Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Чтение и письмо - что раньше?...

"Я научилась читать в пять. Когда я была ребенком, все дети умели читать. Нас, по-моему, даже никто не учил. Нам читали вслух, мы запоминали, где лежит книга, которая понравилась, отправлялись к шкафу - нам всегда разрешалось смотреть и брать все, что хочется, - брали книгу и начинали читать, не заботясь о том, как написано то или иное слово. Впоследствии, однако, оказалось, что это не столь уж хорошо, поскольку я так и не научилась правильно писать. А если бы года в четыре меня научили писать, то все было бы великолепно"...
"Как жаль, что я не была обычным ребенком. Таким, как эти современные дети...
...Современные дети в четыре, пять и даже шесть лет читать не умеют. Мне даже кажется, что они не научаются читать и в десять, и в одиннадцать лет. Не могу понять, почему для нас это не представляло никаких трудностей. Мы все умели читать...
...Все решительно. Не скажу, чтобы мы умели хорошо писать, а вот читать - все, что угодно..." [...] :))
Сейчас малышей учат и читать, и писать - одновременно и неодновременно, в два года, и в семь лет... Результаты самые противоречивые...
Когда-то возникла идея: сначала учить писать, потом читать.
Ребенок наговаривает текст сочиненной истории, сказки. Мама слово в слово бегло записывает на любом листочке. Затем мама аккуратно, печатными буквами, переписывает текст в специальную книжечку (делается твердый переплет - из картона, вставляются листы, скрепленные скрепками). Затем малыш обводит буквы фломастером, а мама проговаривает слова, которые выходят из-под пера ребенка...
Затем книжка иллюстрируется (например, папой, мамой или самим ребенком).
Ребенок постепенно учится писать и читать - собственные сочинения...
Еще одна иллюзия? Или сильная идея?:)

15.01.2003 22:29:02,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Сильная идея или нет не знаю, но ребёнку пока нравится именно писать, а не читать. Буквы-то мелькают постоянно везде, запомнила быстро. Потом на компе научилась набивать кое-что (папа, мама, Катя, баба и ещё несколько слов помнит как пишутся, остальные копирует), на холодильнике складывает по образцам (всё, что видит крупно напечатанное и не шибко длинное)... один раз показала ей. потом сама инициирует. Теперь сама буквы печатные выдаёт на бумаге. Абсолютно ничего ей не показываю, не учу, не демеонстрирую специально. Вчера притащила картонку, говорит. я букву "Я" написала... действительно, правильно написала.
Просто, писать самому, мне кажется, интереснее сначала. Это как самому строить домик из кубиков, а не смотреть только, что мама построила
16.01.2003 14:56:40, Val
Наташа Р
Мне кажется, что писать (особенно кубиками или на компе) проще, чем читать. Писать рукой, конечно, уже сложнее :-). 16.01.2003 20:44:25, Наташа Р
У меня сын практически не умеет читать, так только некоторые слова, но буквы стал писать сам, я даже не просила и не паказывала. Любит писать письма бабушкам, но пишет только первыми буквами слов, так что письмо может содержать лишь несколько букв, но он точно может его прочитать, даже через какое-то время. Целыми словами пишет только мама, папа, дед, баба, Денис, Лиза, хочу. Но заниматься со мной отказывается, все только на собственном энтузиазме. 16.01.2003 13:28:37, Katja
Наташа Р
У меня сын сначала научился писать (примерно в 3,5 года). Он сам приставал ко мне с вопросами: напиши то, прочитай это. Большую роль также сыграли игры на развитие фонематического слуха. Причем он начал сам писать еще не зная все буквы. Если натыкался на незнакомую букву - просил меня написать ее и перерисовывал. Но при этом не мог прочитать даже то, что только чтто написал. Он никак не мог понять идею соединения букв в слоги. А потом (года в 4) вдруг как-то резко понял и сразу начал читать много и довольно хорошо :-) 16.01.2003 12:11:20, Наташа Р
Ludmilka
Похожая ситуация. Ребёнок (2 и 9) печатает на компьютере "мама", "папа" и ещё несколько слов, но идею объединения букв в слоги, тем более, в слова, пока не понял, и, ессно, не в состоянии прочитать написанное... 16.01.2003 18:07:47, Ludmilka
На счет "обводит красиво", по-моему, мало вероятно. У него плохо получится и быстро надоест. По крайней мере, года в 3-4. Мой иногда принимается сам буквы писать (даже в детском саду при том, что детский сад немецкий, а буквы ребенок писать начинает русские!), но его больше, чем на 3-4 буквы, самые простые, не хватает.
Мы пользуемся "кубиками Зайцева" (не методикой, а именно кубиками, нам всем (ребенку - первому) нравится ими слова писать, жаль, что не на любое слово хватает). Или на компьютере, нажимать на клавиатуре проще. Мне кажется, что сначала писать, а потом читать - это правильная методика, ребенок сам так делает (помню, стала на компьютере писать слова и просить их прочитать, ребенок 2 слова прочитал, потом отобрал у меня клавиатуру и стал писать слова сам :-)), но начертание букв - это отдельная "песня". :-)
16.01.2003 11:57:58, Ranny
Аккуратно и красиво пишет мама:) А ребенок просто обводит, как получится:)
Ваш вопрос выше я прочитала:)Обязательно отвечу...:)
16.01.2003 18:47:10, Элла Прокофьева
У мамы с аккуратностью и красивым подчерком проблемы :-))) Одно утешение - у талантливых людей подчерков красивых почти не бывает :-)
Но вообще - ребенок охотнее повторяет, а не обводит. Обводить ему скучно, хочется чего-то свое :-)
18.01.2003 23:08:28, Ranny
ТаВи
не знаю. Знаю, что примерно полгода назад я жаловалась в 3-7, что дочка отказывается читать, и при этом с удовольствием пишет письма всем окружающим. Месяцев на 8 разрыв был.
Сейчас уже и читает, что это было - не знаю, пыталась спрашивать "почему ты раньше не читала, ведь это просто?" ответ "это сейчас просто, а тогда было трудно" :-)) вот и пойми этих деток :-))
16.01.2003 11:26:22, ТаВи
Ludmilka
:-) По-моему, вполне исчерпывающий и чёткий ответ - "раньше трудно, теперь просто". У меня всю жизнь так: трудно-трудно, а потом раз - и просто! :-) Закон перехода количества в качество... :-) 16.01.2003 18:15:07, Ludmilka
Иронька
А мне кажется, что потому "современные" дети и не читают в пять, в шесть, что к ним все пристают : "..надо читать, сейчас ребенок может, а значит должен читать в два года..", вот все увлеклись ранним развитием, мамочки на прощадке (в Интернете) друг перед другом хвастаются, чьи дети как читают, считают и т.д. Психоз. Естественно, на такое давление со стороны родителей ребенок противодействует упрямством (да еще и на фоне трех,-четырех-, и т.д.-летковой вредности). Вот и не хочет читать. Во всяком случае, у нас так. Старший в два года знал все буквы, а потом я, наверное, перестаралась:-( Только сейчас (почти в шесть) начинает читать и писать, и то потому, что для них (с друзьями) это уже игра. Вернее, их игры уже не обходятся без элементов чтения и письма.

А по поводу методики "сначала пишем, потом читаем", извините, отвечу вопросом на вопрос: а что полезнее: собирать конструктор "Лего" или разбирать? Собирать - творчество, разбирать - познание (чего у него там внутри). И то, и другое необходимо. Со словами - точно так же. Должно идти параллельно.
ИМХО....:-))))
16.01.2003 10:57:05, Иронька
Наташа Р
Моя знакомая мама 4-х детей рассказвывала, что она тоже очень интенсивно учила своего старшего сына читать. И так много тратила на это времени, что со вторым сыном (который родился через год - полтора после старшего) уже почти не занималась. Так вот, второй ребенок начал читать в том же возрасте, что и старший. Но при этом старший читать не любил до 13-14 лет и только в этом возрасте его стало огорчать, что младшие братья-сестры начитаннее его. А остальные ее дети очень любят читать. Собственно ее рассказ меня здорово успокоил в свое время :-) 16.01.2003 20:51:30, Наташа Р
С первой частью согласна - про давление. Плюс много развлечений, не требующих ничего от ребенка - телевизор, игры компьютерные.
Вспомните - сколько мультиков показывали в нашем с вами детстве.
Представьте, что по квартире разбросаны конфеты и пирожные, при этом насильственно заставляют есть фрукты и овощи.
16.01.2003 15:06:36, Сонечка
У нас разбросаны конфеты и пирожные. Ребенок морковку конфете предпочтет почти всегда. Конфеты едят в основном дети-гости, у которых не разбросаны :-) Телевизор и компьютер более соответствует, мне кажется, возможностям и развитию малышей, чем буквы. Потому что там работа с целостными образами, а не абстрактно-символьные кодировки. 16.01.2003 16:52:12, Мария Д.
Про конфеты верю конечно, но на практике у меня не получилось. Очень любят конфеты. По моим наблюдениям, просят конфету, когда хотят есть. Причем едят потом и другую еду, но конфет хотят много. Экспериментировала, давала любое количество - насыщение идет на 6-7й, они жуются и выплеваваются. После конфет с энтузиазмом идет соленый огурец - сама люблю контраст такой в еде.
Маша, а у вас как насыщение произошло - через объедание или пояснения твои?
А с телевизором и компом - зависание происходит, переключится трудно на другой вид деятельности, не чувствует человек тела своего, весь поглощен зрелищем.
17.01.2003 00:16:04, Сонечка
Были дни, когда дочка ела много конфет. Я точно не помню, честно говоря, как-то мало внимания обращала. Сегодня в магазине: "А почему люди покупают еду с искусственными красителями?" И плакала перед мороженым радужным. Красивое оно. Расстройство от конфликтов желаний. Купили, будем любоваться. Может, картину им нарисуем психоделическую. Strawberry fields forewer :-) 17.01.2003 07:37:09, Мария Д.
:-)У нас пока сложные объяснения не идут. Получили тут гуманитарную помощь с несьедобными конфетами - пожевали и выплюнули. По крайней мере поняли, что конфеты не всегда съедобны :-) 17.01.2003 13:12:12, Сонечка
ОФФ. А как Вам так удалось про морковку? :-) У нашего мелкого какое-то маниакальное пристрастие к конфетам! Особенно, к шоколадкам, а ему много нельзя из-за аллергии. Я никогда из конфет не делала специальную тему, только что ВМЕСТО еды не разрешаю печеньем наедаться. А после - пожалуйста. Но мне кажется, что для ребенка конфеты - смысл жизни. Все места делятся на 2 категории - там где дают конфету или где не дают. Например, ездили вдвоем с мужем ко врачу, потом в аптеку заходили. На мой вопрос "ну как" - "мне в аптеке конфету дали!" (малюсенькую витаминку...). Все остальное прошло без внимания. Ни игрушки в приемной, ни сам врач, ничего вообще. Можно подумать, что у нас дома сахар по карточкам :-))) 16.01.2003 17:58:13, Ranny
Кондратея
Любой предмет, который ребенку открыто запрещают, может стать объектом нездорового пристрастия. Внимание ребенка концентрируется на конфетах через прямые запреты. Кроме того, дети видят, ЧТО в этой жизни родителям не все равно.

Например, вы разделяете "печенье" и "еду", хотя печенье - тоже еда, только менее привлекательная для родителей.

Безразличным рыбьим глазом надо на ВСЮ еду смотреть родителям. Чем дальше живу, тем больше в этом убеждаюсь. Сладкое в представлении подавляющего большинства людей - не еда, а эмоциональный объект. Не случайно мелкие взятkи чиновницам дают коробками конфет. Вроде, ерунда, взрослый человек должен бы понимать пустяковость такого подарка. Ан нет! "Ах, конфееееты... (рдея)... спасибо, но не стоило бы... мы бы вам и так сделали...". Это эмоциональная валюта, как доллары.

Дети погружены в нашу жизнь. Они понимают ИСТИНОЕ, а не декларируемое. Если конфеты - валюта любви и эмоций, то нет предела желанию конфет. Подумайте, разве для вас денег может быть СЛИШКОМ много? Если бы деньги выдавали просто за "ласковый спрос после еды" - перестали ли бы вы просить еще, еще одну бумажку?

МарияД просто создала в отдельно взятой семье ситуацию, когда сладкое не является валютой эмоций. Просто еда, сладкая. Вроде капусты или маргарина. У них это создано обесцениванием конфет (они везде) ПЛЮС отношением взрослых.

Мне просто повезло - я от природы неподатливый к сладкому человек. Именно поэтому я в раннем детстве поняла все вышесказанное - про эмоции и валюту. Из-за личной бесчувственности весьма недетским, недобрым взглядом, кстати, глядела на всю ситуацию - взаимное дарение конфет и тортов в гостях, бесконечные шоколадки и коробки конфет у бабушки-врача (от пациентов) и так далее.

Соответственно, и в моей семье сладкое - не валюта. Муж любит сладкое, но конечно, давно знаком с моей теорией и согласен с ней достаточно для того, чтобы не придавать сладкому ОСОБОГО значения. Это еще до ребенка сложилось, ну и сейчас, конечно - никаких "конфета после еды", "сначала щи, а потом мороженое". Если в доме есть сладкое - едим по желанию, все вместе. Пока не съедим до конца.

Ребенок у нас в папу, сладкое нормально любит. К "кафентам" относится любовно, однако все-таки - как к еде. Может остановиться сам в конфетах, может даже взять конфету (бабушка предложила, приятно), в рот положить, а когда бабушка отвернется - вынуть и выбросить. Аппетит у него ко всякой еде неплохой, не жалуемся. И в результате - ребенок за спелую грушу килограмм конфет продаст и глазом не моргнет.
17.01.2003 14:43:43, Кондратея
Полная, стопроцентная свобода в этом вопросе. В любое время, в любом месте, в любом количестве. Кофеты в большом количестве в свободном доступе дома. На низкой полке. Разговариваем о балансе в еде, об искусственных красителях... Ребенок следит за этим.

Недавно забавно было. Дочка в магазине купила невнятное ярко-оранжевое нечто, похожее на жесткий пластилин, вроде зефира засохшего, что ли :-) Дома, открыв, спросила у меня, есть ли там яды, я сказала, что да. Тогда стала из них игрушки на елку делать, с помощью молотка. На стук пришел из гостевой комнаты только что проснувшийся большой, бородатый, очень спокойный такой профессор - их семья у нас гостила. Сцена... Виктор, не очень удивленно: "А что это ты делаешь?" Дочка: "Конфеты забиваю" Виктор: "????...." Спросонья забавный ответ :-)
16.01.2003 18:58:10, Мария Д.
Наташа Р
У меня морковку любит и вообще овощи. Но конфеты - тоже. И способен съесть их столько, что покроется сыпью. Сами мы их почти не едим, но каждый Новый год дарят много конфет. Если их выложить на низкую полку, то оба дитя (особенно младшая с ее аллергией на шоколад)будут с аллергией. А рассказы про яды почему-то не помогают :-( 16.01.2003 20:55:47, Наташа Р
Аналогично... У нас вот так аллергия и получилась - безо всякого табу ели конфеты (не самые вредные), но все равно все руки красные стали... И даже мой искренний ужас к составу конфет (куча всяких Е...) не помогает.
Морковку-то у нас любит, и яблоки, но пальма первенства - только у конфет... :-(
18.01.2003 23:03:09, Ranny
Наверно, они морковку редко давали :))) 16.01.2003 18:17:37, Аурика
а зачем? куда спешить? уж читать и писать ребенок научиться, если его не тянет учиться зачем заставлять, если это не подготовка к школе? мой пошел в этом году в школу читая по слогам, но учила из-за того что сейчас в школу не берут не читающих. немя в детстве никак не могли научить читать и в школу пошла знала только буквы, сама читать книги (помимо школьной программы) начала в 10 лет. но это не помешало мне хорошо учиться, участвовать в олимпиадах, быть приглашенной учиться в любом университет, закончить мгу и сейчас заканчивать там аспирантуру. 16.01.2003 10:41:58, mamaNatasha
Мурзя
Чтение в "чистом" виде не очень шло :) А тут Новый год, стали писать письмо Деду Морозу. Писали методом звуко-буквенного анализа: разбирал слово звук за звуком и писал соответствующую букву, так и написали письмо. Потом пару раз подписывали рисунки для дедушек/бабушек. А теперь смотрю, уже слова из 6 букв читает (без нагромождения согласных и "ь" ). Так что нам письмо помогло продвинуться в чтении :-)) 16.01.2003 10:31:11, Мурзя
Ребенок "умеет писать" - красиво, шрифтами собственного дизайна, мелко или крупно, на английском и русском. В смысле, копировать текст с другого текста или же если я буквы по одной на пальцах показываю. Читать не умеет вообще :-) Творчество ребенка записываем, особенно нравятся перевертыши, превращения, когда ребенок замечает, как одно слово можно превратить в другое, а мы делаем книжку-игрушку. 15.01.2003 22:58:51, Мария Д.
У нас в саду так. После какого-нибудь интересного события учитель записывает детские впечатления, потом делают вместе стенды(?) с фотографиями и детскими историями под ними. Делали такие фотоматериалы после посещения кухни в студенческом кафе, студенческого театра, да и просто, когда играли в космический корабль или в пожарников. Еще часто записывают такие истории когда дети рассказывают, что они нарисовали. Рисунки с историями под ними собираются в альбомы, которые все могут посмотреть, или вешаются на стеклянных дверях на уровне роста детей.
Еще одна идея мне нравится- с почтовым ящиком. В классе стоит почтовый ящик и рядом все оборудовано для того чтобы написать письмо. На полках- конверты, бумага, карандаши,штампики, марки, болшие железные пластинки с контурами букв и штампики с буквами.
Еще была история в прошлом году, когда одна из учительниц болела и дети писали ей письма о том, что происходило в саду, ну и со словами поддержки тоже. Дети диктовали, взрослые записывали.
От учительницы же совсем недавно дочка получила письмо в рождественские каникулы, которое кстати повлияло на дочкино решение опять попробовать ходить в сад.
Хорошо, когда есть еще и обратная связь в случае идеи письма. Цепочка отправитель- адрессат.
Недавно с урока музыки дочка принесла конверт с листочком внутри. Мальчик, который с ней занимается ей дал. Сказал, что это письмо для нее. Написано там было так "VVvVvVvVVVVV", но дочка "читала" очень интересный текст;) Потом решила что ей нужно написать ответ:) Опять выплыла идея с буквами, сидела писала, спрашивала, как какую букву писать.
16.01.2003 00:46:06, Olga T


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!