Раздел: Детские возрастные кризисы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Детский сад: сужение или расширение пространства...

Ох! Многие из читателей и участников Конференции помнят, какие баталии разворачивались здесь по поводу нужности/ненужности, полезности/бесполезности:) Детского сада. Сколько копий поломано, сколько эмоций выплеснуто...
Сегодня предлагаю посмотреть на эту тему не столько с эмоциональной, сколько с рациональной точки зрения...
Никакая тема не волнует мам, пап, бабушек, дедушек (и детских психологов:)) так, как тема НОРМАЛЬНОГО детского развития...
Чем помочь, как не навредить?
Давайте начнем это обсуждение с наиглавнейшего фактора детского психического развития: ПРОСТРАНСТВЕННОГО.
Пойдем по вехам...
Роды. Младенец выходит из весьма замкнутого, ограниченного пространства материнского лона в Мир.
Куда он выходит? (в дневнике развития записали: способ родов. Куда вышел Ваш малыш? В лоно роддома, в лоно Вашего дома, в море, в грот, в пещеру? Одним словом: где он родился?) Психолог, знающий, где и каким способом родился Ваш малыш, многое может предсказать (о развитии его сознания, например)...
Следующее: как было организовано пространство вокруг младенца в первые месяцы его жизни?
Из чрева матери - в коляску, потом - в манеж, потом - в детский сад?
Тогда детский сад действительно станет фактором, расширяющим пространство.
А если Вы показали малышу парк, лес, море?
А потом заставили погрузиться в пространство, суженное до размеров лабиринта для крыс?
Что остается малышу? Или регрессировать, ассимилироваться с миром, задерживающим, вернее, деформирующим его развитие, или ПРОТЕСТ...
Если же Вы хотите, чтобы развитие малыша ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ, а не деформировалось, исходите из того, что было прежде...
Детский сад может стать как развивающим, так и задерживающим, деформирующим, фактором, в зависимости от того, что было до него...
13.06.2002 13:52:51,

178 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Томасина
Постаралась прочитать все обсуждение целиком и задумалась. Сад, социализация, друзья... А вот интересно: реально моими друзьями были (и по жизни остались) вовсе не те, кто был со мной в одной группе, а дети приятелей родителей (в основном, соседей по дому). И самыми долгожданными для меня были выходные, когда не надо было идти в сад, а можно было погулять со своими друзьями. Не знаю, что первично, а что - вторично. Мы дружили, потому что дружили родители, или родители дружили, потому что дружили мы... Для полноты картины добавлю лишь, что наш дом в то время представлял из себя типичный молодежный кооператив: практически ровесники родители и их дети (у нас было 7 первых классов, предыдущий год - 5). Так что выбор отнюдь не был ограничен 1-2 одногодками из соседнего подъезда. Но самое забавное, что школьные, а потом - университетские друзья приходили и уходили, а по жизни остались именно те, первые, с которыми с колясочного возраста знакомы :) 15.06.2002 15:25:37, Томасина
Ни одного утверждения, ни одной твёрдой точки, сплошные вопросы, а сколько недовольства прочитавших. :) 15.06.2002 14:16:28, ;-).
Я сама виновата - плохо сформулировала запрос...
Попробую переформулировать:
- Уважаемые родители! Каким способом вы пытаетесь проконтролировать, как детский сад, в котором воспитывается ваш ребенок, оправдывает ваши ожидания?
16.06.2002 19:22:26, Элла Прокофьева
Мое ожидание - что ребенок каждый раз хочет туда идти. Контролирую вопросом перед выходом из дома: "Хочешь пойти?.." :-) 17.06.2002 16:10:59, Neo
ИМХО, это слегка нереально...
Всегда ли хочется идти даже на любимую работу? В любимые школу или сад? Бывают дни, когда ВООБЩЕ неохота выходить из дома :-))))
17.06.2002 16:39:24, Elfy
За работу платят. Ребенок у меня в сад ходит не вынужденно. Я же про себя говорила, как и просили... 17.06.2002 17:30:18, Neo
То есть, если с утра не хочет ходить - не идет? Или хочет всегда? Или Вы платите ей, если она не хочет идти с утра в сад? Или вы меняете сад сразу, как только ребенок один раз отказывется туда идти? Непонятно немножко :-))) 17.06.2002 17:49:14, Elfy
Опыт сада у нас пока очень маленький :-) Работало пока, как и во всех остальных местах: сначала идем смотрим; устраиваемся на минимально допустимый срок - если можно платить за каждый раз, так и делаем; если можно платить за месяц, на год не записываемся ;-) Если оплата по разу, проблем никаких - просто ходишь, когда хочешь. Иначе - смотрим - если, скажем, ребенок несколько раз подряд отказался ходить, говорим о том, хочет ли он ходить вообще, и что еще интересного можно было бы устроить на те же деньги. Когда мы с ребенком работаем, например, сейчас делаем вместе выставку для музея, был еще кружок для родителей и т.п. - это другой совсем расклад :-) Там нас ждут, там мы берем на себя обязательства... За сад же платим мы... 17.06.2002 17:58:06, Neo
Элла, а что делать если особых ожиданий нет ;-))))? 17.06.2002 12:49:32, Пластилиновая ворона
Баба Нюра
Отвечаем: по реакциям ребёнка. Благо они (реакции) уже легко расшифровываются.
:))
16.06.2002 21:47:15, Баба Нюра
Катя Б.
Могу сказать, в чем причина лично моего недовольства. В неконструктивности рассуждений.
Какие выводы можно сделать из прочитанного? Что нечего рожать детей, если они не хотят ходить в садик, а мать не может не работать? Что надо повысить зарплату бюджетникам (раза в три), чтобы они могли воспользоваться услугами няни?
Да, я была бы очень рада не отдавать в садик ребенка, который туда не хочет. Но моя зарплата (две ставки + кандидатские проценты + категория + за иностранных студентов + еще всякая всячина) меньше зарплаты няни. У мужа заработки резко упали. Бабушка лежит парализованная. Пыталась найти работу в инофирмах, прошла десяток собеседований на английском - мне предпочли молодых и бездетных. Пыталась связаться с челноками, но это дело тоже хлопотное и не особо доходное. И какой смысл мне сейчас комплексовать из-за "сужения пространства" для моих детей? Им от этого станет только хуже. Лучше мы с ними на выходных все наверстаем - а трепкой нервов еще ни одна проблема не решалась.
16.06.2002 01:38:43, Катя Б.
Катя Б.
С рациональной точки зрения все зависит не столько от того, что было "до сада", сколько от личности ребенка: характера, открытости, мировосприятия.
К тому же, "развитие" - сложное понятие. Любые новые условия что-то в человеке да развивают.
15.06.2002 02:31:41, Катя Б.
Абсолютно согласна с тем, что понятие "развитие" сложное. Оно, по крайней мере, не одномерно. Я бы выделила хотя бы два направления - вширь и вглубину. То есть, человек может просто расширять свои представления о мире, но также какая-то другая способность позволяет ему глубже познавать то, что он видит. Вот как всё это соотносится, особенно у детей, да ещё первых примерно трёх лет жизни - для меня не очень понятно. Мне лично ясно одно- это нелинейные зависимости, к тому же они (эти способности) как-то коррелируют между собой. :) 15.06.2002 13:14:29, Клавка
Катя Б.
Да, я как раз очень много над этим думаю. Я тоже выделяю две составные части того, что обычно называют умом :))) - с одной стороны память, комбинаторику (наверное, аналог Вашему "развитию вширь") и логику ("развитие вглубь"). Сейчас, готовя к школе старшего ребенка, вижу, как мало существует пособий, развивающих именно эту вторую часть.
Может быть, это связано с тем, что логика начинает развиваться позже, да и у взрослых она обычно развита хуже. Пример - мои студенты, которые могут предложить массу вариантов ответа на конкретный вопрос, но нередко затрудняются распределить их по степени вероятности.
Насчет соотнесения между собой - тоже интересно. Бывают просто умные люди, у которых развито и то, и другое. С другой стороны, память и комбинаторика как более древние и устойчивые функции реже страдают при минимальных повреждениях мозга и могут даже "гипертрофироваться", возмещая отсутствие логики. Опять-таки есть у меня один пример - человек, всю жизнь бывший отличником и закончивший институт с красным дипломом, но ни разу, насколько мне известно, не сделавший какого-либо собственного умозаключения.
16.06.2002 01:13:01, Катя Б.
Два дня читаю флейм, и потихоньку понимаю, что просто все понятия понимает каждый по-своему. Возможно, что Элла специально несколько провокационный топик написала, чтобы два дня думать, что бы ответить... :)))

Идиллия, нарисованная Эллой, в любом метафорическом восприятии, видится мне искусственной, то есть созданной кучей предшествующих поколений (хотя бы двух-трёх). Не у каждого родителя есть опыт прошлых поколений, достаточный для воплощения такой идиллии. Многие сами и начинают своё строительство (по разным причинам). Не вижу жизни ребёнка (своего, по крайней мере) в отрыве от нас - родителей. Со своей стороны, не представляю свою жизнь без своей жизни, то есть участочка, отделённого от ребёнка (а ещё есть другой кусочек, отделённый даже от мужа ! :))). Так что, для меня садик (с осени собираюсь попробовать) - не сужение и не расширение, а кусочек мира, для временного времяпровождения дочки в то время, когда я в этих своих "отдельных" кусочках нахожусь. Разумеется, само собой, если дочке будет не нравиться этот кусочек-островочек, ну, найдём другой. :)))
14.06.2002 23:55:49, Клавка
Спасибо за отклик:)
Я думаю, что не каждый, цитирующий Библию:), - святой...
Теория, которой я придерживаюсь, настолько проста, гармонична и легко воплотима в жизнь, что я не смогла отказаться от искушения воплотить ее на собственном опыте...
Хотя, естественно, не всё, к чему я призываю, я лично смогла воплотить в жизнь...
Это - только ориентир, маяк, возможно, очень далекий, но различимый, даже в ночи:)
16.06.2002 22:01:51, Элла Прокофьева
Про искусственность - в данном контексте я не про то, что это невоплотимо, не правильно или там оторванно от жизни... :)) Тут я просто уже свои теории начинаю произносить, а как Вы сами видите, что то, над чем человек много думает и создаёт своё мировоззрение, в паре фраз доугим плохо понятно. И это естественно! :))

Если интересно, могу немного развить. Как любая система, семья, а я имею ввиду не просто "папа, мама, дети", но полный набор, включая предшествующие поколения, домашних животных, заботу о будущих поколениях и проч. имеет свои законы развития. Кто-то всё это начинает. Тут мне могут возразить, что вроде как никто ниоткуда-то не приходит, что некий "шлейф" есть у каждого. Но по разным причинам часто бывает прерывание связей. Так вот, бывает так, что предыдущие поколения уже постоили некую "базу", которая для живущих поколений не кажется чуждой и они согласны её развивать. Вот такую бызу я и называю искусственной, то есть, кем-то уже основанной, строительство уже началось... :))) Вот тут Ваша идиллия впишется на "ура", на мой взгляд. Но когда маленькая семейка является как бы частицей, вырванной из своих связей, её несёт куда-то и она ещё только пытается начать своё строительство, ищет удобное место бля своей базы, вот тогда... :)) Тут уж не до идиллий, тут нужна энергия. :)))
17.06.2002 16:40:02, Клавка
...множество болтовни, демагогии! 14.06.2002 18:21:03, Рамазотти
Возможно, Вы правы:) Когда поверяешь людям результаты своих многолетних поисков, не посвящая собеседников в подробности логической последовательности тех шагов, которые к этим выводам "демагога" привели, - это действительно может выглядеть "словоблудием", особенно для тех, кто никогда не задумывался над вопросами, которые "демагог" предложил для обсуждения...
Кстати, Ваш вывод: "множество болтовни, демагогии!", с этой точки зрения, - тоже демагогия:)
16.06.2002 19:16:59, Элла Прокофьева
Ой, из какого сора растут стихи, не ведая стыда... 14.06.2002 20:38:55, Все - в сад!
А Вам, наверное, было плохо в саду :-((( 14.06.2002 16:13:23, Elfy
Как просто все объясняется! Детскому психологу было плохо в саду, поэтому давайте плюнем на ее попытки предупредить нас и успокоимся. Все в сад!!! 14.06.2002 19:27:07, Все - в сад!
Это Вы написАли... я просто сделала предположение 17.06.2002 12:14:53, Elfy
Предупредить о чем? Что ребенок деградирует в саду? Почему сад – это всегда регресс, лабиринт для крыс, деформация развития? Что, в сад сдают ребенка как в интернат, и родители больше никак не принимают участия в его развитии? Что, все родители, кто не отдал ребенка в сад, работают над его развитием и стремятся «показать ему море»? Мой личный опыт говорит обратное: те, кто сидит дома с ребенком, чаще всего не успевают даже по хозяйству, а уж занятия с ребенком стоят между глажкой белья и просмотром сериала. На постоянные усилия по развитию, в течении (процессе) жизни, способны немногие.
Наконец, не каждый родитель - педагог, у некоторых лучше получается зарабатывать деньги, чтобы платить тем, у кого лучше получается преподавать. И наверное, действительно, надо успокоиться и не поднимать постоянно тему детских садов, это как тема грудного кормления: каждый считает, что он прав и все остаются при своем мнении. Пусть каждый решает для себя, а вешать ярлыки нормально это или ненормально, не надо.
14.06.2002 23:45:18, И.Ч.
Спасибо за Ваш вопрос: я хочу рассказать одну историю...
Сижу я как-то спокойно в своем детсадовском кабинете (кстати сказать, он у меня очень теплый, уютный, симпатичный) и вдруг в кабинет буквально кувырком, вся красная, вваливается заведующая, с бьющимся в истерике ребенком на руках: "Элла Анатольевна! Принимайте пациента!"
Я уже описывала, как я изображаю человека-оркестр, а ребенок мною дирижирует:)
Успокоились...
Девочка рассказала, как мама на нее обиделась и привела в сад.
Потом пришла группа на занятие, мы поиграли на музыкальных инструментах, послушали музыку, попели, порелаксировались - дети ушли обедать, и моя гостья вместе с ними.
Через час (наступил тихий час) ко мне в кабинет, по зову заведующей, заходит бабушка (с внучкой) - приятная с виду, интеллигентная дама и заявляет, что в помощи психиатра она не нуждается. Я начинаю объяснять, что я - не психиатр, а детский психолог, что маме девочки, для того, чтобы она спокойно ходила в сад, не стОит делать из сада наказание, и т.п.
Одним словом, бабушка отчитывает меня при внучке за то, что я играла с ней (чтобы снять истерику), вместо того, чтобы воспитывать, потом заявляет, что, скорее всего, никакой истерики у ее внучки вообще не было, потому что, если бы истерика была, то без помощи бабушки я бы ее вряд ли сняла, а значит я - просто врунья. Я пытаюсь соблюсти статус-кво;) и объяснить, что не нужно девочку обманывать и манипулировать ею.
И тут происходит нечто, что стало мне уроком на всю жизнь.
Заходит, большая и красивая:), воспитательница группы и, глядя на бабушку сверху-вниз, ровным, поставленным за тридцать лет педагогической деятельности:), голосом говорит: "Если вы еще раз приведете ребенка КО МНЕ в группу в таком состоянии, Я-Я-Я не только не допущу вас к занятиям, а отправлю не к Элле Анатольевне, а к ПСИХО-НЕВРО-ПАТОЛОГУ".
И...застыла в гордой позе.
Девочка, до этого нервно теребившая куклу, улыбнулась, встала с дивана и подошла к воспитательнице (!)...
...На следующий день она меня даже не узнала, когда я подошла к ней на прогулке. Видимо, защитный механизм, вытеснивший из ее памяти истерику, "стер" и меня, не сумевшую ее защитить.
Как Вы думаете, для этой девочки сад стал сужением или расширением пространства, в котором она жила до этого?
16.06.2002 20:07:47, Элла Прокофьева
ДДДааа не завидую я вам ,Элла,вам - таки приходится жить и работать в пампасах...учить аборигенов высшей математике:)
на мой взгляд ,тут прежде всего родители ведут себя...даже слово не подберешь,как...про сад в данной ситуации даже не хочется говорить ,тут мам и бабушка выступают на первый план.
17.06.2002 10:13:18, ИМА
Ну, про сад тоже много чего можно сказать, все разговоры для решения конфликтной ситуации между взрослыми происходят в присутствии ребенка, а психолог - главное "действующее"(скорее статическое) лицо, вокруг которого развертывается действие. Воображение нарисовало мне тетеньку-психолога, сидящую на крутящемся стульчике, поворачивающаюся то к заведущей, то к девочке, то к бабушке, то к "хорошо поставленной" воспитательнице и непрерывно удивляющейся непредсказуемости событий.
Но что удивило в очередной раз - это позиция детского психолога в отношении родителей(в данном случае бабушки и мамы) - ЗАЩИТИТЬ ребенка от них! Мне кажется, в компетенцию психолога входит задача разобраться в ситуации и помочь родителям с ней справиться. При том, что второе (первое-ребенок) основное действующее лицо - мама -была совершенно исключена из поля видения психолога. Как можно было делать выводы, основываясь только на видении одной стороны- ребенка, не поговорив при этом с мамой? Т.е., я так понимаю, маме сразу был поставлен диагноз, чего уж с ней разговаривать;)
18.06.2002 00:20:19, olgaT
Мне показалось, что Элла имела в виду, что она не сумела защитить ребенка от воспитательницы-манипулятора.

18.06.2002 18:24:46, Все - в сад!
Да. 18.06.2002 19:33:29, Элла Прокофьева
Если это так, то постепенно успокаиваюсь:)))и последний абзац снимаю. 18.06.2002 18:59:41, olgaT
Про каждый останется при своём мнении - это Вы глубоко неправы. Смотря с какими целями человек спорит. Если навязать свою точку зрения всем окружающим (о подоплёке такого стремления можно долго рассуждать, но вот это уж действительно не важно :)), то да - спор бессмсленен. Если же говорить о том, что человек думает и пытается выкриталлизовать своё собственное отношение к тому, что его действительно волнует, то такие споры- замечательнейшая вещь. Лично я всегда с наибольшим вниманием вникаю в точку зрения, противоположную моей изначальной, чтобы понять, где в моих собственных суждениях зёрна, а где - шелуха.

Про глажку белья и просмотр сериалов. Второе - соглашусь, ребёнку не ососбо нужно, а вот первое вполне можно совместить с удачным воспитанием. Вообще по поводу родительского воспитания у меня несколько другие представления, чем у Вас, хотя садик как что-то кошмарное, тоже не вижу (по крайней мере, с определённого возраста ребёнка.)
15.06.2002 13:06:48, Клавка
Игра с глажкой: притворялись, как будто одежда - звери в ветеринарной больнице, а гладильная доска - операционный стол, пока я делала "наркоз" утюгом, дочка по бокам орудовала своим медицинским набором. Идея, метафорически стоящая за этим образом - транслирую, а то щас глажку обсуждать будем :-) - ребенок играет в творческие игры с близким человеком... 15.06.2002 16:28:43, Neo
Говорю же :-) Тема - диагнозы ставить можно, без проблем :-) 14.06.2002 23:56:24, Ленка-
Вы мне хотите диагноз поставить? было бы интересно. Вы тоже психолог-литератор? 15.06.2002 00:22:23, И.Ч.
Нет:-) В смысле - не психолог, не литератор.
Просто, давно тут тусуюсь :-)
15.06.2002 00:30:49, Ленка-
Элла, почему же Вы работаете в детском саду? Вперед, в пампасы, в лес, жить в деревне…

>>мы пошли по моему любимому пути - пасторальная идиллия: ребенок развивается на лоне природы, пьет парное (коровье или козье:)) молоко, >>резвится на радость маме и папе.
Смешно. Вы общались с детьми из деревни? Не с дачи, а из деревни. Вот уж где «идиллия на лоне природы»: родители пашут, дети предоставлены сами себе. Ни о каком интеллектуальном развитии даже на уровне обычного детсада речи нет – родителям просто некогда. У Вас слишком идеализированные (очевидно из дачного детства) представления о сельской жизни.

И еще интересно: если Вы ходили в сад с года, то заявление бабушке в 10 лет о готовности войти в мир общественных отношений звучит несколько странно. Вы в этом мире уже давно были. Неужели ни с кем не общались? Игнорировали окружающих?

Этот топик – просто игра словами и родительскими эмоциями. Я видела насколько дискуссий о детских садах с Вашим участием. Вы хороший манипулятор. Мне давно интересно: будучи против д/с, но работая в нем, Вы хотите взорвать систему изнутри? Может быть поэтому к Вам с опаской относятся воспитатели сада, где Вы работаете? А Ваши дети ходят в садик? Или они развиваются в лесах средней полосы России?
Жаль, что Вы не ответите. В Крыму сейчас хорошо. Gute Reise.
14.06.2002 15:57:09, Инга Чистякова
Почему работаю в детском саду и не убегаю в пампасы:)?
Поздно... Эта стадия моего развития завершена:)
Конечно, в качестве эксперимента можно. Ведь поставила я над собой эксперимент, работая по 12 часов в сутки в саду и пытаясь идентифицироваться с ребенком:) Только не смогу я сейчас прожить в пампасах больше трех недель: работа, обязанности, клиенты...
"Пампасы" :) - в далеком прошлом, и сейчас смешно регрессировать к ранней стадии своего развития, так же, как смешно заставлять детей на ранней стадии их развития выполнять взрослые обязанности.
"Лес" - это метафора:)
Я не собираюсь взрывать систему изнутри:) Я знаю, как сделать так, чтобы эта система работала на пользу людям, а не поедала педагогов/детей. И не потому что манипулятор, а потому что - организатор:)
Никогда и нигде не писала, что я против детского сада - читайте внимательнее:)
16.06.2002 18:54:35, Элла Прокофьева
По-моему, вы слишком буквально восприняли рассказы Эллы о реальности, в которой она проживала. ;-)
Вам что важно? правдивая история ее реальной жизни или размышления над теми проблемами, которые в ее рассказах описаны?
Вы уверены, что она вообще работала в детском саду? ;-)
Возможно, она не столько манипулятор, сколько литератор. :-)
14.06.2002 20:32:00, Все - в сад!
Мое Воображение передает Вам спасибо за комплимент:), но я все-таки - Садовский психолог:)
А Вы знаете, действительно существует Российское общество медиков-литераторов, в состав которого входят весьма уважаемые личности.
Так что, "психолог-литератор", возможно, скоро можно будет произносить не в переносном смысле:)
16.06.2002 20:30:40, Элла Прокофьева
Вопрос прямой, точнее, запрос. Прочитайте Эллино письмо еще раз, воспринимая весь этот буколический или там пасторальный антураж как МЕТАФОРУ. Не важно, в лесу это все делается или в мегаполисе или вообще в виртуальном пространстве :-) Как воспринимается в таком виде?? 14.06.2002 17:41:23, Neo
Метафору чего? Метафора предполагает сравнение. И что у нас лес?


14.06.2002 23:42:02, И.Ч.
Wot mne i interesno, s chem by Wy eto srawnili, esli by metaforicheski posmotreli. Dissertaciya pro metafory :-) 15.06.2002 00:39:42, Neo
Подробнее и по-русски :-) Метафора - интересная штука. Все ими всегда говорят, по мнению некоторых лингвистов. То есть: идея у человека хранится не в виде некоторой "абстракции", а в виде структуры, связывающей и организующей несколько (у взрослых - много, как правило) ОБРАЗОВ. Структура эта со временем организуется, перестраивается, связи между об'ектами в ней развиваются, появляются "мета-об'екты" (комплексы образов, системы комплексов образов и т.д. вверх). Но выдать непосредственно саму эту СТРУКТУРУ наружу :-) в виде идеи человек не может. Он ее и не осознает как правило. Для общения он использует - иногда один из образов из структуры, иногда какой-то образ, для него (метафорически) соответствующий большой или важной части всей идеи-структуры.

Когда человек говорит "любовь"- хотя это слово обозначает некоторую структуру-идею внутри него - у каждого такая структура своя. Поэтому любая попытка определить слово "любовь" через конкретные образы (которые сами сошлются на другие структуры-идеи - такая многомерная матрешка) - да, любая такая попытка будет задействовать огромное число метафорических явлений, причем у каждого человека они свои.

Дальше идет процесс (метафорической) перекодировки этого образа другими людьми, попытки поделиться образами друг с другом, создать общие образы. Та конечная метафора, которую "автор сообщения" выдал на поверхность в виде слов - отображается (метафорически) в идеи-структуры образов другого человека. Причем процесс тот может происходить на разных уровнях. В этом диалоге хорошо видно, как разные люди обсуждают разные уровни в структуре метафоры. Некоторые говорят о внешнем образе-определении (лес, деревня). Другие пытаются обратиться к более внутренним "матрешкам" - к идеям, стоящим за образом, к той метафорической структуре-идее, которая этим образом была выражена. Точнее, к той структуре, которая У НИХ встала в соответствие с этим образом. Мои лично структуры-идеи, вызванные этим образом, были связаны с пространством (сюрприз! о чем Элла писала открыто-абстракными словами) и с близостью. Я эти два понятия (пространство и близость) и попыталась обсудить. Уровней метафорических очень много... Призыв :-) Давайте углубляться!
15.06.2002 16:24:24, Neo
Для меня пространство - как раз конкретика, а не метафора. Ну не могу себе представить в качестве пространства ещё что-нибудь, кроме как физического пространства, ну, максимум, простор - не простор... :)) 15.06.2002 22:11:51, Клавка
Клавка, а как насчет - физическое пространство - как метафора абстрактного понятия. Например, море как метафора подвижной системы :-) Или пустыня как метафора кажущегося однообразия... 17.06.2002 16:14:21, Neo
Про пустыню соглашусь (вернее, наши восприятия совпадают :)), но про море у меня скорее возникает - просто простор. :)) 17.06.2002 16:43:18, Клавка
Ну, метафоры у каждого свои. Я выросла на Черном море, там, гм, не просторно мне казалось :-) Для меня простор - океан ;-) Правда, физическое пространство - неплохой источник метафор для об'яснения абстракций? 17.06.2002 18:00:00, Neo
Баба Нюра
Не метафора :)). У нас "мы сегодня не будем выходить из дому" -- уже почти наказание. "Ты не можешь выходить из своей комнаты" -- совсем наказание. Слегка экстраполируем... :))) 15.06.2002 22:19:12, Баба Нюра
Ну хорошо, что конкретно о саде и о просторанстве Элла хотела сказать, я поняла. Но ведь речь в заглавном топике шла о сужении-расширении. Тут мне уж совсем непонятны два момента.

1. если говорить изначально о рождении в море, то что же дальше явится развитием? Житьё в Океане? Во Вселенной? Куда дальше-то??? :))) Вобщем, здесь я не увидела логики, обратной нарисованной - род.дом - кроватка - манеж...

2. Про то, что уже показали море... и т.д.... А потом - в лабиринт. Так ведь лабиринт тоже покажут, потом выйдут из него, это же не интернат - в саду же не жить круглосуточно. Море тоже - показали и уехали, моя от Океана бегом бежала - сильный ветер был :)), и просила поначалу больше не ходить на Океан. :))) В пещере тоже была - очень понравилась, ринулась, когда разрешили полазить, за каким-то мужиком- французом, куда никто из взрослых-то не рискнул полезть. :))) Так почему же не воспринимать разные КУСОЧКИ мира именно как КУСОЧКИ мира, а не как целиком - сУженный или широкий?
15.06.2002 23:53:03, Клавка
Парадокс. Пока ребенок маленький, ему "открыт весь мир" - пока рядом мама (или любой человек в роли мамы - основной, единственный, самый близкий). То есть дом ему везде, где есть мама (или человек в роли мамы - пишу последний раз - далее подразумевается то же самое - папами и приемным не обижаться). Дом ребенку весь мир - а без мамы мир сужается до крошечного понятного-знакомого пространства, с которым ребенок может справиться сам. Я говорю о младенцах сейчас - лет до трех - без мамы им обычно доступны (эмоционально и интеллектуально) сравнительно крошечные кусочки пространства... Таким образом, отрыв от хорошей мамы - обозначает сужение пространства. На этом этапе. Когда возможности ребенка расширяются и он способен сам функционировать в разных пространствах - для него отход от мамы уже является расширением поля деятельности. Это происходит позднее. Так я поняла теорию сужения и расширения пространства. Наверное, понятие мое очень несовершенно ;-) потому что я раньше в этих терминах не думала... 17.06.2002 16:21:55, Neo
Отрабатывать функционирование в разных пространствах ребенок начинает еще маленьким. Мне интересно было размышлять о том, как это происходит:)))
Какое пространство нужно создать искусственно в помещении и на улице для возможно более полного удовлетворения потребностей ребенка. Мама думает об этом, обустраивая детскую комнату или, скажем, выбирая д/c для своего ребенка, обращая при этом внимание не только на людей в его окружении, но и на организацию пространства, где эти люди будут заниматься с детьми.
Оказывается обустройство пространства для маленьких детей - целая наука, типа феньшуй:))), включающая в себя целый список разных "dimenshions"(характеристик?):

параметры мягкости и твердости(например, поверхностей: асфальт, песок, грязь, трава, камни, вода; в помещении мягкая и деревянная или пластиковая мебель, ковер в уголке с книгами и твердые поверхности для строительства и рисования. Мягкие игрушки и кубики, конструкторы. Качели и горки - лазилки)
seclusion/intrusion dimension. Должны быть места, где ребенок может побыть один, что называется "тихо сам с собой" и места, предполагающие полное присутсвие других людей. Например, заборчик вокруг участка рекомендуют делать прозрачным, дети как бы включаются в жизнь общества, наблюдая за происходящим за оградой: прохожие, машины и пр. И на участке должны быть места повыше, откуда все видно, и пониже, где можно спрятаться, поваляться на траве, помечтать.
mobility dimension. Должны быть места где можно свободно активно двигаться(бегать, играть в мяч, прыгать) и места, где можно отдохнуть, просто спокойно посидеть.
open-closed dimension. В открытом доступе книги, игрушки и проч. на низких открытых полках, приглашающие ими попользоваться и стимулирующие выбор по интересам. Закрыто все, что представляется небезопасным или ненужным на данный момент. Опять же, есть простор, где можно развернуться, а есть места, более закрытые, для игр, обеда, спокойных занятий.
simple/complex dimension Это касается всего игрушек, материалов для игр, и т.д. Чем больше возможностей выбора, тем больше идей. Например строительство из песка, воды, камней и веточек на площадке.
18.06.2002 01:56:51, olgaT
Spasibo - eto luchshij korotkij obzor, nawernoe, na swete :-) sohranayu dlya ssylok i rassylki znakomym - esli mozhno. Mozhno?? 18.06.2002 02:49:55, Neo
:) Всегда пожалуйста:) Более подробно есть в книге "Fondations. Early Childhood Educations in a Diverse Society" by Janet Gonzales-Mena.
Если совсем сузить тему и поговорить о пространстве конкретном, удобном с точки зрения ребенка:)
Нам при первом посешении д/сада дали тест:
1. Найти 3 места, откуда можно смотреть на все с высоты.
2. найти 3 места, где прохладно в жаркий день
3. найти 4 места, где можно учиться держать равновесие
4. 3 места, где можно свободно бегать
5. 4 места, где тебе никто не будет мешать, где можно побыть одному
6. 4 места, не специально организованных, где можно заняться музыкой(постучать, погудеть, что-то типа этого)
7. 4 места, чтобы что-то строить
8. 3 места, где можно копать
9. 5 мест, где можно учиться считать(камушки, палочки, желуди, шишки, что угодно)
10. 4 места, где можно заниматься чем-то, что требует определенного напряжения, усилий, даже риска.
11. 5 мест из разряда soft dimension
12. 4 объекта для изучения разницы размеров
13. 3 живых объекта из разряда живой природы для наблюдения и изучения
14.4 места, где ребенок может заниматься чем-либо не один, а с кем-нибудь
15. 3 места, где можно наблюдать за всем, что outside the yard
16. 3 места для хорошего обзора всего, что происходит на данном ограниченном пространстве
17. 1 место, которое кажется Вам очень красивым
18. 1 место, которое хорошо для того, чтобы очень громко кричать, так, чтобы эхо было(опробовать:)))
18.06.2002 07:28:22, olgaT
Regio? 18.06.2002 18:34:08, Neo
С некоторыми дополнениями, адаптациями к здешним особенностям. А в основе- да:) 18.06.2002 19:59:18, olgaT
Баба Нюра
:)) Бум обсуждать метафору "море"?
Я пас. Ещё раз перечитала Эллину реплику, но мой глаз не "цепляется" там за "море", хоть убей. Значит это лично твоя точка для размышлений :)).
16.06.2002 09:23:02, Баба Нюра
[пусто] 15.06.2002 22:24:31
Баба Нюра
(удалено мной ;) ). 15.06.2002 22:27:44, Баба Нюра
Из сада всё-таки дети тоже могут уйти, но, каюсь, со времён своего сада (своего детства) внутри садов не была. :)) 15.06.2002 22:32:42, Клавка
Баба Нюра
Ты как себе это представляешь: собрался ребёнок и потопал домой? :)) 15.06.2002 22:35:58, Баба Нюра
Как-как? Я собираюсь поначалу её отдавать не на весь день. Ну, в общем, не то, чтобы она прям как захотела, так и убежала бы. Просто постепенно увеличивать время пребывания и наблюдать за ней. если будет видно, что что-то не так, придётся думать. :) Самый прикол в том, что я записала её в сад, который самый ближайший к дому, но он ещё толком не достроен, персонал только набирается, но заведущая мне понравилась, а в Аниной группе воспитателя ещё нет. Представляешь, я тут читаю как народ сады подбирает, чуть ли не обнюхивая всё, а я нашла сад ещё недостроенный и т.д.? :))) Короче, надеюсь, что вначале, пока они сами ещё особо не успеют в свойм монастыре порядки установить, мы сможем сами кое на что ещё повлиять. :))) 15.06.2002 22:46:26, Клавка
Баба Нюра
Дай вам Бог... :)).

15.06.2002 22:57:19, Баба Нюра
Ох, не знаю, как всё будет, но здесь, в Бутово своя специфика садов. Здесь очень молодой и молодёжный район. Представляешь, набирают этот сад - в основном нашего года и младше, а старшие, соответственно, уже в основном ходят куда-то... :)) Но специфика опять же этого района и привлекла нас жить здесь. Простор. Вот на самом деле - почва как раз в нашем мкр-оне болотистая, высотки строить нельзя, спланировано всё очень прикольно, мы выбирали так себе квартиру, чтобы окна выходили на максимально просторную часть. У нас вдаль есть полоса, проглядывающаяся до горизонта... :))

А по поводу прогулок - прикол в том, что раньше Аню частенько сложно было на улицу вытащить, тогда как все вокруг рассказывали, что их дети просто обожают прогулки. Потом до меня дошло - у неё игровая зона... даже не буду писать, сколко она занимает и как она построена (при том, что мы даже не до конца обустроились-то), короче, просторно ей дюже дома... :)) Это муж всё говорил, что ребетёнку полезно большое пространство. :) Но сейчас - основная цель прогулок - общение во дворе. Вот увидит ребят на улице - всё - бегом одеваться, и никто ей (в смысле, родителей) уже не нужен, даже пытается прогонять иногда. :)
15.06.2002 23:12:19, Клавка
Баба Нюра
(Мрачно) Но сад -- не улучшенный вариант площадки, не игровая комната, а образовательное учреждение. И хорошо, что пока новый: методики ещё не откатали, металлические голоса не наработали, щёки не надули. Всё должно быть хорошо :)).

15.06.2002 23:16:30, Баба Нюра
То,что сад - это не площадка во дворе, это понятно. И оптимизм в ожидании несколько подрывает тот факт, что группы набираются по 25 человек, а вот как раз больше двух детей Аня пока что даже в очччень большой квартире плохо переносит. Недавно просто были на дне рождения, все те же дети, с кем она играет во дворе, но через час - видно было, что ужасно утомилась. А пришла домой - всё - опять играет, счастлива, весела... Я надеюсь, что в том саду гулять много будут, может, по началу договорюсь только на прогулки водить. Но это всё, как говорится, мечты, не подкреплённые реальностью. 15.06.2002 23:25:38, Клавка
Баба Нюра
Отчего же? Пока всё в твоих руках :)).

Кстати, большое количество детей "в комплекте" со взрослыми утомляет первых (а может и вторых?) намного больше, чем чисто своя (по возрасту) компания.
15.06.2002 23:32:41, Баба Нюра
Нет, то, что она утомилась именно от детей, к сожалению, нет сомнений. Мы сидели в основном даже на другом этаже :), но плач порой засталял нас бежать к ним. Никто из них не ударился, не упал, ничего такого, плач был вызван именно обидами - чего-то отняли, чего-то не дали, кто-то толкнул, закрыли калитку перед носом и всё в таком духе. Правда, плакали только те, кому ещё нет трёх с половиной, все "перевалившие" были в прекрасной форме. :))

15.06.2002 23:40:29, Клавка
Именно - если чуть помочь, годам к четырем дети начинают гораздо меньше уставать от таких штук - учатся справляться... 17.06.2002 16:24:49, Neo
Баба Нюра
:)))
Я ушла спать.
Пока! :)
15.06.2002 23:42:54, Баба Нюра
мне попадались исследования, согласно которым дети дошкольного возраста архаических сообществ - аборигены, чукчи и т.д. обычно превосходят своих сверстников по нексольким параметрам. потом отстают, конечно, интеллектуальная база у них хуже на порядок 14.06.2002 16:12:28, Шин
По физическим - возможно. Но в современном обществе больше ценится интеллект, а не "когда мозги раздавали, он на тренировке был". 14.06.2002 16:53:49, Инга Чистякова
не физический, а то что дает правое полушарие - опыт, творчество, эмоции, соучастие, поисковая активность, адаптация к переменам. 14.06.2002 19:17:06, Шин
Нет не по физическим. 14.06.2002 18:22:07, Ленка-
У меня просто слов нет, Элла :-(((((( 14.06.2002 14:07:58, Elfy
Постараюсь предугадать, что бы ответила вам Элла. :-))
Наверное, она бы написала так: "К сожалению, отсюда я могу понять Вас только по написанным Вами словам. Попробуйте описать поподробнее, как выглядит сейчас Ваше тело, обрисуйте мимику, жесты..."
14.06.2002 21:21:51, Все - в сад!
Кисточка
В нашем случае - сужение, исходя из выше написанного. Но... Жить надо дальше. И хорошо бы мечтами, да не всегда получается:) Будем учиться разумно сочетать желаемое с возможным. Начнем с собственного ко всему отношения со знаком плюс:). Хотя, ох, трудно мне с моими двумя пессимистами. 14.06.2002 13:51:19, Кисточка
ОФФ: Наташ, получила мое письмо? 14.06.2002 15:25:26, Elfy
Кисточка
Угумс. Пишу тебе продолжение страшилки на тему: "без меня меня женили":) 14.06.2002 15:41:24, Кисточка
Мрачноватую вы картину про сад написали :-)) даже вздрогнула :-))

А я вот лес не люблю :-) и до той картины пастораольной, которую вы так живо и хорошо описали, нам, прошу прощения, за прозу жизни :-) пахать и пахать :-) а ребенок уже есть...

И будет он сидеть со мной в четырех стенах и следить за плавной деградацией мамаши - два года без общества, сказались не самым лучшим образом ;-)))

Вообщем, если честно, все хорошо, когда можно это хорошее претворить в жизнь, и использовать и реально получать от этого и удовольствие, и ребенок счастлив и родители при деле :-) но у меня, к сожалению, так не получится.

За другой взгляд и точку зрения огромное спасибо, это действительно важно.
14.06.2002 00:46:27, Пластилиновая ворона
Баба Нюра
Я тут, но мне сильно некогда :)).
По теме :). Для нас садик -- скорее сужение. Именно поэтому пытаюсь относиться к нему, как к ресторану а ля карт, а не как к столовой с комлексными обедами. Это противоречит замыслу организаторов ДОУ, но их ОБЩЕНИЕ детей волнует меньше всего: заведение-то образовательно-воспитательное.

Всё, побежала :)).
13.06.2002 19:17:54, Баба Нюра
:)))Отличные метафоры...
13.06.2002 19:21:25, Элла Прокофьева
Очень боялась отдавать своего ребенка в сад, отдала только потому, что боялась его "центропупизма" - "я-центр мира". Хотелось показать, что это не всегда так. Первую неделю были проблемы, потом нет. До сих пор не уверена, что правильно сделала, но в сад он реально любит ходить! Правда, по разным причинам не могла обеспечить ему нормальное общение дома (взрослые не выход, а детей у наших немногих друзей почти не было).
Мое мнение - при отсутствии большого количества детского общения в семье детский сад хороший выход, при 2-х условиях:
- если ребенку там плохо - забрать;
- смотреть, как отношения с воспитательницей и как она сама как личность.
А что касается выше нарисованной пасторальной идиллии, то она не имеет никакого отношения к реальной жизни в Москве, даже для нормально обеспеченных людей.
13.06.2002 18:57:45, ИИ
Понимаете, ИИ, с моей точки зрения, "большое количество детского общения", до определенного возраста - для ребенка сильнейший стресс. Это я говорю как специалист и как бывший ребенок:) 13.06.2002 19:04:51, Элла Прокофьева
Пытаюсь быть обьективной....По исследованиям западных специалистов (конкретно израильских и американских:
до года ребенку необходимо внимание "один на один"
после года возрастает важность детского общества
после полутора очень важно детское общество
после двух - критически важно....
то есть у нас даже есть мамы ,которые работают только на сад для ребенка...
наши специалисты едины во мнении,что сад необходим ,и уж конечно до 5 лет.
Я не говорю,что они однозначно правы ,я говорю ,что есть другие специалисты,у которых точка зрения другая. Среди них тоже есть хорошие ,и есть не очень ,но насчет сада - все едины...просто как информация к размышлению...они тоже пришли к этому не по собственной тупости или упертости,а в результате каких - то размышлений , ....исследований...
насчет собственного опыта - я считаю это просто некорректным,особенно для специалиста..у каждого свой опыт,свои переживания ,и ссылаться на собственный опыт специалисту некорректно и необъективно...я вот могу сказать ,что очень страдала в детстве без детского сада...что мои дети ,пойдя в сад ,просто расцвели....и не хотят уходить..но это опять же будет неправильно ,так как мне возразят многие мамы ,для которых сад в детстве был травмой...и дискуссия упадет до уровня "а у нас..а у нас..." просто чтобы утверждать -ранний сад это плохо, это травма...надо оперировать какими - то более вескими доводами чем собственный детский опыт и просто "мнение специалиста"...психология наука ведь ,а не литература, есть исследования по поводу целесообразности сада в том или ином возрасте,Есть много психологов специализирующихся на этом вопросе,проводящих исследования..можно и на них сослаться.Тогда дискуссия получится не такой "пустой"
15.06.2002 21:28:43, ИМА
Эге-гей, тут не только об'ективисты "живут" :-) Скажем, такие методы исследований, как case studies, ethnography... - все это основано на СОБСТВЕННОМ опыте. Да все качественные (qualitative) методы исследований - а это наука, как и количественные методы - предполагают ЛИЧНОСТЬ исследователя как один из основных инструментов исследования. И про "едины во мнении" - не совсем мне это так показалось, правда, израильских я читала очень мало, а американские - не едины :-) 17.06.2002 18:03:53, Neo
Я начала с того, что перестала ссылаться на собственный материнский опыт. По-Вашему, и на собственный профессиональный опыт ссылаться некорректно. По-моему, Вы правы...
Мне нужно подумать...
16.06.2002 18:39:41, Элла Прокофьева
Просто опыт тоже разный у всех..это единица ,плохо поддающаяся измерению и необъективная....ИМХо.для того,чтобы утверждать что положение А приводит к положению Б(например,общество детей вызывает стресс)надо провести по этому поводу серьезное исследование. На большой группе детей.Одной из причин такого исследованиЯ может быть и личный профессиональный опыт,но не одного психолога ,а хотя бы нескольких , статьи и исследования,в которых приводятся разные случаи стресса у маленьких детей в саду итд .Я вовсе не считаю,что профессиональный опыт лишен ценности ,просто он не может быть ИМХО,основанием для серьезных научных выводов. А вывод который вы сделали -как раз очень серьезный ,и он ставит под сомнение вообще всю образовательную систему многих стран .
Я в принципе согласна с вашим мнением о том ,что обычный совдеповский детсад являет собой конечно же не"лес",и ребенку трудно найти себя в таком сообществе .Я имею в виду советский сад с его непременными атрибутами - дисциплина ,занятия - по принуждению ,воспитатели - непрофессионалы, не любят детей итд .
К счастью,в России уже потихоньку поднимает голову новое поколение детсадов .Построенных не на прусской методике ,а на современных понятиях о воспитании(ненавижу это слово:)) детей .
Они в основном платные пока что .Но они все -таки есть .Хочется надеяться ,что вся российская образовательная система все - таки восстанет ото сна ,посмотрит вокруг ,поцмет,что все давным давно изменилось,и потихоньку начнет ломать свои старые замшелые стереотипы ,о том ,что ребенку надо и что не надо .
Вот как пафосно получилось!
17.06.2002 10:00:59, ИМА
ИМА, а что Вы думаете про qualitative methods - качественные методы исследований? Я пишу диссертацию по трем (3) детям, как и большинство у нас на факультете - от одного до пяти-шести случаев, подробно исследованных... 17.06.2002 18:05:53, Neo
такие тоже делают ,особенно когда нет возможности исследовать большое количество народа ,особенно в тех случаях,когда трудно привести всех "объектов" исследования к одному знаменателю. такие исследования имеют безусловно свою ценность, но и недостатки - они более субъективны ,и по их результатам в меньшей мере можно судить об общей картине.Просто есть предметы ,которые можно исследовать только качественно, и исследователи просто делают вывод,что лучше качественно чем никак .
я вообще не большой спец в методах исследования.Просто универ заканчивала ,пришлось делать исследование на диплом. нам качественные исследования не очень рекомендовали делать. Хотя некоторые делали все равно.
17.06.2002 23:09:19, ИМА
Takie issledowaniya ne prosto "bolee" sub'ektiwnye - oni sowershenno sub'ektiwnye. No ya ne smogu w dwuh slowax opisat' eto wse... Rekomenduyu poizuchat' - ochen' interesno. I takie issledowaniya wedutsya w osnownom imenno potomu, chto oni sposobny otwetit' na takie woprosy, na kotorye kolichestwennye issledowaniya ne sposobny otwetit' w principe. Tochnee, w ob'ektiwistkom mirowozzrenii takie woprosy dazhe postawit' nel'zya... 18.06.2002 02:56:12, Neo
да ,но и процент ошибочности в них больше...и выводы в них делаются принципиально другие - гораздо более осторожные .просто очень трудно делать обобщения по таких исследованиям ,да и цель их - не сделать обобщение,а углубиться в предмет.
Просто на основании исследования на 3 детях вы сможете понять динамику развития какого - либо процесса ,углубиться в нее ,и выйти от малого к большому .Но вы не сможете утверждать что такая динамика является правилом .
тут же был сделан вывод очень общий -что большое количество детей являет стресс .
Я никаких исследований по этому поводу не видела .Можно было сослаться на них,это я и имела в виду. Что такой общий вывод не делается на основании личного опыта да еще и одного отдельно взятого психолога ,даже если опыт очень большой и психолог профессиональный.
18.06.2002 14:27:55, ИМА
А когда наступает определенный возраст, после которого в сад можно и нужно? 14.06.2002 00:30:15, Пластилиновая ворона
Когда ребенок сам просится в сад...после того, как Вы уже показывали малышу сад - именно показывали, а не пытались малыша туда "запихнуть":) 16.06.2002 21:37:18, Элла Прокофьева
А на мой взгляд это общение неоходимо, и начинать надо не в 10-12 лет. Чем взрослее человечек, тем больше у него у него уже устоявшихся привычек, чтоли. И выйти вдруг в мир все сложнее и сложнее. А маленькие 2-3 лет они легче приспосабливаются. Конечно, хорошо бы группы поменьше и чтобы не на целый день, но к сожалению, это не все могут себе позволить. Да и жить потом этому человечку не лесной сторожке. По-моему, детский сад - это не сужение и не расширение, а просто одна из разновидностей жизнедеятельности. 13.06.2002 19:44:07, KateD
Так ведь я и не предлагаю начинать с 10-12 лет. В 10-12 лет я предлагаю посмотреть на своего малыша просто по-другому. В этом возрасте не начинается, а завершается ПЕРИОД подготовки к выходу в свет:) 13.06.2002 20:23:09, Элла Прокофьева
Специализация. Сужение пространства как выбор. Из леса - в лабораторию, изучать под микроскопом именно вот эту шишку. Лаборатория меньше леса - но более специализирована. В каком возрасте возможен такой уровень специализации? И, главное, на какой срок? Зайти в лабораторию на пять минут - можно и в год. Решить проводить там несколько часов каждый день... Серьезное решение :-) 13.06.2002 17:25:33, Neo
Спасибо! Большое спасибо! 16.06.2002 19:27:21, Элла Прокофьева
я как раз сад рассматриваю как раз как лес .если использовать ваше сравнение.
дома - телевизор,ограниченный выбор игрушек,мама ,которой надо еще помыть посуду,убрать, приготовить ужин,итд.
В саду -воспитатели - специалисты ,в своей области.Они целый день только и занимаются детьми ,потмоу что другой работы у них нет .Занятия бесконечно разнообразны(я бы и половины того не придумала ,что делают дети у дашки в саду ).экскурсии,прогулки - у нас например ,летом на катере катались дети по неве ,и загород ездили...так чт оэт одома у нас специализация,а в саду - лес...
16.06.2002 11:50:52, ИМА
Отлично!:) 16.06.2002 21:43:30, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Замечательно! :))) Ваш садик -- расширение пространства. Всем бы такой. О чём и речь ;). 16.06.2002 12:06:03, Баба Нюра
Тема по которой можно ставить диагноз. 13.06.2002 16:00:55, Ленка-
Кому?:) 13.06.2002 16:58:46, Элла Прокофьева
Всем :-) По реакции :-) Как лакмусовая бумажка :-) 13.06.2002 17:33:43, Neo
Лакмусовая бумажка, реагирующая на что? Какие конкетно особенности натуры она высвечивает у каждого конкретного оппонента? От кого, вообще, я слышу такие неконкретные обобщения, а? :))))))))) 13.06.2002 21:14:44, Яся
Приветик, давно не "виделись" :-) 13.06.2002 22:50:48, Neo
Ремонт у меня %S 14.06.2002 01:21:00, Яся
В смысле, сердитая я и редкая поэтому :)) 14.06.2002 01:21:53, Яся
ну ты там это . живи. 14.06.2002 08:54:43, Шин/
и пиши иногда 14.06.2002 16:08:16, Шин
:)) 15.06.2002 01:56:29, Яся
Главное, чтоб не вымирающая :-) 14.06.2002 01:34:06, Neo
Эт как повезет :)) 15.06.2002 01:55:43, Яся
:))))))))))))))))))))))))))))) 13.06.2002 17:40:55, Элла Прокофьева
ageel
А почему в Ваших рассуждениях детский сад _заменяет_ лес? 13.06.2002 15:08:55, ageel
В моих рассуждениях:) детский сад противостоит (не заменяет, а именно противостоит, так как это навязанная, преждевременная социализация) лесу:)))
Спасибо за вопрос! Благодаря ему я могу продолжить свою мысль...
СмотрИте: допустим, мы пошли по моему любимому пути - пасторальная идиллия: ребенок развивается на лоне природы, пьет парное (коровье или козье:)) молоко, резвится на радость маме и папе. Его сознание неотделимо от природного, экологического, океанического восприятия мира.
Когда подобный ребенок (при том, что он растет в благоприятных для развития его интеллекта условиях) становится готовым войти в мир общественных отношений, он это прекрасно осознает.
Скажу точно (по себе:)) - это происходит в десять-двенадцать лет. В десять лет я сказала взрастившим меня бабушке и дедушке: всё - пора. Сказала сама. Никто меня за язык не тянул...:)
И мой пример - не единичный. Среди моих друзей и подруг - большинство живет в гуще общественных событий, по собственному почину, и многого в жизни достигли...
13.06.2002 15:21:25, Элла Прокофьева
ageel
Мне сложно представить эту идиллию без какого бы то ни было общества. Представилась деревня :-). Но там дети все равно в обществе, хотя по большей части бес присмотра. И результат лично мне не особенно нравится. Как летний отдых - отлично, как образ жизни - скучно. 13.06.2002 15:45:35, ageel
Мне тоже трудно представить идиллию без общества:)
Но почему общество должно быть представлено малышу в виде чужих?:)
Например, я очень хорошо помню всех бабушкиных и маминых подружек, папиных и дедушкиных друзей:)
Они очень хотели мне понравиться и дарили кучу кукол:)
Я всех их люблю до сих пор, хотя помню, как одна из тетенек сломала мою деревянную ложечку. Зато подарила мне великолепную куклу: Мальвину с голубыми волосами:)
Любить чужих, незнакомых - Вы предлагаете начинать в детсадовском возрасте? Зачем?
13.06.2002 15:51:48, Элла Прокофьева
а подружки мамины тоже не сразу стали знакомыми...и дети в саду через неделю не будут чужими. 16.06.2002 10:20:49, ИМА
Да, первый "выход в свет" - между тремя и четырьмя - от "близких своих" к "дальним своим" - друзьям, родственникам, близким но подальше. Не к чужим еще. Следующий выход в свет - к чужим. В Хогвартс. До чего идея соблазнительна ;-) 13.06.2002 18:11:10, Neo
Да! Я отлично помню!:)
Ногти постричь разрешила врачу, пользующему нашу семью в течение многих лет и являющемуся близким другом моей мамы (только потому и разрешила), когда мне было лет пять. Причем, с кучей оговорок.
13.06.2002 18:44:05, Элла Прокофьева
Дорогие мамочки! О чем Вы? О том, что хотите сделать воспитательницу ближайшим другом своего дитя? Тогда
пропишите ее у себя дома и мойте ей ноги!:) - только тогда Вы поступите мудро:)
Чужих раньше лет десяти полюбить и принять НЕВОЗМОЖНО. Если Вы честно помните свое детство:)
13.06.2002 18:54:59, Элла Прокофьева
А моя дочь очень любит свою воспитательницу. Она ей по вечерам звонит по телефону ,приглашает в гости .На день рождения ее пригласила - она придет .И прошлых воспитателей очень любила .И всегда предпочитала в сад пойти,а с бабушкой сидеть не хотела никогда . 16.06.2002 10:23:17, ИМА
Именно :-) В три-четыре-пять - это вариант "близкие друзья" - наверное, модель бабушек-тетушек-кузинов - когда ребенок распространяет свое доверие с непосредственной семьи на чуть более дальние связи, в том числе на детей - БЛИЗКИХ детей. Не на РОЛИ (одноклассник, гость) еще пока - это абстракция ведь - а на ЛИЧНО Джона или Таню таких-то. 13.06.2002 18:52:20, Neo
Туська
ОК, а если бабушек и кузенов поблизости нет? 14.06.2002 20:18:50, Туська
Druz'ya. Blizkie, kak babushki... 14.06.2002 22:00:42, Neo
И каждая из мам это прекрасно помнит - из своего детства:) Только почему-то заставила себя забыть, чтобы зачем-то требовать от ребенка невозможного. Зачем? 13.06.2002 18:58:23, Элла Прокофьева
Потому что память - штука динамическая. КАЖДОЕ обращение к воспоминанию изменяет его на химическом уровне (это я в нейрологию уехала :-)). От этого процесса самого по себе остаются некие следы - воспоминания процесса вспоминания. В сущности, для любой педагогики важно не столько "помнить в неизмененном виде" (это невозможно :-)) - сколько уметь через все эти дебри "перерабатывания воспоминаний" продраться, пройти к исходу- своему, то есть переработанному. Таким образом, в уме у тебя не "факт из детства"... Там: 1 - твой теперешний переработанный образ факта из детства 2 - история всех осмыслений-переработок 3 - карта тропинок возможных путешествий по этой истории. Хороший педагог умеет по этим тропинкам гибко ходить - он может, например, реконструировать - как это было - доверить свои волосы незнакомому парикмахеру. Причем реконструировать нужно именно понимание того, ПОЧЕМУ это сложно - то есть весь путь ОСМЫСЛЕНИЯ абстрактного понятия "доверить" - со всеми его составляющими, например, что доверием может пользоваться не только конкретный человек, а "любой в роли" - безымянный персонаж, работающий в хорошей парикмахерской... 13.06.2002 22:48:05, Neo
ageel
А чем мамины и папины друзья-подружки лучше друзей-подруг, которыми обзаведется ребенок сам? :-) 13.06.2002 15:53:59, ageel
Они - их прообразы, вернее, праобразы:) 13.06.2002 15:57:14, Элла Прокофьева
Кондратея
Я глубоко не согласна. Не обязательно навязывать ребенку ВСЕХ посторонних для него детей (у Кондрата был один друг в садике, и тот переехал). Но навязывать в качестве друзей взрослых людей, выбранных папой и мамой (а то и родственников, которых мы не выбираем:-) - ужасно. Мне надарили чуть не 25 кукол и еще больше других игрушек (в которые я не любила играть), но внимание взрослых мне было чаще всего очень неприятно. Взрослых, хорошо понимающих детский мир - единицы. А друзей, и хороших друзей, и родственников у моих родителей - десятки. С какой стати ИМ приятные люди должны быть приятны мне? 13.06.2002 16:02:46, Кондратея
Зачем навязывать?:) Дружите! А ребенок понаблюдает...
Выходит, в саду - общество правильное, не навязанное?
И в саду, и в семье - перед ребенком проходит галерея портретов.
И в рекламе:)
Только в саду многое зависит от воспитателя, в семье - от Вас...
13.06.2002 16:04:56, Элла Прокофьева
Кондратея
По моему мнению, именно так - в саду общество правильное. Потому что эмоционально не навязанное и под контролем. Редко какие родители позволят ребенку терпеть не мочь бабушку, например. Или ВСЕХ их гостей. А в садике эта мина разряжена - ребенок не обязан ни к кому симпатизировать, и при этом не задевает ничьих чувств.

Я, кстати, не высказываю никакого мнения о всех детях. Какие-то дети хорошо развиваются в саду, другие нет. Но не считаю идиллическую среду подходящей для всех. Или даже для многих.
13.06.2002 16:16:54, Кондратея
начинается. вы сначала обсудите, о КАКОМ садике вы речь ведете. о финском, советском, ведомственном. ояень сильные различия между ними. 13.06.2002 16:30:13, Шин
обращение было к обеим собеседницам 13.06.2002 16:38:33, Шин
В точку:) Я веду речь об обычном муниципальном садике, где в воспитатели идут простые тетеньки-обывательницы, из соседнего дома, чтобы своего ребенка устроить или хотя бы где-то пристроиться.
Помню, как в студенческие годы потряс меня рассказ о психологическом эксперименте: "Полицейские-заключенные". Обычные обыватели играли роли "полицейских-заключенных". Страшно...
Так же страшно и в детском саду (в школе), где работают с детьми не профессионалы, а простые обыватели, играющие роли воспитателей...
Они становятся заложниками этих ролей, испытывают сами дикий стресс, но не знают, как выйти из роли, потому что не профессионалы...
13.06.2002 16:46:55, Элла Прокофьева
Я вообще когда про сад говорю- не имею в в иду обычный ,муниципальный сад.По моему мнению ,в такой сад в любом возрасте ребенка отдавать страшно,хотя бывают, наверно,счастливые исключения .
Я говорю про сад ,где воспитатели -профессионалы ,и детей любят ,поэтому там и работают.
16.06.2002 10:27:13, ИМА
Недавно был фильм об этом эксперименте.
Не знала, что он о реальных событиях.
А о садах: тяжело доверить ребенка человеку, о поведении которого можешь только догадываться, в полную зависимость. Но может это - родительская фобия? :-)
13.06.2002 17:08:22, Сонечка
Никакая не фобия:)
Другое дело, что не нужно в свои подозрения посвящать малыша, пока Вы их не проверите...
13.06.2002 17:25:19, Элла Прокофьева
Говорят, дети чувствуют, даже если их намеренно от этого оберегаешь... 13.06.2002 17:39:45, Сонечка
Редко какие воспитатели позволят ребенку не терпеть их...
Мне очень нравится Ваш оптимизм по поводу воспитательниц: "Ну, не нравлюсь я тебе, извини, дорогой, поищем другую воспитательницу, или я постараюсь тебе понравиться"...
13.06.2002 16:23:21, Элла Прокофьева
А у нас в саду так и было...дашка оджну воспитательницу не очень любила ,и с ней первое время не разговаривала...та отнеслась к
этому с юмором,не навязывала своего общества(дашка ее просто игнорировала)и в конце года дашка ее очень полюбила даже.
16.06.2002 10:28:57, ИМА
Кондратея
См выше коррекцию от Шин - у нас с вами разные представления о воспитательницах, так как они и правда разные.

Впрочем, я уже присмотрела в Питере садик, куда я отдала бы Кондрата, если бы понадобилось переехать. Правда, это платный садик, но в Питере это не о многом говорит само по себе. Но тот - хороший, как мне кажется.
13.06.2002 17:06:35, Кондратея
От души желаю Вашему малышу добрых и мудрых воспитателей:)
Вы ведь понимаете, наши беседы достаточно умозрительны и направлены на то, чтобы просто помочь родителям отделить хорошее от плохого:)
13.06.2002 17:15:25, Элла Прокофьева
ageel
Пусть :-). Но без детского общества у ребенка не будет своих друзей. А в больших городах детский сад чуть ли не единственное место, где это легко реализуется. 13.06.2002 16:00:25, ageel
Во сколько лет? 13.06.2002 16:03:43, Элла Прокофьева
ageel
По-моему, для ребенка наличие друзей становится значимым где-то между тремя и четырьмя годами. 13.06.2002 16:07:15, ageel
Да в саду и в год наличие друзей знАчимо.
Мамы-то нет. Кем заменить?
13.06.2002 16:13:32, Элла Прокофьева
ageel
Но в год - как замена, а для более старших это уже самостоятельная ценность. Все должно быть вовремя, имхо. Мне не нравится раннее отдавание в сад. 13.06.2002 16:19:14, ageel
Согласна. Все должно быть вовремя... 13.06.2002 16:21:14, Элла Прокофьева
ageel
А если вернуться к начальному вопросу, то сужением мира, по-моему, будет не сад сам по себе. Природа тоже может быть таким же ограничением. Если выбирать _между_. А нужно - всё :-) 13.06.2002 16:28:16, ageel
Да. Именно об этом я хотела поговорить вначале.
Конечно, природное, океаническое сознание хорошо до определенного момента. Но этот момент необходимо дать ребенку пережить...
13.06.2002 16:33:58, Элла Прокофьева
природа - это естественное ограничение, сад - искусственное. и ребенку желательно понимать разницу 13.06.2002 16:32:23, Шин
Кондратея
Ребенку не полезно ни коровье, ни козье молоко, подавно парное:-) Это к слову.

В вашем лесу других людей как-то маловато наблюдается. Это что, десятилетний ребенок впервые должен учиться быть с людьми?

Вот Руссо тоже так считал, как вы... а своих пятеро детей отдал на воспитание в разные крестьянские семьи, и никогда не интересовался более их судьбой. А его любовница (на которой он отказывался жениться) тосковала по детям.

Я не к тому, что у всех проповедников руссоизма такая домашняя жизнь, а о том, что даже у истоков такой философии практическая проверка просто была не предусмотрена. Т.е., сразу предполагалось, что об этом хорошо просто порассуждать.
13.06.2002 15:31:06, Кондратея
Мне кажется, можно быть не в лесу, а наоборот в Нью-Йорке каком-нибудь. Лишь бы у мамы, "сидит, как на стуле... у ней на груди" :-) Утрирую. Не важно, какая среда. Важно, при ком ты там. С нуля до Х - при родителях, с Х до Y - при БЛИЗКИХ людях, после Y - в чужом обществе. 13.06.2002 18:55:16, Neo
"Это что, десятилетний ребенок впервые должен учиться быть с людьми?"
Нет, конечно! Готов быть с людьми:)
К десяти годам ребенок - ГОТОВ быть с другими людьми не в пасторальных взаимоотношениях:)
К сожалению, сейчас, общаясь с массой взрослых людей, я вижу, как тянутся они именно к досоциальным, к дообщественным отношениям, потому что недополучили этого в детстве...

13.06.2002 15:41:27, Элла Прокофьева
Да, потом тяжело выйти на нормальные общественные :-) С потом и кровью, можно сказать, приходится... 13.06.2002 18:56:20, Neo
И со слезами...
Не к тому, конечно, говорю, чтобы мы все сейчас заплакали, а к тому, что наши слезы - смешные:), мы думаем, что нам кто-то должен, на самом деле, мы сами себе должны - за много лет...
Улыбайтесь, смейтесь, хохочите!:)))
13.06.2002 19:17:21, Элла Прокофьева
Коровье и козье молоко - конечно, метафора:), метафора пасторали.
Главное, в этой идиллии - добрая воля ее участников:)
13.06.2002 15:35:10, Элла Прокофьева
Да! Я забыла упомянуть. Я посещала сад с 12 мес, но в любой момент могла из него уйти, как из честного психологического эксперимента:)
Я - не против сада. Я - за добровольность участия в этом эксперименте общества над детьми.
Из моей арт-студии ребенок может в любой момент выйти - к маме...
И то, что дети, зная, что могут сказать мне, когда захотят: "До свиданья!", остаются заниматься, для меня - великая честь:)
13.06.2002 15:28:53, Элла Прокофьева
Кондратея
Да, конечно, хорошо, кто спорит. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным:-) Любую идиллию кто-то должен и оплачивать, поэтому единственные люди, достигшие возможностей такой идиллии (кого я знаю) - это богатые семьи лондонских пригородов. Очень-очень похоже на то, что вы описываете! А уж какая красивая сельская Англия - слов нет. Вот только отец, который обычно и оплачивает эту красоту, с семьей почти не живет - путешествует на работу и обратно. Уезжает - дети еще спят, возвращается - дети уже спят. Уровень нервных расстройств среди этих отцов - поражает. 13.06.2002 15:48:43, Кондратея
ageel
А подросшие дети обычно учатся в школах-ИНТЕРНАТАХ :-( 13.06.2002 15:55:28, ageel
Кондратея
Ой, точно, как же я про это забыла! Правда... Но это ведь после 10-12 лет. А детство - сплошная идиллия. Никаких детских учреждений, помимо playgroup. Всегда с мамой. В своем большом доме на своем большом участке. Кругом лепота и никакого уличного движения. 13.06.2002 16:00:03, Кондратея
ageel
Хорошо, конечно... Но платить за эту ляпоту интернатом совсем не хочется :-) 13.06.2002 16:03:36, ageel
Теоретически это мне понятно, но как предугадать, что сад будет тормозящим звеном в цепи развития ребенка? 13.06.2002 14:10:50, Лёлик
http://www.humans.ru/humans/57015
:) Это я к тому, что не успеем мы войти в область рациональных объяснений закономерностей детского развития, как мы с порога потерпим крах, если упустим из виду эмоциональное пространство, в котором развивается малыш...
13.06.2002 14:15:02, Элла Прокофьева
Спасибо за сайт, очень интересный, и Светлана Эльм там обитает. 13.06.2002 17:11:05, Сонечка
Надо же!:) Очень приятно! Давно ее не слышала - очень приятный собеседник:) Спишитесь - привет передавайте обязательно... 13.06.2002 17:17:36, Элла Прокофьева
Очень спорная статья. Но написано душевно и красиво. Я просто беру свой пример. Д/с с 2 лет, хотя положено было с трех. До него еще была няня. Согласно этой теории у меня просто нет шансов стать хорошим родителем... И все-таки я такая мать, которая качает, поет колыбельные , кормит грудью до двух лет, носит на руках уж больше двух лет и наслаждается этим. А няне своего не могу доверить,даже на пару часов. м.б. подсознательно?
А по поводу сужения и расширения пространства если взять это даже на самом примитивном и буквальном уровне я давно задумываюсь. Мои прогулки с малышом - это маленькое путешествие каждое утро, сейчас ему уже больше двух, идем то смотреть плотину, то пруды, то стадион, то поезда. Далеко. Полдороги несу на руках.Что будет, если он пойдет в детсад? Я сторонник детсада с трех лет, пока :-)))Как он будет чувствовать себя на огороженной территории, не представляю. Неужели все так мрачно?
13.06.2002 16:35:14, Талюшка
По моим наблюдениям, большинство детей мудрых родителей идет в три года в сад хорошо:)
В четыре года начинается депрессия: возраст образно-ролевой игры, а в саду не позволяют малышу быть Маугли или Василисой-Премудрой.
Однако, я уверена, должны быть сады, где воспитатели проповедуют мудрый подход и позволяют малышу ИГРАТЬ. Ищите такой сад. Удачи и терпения!
13.06.2002 16:41:09, Элла Прокофьева
С этого места поподробнее:-))
Что в Вашем понимании мудрый подход, который трудно встретить? Позволение играть КАК? Как проверить садик, не имея туда доступа запросто,да и как пойти, если мне ребенка не на кого оставить, есть ли какие-то признаки для ищущих родителей, не хочется пожинать ошибки, уже начав ходить.
Да, мне тут как раз предложили поработать в садике. Живу рядом :-))Вот она, тетка-обывательница. У меня высшее гуманитарное (наука),с правом преподавания, т.е. все-таки околопедагогическое. А работать предлагается няней. И только. Может, это хороший сад?
13.06.2002 17:16:08, Талюшка
Ну, допустим, Вы проводите занятие "Конструирование". Один из малышей говорит Вам: "Я - Бэтман!" И надевает перед занятием маску Бэтмана...
Ваши действия...:)
13.06.2002 17:20:34, Элла Прокофьева
Конструируем Бэтмобиль, конечно :-)

Реджио Эмилиа так устроено, по идее...
13.06.2002 17:28:02, Neo
На моем месте, любой психолог прослезится от такого решения вопроса воспитателем - от профессионального умиления:)
А как Вам такое (самый продвинутый вариант): воспитатель бежит ко мне в кабинет и просит проверить ребенка на вменяемость (с этим воспитателем (логопедическиая группа) у меня самые лучшие отношения - она мне доверяет как профессионалу, с остальными - хуже: они предпочитают называть меня между собой "психом" (случайно подслушала:))...

13.06.2002 17:37:53, Элла Прокофьева
Psych - в английском по крайней мере языке сокращение очень распространенное от слов "психолог, психологический". И что-то в этом очень мудрое есть :-) В связи с теорией положительной дезинтеграции :-)

Да, можно и проверить на вменяемость, что делать, запрос поступил... По результатам сказать несколько веских слов о замечательно-творческом применении ребенком фантазийных инструментов для решения межперсональных проблем или еще чего. Может, кому поможет :-)
13.06.2002 18:59:05, Neo
Туська
Psych? Это значит "псих", простите, Neo:) 14.06.2002 20:26:33, Туська
U nas na fakul'tete :-) etim slowom oboznachayut "otnosyashijsya k fakul'tetu psichologii" Tak zhe eto sokrasheniye rasprostraneno i na rassylkah dlya roditelej. I w drugih professional'nyh i okolo krugah. Angloyazychnyh, utochnyu, ya dumayu, rashozhdeniye w znachenii imenno iz-za etogo utochneniya :-)

Naprimer:
http://www.psychwww.com/
http://www.psych.org/
http://psychcentral.com/

14.06.2002 22:05:10, Neo
простите, но вы ошибаетесь.
псих - psycho

14.06.2002 20:51:10, Шин
:))) 13.06.2002 19:10:24, Элла Прокофьева


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!