Раздел: Нужна консультация психолога

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Описание событий

Элла и все-все-все :-), а с какого примерно возраста ребенок может достаточно правильно опысывать прошедшие события? Тут в топике "няня или сад" Элла написала, что ребенка нужно учить рассказывать о том, что было в саду (или вообще в отсутствие родителей). Муж с самого начала детского сада (с 3 лет) каждый день расспрашивает сына, чем сегодня там занимались. Вообще, занятий там действительно много разных, так что и рассказывать в принципе есть о чем :-) Но ребенок рассказывает как-то не слишком мммм... реально. У него, по-моему, нет четкой разницы между "сегодня утром" и "неделю назад". Часто он вообще не может вспомнить, что делали (видимо, если не слишком ему было интересно). Когда он оставался на обед, я пыталась расспросить, что он там ел, с момента обеда до моего прихода проходил всего час, но был ли салат, мясо, сосиски и какой гарнир - или "ничего" или явная фантазия.
В общем понятно, что ребенок запоминает то, что его больше всего взволновало - заинтересовало (когда кошку живую приносили, он мне сам, не дожидаясь вопроса, о ней стал рассказывать). Но в принципе, нормально ли, что ребенок почти в 4 года не может вспомнить, что он делал 2 часа назад и путает, было ли событий вчера или неделю назад? Я боюсь, что он может абстрагироваться от происходящего в группе, так как он пришел туда, совсем не понимая языка и оказался в некоторой изоляции, по крайней мере, в сравнении с другими детьми. Сейчас он в принципе понимает много и сам разговаривает, но у меня все таки складывается ощущение, что он все равно замыкается и больше уходит в собственные фантазии, чем в происходящие (в саду) события.... Или для этого возраста это нормально?
24.07.2003 23:30:03,

19 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вообще-то дело не в том, что мне интересно, что было на обед, сейчас он вообще там не обедает :-) А в том, что я боюсь, что такая невнимательность к событиям говорит о некоторой изолированности ребенка в саду от остальных детей, то есть он не принимает участия в общих мероприятиях, потому что не совсем хорошо понимает язык. Так ли это или я зря беспокоюсь?
И потом, я не уверена, что если у него возникнет какая-то проблема, то он о ней мне расскажет, так как просто абстрагируется в какую-нибудь другую область. Я не могу сравнивать с другими детьми, так как у меня только один :-) По этому и спрашиваю, как мне относиться к этому :-)
25.07.2003 16:40:46, Ranny
Может быть, именно это имеют в виду, когда говорят о неготовности или готовности к саду, школе? Все же это скорее родительская, чем детская, потребность - идти в детский сад.
Я сына отвела в новый сад, когда ему исполнилось 4 года. Какое-то время с вопросами не навязывалась, но когда к новому году он не смог сказать мне, как ребят зовут, что-то я затревожилась и тоже перешла к дрессировке. Выяснилось, что что-то он помнит всегда и твердо: например, все про взрослых, про единственного своего приятеля в саду, прогулки. Про занятия почти ничего. На вопрос, что ел на обед, молчит.. Я была озадачена - единственный ребенок, с которым я могла сына сравнить, я сама, а у меня все было по-другому. Ну и стали мы каждый день обсуждать меню. И вот что оказалось: он легко вспоминал, если еду давали любимую им или нелюбимую,- например, борщ и сосиски,- иногда вспомнить не мог, хотя и хотел, кряхтит, кряхтит, мычит, мычит и выдает - суп. Какой? - молчание, кряхтим. Ну понятно, я дальше про капусту спрашиваю.. Видимо, понял, что я огорчаюсь, если он ответить мне не может, и стал обращать на еду внимание - в результате что-то запоминал, что эмоционально значимо было для него, а в остальных случаях "научился" отвечать хотя бы в тему, примерно. Было то, что он сам хотел мне рассказать - обычно что-то приятное или неприятное (про неприятное совсем редко). Это и сейчас так, я обычно узнаю о его тяжелых ситуациях в школе месяца через три и то случайно, просто в болтовне. Видно при этом, что он не специально скрывал что-то от меня, а просто потребности такой не было. Я приходила ребенком из сада и заваливала маму тнформацией - ей отбиваться приходилось, а тут я сама пристаю, да каждый вечер, да с дебильными вопросами. Мне казалось неправдоподобным, что он не может мне на простой вопрос ответить, и я думала, что он просто не хочет. А он хотел очень и в результате дрессировки у него такая стратегия выработалась - если может вспомнить, называет факты, имена, не может - что-нибудь, что в принципе в тему попадает, но без конкретики - например, суп, или что-нибудь что было, но не сегодня. Со временем тоже полная неразбераиха. На какой-то мой вопрос про что-то связанное с 8 марта, ответил так, что было ясно - он говорит о 23 февраля. На вопрос, связанный с детьми - что-то вроде а кто на прививку из группы не ходил? - думает, кряхтит.. и называет ребят из нашего прошлого сада..
(Между прочим, многие случаи лживости детской не отсюда ли? Мне стыдно, что я поначалу к его ответам часто относилась как к лживым)
Я тоже думала, а что происходит с ребенком, если он почти ничего рассказать не может, как будто его там не было? Где он находится и что он видит в тот момент,про который потом ничего не помнит. Играет ли он в птичку и поэтому в его реальности обеда просто не было? И пришла к выводу: если моего ребенка нет там,где он есть физически, его нет нигде. Он в этот момент не птичка, его просто нет, у него нет мыслей. Это, наверно, похоже на сон без сновидений. Как младенец видит? Туман, много тумана, вдруг яркая вспышка короткая, как фотография, а потом опять туман.
Я всегда, укладывая его спать, советую подумать о чем-нибудь приятном, иногда сама придумываю о чем. Тут недавно я как-то решила уточнить что такое приятное и говорю - Вот ты, когда ничего не делаешь, но и не спишь, о чем думаешь? (Это я собираюсь выбрать самое приятное из предполагаемого множества..) А мальчик мой мне спокойно так отвечает - ни о чем. Как это ни о чем? Да не может быть, так не бывает, - тут я еще даже не волнуюсь, а просто не верю - Ну ты лежишь, смотришь на потолок или на обои и думаешь о.. - подсказываю. Кряхтит, видно, что хочет что-то сказать.. но нечего. Я все время ловлюсь на этом, мы настолько разные, что первая моя реакция на его ответ - разочарование (ну что за глупость говоришь?). Только через какое-то время все эти ответы складываются, и я понимаю, что он никогда не говорит мне глупости и никогда не врет.
Где-то когда-то я слышала, что память более менее полноценная появляется у ребенка около 4 лет. В реальности она появляется как получается, очень по-разному, с очень большой разницей у разных людей. Например, мой муж практически ничего не знает о своем детстве - ни в каком виде - ни картинок, ни запахов, ни эмоций. Он может что-то рассказать, если об этом знала его мама и много раз это в его присутствии проговаривала. Полноценная память у него появилась где-то класса с восьмого. Да, еще интересно - он почти никогда не видит снов. У меня какие-то первые фрагменты - это яркие картинки, например,очень подробное изображение пыльной синей эмалированной крышки от кастрюли крупным планом или обложка книжки, которую мне читали, сохранились с возраста около года, как мама рассчитала. Если я захочу последовательно вспомнить свою жизнь, то смогу это сделать где-то с первого класса, раньше - только отдельные истории.
Вот такие дела. Ясно, что как-то память связана с эмоциями и общением..
Но ведь в сад мы как раз и шли за этим. Так что именно неготовность туда идти и заставила это сделать.
По поводу нормальности или ненормальности сказать мне нечего. Глядя на мужа, я успокаиваюсь. Сравнивая с собой, сначала не верю, а потом прихожу в ужас.
Если это утешит, можно припомнить слова Эйнштейна, который, объясняя, как он сделал не помню какое открытие, говорил: я развивался настолько медленно по сравнению с другими детьми, что обдумывал то, о чем дети быстренько подумали в детстве и пошли дальше, во взрослом возрасте.
26.07.2003 00:50:42, Ом
Да, в том-то и дело, я боюсь что это не память, а реакция на неблагоприятную в психологическом плане обстановку. Не то, что там плохо - воспитательницы очень хорошия, веселые, ребенок их любит, но он у меня общительный, в принципе, лидер, а в саду не может реализоваться из-за недостаточного знания языка. Или это "мои тараканы", а его реакция нормальна? :-)
У Вас не складывалось ощущения, что ребенку в новом садике было не комфортно?
26.07.2003 14:06:41, Ranny
Мне почему-то кажется, что незнание языка или недостаточное знание не очень большая проблема для ребенка. В конце концов люди ведь могут и невербально общаться.. То есть незнание языка вряд ли может стать причиной неблагоприятной психологической обстановки. А есть ли с чем сравнивать? Был ли до этого сада другой - с родным языком? Вобще лидерство и общительность в каком конттексте проявлялись?
У меня было, конечно, ощущение, что моему сыну некомфортно в новом саду, но и в старом (то есть первом в его жизни) было некомфортно. С другой стороны, в обоих садах были какие-то плюсы, что-то такое, из-за чего ему все-таки туда хотелось.
28.07.2003 15:07:42, Ом
Этот сад первый, с 3 лет, переехали сюди, когда ему 2 исполнилось, какой коллектив в этом возрасте! :-)
А лидером он проявлет себя с хорошо знакомыми людьми, предпочитает сам устанавливать правила игры - и со взрослыми и с детьми. А общительность - он вообще-то ужасная болтушка, года в Москву на 2 недели ездили и 2 дня жили на даче - он прекрасно играл с соседской девочкой примерного того же возраста, все время придумывал какие-то события и ей рассказывал. На немецком он пока так объясняться не может и мне кажется, это его замыкает в себе....
28.07.2003 16:32:33, Ranny
СМ
Я дочиталась до того, что мне показалось - Вы волнуетесь за ребенкино благополучие в саду и поэтому то, что кажется странным, оживляет эти волнения, т.е. тараканчики усиками встряхнули ;) Так может в этой причине поковыряться? Можно поговорить с воспитателями? Может быть и психолог штатный есть? А есть в саду другие русские детки, с их родителями можно пообщаться?
И - самое главное, как ведет себя ребенок, вернувшись домой. Любое негативное переживание аукается в поведении, в особенной игре какой-нибудь, мне кажется, внимательно наблюдая за ним, Вы тоже сможете понять, хорошо ли ему в саду или нет. А чтобы понять, нет ли языкового барьера, можно понаблюдать на площадке детской, как он с иноземными детьми общается.
А память развивать все равно не помешает ;)
28.07.2003 10:09:35, СМ
Психологов в саду нет в принципе - тут все воспитатели с психологическим образованием, русских детей тоже больше нет, вообще иноязычных нет. С воспитателями я говорю, но я сама немецкий не слишком хорошо знаю, а они не знают английского. Так что проблем нет - и хорошо. А на площадке... У нас площадка относиться только к нашему дому, ребенок всех детей знает хорошо, у него друг есть его возраста - с ними проблем нет, но ведь он их уже 2 года знает и общается тет-а-тет. В саду другое... Там коллектив, общие знанятия, нужно уметь как-то под это подстаиваться - закон общества :-) Если не научишься, будешь потом всю жизнь себя изгоем чувствовать... 28.07.2003 16:27:51, Ranny
СМ
У меня нет личного опыта вживания в чужую страну, но вот мой папа уехал в Германию с новой семьей (дети были 8 лет и 14, если не ошибаюсь) и они подтвердили то, что везде пишут про детскую адаптацию - дети гибче, они лучше адаптируются и к языку, и к новой обстановке, чем взрослые. И младший (8 лет) "онемеччился" быстрее старшего, но и тот, и другой чувствуют себя в Германи "дома". Надеюсь, и у Вас все будет хорошо 28.07.2003 17:40:49, СМ
<<А мальчик мой мне спокойно так отвечает - ни о чем. Как это ни о чем? Да не может быть, так не бывает...>>
Именно так и бывает, так было и у нас в детстве. К сожалению это присуще только младшему возрасту, в дальнейшем забивается знаниями. Природой дано от рождения, что в состоянии полного безмолвия ума приходит нужная информация в нужный момент,
в нужное время.Во взрослом возрасте достичь такого состояния достаточно трудно,но если настойчиво работать над этим, то реально.
26.07.2003 10:19:13, Panasya
Во взрослом возрасте это наш свободный выбор - хотеть этого состояния или нет, учиться ему или нет, быть в нем или в каком-то другом.
Если ребенку доступны оба состояния и он сам выбирает, в каком ему быть, - это, вероятно, только обогащает его жизнь. Меня волнует обратный случай.
28.07.2003 15:18:27, Ом
может они для него просто не значимы? 25.07.2003 20:21:17, Шин
Если ребятенок ваш в другой языковой среде в саду, то ему наверно сложно перевести на русский что там было в течении дня, название игр и еды знает наверняка на обоих языках, а одно другому сопоставить это уже не так просто . А попробуйте его на иностранном спросить что он делал/ел в саду, возможно он сможет больше вспомнить и рассказать. 25.07.2003 15:15:54, пампушка
СМ
Немного ОФФ. Спросите мужа вечером, что он ел на завтрак. Можете быть удивлены ;)) Еще приятно узнать, помнит ли муж, в чем была одета жена "вчера в гостях"..
А по делу - может быть устраивать "вечерние посиделки", по выходным, после ужина и вместе вспоминать, что интересного и хорошего (нехорошее, как правило,само всплывает). У нас была одно время такая традиция - зажечь свечку, вспомнить события дня, но не задавать прямые вопросы, а по очереди "составлять" рассказ. Напр - "сегодня утром самым приятным было ..." или "здорово, что дождик уже утром прошел, правда?" На первых порах я задавала такие вопросы - А тебе что запомнилось? И тут, поскольку Вы знаете истинное положение вещей (если целый день были вместе), то можно рассказ "возвращать на землю", отделять фантазию от реальности, заодно и узнаете, в каких случаях он фантазирует, и насколько может фиксировать события.. А можно после каких-то мероприятий - походов в гости, театр, т.п. составлять небольшое "материальное воспоминание" - в альбомчик вклеить билеты, фото, написать пару строк, нарисовать что-нибудь. Вот;)
25.07.2003 10:08:10, СМ
Про завтрак не знаю, а про обед мне муж периодичски рассказывает :-) Так что пол дня он это помнить в состоянии :-)
На счет вспоминаний - мы так и делаем, даже не вечером, а сразу после события. Например, сразу после зоопарка, цирка, фан-парка, в машине по дороге домой я расспрашиваю, что больше понравилось и напоминаю еще и сама (например, обратила внимание, что что-то нравится и потом по дороге домой об этом событии напоминаю).
Но это из серии тренировки, а как вот само по себе должно быть? :-)
25.07.2003 16:34:35, Ranny
СМ
Возрастных норм я не знаю, мне кажется, не стОит на этом зацикливаться. Попробуйте вспоминать парки-зоопарки после паузы, не сразу, а вечером. 25.07.2003 16:37:47, СМ
нужно стараться задавать вопросы в другой форме. Не ЧТО вы ели. А "Была у вас кашка, или супчик7". На завтрак (или пререфразируя детским языком - когда мы приходим в садик), или на обед (=перед сном)? А супчик из свеклы или с кратошкой, или и то и другое в нем было. Вопросы не общие, а конкретные. Будет работать. А плавание во времени - не важно, главное, чтобы учился делиться с родными. 25.07.2003 07:44:43, Greta
Ага, так и спрашивала - соглашается со всем :-) На обед были сосиски - да, а мясо? И мясо. И рыба :-)
Вы сегодня рисовали? - Да. А что ты рисовал - Солнышко (например). Хотя солнышко рисовалось 3 дня назад и уже давно висит на выстаке (у них все работы вывешиваются).
Так что конкретные вопросы не проходят :-) Я так поняла, что не слишком отсекается время действия - сегодня, вчера, неделю назад.....
25.07.2003 16:30:37, Ranny
Мне кажется дети вообще так устроены, они делают что-то и параллельно играют в это, поэтому в расскзах им трудно отделить игру от реальных действий и рассказать родителям то, что родители ожидают услышать :)) Если ребенок ел сосиску и тем самым был птичкой, которая охотится на червяка, то он не сможет рассказать об обеде. Если он ел сосиску и при этом волновался, ударит или нет его ногой под столом другой ребенок - он не вспомнит, что было на обед. Если он обедал и хотел в туалет, и думал о доме, и не хотел потом спать, и мечтал покачаться на той лошадке и..., короче, не вспомнит про обед :)) 25.07.2003 01:17:31, Яся
Наш уже год ходит в сад,но на все вопросы что делали в саду, отвечает:"Кушали" Что кушали- тайна:) Если в саду был его друг, то на вопрос о том, кто из детей присутствовал, ответ один: я и Олег. Если Олега не было, то ответ"Я один". Вот так... 25.07.2003 00:43:00, Красавица Пипита


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!