Раздел: Полезная литература

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Для Кондратея - аранжировки:)

Еще раз перечитала весь наш интереснейший диалог ниже.
Возможно, мы говорили не об одном и том же:)
Когда я говорила об аранжировках для малышей, я имела в виду точное исполнение тех же самых классических произведений, только на других инструментах (другими голосами).
То есть, я не имела в виду импровизации, инверсии, путаницы или озорное исполнение:)
Единственно, что допускается в аранжировках для малышей (на других инструментах), - это изменение темпа.
Чаще всего из-за этого (другие инструменты, другой темп) взрослый может сказать: "А! Это, извините, имитация, подделка, причем примитивная":)
Однако, то же самое, только на других инструментах и в другом темпе, - это не имитация, это аранжировка.
Имитация - это попытка повторить то же самое произведение, пользуясь тем, что находится под рукой.
Для аранжировки используются инструменты, с помощью которых композитор-аранжировщик пытается перевести музыкальное произведение со взрослого языка на детский, а не сымитировать звучание с помощью тех инструментов, что попались под руку.
В чем (имитация) тоже нет ничего плохого (и мы на занятиях это делаем - это отличное упражнение), но это уже из области: сначала оригинал, потом самодеятельность:)
В общем, это я пишу для того, чтобы пояснить свою точку зрения, а не опровергать другие мнения:)
28.08.2003 08:30:53,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
[пусто] 30.08.2003 23:05:00
Большое спасибо! Именно для такого общения-интерактива, как Вы описываете, я придумала музыкальный поезд с музыкальным чемоданом, лошадками и всякой другой атрибутикой, включая диски с детской музыкой и звуками природы:) 31.08.2003 08:47:14, Элла Прокофьева
Вообще, транспортная метафора очень помогает в общении с малышами.
Это просто поразительно, какими целенаправленными, заинтересованными и общительными становятся маленькие пассажиры, когда они куда-то едут.
Как быстро учатся играть разные роли, вступая в общение то с кондуктором, то с контролером, то с шофером, то с буфетчицей, то с гидом (я просто меняю шляпы и немного изменяю голос).
На протяжение полуторачасового музыкально-разговорного занятия трех-четырехлетний ребенок может спокойно проехать мимо "деревни" (голоса домашних животных), выходя на музыкальных остановках, потом пересесть в "электричку", поболтав там с тетей-пассажиркой о том-о сем, потом пересесть в "экскурсионный автобус" (просто переставляем стулья, как в салоне автобуса), пообщавшись с шофером, гидом, кондуктором, контролером, доехать до парка с лошадками, покататься на них (игрушечные лошадки-качалки, лошадки-каталки), пообщавшись с хозяйкой аттракциона, вернуться в автобус, объяснить шоферу, как доехать до дома, и уехать домой (до выхода из студии).
От взрослого требуется только раскрепоститься, легко переключаться с одной роли на другую, менять голоса, петь, хлопать и топотать:) и быть готовым к принятию новых идей ребенка, изменениям сценария, перестановкам, исполнению ребенком разных ролей.
И - поехали!:)
31.08.2003 11:01:03, Элла Прокофьева
Вот почему только не все дети в это включаются? Вроде моя Аня всегда сидит из палатки подглядывает на поезд? 31.08.2003 18:50:29, безымянная
По моим наблюдениям, легко включаются в сюжетно-ролевую игру "поезд-электричка-эскурсионный автобус с остановками" или трехлетки, вместе с мамами (им тоже отводится, самим ребенком, определенная роль) - на индивидуальном занятии, или уже пятилетние дети - на групповом занятии.
Или аборигены:)
Идей - масса:)
На группе ребенок-новичок или ребенок, который ходит нечасто, сначала может вообще уйти в другую комнату и наблюдать со стороны или быть рядом, в той же палатке:)
Потом включается:)
Для ребенка, который ходит не часто, Аня очень гармонично играет, наблюдает, входит и выходит:)
31.08.2003 21:14:42, Элла Прокофьева
[пусто] 31.08.2003 10:59:23
"И придумано, И "подслушано" у детей И развито в "диалогах"..."
Это точно:)
Когда я написала "я придумала", я не очень верно выразилась:)
В музыкальном чемодане - Вы будете смеяться:) - не только колокольчики-металлофончики и т.п., но и куча всякой всячины, которую туда напихали:) дети...
31.08.2003 11:04:13, Элла Прокофьева
[пусто] 31.08.2003 17:57:33
Не устаю поражаться детской способности в любом из окружающих предметов найти что-то, что роднит его с другим:)
Помню, у меня в детстве была ручка с изображенным на ней нотным станом, скрипичным ключом и некой музыкальной фразой, записанной нотами:)
Что Вы думаете?
Я искала музыканта, который смог бы сыграть на фортепиано эту фразу.
Мне было очень мало лет, но возникло ощущение, что то, что изображено на этой ручке, - важная информация, которую можно прочитать на фортепиано:)
31.08.2003 21:34:00, Элла Прокофьева
[пусто] 31.08.2003 23:00:07
Если б я сейчас вспомнила:)
Начало какой-то приятной мелодии...
Помню - мне понравилось:)
31.08.2003 23:10:53, Элла Прокофьева
[пусто] 01.09.2003 03:20:41
У меня тоже так получилось, с несколькими игрушками, когда я начала собирать материал для занятий с детьми.
Просто не относила их на занятия, пока не завершалось:)
И сейчас такое бывает.
Сегодня вот купила книжку, которую давно хотела купить, рассматриваю с превеликим удовольствием:)), и размышляю: "Это мне надо, для завершения чего-то, или детям тоже пригодится?":)
У Вас хорошо получилось: Вы бурно отреагировали и завершили.
Гораздо сложнее, когда покупаешь что-то для собственного удовольствия, а, вроде, ребенку:)
Нужны ориентиры...
01.09.2003 12:50:20, Элла Прокофьева
[пусто] 01.09.2003 17:05:11
А это ведь действительно очень интересно - как обсуждать с ребенком, что отдавать, а что оставить?:) 02.09.2003 17:37:11, Элла Прокофьева
Про аранжировки: у меня есть очень приятный диск детских колыбельных - колыбельные со всего света (есть даже из Южной Африки) и среди них классические, в очень профессиональном и приятном исполнении. Флейта и клавишные. Называется Lullababy (tender dreams).
Исполнитель Laura Nashman.
Это я отчасти к тому, что бывают приятные "перепевы", "аранжировки" и т.д. Ну и конкретный пример - может, кому пригодится. Наверное, на amazon'е можно послушать.
29.08.2003 23:41:38, Barbariska
Большое спасибо! Я поищу... 30.08.2003 09:37:33, Элла Прокофьева
Я поняла. И еще раз подумав - поняла, что у вас просто иная оценка того, что слышите. Потому что все эти эпитеты - бережно, талантливо... - я просто не могу приложить к тому, что я слышала на кассетах "музыка для малышей", разного рода. Слышно явственное сюсюкание.

Кстати, для сравнения - у меня есть серия "классика для малышей" - совсем другое дело. Там сами произведения выбраны подходящими, может быть - уровень записи низкий, чтобы звучало тише, чем обычно. И все.

А наигрывания типа музыкальной шкатулки и треугольника - для меня и остаются наигрываниями в виде шарманки. Отдельную мелодию ("Колыбельную" Моцарта?) так слушать еще можно. Но назвать это "аранжировкой классика" я не берусь.
29.08.2003 12:29:28, Кондратея с работы
То есть, музыкальные треугольники, колокольчики, металлофончики и все эти инструменты из детского музыкального чемоданчика, шкатулки Вы все-таки не приветствуете.
Вам нужно звучание оригинала.
Пусть будет другой уровень записи, но все-таки оригинальное звучание.
Правильно я поняла?
Тогда вот какой вопрос (опять же, не для того, чтобы оспаривать Ваше мнение - мне просто очень интересно) : вот такое уважительно-авторитетно-пассивное прослушивание оригиналов, оно не может помешать собственной творческой деятельности малыша и превратить ребенка просто в слушателя-хорошего исполнителя, лишив его возможности стать композитором?
Необязательно музыкальным композитором:), а композитором вообще?
Ведь с детской аранжировкой можно играть с малышового возраста:)
Слушать оригиналы - понятно, что это очень хорошо, если малышу комфортно:)
Но достаточно ли этого для развития слуха, чувства ритма, самостоятельного композиторства?
Если только слушать.
Ведь малыш не может сразу взять и сыграть на скрипке, рояле, флейте.
А на музыкальном треугольнике, колокольчиках, металлофоне может:)
Я писала внизу о прикладной ценности детских аранжировок.
Там звучат инструменты, которые доступны малышу:)
29.08.2003 18:11:35, Элла Прокофьева
Я добавлю с "третьей" стороны. На днях решилась - те несколько кассет с аранжировкой классиков, что у нас имеется, которые все подписаны одинаково, но разбросаны как попало, я решила распознать на слух и сложить по коробочкам. Надо сказать, что когда я их купила, то не смогла долго слушать - всё-таки звучание оркестра или фортепиано мне приятнее, дочка тогда тоже к ним относилась равнодушно. При прослушивании на днях обнаружилось, что ничего, кроме известнейших вещей Чайковского (вальс цветов, например), я не смогла распознать, дочка при первом прослушивании воскликнула: "Это музыка как у тёти Эллы! Я же говорила, что у нас есть такая..", потом, чуть послушав: "Вот здесь дзинь-дзинь также точно, как у тёти Эллы...". :)) Муж через пол часа моих экспериментов озверел, сказал, что на его непросвящённый слух всё это - халтура и кассеты надо выкинуть.

Так вот - дома мы всё-таки классиков слушаем в оркстровом звучании (дочка не проявила особого интереса к дальнейшему прослушиванию, впрочем, в оркестровом звучинии - тоже особого энтузиазма, кроме как прослушивания Чайковского, нет у неё :)), но если на каких-то занятиях дочке будут предлагать аранжированные записи - я не против совершенно. Сама я люблю и дочке часто ставлю композиции, где звучат живые инструменты типа колокольчика - всякие народные мелодии, или импровизации. Мне очень понравилась кассета "Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка", где "деревянные", "стеклянные" и т.д. звуки - сначала из окружающего мира, а потом на инструментах - мелодии.
30.08.2003 15:46:10, безымянная
:)
Знаете, что самое приятное в нашей работе?:)
Когда повзрослевшие дети, которые когда-то занимались в студии, приходят навестить студию и ассистируют мне на занятии с малышами:)
Смотрю на ребенка и вспоминаю, что совсем недавно он был таким же карапузом, а теперь большой:)
Весной приходила к нам в гости девочка (занимается в музыкальной школе - фортепиано и флейта), которая, поиграв со мной и с малышами в лото, попросила: "Элла Анатольевна! Включите нашу смешную музыку":)
Я включила "Малыша в деревне", она заулыбалась и говорит: "Очень смешная музыка. Давайте поиграем в музыкальный поезд":)
Ребенок взрослеет и самостоятельно отличает малышовую музыку от взрослой, получая удовольствие и от той, и от другой:), если взрослые, сопровождающие развитие ребенка, хорошо понимают, чем детское восприятие отличается от взрослого:)
30.08.2003 20:02:56, Элла Прокофьева
То есть, обобщая, сделала для себя такой вывод: 1. не всякую музыку можно одноообразно переложить. Например, вальс цветов я ещё могу послушать в "дзинькающей форме", но вальсы Штрауса (сказки венского леса, например) - не катят без оркестра ну никак. У производителей такой "детской" музыки - явные потребности, недаром, есть даже целая серия с музыкой по знакам зодиака, по-моему, это уже явно коньюктурная продукция. Некоторые композиции классиков, в принципе, удачно звучат при исполнении в широком "инструментальном диапазоне". Но многие требуют более сторого соответствия выбранным авторами инструментам. Вероятно, поначалу аранжированли наиболее подходящие композиции, а потом, когда они стали пользоваться популярностью, подвели под гребёнку всё подрряд, даже те вещи, где это не требуется.
2. Для освоения полноты музыкального звучания ребёнком, я предпочитаю во-первых, для "простых" инструментов слушать подходящую - народную музыку, либо импровизации, написанные специально для этих инструментов, во-вторых, возможности синтезаторов позволяют ребёнку "руководить" прослушиваемой музыкой. Моей дочке звучание фортепиано нравится, она выбирает сама кусочки мелодий, выбирает темп и форму прослушивания - либо танцует, либо ещё что-то делает, а иногда "подыгрывает". К моему удивлению, "подыгрывание" это не носит совссем уж случайный характер. :)
30.08.2003 16:03:22, безымянная
"Для освоения полноты музыкального звучания ребёнком" (это очень точно названо), вероятно, важно свободно говорить как на детском музыкальном языке, так и на взрослом:)
Мы ведь не требуем от четырехлетнего карапуза, чтобы он свободно говорил на взрослом языке речи.
Представьте себе взрослого "цицерона", который начнет ораторствовать перед малышами:)
Чем грамотнее взрослый оратор, тем лучше он будет подбирать слова, чтобы донести свою мысль до малыша.
Мне кажется, именно этим и занимаются детские аранжировщики взрослой музыки.
Возможно, их попытки не всегда удачны.
Поэтому, конечно, родителю ребенка необходимо тщательно прослушивать предлагаемый аранжировщиками материал, как тщательно подбираем мы детскую литературу.
30.08.2003 20:07:18, Элла Прокофьева
Кстати, я недавно посмотрела мультфильм "Собака Баскервилей".
Конечно, он не для четырехлетних детей, а для детей постарше.
С моей точки зрения, это очень хорошая работа детских аранжировщиков.
30.08.2003 21:39:54, Элла Прокофьева
Не знаю такого мультика. Но вобщем, могу сказать, что, действительно, иногда переложение (аранжировка?) может являться самостоятельным произведением, не менее интересным, чем оригинал. Так, не так давно с одним знакомым обсуждали наш мультик "Кентервильское приведение". Вот именно, что мало по идее похоже на оригинал, но тем не менее, по-своему интересен. 30.08.2003 22:07:18, безымянная
Мультфильм "Собака Баскервилей" - произведение не из ряда "по мотивам":)
Там все четко, без переносных смыслов и без взрослого юмора:)
Доступность для детей обеспечивается типичными персонажами (Ватсон, Шерлок Холмс - это персонажи без противоречий и переливов), ясными диалогами, на основе оригинального текста, и изображением событий без пугающей натуралистики:)
"Кентервильское привидение" - тоже хороший детский мультфильм, который сделан так, чтобы не испугать ребенка и не запутать его в лабиринтах взрослого философствования.
С моей точки зрения, там нет ничего такого, что давало бы право называть его самостоятельным произведением:)
Это тоже детская аранжировка, приобщающая малыша к сокровищам взрослой литературы на доступном ему языке:)
31.08.2003 22:16:23, Элла Прокофьева
Наверно, так и есть. Самостоятельным я назвала его потому что мультик сам по себе интересно смотреть взрослому человеку. :)) Мне, по крайней мере. :) 01.09.2003 03:05:33, безымянная
Да, хороший мультфильм:) 01.09.2003 12:54:39, Элла Прокофьева
Немножко из другой оперы:)
А чем может раздражать сюсюканье, когда оно соотвествует моменту, гармонично?
Некоторые психологи рекомендуют: сюсюкайте с детьми. Не надо этого стесняться.
Например, Джорджия Виткин: "Правда о женщинах".
30.08.2003 09:41:42, Элла Прокофьева
Разговаривать по-детски - это прекрасно.
"Отцы часто предостерегают матерей, что "сюсюканье" может задержать развитие речи у ребенка. Но у меня есть отличные вести для тех, кто все же сюсюкает. Оказывается, что разговор по-детски - это естественная реакция, которой ребенок добивается от взрослого! Такой разговор ориентирован чисто на детей, и он вызывает больше улыбок и ответного щебетания; такой разговор учит детей понимать своих сверстников, он действительно вдохновляет на беседу. К тому же, как правило, "детский" разговор взрослых все равно стоит на шаг впереди речи ребенка (например, когда ребенок начинает говорить предложения из двух слов, взрослые автоматически переходят на полные предложения и тем самым подталкивают развитие ребенка). Так что если вы практикуете "сюсюканье", находите в нем удовольствие. Но не забывайте переключаться, когда беседуете со взрослыми!" Дж. Виткин.
В общем, полная аналогия с "детской музыкой":)
30.08.2003 10:51:18, Элла Прокофьева


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!