, Katenka
lise
ето не парадокс, просто умению "творить" тоже нужно обучaть, а не ждать что само придет если веселые картинки понарисовать на полях :-) 16.11.2003 15:39:34, lise
Слишком креативные родители, может быть? ))) Задавили своих детей. Это бывает. Недаром многое передается через поколение. Вот я один пример наблюдала - в семье женщины хорошо умели шить через поколение. Дочка (моя ровесница) не умеет, я ее спрашивала, почему же она не учится, раз есть у кого? Она говорит - а зачем, мне ведь мама все шьет. И бабушка ее не умела, и дочки этой мама училась у своей бабушки, тоже через поколение. Так что если Вы считаете свое поколение креативным - дождитесь внуков ))) 14.11.2003 00:53:16, Кротик
:))) 14.11.2003 13:37:00, Katenka
Откуда это идет? С моей точки зрения, от невероятно плебейского телевидения.
Я не хочу никого обидеть, я давно уже сама не раздражаюсь:), как раньше:) - я просто решила, что надо что-то сделать с этой коробкой:), что-то более продуктивное, полезное и творческое:)))
13.11.2003 13:17:18, Элла Прокофьева
Хорошо:)
Телевизор практически не смотрим (взрослые), ребенок заменяет ТВ видео. Мультики и фильмы относительно отобраны. Кстати, к этой коробке он достаточно равнодушен, хотя (или поскольку?) мы не ограничиваем время просмотра...

Как еще развить самостоятельное творческое мышление?
13.11.2003 13:29:16, Katenka
Ваш-то мальчик ещё ж не школьник. :) В таком возрасте, по-моему, специально и делать-то сильно ничего не надо, главное - не мешать особо. Вот у моей дочки (ровесница вашему сыну) сейчас просто буйство какое-то творческое проснулось. Видимо, и раньше оно всё было, но не так сильно заметно для взрослого человека. Восклицание Эллы пару недель назад (или неделю?) о "великолепных четырёхлеток" я как раз и отнесла к тому, что вот так бурно все навыки сцепляются в разнообразных творческих процессах. :)) 13.11.2003 16:23:58, безымянная
Так и эти дети не так давно пришли в школу. Т.е. такое отношение к учебе (а может - и к жизни?) было заложено в дошкольный период:(. И это - при отсутствии садовского влияния в большинстве случаев.

Да и 4-летки - разные бывают. Вот из сегодняшнего разговора с воспитательницей: "Егор (другой мальчик из группы), когда мама его оставила дома перед выходным, был недоволен, говорит "ну, вот ты меня дома оставила и что? Что я тут делать буду?". на предложение поиграть - игрушек полон дом, он заявил "Что же это - я сам для себя играть буду?"

При этом Тема все 4 дня вообще на улицу не выходил. Ни в гости, ни в театр - отказывался. Потому что у него дома СТОЛЬКО интересных дел! А когда в саду целый день - то дома и поиграть особо некогда. При том, что у нас доступ ни к компьютеру, ни к мультикам - неограничен, его даже и не тянуло...

То есть уже два разных подхода сформированы.
13.11.2003 16:48:03, Katenka
Ну а моя дочка и то, и это уважает - с подругами - это святое, но и дома себе дел найдёт. Не в этом дело. Творческий подход - не может проявляться в одном и томже. Он на то и творческий, что совершенно со стороны непредсказуем. Один будет свой креатив в общение вводить, другой - в конструирование, третий - ещё во что-то. 13.11.2003 16:51:54, безымянная
А его не надо специально развивать. Оно само собой развивается, в отсутствие помех и в присутствие адекватных стимулов.
Имейте под рукой все, чем можно ответить на запрос от ребенка - творить, и уберите помехи, как мы убираем посторонние шумы, когда настраиваемся на нужную волну...
13.11.2003 13:38:50, Элла Прокофьева
Мне дети так часто и говорят: "Элла Анатольевна! Убери вот это. И принеси то-то и то-то":) 13.11.2003 13:45:40, Элла Прокофьева
А что считать "помехами", если ребенок явно не проговаривает?

(Ну например тот же телевизор мало кто из детей просит "выкинуть". По крайней мере, я таких не встречала;))
13.11.2003 14:44:22, Katenka
Зачем выкидывать? Можно просто выключить. :)) На самом деле, иногда видео бывает вполне продуктивным. Я тут с Эллой только в том согласна, что наше телевидение именно "плебейское" или там ещё как назвать... Но есть вполне интересная видео-продукция и полезная. 13.11.2003 15:56:34, безымянная

Читайте также
Как выглядеть роскошно без дорогих брендов: правила безупречного стиля и уверенности
Истинная женская элегантность и роскошный вид скрываются не в ценнике на бирке, а в деталях, самоподаче и внутреннем состоянии. В этой статье мы раскроем секреты ухоженности и уверенности, которые помогут вам сиять, независимо от того, что на вас надето
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!