Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Клавке

Клавка, я там внизу ответила на вопросы.
Если есть комментарии, давайте сюда переедем, а то уже так далеко "уползло" - трудновато найти.
28.03.2002 00:56:18,

66 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я прочитала. Если честно, возможно, я сама виновата, но разговор уходит куда-то не туда...

Про родителей - кто бы спорил... Но вот примеры из Вашего же сайта, где Вы говорите о том, как реагировать, если дитё упало, ударилось, испугалась, короче, какой-то стресс. Что связанные со стрессом события запоминаются наиболее остро, известно и понятно из общих соображений. Кто там своего сына побил, чтобы огненной саламандры не забыл? :) Вы предлагаете родителям в этот момент воздержаться вообще от всяческих каких бы то ни было выссказываний, комментариев и т.д. Вот здесь я в корне не согласна. Да, иногда мама чувствует себя виноватой, а, порой, использовать ситуацию в корыстных целях - показать, к чему приводит, что не послушалось маму дитё, ну, много ещё чего приплести можно.

Но так категорично, без рассмотрения разных вариантов, предлагая не говорить ничего, Вы, на мой взгляд, лишаете многих последовавших Вашим советам элементарных эмоциональных контактов. Ведь многие в этот момент просто говорят, как любит своего малыша, или ещё что-нибудь в этом духе, мамы показывают своё участие, выражают свою любовь и т.д. Мне вообще представляется, что если мама честно хочет следовать Вашему совету, то в стрессовой ситуации она вообще попадает в идиотское положение, когда вместо своих перманентных, естественных эмоций, она должна помнить Ваши указания и молчать, в её душе может просто родиться страх что-либо говорить в данный момент.

Прокомментируйте, пожалуйста, Ваши соображения, когда Вы писАли этот конкретный совет c учётом, что его будет читать искренняя душевная мама, никогда не упрекающая своё дитя.
28.03.2002 01:14:41, Клавка
Я готова прокомментировать, только для конкретики приведите, пожалуйста, пример высказывания, которое искренняя душевная мама, никогда не упрекающая свое дитя, может употребить в случае, если она чувствует себя виноватой или хочет использовать ситуацию в корыстных целях.
Ну, и второй пример - даже если всего этого нет, а она просто хочет выразить свое сочувствие и любовь.
А я постараюсь показать, как это может сказаться позже.
Уточню еще раз, что речь идет о самых первых моментах после травмы, когда ребенок находится фактически в состоянии болевого или эмоционального шока.
Насчет лишения эмоциональных контактов (я уже не говорю о том, что навряд ли я могу кого-то "заставить" или лишить чего-то, высказав свое мнение на сайте даже в самом категоричном духе) - эмоции и сочувствие прекрасно передаются невербально, то есть совсем без слов. И уж дети-то их воспринимают мгновенно, гораздо быстрее, чем любые слова. Так что это - не препятствие.
А насчет страха у мамы - я не вижу в тексте какого-то излишнего нагнетания эмоций и страхов, по-моему, текст достаточно аналитичен, и призван помочь тем, кто уже задумывался на эту тему, или готов задуматься. Думаю, что вряд ли мамы читают его в состоянии болевого или эмоционального шока :)), а в этом случае он не может сыграть такую "страшную" роль, как Вы пишите, имхо...
Жду примеров для пояснений.
Светлана
28.03.2002 11:53:38, Svetlana
Мишка вчера проснулся с плачем. Прямо рев взахлеб. Я его на руки взяла, спрашиваю - Что случилось? Что болит?
А ребенок мне сквозь слезы:
Дай мне успокоиться!
:))
29.03.2002 09:44:57, Ксенька
Мудрые у нас дети!
Кстати, мы часто болезненно относимся к отрицательным эмоциям у детей, и стремимся совсем исключить их хотя бы из детской жизни.
А ведь в определенных рамках они тоже необходимы для нормального развития.
Хотя бы для равновесия. И потом, чтобы с ними справляться, нужно же сначала их "попробовать" и научиться переживать?
Кто как считает?
29.03.2002 12:50:00, Svetlana
Дочка мне в таких ситуациях хлоп ладошку на рот :-) Для верности :-) И так тоже говорит: "Давай сначала успокоимся" :-) И меня в это включает, проницательно :-) 30.03.2002 04:42:30, Avalokitesvara
Ух, умница! 30.03.2002 16:45:52, Svetlana
Несколко примеров нормальной реакции, которые мне могут представиться.

1. Мама сильно напугана сама, хватает ребёнка, с силой прижимает к себе и причитает речитативом: "Мой хороший, что случилось? малыш, что с тобой?"

2. Мама обнимает (очень крепко) и говорит: "Я с тобой, всё будет хорошо. Я тебя люблю, мой хороший."

3. Мама страшно расстроена - она предвидела ситуацию, но не предотвратила её: "Мой малыш, прости меня, это я виновата, я же говорила тебе, что..., видишь теперь, что получилось?... Не делай больше так."

29.03.2002 03:06:09, Клавка
Спасибо.
А теперь просто "наложим" на все это ситуацию сильной боли (со страхом - то же самое, полная аналогия).
И посмотрите, что получается. Я даже не буду сейчас теорию рассказывать. Только основную идею - во время сильной боли мозг пропускает не все слова, а только ключевые, и все это идет вперемешку с сигналами боли.
Получается примерно следующее:
1. Наряду с картинкой окружающего фиксируется: физическая боль+непонимание+мамин страх+"хороший... БОЛЬНО...малыш...БОЛЬНО...что с тобой?...БОЛЬНО" и т.п.
Вся эта смесь фиксируется целиком, как бы единым блоком.
И в дальнейшем любое слово из этой комбинации будет вызывать в памяти ВЕСЬ набор. Например, через некоторое время мама ему говорит - Ты мой хороший малыш!, а у ребенка вдруг возникает ощущение боли+непонимания+страха. И возникает внутренний протест - я не хочу быть ХОРОШИМ МАЛЫШОМ, потому что это больно и страшно. И начинает делать все назло, а родители не могут понять, в чем дело. То же самое может произойти в ответ на невинный вопрос "Что с тобой?"
Именно так это всплывает в терапии - начинается со странного поведения, которое человек не может объяснить разумно. Потом всплывает ситуация, привязанная чаще всего именно к СЛОВАМ, а потом уже - страх, боль, и снимается все именно тогда, когда человеку удается "просмотреть" всю ситуацию, и понять, из-за чего так получилось, какое ЕГО действие привело к ошибке. После этого эмоции уходят, уходит и болезненная реакция на слова, и все превращается в эпизод "жизненного опыта", который может быть использован - "встал на скользкое - держи равновесие", "бежишь по неровной дороге - контролируй поверхность" и т.п.
Я совершенно не хочу Вас как-то напугать (в конце концов, мы все живем с такими фиксациями, часто не подозревая об этом, и ничего. Просто можно детей не грузить лишним, удержавшись от слов на 1-2 минуты).

2. Пример наложения:
"Я с тобой... БОЛЬНО... всё будет хорошо...БОЛЬНО... Я тебя люблю... БОЛЬНО"
И следствия - Я с тобой - это БОЛЬНО - я не хочу быть с тобой, мама, я буду от тебя отстарняться, и по возможности -убегать.
Если "все будет хорошо" - будет БОЛЬНО, поэтому я сам сделаю так, чтобы не было хорошо, сам все разрушу и испорчу. (Кстати, возможно, что-то подобное проявляется в случаях необъяснимой агрессии к вещам, о которых девочки недавно писали).
Ну, про "Я тебя люблю"-БОЛЬНО даже не пишу, понятно, какие конфликты возникнут - ощущении боли и страха в ответ на любое проявление любви - столкновение двух базовых потребностей. Кстати, наверное, одна из распространеных причин неврозов и болезней - хочу быть любимым, а страх мешает.

По поводу третьего - аналогично, плюс еще добавлю - в психосоматике описаны случаи, когда зрение у ребенка портилось именно из-за того, что в критические моменты ему говорили - "Видишь, что получилось?" или "Посмотри, что ты натворил!".
Поскольку "видеть" и "смотреть" связывалось с БОЛЬНО, СТРАШНО, или того хуже, СТЫДНО - сразу шла защитная реакция - не хочу видеть, не буду смотреть. И быстро ухудшалось зрение вообще. То же самое - со слухом - в ответ на упреки - "Ты меня слышишь?",
"Ты меня совсем не слушаешь!" и даже "Вот не слушаешь(ся) маму - так и получается!".
Вот в таком примерно ключе срабатывают основные механизмы.
Еще раз хочу подчеркнуть - не нужно бояться, все равно мы не можем предусмотреть всего (к примеру, начать причитать над ребенком могут и родственники, и просто "добрые сочувствующие" прохожие, но это все же реже и от нас меньше зависит), но что мы как родители можем сделать -проявить совсем немного терпения и выработать в себе привычку откладывать все высказывания на момент переживания ребенком боли.



29.03.2002 12:44:36, Svetlana
:))))

Вопрос был прокомментировать не столько сами выссказывания (это уже вы попросили привести примеры), а Ваши соображения, кому и зачем направлены Ваши советы на Вашем сайте.
30.03.2002 20:19:30, Клавка
:))
Тогда привожу цитату со своего сайта:
"Судя по письмам, пришедшим мне после открытия этой страницы, многим родителям оказались интересны и практические приемы, и теория, на которую они опираются. Поскольку, помимо НЛП, есть еще ряд приемов и теоретических положений, которые мне очень помогли и помогают в воспитании ребенка, ниже я помещаю описание некоторых из них со своими комментариями. Еще раз отмечаю - я не хочу сказать, что это самые лучшие методы - просто это те, которые остаются в моем родительском "репертуаре" после проверки временем. Если что-то окажется созвучно вашим мыслям и чувствам - пусть это послужит вам поддержкой. Если нет - смело пропускайте и ищите близкое вам."
То есть, фактически мои советы направлены к тем, кто уже задумывался над подобными вещами, и ищет новую информацию о разных способах решения волнующих их проблем. Я говорю только о тех способах, которые мне близки и понятны, и уже проверены мной на практике. Безусловно, я никому их не навязываю :)).
Кстати, часть советов была написана именно как ответ на часто повторяющиеся вопросы на детских конференциях - чтобы не повторять много раз одно и то же, а просто дать ссылку.
А использовать ли совет, или нет - это личное дело каждого, так же, как и любую другую реплику на конференции.
Кстати, хотела Вас поблагодарить - Ваша реплика стимулировала довольно содержательное обсуждение многих нюансов этого механизма, которые не случилось обсудить раньше.
Хотелось бы даже поместить этот топик на сайте, как дополнительные разъяснения.
Если Вы не будете против, я спрошу разрешения у остальных участников дискуссии.
30.03.2002 23:12:08, Svetlana
Я не против. :)) 30.03.2002 23:20:02, Клавка
Спасибо! 30.03.2002 23:45:53, Svetlana
Извините, что довожу до абсурда, мне действительно хочется понять.

А если ничего не говорить, а просто обнимать детку, почему у нее не выработается связь "больно - мама обнимает - больно ...." и последующее нежелание обниматься с мамой, а то и неприятие телесных контактов вообще?

29.03.2002 22:48:03, U
Вполне справедливый вопрос.
И такое возможно (опять же - недавно обсуждали вопрос неприятия телесных контактов, и явного, видимого объяснения причины не нашлось)
Поэтому у Аvalokitesvara чуть ниже есть справедливое уточнение - обнимать-прижиматься, ЕСЛИ РЕБЕНОК ХОЧЕТ.
И пример внизу про ребенка, который не подпускает к себе маму, пока не "отработает" ситуацию сам.
И все же в большинстве случаев детям нужно чувство опоры, защищенности и сочувствия, об этом можно судить по тому, что дети сами прибегают к маме, чтобы поплакать в ее объятиях. Причем они при этом в первые моменты не стремятся что-то сказать и, соответственно, что-то услышать в ответ, а вот прижаться к теплому плечу и тут-то и отдаться плачу полностью, прореветься от души - видимо, им это важно. Возможно, что концентрация, о которой пишет Avalokitesvara, необходимая для анализа и отработки ситуации, легче проходит при наличии чувства безопасности, а в маминых объятиях - почти как в материнской утробе - как нигде чувствуешь себя защищиенным.
Плюс физиологический аспект - в момент опасности мышцы напрягаются, а кратковременное крепкое объятие и дальнейшие мягкие поглаживания расслабляют мышцы, способствуют постепенной релаксации. И в этом смысле ассоциируются не с появлением боли, а наоборот, с ее постепенным затиханием.
Разница со словами - ну, наверное так:
Чувство защищенности и расслабление анализируются тем же полушарием мозга, что и боль, они взаимно "гасят" друг друга. А слова непосредственно на боль никак не влияют, они "прилипают" к ней снаружи, и впоследствии именно за них легко зацепить и "вытащить" на поверхность боль.
В самом деле, представьте, что Вы больно стукнулись коленкой, и в это самое время Вам говорят "Я так тебя люблю!" Нужны ли эти слова, помогают ли они? Что хочется сказать в ответ? "Да подожди ты, приложи лучше что-нибудь холодное!", то есть - ощущения перебиваются только ощущениями, а у слов - более долгий путь. Они и нужны позже, когда ощущения утихают.
Не знаю, ответила ли на Ваш вопрос, хотя старалась :)).
29.03.2002 23:52:06, Svetlana
Кстати, и про слова и действия... Тут еще дело в АКТИВНОСТИ. У меня дочка, ну очень "ручная" днем и ночью и грудная и вообще :-) Да, так если я ее начинаю в такие кризисы АКТИВНО обнимать... Это гораздо хуже. Я себе образ держу перед глазами на эти моменты - пень в реке жизни ;-) Звучит пошловато, извиняюсь, это еще из детства, понятно, зато работает. НИКАКОЙ инициативы, ничего. Пришли ко мне прижаться - мое дело быть мягкой, запрыгнули на руки - минимальная поддержка движения, а если начинаются прижимания, например, они у меня всегда выходят чуть судорожные, и по накалу плача это сразу видно, как резонанс... То же с разговором, кстати. Когда у меня мало сил было, иногда в "пассивное" проговаривание события вползали оценки, выводы... Ух, плохо, плач с новой силой, или еще что... 30.03.2002 04:48:27, Avalokitesvara
То, что про интенсивность (чувствительность) пишете - стопроцентно хорошо, и это уже - высший пилотаж! Только до него еще дорасти надо. И если бы хотя бы часть родителей могла хотя бы от слов в первые моменты удерживаться - уже намного бы легче деткам стало.
А то - на детской площадке мне раньше просто плакать хотелось, слушая то, что мамы говорят, не думая. И я - честно, никого в этом не виню, так уж повелось испокон веку, жаль только, что об этих вещах мало знают и не пытаются прекратить этот автоматизм хотя бы в себе. Да, поначалу это требует некоторого усилия, но зато потом - настолько легче с ребенком, стольких проблем можно избежать уже в детстве - даже представить себе трудно.
30.03.2002 16:53:58, Svetlana
Спасибо. Вроде понятно, буду переваривать. Да, вот еще ребеныш с плачем иногда просыпается после дневного сна, так по науке стоит грудь ему давать или пусть сам справляется с ситуацией? Он-то завсегда рад :)) 30.03.2002 01:13:21, U
Наверное, зависит от "интонации" плача?
Как он, уже от голода просыпается и "просит кушать"? Тогда - чего тянуть?
А если это реакция на что-то другое - может, чуть-чуть подождать, пока сам потянется?
Тут мне сложно так заочно что-то предложить.
30.03.2002 16:57:15, Svetlana
Да в том и дело, что грудь у нас едой быть перестала практически, а что это? И когда его применять? Инструкция-то не прилагалась :) Приходится разбираться самостоятельно. 30.03.2002 22:32:02, U
у меня бывает, я молча рядом сижу, жду когда что-то понадобиться. 30.03.2002 06:02:57, Шин
Мне тоже близка такая позиция - полная готовность предоставить помощь, но без навязчивости. 30.03.2002 23:13:41, Svetlana
А вот вопросец... Ведь обычно такие программы и сами стираются, и ребенок с ними справляется? Но может и не справится, как с вирусом, скажем? Так? 29.03.2002 14:48:54, Avalokitesvara
"Обычно такие программы сами стираются" - ???
Как раз обычно такие программы сами не стираются. Если они не осознаны сразу после травмы (самостоятельно за 2 минуты плача, или после "повторного просмотра" на месте происшествия), то - вся эта цепочка "тянется" за человеком по всей жизни, как незавершенный опыт, непонятый урок, и в любой похожей ситуации подсознание снова "подсовывает" повторение тех же действий, чтобы человек все же осознал, где он ошибся в самый первый раз, и смог себя "поправить", "усовершенствовать".
Сами же пишете - если дочку прервать в момент анализа - она снова упадет на том же месте - глубинный смысл этого - разобраться в происшедшем до конца, не оставлять за собой непонятого.
Но она у Вас лет с 2-х уже знает то позитивное чувство, то облегчение, которое наступает, когда сразу "просматриваешь" ситуацию, осознаешь ее и "сбрасываешь" это груз с плеч.
Но большинство деток только интуитивно стремится к этому, а поскольку родители как раз-таки стремятся быстро отвлечь, успокоить плач, заговорить ребенка, то вырабатывается обратная привычка - подавлять, заглушать в себе это стремление к осознанию. И груз остается, оседает. Если ситуация повторяется (и снова не осознается) - к этому грузу добавляется еще одна гирька, и так - копится и копится. Одновременно копится непонимание и ощущение "неуспеха", все больше энергии тратится на циркуляцию по "неуспешным" цепочкам нейронов (потому что мозг постоянно пытается обрабатывать "непонятую" информацию). Соответственно, на обработку текущей информации - "здесь и сейчас" - остается все меньше энергии. Отсюда то самое замедление реакции, появление заторможенности и пр., которое приписывается возрасту. Особенно это заметно к старости, когда таких гирь и гирек накапливается по жизни побольше.
Но и у детей очень заметно - достаточно посмотреть на здоровых малышей лет до 1,5 (которые еще не слишком много падали и боялись), и детей хотя бы лет 7-8, от которых уже начинают требовать определенных достижений, а их опыт боли и "неуспеха" начинает их тормозить, вызывая еще больше чувсто неуверенности в себе, и дальше - по замкнутому кругу.
А дети, которые умеют "отслеживать" события, этому не подвержены. Они хорошо ориентируются в настоящем, легко вспоминают прошлые события, чувствуют себя уверенно в отношении настоящего и будущего, гораздо меньше боятся проявления эмоций со стороны взрослых и, повторюсь, выглядят более расслабленными и в то же время более реактивными (в смысле и быстроты и адекватности реакции на ситуацию).
А то, что кажется, что программы сами "рассасываются" - это, видимо, из-за того, что проявляются они обычно самым непредсказуемым образом. Сами физические ощущения заглушаются, и наверху остается необъяснимое раздражение по поводу каких-нибудь пустяковых ситуаций или слов, острое желание покритиковать или "навести порядок" (в общем, проконтролировать), внезапное ухудшение самочувствия в какой-то обстановке или при определенном человеке, повторяющаяся реакция на определенные обстоятельства, повышенная значимость каких-то моментов жизни ( :)) в идеале - спокойное принятие любых обстоятельств, мгновенный анализ и свобода (нескованность) в отношении любых действий, адекватных данной ситуации) - в общем, у всего, что выводит из равновесия и радостного "празднования жизни" можно найти корни, и почти всегда самый большой ком копится, если к травмирующей ситуации "привязаны" слова. Потому что воспроизвести все остальные обстоятельства сложно, а среди тысяч слов, которые сыплются на нас со всех сторон, всегда найдутся "нужные" :)).
29.03.2002 18:44:35, Svetlana
А подсознание не случайно ли закрыто и является ПОД СОЗНАНИЕМ? :))) Не много ли берут на себя люди, якобы понимающий всё, что происходит в подсознании?

30.03.2002 20:34:08, Клавка
Опять не поняла - чего же Вы от меня-то хотите?
Чтоб я "заткнулась" навеки, стерла свой сайт и перестала высказывать свое мнение в конференции, а то, не дай Бог, задену кого-то неосторожным словом?
Это ко мне лично относится, или ко всем, кто считает важным что-то, что Вам кажется не заслуживающим внимания?
30.03.2002 23:18:56, Svetlana
Ну вот, Я задала простой вопрос, хочу узнать Вашу точку зрения, здесь нет ничего личного. Вы же сами лично признались, что инициированная мною дискуссия дала Вам гораздо больше фору, чем мне. К стати, я об этом подозревала с самого начала. :))) Скажу по секрету, именно потомУ, я сама не выводила её наверх. :))) 30.03.2002 23:24:36, Клавка
Тогда все же - уточните, какой простой именно вопрос остался без ответа?
Честное слово - очень хочется Вам ответить.
В ответ на вопрос "Не много ли на себя берут некоторые люди" - могу только за себя сказать - я стараюсь говорить только о том, чему не раз видела подтверждение на практике. За остальных я не отвечаю.
30.03.2002 23:50:57, Svetlana
1. Действительно ли Вы считаете, что про процессы, происходящие в подсознании, можно с такой лёгкостью, как Вы это делаете в Ваших объяснениях, объяснить, описать, и - самое главное - регулировать?

2. Если Вы так уверены в такой неотвратимой силе слов, то мне очень интересно, как в НЛП объясняется такая потрясающе интересная вещь, как различие смысла казалось бы одних и тех же слов в разных языках. Поясню на примере. Слово страхование в русском языке идёт от слова "страх", а в английском - от слова "уверенность".

3. Почему по-Вашему, такие методы, как НЛП, стали популярны сейчас, к тому же, как Вы сами же говорите, они не новы. Так почему же именно в определённые периоды?

31.03.2002 00:14:51, Клавка
Отвечаю:
1. Действительно ли Вы считаете, что про процессы, происходящие в подсознании, можно с такой лёгкостью, как Вы это делаете в Ваших объяснениях, объяснить, описать, и - самое главное - регулировать?

Да, я действительно так считаю. И вижу подтверждение этому практически на каждой консультации. Точнее, объяснения могут быть и в других терминах даны, но эта схема пока полностью оправдывает себя именно в практическом регулировании (я бы сказала - "урегулировании", согласовании) работы сознания и подсознания. Именно их согласованная работа позволяет человеку эффективно действовать в жизни и чувствовать себя легко и свободно.


2. Если Вы так уверены в такой неотвратимой силе слов,
Уточню: в данной теме я говорила о неотвратимой силе слов, произнесенных в момент боли.

то мне очень интересно, как в НЛП объясняется такая потрясающе интересная вещь, как различие смысла казалось бы одних и тех же слов в разных языках.

Согласна, вещь действительно интереснейшая. Не зря ею занимаются специалисты сразу нескольких наук - в частности, семиотики, медиевистики, истории культуры (как Умберто Эко, например), отчасти, наверное, еще и антропологи и этнологи - наверное, далеко не всех перечислила.

А НЛП исходит из еще более конкретного положения - даже одно и то же слово одного и того же языка имеет для двух разных людей РАЗНЫЙ смысл - у них возникают разные образы, разные ощущения, приписывается совершенно разная значимость и реакция может быть совершенно разная. Далеко ходить не будем - можно посмотреть, как по разному воспринимаются реплики в конференции - часто ответы бывают полярными и по смыслу, и по эмоциям (это я без личностей совершенно). Хотя слова - одни и те же.

Поясню на примере. Слово страхование в русском языке идёт от слова "страх", а в английском - от слова "уверенность".

Поскольку НЛП непосредственно этим вопросом не занимается, могу только свое мнение высказать - это связано с разным образом жизни у нас и у них. Что более значимо для человека, о том он и говорит больше.
Сегодня в "Миллионере" простенькое задание дали - расположить слова "Бьют, бери, беги, дают" по порядку следования в известной пословице. Из 8 человек только ОДИН расставил правильно - "Дают - бери, бьют - беги". Остальные, по-видимому, изменили порядок на "Бьют- беги, дают - бери". Почему? Наверное, бьют нас чаще, чем дают что-то. Вот и отражается в словах.
Кстати, когда проводились кросс-культурные исследования эмоций - в 8 странах испытуемым предлагались одинаковые слайды с изображением лиц с разными эмоциональными состояниями. Там статистически значимо установили, что американцы точнее всего определяют РАДОСТЬ, а русские - ПЕЧАЛЬ. Остальные эмоции не сильно отличались по разным странам. Вот и думай тут, что откуда.
Впрочем, откуда слова берутся, и как они потом действуют - это два разных механизма. Если с болью ассоциировалось даже непонятное слово чужого языка - оно потом также может вывести человека из равновесия, если он услышит его снова.

3. Почему по-Вашему, такие методы, как НЛП, стали популярны сейчас, к тому же, как Вы сами же говорите, они не новы. Так почему же именно в определённые периоды?

Опять же - чисто мое мнение могу высказать - если на Востоке в традициях очень серьезно относиться к опыту предков, передавать целостные знания из поколения в поколение, то на Западе подход другой - очень индивидуалистичный и прагматичный. Если сейчас мне это не нужно - я это отбрасываю (и забываю). А потом вдруг -нашел книжку, которую давно не читал, а в ней - мысль, которая вдруг показалось новой и ценной - и - ну, трубить, смотрите, какая мысль отличная, покупайте, продаю! И вроде он уже и автор.
Иногда до смешного доходят в своем самомнении. Тут как-то (давно, правда) от саентологов услышала "В 1952 году Рон Хаббард ОТКРЫЛ, что человек состоит из тела, души и духа". Не знаю, сам ли Хаббард так написал, или это уже последователи его так изложили, но мне осталось только порадоваться за него - для себя, что ли, он такое открытие сделал в 1952 году? Вроде уже тыщи лет это обсуждается.
Профессор Менегетти в своей книге "скромно" пишет, что создатели фильма "Матрица", безусловно, опирались на его идею о "мониторе отклонения", опубликованную в маленькой статье, хотя ровно та же идея подробно и художественно представлена у Станислава Лема в "Футурологическом конгрессе", вышедшем лет на 5-10 раньше огромным тиражом.
В общем, сам себя не похвалишь...
Ну, а у нас все это стало популярным, на мой взгляд, именно на волне наплыва информации после открытия железного занавеса. Отчасти из-за информационного голода в предыдущие годы, отчасти из-за моды на все западное оптом, отчасти - из-за сознательной политики Запада по внедрению своих ценностей к нам.
Впрочем, это уже, в общем-то, не совсем моя тема.
Почему НЛП стали считать техникой обучения манипуляциям, мне, честно говоря, не очень понятно. Изначально оно было построено на моделировании эффективных действий трех известных психотерапевтов - и не более. Само по себе - оно ни плохо, ни хорошо. Все зависит от того, кто, как и зачем его использует.
Ответила я на Ваши вопросы?

31.03.2002 04:06:38, Svetlana
Да, самое главное забыла :).

4. Что такое комплексы вообще?

5. Что такое родительские комплексы?

6. И почему родители не должны вешать свои убеждения (это один вопрос), и комплексы (это другой вопрос, связанный ещё и с тем, действительно ли так называемое "навешивание" действительно навешивает? :))?
31.03.2002 03:28:22, Клавка
:)) Похоже, спор идет чисто ради спора. Но уж отвечу, раз взялась.

4. Что такое комплексы вообще?
Комплексы вообще :)) - это системы взаимодействующих между собой частей.
В данной теме (в исходной фразе далеко внизу) имелись в виду образования типа Эмоция+Убеждение+Физиологическая реакция+Стратегия поведения.
Пример: Беспомощность, чувство вины + "Это я во всем виноват" + втянутые плечи, опущенный взгляд + скованность в контактах, "уход" от отстаивания своих интересов в малейшем конфликте.

5. Что такое родительские комплексы?

Указанное выше образование, свойственное родителю конкретного ребенка.

6. И почему родители не должны вешать свои убеждения (это один вопрос),

Как минимум, потому, что убеждения часто озвучиваются родителями и впитываются детьми автоматически, без обдумывания в данный момент, а они имеют свойство устаревать со временем.
Например, если в советские времена убеждение типа "Честно выполняй порученное, и государство о тебе позаботится" было вполне приемлемым, то сейчас - это сильно ограничивает тех, кто не смог отказаться от него.
Впрочем, я нигде не сказала - "родители не должны" - пожалуйста, хотите - вешайте!

и комплексы (это другой вопрос,

Комплексы вообще имеют свойство перениматься детьми без всякого специального навешивания, тут вообще ничего не поделать, кроме как самому родителю избавиться от него и расширить диапазон вариантов поведения.

связанный ещё и с тем, действительно ли так называемое "навешивание" действительно навешивает? :))?

Навешивает, навешивает, если присмОтритесь, заметите.
01.04.2002 13:26:29, Svetlana
Разумеется - спор ради спора :))), а Вы как думали? ;) Свои примеры (из своей личной и родительской практик) я уже зареклась ;) приводить в таких спорах. Но многое стало понятно именно в процессе спора - гляньте, если интересно, чуть ниже, я Шин писала. Так что спасибо за беседу. :) 02.04.2002 00:28:10, Клавка
Поясню немного, поскольку уже не буду иметь возможности так много торчать здесь. Спор ради спора - не такая уж пустая и бессмысленная вещь. Придерживаюсь точки зрения, что "в споре рождается истина", по крайней мере, при достаточно хорошем ведении спора возможно встать на путь к истине. Не вижу смысла говорить здесь о собственном опыте, поскольку с моей стороны это просто превратилось бы в сплошное бахвальство, а это некрасиво, либо пришлось бы защищаться от намёков о закрытости моих глаз и тому подобное, что как раз абсолютно не несёт за собой никакого смысла.

Ещё один существенный момент здесь - если бы я здесь стала расскрываться перед Вами, это неизбежно привело бы к психоанализу меня с Вашей стороны, а подвергаться психоанализу я вообще в ближайшем будущем не собираюсь. Поэтому уж извиняйте, примеров своего личного поведения приводить не стала.

За ответы на мои вопросы огромное спасибо. Прокомментировать было бы интересно, но слишком много времени писать комментарии, а меня время начинает поджимать.

Основоное, что я вынесла - методы, основанные на разобщении поколений и противопоставлении опыта предыдущих поколений "своему вИдению (в основном - сильно эклектическому)" в данную эпоху успешно процветают, что прямо указывает на дезоринтацию современных людей и утрату живой традиции.

Немного уныло, но зато для людей, обладающих жизненной энергией - поле для творчества.
02.04.2002 02:18:10, Клавка
Спасибо за дискуссию, хотя я не сторонник спора ради спора.
А насчет культурной преемственности - я совершенно не против, только наш спор к ней отношения не имеет - упомянутые автоматизмы - это не есть культурные навыки. И если уж на то пошло, в русской традиции никогда не было принято сюсюкать над плачущим ребенком - некогда было им, все при деле были. Для выражения любви были другие моменты и способы.
Впрочем, продолжать спор действительно нет ни времени, ни желания. Если в споре нужна победа - Вы победили, я сдаюсь!
02.04.2002 16:01:53, Svetlana
:)))) Последнюю фразу воспринимаю как шутку. :) 04.04.2002 21:15:35, Клавка
Пишу на мэйл. Если не дойдет до завтра, скажите пожалуйста - барахлит у меня... 30.03.2002 04:51:26, Avalokitesvara
Дошло, ответила, ловите! 30.03.2002 18:02:51, Svetlana
А если применять отвлекалки по типу "вон слоненок побежал", это чем чревато? И еще я, бывает, говорю что-то бессмысленно-монотонное, типа "котенок-котенок-котеночек". Дело в том, что, кажется, сынуле надо слышать слова, он так быстрей гораздо успокаивается. Это вредно? 28.03.2002 19:13:14, U
Не знаю насчет "вредно" :-) Если ребенок никак не выходит из "состояния" - надо, наверное, пробовать нечто. Но вот что я увидела... Этот момент, после стресса - момент концентрации ребенка. Он осмысливает стресс. В самые первые секунды, или минуты, интуитивно, мне кажется, нужно быть рядом (обнимать-прижиматься, если ребенок хочет) и ничего не делать, чтоб не нарушить концентрацию. Потому что инцидент анализируется в голове. Когда изменяется реакция (у кого что - скажем, крик на всхлипывания) я обычно начинаю говорить, или просить ребенка говорить. И на этом все кончается. Я пробовала по-разному, в других вариантах (например, сразу начать проговаривать) не только дольше плач, но и, например, на том же месте та же авария :-) Или - если отвлечь летающими слонами и т.п. - интересное явление: ПОТОМ, если происходит хоть что-то напоминающее инцидент, все начинается с нуля. Например, у ребенка не получилось завязать шнурок, расстроился, заплакал, я отвлекла: давай вон картинки посмотрим, вроде успокоился. Но в следующий раз, только дело до шнурков дойдет, при МАЛЕЙШЕЙ зацепке плач начнется в той же интенсивности (и тоне, кстати), что и в прошлый раз. Пока не разберется ребенок, не проговорит... Проблема не решена.

А нормальные реакции, описанные Клавкой... Ребенку дают кучу стимулов (и интеллектуальных, и эмоциональных) в ситуации, где он уже не справляется с чем-то существующим. Ну, короче, громоздится задача на задачу... Процессирование тогда не тянет :-)Мощностей не хватает все это обработать.
29.03.2002 04:56:13, Avalokitesvara
Вы имеете ввиду, отвлечь, когда плачет после падения?
Такая отвлекалка, конечно, чуть лучше, чем прямое обращение к ребенку - "ай-яй-яй, бедненький ты мой!" или "А я тебя предупреждала! Вот не слушаешься маму."
Лучше потому, что не направлена непосредственно на ребенка.
Но - механизм отчасти срабатывает в том плане, что у ребенка в этот момент все происходящее вокруг ассоциируется с болью, в том числе - и интерес. Вы произносите отвлекалку с приподнятой интонацией, стремитесь переключить его внимание на что-то новое, интересное. А он в этот момент занят переживанием своей боли. В результате, он и боль до конца не переживает, и с интересом к новому у него постепенно связываются болезненные переживания. Однократно и при несильной боли - это, скорее всего, не очень скажется, но если повторять такой прием часто, то позже может появиться некоторое "торможение" при переключении внимания на что-то новое, и может образоваться определенная реакция на соответствующую "заинтересовывающую" интонацию.
Так что лучше дать чуть-чуть времени, чтобы ребенок "отплакал" свою боль - обычно это совсем недолго - не больше минуты-двух, если внимательно наблюдать - этот момент всегда заметен - плач еще может продолжаться, но глазки уже реагируют на окружающее. А пока полностью поглощен ревом, лучше не говорить ничего, а успокаивать прикосновениями, поглаживанием, реальными действиями - помочь встать и т.п.
В определенном смысле, переживание боли - это тоже важный процесс, и если из него "выдернуть" раньше времени, то остается некое чувство, сходное с недопониманием, незавершенностью, как будто тебе не ответили на вопрос или не дали доделать дело, и ты оставляешь это в памяти, чтобы потом "допонять", доспросить, доделать. Со временем это начинает мешать концентрировать внимание на настоящем - как, знаете, бывает, когда в голове несколько неоконченных дел вертится, а в результате почему-то хуже удается то, что делаешь сейчас.
Это может быть не сразу заметно, копится очень постепенно.
Интересно было бы у Avalokitesvara спросить - заметно ли уже, что по сравнению с детьми такого же возраста дочка реагирует на изменение ситуации чуть-чуть быстрее, чем они? Если еще не заметно, то скоро будет.
Извините, если не очень понятно объяснила, тема довольно глубокая, в двух словах не получается.
28.03.2002 23:52:06, Svetlana
А вот один мой знакомый деть ваще не подпускает к себе даже маму пока не проплачется. Это он сам придумал, ему еще 2х нет. Это что - сильная психика и характер , или уребенка уже проблемы? 29.03.2002 00:46:26, Djusha
Наоборот, я думаю, у него здорово интуиция работает, и он чувствует, что для него лучше! Молодец, что еще и отстоять может свои чувства. 29.03.2002 12:09:15, Svetlana
кстати, я стараюсь ничего не говорить, просто беру дочку на руки, крепко прижимаю и глажу. после первых пяти минут, а то и раньше, дочка замолкает и успокаивается. потом мы обсуждаем ситуацию, где она была неосторожна.
меня наоборот больше беспокоит ситупция не после падения, а до него, я часто говорю - острожно, потому что она не всегда интутивно просчитывает возможности тела, а опыт дается синяками. а теперь вот думаю, может я ее тоже программирую на осторожность во всем. просто "не падай" мне не нравится частичкой "не", "держись крепче" не всегда разумно, иногда это просто бессмысленно.
28.03.2002 09:02:26, Шин
Насчет беспокойства - а как дочка сейчас реагирует на слово "осторожно!"?
Это ее хоть как-то стимулирует повысить внимательность, или еще что-то сделать?
Если нет - тогда действительно, нет смысла его произносить. Может, лучше тогда о шлеме подумать.
29.03.2002 17:58:58, Svetlana
шлем по интернету не купишь :(
наврное надо просто ничего не говорить. и все.
29.03.2002 19:12:03, Шин
Дочка обычно падает, когда начинают предупреждать. Мне понравилось высказывание, что призыв к осторожности не имеет смысла по нескольким причинам. Во-первых, он предполагает, что ребенок НЕ осторожен - и на это его программирует слегка, вроде, все вокруг думают, что я не осторожен... Во-вторых, он дает ребенку сигнал, что кто-то извне держит ситуацию под контролем, страхует... С одной стороны, уверенность, с другой, небрежность ("уже можно быть неосторожным? вроде больше не говорят "осторожно" - наверное, можно). В-третьих, призыв не достаточно конкретен, чтоб дать ребенку информацию об опасности. Например, можно сказать: "Тут высоко" или "Это острое"... 29.03.2002 05:01:29, Avalokitesvara
блин, да все это острое, высокое -мелочи, как объяснить другое - равновесие, как? опять то, пресловутое кресло. началось все с пятилетней гостьи, она любит сидеть на подлокотниках. и что? правильно - мы на кухне услышали глухой стук, ребенка моя села на подлокотник и упала, да, я ее подстраховывала, но это уже вторично, в тот день она упала еще пару раз, но суть мышечно-головного удержания равновесия поняла. уточняю, что из себя представляет кресло - подлокотник - фанера, которая согнута вниз и образует ножки, то есть это кресло в принципе неустойчиво. и теперь товарищ на подлокотнике стоит, опираясь руками на подлокотник, на верх кресла, на сидение, покачивая ножками, прыгаем с кресла, и так далее, все манипуляции не перечислишь. теперь у нее новая манечка - сесть сверху, пока с моей поддержкой, но без моей поддержки я просто не могу сразу допустить, я боюсь, это не подлокотник, это в два раза выше и главное в отличие от кровати неустойчивее. кровать жестко фиксирована, и сидеть на ее перекладине , свещивая попу наружу легче нежели на качающемся кресле. и КАК ВОТ ЭТО ВСЕ я должна объяснить двухлетнему ребенку, которая и более элементарных вещей понять либо не может, либо не хочет 29.03.2002 11:21:24, Шин
Вдогонку - с равновесием я показывала, как оно может падать. Ну, кресло бы надавила, оно бы перевернулось... Дочка бы полезла осторожно очень. Но она, еще раз повторю, реально избегает любой боли и дискомфорта, и прилагает для этого много усилий.

Кстати, читала, бывает у детей несколько штук с болевым порогом... Низкий болевой порог. Или бывает сигналы по-другому как-то идут между головным и спинным мозгом или что-то в этом роде, извини, не помню точно. Изменяется восприятие боли, ее анализ...
29.03.2002 15:03:03, Avalokitesvara
низкий болевой порог у меня в отличие от мужа, не знаю в кого дочь.
приключений физических она ищет, но в комфортных для нее условиях, то есть зимой мы гуляем мало, тяжело ей в одежде.
про скорые - уже дважды были в травме, последний шрам еще хорошо виден :(
не знаю, попробую еще раз придумать, чем отвлечь.
а насчет падений - я спокойно относитлась ко всем ее падениям до последней поездки в травму - подбородок зашивали. причем она просто стояла и ждала, когда я ее возьму из ванной. можно конечно меня пойти полечить, чтобы не боялась.
29.03.2002 15:22:44, Шин
Это похоже чуть на моего одного знакомого ребенка. Он кинестический гений - катался на большом двухколесном велосипеде до трех, лазает ну как взрослый скалолаз и т.п. Несколько раз попадал в скорую помощь. У него при всем при этом что-то с чувством боли. Ну, вот прыгают они с дочкой. С высоты. Дочка приземлилась, говорит: "Ай, ножкам больно" - и больше не прыгает. Он говорит: "Ай - я в порядке" (обращаясь ко мне, чтоб не остановили, видно) и лезет еще выше. В полтора-два он мог спрыгнуть метров с двух... Наблюдаешь за ним - он НЕ следит, например, чтоб не удариться об угол, не врезаться в стену на велосипеде. Это не от недостатка координации - он просто все время ищет новых физических приключений. Его мама НЕ следит за такими вещами, как равновесие - следит за шлемом на голове, когда на велосипеде и лазит высоко...

Мне слегка помогло понимание, что ребенок падает совсем по-другому, чем взрослый. Ускорение конечно то же, но вес меньше, пропорции другие... Если я упаду из положения стоя на спинке кресла головой вниз, моя голова будет лететь три метра, дочкина - два. Плюс на мою голову приземлится мое гораздо более тяжелое тело (с бОльшим ускорением). Короче, приходится просчитывать иногда опасность, а не прикидывать на СЕБЯ, каково бы это было. Но, еще раз говорю, у меня ребенок даже крышки отвинчивать отказывается из-за маленькой боли там. Я вообще такие вещи стала замечать, когда дочка сказала... Ведь действительно - больно :-) И выключатели некоторые больно переключать...
29.03.2002 14:59:33, Avalokitesvara
Два возникло предложения: во-первых, нельзя ли это кресло, раз уж оно вызывает повышенный интерес, поместить в максимально безопасные условия и оставить дочку там одну? Не знаю, взромоздить его на матрац двуспальный, что ли? Во-вторых, может ей спорткомплекса не хватает? Его можно годами осваивать, а вопросы безопасности продумываются изначально, потом можно спокойней быть. 29.03.2002 14:54:35, U
кресло легко двигается ребенком, так что с матраса она есго стянет, если только не придумает, что похлеще
для спорткомлекса у нас мало места, а потом после падения дочки Маши Говтвань с этого комплекса я просто боюсь его ставить, потому что просто лазить на нем ей надоест через неделю
29.03.2002 15:15:56, Шин
Про надоест - смотря какой комплекс :), но хороший комплекс, да при хорошем контроле (опять контроль, извини, но никуда без него поначалу) - это вещь. Сами не так давно поставили, очень хороший, по индивидуальному плану, моя обезьянка его очень любит. :) 30.03.2002 20:11:45, Клавка
обращая внимание на две вещи - надоест просто лазить, уже сегодня кресло неактуально, теперь отрабатывается новый способ залезания и слезания с кровати, второе - места мало 30.03.2002 21:42:15, Шин
Про место мало - это мы как-то уж обсуждали :) - что уж тут поделаешь?...

Про надоест лазить - мне удалось создать такую интересную конструкцию, что я вообще сомневаюсь про надоест, там столько в потенциале возможностей, даже сейчас видится куча, а уж потом, вместе, похоже, это чем только не будет - и кораблём, и джунглями, и чем уж там ещё - пока представить не могу. :)))
30.03.2002 22:40:40, Клавка
Шин, предупреждение перед падением - это принципиально другая ситуация. Ребенок находится в сознании, просто его внимание рассеяно, и Ваши слова призывают его сконцентрироваться на конкретных обстоятельствах. Никакой боли нет, слова осознаются, к тому же на них можно отреагировать конкретным действием - обратить внимание, изменить положение, что-то еще сделать - это совершенно нормально (если, конечно, ситуация действительно требует осторожности). С возрастом объем и навык концентрации внимания увеличиваются, и ребенок сам сможет лучше контролировать окружающие обстоятельства.
А вот "после", в момент боли - дело другое.
28.03.2002 12:02:32, Svetlana
да кто его знает - помните, часто говорится -не надо говорить ребенку - "упадешь " , так как вы его программируете, и он падает. но вот я говорю дочери, что если ты сядешь на верх кресла, ты упадешь. в результате она падает, но я поддерживаю, теперь она приемлет предложенный вариант пододвинутого к кровати кресла, осваивается. и кто его знает, запрограммировала я ее или нет. просто осовоение сидения на подлоктинике произошло с двумя или тремя падениями совершенно без моего участия, за верх я просто боюсь, высоко все-таки. 28.03.2002 13:12:30, Шин
Шин, скажи пожалуйста, КТО говорит - "нельзя говорить отрицательные частицы НЕ" и прочее? Я тоже раньше слышала подобные вещички, как-то, не зная, откуда они, иногда меня это напрягало, пыталась контролировать свою речь. Не люблю я это, ну да речь не об этом. Спасибо Светлане хотя бы за то, что теперь я вижу откуда генерятся такие штучки. Когда есть какие-то, напирмер, суеверия, то, не зная, откуда они, на всякий случай придерживаешься. Знание истоков позволяют отделить, хотя бы для себя, то, чему ты действительно склонна доверять от того, что кажется тебе, по крайней мере, не твоим.

Для меня лично возможность избежать травм гораздо важнее каких-то призрачных теорий. :) Но здесь не только это. Почему именно сейчас такие теории (НЛП), наравне с дианетикой, халотропным дыханием и проч. так популярны? Светлана правильно сказала, что это всё не ново под Солнцем. Народы рождаются, живут и умирают. В какой момент люди наиболее склонны не доверять своим предкам, видеть в них источник своих так называемых комплексов, и искать "правды" в наукообразных образованиях?
30.03.2002 23:15:33, Клавка
знаешь, про частичку нет я слышала раньше, нежели про нлп, это как-то общепризнано в психологии по-моему, что на "не" не стоит начинать сообщение, что обычно "не" просто пропускатеся сознанием и не только у детей. 31.03.2002 07:52:56, Шин
Я тоже слышала об этом (про "не") очень давно. :) Мне кажется, что "не" просто почти не воспринимается - у нашей Ани отличить "буду" от "не буду" на слух очень сложно. :) То есть, есть объяснение, но гораздо более прозаичное, чем сейчас модно выдавать. 31.03.2002 13:52:45, Клавка
а какое модное объяснение с частичкой "не", я и писала, что оно просто пропускается :) 31.03.2002 15:58:20, Шин
Я слышала о том, что, якобы, отрицательные частицы на что-то там отрицательное программируют. :))

Про то, что не стОит что-либо говорить в момент сильной боли я могу согласиться только на том основании, что это действительно часто неуместно. Более заумное объяснение для меня слишком заумно :), более того, напосредственное наблюдение в этом случае - весьма затруднительная вещь, так как даже "хорошая ориентированность в настоящем" - вещь мало того, что трудноуловимая, но и зависит от слишком многих факторов.

Я считаю, что пока у народа достаточно жизненной силы поддерживать своё единство, существует культура, причём культура во всём (питании, воспитании, поведении и т.д.), передающаяся живой традицией, и нет необходимости в каком-то внешнем знании, вне этой этой традиции, передающейся от родителей к детям. Когда же что-то нарушается, и длится это нарушение уже несколько поколений, то люди, вырванные из своих традиций, или, что ещё страшнее, не хотящие видеть в опыте своих родителей свой опыт и передать его своим детям, то тогда и возникает потребность во внешних учениях, да хотя бы даже просто в психологах, педагогах, общественном питании и т.д. Разумеется, сами они не виноваты, в них есть потребность, они пытаются удовлетворить её, но тенденция - лично для меня - просто показатель проистекающих процессов, индикатор, короче.
31.03.2002 16:39:28, Клавка
Да, я тоже хотела сказать - "осторожно" и "осторожно, упадешь" - это разные вещи. В первом случае - призыв к концентрации внимания, а во втором - уже некая установка. К тому же разве Вы на 100% уверены, что она упадет? А если удержится? Тогда доверие к Вашим предупреждениям в будущем снизится.
Тогда, действительно, лучше - "осторожно, можно упасть". Хотя это тоже для ребенка довольно абстрактно - ну, упасть и упасть - подумаешь! Это же не всегда больно, иногда весело и интересно.
Если уж быть совсем последовательными, то лучше всего - помочь ребенку сделать то, что он хочет, дать реально попробовать с подстраховкой - вот досюда долез, а здесь - если сильнее наклонился - чувствуешь, вниз тянет. А попробуй удержать равновесие. А теперь найди удобный способ слезть.
Часто бывает, что после этого острота желания снижается - любопытство удовлетворено, некоторые дети могут оценить опасность, и с ними можно "договориться", что на спинку можно залезать, но с маминой подстраховкой, или если кресло рядом с кроватью стоит и т.п.
По крайней мере, девочки часто идут на такое соглашение, если Вы с уважением отнеслись к их стремлению попробовать что-то новое.
Насчет мальчиков - точно не скажу, мне кажется, у них стремление к постоянному освоению все новых территорий более сильно выражено, и особенно шустрые, мне кажется, все равно будут стремиться без взрослых залезть, но все же полученный опыт уже как-то на них подействует.
28.03.2002 23:21:50, Svetlana
вся проблема в том, что в этом плане у нас мальчик, хотя и Настя. Она все равно полезет, поэтому я никогда не запрещала, а просто стояла и страховала до тех пор, пока не появился второй малыш. я физически не могу кормить, мыть попу, укладывать спать одного и подстраховывать другую. каждый день она изобретает новые виды тренажеров из существующих в комнате предметов, поэтому у меня собственно и возникла эта проблема , что говорить. отложить мероприятие на время, пока я не рсвобужусь не получается. 29.03.2002 10:43:17, Шин
Я говорю "Осторожно, можно упасть" - вроде как нет такой неотвратимости, и частичка "не" отсутствует, и тон не указательный, а информирующий. Да и если не упадет - не получится, что сказала неправду. Может, у кого-то есть еще какие-нибудь варианты? 28.03.2002 19:01:17, U
А вот ели БЫ можно было все это обсудить еще ДО того, как деть полез!.. Мне иногда удается, тогда это действует гораздо лучше, но очень уж редко. а если страховать, то тоже не всегда хорошо. Мой например, привык и падал бесстрашно отовсюду, мама поймает. А мама возьми и перестань ловить. Шишек уже много, теперь думает. И ловчее стал сразу. 29.03.2002 00:51:40, Djusha

Читайте также
Красная смородина: суперягода для здоровья и стола
Мы раскроем всю пользу красной смородины для вашего здоровья: от укрепления иммунитета до помощи пищеварению. И, конечно, поделимся проверенными рецептами, которые легко повторить дома
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!