Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Почему неудачи парализуют

Моя дочь – 9 лет – страшно паникует при столкновении с проблемами. Прежде всего в учебе. Сделает ошибку в тетрадке по математике – слезы. Зачеркнуть нельзя (меня же ругаааать будут) замазать замазкой тоже, лист вырвать и переписать – о боже, какая работа. И не просто слезы, а истерика! Под кроватью прячется, реветь может больше часа. “В школу не пойду, ненавижу, учиться не буду”. При этом способность думать, рассуждать над этой проблемой да и над любыми проблемами вообще пропадает начисто. Успокаиваю, как могу. Голос не повышаю, стараюсь быть терпеливой, пытаюсь убедить, что все люди склонны периодически делать ошибки. Нет, ни в какую. “Ну почему я ТАКАЯ!!”
Такое происходит не ежедневно, а примерно раз в 3-4 дня.
Недавно в поход ходили – сложноват для нее показался, горная тропа с камнями и прочими прелестями. Упала, слегка побила ногу – мааленькая ссадина, но понимаю, что болючая. ВСЕ! Ни с места, ноги ватные – шагу ступить не может, вся скованная страхом – больше, чем болью, ну какая может боль от ссадины размером с копейку. Плачет, снова истерика - от обиды, что никто не упал, а ей вот так не повезло. “НУ ПОЧЕМУ ВСЕ ИДУТ, А Я ПАДАЮ!!” Долго ее успокаивала, за ручку потом вела.
Я и раньше думала о том, как человеку научиться преодолевать проблемы, а после этого похода совсем растерялась. Ведь это плохо – когда страх сковывает тебя настолько, что теряешь способность действовать
Подскажите, что делать. Как добиться того, чтобы эти для нее экстремальные ситуации стали такими, какими они и являются по сути – мелкими неурядицами.
Кстати, в том же походе и мелкая моя влетела в кусты – 2 царапины, встала и дальше поскакала :)
14.05.2003 02:15:04,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
В свое время я приобрела несколько дисков, помогающих в изучении иностранных языков.
Анализировала, как программа будет контролировать мою успеваемость:)
На одном и том же диске встретила две разные формы контроля: в одном задании (устном) мне, в ответ на допущенную ошибку, говорили отвратительным тоном, да еще по-русски: "Ужасно!" (сначала я аж вся холодела:), потом стала специально допускать ошибки, чтобы привыкнуть к этому тону:)), в другом задании (письменном) компьютер просто "пилИмкал" (такой милый, симпатичный звук: "пилИм":)) в том месте, где я допустила орфографическую ошибку. В результате я очень быстро освоила орфографию...
Как научиться вовремя вот так вот мило пилимкать и вовремя говорить строго?
Ведь специально допускать ошибки - это признак того, что я знаю, как правильно. А знаю, как правильно, благодаря милому "пилимканью".
И то, и другое важно...
Только в компьютере я могу свободно выбирать, когда мне нужно "пилимканье", а когда "плетка" понарошку...
А ребенок?
P.S. Очень понравились рекомендации Марии Д.
14.05.2003 17:41:33, Элла Прокофьева
Пилим - это мама, плетка понарощку - МарьВанна. Отношения с учительницей сложные, ну такой она (МарьВанна) человек, эмоциональный, может и тетрадку порвать, если много начёркано. Правда, и хвалит здОрово - если вдруг удачно сделана работа, дте приходит из школы, сияя, как медный рупь!
Дитя мое чистописАнием не страдает, рассеяна, но не настолько, чтоб караул кричать. Может и с математикой нелюбимой справляться.
А вот вопрос. А как вы посоветуете мне реагировать на ошибки? Обычно так: я говорю:"В этом задании три ошибки". Или :"Вот в этом примере ошибка и в этом". Никогда не говорю - здесь будет столько-то. Всегда - считай сама. Может, мне как-то больше юмора добавлять в процесс проверки? :)) Но увы, почему-то это мне не свойствено, я какая-то слишком серьезная, местами нудная :)
Да, и кстати, сам факт проверки тетрадей стал реальностью сравнительно недавно. Вплоть то середины 3 четверти НИКАКИЕ проверки не допускались категорически.
14.05.2003 21:15:17, marion
Ребенок сейчас находится в том нежном возрасте, который достаточно далек от возраста эмоциональной зрелости.
И то, как мы, взрослые (умные, ученые), отмечаем ошибки ребенка, очень влияет на всю последующую жизнь, на отношение к совершенным промахам и выбору путей их преодоления, на отношение к достигнутым успехам.
Есть хорошее древнее наблюдение: "Кто слишком радуется похвале, того легко огорчить порицанием".
С моей точки зрения, форма контроля и проверки знаний ребенка, которую использует МарьВанна, разбалансированна в сторону эмоционального компонента (в ущерб интеллектуальному).
В то время как Ваша форма контроля соответствует взгляду эмоционально зрелой, строгой (в смысле - следование букве), уравновешенной учительницы.
Понятно, что МарьВанну мы не переделаем, да и себя переделать сложно.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения ребенка.
За чем она идет в школу? За оценками? Думаю, нет. Каждый день идти в школу за оценкой - это не дело:)
Для этого можно сходить в школу раз в три месяца, изучая материал дома самостоятельно.
Она идет учиться.
Зачем ей нужны сопровождающие усвоение знаний контроль и проверка? Для тщательной проработки материала, глубокого усвоения полученных знаний, и что особенно важно - для получения навыка самостоятельного контроля и проверки собственных знаний, умения привлекать экспертов (учителей, бывает, родителей) - для супервизии, скажем так.
А что имеется сейчас?
Ребенок впадает в печаль, получив плохой отзыв о своей работе, и сияет, получив хороший.
Знания (глубокие, проработанные) где-то потерялись - за ежедневными навязанными, поверхностными интеллектуально, но эмоциональными, глубоко проникающими в душу ребенка, оценками (в школе).
А потом ребенок приходит домой и встречает там нормальную учительницу:)
Ролевое смешение, путаница, ступор.
На самом деле ребенку каждый день нужен простой "пилИм" (контроль) : извините, у Вас ошибочка вышла - проверьте.
Поиграйте с ребенком в эту игру (естественно, договорившись сначала о правилах и распределив роли): называйте ребенка на Вы, говорите "Извините, у Вас ошибочка":) Это помогает почувствовать себя в игре: ведь обычно ребенка на Вы не называют.
В общем-то, то же самое, что Вы и делаете, только введя игровой момент: мама играет роль учительницы.
Меняйтесь ролями: а теперь ты будешь учительницей:)
А теперь мы опять мама и дочка:)
Ведь вы не в настоящей школе, а дома:)
15.05.2003 09:16:58, Элла Прокофьева
Я так думаю: пилИм-контроль хорош в качестве игры. Причем можно быть в игре даже не учительницей, а именно пилимкающей машинкой:)) Вот сейчас математику сделает, попробую:))
Жаль, что я вообще-то человек, играть не склонный. Такая скучная зануда :(
:))
15.05.2003 21:43:36, marion
У меня так до сих пор бывает иногда Ж:-О

И у меня это признак того, что В ЦЕЛОМ жизнь слишком сложная. Просто ресурсы на исходе. Мне помогает в таких ситуациях поделать ПРОСТЫЕ аналогичные вещи. Пойти в ЛЕГКИЙ поход, такой, чтобы скакать вприпрыжку впереди всех; поделать задачи для детей на 2 класса младше или там сварить на ужин вермишель. Получается хорошо БЕЗ УСИЛИЙ, и душевное равновесие восстанавливается. То есть во-первых это признак необходимого срочно отдыха (у меня).

А второе: не торопите ли Вы дочку, не подталкиваете ли постоянно вперед, не выше ли Ваши личные ожидания ее успехов, чем ее собственные? "Ни шагу на месте", "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" - это не ваше кредо :))? Меня в детстве постоянно толкали, задачи были все время на полшага сложнее, чем я могу решить, все такое. В результате я дико люблю бездельничать :)) Это честолюбие, стремление к постоянному совершенствованию, или как это назвать, не только не удалось мне привить, скорее наоборот. Если это не ваша ситуация, тем лучше :))
14.05.2003 17:14:53, U
Нам клоунада сильно помогает. Например, с теннисом - у дочки были слезы, никак по мячику попасть не могла. Пока пытались показать, уговорить, тренировать - блок. Устроили клоунаду - как промахиваешься по мячику и смешно даже падаешь, ну, движения такие гротескные. Дочка поделала и, конечно, в процессе и по мячику стала иногда попадать. Только это не стоит делать прямо сразу на слезах, лучше, как только слезы - бросить это дело (задание - потом, в походе - привал) и потом уже с новыми силами. Пока ребенок в слезах или напряжен - никаких учений-уговариваний.

Еще, помогает иногда попробовать СПЕЦИАЛЬНО сделать все возможные ошибки. Коллекция ошибок. А ну, сколько в одном слове? И зачеркивание, и стирание, и три буквы неправильные. А кто больше сможет? Смысл об'яснить обязательно - когда ошибки делаешь СПЕЦИАЛЬНО, ты их изучаешь подробно. "Врага надо знать в лицо" :-) Кроме того, ты успокаиваешься - тебя НЕ МОЖЕТ волновать появление ошибки, если ты ее туда специально поместил. Это изучение ошибок, и успокоение, создает чувство контроля над процессом :-)

Удачи!
14.05.2003 07:27:53, Мария Д.
Важно, чтобы ребенок не воспринял как насмешку над собой. Видимо, от отношений в семье зависит, я бы в детстве запросто могла именно так воспринять. 14.05.2003 17:26:32, U
Я тоже. А у дочки выработалось, что ОНА клоун, а не НАД ней клоунада. Так что чужую клоунаду она воспринимает, обычно, с точки зрения перенимания опыта ;-) 15.05.2003 15:28:00, Мария Д.
Офф: я тебе еще песню про войну (почти) вспомнила, еще надо? Название не помню, как всегда. Чайф. "Не спеши ты нас хоронить, а у нас еще здесь дела, у нас дома детей мал-мала, да и просто хотелось пожить", ну и т.д. Знаешь такую?

14.05.2003 17:23:45, U
Не знаю, но найду, спасибо! Еще надо. Война вошла в список базовых метафор :-) :-( 15.05.2003 15:27:01, Мария Д.
У нас тут наконец-то выпустили альбом Пелагеи (девочка из Новосибирска с обалденным голосом). У неё песня - "Любо!" - вещь, кстати, похожа чем-то идеологически на предложенную Юлей Чайфовскую песню. 16.05.2003 16:15:28, ХИМАНАПО
Принцессу Озму смотрели? Там война тоже, но смешно и схематично:) 15.05.2003 18:20:13, olgaT
Как оно на родном? 15.05.2003 22:09:23, Мария Д.
"Приключения в Изумрудном городе. Принцесса Озма". Русский мультик, напоминает версию про Урфина Джюса и деревянных солдат, только вместо них армия девчонок. Из всех мультиков по Оз дочке больше всего нравится, ну кроме что пожалуй старо-новой американской версии. 16.05.2003 10:17:03, olgaT
Классная игра! Спасибо за идею. А я знаю, как в слове из 3 букв сделать 4 ошибки - ИСЧО :)) 14.05.2003 14:03:40, marion
Иронька
Можно 5 - истчо:-) 16.05.2003 14:45:48, Иронька
Carsa
Наверное, она понимает все же, что это мелкие неурядицы. Что от оценки в школе зависит не многое, что страшного, если она не пройдет маршрут, не случится, потому что доведут или донесут. А если что-то серьезное? "О, если он не дойдет, если в пути пропадет, что станется с ними, больными...". Она бывала в ситуациях, когда сделать что-то надо и альтернативы нет? Точнее, есть, но неприемлемая абсолютно.
Вот тот же поход. Остановилась и плачет на горной тропе. Идти не хочет. Она понимает, что идти все равно придется?Ведь нельзя же на этой тропе жить остаться. "В школу не пойду" - а как жить будет? Работать уборщицей и даже зарплату не суметь подсчитать? :-)
Наверное, в состоянии истерики не до разумных доводов. Но если проговаривать это спокойно потом?
И еще подумалось. Может, Вы слишком усердно ее успокаиваете? Мои дети раньше могли долго "плакать для бабушки", потому что бабушка будет жалеть и конфетку для успокоения искать, а родители чуток посочувствуют и все. Зато с серьезными вопросами к бабушке не пойдут, потому что понимают уже, что проблемки решать надо, а не нюни распускать.
14.05.2003 04:18:09, Carsa
Может, когда уже все позади, она и понимает всю мелкость этих бед. Но в сам момент - нет, такие слезы, скованность движений, абсолютное отключение от внешнего мира, нежелание(или невозможность) реагировать на что-либо - это подделать невозможно. Мне кажется, это не намек "пожалей, помоги, дай...", это вообще не намек, это происходит как-то бессознательно.
Никаких дополнительных благ она в результате истерик не получает, также делает уроки : попозже, утром пораньше, еще как-то - ведь не могу же я ей сказать :"Ну ладно, раз у тебя не получается, так и не надо делать".
14.05.2003 20:53:33, marion
Видимо, у меня противоположные взгляды на этот вопрос. То есть я бы это лечила не такими ситуациями, к примеру, когда хочешь-не хочешь, а надо идти; а наоборот, когда можно делать как хочется. Мне кажется, ужасами горной тропы можно и вовсе привить отвращение к походам, ну это-то мелочи, но ведь в общем случае и к жизни в целом? 14.05.2003 17:20:35, U
Carsa
Ужасами? Нет, поход в горы - это большое удовольствие :-). Но не для всех. А поскольку я как раз прежде всего ценю в жизни радость, я бы никогда не взяла в горы ребенка, способного впасть в ступор. Но, уж коли такой ребенок УЖЕ на тропе, то выхода, кроме как идти дальше, у него таки нет :-). 14.05.2003 17:32:47, Carsa
Для меня тоже удовольствие, обычно. Но ведь у ребенка, который устал и идти не хочет/не может, ощущения могут быть другие, правда? А лечить безвыходностью - мне идея не очень. Но это только имхо :)) 14.05.2003 20:44:54, U
Carsa
Безысходность... Слово-то какое ужасное :-). Но примерить его к своей жизни или к своим детям не могу, не получается.

О том, как мы ходили в поход, если интересно, можно прочитать тут
15.05.2003 03:46:19, Carsa
Самое удивительное. Этот ребенок, который рыдал и стонал, уже 3 дня мучает меня: НУ КОГДА ЖЕ МЫ ОПЯТЬ ПОЙДЕМ В ПОХОД!! И фотоаппарат возьмем, и бинокль, и альбом с красками... :))) (Надеюсь, что все это она сама и потащит:)) )
И вероятно, пойдем, если будет хорошая погода, в субботу. Там такая замечательная конечная цель - ВОДОПАД!! С брызгами, с радугой, такой, что услышать друг друга невозможно!
Будем идти спокойно (да впрочем мы и тогда не ставили рекордов :)), цветочки рассматривать. Верю, что все будет нормально!
14.05.2003 20:43:04, marion
Carsa
Это легкий поход? С ночевкой? 15.05.2003 03:48:06, Carsa
Да это по существу вообще прогулка - 2 часа в гору, час сидим у водопада, 1.5 часа вниз. 15.05.2003 20:22:42, marion


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!