Раздел: Детское творчество

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Хвалить рисунки

Моей старшей - Асе - 6 лет. Уже год она ходит в кружок рисования. Учат там не очень-то, но она довольна, рисует она для своего возраста хорошо, но, скажем так, гениальности нет :)) Так вот - недавно в галерее одной была выставка работ их кружка, в том числе и Асиных работ. Об этом событии все знали, город у нас небольшой, кружок такой вообще один на весь город. Пошли мы смотреть выставку, всей семьей с фотоаппароатом, Асины работы там были, красивые, мы очень хвалили, фотографировали. Но Ася с каждой минутой мрачнела, в конце концов просто расплакалась, и сказала, что ее работ "слишком мало, они были САМЫЕ некрасивые", а какую-то картинку, которая ей самой особенно нравилась, вообще не было. Я утешала изо всех сил, я говорила, что ее рисунки чудесные, что она молодец, что здорово, когда в 6 лет рисунки уже показывают на выставке и тэпэ. Но нет - она ждала от меня признаний, что ее работы САМЫЕ лучшие, ГОРАЗДО лучше работ других детей (а другие дети,в большинстве, были старше - 11-12 лет)....
В общем жду советов и рекомендаций. Неужели надо было говорить заведомую ложь? Конечно, для нас с папой ее работы самые-самые (о чем ей и было сказано), но она к сожалению, или к счастью - не гений :)) Где же грань?
03.11.2002 10:42:59,

52 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Поделюсь детскими воспоминаниями. Как-то раз наша художественная школа устроила выставку. И там были мои работы. Тоже смотрели родители и т.п. Так вот, мне казалось, что мои работы хуже всех, тоже была истерика. После этого я бросила художественную школу. Это был огромный эмоциональный удар, который я пыталась понять лет пятнадцать потом :-) Вроде поняла. Расскажу, не знаю, правда, имеет ли это какое-то отношение к Вашей ситуации, но вдруг пригодится?

В художественной школе учили совсем не тому и не так, как мне хотелось и как мне было нужно. Но мне очень, очень хотелось рисовать, другого не было, я думала, что это Обучение Рисованию с большущих букв и другого не бывает. А у меня не получались "их" задания - точнее, получались на хорошие "их" оценки, но сама я была недовольна. Качество не нарастало быстро, потому что я рисовала в чужих стилях и чужими, чуждыми методами... Та выставка просто-таки выставила все это наружу. Но это я сейчас вижу ситуацию так. Тогда я видела - что есть некоторые Стандарты (с большой буквы), которые мне НАДО изучить и ПРИНЯТЬ и для этого еще много работать в ИХ направлении (как видно из качества моих рисунков). Тогда я не видела позитива - что я хочу и могу рисовать другое. Видела только негатив, отрицание, недостатки. Что я НЕ хочу и НЕ могу рисовать "как они". Что я НЕ вписываюсь в Стандарт. Что мне не надо вообще больше рисовать :-(

Есть два педагогических подхода - модель дефицита и модель эволюции. В модели дефицита, стандраты определены заранее, а ученик воспринимается как некто с дефицитом, недостачей по этим стандартам. Роль учителя в том, чтоб эту недостачу восполнить. Если ученик приближается к стандартам с "достаточной" (с точки зрения стандартов) скоростью, ему ставят хорошие оценки. Те ученики, которые приближаются к стандартам быстрее других, об'являются "лучшими". Но на любом этапе учения у тебя "нехватка", то, что ты делаешь, НЕ удовлетворяет стандартам...

В модели эволюции или развития, ученик растет по своим путям, как формирующаяся экосистема. Фокус не на том, чего у ученика нету (по сравнению со "стандартами"), а на том, что у него ЕСТЬ и куда ОН идет и хочет идти...
03.11.2002 18:52:47, Мария Д.
GD
А про это кто-нибудь подробнее написал?
Что можно почитать?
04.11.2002 11:57:58, GD
Про подходы можно читать по двум направлениям. Литература для "нешкольников" - Джон Холт, например (есть в сети на русском), если читаете по-английски, могу прислать большой список. И профессиональная педагогическая литература о теориях конструктивизма (constructivism)... 04.11.2002 19:36:43, Мария Д.
GD
Ну, до профессионала мне не дотянуться... По-английски не читала давно, но можно попробовать...
Если можно, пришлите, пожалуйста, список.

Спасибо за ответ.
06.11.2002 11:18:17, GD
Кондратея
Искреннее восхищение "без ума", не допускающее рациональных обсуждений. Очень поможет, знаю по опыту, к сожалению, не своему. Мои родители тоже не умели этого чувствовать.

Я и сама еще не знаю, хорошо ли я умею это чувствовать. Но даже мерзкий Доман в предисловии к своим манипуляторским книжкам про детей пишет, что методики у него гениальные, конечно, но наилучших результатов достигают не дети "мам-серьезных брюнеток в очках, умело выполняющих его рекомендации и разбирающихся в детской психологии", а дети "мам-блондинок, слепо восхищающихся своими детьми без разбора обстоятельств".

Я немного сомневаюсь в своих способностях к такому слепому восхищению, ибо брюнетка, как известно... Но стараюсь научиться.
03.11.2002 13:27:23, Кондратея
U menya mama-"blondinka" byla, a tak hotelos' ser'eznogo obsuzhdeniya. Ya tozhe risovala horosho, no bez genial'nosti, sama eto videla, menya ne zadevalo, no postoyannye voshischeniya mamy otbili ohotu ej voobsche raboty pokazyvat':( 03.11.2002 13:37:56, Prohodila mimo
Я тоже одно время полагала, что моя мама (блондика - раз уж пошел такой разговор:)) поступила легкомысленно, не наняв мне репетитора по английскому, чтобы я поступила на филфак МГУ, а просто восхищалась моими стихами...:)
03.11.2002 13:55:24, Элла Прокофьева
Кондратея
Вам не хватило "второй стороны". Обучение ребенка - дело специалистов. Пусть учитель рисования (музыки, столярного дела, шахмат - чего угодно) учит, а мама пусть только восхищается. Это восхищение - топливо творчества, а учителя обеспечивают навигацию и направление. Без топлива все вместе никуда не поедет. 03.11.2002 13:42:37, Кондратея
Карин, так дело в том, что учителя Асины совсем, никогда, ни в какой форме не критикуют детские работы. То, что ты говоришь, про две стороны - это как раз советский, мой, вариант. Когда в художественной школе говорят "Грязь развела", а мама дома хвалит, не жалея сил... Я, как домашняя девочка, ессно больше верила маме :))) А здесь они закатывают глаза и сами хвалят до невозможности :)) 03.11.2002 14:03:07, Сана
Кондратея
Ты можешь и не знать, как они обсуждают работы с детьми. Мне кажется, здесь учителя обсуждают больше по сути (хвалят тоже), так что разбор технической стороны дела можно оставить им.

Советская метода мне известна, но она неконструктивна. Не нужно таких эмоций со стороны учителя, подавно - отрицательных. Учитель должен представлять разум, а в мое время редкие учителя это понимали. Все больше "грязь развела, играешь, как сапожник, дура ты вообще". Все это эмоции.
03.11.2002 14:07:08, Кондратея
Ya uchilas' u specialistov, no hotelos' dialoga imenno s mamoj. I v kakoj-to moment stali odolevat' mysli, chto mama menya ne mozhet ocenit' ob'ektivno v chem by to ni bylo, t.e. ee mnenie(ne tol'ko o moih sposobnostyah) poteryalo v vese dlya menya.
Ne zhelaju togo zhe svoim detyam, potomu i zainteresovala ochen' eta tema.
03.11.2002 13:48:27, Prohodila mimo
Кондратея
Я еще так далеко не "заехала" в воспитании (ребенок довольно мал), а своего опыта такого нет. Но может быть, то, что я ниже ответила Карайл про "обобщение" восхищения с возрастом, к этому относится? Все существует в развитии, если мать восхищается сейчас рисунками ребенка - это не освобождает ее от поиска новых восхищающих моментов и перевода рисования постепенно "в контекст" рационального обсуждения с автором. Все равно, я планирую вести речь только от печки. "Мне нравится такой-то цвет и такое-то решение на этой картине". О том, что не нравится, предпочту спросить самого ребенка, если это уже на повестке дня. 03.11.2002 13:52:45, Кондратея
T.e. vse vsegda nravitsya? 2000 risunkov, iz kotoryh 70%-yavnaya promashka (chto neizbezhno, kogda chelovek uchitsya). Poluchaetsya podozritel'no dazhe dlya 8-letnego.
Ponimaju, chto vy imeete vvidu, vobschem soglasna, no kak voplotit'-ponyatiya ne imeju.
03.11.2002 13:59:58, Prohodila mimo
в рисунках не бывает промашек .
по каким критериям оценивается промашка?
04.11.2002 08:11:19, ИМА
как это явная промашка? то есть в рисунке вообще ничего нет, чтобы понравилось. у нас такое было в течение второго года жизни. уже сейчас процентов 90 картин оставляешь, интересно же. 03.11.2002 18:39:23, Шин
В каждом, самом неудачном, рисунке всегда найдется что-то удачное, то, что можно использовать в других картинах. Похвалить именно это. А зачем фиксировать ребенка на недостатках? На мой взгляд лучше обращать его внимание на то, что удалось. :-) 03.11.2002 18:38:02, Таня С
Eto s tochki zreniya mamy mozhno najti chto-to udachnoe. A sam hudozhnik vidit raznicu mezhdu zadumannym i izobrazhennym. Eto vrode togo, kak mama umilyaetsya risunku:"Oj, kakoj horoshen'kij kotik", a rebenok pytalsya narisovat' krokodila:)
Sama stradala v hud.shkole ottogo, chto risunki prihodilos' sohranyat' i na vystavku slat', dazhe kogda risunki ne predstavlyali nikakogo interesa i ne prinosili udovletvoreniya, esche huzhe bylo, kogda imi voshischalis', osobenno mama...stydno bylo za risunki i za mamu:)
03.11.2002 18:55:11, Nikak mimo ne projdu
Вспомнился "Маленький принц"...
Правильно ли я поняла, что вас расстраивало, когда мама не понимала, что именно вы пытались передать в своем рисунке?
Мне кажется хорошим такой вариант: Мама спрашивает у ребенка, что ему самому больше нравится в рисунке, а что огорчает, т.е. выясняет мнение ребенка. А также рассказывает, что лично ей понравилось больше(не преподнося это как абсолютную истину). Может же она иметь свое мнение?
А как вы ведете себя в таких ситуациях со своим ребенком(детьми)?
04.11.2002 02:55:43, Таня С
Кондратея
Не знаю. Я вообще не очень "художественна", у меня мало контакта с вневременными искусствами. Я музыкальна, мне легче понять проблемы исполнения, а оно происходит в реальном времени - отзвенело, и все. Но думаю, как и с музыкой - общее направление развития восхищает, а детали можно обсуждать. 03.11.2002 14:04:27, Кондратея
Вот-вот, говорите медленнее - я блондинка:) Такие мамы умеют взять от специалистов все, что нужно ребенку от учителей, а со своей стороны - дать то, что детям нужно от них... 03.11.2002 13:30:59, Элла Прокофьева
я вот блондинка:))))и у меня по - моему получается:))))))хахаха 03.11.2002 13:29:50, ИМА
Вы знаете Сана, я тоже после прочтения Вашего сообщения, впала в когнитивный диссонанс:)
Слишком двойственное впечатление: одновременно отражается два разноречивых взгляда на рисунки дочери одним и тем же человеком (мамой) - с одной стороны, объективный, как от постороннего зрителя: "гениальности нет", с другой стороны, субъективно - для мамы с папой рисунки дочери САМЫЕ-САМЫЕ.
Что должен ощутить ребенок при этом, кроме разочарования?
03.11.2002 12:50:54, Элла Прокофьева
Конечно я оцениваю и объективно и субъективно :)) Точно так же, как я например, могу сказать, что мои дети самые-самые красивые и умные - ДЛЯ МЕНЯ, но далеко не самые красивые и умные на свете. Это данность. И это, по-моему, нормальный взгляд на вещи.
Меня в детстве очень сильно хвалили, считалось, что я невозможно талантлива, что, конечно же, у меня будет большое будущее. Это было безумно приятно до тех пор, пока я не научилась сравнивать, пока не поняла, что мои работы весьма посредственны, и в конце концов с блеском провалилась при поступлении в художественное училище. В результате долгие годы жила с ощущением, что родители меня обманывали....
Поэтому я нахожусь в раздумьях о том, как хвалить... Чтобы потом не пришла ко мне дочка, лет эдак в 14, и не сказала - зачем же ты мама голову мне морочила?
03.11.2002 13:34:35, Сана
А Ваши родители, когда говорили, что у Вас - большое будущее, связывали его именно с поступлением в художественное училище? 03.11.2002 13:39:21, Элла Прокофьева
Нет, конечно, именно с поступлением в училище не связывали :)) Просто считалось, что я, разумеется, преуспею как художник. В результате я потеряла драгоценное время, и только почти к 30 годам поняла, наконец, чем я на самом деле хочу заниматься, где работать и т.п.
Поэтому, когда моя Ася говорит, что она обязательно будет великим художником ("Правда, мама?"), я очень осторожно отвечаю....
03.11.2002 13:58:01, Сана
Елена Д.
С другой стороны, моя мама из лучших (как у Вас) побуждений с детства внушала мне, что особых успехов я нигде не добьюсь (в творческом плане), мне так и говорилось, что лучше и не надеяться, но в детстве так хочется надеяться! Во мне убили что-то, я по жизни чувствую себя бесталанной и желания развивать какие-то задатки в себе у меня уже не было :( У меня даже амбиций нет никаких, не считаю, что это здорово. Я понимаю, что родители хотели уберечь меня от разочарований, но мне кажется я многое потеряла вместе с разочарованиями... 06.11.2002 16:42:32, Елена Д.
Моя дочка уже распланировала, как она купит дом с внутренним теннисным кортом на заработки от своих презентаций по математике и физике. Я ее поддерживаю всячески. Что захочет, то и будет делать... 03.11.2002 18:57:32, Мария Д.
Кондратея
Все правильно. Выбор профессии, самоопределение, при любом раскладе - дело сложное, иногда и долгое. Не думай, что ты так долго искала "из-за" восхищения твоих родителей. Это само по себе. Но если бы они не восхищались - могло бы сложиться и так, что ты бы рано загнала себя в "подходящие" рамки, и вообще бы не искала. 03.11.2002 14:02:40, Кондратея
"Великий художник" - это обязательно рисование картин?:)
А Ваши родители, возможно, были правы насчет большого будущего. Оно обычно и начинается после тридцати...
03.11.2002 14:01:21, Элла Прокофьева
То есть, Элла - ваше мнение? Хвалить всё и всегда? На вопрос "Буду ли я, мама, великим художником?" отвечать "Будешь"?? Подтверждать, что ее работы лучше всех? 03.11.2002 14:07:26, Сана
Если ребенок сам спрашивает: "Буду ли я, мама, великим художником?", значит что-то не так, что-то его беспокоит.
Ребенок или сам говорит: "Я буду великим художником!", или полагается на мнение окружающих...
Она спрашивает, лучше ли всех ее работы?
03.11.2002 14:13:57, Элла Прокофьева
Да, иногда спрашивает. Я подтверждаю (вот поэтому-то и сомневаюсь - правильно ли?) Еще сказала про свою школьную подружку, кот. не ходит на рисование "Я знаю, что Хелми рисует хуже меня, но ей не говорю - мы же друзья". 03.11.2002 14:27:49, Сана
Наша девица рисует, играет на флейте и хочет стать биохимиком:-) ЕЕ мучают сомнения в выборе проф. предмета:-) Привожу в пример Шерлока Холмса. А что делать:-) 03.11.2002 14:31:58, Карайл
Собственно, если быть абсолютно точной, то моя считает, что она УЖЕ художник ("Как папа" - папа дизайнер). А так еще есть мысли стать певицей (ВЕЛИКОЙ), врачом и т.д. 03.11.2002 14:34:41, Сана
Меня тут тревожат сравнения. Она, по Вашим словам, много сравнивает себя с другими. Почему? Если она хочет быть, или уже есть, великий художник - при чем тут подружка? 03.11.2002 18:59:00, Мария Д.
Ну, вот: детская мудрость:) 03.11.2002 14:30:23, Элла Прокофьева
ну то есть надо считать рисунки ребенка гениальными?каков выход?
забыть про так называемые объективные критерии и перестать вообще сравнивать рисунки ребенка с рисунками других?
звучит довольно логично...
03.11.2002 12:54:51, ИМА
Да, примерно так:) 03.11.2002 13:10:25, Элла Прокофьева
то есть опять тема - ребенок чувствует,что мы чувствуем НА САМОМ ДЕЛЕ 03.11.2002 13:15:49, ИМА
Об'ективности нет нигде :-) Я в нее не верю. Гениальность суб'ективна... 03.11.2002 18:59:36, Мария Д.
Конечно! Мы еще оформить свои мысли в слова не успели, а они уже все поняли.
Я думаю, критериев гениальности достаточно много, чтобы оставить работу по определению способностей специалистам.
А вот то, чего не даст ни один специалист, стОит вынашивать и лелеять родителям:)
03.11.2002 13:19:14, Элла Прокофьева
А что делать с детьми, которые сами свои работы в состоянии адекватно оценить? 03.11.2002 13:26:46, Карайл
Кондратея
Переводить из конкретного в общее. Пусть дети уже достаточно взрослые, чтобы адекватно оценить свое рисование. Но они никогда не будут "слишком взрослыми" для ощущения своей неповторимости, своего назначения и своего права исполнять это назначение. В более старшем возрасте родительское восхищение подпитывает это "обобщенное" умение, а не конкретное умение плавать или рисовать. 03.11.2002 13:44:42, Кондратея
А зачем с ними что-то делать?:) 03.11.2002 13:32:18, Элла Прокофьева
А, они тоже растраиваться умеют. 03.11.2002 13:42:21, Карайл
В основном, из-за конкретного рисунка... 03.11.2002 13:59:02, Элла Прокофьева
Зависит от обстоятельств:-)
Конкретные рисунки, не получившие знак качества, отправляются в мусорку без расстройства автора.
03.11.2002 14:05:43, Карайл
Отлично! Правильно: мусор - в мусорку, а шедевр - на стену или в папку (кстати, из папки потом может тоже удалить). Если ребенок самостоятельно творит, отбирая лучшее и удаляя не понравившееся себе самому, Ваша, мама:), задача, сидеть - радоваться и ждать, когда Вас спросят: "Нравится?":)
Если потом все равно выбросит, это ее дело...
03.11.2002 14:17:19, Элла Прокофьева
Но, бывают гобальные расстройства, как у Саны.У нас был практически такой же случай. Сравнение себя со старшими. Потому я и задала свой первый вопрос.
И это не зависит о родительской оценки.
03.11.2002 14:29:35, Карайл
Исследователи детского творчества подтверждают, что на определенном этапе развития, ребенок начинает сравнивать свой рисунок с образцом и расстраиваться из-за невозможности абсолютного копирования (помните, мы с Вами уже обсуждали эту тему, только относительно музыкального творчества?). Само рисовательное движение уже не доставляет ребенку такого удовольствия, как оценка других: классического образца или учителя.
Нам с Вами сейчас важно понять, что именно не устравивает девочку в ее рисунках, по сравнению с рисунками более старших детей.
Очень важно внимательно выслушать все ее критерии.
Запишите их, пожалуйста...
03.11.2002 14:35:07, Элла Прокофьева
Да, и фотоаппарат на этом этапе очень терапевтическое влияние может оказать. "Рисование- для трансформации, а копировать каждый робот умеет, вон фото, ксерокс, сканнер..." 03.11.2002 19:01:34, Мария Д.
ПривеТ.Т.
Может кого-то из ваших общих знакомых попросить позвонить ей. Чтоб по телефону сказал что был(была ) на выставке и очень обрадовался(лась) когда увидел(а) работа знакомой художницы... и тд.

Своей бы я сказала, что демонстрировать свои работы наравне с 12-тилетками это значит очень много.
03.11.2002 12:21:26, ПривеТ.Т.

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!