Раздел: Капризы и истерики

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

вопрос к специалисту. Если не успокавать

вопрос к специалисту.
Если не успокавать ребенка, когда он чего-то требует то, что я не хочу ему давать - насколько это опасно для его психики, развития и т.д. В настоящий момент ему 9 месяцев и часто получается, что он начинает требовать что-то, хныча, я не выполняю его требование и тогда начинается истерика. Она может длиться и полминуты, а может затянуться на 15. Вопрос - насколько это опасно? Какие есть данные, статистика, реальная угроза? огромное спасибо.
14.08.2003 17:47:13,

51 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Елена Д.
А есть смысл отказывать 9 месячному ребенку? 18.08.2003 11:26:29, Елена Д.
Возможные последствия отказов родителей в том, что для ребенка возраста до 3 лет является потребностью, может быть:

а)если потребность связана с познавательной активностью ребенка, то частый отказ может вызывать нарушение познавательной потребности (нежелание учиться, узнавать новое)

б)если потребность связана с эмоциональным контактом с родителем, то частый отказ может вызывать нарушение эмоциональных контактов с миром (холодность, недоверчивость, уход в себя, мастурбация в нездоровом количестве, попытки перенести потребность в эмоциональной связи с матерью на других людей, что, как правило, подкрепляет чувство "ненужности" и еще больше окунает человека в холодность и т.д.)

в)если потребность пищевая, то отказы в этой области могут привести к нездоровому питанию в будущем, отсутствию чутья на еду, нужную именно сейчас для поддержания организма в балансе (почти у всех людей нарушено, кстати)

г)если потребность в движении, изменении положения, в обретении новых физических навыков, то результатом частого отказа может быть повышенный травматизм, неуклюжесть, вялость, недоверие к своему телу, страх травмы, который как раз всякие травмы и провоцирует.

д)если отказы бессистемны, то, что вчера было можно, сегодня получить не удается, то, что вчера не позволяли, сегодня можно, то последствием таких колебаний может стать повышенная тревожность у ребенка, невроз.

Собственно, это очень поверхностно и приблизительно та цена, которую ребенок платит за обретаемое умение смиряться с тем, что его желания невыполнимы. На мой, неквалифицированный, взгляд, сами по себе истерики, если они сами прекращаются, для ребенка не особенно опасны. Опасно, если ребенок в штопор входит, успокоиться не может, "закатывается", т.е. возникают нарушения дыхания. Да и то, если это частое явление. Но важно понимать, что основное психическое здоровье, стабильность человека закладывается в возрасте примерно до 3 лет. "Довербальные", т.е. полученные в период до формирования речи, проблемы, это то, с чем сложнее всего работать, когда речь идет о работе со взрослым клиентом психолога или психотерапевта.

На мой взгляд, важнее всего обращать внимание на системность отказов, создать у ребенка четкую структуру разрешений-запретов и четко ее придерживаться. Очевидно, что при этом запретов не может быть много, потому что ребенок не сможет удержать их в голове. Про отказы Элла прекрасно написала в другом топике - они должны выглядеть одинаково, чтобы ребенок сразу узнавал отказ и не питал лишних надежд. С другой стороны, ребенок может выдержать довольно много отказов без вреда для себя, если чувствует достаточно родительской любви (он чувствует, а не родитель думает, что я его люблю, и как это можно не заметить), заботы и поддержки. Отчасти (если есть необходимость часто отправлять ребенка "в отказ") это может быть скомпенсировано режимом дня - есть время для ребенка, а есть для мамы.

Вот такой поток сознания по теме, но если не умствовать, то я своих девчонок старалась лет до 3 ни в чем не ограничивать и искать способы удовлетворить все их потребности. Мне кажется, что результат вполне симпатичный, не могу сказать, что они чрезмерно избалованные и эгоистичные. В принципе, договориться с ними можно о чем угодно.
17.08.2003 03:46:31, Яся
В этом возрасте я удовлетворяла практически все желания своего ребёнка. Даже не думалось, что я делаю что-то не так. Когда в первую очередь присутствует чувство Любви, безусловной Любви, ничего не страшно. Все описанные Вами опасения проистекают от того, что не дадено этого чувства в полной мере. Cогласна c объяснением Svetlana:) 16.08.2003 04:11:20, Panasya
Насчет статистики точно не скажу, а так - последствия вообще-то известны. Вот хоть детских психоаналитиков почитать - Э.Эриксон, Анна Фрейд, Франсуаза Дольто и т.д..
Куча комплексов у ребенка, основой жизни становится недоверие к миру и к окружающим людям, соответственно, агрессивность, страхи, неврозы либо психосоматика, сексуальные и психические отклонения и т.п.
Схема примерно следующая - ребенок выражает свои естественные желания - они отвергаются матерью - ребенок чувствует себя беспомощным и сначала усиливает сигнал - если потребности по прежнему не удовлетворяются - либо уход в болезнь, либо снижение активности, заторможенность. Если желания ребенка принимаются матерью негативно, через некоторое время ребенок тоже начинает считать свои естественные желания чем-то неправильным, неприемлемым. Позже это выливается в различные отклонения, поскольку энергия все же требует выхода, а естественные пути развития внутренне уже перекрыты. Ну, вот так, пожалуй, если кратко.
Что еще на эту тему - пожалуй, книги А.Захарова по детским неврозам, там и статистики, кстати, много.
Хоменаускас "Семья глазами ребенка" очень доходчиво некоторые последствия доносит.
16.08.2003 01:13:24, Svetlana:)
"...часто получается, что он начинает требовать что-то, хныча, я не выполняю его требование и тогда начинается истерика..." Малышу - 9 мес.
Того, что опасно (в зоне видимости малыша) в этом возрасте (многое из опасного можно просто выбросить или спрятать), настолько мало, что мне не совсем понятно, что он такое требует...
14.08.2003 20:20:11, Элла Прокофьева
Он требует чаще всего внимания, чобы его брали на руки, ходили с ним, залезть на колени и т.д. Я имела ввиду, насколько это опасны его истерики с точки зрения психики, развития и т.д. 15.08.2003 11:27:37, Даяна
Опасны не истерики. Истерики - это сигналы, призывы к Вам. Это естественное поведение младенца, с нормальным инстинктом самосохранения, который сигнализирует: прошу физиологической, психологической поддержки.
Опасно нежелание родителя отвечать на эти призывы и сигналы.
15.08.2003 20:21:40, Элла Прокофьева
"Опасны не истерики. Истерики - это сигналы, призывы к Вам. Это естественное поведение младенца, с нормальным инстинктом самосохранения, который сигнализирует: прошу физиологической, психологической поддержки.
Опасно нежелание родителя отвечать на эти призывы и сигналы."

Чем опасно нежелание родителя отвечать?
Какая существует статистика относительно последствий, если таковые могут иметь место?
Обоснуйте, пожалуйста, почему вы считате истерику - естественной реакцией? Каковы факты, исследования?
(я считаю, что эмоции и инстинкты это вещи совершенно разные)
15.08.2003 21:07:24, Даяна
Да не буду я ничего обосновывать:)
Опыт показывает, что это пустое, изматывающее силы занятие.
Мне нужен конкретный запрос:)
15.08.2003 21:13:23, Элла Прокофьева
так а у меня и есть конкретный ребенок:) я что-то вас не поняла. Меня интересует возможность конкретного ребенка заболеть или какая-то другая опасность. Вам что-нибудь об этом известно? 15.08.2003 21:19:24, Даяна
Так. На этот вопрос я уже ответила. Сразу:)
Любой специалист в области детской психологии скажет: "Нежелание мамы отвечать на призывы и сигналы младенца опасно для его психического здоровья".
Является истерика следствием инстинкта самосохранения, сигналом, призывом о помощи, или это эмоция, - действительно сейчас, в 9 мес, важно ломать над этим голову, когда малыш зовет маму, хнычет, плачет, впадает в истерику, если она не откликается?
Сформулируйте, пожалуйста, Ваш самый главный, конкретный запрос.

16.08.2003 08:11:07, Элла Прокофьева
Если сложно быстро сформулировать, я постараюсь помочь:
- Вас беспокоит состояние здоровья младенца.
Что говорит невропатолог, педиатр?
- Или Вы просто боитесь "испортить" ребенка, потакая его "капризам" и, в то же время, волнуетесь, не перебарщиваете ли со строгостью воспитания.
Это вопрос к детскому психологу, педагогу, опытным родителям.
Можно вопользоваться поиском на слова "капризы", "истерики".
На Конференции огромный опыт подобных обсуждений.
- Вам нужен список соответствующей литературы.
Я подберу.
- ...
16.08.2003 09:28:14, Элла Прокофьева
- Вас беспокоит состояние здоровья младенца.
Что говорит невропатолог, педиатр?

На данный момент они говорят, что ребенок в норме. Меня инетерсует, что МОЖЕТ случиться, если не потакать его капризам?

"- Вам нужен список соответствующей литературы."
Да, это было бы оптимально. Меня больше всего интересует информация о том, от чего случается невроз (не попадем ли мы в этот разряд)? Статистика, исследования и т.д. Думаю, что это лит-ра по неврологии...
спасибо.
18.08.2003 19:17:18, Даяна
ksunya
требует внимания, которого Вы "не хочу ему давать"?! 15.08.2003 14:35:45, ksunya
да, у меня нет желания отвечать человеку, который орет и требует от меня чего бы то ни было. Но у меня также нет желания, чтобы ребенок заболел или стал невротиком. 15.08.2003 21:03:24, Даяна
Наяда
извините, а 9-месячный ребенок может вежливо попросить маму уделить внимание? Не думаю, что ребенок обучится этому таким образом....
имхо, внимание ребнку надо уделять по первому требованию, пока он не разберется с миром и с тем, кто он в этом мире и какие у них с миром взаимоотношения. А отказ самого родного и важного человека во внимании вряд ли поможет установить уравновешенные, полные любви и взаимопонимания с миром, отношения.
имхо.
17.08.2003 22:14:16, Наяда
у меня есть желания, чтобы ребенок был адекватным, здоровым, не испытывал негативных эмоций. 15.08.2003 21:20:55, Даяна
Так стремитесь к этому! Если Вы видите, что у ребенка негативная эмоция, сразу сделайте ее позитивной! 15.08.2003 21:24:10, Дианна
То есть вы предлагаете все желания ребенка удовлетворять?

Мой опты такой, что чем чаще лишаешь ребенка негативных эмоций, тем он становится требовательней и тем сильнее его негативная эмоция следующий раз, когда он не получает того, чего хочет.
Еще ворпос. Вот я буду удовлетврять все его желания. А потом, когда его желания распространяться на других людей и вещи, кто будет ему их удовлетворять? Вот тогда, по моему мнению, человек и сталкивается к проблемами, к которым он не подготовлен и вот тогда то может возникнуть и стресс, и депрессия и неврозы. Я немного про это знаю, поэтому и спршиваю мнение специалиста, который этим занимается всю жизнь, а не как я - 1 год. Надеюсь на квалифицированный ответ.
15.08.2003 23:23:30, Даяна
Елена Д.
Мой ребенок получал практически все, что хотел (кроме жизнеопасных вещей) до 3 лет. Хотел на руки - брали на руки, хотел что-то потрогать - трогал, хотел играть чем-то - играл (если вещь не предназначена для детских игр, она была убрана не просто в недосягаемое место, а убрана из виду, то, что ребенок не видит он не хочет :)). Понимаете, меня так поступать заставили обстоятельства (ребенку нельзя было плакать, тем более закатывать истерики), иначе у меня тоже был бы соблазн просто ничего не давать и не обращать внимания на вопли. Так вот, по истечении 7 лет, могу сказать, что для малышей это идеальный подход, ребенок спокойно относился к ограничениям во внешней жизни (не трогать прилавки, не клянчить игрушки, не валяться на земле и т.д.), потому что дома было мало ограничений и потому что мама занималась исключительно им :) Еще раз оговорюсь, все это до определнного возраста... У меня с ним не было проблем с поведением в гостях, в кафе и т.д.. А ребенок у меня отнюдь не спокойный и очень любознательный :) Зато я видела, как "срываются с цепи" в гостях дети, которым дома не разрешают что-то смотреть и трогать, для них эти запреты уже привычны и они на них не реагируют. 18.08.2003 11:40:58, Елена Д.
Аналогично. 18.08.2003 12:05:14, Дианна
У меня другой опыт : когда удовлетворяешь желания и проявляешь желание понять его мысли, чувства, не возникает желания "повоспитывать", отыграть на ребенке свои эмоции (а эмоции-то эти появляются, когда перестаешь понимать всех, кроме себя). Постепенно ребенок учится воспринимать чужие желания и чувства и относиться к ним с пониманием. Но это где-то к 3 годам появляется. 16.08.2003 09:11:07, Сонечка
Хороший подход, разделяю!
OFF:Сонечка, ты получила мой мэйл?
16.08.2003 09:42:16, Panasya
Да, извини, что сразу не ответила, напишу!! 16.08.2003 18:42:39, Сонечка
А какие у Вас желания?.. 15.08.2003 21:09:50, Дианна
:) Например, ему хочется подергать маму за волосы или поцарапать бабушке лицо. Или стянуть очки. Или сережки. 14.08.2003 23:11:22, Снусмумрик
Очки можно снимать при общении с ребенком,сережки тоже(кстати,я так практически перестала носить сережки- привыкла уже без них,мешать стали:)))
чтобы ребенок не царапал лицо - ему надо коротко стричь ногти.
15.08.2003 09:19:20, ИМА
У меня-то уши уже заросли, я сережки сняла сразу как Ленуська родилась. :) У нас девочке именно очень хочется ударить по лицу или дернуть за волосы, а когда ей этого не дают, очень сердится, злится и ругается :) Кроме того, еще есть вещи других членов семьи (Вам ли этого не знать?) Все же не спрячешь, а старший брат обижается, когда его любимый коврик для мышки грызут :) 15.08.2003 12:07:20, Снусмумрик
с другими членами семьи проблема,я сама не всегда знаю,как ее решать. дочь я призываю до сих пор то,что ей дорого- прятать. Если она забыла,а я не заметила- это ее ответственность 16.08.2003 00:21:54, ИМА
чтобы он елозил лапками по лицу?:)

ой, не знаю. а когда дать ему понять, что я этого не хочу? только ребенок - человек? остальные - нет? они существуют для его кормления, развлечения и чтоб было, о чье лицо коготочки поточить?:)))
15.08.2003 11:43:50, Astra_Zolotistaja
Одна бабушка (из моих родственников) сказала мне как-то: "Ой, Элла, как же я рада, что сын со снохой в выходные утром долго спят, а внучок к нам с дедом приползает. Я так им благодарна, что они разрешают. То-то мы резвимся...":) 15.08.2003 23:03:56, Элла Прокофьева
ksunya
но должен же он Вас исследовать каким-то образом? как еще если не визуально и тактильно? 15.08.2003 14:33:33, ksunya
Ох... моему 2 года вчера стукнуло, а он все исследует и исследует. У меня уже до трясучки (и у папы тоже). Просто трясет, когда он начинает уши наши ковырять или по лицу руками водить... Раздражает, бесит, достает :( 15.08.2003 22:52:08, Лариса Покровская
Зинаида
Ох, а теперь принято это разрешать оказывается? Я всегда говорила: людям в лицо руками лазить нельзя - это неприятно. Не с рожденья, конечно, но в 2 года это уж точно было известно. По-моему, ребенок прекрасно может обойтись без ковыряния чужих ушей и вовсе не чувствует себя несчастным из-за этого. Кстати, он и сам довольно рано пресекал попытки вытереть ему нос или еще зачем-либо сунуть руку ему в лицо - ему это тоже неприятно, значит. 16.08.2003 16:57:27, Зинаида
А в как-нибудь показываете, что вы не хотите, чтоб вас так исследовали? Если показываете, то какая реакция? И какая реакция у вас, сли он закатывает истерику? и т.д. Меня интересует весь процесс взаимодействия в момент когда ваши желания не совпадают. 15.08.2003 23:16:16, Даяна
речь не об исследовании, насколько я понимаю, а о том, что ребенок делает больно и, возможно, он видит вашу негавтинвую реакицю и продолжает делать это (дже может быть похоже, что специально). Я не сторонник запрещать, ограничивать. Но я сичтаю, что мои и его желания равноправны - когда хочу, тогда даю меня подергать, когда мне больно, я не хочу, то не даю. Ведь он делает точно так же - попробуй его заставь есть например, или сидеть на руках, когда не хочет. 15.08.2003 21:12:29, Даяна
Масюта
Прсоединяюсь к вопросу, для нас -1,3 г. - это тоже критично до сих пор. 14.08.2003 19:56:05, Масюта
Уточните, пожалуйста, именно Ваш запрос... 15.08.2003 20:24:36, Элла Прокофьева
Масюта
Полностью присоединяюсь к топику Даяны. У нас такое тоже с 9 месяцев, только значительно сильнее. Я бы сказала, что ей нужно только то, что нельзя. То, что можно - долго ее не интересует. У нас уже все убрано до высоты 1 м. Ей хочется то, что выше. Т.е. она стоит под этим и просит, плачет. Убрать еще выше я не могу по причине, что и так все шкафы снизу стоят пустые. Еще пример -в кухне есть тефлоновые кастрюли и нержавейка. Она любит металлическими ложечками и формочками по дну возить. Такое позволить ей не могу, предлагаю кастрюльки из нержавейки. Так они ей, понятно, не нужны. Подавай ей тефлон. И еще отдельным топиком. Очень часто, если не хочет -- и всегда после ванны, когда ее вынимают - кричит, возмущается и падает на пол. Я понимаю, что она не накупалась,и вылезать не хочет, но так было и когда она в море замерзла. Т.е.я просто должна была ее вытащить. Получается, что эти крики и падания все-равно будут? Отвелчь у меня никак не получается. Вот как мне лучше всего реагировать? 15.08.2003 20:40:24, Масюта
N a t a l y
Насчет купания, у нас раньше тоже было, когда муж Женю купал, она хныкала после купания. Не накупывалась. Теперь я ее купаю (муж в долгой командировке). По часу-полтора купается. Никаких хныков :-) Сама накупается и говорит что вылезать. Меня это не напрягает, я тоже хорошо устроилась - сижу рядом с ней на табуретке и книжку читаю (она сама играет с водой, я с ней тоже играю правда, но все полтора часа купания я с ней не играю :-) ). 18.08.2003 16:55:17, N a t a l y
А почему не дать? Неужели невечные вещи дороже познавательного интереса родного ребёнка? По своему опыту могу сказать, что, дав своему наиграться тем, чем он хочет, он быстро оставлял это в покое, его познавательный интерес был удовлетворён. Просто спокойнее надо к этому всему относиться. 16.08.2003 04:16:19, Panasya
Масюта
Мне тефлоновая сковородка дороже. :) Потому как если дать, то через десять минут я получу свою сководку обратно поцарапанной и для меня непригодной. А ей она уже не нужна. Обидно, что "вечная" нержавейка не нужна :( 16.08.2003 08:39:37, Масюта
А если не дать, упущен момент познания, очень важный для ребёнка. Наше, да и не только наше поколение, прошли через все эти запреты, с оглядкой - "а что люди скажут?", сейчас мы наблюдаем последствия: или комплекс или нахальство. Я не утверждаю, что именно так и будет, просто ведь это не единственное "нельзя", сколько их на каждом шагу у ребёнка? 16.08.2003 09:07:42, Panasya
Масюта! У Вас несколько другой случай.
Малышка требует предметы, которые Вы ей не даете:) Хочет производить действия, которые Вы не разрешаете...
Это - не призыв младенца о физиологической, психологической поддержке. А требование ребенка-исследователя: "дай именно тот предмет, который я хочу потрогать, ощупать, поманипулировать им".
Что касается действия-купания: "дай накупаться вдоволь".
Одним словом: "Что ты за жадина такая?":)
Ну, а теперь и я спрошу: "Почему жадничаете?":)
15.08.2003 20:52:56, Элла Прокофьева
так а чем моя ситуация отличается? И там и там ребенок испытывает недовольсвто и жалость к себе - отсюда и такая реакция - истерика. Не важно, что он при это подразумевает - он кстати еще не подразумевает ничего - он просто недоволен, что его желание не выпоняется. 15.08.2003 21:16:55, Даяна
Странный у нас разговор. Если Вам заранее все ясно: "он кстати еще не подразумевает ничего - он просто недоволен, что его желание не выпоняется" - зачем Вы спрашиваете?
Что тут можно обсуждать, если не спорить?
15.08.2003 22:01:08, Элла Прокофьева
Да вот и я говорю - странный. Я вас спршиваю не о том, что он испытывает - это мне ясно. Я вас спрашиваю, какие могут быть последствия, какова опасность. Больше ничего. Ответься мне, пожалуйста. 15.08.2003 23:18:14, Даяна
Для подобного ответа (о последствиях) у меня очень мало информации.
Что я знаю? То, что Вы говорите:)
Мне важно видеть, что Вы реально делаете.
Основываясь на словах, я могу лишь строить гипотезы:)
16.08.2003 00:05:26, Элла Прокофьева
?????, ??? ?? ?????? - ???????, ???????????! ??? ???????? ?????? ?????? ?? ?????, ????? ????, ?????? ???????? ????. ? ???????? ???????????? ?????????? ????????? ?????? (??????? ? ?????? ???? ?? ????? - ?? ??????? ? ?? ???????? ??????), ??????? ?? ??, ??????, ???????. ???? ? ?? ????? ??????? (??????? ?? ?? ??????? ????? ?? ?????? ????????, ?? ??????? ??? ??????? - ?????????? ?????, ????????, ???????? ? ?.?.). ????? ? ?????? ? ?????? ???????????? ???????? (?? ?????? ???? ??????? ??????). ??????? ???????? ???????, ??????? ?????????. ??????? ?? ?????? - ??? ?? ? ??? ???????? ? ???????? "??????". ???... ??????? ?? ???? ?????? ???????. ? ????? ???? ?????????? ( ? ???????, ?????????!!!) ???? ????????:)) 15.08.2003 10:58:56, Zmeika
Масюта
А почему так много вопросов? :))) 15.08.2003 18:51:31, Масюта
=СветА™=
Вот так удивление! :-) 15.08.2003 15:54:05, =СветА™=


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!