Раздел: Детское творчество

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Водолей

К вопросу о рисовании...

Ситуация такая: мы с дочерью (1.10) начали ходить на занятия в группу к одному весьма известному и уважаемому педагогу (не суть важно имя, хочется обсудить не персоналию, а конкретный вопрос). В процессе занятия детям предлагаются разные игры, упражнения и т.д., в т.ч. рисование. Дома дочь много рисует ручкой, мелками, карандашами (до красок мы пока не доходили), а здесь на очередном занятии ей предложили акварель. И вот тут возникла дилемма - дома я всегда позволяла ей вытворять с бумагой и карандашом все, что душа пожелает, единственно слежу за тем, чтобы она правильно держала в руке карандаш/ручку.... Так что дома у нас листы быстро покрываются всевозможными "каляками-маляками", причем персонифицированными - это мама, это баба, это киса..... Естественно, получив на занятии кисточку и разобравшись, как с ней обращаются, она начала "рисовать" то же, что и дома. Тогда как остальные дети, естественно, водимые за руку родителями стали рисовать точки - дождик, овалы - пирожки, и т.д. Нам пару раз сделали замечание - "не позволяйте ей калякать" (а как?, короче, мне не удалось), после чего ласково, но твердо, выпроводили из-за стола и отправили заниматься другими играми. Думаю, что дочь ничего обидного не заметила (надеюсь), а у меня до сих пор неприятный осадок с одной стороны, а сдругой - сильное сомнение: я что - все испортила, действительно нельзя давать калякать, а надо обязательно направлять и руководить (в буквальном смысле - водить рукой) рисовательной активностью. Теперь даже сомневаюсь - покупать краски ребенку или подождать, пока научится что-то приличное изображать... Бред какой-то - все-равно, что не позволять разговаривать, пока ребенок не научится правильно произносить слова. Но! ведь признанный профессионал и уважаемый педагог недвумысленно высказал свое мнение. Сейчас думаю, что надо было тогда сразу порасспрашивать почему, да зачем - но как-то в суете не решилась, а потом дочка болела, а потом были праздники, т.е. мы еще раз, пока что до группы не добрались - и вопрос висит в воздухе.
11.03.2002 12:56:29,

46 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Водолей
Хоть, я и не согласна, насчет танцев и музыки (ИМХО - вещи одного порядка - дочь по своей инициативе самозабвенно и "танцует", и "поет", и брякает на пианино). Соглашусь с тем, что учить рисовать надо, но "с некоторого момента", не слишком раннего. Сегодня с мужем обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что, видимо, признак того, что пора целенаправленно учить - рисунок из интересного и необычного превращается в зажатый шаблонный - по нашим наблюдениям за другими детьми это возраст около 5-6 лет. Но у всех, конечно, по-разному. И еще один вывод - совсем не учить - не значит, что ребенок, будет потрясающе рисовать, пример - ваша покорная слуга :))) - курица лапой и то лучше нацарапает. Не могу сказать, что мне этот факт в жизне мешает, но не помогает - это точно! 12.03.2002 12:17:35, Водолей
Водолей, а вы не в Питере? А то у меня такое же чувство после занятия с нашим "известным" педагогом. Тоже не разрешает калякать, надо держать деткину ручку в своей и рисовать на заданную тему: спели песню про дождик и будьте любезны рисовать дождик. Мы к ней больше не ходим - мне не нравится, когда меня одергивают (такая вот я чувствительная). 12.03.2002 10:17:41, Mos*ka
Водолей
:))) Похоже-похоже... 12.03.2002 11:42:08, Водолей
Водолей
Все-таки странной кажется одна вещь - почему здесь все так единодушно меня поддержали и убедили, что не зря у меня закрались сомнения, а те родители, кот. водят детей в группу, совершенно не беспокоятся по этому поводу. Там тоже совершенно нормальные люди (не "новые русские", кот. за свои деньги хотят художников получить...). Вот муж мой, кстати, считает, что эта педагог такая сильная личность и такой хороший психолог, что она буквально гипнотизирует родителей. 11.03.2002 19:23:13, Водолей
Я думаю все достаточно просто - когда ребенок нарисовал дом - это значит он умеет рисовать - гордость родителям.
Можно показать и похвалиться (в хорошем смысле).
Это типичная реакция, нам всем хочется что бы ребенок "умел". Только подход у всех разный.
Неделю назад наша бабушка пришла после прогулки, позвонила мне на работу и спрашивает, азбука у нас есть или нет.
Я : Это Саша буквы захотел посмотреть?
Бабушка: Да нет, это я хотела учить с ним. Соня уже половину азбуки знает.
Грубо говоря это "синдромом детской площадки". Нужно уметь что-то правильно и конткретно.
Треугольник на квадрате - и всем понятно - дом!
Зеленые разводы в голубом пятне - ведь никто не поймет, что это дерево отражается в озере, а по воде рябь идет от ветра.
12.03.2002 10:42:08, ООН
Баба Нюра
Ну-у-у... Здесь публика не вполне типичная, я бы сказала :))).

Ладно, говорю за себя. Приводя дочку куда-то в новое место/группу, я не рисую себе картинку "как оно всё там должно быть/будет". Я не знаю, как всё сложится, что именно заинтересует ребёнка. Я согласна поддержать ЛЮБОЙ интерес. В нашем мире пока царит произвольность :).
Но этот взгляд не единственно возможный. Люди могут быть другими ;). Вон даже у Вас ведь "осадок" выразился словами "а вдруг Я всё испортила". :))
11.03.2002 19:43:32, Баба Нюра
офф - что там с книжками? я волнуюсь 11.03.2002 20:01:00, Шин
Баба Нюра
Глухо как в танке. А что они сами про состояние заказа пишут? 12.03.2002 19:32:17, Баба Нюра
в обработке
деньги пришли 2 недели нзад
12.03.2002 20:32:41, Шин
Баба Нюра
Ну, не знаю... 13.03.2002 19:36:36, Баба Нюра
Водолей, Вам уже много всего написали. Присоединяясь ко всему вышесказанному, хочу только добавить вот что. Я пришла к парадоксальному выводу: детей вообще не надо учить рисовать (ни именитым художникам, ни даже собственным мамам). Это единственный вид детского созидания, представляющий собой творчество в чистом виде. Во всех остальных областях (музыка, танец, спорт, например) без обучения не обойтись, а рисование – единственный способ узнать, как ребенок на самом деле видит мир. Громкие слова, конечно, но я в свое время изобрела очередной велосипед, обнаружив, что дерево и дома, нарисованные «косо» - это вовсе не от неумения рисовать «прямо». Если присесть на корточки рядом с деревом или домом и посмотреть наверх – они и в самом деле окажутся под углом. Это действительно непросто, приходилось «бить себя по рукам», чтобы не вмешиваться в детское творчество, но результаты были потрясающими. Пройдите по любому детскому саду, посмотрите выставку рисунков: вытянутые по струнке елочки, буратинки с одинаковыми деревянными улыбками – все безжизненно и вытравлено. Научить рисовать Вы (или художник) успеете и в школе, а пока – дайте ребенку возможность выразить себя! 11.03.2002 16:36:10, Инес
Водолей
И все же непонятно, чем рисование отличается от музыки, танца, спорта? 11.03.2002 22:33:32, Водолей
Имхо, тем, что рисование в дошкольном возрасте - это "чистое" творчество, которое не требует специального обучения. Для того, чтобы ребенок танцевал, ему нужно показать хотя бы простейшие танцевальные фигуры, чтобы занимался спортом - нужны тренировки. Про музыку я вообще не говорю, нужно учить ноты, длительности, размеры, потратить кучу времени на ОБУЧЕНИЕ, чтобы ребенок смог сыграть или сочинить простейшую песенку. А рисование (да и лепка тоже) - это способ изобразить мир так, как ты его видишь. Учить рисовать тоже, конечно, надо, но гораздо позже: я думаю, не раньше 7-8 лет. Еще раз ИМХО ИМХИССИМО :-)) 11.03.2002 23:26:10, Инес
вы не совсем правы. ничем перчисленное не отличается, я танцую сколько себя помню, лучше, зная движения, но и без них танцевала, я знаю человека Ю, не имеющего образования музыкального, которй вообщем-то на многих инструментах может играть ,подбирая на слух.
просто зная технику, получаетя лучше ... обычно. НО важно, чтобы техника не умертвила творчество, у детей - это частое явление
12.03.2002 13:00:49, Шин
Шин, я имела в виду вот что. Что касается музыки и танца: если человека обучить специальным навыкам, он будет танцевать (играть на инструменте, петь) однозначно лучше, правда? В детском (дошкольном) рисовании это совсем не так однозначно. Очень часто бывает так, что обучение ведет к шаблону и зажатости, у меня есть такой пример перед глазами. У одной моей знакомой девочки были явные способности к рисованию, она стала заниматься с художником. Сейчас она рисует что называется «красиво», но совершенно стандартно. 13.03.2002 11:13:59, Инес
я бы согласилась, но вы сами пишите, что рисует красиво :), для многих это означает лучше.
а многие ли танцующие умеют импровизировать, а играющие на инструментах часто музицируют для себя
вот моя сестра принципиально не стала учитьс играть на гитаре,все что она умеет - подбор, все на слух, хотя музыкалку окончила по классу домры :))
просто вопрос качества -лучшести здесь разные - в рисунке и в танце стандартность поведения разная :)
13.03.2002 12:37:39, Шин
Так и я о том же! Смысл детского рисования не в том, чтобы рисовать красиво, а чтобы себя выразить, ведь часто красками ребенку сказать легче, чем словами. И, если так, то «лучшести» рисования и танца (музыки) принципиально отличаются. Научить рисовать красиво, безусловно, можно. Научить рисовать нестандартно и "от души", мне кажется, нельзя. 13.03.2002 13:20:40, Инес
с музыкой и твнцем все точно также 13.03.2002 14:38:01, Шин
Сочинить музыкальный шедевр, не зная ни одной ноты, может только гений. А рисовать без специального обучения может каждый ребенок. И по выразительности, эмоциональности этот рисунок может быть потрясающим. 13.03.2002 15:45:15, Инес
ПривеТ.Т.
ОФФ. Ин! Как Марусенька? С температурой справились, осложнений нет? 11.03.2002 18:13:07, ПривеТ.Т.
Тьфу, тьфу, вроде на поправку пошла. Кашляет, конечно, но температуры уже нет такой бешеной. Спасибо! 11.03.2002 20:53:18, Инес
ПривеТ.Т.
Слава Богу! :) Осталось с кашлем побороться. 11.03.2002 20:58:04, ПривеТ.Т.
Надеюсь, до субботы мы его победим :-) 11.03.2002 21:02:39, Инес
Молодцы!!! Мы за вас переживали... 11.03.2002 21:06:25, Наташа и Игорек
Наташ, а вы-то как? Выкарабкались? 11.03.2002 23:33:14, Инес
МЫ пошли второй волной. :( Видно, не надо было в прошлый вторник приезжать. Только-только температура спала, мы сразу же и поехали на занятия. Уж очень он туда рвется, прямо беда.

Вроде бы все ничего, но в субботу вечером - бах, за 40. И до сих пор мы пока никак не войдем в норму. Так что во вторник не ждите. Ой, да вы ведь и так не придете, совсем забыла!!!
12.03.2002 00:22:44, Наташа и Игорек
ПривеТ.Т.
В вашем сообщении есть и вопрос и ответ на него. единственное чего вы хотите , так это поддержки с нашей стороны. Вы пришли по адресу! :)
Вы правы, педагог - ошибается. Она идёт на поводу у родителей, которые не желают платить "бешенные бабки" за то что ребёнок будет рисовать каля-маля. Если вы хотите продолжать там заниматься, то предупредите педагога о своих взглядах на творческую деятельность вашей малышки, о той свободе которую вы ей даёте. И чтоб не приставала! :)))
11.03.2002 14:45:01, ПривеТ.Т.
Водолей
:)) Спасибо за поддержку. Ответ (который в сообщении просматривается) - робкий такой, интуитивный... Но поскольку общественность, видимо, единодушна - значит правильный! 11.03.2002 14:51:23, Водолей
ПривеТ.Т.
:))) 11.03.2002 15:00:29, ПривеТ.Т.
Интересно, почему же ребенка лишить законного удовольствия:) А я бы поговорила с педагогом. Либо у него свой подход... Либо... 11.03.2002 14:14:30, ЛяМур
Котенок!
Я бы поставила под сомнение квалификацию "признанного профессионала и уважаемого педагога".
Ни один профессионал-художник не возьмется целеноправленно заниматься с детьми такого возраста рисованием. Все они сходятся в мнении, что в этом возрасте именно обучать детей рисованию бесполезно и даже вредно.
А вот педагог... Уточните все-таки квалификацию этого педагога. Может быть, это просто хорошая реклама (как в случае с некоторыми детскими студиями "Моцарт-эффект", "Я-сам").
Мне кажется, что занятия по раннему развитию должен вести не педагог, а детский психолог.
11.03.2002 13:21:01, Котенок!
Мы как раз в раннем возрасте занимались именно рисованием и как раз учили рисовать определенные вещи. Не пирожки и дождь, а 3-х-летний ребенок под руководством педагога создавал полноценные рисунки. При этом использовалась разная техника. Повлияло ли это на творческую манеру, не знаю:)), но точно что привило любовь к рисованию. Дочка часто и с большим удовольствием рисует, нередко пытаясь повторить показанные еще год назад приемы. Я бы с болшим удовольствием продолжала бы еее водить именно на обучение рисованию. 11.03.2002 21:26:02, Харас
Одно дело - показать ребенку какая бывает техника рисования (также как и познакомить его с карандашами, красками, мелками и т.п.), и совсем другое - конкретно учить рисовать пирожки и дождь:))) (ИМХО) 12.03.2002 13:31:46, Katenka
Водолей
Не совсем, пожалуй... в некотором смысле пирожки и дождь и есть техника (кружки, точки). Но, наверно, это просто рано. Даже те дети (наши ровесники), которые давно (полгода, скажем) занимаются самостоятельно эти предметы не умеют рисовать - они умеют не мешать маме водить их рукой, а это, по-моему, не тот результат, которого стоит добиваться. 12.03.2002 13:42:34, Водолей
Пирожки и дождь - это все таки УСТАНОВКА (ИМХО).
Техника точки - это не дождь, ребенок сам интерпретирует, что это такое (мой, например, это салютом называет:) - и сам додумался до такой техники примерно в вашем (чуть постарше) возрасте.
А у Эллы мы тоже рисуем круги (но сами дети, а не родители их рукой) - вместе (одновременно) с преподавателем. Интерпретация - это позже, ребенок должен понять многообразие того, что может означать круг (или, как мой - быть просто увлечен процессом наворачивания кругов), сам придумать интерпретацию.
А "пирожок" - это уже штамп:)
12.03.2002 15:43:20, Katenka
Водолей
Ну, может и штамп, мне это не очень нравится с другой стороны - детям навязывают ЧТО рисовать и КАК рисовать, и даже не просто навязывают, а силком заставляют (рукой водят). Я ж говорю, дочка самостоятельно рисует спирали и загогулины, и объясняет, что это такое (мама, киса...) Я вот выше писала, что мне кажется, это м.б. оправдано, когда у них наступает "кризис жанра" - начинаются однообразные домики, принцессы и т.д. Тогда, возможно, пора помочь открыть новые горизонты.
А где, кстати, сама Элла? Я все надеялась, что она скажет веское и интересное слово, а она молчит :((
12.03.2002 16:00:24, Водолей
Котенок!
Вы путаете трехлетку и двухлетку. С трех лет уже много чему учат! И в спорт берут даже. А вот два года - это совсем другое дело. Для детей этот год - огромный промежуток. 12.03.2002 13:26:37, Котенок!
Pадость
нууу...3-летний ребенок и ребенок возраста 1г10мес - это ж две вселенные. И для 3 лет многие методики допускают обучение рисованию как ремеслу, а вот чтоб с полутора лет начинать - такого не встречала. 12.03.2002 01:13:41, Pадость
Водолей
Спасибо, ваше мнение особенно интересно на фоне остальных! Вспомнила, что означенный педагог на одном из занятий рассказывала, что один из ее воспитанников (под ее руководством, конечно:) добился таких успехов в рисовании, что его рисунки использовались, как иллюстрации к некой детской книжке. Так, что это все-таки - исключение или правило? Или это как религия - Бог один, только путей к нему много? 11.03.2002 22:31:03, Водолей
я думаю, что это очень зависит отребенка. Моей дочерри - важен успех. Все ее работы за год, что она занималась рисованием (с 2,5 до 3,5) собраны в папочку, называются ее портфолио и демонстрируются родственникам и гостям. Вернее раньше демогстрировались, теперь уже еще год прошел.
Дочь очень гордилась своим альбомом, ее радовало, что посторонние люди легко понимают, что же именно там было изображено. При этом дома мы разрешали ей рисовать так, как хочется.
Наверное,есть дети для которых такой путь не подходит. Все же Ксюша была одной из немногих, кто отходил весь год, почти без пропусков, и всегда с начала до конца занятия, не отвлекаясь, рисовала или лепила. Очень многие детки быстро уставали, им хотелось или вообще перестать рисовать или рисовать каляки. Такие ходить переставали, неа их место приходили новые.
11.03.2002 22:53:48, Харас
Водолей
Да нет, скорее, все-таки не реклама... Именно имя известное, а не студия и т.п. Квалификация, видимо, тоже вне сомнений. Может быть методология спорная.... Cкорее, вопрос о том, чем такой подход оправдан? 11.03.2002 13:31:13, Водолей
Да, не берите в голову :-)
Купите краски и пусть калякает сколько хочет. Почитайте статью Эллы о этапах в рисовании, статья есть в публикациях.
11.03.2002 13:07:10, Бада
Водолей
Спасибо, поищу-почитаю! 11.03.2002 13:24:32, Водолей
Водолей
Ага, прочитала. Мнение прямопротивоположное. Интуитивно это мне более близко. Но, вот вопрос - а как быть с аппликациями, лепкой? Мы это все тоже любим, но в этих занятиях дочь может принимать участие максимум - "половинное". Т.е. она что-то "вырезает" и что-то "катает", а остальное - собственно интрепретация общей задумки достается мне - получается, я ей все-таки навязываю. А что делать, ей вроде бы хочется моего участия (и без меня она не сможет закончить свое произведение!). Если она вырезает (выковыревает, на самом деле) из бумаги нечто и говорит, что это "ам-ам", я говорю "хорошо, это ягодки, давай вырежи тарелочку (или травку) и мы их наклеим", что и проделываем. У нас целая галлеря таких произведений есть, и она ими весьма гордится. И что, получается - я все-таки не права? :( 11.03.2002 13:54:34, Водолей
Почему же :-) Идея-т дочкина :-)
А, Вы помогаете ей идеи реализовать. Подрастет - сама будет, а захочет и Вас пригласит. Нормально все.
11.03.2002 14:03:27, Бада
Господи, год и 10!!! По-моему, Вашему "уважаемому и известному пелагогу" срочно нужен уважаемый и известный психолог. :-) Чтобы не портил жизнь родителям и детям :-) 11.03.2002 13:02:18, Elfy


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!