Всем - здравствуйте!
Подскажите пожалуйста мне как себя вести в такой ситуации и с чем это может быть связано?
Дочке 3 года. Последние неделю-две часто меняет своё мнение.Причём за очень короткое время. Пример. Сегодня утром обычная процедура умыванья-одеванья.На выбор даю 2 платья: вчерашнее зелёное грязное(объясняю, что надо стирать(и обычно грязное она не любит и соглашается, но дело не в чистоте ) ),и Чистое, голубое. Она выбирает зелёное.
-Точно?- спрашиваю.
-Да.
Начинаю одевать- Нет,- кричит,- хочу голубое. Начинаю одевать голубое - Нет,- говорит,- Хочу зелёное. Беру в руки зелёное - Нет ,- давай голубое. И так может продолжаться долго.минут 10-20. Пока я не рассерживаюсь и не ухожу. В процессе таких вот торгов я пытаюсь объяснить ей , что ты уже сделала свой выбор ( может ещё рано ей в 3 года брать ответственность за свой выбор, за свои слова), что 2 платья одеть нельзя, что мне уже надоело, в конце концов. Сопровождается это плачем с её стороны, когда я упрямлюсь менять ей платье или ухожу, и повышенными тонами с моей.Кстати сама она не умеет одеваться и стремления у неё к этому нет. Но это касается не только одеванья. Потом пошли смотреть кино. Амина говорит:- Хочу Золушку. Подошли к телевизору - Нет, хочу Покахонтас. Я держу 2 диска в руках, Выбирай - какой. Этот,- отвечает. Как только подношу невыбранный диск к полке, поставить на место - Нет,кричит, хочу тот! В результате сегодня мы остались без платья и без кино.
Вот я и думаю теперь, может я слишком много хочу от неё, Много требую,или это связано с возрастными изменениями? А главное как мне реагировать: наказывать, шутить,запрещать что-то, не обращать внимания? Оставить всё как есть?
Я сама по себе человек вспыльчивый, и на долгие игры такого плана меня не хватает. Я выхожу из себя, кричу, могу шлёпнуть по попе(и довольно ощутимо). Но сама понимаю, что это не выход, и все мои крики и шлепки приносят быстрый, но кратковременный результат.
А самое главное- травмирует её и нарушает наши с ней отношения.Я бы хотела найти другой выход.
Но раньше более-мение с ней можно было договориться, а последние капризы по своей силе и неконтролируемости на самом деле меня очень беспокоят.
Беспокоит вся вышеописанная ситуация на столько, что я решила написать сюда. Заранее спасибо.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Хочу - не хочу!
19.03.2003 19:14:54, Мама Галя46 комментариев

21.03.2003 03:18:06, reina
Ирина, если вы не разобрались в ситуации, то лучше не надо писать свой отзыв вообще, тем более так невежливо. Где вы прочитали о том, что я играю с ней или требую угадывать, что у меня на уме? Наоборот, предлагая ей выбор (пусть даже и грязное, но ЛЮБИМОЕ ею платье) я всегда уважаю её мнение и готова с ним согласиться. И я всегда рада, когда она делает СВОЙ выбор и отстаивает СВОЁ мнение. И ниже я об этом уже писала. А проблема состоит в том, что это Амина начинает играть ли, манипулировать ли, баловаться ли, не знаю. КАк только я соглашаюсь с её мнением: стовлю диск в плейер, одеваю ей платье и т. д., она тут же требует другое. Я беру то другое, она опять меняет свое мнение, и т.д. Может, она просто не знает точно, что хочет.
21.03.2003 11:04:09, Мама Галя

У моей тоже так однажды было: я предложила ей на выбор две юбки (случайно так получилось) и она довыбиралась до истерики. При этом она совершенно спокойно может выбрать из ЦЕЛОГО шкафа или самостоятельно предложить другой наряд вместо пред-ложенного мной. Так и что расширяйте круг выбора и никогда не оспаривайте решения ребенка.
20.03.2003 14:47:30, Леночек
В том то и дело, что я не оспариваю, я сразу соглашаюсь и приступаю к одеванию. Сопровождаю её выбор похвалой и говорю какое красивое платье ты выбрала, мы заколем такого же цвета заколочки, и глазки у тебя тоже голубые, и полосочки на кофточке подходят по цвету, и как папа обрадуется когда увидит её такую красавицу. Проблема начинается, когда я начинаю одевать, а иногда Амина требует снять уже надетое платье. Снимаю, потому что плачет , сдирает его с себя. И потом уже не может остановиться на чём-то одном.
20.03.2003 18:27:04, Мама Галя

После вашего вчерашнего сообщения ( пример моего выбора в магазине), я подумала, что деиствительно, навожу на неё лишние сомнения. Теперь я сразу соглашаюсь, очень просто, без всяких акцентов, доброжелательно и ,как-будто, ничего важного и не происходит. Действительно, намного проще стало. Сегодня, одеваясь, я предложила ей заранее приготовленный халатик( она его любит), Амина увидела в шкафу ещё наряды и стала говорить, что хочет другое платье. Я вынула всё что там было, предложив ей выбрать. В результате мы одевали её любимый халатик. И прошло всё так быстро, спокойно. Думаю, ей надо предоставлять широкий выбор и не смущать наводящими вопросами. Вы привели очень правильный пример.
ТОлько что выбирала что ей посмотреть. Не нашла чего хотела и в результате вообще выключила ТВ со словами "Пускай глазки одохнут" . Победа! Я же к ней не подходила, а только словестно соглашалась со всем, что она делала и говорила. Похоже, я для себя какой-то выход нашла. 21.03.2003 16:14:53, Мама Галя
ТОлько что выбирала что ей посмотреть. Не нашла чего хотела и в результате вообще выключила ТВ со словами "Пускай глазки одохнут" . Победа! Я же к ней не подходила, а только словестно соглашалась со всем, что она делала и говорила. Похоже, я для себя какой-то выход нашла. 21.03.2003 16:14:53, Мама Галя

Я не согласна с мнением, что нельзя ребенку предлагать на выбор одежду или мультик. Это как раз то, что малыш уже может сделать самостоятельно и осознано. Если я не спрошу ребенка, а выберу ему сама одежду, дочка тут же бежит к шкафу и кричит: Сама!!! И я отдаю ей это право. Зато когда потом она требует ложиться спать в 12 ночи, я всегда могу сказать, что ты недостаточно большрая, чтоб принимать такие решения, но зато ты можешь уже решать, что тебе одеть, какой мультик смотреть, какую сказку читать. И она понимает это.
Кстати, это не моя личная позиция. Я прочитала о таких вещайх в книжке "Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума" и просто согласилась с этим.
Поэтому когда мой ребенок спокоен, он запросто принимает те решения, которые уже может. А если он в истерики, так чего вообще от него хотеть? Он не адекватен! 20.03.2003 13:01:03, Igla
Во многом Амина тоже любит всё делать сама. Если ей не дать этого права, то она так же как ваша дочка кричит Я Сама! и бросается это делать. Вот я и пытаюсь дать её возможность выбирать.
А преславутый кризис 2-х лет, в котором, судя по- всему находится ваша дочь, у нас ( я так думаю) благополучно миновал. Не было особых истерик, катаний по полу ( пару раз из магазина не хотела уходить или с детской площадки, но это же мелочи).Вообще довольно спокойная, порой стеснительная девочка. Умеет играть сама с собой. Но вот есть в ней упрямство, и если найдёт коса на камень , то договориться с ней практически не возможно. Как вы говорите: НЕ адекватна. А делать то что-то надо.
И ещё. Будьте добры, подскажите, пожалуйста, автора этой книги. Я бы с удовольствием почитала бы что-то по психолигии.
20.03.2003 18:44:29, Мама Галя
А преславутый кризис 2-х лет, в котором, судя по- всему находится ваша дочь, у нас ( я так думаю) благополучно миновал. Не было особых истерик, катаний по полу ( пару раз из магазина не хотела уходить или с детской площадки, но это же мелочи).Вообще довольно спокойная, порой стеснительная девочка. Умеет играть сама с собой. Но вот есть в ней упрямство, и если найдёт коса на камень , то договориться с ней практически не возможно. Как вы говорите: НЕ адекватна. А делать то что-то надо.
И ещё. Будьте добры, подскажите, пожалуйста, автора этой книги. Я бы с удовольствием почитала бы что-то по психолигии.
20.03.2003 18:44:29, Мама Галя

Еще нравится этот журнал, много интересного бывает:
http://www.genesis.ru/pedologia/home.htm
Здесь список литературы:
http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=101&menu_id=80&alt_menu=-1&page=1
Кое-что можно найти здесь:
http://www.flogiston.df.ru/arch/literatura.shtml
21.03.2003 02:51:07, Oza
Igla и Oza, большущее спасибо за ссылки, сейчас побегу читать. Может, многие проблемы отпадут сами собой. Предупреждён- значит вооружён.
21.03.2003 11:09:14, Мама Галя
21.03.2003 11:09:14, Мама Галя
Сразу хочу сказать большое спасибо всем за отклики.Я не ожидала такой отзывчивости. Спасибо!
Сегодня я попробовала предложить ей 5-6 вещей на выбор. Она выбрала быстро и легко позволила мне надеть выбранное платье, не меняя своё мнение. Я в это время ушла в другую комнату.
Честно говоря, я не думала, что этот приём сработает. Спасибо Сонечке и Марии Д. Это они вчера мне подсказали такой приём. Я не знала о нем. 20.03.2003 17:41:42, Мама Галя
Сегодня я попробовала предложить ей 5-6 вещей на выбор. Она выбрала быстро и легко позволила мне надеть выбранное платье, не меняя своё мнение. Я в это время ушла в другую комнату.
Честно говоря, я не думала, что этот приём сработает. Спасибо Сонечке и Марии Д. Это они вчера мне подсказали такой приём. Я не знала о нем. 20.03.2003 17:41:42, Мама Галя

Для справки: у меня ребенок в 9 лет иногда отказывается сам выбирать и просит меня помочь ему с выбором. 20.03.2003 11:58:55, LOO
Хоть и много времени прошло со времени вашего ответа, считаю нужным пояснить. Она уже хорошо помнит свой гардероб, книги, и т.д. Поэтому иногда она сама начинает перебирать в памяти свои вещи, получается внушительный список, из которого действительно трудно выбрать. А это право предоставлять всё-таки надо, иначе она протестует.
20.03.2003 17:52:01, Мама Галя
Смешно - имхо, чересчур резкое обобщение. У некоторых, гм, с этим проблем не бывает, притом и по более солидным вопросам, типа куда пойти в выходной (сыну 2,3). Дети ведь разные?
20.03.2003 17:28:42, U


В капризные периоды я бы посоветовала не забывать о чувстве юмора и терпении. Конечно, легко сказать...
Когда мой двухлетка не может выбрать, какие колготки одеть (бывает и у нас такое), я говорю ему: "Ты решай, а я пока то-то сделаю". Бывает по-разному: или он сразу хватает первые попавшиеся и несется одеваться или еще повозится, отвлечется, потом я ему напомню, что мы куда-то собирались, надо одеваться, он опять-таки хватает колготки и несется одеваться.
Можно попробовать переключить внимание: не может выбрать платье - "Ой, а что я тебе хотела рассказать и забыла, ко мне Зайка приходил... и т.д." Совсем не про платья. А потом: "Ой, мы же так и не выбрали платье, хи-хи.." Ситуация разрядилась... 20.03.2003 13:14:31, Иронька

Иногда слышу ответ: "Нет, ответственность я пока взять не готов. А что предлагаешь ты?" И начинается диалог :))) 20.03.2003 14:32:29, LOO


Одежду позволяю носить какую угодно. Если хочет - может переодеваться несколько раз. Для утра вообще-то собираем с вечера, но и утром бывают раздумья.
Честное слово, портфель мне тоже не кажется таким уж важным или опасным выбором годам к 6. Мой портфель никто не собирал ни разу, с 1 сентября 1 класса. Что забывала - то забывала. Что лишнее прихвачу - так сама и таскала на себе.
Есть жизненно-опасные выборы - это да. Есть и последствия выбора - но тут уж дело другое. Мой ребенок может ВЫБРАТЬ надеть тонкую рубашку без свитера (вожжа под хвост попала), но свитер я прихвачу, и потом выговаривать "я же тебе говорила!" не буду, когда замерзнет. Предложу надеть свитер, и все тут. 20.03.2003 15:58:07, Кондратея


А зачем Вы ей грязное платье даете? Я не поняла, Вы специально это делаете? Для того, чтобы она училась ПРАВИЛЬНО выбирать? Если да, и Вы при этом еще про то, что оно грязное, комментируете, то какой же это выбор? Это Ваш выбор, а не ее. И потом(с кассетами) уже боится не угадать, что ей нужно было на самом деле выбрать.
Предлагая выбор, предлагайте его и будьте готовы с ее выбором согласиться. Если ситуация не располагает к выбору, лучше говорить так как Пума советует.
У дочки довольно часто такие конфликты с бабушкой возникают до сих пор, правда, исключительно из-за бабушкиных "фигур речи". Бабушка совсем не умеет говорить утвердительно, как правило предлагает, а потом обижается, что внучка неправильный(с ее точки зрения) выбор сделала. Скажем, говорит ей: "Ася, ты руки мыть будешь?" "Нет,"-выбирает Ася, потому как занята чем-то другим, для нее интересным."Как же так? Надо мыть руки" итд итд. Хорошим отношениям это вредит, конечно. 20.03.2003 11:34:28, olgaT
Предлагая выбор, предлагайте его и будьте готовы с ее выбором согласиться. Если ситуация не располагает к выбору, лучше говорить так как Пума советует.
У дочки довольно часто такие конфликты с бабушкой возникают до сих пор, правда, исключительно из-за бабушкиных "фигур речи". Бабушка совсем не умеет говорить утвердительно, как правило предлагает, а потом обижается, что внучка неправильный(с ее точки зрения) выбор сделала. Скажем, говорит ей: "Ася, ты руки мыть будешь?" "Нет,"-выбирает Ася, потому как занята чем-то другим, для нее интересным."Как же так? Надо мыть руки" итд итд. Хорошим отношениям это вредит, конечно. 20.03.2003 11:34:28, olgaT

Ребенок будет спокойней и счастливей, если Вы ей скажете - сегодня одеваем такое платье и все. Попробуйте.
20.03.2003 11:07:31, Пума




Знакомая ситуация с касетами, благо два видика ставила обе-на этом закончилось все и навсегда (как ошпаренная бегала от телека к телеку) а прочитав Ваше подумала-одела бы два платья запроста-пусть помучается что в этом такое и в сад отвела пусть посмеются
20.03.2003 10:34:59, Ирэн*
Скажем так - а когда дочка вырастет, вы согласны терпеть такое же отношение к ней от ее будущего мужа? "Ничего-ничего, это все от собственной дурости, пусть помучается" - может говорить он. И она БУДЕТ принимать такое отношение, как так и надо...
20.03.2003 10:44:39, Кондратея

Можно попробовать пару штук.
Во-первых, пусть ребенок САМ делает некое действие, акт :-) выбор символизирующий. То есть: Вы даете, скажем, диски и уходите на задний план, руки по швам, рот на замке - пассивная роль. А ребенок пусть сам всунет нужный диск в плэйер. А Вы ничего не делайте - и второй не убирайте, пока ситуация не закончится, вообще действий по минимуму. Только доброжелательность излучать :-) С платьями - то же самое: Вы кладете платья на диван, отходите в угол: "Когда закончишь выбирать, принеси мне, что выберешь, я тебе помогу надеть..." И заняться там в углу своим делом. Лучше, чтоб угол был в другой комнате :-)
Еще одна штука: выбор давать больше, чем из двух вещей. Чем больше, тем лучше дело обстоит с колебаниями... У нас :-)
И еще одна штука: поиграть именно в "перемену настроения" как отдельную игру. Выделить время (часика два) - считайте - развивающее занятие. И - выбирать с переменами. Нет зеленое, нет, синее, нет, зеленое. Можно придумать смешную клоунаду вокруг этого. Доиграть "до немогу" - чтоб весь интерес удовлетворился :-) 20.03.2003 03:40:06, Мария Д
Во-первых, пусть ребенок САМ делает некое действие, акт :-) выбор символизирующий. То есть: Вы даете, скажем, диски и уходите на задний план, руки по швам, рот на замке - пассивная роль. А ребенок пусть сам всунет нужный диск в плэйер. А Вы ничего не делайте - и второй не убирайте, пока ситуация не закончится, вообще действий по минимуму. Только доброжелательность излучать :-) С платьями - то же самое: Вы кладете платья на диван, отходите в угол: "Когда закончишь выбирать, принеси мне, что выберешь, я тебе помогу надеть..." И заняться там в углу своим делом. Лучше, чтоб угол был в другой комнате :-)
Еще одна штука: выбор давать больше, чем из двух вещей. Чем больше, тем лучше дело обстоит с колебаниями... У нас :-)
И еще одна штука: поиграть именно в "перемену настроения" как отдельную игру. Выделить время (часика два) - считайте - развивающее занятие. И - выбирать с переменами. Нет зеленое, нет, синее, нет, зеленое. Можно придумать смешную клоунаду вокруг этого. Доиграть "до немогу" - чтоб весь интерес удовлетворился :-) 20.03.2003 03:40:06, Мария Д
Взрослому не всегда легко сделать выбор, а тут ребенок. Можно серединку на половинку предложить. Немного в этом, немного в том.
Еще Маша Д формулировала "закон трех". Из 3 легче выбирать, чем из 2. 19.03.2003 20:30:57, Сонечка
Мой стал такие же штуки выделывать. "Что тебе приготовить? - Оладушки". Иду, жарю, приношу - "Я же просил котлетку". И с мультиками так же.
Может, это возраст, а может, и упустили что-то где-то. И вот что интересно. Пока я сидела с детьми одна, я могла с ним договориться и он становился все более самостоятельным. Даже спать днем сам укладывался. Однажды даже была не готова постель, так устроился на диване: взял подушку, пеленку, укрылся и уснул. Я как увидела - чуть не разревелась. Сама тогда ему помочь не могла, потому что укладывала младшего, который никак не хотел засыпать, и не знала на сколько все это затянется.
Зато теперь с нами живет бабушка, и ребенок ничего не хочет делать сам, и часто выкидывает такие же фортели. Т.е. раньше он понимал, что если я занята, то к нему уже некому подойти.
Единственное, чем я могу стимулировать его сносное поведение, - компьютер. 20.03.2003 10:29:09, Ленулька
По идее ребенок в 3 года должен сам ходить на горшок, сам одеваться, сам умываться, сам кушать. У нас в садике даже требовали, чтобы они сами зубы чистили, но я все равно по вечерам ему сама зубы чистила, потому что ребенок в 3 года сам не вычистит как надо.
А вообще все, что я Вам выше перечислила, дети моей подруги умели делать в 1,5 года. 20.03.2003 19:00:35, Ленулька
Оно, конечно, правда. Но их тоже можно понять: если на одну воспитательницу 20 человек детей, то всем зубы не почистишь. А в нашем садике вдобавок ко всему наблюдалась острая нехватка не только воспитателей, но и нянечек, и помощников воспитателя. Так что...
21.03.2003 19:36:56, Ленулька
Мне кажется, что когда маленькому ребенку предоставляется выбор, его привлекает возможность манипулировать взрослым. Отсюда все эти хочу - не хочу. Как реагировать? Спокойно. Это всего лишь следующая ступень развития и познания окружающего мира, а не плохой характер и делание назло. Мне близки советы Марии Д. В случае, когда ребенку безопасно доверить выбор, можно занять пассивную позицию наблюдателя и посмотреть как будет развиваться ситуация. Можно ввести некоторое условие, например: если так долго выбирать, что смотреть, можно и не успеть посмотреть ничего до сна (можно даже будильник для этого поставить, чтобы ограничить выбор по времени). Можно проиграть ситуацию, как советовала Мария серез пресыщение, т.е. подыграть ребенку и выбирать вместе с ней, озвучивая достоинства и недостатки одного и другого, пока ей не надоест (но это если время позволяет). Можно попробовать предоставить выбор не из двух, а из многого. Вообщем, поэксперементируйте. Потом, напишите, что у Вас получится. Очень интересно.
Удачи Вам :) 20.03.2003 12:25:19, LOO
Еще Маша Д формулировала "закон трех". Из 3 легче выбирать, чем из 2. 19.03.2003 20:30:57, Сонечка

Может, это возраст, а может, и упустили что-то где-то. И вот что интересно. Пока я сидела с детьми одна, я могла с ним договориться и он становился все более самостоятельным. Даже спать днем сам укладывался. Однажды даже была не готова постель, так устроился на диване: взял подушку, пеленку, укрылся и уснул. Я как увидела - чуть не разревелась. Сама тогда ему помочь не могла, потому что укладывала младшего, который никак не хотел засыпать, и не знала на сколько все это затянется.
Зато теперь с нами живет бабушка, и ребенок ничего не хочет делать сам, и часто выкидывает такие же фортели. Т.е. раньше он понимал, что если я занята, то к нему уже некому подойти.
Единственное, чем я могу стимулировать его сносное поведение, - компьютер. 20.03.2003 10:29:09, Ленулька
У меня это пока единственный ребёнок. Поэтому всё время - с ней. (я не работаю) И она знает, что если ей надо, то она может требовать от меня всего, что пожелает. Отказа ей не будет. Но мне кажется, что в 3 года, у детей уже должна быть какая-то степень самостоятельности. Только вот на сколько может быть ( и должен быть) ребёнок самостоятелен? Что он может или должен делать сам в 3 года? Может есть какие-то нормы, или подскажите, что можно почитать по этому поводу.
Заранее спасибо. 20.03.2003 18:13:01, Мама Галя
Заранее спасибо. 20.03.2003 18:13:01, Мама Галя

А вообще все, что я Вам выше перечислила, дети моей подруги умели делать в 1,5 года. 20.03.2003 19:00:35, Ленулька
А вообще, бывает, и в шесть не умеют... А садики любят много чего странного требовать :-)
21.03.2003 02:05:19, Мария Д

Понятно, но мне кажется, что она играет со мной так: Чьи нервы крепче, или протестует. Мне важно правильно её понять и знать как правильно реагировать на такое её поведение.А я этого пока не знаю.
19.03.2003 21:08:29, Мама Галя

Удачи Вам :) 20.03.2003 12:25:19, LOO
При таком раскладе вы зашли в тупик вместе. Кто-то должен из него выйти первым. Обычно это проще сделать взрослому. :-)
19.03.2003 22:39:30, Сонечка
Всё так и я готова искать этот выход, но как? Я пыталась переиграть её, но она начинает плакать. Или я психую и ухожу.
19.03.2003 22:56:25, Мама Галя
Вам не хочется пробовать то, что я предложила? Можете свой ход придумать, главное не циклиться на одной реакции, отнестись как к исследованию. :-)
19.03.2003 23:15:29, Сонечка
Конечно, я попробую. Только , боюсь , выбор затянется. Хотя есть вещи, которые она точно знает ЧТО хочет. Например, книги. Раньше всегда просила почитать про лисичку, теперь это петушок. А книг и сказок в них довольно много дома.
19.03.2003 23:36:56, Мама Галя
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.