Стал наш Павел привирать. Чтобы мы не ругали. Можно сказать, чтобы мы не оценивали его поступки плохо, не огорчались его поступкам - просто чтобы не было негатива. Иногда спрашивает: "А ты не будешь меня ругать". Отвечаю, что если стоит того, то буду, но сказать все равно надо правду. Тогда замолкает, приходится, присесть , обнять, побубукать, чтобы он сказал (чем занимался в соседней комнате, что произошло в саду - все, что он сам определил как источник негатива). Но в последнее время просто говорит неправду - я там не был, этого не было, это не я сделал, сказал, а Дима.
КТо - нибудь с таким сталкивался? Посоветуйте, как реагировать?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Детско-родительские отношения
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У этой проблемы много сторон, остановлюсь только на нескольких. Действительно оценка того, что произошло с ребенком в садике/школе с точки зрения учительницы/воспитательницы может быть несправедливой, если при этом еще и мама ругает, то ребенок чувствует полную несправедливость. Мама не должна "ругать", мы вообще не использовали это слово, я говорю "обсудить конкретную ситуацию", понять почему учительница имела основание обвинить в чем-то ребенка и подсказать как лучше было бы вести себя в этой ситуации. Такой "разбор полетов" не гарантирует того, что в следующий раз не случится чего-то другого, но помогает не повторить такой же ошибки и учит ребенка анализировать ситуацию с точки зрения других людей. А анализ ситуации имеет смысл только если все факты изложены без искажений, т.е. правдиво. Надо показать ребенку, что вместе проще решить любые проблемы.
11.06.2002 02:50:45, Blossom
Быть на стороне ребенка, чтоб он воспринимал родителей как источник ПОМОЩИ - чтоб ему реально было ПРИЯТНЕЕ рассказать, чем не рассказать. Другие используют "темную сторону силы" - чтоб, значит, ребенку стало еще хуже от вранья, чем от не-вранья... Это, мне кажется, может привести к спирали, ведущей вниз - к гонке вооружений, когда ребенок учится врать "получше" и ему родители за это устраивают все более тяжелую жизнь...
06.06.2002 20:50:14, Neo
Объясните, пожалуйста, а зачем ругать? :-) Он знает, что это плохо, Вы знаете, что он знает, понимаете, что "больше не буду" - заблуждение, тогда в чем смысл этого ритуала? :-) Пар выпустить, или "так положено воспитывать детей" ?
06.06.2002 16:30:41, Сонечка
киньте совет, как себя вести при откровенно отрицательном действии? например, он тянет собаку за хвост. знает, что ей больно, или по крайней мере, неприятно.
07.06.2002 23:17:03, Илана
07.06.2002 23:17:03, Илана
Я говорила, что МНЕ неприятно на такое смотреть. Тогда ребенок имел дело со мной - с моими проявлениями недовольства, ему хотелось меня успокоить и т.п. Если не хотелось, я уходила...
08.06.2002 23:01:26, Neo
а это не воспринималось, как демонстративное проявление? ну вот там выше - "цыганочка с выходом". У нас бабушка таким страдает :-(
Ребёнок понимает, если ей объяснять, но бабушка уходит в глубокий штопор, т.к.разоблачение манипуляции воспринимает как личную обиду.
Объясняться одновременно не успеваю, по времени развести - тоже(это значит - я пока не придумала - как, беседы с бабушкой - воспринимаются как моя личная блажь, "которая пройдёт"). 09.06.2002 16:33:46, гусеничка
Ребёнок понимает, если ей объяснять, но бабушка уходит в глубокий штопор, т.к.разоблачение манипуляции воспринимает как личную обиду.
Объясняться одновременно не успеваю, по времени развести - тоже(это значит - я пока не придумала - как, беседы с бабушкой - воспринимаются как моя личная блажь, "которая пройдёт"). 09.06.2002 16:33:46, гусеничка
Если было демонстративное, воспринималось, как таковое :-) Искренность важна... Если мне ИСКРЕННЕ неприятно на что-то смотреть, и я скажу об этом ребенку - БЕЗ упрека, просто поделюсь своей проблемой, попрошу помощи... Тогда - нормально воспринимается.
С бабушкой... Ну что сказать - если проявлять терпение и верность себе, это пройдет :-)))))) 09.06.2002 19:10:54, Neo
С бабушкой... Ну что сказать - если проявлять терпение и верность себе, это пройдет :-)))))) 09.06.2002 19:10:54, Neo
тогда не знаю. у меня собаки нет, есть младший брат. ругань не помогает, наоборот ухудщает поведение.
08.06.2002 18:16:42, Шин
Если это ко мне вопроc, то:
в исходном топике я уточнила формулировку. "Чтобы не ругали" означает"чтобы не оценивали поступки сына негативно". Я считаю нужным выражать свое отношение к происходящему. И в том случае , когда "происходящее" - поступки нашего сына - тоже. Вот и вопрос - как донести свою реакцию, когда мне кажется, что малыш не прав, так, чтобы не стимулировать его к обману.
Вопрос про "больше не буду" - не мой вопрос, его задала Илана. Насчет "так положено воспитывать детей" - если б воспитание можно было бы свести к своду правили "положеных". то к чему бы эта конфа? Которая, кстати сказать, в моем конкретном вопросе вчера - помогла :)
07.06.2002 09:02:19, ЧереПаха
в исходном топике я уточнила формулировку. "Чтобы не ругали" означает"чтобы не оценивали поступки сына негативно". Я считаю нужным выражать свое отношение к происходящему. И в том случае , когда "происходящее" - поступки нашего сына - тоже. Вот и вопрос - как донести свою реакцию, когда мне кажется, что малыш не прав, так, чтобы не стимулировать его к обману.
Вопрос про "больше не буду" - не мой вопрос, его задала Илана. Насчет "так положено воспитывать детей" - если б воспитание можно было бы свести к своду правили "положеных". то к чему бы эта конфа? Которая, кстати сказать, в моем конкретном вопросе вчера - помогла :)
07.06.2002 09:02:19, ЧереПаха
Так и я о том, не обижайтесь. Если он УЖЕ знает, что поступил плохо, то какой смысл говорить ему об этом опять?
07.06.2002 10:20:45, Сонечка
Это "положено так". Смысл таких ритуалов скорее всего в том, чтобы дольше помнил что "больше не будет". Только что пришла идея. Можно каждый вечер вспоминать с ребенком чего он "больше не будет". Чтобы не забывал. Когда список станет достаточно длинным, 10 раз подумаешь перед тем как что сделать. А вдруг потом окажется, что это действие войдет в список "больше не буду". Есть еще вариант. Взявший нож да выучит правила техники безопасности при работе с холодным оружием. И через день сдает по ним экзамены. Несдавший стоит в углу и на следующий день сдает снова. Взявший списки да учит правила пожарной безопасности. И так далее.
В результате из ребенка получится образцовый инспектор пожарной охраны и настоящий бездельник.
Я думаю, что если малыш берет не то, что надо, то ему просто заняться нечем. Скучает он. Или очень на нож хочется посмотреть. Пусть при взрослых наиграется. А если он очень опасный, то уберите его подальше.
А врут или когда не понимают, что это плохо или когда очень боятся. У меня друг если мамы дома нет никогда не признается, что двойку получил. Специально в гости меня приглашает чтобы отложить разговоры об учебе до прихода мамы. А ей признаться не боится, хотя и от нее влетает. Просто как тут правильно сказали он ей доверяет. А отцу не очень. А иногда врут когда расстраивать никого не хотят, а все уже прошло и последствий нет. Например не станешь же признаваться, что перешел дорогу в неположенном месте. Ты видел, что машин вокруг нет. Но родители все равно запрещают. И для чего признаваться? Чтобы всех расстроить да еще и чтобы отругали? Родители же не видели, что машин совсем не было. Значит на всякий случай будут ругать. 06.06.2002 20:29:06, Dima.
В результате из ребенка получится образцовый инспектор пожарной охраны и настоящий бездельник.
Я думаю, что если малыш берет не то, что надо, то ему просто заняться нечем. Скучает он. Или очень на нож хочется посмотреть. Пусть при взрослых наиграется. А если он очень опасный, то уберите его подальше.
А врут или когда не понимают, что это плохо или когда очень боятся. У меня друг если мамы дома нет никогда не признается, что двойку получил. Специально в гости меня приглашает чтобы отложить разговоры об учебе до прихода мамы. А ей признаться не боится, хотя и от нее влетает. Просто как тут правильно сказали он ей доверяет. А отцу не очень. А иногда врут когда расстраивать никого не хотят, а все уже прошло и последствий нет. Например не станешь же признаваться, что перешел дорогу в неположенном месте. Ты видел, что машин вокруг нет. Но родители все равно запрещают. И для чего признаваться? Чтобы всех расстроить да еще и чтобы отругали? Родители же не видели, что машин совсем не было. Значит на всякий случай будут ругать. 06.06.2002 20:29:06, Dima.
Страх наказания, порицания или даже отсутствия поощрения обычно лежит в основе вранья. Хотя более глубинной причиной, на мой взгляд, является отсутствие доверия ребенка к взрослому, когда ребенок заранее боится реакции взрослого. Разбирать поступки ребенка, конечно, надо, но таким образом, чтобы ребенок осознавал, что Вы - тот самый человек, который поможет в трудную минуту, чтобы не случилось, и шел к Вам за этой помощью. Именно поможет, объяснит, приласкает, а не поругает и накажет. Именно в таких ситуациях важно, чтобы взрослый помог ребенку выбраться из негатива, подобрав для его поступка объяснение типа: "Ты просто не мог предположить, что так получится, но теперь я тебе все объяснила, и ты знаешь, какие могут быть последствия".
ИМХО 06.06.2002 14:56:47, LOO
ИМХО 06.06.2002 14:56:47, LOO
ОК, в первый раз - согласна. Но ведь если он поступил абсолютно так же в четвертый - я должна показать, что я огорчена его поступком?
06.06.2002 15:04:25, ЧереПаха
Безусловно. Причем, на мой взгляд, самое важное, чтобы Ваша реакция и, по-возможности, реакция других взрослых, окружающих ребенка, была единой и последовательной. Ведь очень часто ребенок именно проверяет реакцию взрослых, когда она разная на один и тот же его поступок. Вообщем, хорошо бы договариваться с родными и близкими реагировать одинаково. Тогда и ребенку будет легче сориентроваться в конкретной ситуации. Извечная проблема семи нянек и дитя без глаза. :)))
06.06.2002 15:56:49, LOO
Ну вот, см. ниже мой пример с ножом. Он знает, что одному доставать нож нельзя, знает почему (опасно), он его достал, знает что я буду огорчена=недовольна. Он и говорит - ничего не делаю. Из-за "страха порицания".Боюсь, поумнеет, придумает что-то правдоподобнее - табуреткой, мол, я шумлю
06.06.2002 16:00:36, ЧереПаха
В подобном случае может быть разумнее убрать нож подальше, чтобы он не мог его доставать и не было бы соблазна.
06.06.2002 16:26:25, LOO
[пусто]
06.06.2002 16:32:07
Ребенку еще и 6 лет нет. Не стала бы я его учить пользоваться папиным ножом в этом возрасте. Да и не готов он к этому еще судя по поступкам - нет должного уважения к опасному предмету :)
06.06.2002 17:16:57, LOO
06.06.2002 17:16:57, LOO
[пусто]
06.06.2002 18:00:16
Тут про нож вспомнили. Это от ребенка зависит. Мои старший получил нож в руки как только твердо научился стоять у стола (на табуретке) - года в полтора. Естественно в моем присутствии. В два года он на полном серьезе помогал мне резать фасоль для зимних заготовок. Первый СОБСТВЕННЫЙ перочинный нож получил в 4 года на день рождения. К этому времени он уверенно мог строгать и резать. Ни разу серьезно не резался. И что важно, для него нож - орудие труда, а не холодное оружие. А у знакомой сын получил первый перочинный нож в первом классе, сразу же понес его в класс похвастаться, конечно, учительница тут же заметила и отобрала. На вопрос "Для чего он тебе?" - ребенок ответил - "Чтобы защищаться от старших." Чувствуете разницу! Спокойный, дружелюбный сын моей знакомой, никогда не державший ранее нож в руках, потому что он "опасный" так его и воспринимает - как оружие.
А вот мой младший сын получил нож в руки только в 5 лет, из-за своей импульсивности и непредсказуемости. И уже приходится его учить, что нож - для того чтобы строгать и вырезать, а не чтобы им размахивать. 06.06.2002 20:57:37, мама Лариса
А вот мой младший сын получил нож в руки только в 5 лет, из-за своей импульсивности и непредсказуемости. И уже приходится его учить, что нож - для того чтобы строгать и вырезать, а не чтобы им размахивать. 06.06.2002 20:57:37, мама Лариса
[пусто]
06.06.2002 21:02:56
А я думала конфу все читают. Спасибо за науку, теперь буду знать, что все это персонально для Вас. Больше не буду.
06.06.2002 22:49:56, мама Лариса
Мы сталкивались. Отучила так - за вранье/замалчивание проступков наказывала наиболее строго. Всячески поощряла честность, хвалила за храбрость, если видела, что дочь говорит правду, которая ей тяжело дается. После каждого случая вранья/замалчивания разбирала ситуацию (в уже спокойной обстановке), показывая, почему лучше было бы, если бы правда была сказана сразу. Рассказываю о том, как будет плохо, если мы не будем ей верить ни в чем.
Такой период у нас был около 5.5-6 лет, к 6.5-7 годам вранья практически никогда не бывает. Хотя и иллюзий я не строю, совсем без скрытности, наверное, быть не может. 06.06.2002 14:10:07, Катерина Кузовкина
Такой период у нас был около 5.5-6 лет, к 6.5-7 годам вранья практически никогда не бывает. Хотя и иллюзий я не строю, совсем без скрытности, наверное, быть не может. 06.06.2002 14:10:07, Катерина Кузовкина
"...будет плохо, если мы не будем ей верить ни в чем".
А если верить? Во всем...
06.06.2002 14:17:33, Элла Прокофьева
А если верить? Во всем...
06.06.2002 14:17:33, Элла Прокофьева
Значит доверять во всем? Мой пока не врет, но насочинять может. Случай у нас на площадке был: паренек трех лет вдруг сильно расстроился и, всхлипывая, сказал: "меня воспитательница в саду наказааалааа!" Его все начинают дружно жалеть, воспитательницу ругать. Тут подходит его дедушка и говорит:"да он вообще в сад не ходит, домашний ребенок!" Я считаю, что лучше все-таки проверять.
07.06.2002 10:11:06, Taty
Мне такой подход - поощрения - близок. Но вот в саду как? ВОспитательница говорит - ваш нахулиганил. Не хочется обижать сына недоверием. Но если спросить его один на один, определенно скжает, это не я, это Вася, воспитательница не поняла. Я долго ему верила. А вызывать на "очную ставку" мне кажется унизительным что ли
06.06.2002 14:13:45, ЧереПаха
Вот тут я бы не добивалась правды. Потому что тут взгляд на вещи очень субъективный: с точки зрения воспитателя сын может совершить что-то такое, что нарушит спокойствие воспитателя. С другой стороны, со стороны ребенка, в той же ситуации нельзя было поступить иначе, поэтому - он прав, он не хулиганил, а виноват Вася. Воспитатели действительно же зачастую не могут оценить ситуацию, видят только кусок...
06.06.2002 15:03:27, Катерина Кузовкина
Тут я еще вот что подумала... В отношениях с воспитателем ребенку, наверное, проще наврать, чем признаваться в своих проступках. Во-первых, воспиталель не все заметит, во-вторых, вряд ли будет лезть слишком глубоко - времени нет, не будет разбирать проблему вранья... накажет за проступок - и все тут. Поощрять честность - это надо много моральных сил и времени, которых у воспитателей нет. И получается цепочка - началось вранье в саду - продолжается дома...
06.06.2002 15:08:20, Катерина Кузовкина
В такой ситуации я буду очень бояться совершить ошибку. Лучше, наверное, быть на стороне ребенка, чем обидеть недоверием/наказать напрасно... Не знаю.
06.06.2002 15:17:14, Катерина Кузовкина
Извините, что встреваю, но - ДА! Убеждена, что надо быть на стороне своего ребенка! Пришла к этому опытным путем.
06.06.2002 15:13:52, Ник
Я тоже считаю, что в таких случаях нужно защищать ребенка, хотя бы при посторонних, будь то сад или школа. А вот дома можно будет спокойно во всем разобраться. Даже проиграть ситуацию по-ролям.
06.06.2002 16:04:48, LOO
:))Встревайте, пожалуйста, я у всех прошу совета. Очень-очень рада вашему мнению. Я тоже считаю, что ребенок должен всегда знать - в любом случае, чтобы не случилось, дома поддержат и защитят. Но для меня вопрос очень важен, боюсь ошибаться
06.06.2002 15:17:22, ЧереПаха
Это и в самом деле важно - чтобы он знал, что дома - защитят. Тогда есть надежда, что со своими проблемами он придет не к приятелю или чужому человеку, не замкнется в себе, а придет домой, к нам. Что бы ни натворил.
10.06.2002 12:33:18, Ник
Чтобы мы могли дать Вам хорошие рекомендации:), расскажите, за что Вы ругаете малыша...
06.06.2002 13:47:07, Элла Прокофьева
Да мы, собственно, не ругаем. Мы оцениваем, скажем так. Т.е. можем сказать - ну, это ты зря, это не хорошо.
Вчера, например, жужжал чем-то на кухне. Что делаешь? Уже иду. А делаешь-то что? Ничего. Уболтала, признался. Открывал папин складной нож (нажимаем на кнопочку - выскакивает лезвие). Знает, что это делать нельзя, потому что опасно. Но достал, встав на табуретку. Почему-то он как-будто боится попросить . Попросил бы - мы бы предложили поизучать нож вместе - так безопаснее 06.06.2002 14:10:03, ЧереПаха
Вчера, например, жужжал чем-то на кухне. Что делаешь? Уже иду. А делаешь-то что? Ничего. Уболтала, признался. Открывал папин складной нож (нажимаем на кнопочку - выскакивает лезвие). Знает, что это делать нельзя, потому что опасно. Но достал, встав на табуретку. Почему-то он как-будто боится попросить . Попросил бы - мы бы предложили поизучать нож вместе - так безопаснее 06.06.2002 14:10:03, ЧереПаха
Я сталкивалась - в детстве:)
Обманывала маму, чтобы не тревожить, не расстраивать.
Думаю, многие из нас лгали "во спасение" психического здоровья родителей...
Обманывают, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах и в глазах других, - взрослые:) Чаще всего - обманывают самих себя:)
Вообще, Вы открыли очень интересную тему: "Ради чего дети лгут?"
С моей точки зрения, чаще - ради того, чтобы не расстраивать близких.
06.06.2002 13:41:41, Элла Прокофьева
Обманывала маму, чтобы не тревожить, не расстраивать.
Думаю, многие из нас лгали "во спасение" психического здоровья родителей...
Обманывают, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах и в глазах других, - взрослые:) Чаще всего - обманывают самих себя:)
Вообще, Вы открыли очень интересную тему: "Ради чего дети лгут?"
С моей точки зрения, чаще - ради того, чтобы не расстраивать близких.
06.06.2002 13:41:41, Элла Прокофьева
Когда мой сынок был поменьше, я ему говорила, что когда он хочет сказать неправду, в его глазках (в одном или двух от степени вранья) загораются минусики вместо плюсиков. Он очень в это верил и частенько проверял меня, загадывая "правду" и "неправду". Вообщем у нас была вот такая вот игра на эту тему. Сейчас нам 8,5 и я еще ни разу не ловила его на вранье.
И еще насчет расстройства. Он очень волнуется в школе, когда отвечает у доски. Недавно спросила причину этого волнения. Он мне ответил, что боится меня расстроить и заранее волнуется. Это моя вина, т.к. в прошлом году, когда он пошел в первый класс я частенько расстраивалась (не ругала, а именно расстраивалась) из-за того, что его учеба не соответствовала моим представлениям (хотя учился он хорошо). Теперь я пожинаю плоды своих ошибок. Недавно попыталась договориться с ним, что больше из-за оценок расстраиваться не буду, чтобы он не волновался. Вот не знаю, поможет ли?
Так что боязнь расстроить родителей действительно может стать не только мощным стимулом, но и мощным стрессом для ребенка, проявляющимся у кого во вранье (чтобы уйти от стресса), а у кого в волнении (в результате переживания этого стресса). И то и другое - плохо. Где та самая грань? Век живи, век учись. 06.06.2002 15:13:03, LOO
И еще насчет расстройства. Он очень волнуется в школе, когда отвечает у доски. Недавно спросила причину этого волнения. Он мне ответил, что боится меня расстроить и заранее волнуется. Это моя вина, т.к. в прошлом году, когда он пошел в первый класс я частенько расстраивалась (не ругала, а именно расстраивалась) из-за того, что его учеба не соответствовала моим представлениям (хотя учился он хорошо). Теперь я пожинаю плоды своих ошибок. Недавно попыталась договориться с ним, что больше из-за оценок расстраиваться не буду, чтобы он не волновался. Вот не знаю, поможет ли?
Так что боязнь расстроить родителей действительно может стать не только мощным стимулом, но и мощным стрессом для ребенка, проявляющимся у кого во вранье (чтобы уйти от стресса), а у кого в волнении (в результате переживания этого стресса). И то и другое - плохо. Где та самая грань? Век живи, век учись. 06.06.2002 15:13:03, LOO
да!!! довольно часто. тоже с тем же вопросом - а ругать будешь? я так же, как вы отвечаю. иногда говорит, иногда - нет. а еще не держит свое слово. может, пообещать, а через некоторое время уговаривать, чтобы сделать то-то и то-то, причем уже обещает на будущее, что это последний раз, а вот в следующий обязательно слово сдержит. у вас такое есть? может, от ребенка в его возрасте - 4,10 -не стоит много ожидать?
06.06.2002 13:33:51, Илана
"Последний раз" - это у нас очень часто. Я думаю, он в тот момент когда обещает, что больше так не будет, искренне верит, что не будет. Он огорчен тем, что я огорчена и не хочет, чтобы такое повторилось. А потом - умишко-то коротенький, соблазн большой...Ему уже 5,8
06.06.2002 14:11:53, ЧереПаха
Старайтесь не брать с ребенка обещаний, которые он не может выполнить в силу своего возраста.
06.06.2002 14:58:54, LOO
:)) Мы именно так и поступаем. Обещать "больше никогда не буду", видимо, в саду научили. И я всякий раз объясняю, что он зря это обещает, потому как может оказаться, что сдержать обещание не по силам
06.06.2002 15:02:05, ЧереПаха
боже, я совсем запуталась - обещаний не брать, делать вид, что доверяешь во всем, не замечать лжи... не могу представить себе, как это будет выглядить...
06.06.2002 15:18:24, Илана
:)) Ну это же в пределе, в идеале. Конечно, стараюсь, чтобы у него повода не было врать, Просто боюсь скатиться к попустительству. Не ругать, не огорчаться, но как-то я должна выразить свое отношение? Аккуратно дозировать силу этого отношения?
К слову, у меня с мамой были очень доверительные отношения. Но я врала. По обоим поводам - и чтобы не расстраивать, и чтобы не ругали. 06.06.2002 15:41:45, ЧереПаха
К слову, у меня с мамой были очень доверительные отношения. Но я врала. По обоим поводам - и чтобы не расстраивать, и чтобы не ругали. 06.06.2002 15:41:45, ЧереПаха
я старалась не врать. помню, уже подростком, даже воспитывала в себе это.))) бывало, скорее, не говорила что-то. это да.
06.06.2002 15:57:21, Илана
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?