Раздел: Развитие речи

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Наболевший вопрос о мотивировании ребенка (логопедия)

Писала в От 3 до 7, почти никто не ответил, а вопрос наболевший.

Дочка 4,5 года. В логопедических занятиях нуждается точно. Но заниматься не хочет! Пробовали с логопедом, она тоже нам говорила "Ребенок не мотивирован, мотивируйте ребенка!" Я дочке много рассказывала о том, как важно правильно научиться говорить, почему, какие проблемы ее ждут... Не производит впечатления. Говорит абы как, не старается. Другие дети ее понимают, родители понимают, что еще нужно... Пробовала изображать непонимание, и действительно бывают такие случаи - она сердится и считает, что виноваты другие, те кто не может ее понять, но не она сама. Целенаправленные занятия перед зеркалом по отработке звуков и язычка удается провести редко, не каждый день. Что-то протаскиваю в играх, но она это встречает без восторга. Если исправляю в разговорной речи - замолкает и вообще не произносит это слово, боюсь что замкнется (а ведь и правда, это неприятно!). Время идет, улучшения минимальные. Посоветуйте пожалуйста! Как вызвать у ребенка желание заниматься?
05.08.2003 12:56:01,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мне кажется, мотивировать в этом случае может только игра, если она приятная, или веселая, или интересная. Тогда косвенным образом могут быть решены и логопедические задачи в том числе.
А если есть опасность потери контакта мамы с ребенком, маме вобще лучше отмежеваться от логопедических проблем. И игры в непонимание мне кажутся опасными - ребенок же обижается, то есть видит в Вашем "непонимании" не веселую с ним игру, не шутку, а то ли Вашу нечестность, нечестную манипуляцию, то ли низкую оценку. Наверно, надо искать человека, с которым ребенку будет интересно общаться, среди логопедов. А если опять неинтересно, то опять искать, - до полного удовлетворения.
Тут, мне кажется, для мам, которые успешно обучают других людей, совсем опасная ситуация. Ладно еще, если просто денег не хватает на логопедов и учителей, - а если мама объективно могла бы лучше научить, чем чем другие.. Как ни мало хороших учителей, мама у человека все-таки совсем одна. И если мама станет учителем, то кто станет мамой? И что лучше - ученый сирота или не все умеющий произносить ребенок?
Можно, конечно, просто плюнуть на звуки, но, с другой стороны, если есть у мамы страх перед приемом ребенка в школу, то он будет и у ребенка. Так что мамий страх тоже нужно как-то срочно изживать. Поэтому лучше искать того, с кем ребенку будет интересно звуки исправлять, - и неуспехи ребенка игнорировать, а успехам радоваться.
08.08.2003 05:49:19, Ом
Масюта
А мне нравилось заниматься с логопедом! Мы так весело дули в стакан с водой через соломинку, читали вслух яркие книжки, вообще как-то воспринималось весело. 06.08.2003 22:13:39, Масюта
Честь и хвала вашему логопеду:)! 07.08.2003 09:34:03, ИМА
Моя мама мне рассказывала, что когда я ходила в детсад, то не могла выговорить букву "Ж" (говорила "Ш"). В то время мне очень захотелось чтобы мама купила мне игрушку заводною божью коровку и ястала просить: мама, купи мне ШУКА. Мама мне ответила, что купит когда я научусь говорить "ЖУКА". И вот через какое-то время я снова начала просить, но уже "Жука". Мама даже не заметила, что я говорю правильно и начала снова искать отговорки, а я ей припомнила её обещание и снова много-много раз повторила правильно и она мне его купила. Всё это мне рассказала мама когда я была уже большая, но этого жука я до сих пор помню. 06.08.2003 08:47:15, надяМ
Интересно, спасибо ))) 06.08.2003 16:45:33, Кротик
Может, все-таки забыть об этом на годик? Она нервничает, что на нее давят, результата тут точно не добьешься. А потом можно попробовать с начала.
Я сама все детство мучалась у логопедов. У меня половина алфавита не выговаривалась. Я их всех просто ненавидела, начиная с логопеда №1, тихой горбатой старушки, которая мне постоянно объясняла, что меня никто не понимает, и у меня будут проблемы и пр. пр. пр. Достали!
Лет в 14 только, когда проблемы, действительно, начались, я сама уже сознательно пришла к логопеду и все исправила, сидя за партой с 7-летними шалопаями.
Не давите!!! И удачи вам! :-)
06.08.2003 03:20:36, Корделия
Да, я тоже их клиент из-под палки ("р" гортанное), правда, не постоянно, а в периоды внезапного маминого энтузиазма по этому поводу. Все это приводило только к появлению комплексов, связанных с речью. Правда, тоже кратковременному, нет занятий с логопедом - нет и проблемы :)) Картавить я так и не прекратила, т.к. пока мне это не мешало. 06.08.2003 15:52:23, U
Спасибо вам обеим за ваши мнения (тех, кто сам через это прошел, я-то нет). Это важно. Комплексов я тоже очень боюсь, и мне кажется, что они уже у самого порога ((( Видимо, придется пока умерить свой энтузиазм... 06.08.2003 16:44:40, Кротик
Скажите а дома вы как занимаетесь? Может просто скучно? Может вам нужно всякие скороговорки учить? Например когда вы по лестнице подниматесь прятно что-то приговаривать, вот их и приговаривайте. Может эти скороговорки рисовать? Или еще как-то обыгрывать?

Я когда-то встречала очень длинный список скороговорко... у Мошкова что ли... А может вообще в сети можно найти какие-то советы по логопедии?

И круг общения... может его пытаться созать искуственно? Ходить в какие-то студии где есть дети постарше? рисование какое-нибудь?
05.08.2003 17:58:23, Катеринище
На танцы ходим :-)) В интернете я искала, и нашла довольно много, но именно упражнений для языка, которые перед зеркалом делаются. Скороговорки мы как раз вчера попробовали, вроде пока проговаривает. Рисовать - это хорошая мысль, это она любит. У меня еще мысль есть - через письмо, буквы она знает, слова пробует писать... Читать не очень любит, именно из-за звуков, мне кажется. Сначала очень резво начала, а когда поняла, что проговаривать все надо четко, сразу остыла. 05.08.2003 18:05:40, Кротик
Можно попробовать "понепонимать" ребенка :-) У нас так с "ш" и "с". Ш говорть может более-менее нормально, но ленится. Строю из себя дурочку и переспрашиваю, как он не правильно сказал - ему самому смешно :-) Еще сказала, что "больсой" - это маленький (так как только малыши говорят "больсой" :-)), а вот "большой" - это правда большой. Теперь это слово всегда правильно :-) Единственное, не поправляю, когда рассказывает что-то длинное и фантазийное - иначе с мысли сбиться можно :-) А в коротких фразах - "я такое слово еще не слышала!" :-) 05.08.2003 15:38:28, Ranny
Пробовала, сердится ужасно. Кричит прямо. Я себя на ее месте представила - и правда обидно... Или замолкает, не поняли ее - ну и не надо. Тут уж я сама пугаюсь, так и совсем контакт потерять можно. Видимо, мама должна понимать ребенка всегда, хоть вообще без слов. 05.08.2003 16:06:38, Кротик
Наташа Р
Ох, у нас то же. Логопед настаивает, что надо следить за речью, так как сын уже на занятиях хорошо произносит звуки. Но как тут следить, если он начинает сразу беситься!
Немного помогло играть в иностранный язык. По-иностранному звуки произносятся неправильно, а потом по-русски - правильно. Но этой игры хватило не на долго. А в "свободной" речи он совсем за языком не следит.
Еще как-то играли, будто я хочу поймать его язычок (он шипящие произносит, высовывая язык между зубов). Он смеялся и прятал язык за зубы. Но это тоже не на долго.
08.08.2003 14:51:41, Наташа Р
:)))мне смешно,но это горький смех....
"Мотивируйте ребенка"!!!!А логопед на что?Это только он и должен ребенка мотивировать. Умение работать с детьми- это не умение показывать им,как двигать язычком. это, извините,не так сложно выучить.Это именно умение их мотивировать,превратить скучные занятия в веселую игру,да еще и понять ребенка,подобрать игру,которая ему подойдет..разнообразить занятия,прислушиваться к ребенкиному внутреннему состоянию..иногда методом проб и ошибок....эх....мне в универе все мозги прожужжали этим,за 3 года - как мотивировать,как подобрать,как играть,как важен клиент в отличие от меня..это и есть главная трудность в работе любого специалиста,будь то speech therapist или occupational или физио....
еще для примечания. Именно в работе логопедов и именно с проблемами произношения (не только там,но там чаще)иногда,после некоторого времени,наступает момент,когда ребенку НАДОЕЛО...нет у него мотивации .он не понимает,зачем ему произносить Р правильно,если его и так понимают .и это ясно. в таком случае советуют перерыв,а если и дальше ребенок не хочет - не занимаются.
Если ребенку не мешает - ничего не делают. Начнет мешать - тогда ребенок сам пойдет заниматься.
05.08.2003 13:09:55, ИМА
Ну и еще :-) Обсуждалась (даже и здесь, кажется) тема о соотношении усилий школы и родителей. В том смысле, что некоторые родители думают, что их задача - отдать ребенка в школу, а уж остальное - пробудить интерес и т.п. - это дело учителей, они должны, они знают как, их этому учили. Мое мнение, что дело учителей - дать ребенку знания, которые тот хочет и готов принять, а уж пробудить и поддерживать интерес к знаниям - дело скорее родителей. Это их ребенок, они лучше способны его понять, они должны найти пресловутый "индивидуальный подход", а не учителя, у которых таких индивидуумов полные классы. Учителя должны, конечно, максимально поддерживать, но вести должны родители.
То же и с логопедом. Он может показать упражнения, предложить интересную форму занятий и т.п., но пробудить у ребенка интерес к самой проблеме - это моя задача. Так я себе это представляю :-)) Хотя, конечно, можно с этим поспорить :-))
05.08.2003 15:12:09, Кротик
Кондратея
Тут дело такое. Если вы ТАК себе представляете вашу задачу - то-есть, "мотивировать" ребенка к тому, что ему делать неинтересно - то вы изначально стоИте в тупике. Пока вы не найдете иное решение той же задачи (не "мотивирования", а выработки правильного произношения) - ничего не изменится.

Вы же наглядно видите, что ничего не выходит по вашей концепции. Вот у вас логопед, упражнения он(а) знает. С вашей стороны усилия по "мотивации" есть, а вот самой мотивации нисколько.

По-моему, очевидный вывод - сменить идею. Не бывает так, как вы пишете, невозможный это путь:) Посмотрите ниже от Дмитрия Геннадьевича - это один из возможных путей.

Уверяю вас, со школой будет ровно то же самое. Если в школе будет у доски стоять учитель (пусть и прекрасно знающий предмет), и "талдычить" сорока ученикам, как пономарь - то хоть вы пойте и пляшите дома - ничего у ребенка не останется в голове от занятий.

Интерес и обучение - вещи неразделимые. Невозможно так - чтобы один "учил", а другой "мотивировал". Это возможно только на уровне физических наказаний - если по указке учителя регулярно бить ребенка.
05.08.2003 16:01:36, Кондратея
Ага. Мысль интересная. Т.е. все-таки единственный путь - искать логопеда с частными уроками, который будет и играть, и учить, и заинтересовывать. Своими силами не управиться, и даже с места не сдвинуться (( 05.08.2003 16:15:28, Кротик
Кондратея
Скажем так - есть родители с педагогическим талантом (талантом НАУЧИТЬ). Он обычно проявляется и не только на собственных детях. ТАкие родители бодро берут упражнения у логопеда - и чудеса в решете! Их ребенок так или иначе начинает делать эти упражнения под каким-то соусом.

Сама я не из таких. То-есть, ЧТО-ТО иногда получается, но по заказу - никогда. Поэтому я компенсирую тем, что подыскиваю подходящий для ребенка вариант учителя - методом проб и ошибок. Но у нас пока мало примеров - вот музыкой начинаем заниматься...

Заметьте, в таланте НАУЧИТЬ главное- талант подать в правильной форме. Если у вас этого нет - и не пытайтесь, ищите специалиста.
05.08.2003 16:20:57, Кондратея
я по другому представляю. моя профессиональная задача,как терапевта(я сама работаю с детьми,в похожей области) - сделать так,чтобы занятия для ребенка были интересными. Это входит в мою профессиональную подготовку.Если я не справляюсь - значит профессионализьму нехватает..
по поводу учителей спорить не буду- тут вообще копать надо глубже,хотя в общем и целом считаю,что стоять у доски и "давать" знания - тоже признак плохого учителя.....просто вопрос как заинтересовать 40 детей в одном предмете не хочу поднимать - я много думала на эту тему,и не хочу начинать дискуссию о целесообразности и полезности школы вообще....
логопед работает с ребенком(заметьте,дошкольником)один на один. Если он не в состоянии сделать занятия интересными ,при этом предъявляет претензии к родителям(заинтересуйте,мотивируйте) для меня это признак плохого профессионала.
иМХО,невозможно мотивировать ребенка делать то,в чем у него нет никакой нужды.
существует материальная "мотивация" - можете после каждого удачного занятия выдавать конфету,или игрушку,или деньги давать....
я против такого "мотивирования", сама никогда не применяю...но если вам очень важен именно результат(правильно произнесенная буква)то это может принести результаты...если удовольствие от награды будет значительно перевешивать неудовольствие от занятий
05.08.2003 15:37:09, ИМА
Я боюсь, что тут не логопед виноват, а именно я "напортачила", отбила интерес, видимо. Домашние задания выполняя. И ребенок приходил на занятия уже заранее скучный. А теперь вообще только одна я осталась, никакого разнообразия :-)
Может быть Вы, как специалист, подскажете мне несколько моментов? Извините, что пытаюсь Вас эксплуатировать.
1. СтОит ли исправлять звуки в разговорной речи, или только во время занятий?
2. Так ли уж сильно важна именно регулярность, т.е. строго каждый день по 1-2 раза, по 5-10 минут перед зеркалом? А если нерегулярно заниматься, то сильно снижается результативность?
05.08.2003 16:00:38, Кротик
я не логопед,работаю с моторикой,не берусь ничего советовать.
Я для себя ,как мама двоих детей,сровершенно не представляю,как можно сделать так,чтобы ребенок ежедневно делал что - то,совершенно неинтересное ему....у меня через 2 дня опустятся руки и начнется депрессуха:)
06.08.2003 10:00:26, ИМА
Наташа Р
Мы домашние задания делали - как принимали таблетку. "Ну пять минут - и я потом тебе почитаю, только делать хорошо". Вообще такой подход к учебе не одобряю, но в данном случае важен результат, а не развитие интереса к занятиям. 08.08.2003 14:56:55, Наташа Р
(длинно) Последние фразы - как раз мои мысли, я лично подождала бы, не гнала пока сама не дозреет, но дело в том, что школа! Сейчас в большинстве хороших школ серьезный конкурс для первоклашек. Ребенка с плохим произношением могут и не взять, обидно будет очень из-за такой мелочи (ну, в кавычках конечно) не попасть в языковую школу, например, или просто в хорошую. Потерять несколько первых лет учебы, потом переводиться с разными сложностями (ребенку входить в новый коллектив, наверстывать программу и т.п.) Может быть я слишком далеко заглядываю, еще 2 года, но со след. осени уже надо начинать ходить на подготовительные занятия в выбранную школу, к тому времени хотелось бы уже иметь нормальные звуки. А год, как показывает практика :-), это не так уж и много.
А по поводу логопеда - мы занимались с ней не каждый день (дорого), остальное она как бы "задавала на дом", т.е. я должна была с дочкой заниматься, повторять, закреплять и отрабатывать. Я сама на это согласилась, т.к. платить за полный курс ежедневных занятий мы не могли. А у меня не получалось организовать занятия. Поэтому улучшение шло крайне медленно. Сейчас мы с логопедом вообще не занимаемся (надеюсь, временно), так что я должна сама повторять, продвигаться дальше. А меня-то подходам этим не учили, вот и мучаюсь...
И собственно о мотивации. Как вы объясняете хотя бы сами себе, почему ребенку надо научиться говорить именно правильное "р", например? Или не "маЩина" а "маШина"? Ведь, действительно, и так смысл понятен. Друзья и родные понимают, трудностей в общении нет. А о красоте у каждого свое мнение. Школа - понятие далекое и туманное (для ребенка). Какие струны тут могут сыграть?
05.08.2003 14:51:01, Кротик
я никак не объясняю. Потому что я сама не понимаю ,почему "надо" говорить правильно. моя дочь в свои неполные 7 лет не произносит "р"- мне в голову не приходило как -то этим заниматься.Ей не мешает.Если будет мешать - подозреваю,с вопросами придет....
в "хорошей" по моим понятиям школе произношение для приема туда не играет ровно никакой роли.Если играет- я бы сказала,что школа "нехорошая" и ушла бы искать другую .Я считаю,что прием детей по этому признаку говорит о полном непонимании принимающими своего предмета...собсссно,я вообще принципиально против отбора детей в таком возрасте в школу,приемных экзаменов,просмотров итд....
05.08.2003 15:28:04, ИМА
Я тоже против отбора, но такова действительность. 05.08.2003 16:02:22, Кротик
Не везде и не всегда. 07.08.2003 17:40:09, ИМА
По моему скромному мнению, здесь в самой постановке вопроса что-то немножко напутано. Занятия должны развивать речевую моторику в чисто игровой форме, и совсем даже не обязательно знать ребенку, зачем они нужны на самом деле. А чтобы эту самую развитую моторику ребенок применял на практике, нужно больше общения с людьми, которые разговаривают правильно. Вы сами за собой не замечали, как невольно перенимаете манеру разговора и произношение собеседника ? А объяснять ребенку, для чего ему правильно говорить - в данном возрасте скорее всего бесполезно. 05.08.2003 15:55:55, Дмитрий Геннадьевич
Вот! Именно, еще одна проблема. Дочкин лучший приятель в садике ее младше на год и говорит вообще - одна каша во рту. И еще она очень малышей любит, ей все в них нравится, и как они "сюсюкают" тоже. Она на площадках всегда к малышам тянется. Вот и нет стимула, и нет примеров для подражания. А что делать? 05.08.2003 16:11:19, Кротик
Наташа Р
А мой вроде бы считает себя большим и друзья его почти все старше его и хорошо говорят все. А он по-привычке продолжает говорить неверно. Только его двоюродная сестра говорит очень плохо, но он ее все время ругает и говорит, что ей надо ходить к логопеду. 08.08.2003 15:03:04, Наташа Р
Кондратея
Ой батюшки! Начинать с ЭТОГО надо. Вы мельком упоминаете более важную причину. Видите ли, для ребенка все эти логопеды-звуки-произношение - дело тысяча двадцать пятое. А вот конкретный сегодняшний интерес для нее на первом месте.

Если существует интерес к малышам, умиление, желание быть маленькой - то пока что никуда произношение не сдвинется. Желания дочки направлены как раз противоположно вашим.

Выясняйте причины. Дайте дочке недостающее (например - понянькайтесь с ней некоторое время, как будто она на год младше, чем на самом деле). Восстановите желание "быть большой". ТОгда и логопед.
05.08.2003 16:27:15, Кондратея
У нее самой два противоположных желания. Она и маленькой хочет быть, и большой. И соску сосать иногда даже просит, и в магазин ходит одна, самостоятельно (я у выхода стою, чтобы меня никто не видел :-)) Английский учить хочет, просит в кружок записать, а русский - не хочет :-( Как бы так сыграть в нужную сторону... 05.08.2003 18:00:54, Кротик
Меняйте логопеда. Я своего сына водила к частному логопеду, бешеные деньги, 10 руб. в 90 г. И никакого результата! С точно такими же претензиями со стороны логопеда. Бросили мы ее. Через несколько месяцев перерыва повела я ребенка в центр слуха и речи, он тогда на Ильинке был и через 3 месяца ребенок говорил чисто. Денег это стоило раза в 3 меньше. Так что сделайте перерыв и обратитесь к другому специалисту. 05.08.2003 15:25:08, В6
Точно! И мне кажется, что тот логопед, с которым не возникло хорошего контакта, помочь вам сможет вряд ли. 06.08.2003 03:21:39, Корделия
А во время перерыва вы вообще не занимались, даже сами дома? А регресс был, или удержалось достигнутое? 05.08.2003 16:07:43, Кротик
Нет, не занимались, просто постарались забыть, что есть логопеды:) 07.08.2003 16:55:18, В6

Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!