Раздел: Застенчивый ребенок

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Dodo

Еще раз про аутостимуляции. Элле и всем.

Из серии "что бы это значило" :(((

Дочка маминых знакомых, подросток, уже почти девушка. Умница, отличница (не то чтоб совсем без труда, но и не перенапрягается вроде). Внешность по ее мнению не соответствует стандартам (невысокая и полновата), но видимо не настолько ее беспокоит, чтобы активно бороться с лишним весом.

А беспокоят ее навязчивые привычки :(. При эмоциональном или умственном напряжении - начинает надрывать кожу на губах, иногда до крови, грызть заусенцы (не сами ногти, а именно кожу рядом с ногтем скусывать, потом раздирает ногтями, пыталась делать маникюр - не помогает), выщипывать волосы. Брррр...описание звучит жутковато, но не могу лучше сформулировать... Пытается контролировать что-то одно, так вылезает другое... Я перечислила привычки в порядке появления, губы стала теребить когда в шолу пошла, постемено появилось и все другое, волосы вот совсем недавно, когда стала делать маникюр. Еще был момент (перешла в 4 класс) стала сосать на уроках пальцы и облизывать ладони. Учительница при всех грубо пристыдила, и это куда-то пропало.

Родители (вполне интеллигентные вроде бы) считают что все эти проявления - от неумения контролировать себя. От лени в общем. Девочка стеснительная и замкнутая. Как-то случайно вышло что разговорилась со мной. Она говорит "что понимает что все эти привычки вообще-то и негигеничны, и некрасиво, и неприлично вроде взрослой девушке с заусенцами и болячками на губах, но удержаться трудно... когда спокойна - все в порядке, а вот скоро новый учебный год, и любое напряжение - контрольная, или к доске - и опять полезет все. А волосы - ей кажется, что болят некоторые волосяные луковицы, она их выщипывает, и становится легче". Цитата не точная, но близко к тексту.

Да, еще ее родители считают что учиться можно или на 5, или уж быть двоечницей. Хуже всего "серая бездарность троечник".
А 4 - это путь к тройкам. :(((

Чем-нибудь помочь можно? Я не стала советов давать (пока), боясь наломать дров...
13.08.2002 10:09:01,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я немножко знакома с такой проблемой. Считать, что эти привычки просто так пройдут и ничего не предпринимать нельзя. Прежде всего надо изменить позицию родителям. Они очень жесткие требования выдвигают по поводу учебы. Это и приводит к нервозности девочки, к тому, что она боится не соответствоватьих требованиям. Эти вредные привычки могут на время пропадать, а потом или в другой форме выявляться или в той же. От родителей во многом зависит, какую атмосферу они создадут в семье и без этого эту проблему не решить. Так что в первую очередь надо настроить родителей. Сами то они в школе отличниками были или реализуют свои несбывшиеся мечты на дочке? Только доброжелательная атмосфера в семье без завышеных требований к дочке решит эту проблему. 14.08.2002 01:55:37, Клюква
А это ничем не заменяется? Мой племянник (18 лет) карандаши и ручки сгрызает беспрерывно, просто спасать приходится. Постоянно крутит в руках что-нибудь и тащит в рот, не глядя. Даже когда по телефону говорит, беспрерывно жует, все, что попадается. То ли четки купить, то ли эспандер, чтобы хоть польза была и зубы уцелели... То ли жевательную резинку. 13.08.2002 17:25:33, ЛяМур
Кондратея
Родителей - в космос:-) Привычки сами пропадут.

Излишнее давление, еще и исподтишка. У меня такое все детство и юность. Привычка тоже была - царапать лоб, край волос на голове. Пропала с отпадением родителей и их ауры. Амбициозные у меня родители.
13.08.2002 16:52:24, Кондратея
ТаВи
Подписываюсь. Я прыщики себе выискивала и давила при малейшей нервотрепке :( Проблема больше в родителях 14.08.2002 09:04:06, ТаВи
ИМХО, девочке нужно срочно к хорошему психоаналитику. Налицо все признаки obsessive-compulsive disorder это надо лечить и не запускать. Иначе - мучения на всю жизнь. 13.08.2002 16:41:49, Арина
Плавали - знаем:)
Приводят такие родители подростка и говорят: давай, свет Элла Анатольна, сделай так, чтобы учился наш ребенок на отлично, школу не прогуливал, деньги из дома не таскал, а, наоборот, таскал одни пятерки в дом, да еще чтобы Человеком стал.
По ходу дела, выясняется, что мама, как правило, чем-то хронически болеет и этим самым подростка удерживает от того, чтобы в могилу ее не свести, папа, как-то, беспросветно работает.
Завожу я ребенка в кабинет и говорю: здесь ты - мой клиент. С тобой я контракт заключаю. Но платит твоя мама.
Что делать будем? Он отвечает - я думал, ты за них, а ты, вроде, ничего.
И первые два-три занятия проходят на ура!
Маме я пообещала, что поживет она еще.
Ребенок начинает такое Древо семьи рисовать, что за голову хватаешься - какой талант пропадает. Я бы с удовольствием продемонстрировала одно такое древо - это нечто.
А через месяц финансирование нашего контракта заканчивается. Мама ведь ждала волшебства, а получилось - тяжелая работа.
О-о-оххх!
13.08.2002 17:05:51, Элла Прокофьева
Меня смущает это противопоставление родителей и ребенка.
Внешне это выглядит, как "я, психолог, тебе друг и брат, а родители – ...
А ведь дальше ребенку жить не с психологом, а с родителями.
Непонятно, Вы работаете только с ребенком? и только такими методами? а как потом его отношения внутри семьи сложатся, это не Ваша забота? а чья? уже других специалистов, психотерапевтов?
14.08.2002 19:27:20, мимо проходила
А. Фрейд. Введение в детский психоанализ.
А. Фрейд. Норма и патология детского развития.
Я начинаю с того, что становлюсь полезной ребенку.
Взрослый психотерапевт, параллельно, начинает с того, что становится полезным его родителям.
При этом мы сотрудничаем, и существует перспектива, что в один прекрасный момент мы соберемся в одной песочнице.
И если родители готовы пройти через собственный психоанализ (или психотерапию), пока их ребенок получает подобную помощь, то все получится.
Только не нужно торопиться. Ну, это примерно, то же самое, когда в одной песочнице играет малыш, болеющий ангиной, и взрослый, страдающий кашлем.
Сначала нужно всем подлечиться у соответствующих специалистов.
Начинать сразу с общей терапии, у одного специалиста - это запутать и родителей, и ребенка...
15.08.2002 12:54:53, Элла Прокофьева
В общем, это я к тому, что если родители сами в это время не лечатся у психотерапевта, толку не будет... 13.08.2002 17:13:22, Элла Прокофьева
У меня было что-то подобное и с родителями и с привычками... Справедливости ради скажу, что школьные пятерки давались мне без труда, приходилось только изображать бурную деятельность - учебник на стол, художественную книжку на колени, и "учу уроки" до двух часов ночи :))

Прошли эти штуки только когда удалось "отъединиться" от родителей (типа моя учеба - мои проблемы, кто мне звонит - пусть вас не беспокоит и т.п.). Этому сильно помогло то, что с 10ти до 12ти лет я жила у бабушки в другом городе. Когда вернулась, родительское мнение уже так не волновало. А когда закончила школу, они и сами волноваться перестали, стало совсем хорошо. Что посоветовать - не знаю.
13.08.2002 15:28:51, U
Офф: письмо еще раз, если можно. Почта творит нечто невообразимое... 14.08.2002 06:44:37, Ржевски
=СветА™=
Ну родители, понятно.. :-( Есть такая дурацкая формулировка :" или на 5 или на 2, остальное стыдно.."
А сама девочка как считает? Что для нее означает хорошо учиться?
Для нее важно соответсвовать родительским ожиданиям, или хорошая учеба как-то определяет ее место в иерархии класса?

У меня тоже дочь -подросток.В прошлом вундеркинд со всеми вытекающими, а настоящем обычная девица- пофигистка.Ее такими речами не собьешь.Учиться слишком хорошо -стыдно-" ботанка", плохо стыдно тоже -" дура".Поэтому учится, как дышит, не напрягаясь, решая проблемы по мере поступления.
Так вот почему эта девочка боится ответить плохо? как родители реагирую на плохие оценки? Наказывают?
И если родители ( "интелегентые вроде бы")они о психологии не слышали? А Вас послушают?
13.08.2002 13:50:07, =СветА™=
Формулировка то не совсем дурацкая. Это правда, если уж знать то на пять. Только одно дело знать на пять и совсем другое не получить за четверть ни одной тройки а то и без четверок учиться. Это с ума сойти можно. Меня мама за случайную тройку обычно прощала. Вот если я вторую подряд приносил. 13.08.2002 13:56:25, Dima.
=СветА™=
К сожалению школьная оценка вещь до крайности субъективная и прямого отношения к знаниям не имеющая.
Сама в школе работаю. :-)
Отличник это НЕ САМЫЙ УМНЫЙ ребенок в классе.
Самый аккуратный, самый усидчивый, самый трудолюбивый-может быть, но не самый умный.
К тому же школьных предметов так много, из них нужных по жизни так мало, что делать себя заложником чьих-то оценок не стОит.

Я бы от своей бывшей махровой отличницы сейчас и "3" в четверти спокойно снесла бы.Например, по граждановедению.

Учеба для детей это работа.Никто не спорит с тем, что работу следует делать хорошо.Но Хорошо это не значит "5" в журнале, это значит какой-то след в мозгах.
13.08.2002 14:12:55, =СветА™=
Работу надо делать хорошо, если ты на нее нанялся :-) Учеба частенько соответствует скорее порабощению... 14.08.2002 02:20:02, Ржевски
Вот это учительница! И на счет круглых отличников правильно. "Самый аккуратный, самый усидчивый, самый трудолюбивый-может " И еще родители самые упертые!
А мне всегда так говорили. Математика и физика тебя интересуют значит должен знать как следует, а не по школьной программа. Русский и английский ненавидишь - знай хотя бы на пять, они тебе очень нужны. Остальное на мое усмотрение. А "граждановедение" вообще побоку.
А вот из друга моего до сих пор круглого отличника делают. Придумали умные слова про общую базу образования. Как будто я хуже его знаю, что слон навалит кучу больше чем лев. Такие знания все равно не из учебников усваиваются.
13.08.2002 14:27:36, Dima.
Насчет русского - что ненавидишь, видно, а на что пять - не видно. А куча по какому предмету считается? 17.08.2002 01:00:48, ****
"Да, еще ее родители считают что учиться можно или на 5, или уж быть двоечницей. Хуже всего "серая бездарность троечник".
А 4 - это путь к тройкам. :((("
Очень помогает просмотр маминых с папой школьных дневников - желательно, сначала самими родителями, с психологом (роль "психолога" может на себя взять и близкая подруга, воспринимающая ситуацию со стороны)...
Знаете, когда родитель видит жирную красную запись в своем собственном дневнике за восьмой класс - "Мешал учителю на уроке!", он волей-неволей начинает окутывать этот эпизод положительной интонацией - в свой адрес:)
Мол, я-то был парень - хоть куда, а вот учительница - того...ссс была, с приветом:)
13.08.2002 12:58:35, Элла Прокофьева
увы, если у нее родители их положительных отличников. то лучше не смотреть. 13.08.2002 13:24:49, Шин
Ya dumala, chto vse otlichniki-roditeli - zdorovye pofigisty. U menya mama - zolotaya medalistka (sportsmenka, aktivistka i t.d.:). Vsegda usloviem bylo "nikakih troek, nechego diplom dlya postupleniya portit'" Vse ostal'noe-moe delo. Okazyvaetsya ne vsegda tak? 13.08.2002 18:06:33, Dee-Dee
простите, но я это пофигизмом не считаю- не портить диплом тройками.
у меня тоже было такое - мама мне со мсредней школы про медаль пела. с папой легче - он тоже мне заявлял, что мне по математике четверки приносить стыдно. но он как-то щзаявит и все в отличие от мамы.
все это я считаю давлением так или иначе
13.08.2002 22:26:33, Шин
Davleniya ya sovershenno ne chuvstvovala. Ya hotela posttupat' v institut, a eto legche bez troek v attestate. Mne eto kazalos' razumnym. Uchilas' ya legko. Mne predostavlyalas' svoboda v smysle kak ya vykruchus' bez troek:uchitsya, spisyvat', referaty pisat' ili dvojki otrabatyvat'. Shkola ne schitalas' u nas v sem'e chem-to ser'eznym. Mama davala mne ponyat', chto ya-umnaya i sposobnaya, a ocenki byli ne otrazheniem moih znanij, a chem-to neobhodimym dlya moego dal'nejshego postupleniya. Tak chto ne pojmu ya o chem vy:) 14.08.2002 16:04:04, Dee-Dee
я о простых вещах. самостимулировании, например.
например, сейчас мне нужны ВНЕШНИЕ стимулы для того, что читать и изучать то, что нужно мне, и в принципе интересно, но чуточку сложнее моего привычного уровня. и вполне возможно потому, что вместо того, чтобы изучать то, что хочется, глубоко и широко. я получала хорошие отметки, работала на аттестат. ширина без глубины, знаете ли , спасает только на первых порах.
я об этом.
14.08.2002 18:59:42, Шин
Tak odno drugomu ne meshaet. Vernee, meshaet, kogda chetverki poluchat' slozhno. Mne bylo ne slozhno. A interesovali menya algebra, geometriya, cherchenie, anglijskij. Ya znala, chto mogu i bylo delom princypa imet' pyaterki ne tol'ko v chetverti, no i v kazhdoj kontrol'noj plus olimpiady. No eto bylo moe delo, a ne roditel'skoe:) A fizika i himiya menya nervirovali, vot ya sebya i ne napryagala: gde spisala, gde shemu narisovala... Znanij dejstvitel'no net, no mne do sih por i ne nuzhny byli, chestno govorya.
Po-moemu u nas s vami sovershenno raznye roditeli i otnosheniya k situacii tozhe raznoe. Ili ya chego-to dejstvitel'no ne ponyala:)
14.08.2002 19:28:23, Dee-Dee
родители меня не напрягали впрямую. они умнО это делали. просто они считали, как и большинство, что в школе и институте дают знания. и что главное высшее образование, не важно какой имнститут. жизнь их опровергла. именно эту ошибку я не хочу повторять. 14.08.2002 20:10:00, Шин
Ya, kazhetsya, ponyala, v chem delo. Ya po zhizni praktik i menya interesuet rezul'tat gorazdo bol'she, chem process.
Peku ya vot sejchas sharlotku. Ya znaju, kak ee ispech', ya znaju, chto neobhodimo dlya togo, chtoby poluchilos' vkusno i interesuet menya imenno to, chtoby bylo bystro i vkusno. Kakie imenno himicheskie reakcii tam proishodyat menya malo volnuet. I tak v bol'shinstve sluchaev. A esli kakoj-to vopros menya zainteresoval, to i k0paju ya imenno do glubiny, kotoraya menya interesuet, a ne pytajus' stat' expertom v etom voprose. I nedostatkom svoim ya eto ne schitaju. MNE tak udobno:)
14.08.2002 19:39:48, Dee-Dee
Это точно! Например, мамин дневник по сравнению с моим это просто недостижимый идеал. Но у меня был список предметов по которым должны быть только пятерки. А если по всем только на пять, то действительно к концу школы все волосы выдерешь и ногти до основания сгрызешь. Должны быть уроки на которых можно расслабиться. Вот у меня. Английский с русским благополучно прошли, значит можно расслабиться.
Надо ей какую нибудь штуковину, чтобы в руках вертеть. Я например ручки ломал. Мне стали покупать почти резиновые Swan, так я их даже узлом завязывал. Еще можно рисовать что нибудь или просто клеточки в тетрадки в шахматном порядке закрашивать. А что еще делать, когда всех подряд спрашивают и сидишь ждешь спросят-неспросят. Особенно если учебники сказали убрать.
13.08.2002 13:51:25, Dima.
Моя подруга научилась вязать, преданно глядя на учителя:)
За учебный день хорошую вещь связать могла...
13.08.2002 14:02:50, Элла Прокофьева
В нашей школе такое не проходит. 13.08.2002 14:29:25, Dima.
Жаль:) Подруга моя звезд с неба не хватала. Но очень хорошо запоминала урок, и, к тому же, на следующий день в новой кофточке могла покрасоваться:)
Приятное с полезным:)
Дим, а как у вас в школе можно и принцип удовольствия соблюсти, и знания получить, без особой горечи?
13.08.2002 14:40:21, Элла Прокофьева
Знания в школе?! Ну англичанка у нас правда хорошая, иногда даже интересно было. Это мне то английским! Иногда еще на истории и географии было интересно. А так знания все дома получают. Школа для того чтобы двойки ставить и родителям сигнал давать :). Иначе она должна быть совсем по другому устроена. 13.08.2002 20:41:30, Dima.
Милая картина:)
Выходит, семья, дающая ребенку качественные знания, отправляет своего ученика в школу, на диспансеризацию, и говорит: "Спасибо за сигнал!", если школьные специалисты обнаружили недочеты?:)
Или это и есть социализация?:)
Тогда это примерно то же самое, что отправлять девочку-воспитательницу детского сада каждые три месяца на медосмотр в КВД.
Даже если она - девочка из приличной семьи, и может позволить себе заплатить за цивилизованный медосмотр.
Зато налицо ее полная "социализация" - чтобы не быть страшно далеко от народа.
Для этого школа? Я правильно поняла?
Видимо, поэтому девочки из приличных семей не идут работать в детский сад.
Вернее, они сначала приходят (учащиеся педколледжей или первого курса пединститутов), но, получив направление в подобное заведение для "тестирования", вежливо, по-английски, уходят.
К сожалению, школьник не имеет права так же, вежливо, по-английски:), уйти от нецивилизованного тестирования...
13.08.2002 21:27:44, Элла Прокофьева
Не только социализация. Если без школы, то пришлось бы самим выбрать учебник, самим объяснить, самим домашнее задание задать, самим проверить и самим наказать, если плохо сделано. Если не принимать озверин, то большинство родителей на это неспособны. И совсем другое дело когда учительница в школе говорит и что сделать должен, и по какому учебнику, и когда наказать следует. Даже есть специальная тетрадка куда такая просьба записывается, дневник назыается. Пришел с двойкой, сам виноват. Родителям остается только реагировать на сигнал.
Так большинство и действует. Моя мама подругому конечно, но я же сначала дома учился. Вот она и научилась без школы меня напрягать. И учителям не всем верила. Пока есть школы, Вы без работы не останетесь :).
13.08.2002 22:13:21, Dima.
Дим! Ну что это за фиксация такая:) - "наказать, когда плохо сделано" и "когда наказать следует"?:)
За что Вы такими полномочиями людей наделили?:)
Опыт - вот наш Бог, а не люди, с их предвзятым подходом. Опыт наш нас и наказывает и превозносит:)
А без лишней работы я оказаться не против:)
Работа ведь таких, как я, любит:)
Не надо будет драить пол - я за стены возьмусь:)
13.08.2002 22:37:57, Элла Прокофьева
Ну так и я же об этом! Школа так у нас устроена, что так или иначе наказывает. Или сама или родителей заставляет. А как только я стал с той же самой своей англичанкой индивидуально заниматься, все совсем по другому пошло. Стала понимать, что мне иногда и отдохнуть хочется. А в школе встретились, хоть и друзья уже, а как закатит тройку! 13.08.2002 22:48:05, Dima.
Я собственно и хочу всем объяснить, что на школу надеяться бесполезно и на "сигналы" ее реагировать тоже. Это все чистая социализация, а не получение знаний. Кроме как заставлять или заставлять с помощью родителей школа ничего не умеет. Конечно иногда надо и заставлять, но честнее это делать самим а не пользоваться школой как палкой. Некоторые учителя умеют, но вопреки школьной системе. Этим учителям школьные порядки тоже наверняка только мешают. 13.08.2002 23:06:38, Dima.
Да, я потом поняла Вашу мысль:), но связь прервалась...
Спасибо, что терпеливо объясняли:)
14.08.2002 10:34:13, Элла Прокофьева
У меня очень похожее ощущение от школы было - некий надсмотрщик с не совсем внятными критериями... 14.08.2002 01:27:55, Ржевски
Надежда Григорьевна, в Конференции "От 3 до 7" очень здорово написала, что многие родители превращают себя и своих детей в заложников школы, тогда как школа - это только одна из составляющих полнокровной жизни семьи, возможно даже, далеко не главная составляющая...
13.08.2002 13:16:49, Элла Прокофьева
вопрос физического плана - ей косички там всякие не или хвосты на одном и том же месте. волосы вообще длинные? просто на физическом уровне есть такое явление как усталость волос. болят именно луковички (по ощущениям) 13.08.2002 11:00:55, Шин
Dodo
Стрижка - каре до середины шеи примерно.

Никаких заколок выносить на голове вообще не может, мешают. В детстве - да, были тугие хвостики, но стрижка наверное лет пять уже.
13.08.2002 11:10:44, Dodo
что-то все в ее жизни тугое:(
13.08.2002 12:14:11, Шин


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!