Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Баланс жалости и со-чувствия...

В продолжение нашего интереснейшего разговора с Лизаней...
Я полагаю, что в жизни ребенка очень важен баланс жалости и со-чувствия, оказываемых ему близкими. Именно нарушение этого баланса приводит к нервным срывам как детей, так и их родителей.
Итак, три ситуации:
1. У ребенка не получилась аппликация с рыбками.
2. Ребенок, сбегая с крутой горы, упал и больно расшиб колено.
3. Ребенок остался вечером один в группе, когда всех его сверстников забрали домой в 18.00, а за ним придут только в 19.00.
Во всех трех случаях малыш горько плачет.
Если во всех трех случаях Вы его искренне пожалеете, срыв обеспечен, и больно станет как близким, так и безответным животным.
Если во всех трех случаях Вы ему посочувствуете, ребенок ощутит себя недолюбленным.
Как соблюсти баланс жалости и сочувствия?
24.06.2002 17:44:54,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
LOO
В первом случае посочувствую и помогу исправить.
Во втором скорее приласкаю и постараюсь отвлечь от боли чем-нибудь интересным.
В третьем случае, если задержка была непреднамеренная, приласкаю и извинюсь перед ребенком, объяснив причину моей задержки, если же задержка преднамеренная, то предупрежу ребенка заранее, чтобы не волновался.
26.06.2002 12:08:58, LOO
1 - Не жалость и не сочувствие, а удивление: чего это вдруг ребенок на таком неожиданном месте переставил путь и цель. Разборки: кто решил, что не получилось; почему УЖЕ "не получилось" а не "процесс идет, еще не доволен результатом" и т.п.

2 - Сочувствие, но пассивное - не выплескивание на ребенка отражения его боли...

3 - Если ребенок на такое не был заранее согласен - не жалость и не сочувствие, а вместе с ребенком "ответ Чемберлену" - разбор недопустимости такой ситуации, продумывание выходов из нее на будущее, донесение до организаторов ситуации сообщения о ее недопустимости.

Я тут на минутку :-)
26.06.2002 03:22:01, Ржевски
А если так обобщить:
когда уже ничего не поделаешь, не исправишь (уже упал, мама уже опоздала) - жалость. А когда возможен конструктивный подход - его и применять (помочь с аппликацией, или найти занятие заранее, если мама знает, что сегодня будет позже).

Кроме того, хотелось бы "подковать" ребенка на случай неожиданных неприятностей первого типа, поэтому после того, как боль пройдет и малыш успокоится, разобраться в том, что лучше делать, когда мама вдруг задерживается, и как безопаснее сбегать с горок...
25.06.2002 14:24:12, U
Спасибо. Давайте подумаем, как можно научить малыша безопасно сбегать с горы:) 25.06.2002 20:19:52, Элла Прокофьева
Во-во, этот (пусть и через какое-то время) "разбор полетов" меня страшно напрягал в детстве:( То есть я знаю, что сама виновата (в том, что была неаккуратна и т.п.), зачем же мне на это указывать?
Ведь у взрослых тоже так часто бывает - уронил утюг на ногу:), вылил на себя кипяток...
Мне бы было неприятно, если бы близкие люди вместо того, чтобы пожалеть, стали объяснять что я сама виновата, т.к. не посмотрела куда шла, неумеха...
Даже конструктивная помощь в этом случае (принести зеленку, помазать, перебинтовать) должна идти ПОСЛЕ молчаливой жалости (обнять-поцеловать):)
26.06.2002 14:54:13, Katenka
А я не предлагаю разбор полетов :Р

Выходим мы, значицца, смотрим - горка, некрутая такая, сбегаем, опять забегаем, опять сбегаем, потом я устаю, ребенок повторяет еще раз десять, становится неинтересно, уходим. На следующей прогулке опять сбегаем (если деть сам захочет), если уже неинтересно - идем мимо, к следующей, покруче.

Естессно, это не специальные
занятия горкосбегательством, это мы просто гуляем. Ну неровная у нас местность :))

Признаюсь, иногда комментирую: "ого-го как быстро бежим, а вот еще быстрее, ой, пора тормозить". Или "Побежим потихоньку?" Иногда, если сынок слишком разбежался, непедагогично кричу "потише!" (сейчас очень редко, сам понимает, но все же, бывает, не могу удержаться). Пару раз ловила на лету. Пару раз упал (жалела, не отчитывала, полетов не разбирала, по желанию учащегося пробег повторялся или не повторялся).

Элла, я в чем-то не права?

26.06.2002 15:33:57, U
Для меня за жалость отвечает эмоциональная сфера, за сочувствие - больше интеллектуальная. Причем сочувствие более конструктивно ИМХО. Поэтому в случае падений и прочих непредвиденных неприятностей, в которых никто не виноват - пожалею. Причем это идет лучше всего без слов - обнять, прижать поцеловать, поукачивать.

Если остался один и плачет - то посочувствую, потому что тоже буду переживать (со-чувствовать), что он там один, потому что тоже плакала бы (и плакала) на его месте. И вообще эта ситуация предполагает проговаривание, а не просто поглаживание по спинке. Если хочется сохранить доверительные отношения с ребенком, то надо ему объяснить причину, рассказать свои ощущения и т.п.

А в случае аппликации - мне кажется не надо ни жалеть, ни сочувствовать. А просто исправить все вместе с ребенком, научить его делать это лучше, заинтересовать и помочь добиться хорошего результата.

Вот, что-то в этом роде.
PS: Вообще я ребенка часто жалею без повода - просто у всех бывает, когда ему хочется, чтобы его пожалели безпричинно:)
А если есть повод - то предпочитаю разделять беды ребенка, т.е. сочувствовать:)
25.06.2002 13:29:13, Katenka
:) 25.06.2002 20:13:25, Элла Прокофьева
Катя Б.
Мой вариант :) - жалость выражается прикосновением, объятиями, сочувствие - словами. 24.06.2002 20:55:06, Катя Б.
Согласна. 25.06.2002 20:20:26, Элла Прокофьева
а в каком случае что выражается? 24.06.2002 21:20:20, Шин
Катя Б.
А одновременно :). Прижимаю к себе, глажу и в то же время обговариваю ситуацию. Правда, в случае, если что-то не получается, скорее не жалость, а желание успокоить, поддержать - тогда и прикосновения другие. 25.06.2002 00:05:42, Катя Б.
во всех трех случаях действуете одинаково? 25.06.2002 00:16:43, Шин
Катя Б.
Ну, если бы огорчился из-за аппликации, я бы положила руку на плечо, если бы упал и ударился - обняла бы и гладила, если бы плакал в садике - по ситуации. Обычно я, если задерживаюсь, прихожу не с пустыми руками :))). 25.06.2002 00:39:08, Катя Б.
спасибо 25.06.2002 00:45:38, Шин
1 и 3 – сочувствие. Но я не эксперт :) 24.06.2002 18:16:52, Nadka
Нет, пожалуй. В третьем случае и то, и другое. И чем ребенок младше, тем больше жалости, ИМХО. 24.06.2002 20:06:12, Nadka
Третий случай - самый сложный... 25.06.2002 20:18:09, Элла Прокофьева
Ellen
Хм, а где тут подвох :-)?
Во все случаях нельзя только жалость или только сочувствие, и того и другого, только в различных пропорциях.
Хотя мне сложно представить моего, в 1-й и 3-й таких ситуации - он плакать не будет. В 1-й и 3-й ситациях, конечно больше сочувствия, во 2-й больше жалости, но и сочувствие тоже должно быть - научить сбегать с горки, полечить болячку, наконец. А вот встречный вопрос: ребенка предупреждали, что бегать с этой горки нельзя, а он все равно побежал и расшибся. Тогда как?
24.06.2002 18:03:39, Ellen
1-сочувствие
2-жалость
3-жалость
24.06.2002 17:55:02, Шин
кстати, насчет ребенка в третьей ситуации немножко не ясно, а кто должен его утешать. если воспитатель - то сочувствие, час - это грустно.надо сочувствуя отвлекать
а маме нужно пожалеть, как мне кажется
24.06.2002 20:39:49, Шин
Пожалеть за причиненную ею же боль? 25.06.2002 20:17:21, Элла Прокофьева
ну а что делать. мама же если бы могла не задерживалась бы 25.06.2002 21:06:38, Шин
Правильно: если бы могла, не задержалась бы. Раз мама жалеет, значит, могла не задержаться... 25.06.2002 21:15:11, Элла Прокофьева
логика не понятна. так и за коленку не надо жалеть, раз жалеет, значит не смогла поймать 25.06.2002 21:57:11, Шин
точнее, не захотела поймать 25.06.2002 21:58:59, Шин


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!