Раздел: Психология рисунка

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Кондратея

Нормы реализма в рисунках?

На этих выходных обратила внимание, что у нашего трехлетнего ребенка реализм в рисунках даже не намечается... Он рисует с раннего детства (почти с младенчества), по сей день охотно и увлеченно, никаких указаний не требует (и даже не признает) - но его рисунки до сих пор - чистые абстракции.

При этом комментирует он рисование реалистично, примерно так: "Вот... рисую слоника... это хвостик (щедро малюет овальную форму)... сейчас хобот нарисую (замалевывает полстраницы разными красками вдоль и поперек)... ГОТОВО". Выходят такие впечатляющие колористики - то акварели, то гуаши, то акриловые ядовитые цвета - но узнать редко-редко что можно. Вспоминаю только три явно-реалистичных очертания - прошлым летом нарисовал клубники (крупные красные пятна с зелеными "хвостиками" и даже крупными желтыми "семечками" размером с фасолины). Потом была зарисовка акварелью "два монстра" по мотивам мультика Корпорация Монстров. И картина "паровоз, динозавр и лягушка", где помимо очертаний этих героев было наведено масса "следов" всех троих повсюду.

ВСЕ остальное надо подавать исключительно с комментариями автора. В воскресенье нарисовал "носорога" - вся дань реализму - два желтых глаза (по Пикассо, в произвольных местах) и два "рога", и те - по моей подсказке. Цвета фиолетовые, красные, зеленые и желтые.

Рисует по большей части животный мир. Иногда технику. Время от времени пробегают по рисункам неузнаваемые "мама ок паппа" (по-шведски, он собирательно нас всегда так называет).

Поглядела я в садике на рисунки других детей (того же возраста и младше) - была потрясена качеством реализма на них. Домики, кошки, цветы, рыбы, собаки, автобусы, лодки, пароходы...

Может, нашего УЧИТЬ надо как-то? Так он НЕ ХОЧЕТ. Даже классических "палка-палка-огуречик" не хочет.
06.05.2003 09:50:33,

49 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Томасина
Я была бы счастлива, если б Лизка продолжала рисовать (и, главное, экспериментировать с цветами) так, как в 1.5-2 года... Да бабушки приучили к "точка-точка, 2 крючочка..." :( Ненавижу эти шаблоны :((( 09.05.2003 03:03:25, Томасина
Ох, уж эти домики-трубы-заборчики-девочки-мальчики-кошки-дорожки-деревья в три-четыре года, по шаблону. Без интерпретаций.
Затормозили лет на тридцать мой светлый путь:) к изобразительному искусству.
Потом взяла в руки кисти (в каждую) и сказала: "Всё! Пора начинать все сначала!":)
Ваш ребенок живописует действительность.
Годам к шести пойдет реализм в рисунке, хотя он присутствует и сейчас, в интерпретациях малыша...
07.05.2003 15:28:50, Элла Прокофьева
По поводу абстракций- абстракции-норма в этом возрасте. И не только в этом:)Кстати, говорят, 3 года- самый тот возраст- ходить на импрессионистов:)
Спасибо за топик, не поленилась в этот раз, сфотографировала выборку некоторых дочкиных рисунков. В фотоальбоме можно посмотреть и сравнить, что было год назад и что сейчас. Что же касается "colors"- это действительно, желание сотворить и увидеть тобой измененное нечто, будь то краски или любой другой вид деятельности. Посредством такого изменения(творчества) идет развитие критического мышления- когнитивное развитие. И это здОрово:) Конкретность должна тоже появится и довольно скоро. Учить очень не советую, может пропасть желание и удовольствие к рисованию.
07.05.2003 08:29:54, olgaT
Мне описание того, как Кондрат изображает хобот у слона, напомнило Набокова, который различал цвета звуков:)
А меня на днях пробило тем, что я вдруг осознала - моя младшая девочка вообще не рисует. Очень редко, и почти всё время одно и то же - радуга, солнышко, девочка, мама, папа. Но это буквально три рисунка за последний год.
07.05.2003 01:48:02, Нюрочка
Кукабарра
У Ленки моей вот буквально только что проявились в рисовании какие-то зачатки реализма -- т.е. солнце стало более или менее круглым, а у людей появились головы и ноги.
Зато темы рисунков стали далеки от реальности. Какие там слоны или жирафы. "Метеорит пролетает мимо земли", "расщелина в горе, куда можно провалиться", "большая корзина летит за воздушным шаром". Такое впечатление, что она рисует все то, о чем мельком слышала, и это поразило ее воображение.
07.05.2003 01:10:19, Кукабарра
Moya dochka risuet oba tipa kartin: opisannye Vami i vpolne realistichnye. Pervye - kraskami (po-moemu inogda ona prosto zakrashivaet list v raznye tcveta i po hodu dela reshaet na chto pohozhe). Vtorye - kkarandashami i flomasterami (vpolne uznavaemye lyudi, tcvety, derev'ya). 07.05.2003 00:26:27, irina.
Вообще думаю, что любое творчество каждый человек всё-таки использует со свей конкретной целью, если его не сбивать. У меня дочка больше любит поговорить, она любит, чтобы рядом кто-то был, чтобы можно было коментировать. К тому же она любит динамику в рисунке, как я ниже описала. Потом - она больше любит цвета, смешивать их, разбавлять и т.д. В итоге - у нас был период, когда всё рисование сводилось к "варке супа", то есть, она в ведёрке с водой купала кисточку с разными красками и называла это суповарением. И в пластилине это проглядывается - смешивать цвета - любимое занятие. :) 06.05.2003 22:05:54, Дикая Тварь.
Мой ребенок рисовал вообще движение. Как в двухмерной системе координат можно изобразить 5-мерное пространство - для меня загадка, но у него получалось :-) Но вообще, по себе могу сказать, когда хочется что-то рисовать, то рисуешь НАСТРОЕНИЕ. Единственное, что может мешать - не получается то, что ХОЧЕШЬ нарисовать. А если это не проблема - то и здорово! А рисование кружочков с лучиками и квадратных домиков с треугольной крышей - это ремеслуха, это из серии рисования букв. Научится, никуда не денется, все умеют квадратики с треугольниками рисовать. Но в 3 года калиграфией, вроде, рано заниматься.... :-) 06.05.2003 19:37:32, Ranny
~Bagira~
Кондрат ТВОРИТ и это прекрасно:)) Можно понемногу показывать ему, как можно нарисовать круг, квадрат и др. Потом попробовать находить эти фигуры в окружающих предметах.
Но самое главное все-таки не отбить охоту творитьчто-то свое и, как я поняла, достаточно красочное:))
06.05.2003 17:16:56, ~Bagira~
Мне кажется, ребенок будет рисовать реалистично, когда начнет учиться читать и писать. Можно его поучить фотографировать, если хочется. Можно поговорить и о стилях - абстракционизм и реализм и что там еще... Можно самой рядом рисовать носорога в стиле Пикассо, Репина, Дали и Малевича. Но так вот прямо чтоб учить... Рано :-) Повторюсь, для меня критерий "учения" технике - интерес к письму и чтению... 06.05.2003 16:49:37, Мария Д.
Гушка
А вы значит хотите, чтоб солнце желтое. трава зеленая, домик - квадратик+треугольник. Посмотрите как похожи рсунки детей , котороые посещают ИЗО, где им навязывают "как правильно рисовать". Нет пускай как видит так и рисует. Мой рисует также, без коментариев не поймешь. 06.05.2003 13:38:19, Гушка
Кондратея
Правду сказать - я не знаю, чего я хочу. Но я заметила существенную разницу и этим заинтересовалась. По основному беспокойству меня уже тут разуверили - это не проблемы с психикой:-) 06.05.2003 13:40:25, Кондратея
Гушка
Ох, вы еще и за психику беспокоились. Просто Ваш ребенк перепрыгнул "детский привитивизм" и сразу освоил абстракционизм.?)) 06.05.2003 13:56:28, Гушка
Кондратея
Едва ли. Стиль меняется, но он примерно так же рисовал с самого начала. Я думала, что эволюция от "пятен" к "очертаниям" и наконец - к понятным реалистическим образам быстрее происходит. Однако нет. Сидим - ждем дальше:-) 06.05.2003 14:05:32, Кондратея
Гушка
Может он у васне ступенчатый ребенок, а скачкообразный. Раз и приносит вам носорога реалистичного. Мой копит, копит , а потом выдает. 06.05.2003 14:24:37, Гушка
А он может своего носорога отличить от своего слоника? Скажем чере неделю. Если да, то пусть и дальше так рисует! 06.05.2003 13:35:04, Галка...
Кондратея
:-) Забавно. А какая разница? А если не может - тогда что делать? Срочно переламывать его привычки к рисованию?

На практике - да, может. Не только через неделю - он вполне разбирается в своих картинах, нарисованных почти два года назад. Я на них делаю пометки о том, как он комментировал, так что можно проверить.

Но как раз эта сторона меня занимала меньше всего. Сейчас задумалась - а что значит, что он может правильно вспомнить?
06.05.2003 13:38:32, Кондратея
:) Это значит, что его рисунок информативен! То есть в его символике это и правда слоник. Было бы очень интересно понять, как этот "язык" образуется. Чем отличаются хвосты лошади и слона. И уж совсем интересно, что будет лет через пять, если не переучивать. 06.05.2003 22:28:23, Галка...
То и значит - что он не просто по ходу придумал, а нарисовал именно то, что хотел. Моя, кстати, тоже всегда помнит все детали своих закорючек на рисунках. 06.05.2003 21:57:21, Дикая Тварь.
гусеничка
ни-ни, не надо учить, я тебя умоляю! :-)))
У нас всё в точности так же.
Две пачки листов А4(офисных), из которых лишь пара-тройка изображений имеют хоть какие-то реалистичные черты(иногда очень похоже, я тут зайца вывешивала - сама удивлялась, насколько похож :-), но я стараюсь не настаивать.
Заметила, что реалистичнее дочки ны рисунки становятся, когда я сижу и рисую рядом, на своих листочках - а не на её.
Правда, я лично - график, мне проще рисовать карандашом или фломастером - потому я и акварелью пытаюсь так же рисовать :-)
Дочке для практики в графике повесила маленькую доску - с маркерами и удобным стирателем - рисует, но своеобразно очень :-)
06.05.2003 12:46:34, гусеничка
:)По всем нормам - нормально это для вашего возраста .я - учу. Вернее,не учу,а играю в это,рисую сама с ними,говорю "голова,глазки,носик,ротик"
но у меня это любят оба. Младший так вообще заставлял водить его рукой. Теперь сам уже в состоянии изобразить рожу:)Но вообще для трех лет норма - рисовать абстракцию и называть ее.И вообще,имхо,это важный этап. А реализм нужен взрослым .
я думаю,ребенок сам в какой - то момент захочет рисовать более реалистично. Пройдет один этап- наступит следующий. Тогда,возможно,он будет согласен немного"поучиться"
06.05.2003 12:19:47, ИМА
не надо. ИМХО. я не лезла, более того тщательно контрллировала попытки научить рисовать (особенно если дердаи вместе руку и рисовали). я даже не спрашивала, что нарисвано красками. просто любовалась цветами. РЕализм начался после трех. и красками и фломастерами. и земл появилась и люди, и даже животных стала рисовать 06.05.2003 10:26:04, Шин
На сайте есть статья Эллы, об этапах в рисовании.
Я бы на Вашем месте не стала учить, не мешайте завивать фантазии:-)))))Как сказано в моей любимой книжке:в три года ребенок не столько рисует, сколько играет в рисование.
Я вообще, очень трепетно отношусь к рисующим детям. Так легко все испортить.
06.05.2003 10:15:27, Караул
Спасибо за когда-то (вовремя) присланную книгу:) 07.05.2003 16:12:56, Элла Прокофьева
:-) 07.05.2003 16:20:51, Караул
Кондратея
Аааа, тогда понятно. Я уж никак "не порчу" - только сопереживаю.

Но ПОЧЕМУ другие-то уже реалистично рисуют?
06.05.2003 11:21:39, Кондратея
Потому что им говорят, КАК нужно делать, а все остальное - не правильно. Кагда моему ребенку было 1,5 года, у него был рисовательный период и он за 3 дня плотно изрисовывал толстый альбом для рисования. Я альбомы покупала по 4-5 штук сразу, карандаши все время были в доступном месте. Я ребенку никогда не говорила, КАК рисовать, только если он просил меня что-то нарисовать, то рисовала в простых линиях. И на детской площадке один раз разговорилась с одной бабушкой (очень молодой, на маму смахивала :-)) о том, как много сейчас ребенок рисует. Она, зав. детского сада на пенсии, сделала круглые глаза и начала читать лекции на тему, что занятия рисованием в возрасте 1,5-2 лет не должны превышать 15 минут и прочее :-))) Я говорю - "а я ничем с ним и не занимаюсь". Она мне стала объяснять, что нужно учить рисовать, сначала с простых предметов, типа солнца и т.д. В общем, ее ребенок в 1,5 года умел солнышко нужной формы рисовать. Мой ребенок научился так солнце рисовать только в детском саду :-) Зато у него очень классно получилось рисовать Масяню (просто один в один) и пауков :-) 06.05.2003 19:52:23, Ranny
:)почему кто - то в полтора года читает чуковского наизусть,а у меня в два с половиной только начал говорить 3 - 4 сложными предложениями,не склоняя?
Почему один ребенок в 4 года может час сидеть рисовать,а у другого через 10 минут кончается терпение?
А почему мой муж такой ловкий,и танцует,как бог,без всякого учителя,а я учусь - учусь.....и все равно не могу так легко и непринужденно импровизировать....
я уж не говорю,что мой муж рисует на порядок хуже моей дочери:)))
Зато дашка взяла от меня мою неуклюжесть...
06.05.2003 12:26:15, ИМА
Кондратея
ИМА, это-то все понятно - про способности и наклонности. Я озадачилась тем, что именно - мой ребенок охотно рисует, сравнительно много и подолгу. Уделяет этому занятию живейшее внимание. И при этом развивается совершенно "не в ту степь", что другие дети даже БЕЗ особого интереса именно к рисованию.

У нас тут многие дети дома вообще не рисуют и не имеют принадлежностей к этому. В садике занимаются рисованием, но оттуда тоже доносят, что Кондрат - один из самых больших любителей, подолгу рисует и комментирует.
Обычно что ребенок не очень умеет - то не очень и хочет. Здесь не так. Или он умеет, но "по-другому".

Естественно, дело это не очень важное само по себе. Мне не кажется, что он хочет быть "художником". Меня более психологическая сторона обеспокоила - может, у него некие образы зрительные не развиваются? Вроде бы, все нормально - говорят:-)
06.05.2003 12:43:11, Кондратея
Я думаю,все дело в том,что этот этап у него занимает больше времени,чем у других. Причины называть не возьмусь. Лишь замечу,что это имхо говорит о том,что ребенок еще не стал жертвой внешних стереотипов и развивается по своему пути. 06.05.2003 12:48:57, ИМА
Мне кажется, что Кондрат решает другие вопросы рисованием. Например, получает удовольствие от самого процесса:-) Это важно и полезно:-)
Когда ему захочется отражать действительность, он этим и займется.Сейчас у него другие цели;-)

06.05.2003 12:16:48, Караул
Баба Нюра
OFF Письмо получила, вечером ответить постараюсь. Щас убегаю за мелкостью :)). 06.05.2003 12:45:16, Баба Нюра
Кондратея
Тогда сидим дальше, развлекаемся.

Почему я встрепенулась? Из садика уходят двое воспитательниц. Мы получили сообщение от родительского комитета - "всем детям нарисовать по два рисунка - в подарок Мие и Камилле на прощание". Добавлялось, что хорошо бы, чтобы это были "портреты". Тут-то я и позадумалась:-)))

Реализм ему тоже нравится. В моем исполнении. А сам он даже карандашами не рисует - не хочет. Чистый живописец.
06.05.2003 12:27:17, Кондратея
гусеничка
Ну, можно, конечно, ему "помочь" ;-)
Типа, сесть рисовать акварелью, а сама предварительно(прямо на глазах у ребёнка, ессно, чтоб понятно было) на листах нарисуешь "портрет" восковым мелком(можно незаметным цветом - мы на цветных рисовали). Тогда что ды ни нарисовал сверху Кондрат, портрет будет в любом случае - но это только если он заранее согласен на твоё участие в рисовании :-)))

Ещё у дочки сейчас аппликация "пошла" - из геометрических форм составить разные фигурки - тоже можно портрет сделать(пойдём-ка мы займёмся, кстати :-)
06.05.2003 12:54:43, гусеничка
Кондратея
Акварель поверх восковых набросков он забраковал с возмущением. Аппликации может сделать под настроение, но уж никак не увеличивая реализм изображения:-) Рядом с ним и я, и муж рисуем иногда - он хорошо воспринимает, но совершенно отдельно от себя.

Да ладно, я поняла, что так тому и быть. Пускай рисует, как есть.

Я вот собираюсь его в музыкальную школу водить - это меня сейчас больше занимает:-)
06.05.2003 12:59:36, Кондратея
гусеничка
гратаж(процарапывание) и обрывная аппликация :-)

О музыке я не задумываюсь - т.к. у меня самой с этим было "не очень", если проявит желание - ради бога, у нас есть знакомая девочка, как раз сейчас заканчивает музучилище, радостно сообщила вот, что им "педагогику начитали" :-))) Посмотрим :-)

А что у вас там в музыкальной школе, напишешь?
Я помню ссылку, которую ты давала, на нечто похожее, а как там реально? :-)
06.05.2003 13:08:43, гусеничка
Кондратея
Реально только в августе увидим. Начнем видеть. Пока что хлопоты на пустом месте - устраивание, выяснение, разработка хитрых планов (его же водить туда надо будет, практически в рабочее время...).

Занятия в виде "два притопа-три прихлопа". Уж никак не перегружают. По-моему - диаметральная противоположность выращиванию вундеркиндов:-) Что мне и нравится.

А на то, к чему я сама не способна - я в первую очередь внимание обращаю. Почем знать, вдруг именно из-за своей неспособности я чем-то ребенку помешаю? Именно из этих соображений я так прилежно налаживала условия для рисования.
06.05.2003 13:21:32, Кондратея
гусеничка
воооот. Мне лично проще было с рисованием - я люблю именно рисовать, а не петь, или скажем, играть на чём-то, (кроме нервов :-), потому оно и развивалось - практически, походя, без особых каких-то усилий.
На что-то музыкальное или танцевальное я стараюсь не влиять - чтоб отрицательного не вносить ;-)
06.05.2003 16:42:09, гусеничка
Баба Нюра
Алёнка в три тоже только "живописала". Если сама ;). В группе под руководством учителя ("я рисую, вы повторяете") -- всё что угодно: бегемоты, паровозы, снегопад,... Список типичен для нашей тутошней педагогики :)). А вот сама по себе она рисовала только те самые абстракции. После четырёх начала рисовать человечков. По заказу, а не по велению сердца и прочих внутренностей ;).

Сейчас ей пять с кусочком. Перешла в основном на рисование карандашами. Тут уж не до абстракций :)). И рисует никак не хуже тех, кого уже года три планомерно обучают в саду, вот клянусь. Только штампов чуть поменьше.
06.05.2003 12:44:33, Баба Нюра
Кондратея
Мне, в сущности, все равно "хуже-лучше":-) Я ведь сама живопись-рисование плохо понимаю и совсем не хочу ничего сама рисовать. Поэтому насколько мой ребенок научится - без разницы. Главное - чтобы ему нравилось, и еще - чтобы я не упустила свидетельства каких-нибудь отклонений в психике.

Я уж тревожиться начала, что это некая психоделика у него - иной мир и прочая шизофрения. Наверное, чепуха на ровном месте.
06.05.2003 12:54:09, Кондратея
Я свою тоже не учила, чтобы не навредить своими стереотипами. Но знаешь, при умелом подходе можно и не навредить, и продвинуть это дело. Как Аня начала к Элле на занятия ходить, у неё наблюдался огромный прорыв в рисовании. То есть, рисует до сих пор не особ понятно, комментировать, кстати любит - это у неё склонность к говорению - ей партнёр именно и нужен, чтобы рассказывать по ходу дела. Но у неё и картины в движении пока рисует - нарисовала слонце, комментирует - туча находит на слонце, закрывает его, одновременно разными цветами закрашивая слонце, так, что в итоге непонятное серое пятно. Так если процесс не наблюдать весь, то просто мазня. :) 06.05.2003 20:55:39, Дикая Тварь.
Очень люблю одну книжку:-)Вои вам кусочек. "Два мальчика-близнеца трех с половиной лет красят бумагу. В самый разгар работы подменяю краски цветными мелками. Перед ними, обоими, кстати, не встает вопрос: где краски? С тем же восторгом набрасываются на мелки. Что же их привлекает? Движение кисти, мелка, карандаша по белой поверхности: была белая бумага, стала цветная. Что делается! Так и лепят — все равно из чего. Был ком, надавили пальцем— получилась вмятина. С другой стороны отщипнули — получился как бы след от пальцев. Страсть к переменам, к метаморфозам — вот что ими движет, а вовсе не создание картины или скульптуры.
На вопрос родителей *Что ты нарисовал (слепил)? отвечают не задумываясь. С ходу включаются в другую, словесную игру. И свято верят: здесь огурец летает, крылатый, а тут машина в гараже. Еще интереснее рисовать так, чтобы бумага продырявилась, а потом смотреть в дырку, как в бинокль.
"
Е.Макарова
06.05.2003 13:20:35, Караул
СМ
"Жертвы" реалистичных родителей или воспитателей :)) 06.05.2003 11:44:28, СМ
Необязательно. У меня в три года очеь реалистично рисовала.у нее просто большие способности к этому и она готова часами это делать. и я тоже люблю рисовать,так что у нас бьыл удачный тандем:)) 06.05.2003 12:30:37, ИМА
СМ
Ну это же просто была неуклюжая шутка :))
После некоторого размышления у меня родилась вот такая версия: в рисунке (живописи), как и в прочих видах ис-сств человек (неважно какого возраста)самовыражается по-своему. В этом виде искусства очень много степеней свободы, начиная от выбора цвета и до темы рисунка. Можно предположить, что результат будет зависеть в т.ч. и от характера и уровня развития ребенка. Я бы предположила, что люди-абстракционисты не любят рамок и правил, возможно, более эмоциональны и интуитивны, а люди-реалисты - совсем наоборот - более педантичны, соблюдают договоренности и склонны к систематизации. Все это - лишь мое предположение.
А вообще-то психологи и нейропсихологи любят рассматривать детские рисунки на предмет понимания развития личности и диагностики. В рисунке можно (специалисту) разглядеть проблемы, если они есть. Специалист может сказать, где характер, а где нужно повнимательней присмотреться и поработать.
06.05.2003 14:59:42, СМ
:))))пойду запишусь на курсы чувства юмора:))))))
а с ниженаписанным согласна.
07.05.2003 12:58:42, ИМА
Татьяна и Лиза
Сама не знаю :-) Ребенка не учила, ей 4 года... Рисовать любит... не знаю как, но понятно, что это жираф, это слон, а это... носорог, нарисовала на яйце, причем понятно не только мне.
Так что... у вас стиль другой рисования :-)

06.05.2003 11:44:07, Татьяна и Лиза
Кондратея
Про ЧЕТЫРЕ года я пока ничего не знаю. Ему еще только три исполнилось.

А ваша и в ТРИ года уже понятно рисовала?
06.05.2003 11:46:14, Кондратея
Татьяна и Лиза
Ну в 3,5, 4 нам недвно стукнуло... Но люди у нас всегда замечательные :-)... Голова, туловище и потом длинные ноги до конца страницы...
По поводу учить. Ну думаю, ребенок большой, говорю, что тело ты рисуешь не пропорциональное, вот смотри, голова, туловище, пропорции, пояс приблизительно по середине, а сама рисую. Так она потом мою девочку так дорисовала и ноги ей сделала... до конца страницы :-).
Вот так.
06.05.2003 12:52:33, Татьяна и Лиза

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!