Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Продолжу про наказания

С помощью наказаний родители пытаются передать ребенку свою систему ценностей, если не умеют сделать это иным способом.
При этом система передается жестко, без учета особенностей ребенка и изменений, происходящих в обществе. То есть система передаваемая посредством наказаний консервативна, не приемлет рассуждений и трансформаций.
18.02.2002 13:32:12,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не понимаю. Если у меня портится настроение от какого-то поступка дочери, она это воспринимает как наказание. Сейчас меньше, а лет до 5 - очень даже. О какой системе можно говорить? Важно же не то, как мы это все называем, а то, как дети воспринимают наше поведение. А вся культура, сказки, жетские книги - о наказаниях за проступки. Ребенок любой дискомфорт, связанный со своим проступком может воспринимать как наказание. Мы себя можем убедить, что нет, мы не наказываем, это естественная реакция и т.д., но, тем не менее, многие дети видят все это совсем иначе. Мне видится некоторое лукавство в этом якобы неприятии взрослыми идеи наказания. Ведь нахмурилась - и наказала этим. Не носить же всегда идиотски-довольную маску :)) 18.02.2002 14:37:16, Яся
Наказывать можно по-разному. Мне понравилось, как кто-то сказал про "указ, наказ". Помню себя лет в пять, когда мама, рассердившись на меня(уже и не помню за что), со мной некоторое время не разговаривала. Я решила, что это навсегда. Одно из сильнейших моих детских переживаний, из тех, которые память сохранила.

19.02.2002 09:15:08, olgaT
Яся, есть разные дети и разные родители
я вот помню как по улице девочка со слезами с истерикой просила у мамы прощения. тоже способ наказания - мама обиделась, или растроилась
а моя дочка прошлым летом качалась на карусели, и решила сойти по дороге, я ей крикнула, чтобы сидла спокойно, а то выпадет, там такая истерика была. я потом поняла, что у меня испуганный голос, тон были аналогичны тому, когда я разозлюсь.
кстати мой разозленный тон для нее бОльшее наказание, чем хлопок по памперсу
18.02.2002 19:43:30, Шин
Офф - ты получила мое письмо? 18.02.2002 21:57:34, Яся
угу, пеохвалится нечем только, не получается пока, вот и молчу 18.02.2002 22:19:08, Шин
Это ж вообще не всем подходит, может надо еще что-то попробовать? 18.02.2002 23:07:55, Яся
не знаю, я пока на новопассите сижу с ним удалось предотвратить два сріва, один ценой мокрой меня Глеба и ванной,
второй мешком муки на полу всей квартирі , думаю завтра взять разніх круп и всучить сито.
убирать только тяжело
18.02.2002 23:33:04, Шин
Чувствует ли тот, с кем общаются криком и шлепками ньюансы мимики и интонаций?
Чувствует ли он происходящее, способен ли понять сложные причинно-следственные связи?
Если родитель всегда между ним и Богом... Если родитель заменяет собой естественный ход жизни, какие заменители понадобятся потом?
18.02.2002 18:49:39, Сонечка
А можно вопросом на вопрос? А что такое естественный ход жизни? Что вообще в жизни осталось естественного. Сразу скажу, что следует разделить Бога и "естественный ход жизни", имеющий с Богом мало общего.
8 утра. Подобно ручейкам муравьев по направлению к метро движутся потоки людей. 8-15 они набиваются в вагоны. 9-00 они уже на работе. Сели, стали чего то там писать и т.п. Реально работают они 2 часа максимум. Но... Если они на 15 минут опоздают или на полчаса раньше уйдут домой, их накажут. И совсем не родители. Узаконенный и общепринятый инфантилизм. Кстати, в школе тоже самое. Можно не учиться, наказывать даже не имеют права. Надо не опаздывать и не прогуливать. И этого достаточно, чтобы быть лояльным к системе.
Это естественный ход жизни?
Даже функционирование отдельной свободно конкурирующей на рынке фирмы вовсе не естественно. Существует государственный протекционизм и многое другое, нарушающее естественных ход жизни.
Вернемся к детям. Ребенок оставленный один на один с естественной жизнью погибнет. Между ним и внешним миром стоят далеко не только родительские наказания, но и ЛЮБАЯ родительская опека. Что считать недоопекой или гиперопекой исключительно дело вкуса.
При этом может быть жесткая гиперопека, а может быть жесткая недоопека. Можно требовать от ребенка больше, чем требует или потребует внешняя среда. И это будет жесткая гиперопека при изоляции от внешней среды. А можно наоборот - снять изоляцию от внешней среды и дать среде возможность воздействовать на ребенка (в т.ч. наказывать). Кажется, Карина действует именно так. Но мне такой путь кажется очень наивным. Он не только не менее жесток, но и значительно менее гибок. Следовать этим путем можно только при полной уверенности в неизменном состоянии внешней среды. Кто сказал, что через 10 лет, когда ребенок вырастет, внешняя среда будет такой же? Даже не так. Пусть среда даже не изменится. Но взрослый человек будет взаимодействовать с ней совсем не так, как ребенок. Так в чем же тогда положительный опыт контакта с внешним миром?
Следовательно задача родителей смоделировать некую абстрактную внешнюю среду, способную тренировать ребенка на любые из возможных случаи жизни.
Допустим, мы допускаем возможность того, что внешняя среда превратится в лес с опасными хищниками. В случае такого предположения Вам Соня пришлось бы наказывать Глеба за медлительность. Иначе вероятна ситуация в которой его рано или поздно съест пещерный медведь.
Допустим, мы затрудняемся предсказать харктер внешней среды в недалеком будущем. Что делать тогда? Очень просто. Надо развивать фундаментальные качества: ум, выносливость, быстрота реакции, сила воли, физическая сила, способность переносить стресс и даже физическую боль. Человек, обладающий всеми этими качествами, универсален по отношению к внешней среде. Может ли ребенок развить в себе эти качества в абсолютно комфортных тепличных условиях? Наверное нет. Как создать некоторый дискомфорт? Или наказывать самим или допустить негативные воздействия внешней среды. Но если родители считают себя "умнее" внешней среды, то не разумнее ли наказывать и поощрять самим?
Допустим, с внешней средой ("естественным ходом жизни") разобрались. Но... Вы совершенно правильно упоминаете о Боге. Да, у человека есть внутренняя потребность в совершенствовании, совершенно независимая от пресловутой внешней среды. Более того, есть человеческие качества, которые развиваются исключительно благодаря этой внутренней потребности и любви окружающих людей и уж конечно совершенно не соотносятся с равнодушной внешней средой. Доброта, способность любить, благородство, честность. Их нельзя развить с помощью системы наказаний и поощрений и они намного важнее ума, выносливости и т.д. В то же время ум, выносливость и т.п. могут развиваться и благодаря внутренней потребности в совершенствовании.
Значит ли это, что можно отказаться от вышеупомянутого моделирования внешней среды ради тренировки ума, выносливости и т.п. Наверное можно, но вовсе не обязательно. Тем более, что такие качества, как способность переносить физическую боль или сильную усталость, вовсе не обязательны с точки зрения внутреннего совершенствования. В тепличных условиях можно воспитать очень хорошего человека, который не выживет во внешней среде. Обломова, попросту говоря.
Моделируя относительно жесткую внешнюю среду, мы лишь создаем тренировочный полигон. Я не думаю, что поступая так, можно нанести вред ребенку. Конечно только в том случае, если тренировочный полигон сам не становится холодной и беспощадной внешней средой. То есть если родители не доходят до того, что спокойно наблюдают как обессиленный ребенок плачет в яме с водой с разбитым носом. Или еще хуже, говорят: так тебе и надо. Можно наказать, но нельзя довести до отчаяния, нельзя отказать в сочувствии и поддержке.
"Чувствует ли тот, с кем общаются криком и шлепками ньюансы мимики и интонаций?"
С кем так общаются в момент общения не чувствует, наверное. Шлепать и общаться шлепками не одно и тоже. Трепка может быть частью "тренировочного полигона", но не частью общения.
Чувствует ли он происходящее, способен ли понять сложные причинно-следственные связи?
Способен, если понимает, что это только полигон, созданный для его тренировки.
А за пределами полигона начинается общение, основанное только на любви. Поэтому, мне кажется, важно прощать. Важно показывать, что полигон только полигон, абстрактная тренировочная модель внешней среды, а не сама внешняя среда в лице родителей. Родители могут быть строителями полигона, но не должны быть неумолимой внешней средой.
Мне так кажется.
19.02.2002 13:53:37, Виктор.
_
У Вас в модели для ребенка отведена довольно пассивная роль. В среду его помещают, наказывают, или поддерживают. Особенно там, где нужно "тренировать выносливость" и т.п. сопряженное с опасностью усилие - мне кажется, инициатива должна быть у ребенка. Тогда он сам себе установит терпимые уровни тренировки, с советами, конечно, но инициатива у него должна быть. "Вот тебе, малыш, клетка с саблезубыми медведями, скоро они везде будут, давай, учись с ними общаться" :-) Сначала малыш смотрит издали, потом гладит сквозь решетку, отдергивая руку, потом... Через месяцок, смотришь, он на них уже верхом катается :-) Наблюдала почти буквально это, с крысами, они детенышей защищают, ну, почти как саблезубые медведи. А дочка может за минуту достать всех крысят из коробки и не быть покусанной. Причем я ее ни разу крысами не наказывала, честное слово :-) 19.02.2002 19:17:46, _
Так это же здорово! Я всегда выступал за то, чтобы для изучения английского дать каждому ребенку по клетке с англичанами. Но не все это могут. 19.02.2002 20:18:42, Виктор.
_
Не все могут мочь :-) То есть так скажем, если некоторых поместить в те же условия (географические, финансовые и т.п.) то они откопают клетку с англичанами, а другие не откопают. Ох, это больной вопрос, особенно про деньги - с ними так легко, кажется, все проблемы решить, вот иногда и ждешь, когда они будут. Вместо того чтоб искать бесплатно :-) 19.02.2002 23:57:11, _
Ну, вот, сынок, ты и вырос. Мы создали хороший полигон для того, что бы ты натренировался жить в обществе.Ты развил в себе фундаментальные качества : ум, выносливость, быстроту реакции, силу воли, физическую силу, способность переносить стресс и даже физическую боль.
Наш полегон не был похож на холодную грязную лужу, в которой болтаются несчастные, замерзшие детишки.
Мы моделировали относительно жесткую внешнюю среду.Ты же понимаешь, что это было создано для твоей тренировки.
Все остальное время мы тебя нежно любили и уважали.
Теперь ты вырос.... И можешь начинать ЖИТЬ!!!!

А, раньше этот сын что делал ? Видимо, так - погулять вышел.
19.02.2002 17:34:49, Бада
Заменяем слово "ЖИЗНЬ" на "зарабатывание на жизнь" и все становится на свои места. Разве нет?
И потом все происходит не так вот сразу и вдруг, с завтрашнего дня.
19.02.2002 20:48:47, Виктор.
Если не так сразу, а постепенно, то какой в этом вообще смысл ?
И жем жизнь отличается от зарабатывания на жизнь ?
И что идет до того как начнется зарабатывание на жизнь ?
19.02.2002 22:30:03, Бада
Жизнь проходит среди друзей и любимых. Зарабатывание на жизнь иногда даже во враждебном окружении. В лучшем случае при наличии конкурентов.
До того, как идет зарабатывание на жизнь, идет учеба и самосовершенствование. Конечно оно должно идти и потом.
19.02.2002 22:39:03, Виктор.
Покойники не работают, простите за черный юмор.
Человек рождается для того, что бы жить. Родился - и живет, а не подготавливает плацдарм для будущего.
Что вы вспоминаете из детства? Планомерное самосовершенствование?
19.02.2002 22:53:37, Бада
Это Вы простите за "жизнь проходит". Я сейчас сам прочитал и вспомнил: "тяжело в ученье - легко в гробу".
"Что вы вспоминаете из детства? Планомерное самосовершенствование?"
В том числе и это. Вообще так получилось, что любое занятие в жизни быстро и незаметно превращается в работу. Начал заниматься спортом и не успел оглянуться, как стал тренироваться среди профессионалов. Не в высоком смысле этого слова, а просто, среди зарабатывающих этим. Пошел на митинг и не успел оглянуться, как занялся партийным строительством. И из-за дураков ничего не вышло. (: Потом журнал пытались с другом сделать, задушили большими деньгами до сих пор убыточные конкуренты. Сейчас вот программы пишу.
Начинал с физики, но я же не Архимед, чтобы во время войны на песке чертить. Да и там такого насмотрелся. То, чему научили, ничто и никому не нужно.
Сам собой напрашивается вывод: надо жить по эпикурейски и на фиг совершенствование.
Так что отчасти я и из эгоизма Вику хвалю. Детство у Димки напряженное, но поговорить с ним интересно, а поработать будет приятно. А вот тусануться он, как и я, не умеет. (: Хотя он, наверное, веселее. У него все как то мягче и разумнее пока проходит, чем у меня в свое время. Да и страна уже другая, с тем кошмаром не сравнить.
20.02.2002 00:28:11, Виктор.
угу, я такой классній, но тут деньгами задушили, там дураки задавили, очень показательно, кстати. 20.02.2002 08:19:29, Шин
Причем тут вообще я?
Пусть я ленивый идиот с огромным самомнением. От признания этого факта плохая газета не станет хорошей и полноценное гражданское общество в стране не возникнет. И наука не расцветет.
Если Вы придерживаетесь мнения, что у нас все классно и человек с хорошим образованием легко находит себе достойное применение, то я рад за Вас.
Я вообще соглашался с тем, что может быть надо больше "жить" и меньше развиваться. Быть веселее и добрее.
20.02.2002 12:20:46, Виктор.
дело в сути. не вы не вписались в систему и так далее, а вас
не вы слабый, а ведро тяжелое
собственно это и смущает. все вокруг плохие, но я хороший
такого не бывает
20.02.2002 14:24:58, Шин
Я очень плохой, но система не лучше. Вам она нравится? Кто Вам сказал, что я хотел вписаться в систему? Я ее ломал и она оказалась крепче. Почему Вы думаете, что я не вижу своей вины? В первом примере она точно есть.
То, что я делаю, никогда не вписывается. Но я и не хочу вписывать, я хочу изменять. А трудолюбия и настойчивости не хватает. Ну и удачи немного не хватает, союзников.
20.02.2002 20:57:58, Виктор.
знаете, даже не хочется продолжать 21.02.2002 07:58:21, Шин
Подождите... Опять вопрос, я так понимаю и Баба Нюра за это билась ниже :)). Так все же, дело в наказаниях или в гиперопеке - стремлении всегда оказываться между ребенком и жизнью?

Даже возмем закон естественных последствий, ведь казалось бы, что может быть проще, родитель не наказывает, ребенок получает естественные последствия от столкновения с реальностью. ОК. Но ведь родитель без сомнения может, имеет возможность, оградить ребенка от этих естественных последствий, до определенного возраста уж точно. Так? То есть отказ от этой возможности - тоже сознательное причинение неприятностей другому. Разве нет?

18.02.2002 22:08:22, Яся
Баба Нюра
:)))) Я не билась, я тихо попросила определить, о чём базар. Оказалось (в конце концов) опять о ... Ну да ладно, не будем о грустом. 19.02.2002 19:20:00, Баба Нюра
Постойте, постойте. Расскажите, пожалуйста мне, как можно рассчитывать на невмешательство и ожидание естественных последствий, когда, например, вы вышли с двух-леткой погулять на площадку, а там пока одни только малыши (1 годик). И ваш начинает кидать им в глаза песок или стучать им по голове своей любимой машинкой? Какие естественные последствия тут будут? И для кого? 19.02.2002 01:59:06, неопытная мама
_
Малыши заорут, мамы тоже, скандал, ребенку неприятно. Может, полицию вызовут ;-) 19.02.2002 04:49:36, _
На мой взгляд кому неприятно, так это маме экспериментатора (по себе знаю), и полиция, и крики мам пострадавших относятся именно к ней, а не к ребенку. А ребенку весело - столько шума наделал. Или он чувствует удовлетворение - дал по кумполу, чтобы малыш не мешался под ногами на горке ("стоит и не едет - что за ерунда?"). Малыш заревел, его с горки сняли - цель достигнута. 19.02.2002 08:08:07, неопытная мама
_
У многих (не всех) детей расстройство других вызывает свое расстройство. Особенно тревога мамы, потом других детей, потом других взрослых. Это обычно "снимается" пребыванием в детском саду, где кто-то все время плачет :-( Или если у ребенка нет возможности добиться своих целей, кроме как пожертвовав другими. 19.02.2002 19:12:01, _
Все очень тонко, на лезвии бритвы... Ключевое слово "искренность". Доверие, вера в силы и разум.
Чувствуешь, когда страховать, а когда если ушибется - неприятно, но научится.
Пока ребенок мал - страховать чаще приходится.
19.02.2002 00:22:11, Сонечка
_
Да :-) Отказ и показ многие путают. 18.02.2002 23:03:42, _
Слушайте, пощадите же меня!:)) Я технарь изначально, я не понимаю этих полуфраз и полунамеков и не умею додумывать за людей, тем более, в И-нете, когда ни лица ни голоса ни тона не слышно :(( Задаю вопросы, потому что хочу оценить, насколько верно понимаю то, что мне сказали, и получаю еще более смутные ответы :))

Показ - это как??? Ж:...(((
18.02.2002 23:36:36, Яся
_
Извините :-) Знаю, что тяжело читать, но кто неясно мыслит, тот неясно излагает... Люди хотят, значит, показать ребенку последствия поступков (показ). Например, что если не надеть куртку в ветренный, но солнечный день, то замерзнешь. Ребенок, скажем, на слово не верит и куртку надевать не желает. Как родителям показать ребенку это послествие, чтоб научился? Многие идут по пути "руки прочь" на этом этапе. Не хочет куртки, пусть мерзнет, сам так решил. И если никакой задней мысли не было при этом, то ничего. Но если родителям, например, легко кинуть куртку в багажник, а они того не делают... Не забыли, а именно не делают специально, чтоб ПОКАЗАТЬ (ребенку где раки зимуют в том числе)... Видите, тут возникает некая злость, ну, мол, я умываю руки, а ты страдай и учись, так лучше запомнишь. То есть родители на этом месте на время отказываются помочь ребенку. Они заранее предполагают, что помощь ПОТОМ будет нужна, но они СЕЙЧАС ловят ребенка на слове. И планируют, что ребенку будет слегка плохо, но зато это "плохо" ему нечто покажет умное. Можно же искать способы показать, но не отказывать в помощи. Тогда это не наказание. Если же поймать ребенка на слове (выборе), зная, что он не видит некоторую проблему (с этим выбором), специально, чтоб он эту проблему острее прочувствовал... Это наказание. 19.02.2002 04:48:05, _
_
Преднамеренность? Это важно и для меня, и для дочки. Если я нахмурюсь с воспитательной целью, просечет и обидится. Если нахмурюсь о своем, расстроится, но не обидится. 18.02.2002 18:34:33, _
То есть естественная реакция - не наказание для Вашего ребенка? То есть наказание, это некоторая реакция, которая проистекает не из самого проступка, а из желания "осуществить родительский долг"? 18.02.2002 22:20:29, Яся
Да! Именно так! Из желания приучить, привить, заставить следовать программе, считаемой родителями верной и в большинстве случаев методами, принятыми не на сознательном уровне. 19.02.2002 00:27:18, Сонечка
_
Ну, это превратилось в лингвистический разговор, видно. Есть естественные (и случайные) реакции у человека, которые другим могут быть неприятны. И бывает обидно, что так произошло, вот, стошнило другу на колени :-) Вопрос - куда человек причинность определит? Шел мимо, задел ребенка - подумает, что нарочно хотел больно сделать (вариант: пренебрег осторожностью)? Или подумает, что авария? То есть обида может быть направлена в пространство, или же на "обидчика". Нету в этом мире об'ективности, но в нашем случае ребенок чаще направляет обиду на сделавшее неприятно человека, если тот сделал неприятно намеренно. Ну, на следующем уровне анализ - почему человек хотел сделать неприятно, это один из самых действенных выходов "из-под" наказания. А оставаясь на пером уровне - если на тебя начихали специально, чтоб гриппом заразить за твои грехи ("наказание"), то сильнее обида на чихавших, чем если случайно забыли отвернуться. 18.02.2002 23:02:54, _
Я просто хочу четко сформулировать идею наказания, чтобы уже знать, к чему мы всякий раз обращаемся :)) Для меня очень важно точное определение, потому что иначе я нить теряю :)) 18.02.2002 23:32:18, Яся
_
(Мечтательно) еще бы и все остальные тоже к такому единству пришли и когда слово использовали, нечто мне понятное и заранее обговоренное подробно имели в виду :-)

Ну пока в наказании вырисовывается несколько качеств:
-преднамеренность
-неприятность наказуемому, причем известная заранее обеим сторонам
-связь с какими-то желаниями наказующего, которые наказание должно помогать ему достичь
19.02.2002 04:52:45, _
Нахмурилась - тоже передача отношения, но непроизвольная.
Хуже когда испортилось совсем по другой причине, а хмуришься на ребенка. Хорошо, когда сама можешь себя понять.
18.02.2002 16:48:00, Сонечка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!