Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Дыбра

Память. я в растерянности...

Эту особенность памяти Машки (6,5 л.)психолог заметила еще на собеседовании при поступлении в школу, но я решила, что она относится только к текстам... оказывается - нет :(

В школе у психолога это выглядело так: Машка читает текстик на 5-6 строчек, потом, когда психолог просит пересказать, просто закрывает глаза и с той же скоростью, как и читала (читает нараспев немного, скорость маленькая) дословно "считывает" с воображаемой картинки. Аналогично с "посмотри на картинку, запомни предметы и назови" - Машка на собеседовании вспомнила все 10. При просьбе повторить услышанные на слух 10 слов результаты были такие: если слова-"образы" (т.е. она может сразу их представить - я ей этот прием объясняла с расстановкой образов по привычному пейзаэу) - повторяет 7-8 из 10, если всякие абстракции - уже от силы 4-5. Хотя в написанном виде те же прилагательные-наречия спокойно "считывает". Я как-то не придвала значения этому "перекосу" до последней недели. Проблема в том, что в этот понедельник Машка сдает экзамен в музыкальной школе. Соответственно последнюю неделю она и с учительницей на уроках и дома играет выбранные произведения только наизусть. И у нее то же самое - как только где-то "споткнулась" - закрывает глаза и начинает "считывать". Учительница в ужасе, она (по ее словам) впервые видит ребенка, который почти совершенно не запоминает на уровне моторики, вся память на зрении строится. И дома замечаю: у Машки взгляд то на клавиши, то расфокусированный на пюпитр - вспоминает :-( Попыталась погонять с другими заданиями - повтор движений и пр. - то же самое, чтобы повторить ребенок сначала "рисует картинку". Попросила пересказать свежепрочитанную главу из книжки о Простоквашино - она, полное ощущение, не поняла, о чем там была речь, хотя исправно пересказала тем же темпом, что и читает почти дословно, выпуская только часть предложений. На просьбу пересказать своими словами пошел повтор уже сказанного, на вопрос "а где напечатано то, что ты сейчас пересказываешь?" ребенок четко называет между какой и какой картинкой этот текст расположен и как он расположен относительно листа (внизу, посередине)... Правда на вопросы по тексту ребенок ответил своими словами, т.е. что-то отложилось, но на третью просьбу пересказа завелась та же шарманка с закрытыми глазами и почти дословным копированием текста :(

Что сейчас можно сделать? с осени в школу, там тоже потребуются пересказы, нельзя же постоянно "выезжать" на одной зрительной памяти, нереально учебник по природоведению пересказывать-перепрочитывать с закрытыми глазами перед классом :(( Куда дергаться? что можно сделать? просто грузить другие каналы (читать книжки вслух и потом обсуждать, что-то двигательное)? А для школы этого хватит?

Я в легком расстройстве, из-за этой особенности у нее скорость игры на фортепиано так и не поднялась, т.к. в моторную память не перешло почти ничего, а играть по нотам она быстрее не может :(((

Очень хотелось бы услышать мнение Эллы Прокофьевны, Марии Д. и других. Меня волнует норма ли это и как это может отразиться на дальнейшей учебе
18.05.2003 00:08:14,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Таких детей я называю (для себя) "одаренные тугодумы".
Если кому-то надо, чтобы они ответили предмет хорошо, они практически сканируют любой текст, без запинок.
Им же самим нужно время, чтобы осмыслить вопрос и ответить (пересказать) по-своему.
И вот проходит неделя-другая, и можно переспрашивать, только никто не переспрашивает, а задаются новые вопросы, опять же, требующие времени для собственного осмысления.
А как на доске, в тексте, в учебнике, пожалуйста, хоть сейчас и сразу, и наизусть:)
Нужно задать вопрос и дать время - подумать...
20.05.2003 19:48:06, Элла Прокофьева
Елена Д.
У меня почти аналогично - если не записала (читай - не увидела), то "вылетает" из головы моментально. Есть плюсы и минусы. Минус - плохо воспринимаю информацию на слух, вот это дело тренировала и тренировала довольно долго и вполне успешно: читала вслух текст, который нужно запомнить и старалась не вспоминать как оно написано а запомнить как оно звучит. Но этим я начала заниматься в старших классах, а до этого так и "выезжала" на зрительной памяти. У меня сын, наоборот - запоминает то, что слышит, ему нужно произнести вслух то, что он читает. Ну, что, зрительную память развиваем отдельно :) 20.05.2003 14:46:13, Елена Д.
гусеничка
про минусы сказать могу.
Время удержания картинки в памяти со временем уменьшается - например, в первом классе прочитанная книга по истории запомнилась на всю жизнь - с картинками, знаками препинания и помарками на страницах от небрежного чтения - прочитанная в 6м классе книга оставила после себя уже более смутные впечатления, в 11м - почти никаких.
Если текст не просмотреть спустя день, а потом неделю и месяц - всё забывалось(после окончания школы).
У племянника память устроена точно также - его "прорвало" на мелкую моторику поздновато, на отдыхе в деревне - они с мальчишками играли до посинения: брали мелкие камешки пальцами НОГ, относили в кучку, что-то складывали, рисовать ногами пытались. Ещё из "странных" занятий была рыбалка, но не такая, к какой он привык(понятное дело, Камчатка отличается отсредней полосы России :-), и его вдруг прорвало - он стал докапываться до сути вещей - это было НЕЧТО :-)
Лет в 10 это произошло.
19.05.2003 23:24:25, гусеничка
ну вообщем-то да, такая зрительная память детская, эйдическая 20.05.2003 12:37:55, Шин
У меня зрительная память всегда преобладала. А почему это плохо? Да хорошо, что вообще хорошая память. А по вашим словам, память у девочки удивительная. Или вы планировали для нее музыкальную карьеру? Для школы-то этого более чем хватит. И потом, другие виды памяти будут развиваться. Это же ребенок. И спосбоный. 19.05.2003 17:47:43, ЛяМур
Дыбра
никакой музыкальной карьеры. Я просто боюсь, что в школе, где много информации дается "на слух" ребенок будет плохо запоминать 19.05.2003 18:09:23, Дыбра
Да, я именно так и мучилась. При этом училась на пятерки. Мне всегда было мало просто прослушать, мне все надо было записать, осмыслить... И о сих пор так.
Но ваши занятия музыкой будут способствовать развитию памяти на слух. Думаю, есть и специальные методики.
А хороший учитель подкрепляет рассказ наглядным материалом, это раз. И главное, человек запоминает то, что ему ИНТЕРЕСНО. И вот если учитель сделал это интересным, ребенок будет это помнить и понимать лучше.
20.05.2003 11:30:08, ЛяМур
Елена Д.
Добавлю на счет музыки: преподаватель, заметив, такую мою наклонность, заставляла меня при разучивании произведений закрывать глаза, немного помогло, но не сильно :) Автоматизма полного у меня за 4 года занятий так и не получилось, видимо, не дано :)) 21.05.2003 10:32:09, Елена Д.
Дыбра
так ребенок и закрывает глаза :-) и с закрытыми глазами представляет ноты 21.05.2003 10:44:49, Дыбра
Елена Д.
Я не на ноты смотрела, а на клавиши :) Ноты, это не плохо :)) 22.05.2003 10:50:28, Елена Д.
У меня такое есть. Я на первом курсе института выучила наизусть ВЕСЬ учебник физики от корки до корки (250 страниц), т.к. не понимала в физике ничего, а вылетать из института не хотелось. Сдала на "5". Профессор (он, кстати, автор этого учебника) не мог ни к чему придраться - что бы он ни спросил, я тут же пишу ему или отвечаю устно.

Так что в жизни это иногда еще как выручает.

А вот развитие моторной памяти, я думаю, вашей девочке не помешает в любом случае. Надо бы позаниматься с нейропсихологом на эту тему. И все будет ОК, даже лучше, чем Вы можете себе представить. :)
18.05.2003 17:38:21, Наташа и Игорек
Само по себе не страшно, но может послужить "костылями для мозгов". Вам надо будет постоянно следить, чтобы прочитанное было понято. Представляете, как ей легко будет уроки учить. Выучила параграф на зрительной памяти и порядок. Шпаргалка всегда перед глазами - думать не надо. Поэтому решайте побольше нестандартных задач, добивайтесь понимания, а не запоминания. Сейчас может быть нужны всякие конструкторы. Обязательно тренируйте соображалку. 18.05.2003 13:38:26, Vika...
Dodo
Норма - не норма - я не знаю :(((

"Живьем" таких людей видела.

Нормальные успешные люди.

"Не прочитал, только запомнил" - это у Леви, в "Нестандартном ребенке".

Вот таких. Новый текст, страницами - пролистал-запомнил. Потом приходит через пару недель странице написано, что..." :))

Самое смешное - это наследуется иногда. Было знакомое семейство - папа такой, и сын, а дочь - нет... папа изволили сердиться, он искреннее не понимал что может быть память по-другому устроена :((((. Папа там разведчиком был. Весьма успешным, без проколов. Сейчас на пенсии уже.
18.05.2003 09:53:31, Dodo
Дыбра
что успешные - радует :-)) значит не особенно мешает нормальной жизни 18.05.2003 10:26:29, Дыбра
Dodo
Вроде не жаловались :)

В школе-интстуте вообще не было проблем - то что было не интересно - шло "мимо", запоминалось-то легко а на осмысление время не тратилось. Зато было время на то что интересно.

Но выглядело это по первости жутковато - человек вроде по диагонали просматривает текст - а потом цитирует дословно чуть не страницами.

Привыкали быстро и бессовестно это эксплуатировали. :).
18.05.2003 11:26:21, Dodo
Очень интересно, а вот это место Вы читали? Там и техники есть. Похоже, дело не в зрительности, а в секвенциальности памяти-обработки (т.е. информация именно в ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ виде хранится). А вообще, Вам бы хорошего психолога-педагога-специалиста по одаренным найти, чтоб очно это все посмотреть. Там есть очень интересные разные тонкости, и с каждой надо как-то по-своему работать. Вот у нас полная противоположность: дословно повторять не любит и не очень может, хоть под дулом пистолета :-) Песни поет вообще очень интересно, обхохочешься, как будто специально стараясь заменяет все синонимами :-) 18.05.2003 02:36:55, Мария Д.
Дыбра
нет, я вообще в английском инете не ориентируюсь, слишком слабо язык знаю, чтобы просматривать большие массивы. По ссылке постараюсь разобраться, спасибо :-)

Насчет песен - Машка лет до 2,5-3 вообще песни не повторяла - сочиняла свои по принципу "что вижу - о том и пою". звучало забавно "вот киска побежала-ла-ла-ла-за мышкой побежала-ла-ла-ла и собачка побежала-ла-ла-ла, кушать побежала-ла-ла-ла. А мышка убежала-ла-ла-ла и спряталаааааааааааась" :-)))
18.05.2003 03:07:55, Дыбра
Кондратея
На такие темы лучше очно проконсультироваться, если есть с кем.

Хотя вообще - виды памяти, конечно, разные у разных людей.

Тренировать моторную память можно запросто. Смущает только то, что твоя дочка и так делает все необходимое для этого - вот гимнастикой занимается... Странно, что распределение памяти не изменилось.

Конкретно с моторным запоминанием музыки - есть замечательное упражнение, но для более старшего возраста. На пюпитр ставится книга, задача - читать книгу, а пальцами играть хорошо выученное произведение, либо просто гаммы, упражнения. Все зрительные ассоциации "отрываются" и исчезают начисто.
18.05.2003 00:15:22, Кондратея
Дыбра
это мысль, попытаюсь летом поэкспериментировать. Пусть не с чтением - оно еще не очень, но картинки называть - вполне, ту же геометрию в ряд

Я сама удивлена, в том-то и дело, что на танцах и гимнастике она движение со скрипом, но запоминает, а вот как на мелкую моторику переходит - все, приехали
18.05.2003 00:27:37, Дыбра
Кондратея
Собирать игрушки от Киндер-Сюрпризов вслепую? В мешке? Нечто подобное требуется. Печатать вслепую пора учиться - тоже прекрасное упражнение. 18.05.2003 00:48:56, Кондратея
Дыбра
печатать вслепую - хорошая мысль, мне она в голову не пришла. Вообще голова какая-то дурная, с утра просто с учительницей в музыкалке пообщалась и до вечера успокоиться не могла, слишком уж наша терпеливая Елена Владимировна резко и эмоционально сегодня высказалась на эту тему.
Кинлдеры вслепую - вряд ли, она не любительница их. С паззлов балдеет, собирает и очень большие картинки, но это "не то"...
18.05.2003 00:55:24, Дыбра
У Сашки темп долго стоял, но она и по жизни неторопливая. Подняли же:-) Никуда не делся, может не стоит так расстраиваться. 18.05.2003 01:07:46, Караул
Дыбра
долго - это до какого возраста?

наверное, действительно зря нервничаю, просто последние дни мне активно мама "по ушам покаталась" с традиционным монологом "ты плохая мать, дети недоученные и т.д.". Что-то я слишком остро среагировала :(
18.05.2003 01:12:01, Дыбра
:-) Все от нервов:-)
Темп перестал быть _большой_ проблемой к концу прошлого года, те 7,5 лет.
18.05.2003 01:17:46, Караул
Кондратея
Экая разница бывает во всем! Я не слышала даже, что темп бывает проблемой. В моем тесном окружении такого примера не случилось, а у меня проблема "дополнительная к этой" - ритм.

Темп наверняка "нарабатывается". Почти все нарабатывается в технике.
18.05.2003 01:36:00, Кондратея
Ритм - это бывает:-)))
У нее было так - пока учитель стучит или на фоно подыгрывает, то темп есть, только подпорки убрали - мяууууууууу, мяууууууу:-) Очень медлеено:-) Самое страшное, что она не могла запомнить на сколько быстро надо играть. И на выступлении могла запросто это мяууууу затянуть, аккомпаниатор в обморок падала:-)
18.05.2003 01:47:29, Караул
Кондратея
У меня все то же самое, но с ритмом:) Под аккомпаниатора - все четко. Под метроном - могу. А "без всего" - ритм вихляет в зависимости от чуйствивтельности музыки:-) 18.05.2003 02:07:20, Кондратея
Не в тему, конечно, но Сашка у нас ТАК хорошо умеет делать это упражнение, что и не знаем куда прятаться:-))))
Всякие фокусы с памятью у нее тоже имеются. Но, сейчас все более менее выравнивается.
Что посоветовать - не знаю:-(
18.05.2003 00:25:34, Караул
Дыбра
в смысле "выровнялось"? тоже был перекос? в каком возрасте стало выравниваться и как на школьной учебе отражалось? 18.05.2003 00:42:25, Дыбра
САшка долго не умела учить наизусть:-((( Совсем не осознавала этого процесса. К концу первого она ВДРУГ открыла КАК это делается. В музыке я и теперь не знаю каким местом она запоминает.
Если не вслух и нет картинки может не понять что написано, даже не различит прозу от стиха.
Но, школе это не мешает. Как то она приспособилась.
18.05.2003 01:03:37, Караул
В школе часто это умение выручало;) Во-первых, у меня не было ошибок, потому что зрительно запоминала на автомате. Изложения(те, которые, сама читаешь сначала) писАла именно так: закрывала глаза, восстанавливала страницу. Не говоря уже о всяких контрольных, где нужно было вспоминать определения, правила, цифры. Иностранный язык, опять же. Однажды увиденное(прочитанное) всегда можно было восстановить. Считаю, хорошая это способность.
C возрастом, к сожалению, ослабляется, нужную страницу уже не могу, закрыв глаза, открыть;)
19.05.2003 11:21:39, olgaT
Дыбра
надеюсь :((

Похоже мне надо успокоительное, чем ближе школа - тем сильнее я нервничаю.
18.05.2003 01:09:49, Дыбра
Кондратея
Да для школьной учебы-то ЗРИТЕЛЬНАЯ память - самая выгодная и есть. Все отлично будет.

У меня вот перекос так и не выровнялся... Зрительная память откровенно на два порядка слабее любых других. А самая сильная - моторная, "руками" вспломинаю до сих пор давно забытые музыкальные произведения. Но чтобы нечто УЗНАТЬ (фактическое, концептуальное, схематическое) - мне, увы, надо об этом услышать... Никакую картинку я никогда не вспомню, а вспомню - и того хуже, память может быть ложной.
18.05.2003 00:47:40, Кондратея
Дыбра
Бум надеятся. Что-то я с этой школой трясусь вся :(

у меня память на лица никакая вообще, на слова и цифры хорошая, остальное "серединка-на-половинку". Ну и иногда "топографический кретинизм" всплывает. К счастью ребенку не передался, ребенок четко описывает дорогу в режиме "вызле серого дома с зелеными окнами и решеткой с цветочками на втором балконе слева на первом этаже нужно повернуть налево". А я если цвет дома вспомню - уже хорошо, цвет окон и решетка "в цветочек" уже далеко за пределами моих возможностей :(((
18.05.2003 01:00:33, Дыбра
Хотя меня и не спрашивали:) очень хочу посоветовать - не нервничайте, пожалуйста! Это всё из-за этих дурацких собесодований. Любого ребенка и его маму можно убедить, что у них что-то не так.Я сама мамаша в недалеком прошлом совершенно безумная насчет своих детей и их образования, поэтому хорошо это состояние понимаю. Я бы на вашем месте летом дала девочке отдохнуть как следует. Про пианино знаю, что Моцарту клавиши простыней накрывали. Тоже можно попробовать. В общем, сочувствую вашим переживаниям, но советую поверить, что всё в порядке. 18.05.2003 03:18:26, Нюрочка
Дыбра
я всех спрашивала :-)
Наверное действительно от этих собеседований у меня нЁвры не в порядке, надо проще быть.
18.05.2003 03:50:50, Дыбра


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!