Моей старшей - Асе - 6 лет. Уже год она ходит в кружок рисования. Учат там не очень-то, но она довольна, рисует она для своего возраста хорошо, но, скажем так, гениальности нет :)) Так вот - недавно в галерее одной была выставка работ их кружка, в том числе и Асиных работ. Об этом событии все знали, город у нас небольшой, кружок такой вообще один на весь город. Пошли мы смотреть выставку, всей семьей с фотоаппароатом, Асины работы там были, красивые, мы очень хвалили, фотографировали. Но Ася с каждой минутой мрачнела, в конце концов просто расплакалась, и сказала, что ее работ "слишком мало, они были САМЫЕ некрасивые", а какую-то картинку, которая ей самой особенно нравилась, вообще не было. Я утешала изо всех сил, я говорила, что ее рисунки чудесные, что она молодец, что здорово, когда в 6 лет рисунки уже показывают на выставке и тэпэ. Но нет - она ждала от меня признаний, что ее работы САМЫЕ лучшие, ГОРАЗДО лучше работ других детей (а другие дети,в большинстве, были старше - 11-12 лет)....
В общем жду советов и рекомендаций. Неужели надо было говорить заведомую ложь? Конечно, для нас с папой ее работы самые-самые (о чем ей и было сказано), но она к сожалению, или к счастью - не гений :)) Где же грань?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Детское творчество
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Поделюсь детскими воспоминаниями. Как-то раз наша художественная школа устроила выставку. И там были мои работы. Тоже смотрели родители и т.п. Так вот, мне казалось, что мои работы хуже всех, тоже была истерика. После этого я бросила художественную школу. Это был огромный эмоциональный удар, который я пыталась понять лет пятнадцать потом :-) Вроде поняла. Расскажу, не знаю, правда, имеет ли это какое-то отношение к Вашей ситуации, но вдруг пригодится?
В художественной школе учили совсем не тому и не так, как мне хотелось и как мне было нужно. Но мне очень, очень хотелось рисовать, другого не было, я думала, что это Обучение Рисованию с большущих букв и другого не бывает. А у меня не получались "их" задания - точнее, получались на хорошие "их" оценки, но сама я была недовольна. Качество не нарастало быстро, потому что я рисовала в чужих стилях и чужими, чуждыми методами... Та выставка просто-таки выставила все это наружу. Но это я сейчас вижу ситуацию так. Тогда я видела - что есть некоторые Стандарты (с большой буквы), которые мне НАДО изучить и ПРИНЯТЬ и для этого еще много работать в ИХ направлении (как видно из качества моих рисунков). Тогда я не видела позитива - что я хочу и могу рисовать другое. Видела только негатив, отрицание, недостатки. Что я НЕ хочу и НЕ могу рисовать "как они". Что я НЕ вписываюсь в Стандарт. Что мне не надо вообще больше рисовать :-(
Есть два педагогических подхода - модель дефицита и модель эволюции. В модели дефицита, стандраты определены заранее, а ученик воспринимается как некто с дефицитом, недостачей по этим стандартам. Роль учителя в том, чтоб эту недостачу восполнить. Если ученик приближается к стандартам с "достаточной" (с точки зрения стандартов) скоростью, ему ставят хорошие оценки. Те ученики, которые приближаются к стандартам быстрее других, об'являются "лучшими". Но на любом этапе учения у тебя "нехватка", то, что ты делаешь, НЕ удовлетворяет стандартам...
В модели эволюции или развития, ученик растет по своим путям, как формирующаяся экосистема. Фокус не на том, чего у ученика нету (по сравнению со "стандартами"), а на том, что у него ЕСТЬ и куда ОН идет и хочет идти... 03.11.2002 18:52:47, Мария Д.
Ну, до профессионала мне не дотянуться... По-английски не читала давно, но можно попробовать...
Если можно, пришлите, пожалуйста, список.
Спасибо за ответ. 06.11.2002 11:18:17, GD
В художественной школе учили совсем не тому и не так, как мне хотелось и как мне было нужно. Но мне очень, очень хотелось рисовать, другого не было, я думала, что это Обучение Рисованию с большущих букв и другого не бывает. А у меня не получались "их" задания - точнее, получались на хорошие "их" оценки, но сама я была недовольна. Качество не нарастало быстро, потому что я рисовала в чужих стилях и чужими, чуждыми методами... Та выставка просто-таки выставила все это наружу. Но это я сейчас вижу ситуацию так. Тогда я видела - что есть некоторые Стандарты (с большой буквы), которые мне НАДО изучить и ПРИНЯТЬ и для этого еще много работать в ИХ направлении (как видно из качества моих рисунков). Тогда я не видела позитива - что я хочу и могу рисовать другое. Видела только негатив, отрицание, недостатки. Что я НЕ хочу и НЕ могу рисовать "как они". Что я НЕ вписываюсь в Стандарт. Что мне не надо вообще больше рисовать :-(
Есть два педагогических подхода - модель дефицита и модель эволюции. В модели дефицита, стандраты определены заранее, а ученик воспринимается как некто с дефицитом, недостачей по этим стандартам. Роль учителя в том, чтоб эту недостачу восполнить. Если ученик приближается к стандартам с "достаточной" (с точки зрения стандартов) скоростью, ему ставят хорошие оценки. Те ученики, которые приближаются к стандартам быстрее других, об'являются "лучшими". Но на любом этапе учения у тебя "нехватка", то, что ты делаешь, НЕ удовлетворяет стандартам...
В модели эволюции или развития, ученик растет по своим путям, как формирующаяся экосистема. Фокус не на том, чего у ученика нету (по сравнению со "стандартами"), а на том, что у него ЕСТЬ и куда ОН идет и хочет идти... 03.11.2002 18:52:47, Мария Д.
Про подходы можно читать по двум направлениям. Литература для "нешкольников" - Джон Холт, например (есть в сети на русском), если читаете по-английски, могу прислать большой список. И профессиональная педагогическая литература о теориях конструктивизма (constructivism)...
04.11.2002 19:36:43, Мария Д.

Если можно, пришлите, пожалуйста, список.
Спасибо за ответ. 06.11.2002 11:18:17, GD

Я и сама еще не знаю, хорошо ли я умею это чувствовать. Но даже мерзкий Доман в предисловии к своим манипуляторским книжкам про детей пишет, что методики у него гениальные, конечно, но наилучших результатов достигают не дети "мам-серьезных брюнеток в очках, умело выполняющих его рекомендации и разбирающихся в детской психологии", а дети "мам-блондинок, слепо восхищающихся своими детьми без разбора обстоятельств".
Я немного сомневаюсь в своих способностях к такому слепому восхищению, ибо брюнетка, как известно... Но стараюсь научиться. 03.11.2002 13:27:23, Кондратея
U menya mama-"blondinka" byla, a tak hotelos' ser'eznogo obsuzhdeniya. Ya tozhe risovala horosho, no bez genial'nosti, sama eto videla, menya ne zadevalo, no postoyannye voshischeniya mamy otbili ohotu ej voobsche raboty pokazyvat':(
03.11.2002 13:37:56, Prohodila mimo
Я тоже одно время полагала, что моя мама (блондика - раз уж пошел такой разговор:)) поступила легкомысленно, не наняв мне репетитора по английскому, чтобы я поступила на филфак МГУ, а просто восхищалась моими стихами...:)
03.11.2002 13:55:24, Элла Прокофьева
03.11.2002 13:55:24, Элла Прокофьева

Карин, так дело в том, что учителя Асины совсем, никогда, ни в какой форме не критикуют детские работы. То, что ты говоришь, про две стороны - это как раз советский, мой, вариант. Когда в художественной школе говорят "Грязь развела", а мама дома хвалит, не жалея сил... Я, как домашняя девочка, ессно больше верила маме :))) А здесь они закатывают глаза и сами хвалят до невозможности :))
03.11.2002 14:03:07, Сана

Советская метода мне известна, но она неконструктивна. Не нужно таких эмоций со стороны учителя, подавно - отрицательных. Учитель должен представлять разум, а в мое время редкие учителя это понимали. Все больше "грязь развела, играешь, как сапожник, дура ты вообще". Все это эмоции. 03.11.2002 14:07:08, Кондратея
Ya uchilas' u specialistov, no hotelos' dialoga imenno s mamoj. I v kakoj-to moment stali odolevat' mysli, chto mama menya ne mozhet ocenit' ob'ektivno v chem by to ni bylo, t.e. ee mnenie(ne tol'ko o moih sposobnostyah) poteryalo v vese dlya menya.
Ne zhelaju togo zhe svoim detyam, potomu i zainteresovala ochen' eta tema. 03.11.2002 13:48:27, Prohodila mimo
Ne zhelaju togo zhe svoim detyam, potomu i zainteresovala ochen' eta tema. 03.11.2002 13:48:27, Prohodila mimo

T.e. vse vsegda nravitsya? 2000 risunkov, iz kotoryh 70%-yavnaya promashka (chto neizbezhno, kogda chelovek uchitsya). Poluchaetsya podozritel'no dazhe dlya 8-letnego.
Ponimaju, chto vy imeete vvidu, vobschem soglasna, no kak voplotit'-ponyatiya ne imeju. 03.11.2002 13:59:58, Prohodila mimo
Ponimaju, chto vy imeete vvidu, vobschem soglasna, no kak voplotit'-ponyatiya ne imeju. 03.11.2002 13:59:58, Prohodila mimo
как это явная промашка? то есть в рисунке вообще ничего нет, чтобы понравилось. у нас такое было в течение второго года жизни. уже сейчас процентов 90 картин оставляешь, интересно же.
03.11.2002 18:39:23, Шин
В каждом, самом неудачном, рисунке всегда найдется что-то удачное, то, что можно использовать в других картинах. Похвалить именно это. А зачем фиксировать ребенка на недостатках? На мой взгляд лучше обращать его внимание на то, что удалось. :-)
03.11.2002 18:38:02, Таня С
Eto s tochki zreniya mamy mozhno najti chto-to udachnoe. A sam hudozhnik vidit raznicu mezhdu zadumannym i izobrazhennym. Eto vrode togo, kak mama umilyaetsya risunku:"Oj, kakoj horoshen'kij kotik", a rebenok pytalsya narisovat' krokodila:)
Sama stradala v hud.shkole ottogo, chto risunki prihodilos' sohranyat' i na vystavku slat', dazhe kogda risunki ne predstavlyali nikakogo interesa i ne prinosili udovletvoreniya, esche huzhe bylo, kogda imi voshischalis', osobenno mama...stydno bylo za risunki i za mamu:) 03.11.2002 18:55:11, Nikak mimo ne projdu
Sama stradala v hud.shkole ottogo, chto risunki prihodilos' sohranyat' i na vystavku slat', dazhe kogda risunki ne predstavlyali nikakogo interesa i ne prinosili udovletvoreniya, esche huzhe bylo, kogda imi voshischalis', osobenno mama...stydno bylo za risunki i za mamu:) 03.11.2002 18:55:11, Nikak mimo ne projdu
Вспомнился "Маленький принц"...
Правильно ли я поняла, что вас расстраивало, когда мама не понимала, что именно вы пытались передать в своем рисунке?
Мне кажется хорошим такой вариант: Мама спрашивает у ребенка, что ему самому больше нравится в рисунке, а что огорчает, т.е. выясняет мнение ребенка. А также рассказывает, что лично ей понравилось больше(не преподнося это как абсолютную истину). Может же она иметь свое мнение?
А как вы ведете себя в таких ситуациях со своим ребенком(детьми)? 04.11.2002 02:55:43, Таня С
Правильно ли я поняла, что вас расстраивало, когда мама не понимала, что именно вы пытались передать в своем рисунке?
Мне кажется хорошим такой вариант: Мама спрашивает у ребенка, что ему самому больше нравится в рисунке, а что огорчает, т.е. выясняет мнение ребенка. А также рассказывает, что лично ей понравилось больше(не преподнося это как абсолютную истину). Может же она иметь свое мнение?
А как вы ведете себя в таких ситуациях со своим ребенком(детьми)? 04.11.2002 02:55:43, Таня С

Вот-вот, говорите медленнее - я блондинка:) Такие мамы умеют взять от специалистов все, что нужно ребенку от учителей, а со своей стороны - дать то, что детям нужно от них...
03.11.2002 13:30:59, Элла Прокофьева
Вы знаете Сана, я тоже после прочтения Вашего сообщения, впала в когнитивный диссонанс:)
Слишком двойственное впечатление: одновременно отражается два разноречивых взгляда на рисунки дочери одним и тем же человеком (мамой) - с одной стороны, объективный, как от постороннего зрителя: "гениальности нет", с другой стороны, субъективно - для мамы с папой рисунки дочери САМЫЕ-САМЫЕ.
Что должен ощутить ребенок при этом, кроме разочарования?
03.11.2002 12:50:54, Элла Прокофьева
С другой стороны, моя мама из лучших (как у Вас) побуждений с детства внушала мне, что особых успехов я нигде не добьюсь (в творческом плане), мне так и говорилось, что лучше и не надеяться, но в детстве так хочется надеяться! Во мне убили что-то, я по жизни чувствую себя бесталанной и желания развивать какие-то задатки в себе у меня уже не было :( У меня даже амбиций нет никаких, не считаю, что это здорово. Я понимаю, что родители хотели уберечь меня от разочарований, но мне кажется я многое потеряла вместе с разочарованиями...
06.11.2002 16:42:32, Елена Д.
Все правильно. Выбор профессии, самоопределение, при любом раскладе - дело сложное, иногда и долгое. Не думай, что ты так долго искала "из-за" восхищения твоих родителей. Это само по себе. Но если бы они не восхищались - могло бы сложиться и так, что ты бы рано загнала себя в "подходящие" рамки, и вообще бы не искала.
03.11.2002 14:02:40, Кондратея
Переводить из конкретного в общее. Пусть дети уже достаточно взрослые, чтобы адекватно оценить свое рисование. Но они никогда не будут "слишком взрослыми" для ощущения своей неповторимости, своего назначения и своего права исполнять это назначение. В более старшем возрасте родительское восхищение подпитывает это "обобщенное" умение, а не конкретное умение плавать или рисовать.
03.11.2002 13:44:42, Кондратея
Слишком двойственное впечатление: одновременно отражается два разноречивых взгляда на рисунки дочери одним и тем же человеком (мамой) - с одной стороны, объективный, как от постороннего зрителя: "гениальности нет", с другой стороны, субъективно - для мамы с папой рисунки дочери САМЫЕ-САМЫЕ.
Что должен ощутить ребенок при этом, кроме разочарования?
03.11.2002 12:50:54, Элла Прокофьева
Конечно я оцениваю и объективно и субъективно :)) Точно так же, как я например, могу сказать, что мои дети самые-самые красивые и умные - ДЛЯ МЕНЯ, но далеко не самые красивые и умные на свете. Это данность. И это, по-моему, нормальный взгляд на вещи.
Меня в детстве очень сильно хвалили, считалось, что я невозможно талантлива, что, конечно же, у меня будет большое будущее. Это было безумно приятно до тех пор, пока я не научилась сравнивать, пока не поняла, что мои работы весьма посредственны, и в конце концов с блеском провалилась при поступлении в художественное училище. В результате долгие годы жила с ощущением, что родители меня обманывали....
Поэтому я нахожусь в раздумьях о том, как хвалить... Чтобы потом не пришла ко мне дочка, лет эдак в 14, и не сказала - зачем же ты мама голову мне морочила? 03.11.2002 13:34:35, Сана
Меня в детстве очень сильно хвалили, считалось, что я невозможно талантлива, что, конечно же, у меня будет большое будущее. Это было безумно приятно до тех пор, пока я не научилась сравнивать, пока не поняла, что мои работы весьма посредственны, и в конце концов с блеском провалилась при поступлении в художественное училище. В результате долгие годы жила с ощущением, что родители меня обманывали....
Поэтому я нахожусь в раздумьях о том, как хвалить... Чтобы потом не пришла ко мне дочка, лет эдак в 14, и не сказала - зачем же ты мама голову мне морочила? 03.11.2002 13:34:35, Сана
А Ваши родители, когда говорили, что у Вас - большое будущее, связывали его именно с поступлением в художественное училище?
03.11.2002 13:39:21, Элла Прокофьева
Нет, конечно, именно с поступлением в училище не связывали :)) Просто считалось, что я, разумеется, преуспею как художник. В результате я потеряла драгоценное время, и только почти к 30 годам поняла, наконец, чем я на самом деле хочу заниматься, где работать и т.п.
Поэтому, когда моя Ася говорит, что она обязательно будет великим художником ("Правда, мама?"), я очень осторожно отвечаю.... 03.11.2002 13:58:01, Сана
Поэтому, когда моя Ася говорит, что она обязательно будет великим художником ("Правда, мама?"), я очень осторожно отвечаю.... 03.11.2002 13:58:01, Сана

Моя дочка уже распланировала, как она купит дом с внутренним теннисным кортом на заработки от своих презентаций по математике и физике. Я ее поддерживаю всячески. Что захочет, то и будет делать...
03.11.2002 18:57:32, Мария Д.

"Великий художник" - это обязательно рисование картин?:)
А Ваши родители, возможно, были правы насчет большого будущего. Оно обычно и начинается после тридцати... 03.11.2002 14:01:21, Элла Прокофьева
А Ваши родители, возможно, были правы насчет большого будущего. Оно обычно и начинается после тридцати... 03.11.2002 14:01:21, Элла Прокофьева
То есть, Элла - ваше мнение? Хвалить всё и всегда? На вопрос "Буду ли я, мама, великим художником?" отвечать "Будешь"?? Подтверждать, что ее работы лучше всех?
03.11.2002 14:07:26, Сана
Если ребенок сам спрашивает: "Буду ли я, мама, великим художником?", значит что-то не так, что-то его беспокоит.
Ребенок или сам говорит: "Я буду великим художником!", или полагается на мнение окружающих...
Она спрашивает, лучше ли всех ее работы? 03.11.2002 14:13:57, Элла Прокофьева
Ребенок или сам говорит: "Я буду великим художником!", или полагается на мнение окружающих...
Она спрашивает, лучше ли всех ее работы? 03.11.2002 14:13:57, Элла Прокофьева
Да, иногда спрашивает. Я подтверждаю (вот поэтому-то и сомневаюсь - правильно ли?) Еще сказала про свою школьную подружку, кот. не ходит на рисование "Я знаю, что Хелми рисует хуже меня, но ей не говорю - мы же друзья".
03.11.2002 14:27:49, Сана
Наша девица рисует, играет на флейте и хочет стать биохимиком:-) ЕЕ мучают сомнения в выборе проф. предмета:-) Привожу в пример Шерлока Холмса. А что делать:-)
03.11.2002 14:31:58, Карайл
Собственно, если быть абсолютно точной, то моя считает, что она УЖЕ художник ("Как папа" - папа дизайнер). А так еще есть мысли стать певицей (ВЕЛИКОЙ), врачом и т.д.
03.11.2002 14:34:41, Сана
Меня тут тревожат сравнения. Она, по Вашим словам, много сравнивает себя с другими. Почему? Если она хочет быть, или уже есть, великий художник - при чем тут подружка?
03.11.2002 18:59:00, Мария Д.
ну то есть надо считать рисунки ребенка гениальными?каков выход?
забыть про так называемые объективные критерии и перестать вообще сравнивать рисунки ребенка с рисунками других?
звучит довольно логично... 03.11.2002 12:54:51, ИМА
забыть про так называемые объективные критерии и перестать вообще сравнивать рисунки ребенка с рисунками других?
звучит довольно логично... 03.11.2002 12:54:51, ИМА
Об'ективности нет нигде :-) Я в нее не верю. Гениальность суб'ективна...
03.11.2002 18:59:36, Мария Д.
Конечно! Мы еще оформить свои мысли в слова не успели, а они уже все поняли.
Я думаю, критериев гениальности достаточно много, чтобы оставить работу по определению способностей специалистам.
А вот то, чего не даст ни один специалист, стОит вынашивать и лелеять родителям:) 03.11.2002 13:19:14, Элла Прокофьева
Я думаю, критериев гениальности достаточно много, чтобы оставить работу по определению способностей специалистам.
А вот то, чего не даст ни один специалист, стОит вынашивать и лелеять родителям:) 03.11.2002 13:19:14, Элла Прокофьева
А что делать с детьми, которые сами свои работы в состоянии адекватно оценить?
03.11.2002 13:26:46, Карайл

Зависит от обстоятельств:-)
Конкретные рисунки, не получившие знак качества, отправляются в мусорку без расстройства автора.
03.11.2002 14:05:43, Карайл
Конкретные рисунки, не получившие знак качества, отправляются в мусорку без расстройства автора.
03.11.2002 14:05:43, Карайл
Отлично! Правильно: мусор - в мусорку, а шедевр - на стену или в папку (кстати, из папки потом может тоже удалить). Если ребенок самостоятельно творит, отбирая лучшее и удаляя не понравившееся себе самому, Ваша, мама:), задача, сидеть - радоваться и ждать, когда Вас спросят: "Нравится?":)
Если потом все равно выбросит, это ее дело... 03.11.2002 14:17:19, Элла Прокофьева
Если потом все равно выбросит, это ее дело... 03.11.2002 14:17:19, Элла Прокофьева
Но, бывают гобальные расстройства, как у Саны.У нас был практически такой же случай. Сравнение себя со старшими. Потому я и задала свой первый вопрос.
И это не зависит о родительской оценки.
03.11.2002 14:29:35, Карайл
И это не зависит о родительской оценки.
03.11.2002 14:29:35, Карайл
Исследователи детского творчества подтверждают, что на определенном этапе развития, ребенок начинает сравнивать свой рисунок с образцом и расстраиваться из-за невозможности абсолютного копирования (помните, мы с Вами уже обсуждали эту тему, только относительно музыкального творчества?). Само рисовательное движение уже не доставляет ребенку такого удовольствия, как оценка других: классического образца или учителя.
Нам с Вами сейчас важно понять, что именно не устравивает девочку в ее рисунках, по сравнению с рисунками более старших детей.
Очень важно внимательно выслушать все ее критерии.
Запишите их, пожалуйста... 03.11.2002 14:35:07, Элла Прокофьева
Нам с Вами сейчас важно понять, что именно не устравивает девочку в ее рисунках, по сравнению с рисунками более старших детей.
Очень важно внимательно выслушать все ее критерии.
Запишите их, пожалуйста... 03.11.2002 14:35:07, Элла Прокофьева
Да, и фотоаппарат на этом этапе очень терапевтическое влияние может оказать. "Рисование- для трансформации, а копировать каждый робот умеет, вон фото, ксерокс, сканнер..."
03.11.2002 19:01:34, Мария Д.

Своей бы я сказала, что демонстрировать свои работы наравне с 12-тилетками это значит очень много. 03.11.2002 12:21:26, ПривеТ.Т.
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание