Раздел: Нестандартная (?) ситуация

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Экологическая психология и дети

В общем, пересказываю своими словами:)
Суть исследования С.Д. Дерябо заключается в том, что он (с сотрудниками) поставил перед собой цель: охарактеризовать возможности человека наделять природные ОБЪЕКТЫ (не являющиеся сначала эмоционально знАчимыми для человека) качествами СУБЪЕКТА (воспринимаемого как идеальный знАчимый другой).
Исследование было направлено на то, чтобы изучить возможности природного объекта (растения, животного) выступать в качестве фактора, опосредующего отношение личности к миру.
Если бы удалось зафиксировать изменение отношения личности к тем или иным объектам мира под влиянием взаимодействия с природным объектом (например, ситуация советования с любимым животным), то были бы определенные основания утверждать, что он может отражаться ею как идеальный значимый другой.
Проще говоря, если до ситуации советования с любимым животным, испытуемый ставил знАчимость жизни человека намного выше знАчимости жизни животного, растения, а посмотрев на мир глазами любимого животного, он эту разницу уменьшил, это значит, что человек смог отнестись к природному объекту как субъекту взаимоотношений.
Более-менее понятно.
Что получилось?
В качестве природного объекта, который должен был опосредовать отношение личности к миру, выступало любимое животное, в ситуации советования с которым студенты физико-математического факультета изменили свое отношение к природным объектам окружающего мира, которые "очеловечились", антропоморфизировались. Зафиксировалось падение оценки "Человек" в ситуации сопоставления с любимым животным.
Правда, через две недели, не советуясь с любимым животным, физики вернулись к тем оценкам, которые дали "Человеку", "Животному", "Растению", "Неодушевленному предмету" до того, как им предложили посоветоваться с любимым животным, из чего исследователями был сделан вывод о неустойчивости оказываемого природным объектом влияния вне непосредственного идеального взаимодействия с личностью.
С точки зрения С. Дерябо, проведенное исследование показывает, что разрушительные действия в отношении природы становятся невозможными, если они направляются на то, что воспринимается как субъект. Данный момент рекомендовано учитывать в психолого-педагогической практике экологического образования и воспитания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Том 16, №3, 1995.
12.11.2001 16:51:16,

37 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Верная Скво
Прочитала всю дискуссию и задумалась крепко... Вот что мне вспомнилось: когда-то смотрела худ.фильм про центр реабилитации алкоголиков :), так вот, когда их выпускали в мир, одним из "выпускников" был задан вопрос: когда, по мнению "наставника", им следует попытаться заводить близкие отношения с другим полом? Ответ был таков: заведите себе растение. Через год (!), если оно не зачахнет, попробуйте завести животное. Если сожительсвто с ним будет успешным, еще через год попробуйте сблизиться с человеком.
К чему я это: мне кажется, что только сейчас я поняла истинный СМЫСЛ этого совета. Представить цветок на окне себе ДРУГОМ, СОСЕДОМ, живым существом, а не украшением интерьера - это настраивает на какой-то совершенно другой тип восприятия мира, отличный от антропоцентризма и вообще от темпа жизни, навязываемого современным урбанистическим обществом... Быть в мире с миром и со всеми тварями - так, что ли (хотя и звучит высокопарно)
Вот ЭТО мне кажется очень важным. Именно не перенося ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в животный/растительный мир, и не глядя свысока, с трона "венца природы", а воспринимая себя частью мира в гармонии с ним....
Уфф. В общем, прямо захотелось завести цветок :)
P.S. Это я зарегистрировалась. Я тут раньше иногда писала под ником Fialka, а оказалось, есть такой участник уже....
13.11.2001 13:36:52, Верная Скво
alyonka
мне что-то похожее советовали в детстве родители, когда я просила собаку. Цветы росли очень хорошо, особенно кактусы. А вот рыбки мерли постояно... от хомячков родители отказали наотрез. Собаки у меня так и не было(( Муж и дети прекрасно себя чувствуют, в доме полно цветов и всякой растительности. Только если я перестаю к какому-то из цветков испытывать эмоции, он очень быстро погибает даже при хорошем уходе))) 13.11.2001 16:17:17, alyonka
Баба Нюра
OFF. Хороший ник :)). 13.11.2001 13:54:57, Баба Нюра
Верная Скво
спасибо :) долго выбирала :) 13.11.2001 14:01:44, Верная Скво
:)))))))))))))))))
бедный цветок, подобрала в подъезде, до сих пор жив :)
если исходить из этого топика, то мои бедные дети и муж, хотя еще живы :))
13.11.2001 13:52:40, Шин
Верная Скво
ну, сказать по правде, я-то тоже сначала мужа завела :)
Но, если серьезно, мне все больше кажется, что доля правды в этом совете весьма большая... Особенно, если учитывать, что он был дан бывшим алкоголикам, т.е. людям, у которых "хорошие", не деструктивные наработки в плане общения и вообще взаимодействия с окружающим миром в силу их болезни (а может, и как причина ее) оказались разрушены...
А о цветах и бедном моем муже серьезно думаю последнее время. В том плане, что, кроме шуток, было бы весьма полезно для меня сначала "потренироваться на кошечках" :)))
Вот, кстати, у меня в детстве цветы как-то никогда не жили - чахли они, да и поливать их я забывала. Но я никогда не относилась к ним как к живым в полном смылсе, для меня поливать цветы было как пыль вытирать - небось, потому и забывала. Хотя и жалко было зачахший цветочек, и совесть мучала - но уже по факту :)
13.11.2001 14:07:19, Верная Скво
у меня кот был выжат порявившимся мужем, потом ребенком, конкуренции не выдержал 13.11.2001 18:31:25, Шин
Совсем по сути. :) Данное исследование, на мой взгляд, действительно отражает ситуацию в данный момент в нашем обществе. Результат грустный, поэтому столь негативна его оценка. Применение его в каком-либо обучении, на мой взгляд - не имеет смысла, имеет смысл лишь учесть его. Т.е. в принципе - результат эксперимента отражает результат воспитания, и, следовательно, учесть его надо таким образом, чтобы воспитание было построено как-то иначе, как-то так, чтобы на выходе не было такого результата.

Что мне лично не понравилось в результатах эксперимента? Что человек действительно потребительски относится к окружающей его природе и лишь для достижения своих личных целей (амбиций) способен несколько потесниться, но это происходит лишь в его субъективном понимании, и то на неочень длительное время.

Обратная ситуация - считать человека ниже окружающей его природы - также неверна, т.к. является лицемерием и не отражает истинного положения вещей. Вобщем, выход, видимо, лежит в другой плоскости.
13.11.2001 01:09:35, Клавка
Моё глубокое убеждение, что человек, только осознав что именно он ТВОРЕЦ на этой земле и наряду с этим несёт ответственность за своё творчество, только когда такое отношение будет не просто в мыслях и в лозунгах, а будет образом жизни, мир может измениться. Если с детства, своим примером, а не просто разговорами, учить ребёнка бережному отношению ко всему окружающему, учить дарить любовь всему миру, при условии конечно, что сам имеешь эту любовь :-) тогда должен быть результат. Есть один уважаемый мною психолог-практик, он обозначил это термином "экология человека". Думаю, что прежде всего надо заняться экологией своей души, её привести в порядок, а дальше по цепочке и экологией "лесов, полей и рек..." 13.11.2001 09:07:22, Panasya
По-видимому, экологическая проблема возникла не тогда, когда человек противопоставил себя природе, а когда человек стал бояться человека...
Зрелой личности необходимо отделить себя от природы, посмотреть на нее со стороны, сформировать свое отношение, а не стереть рамки между чисто человеческим и природным (то же самое происходит во взаимоотношениях с родителями у ребенка после полутора лет), а формирование этого отношения будет зависеть от взаимоотношений этой личности с людьми на лоне природы и с природными объектами на фоне людей, а не по отдельности...
Иначе - или Маугли, или Киборг-убийца природы...:) (все не так страшно, конечно)
13.11.2001 13:00:43, Элла Прокофьева
"Зрелой личности необходимо отделить себя от природы, посмотреть на нее со стороны, сформировать свое отношение" - вот это мне нравится очень :-) 13.11.2001 14:29:31, Бада
Леса и поля, тем временем, успешно закончатся :-( 13.11.2001 09:46:04, Бада
Увы:-( всё может быть, но я всё же настроена оптимистично в этом вопросе.
А если закончатся, то уж лучше пусть такая "цивилизация" исчезнет и не будет распространять грязь в остальную Вселенную
13.11.2001 10:18:05, Panasya
На мой взгляд, надо более утилитарно к этому вопросу подходить. 13.11.2001 10:25:49, Бада
?????-а поподробнее? 13.11.2001 11:01:18, Panasay
Бережное отношение и любовь, сочувствие - это все правильно и хорошо.
Но, это долгий путь.
Земля - как и любой ресурс, вещь конечная. И его надо экономить, для собственного благополучия.
13.11.2001 11:48:58, Бада
Довольно очевидно и без экспериментов.
Мне кажется, беда в том, что люди не могут сопоставить свои действия с последствиями, к которым они приводят.
На разных уровнях, от пикника в лесу, до государственных мужей, продающих леса (каждый раз поражаюсь, неужели у них нет внуков?) Надежда на детей, но...
Два примера. Один, выросший на моих глазах ребенок, стал воспринимать людей, как паразитическое образование, вроде опухоли. " Лучше убить человека, чем комара"
Второй, мой сын, наслушавшись маминых рассуждений полон пессимизма и страха перед будущим.
И то, и другое мне не нравится.
13.11.2001 00:04:48, Сонечка
Сонечка, то, что более-менее очевидно, если об этом задуматься, вообще-то говорит по крайней мере о том, что эксперимент (и его интерпретация) удались. :)) Если человеку удалось привлечь внимание, это уже результат.

Идея, что животные лучше людей, не нова. Там не менее, довольно устойчивы (и не только в нашем языке) обзывательства, связанные с животными.

То, о чём Вы говорите, очень важно, разумеется, но, по-моему, наша задача - не возмущаться, а воспитывать своих детей так, чтобы они уже могли бы так не поступать. Я сама, когда думаю, в каком ключе мне хотелось бы воспитывать свою дочку, часто про себя свою концепцию экологической и называю (интересно, как моя собственная концепция соотносится с теми, что уже придумали и внедрили в садах и школах ;)).

Ух, на изложение глобальных идей я уже не способна (спать уже хочется), но вообще-то мне настолько интересно было бы обсудить идеи именно экологического воспитания... Элла, а Ваше обещание написать про дом я помню ;), я страшно завидую Вам в этом смысле, у меня никогда не было дома в том смысле, что именно ДОМ, но таааак хочется. Напишите как нибудь.
13.11.2001 00:30:22, Клавка
Это все ясно:-)) В чем идея исследования ? И что делать с выводами ? 12.11.2001 17:23:59, Бада
Идея исследования - найти выход из экологического тупика.
Выводы можно вращать в пространстве столько, на сколько нашего зрительно-пространственного мышления хватит :)
12.11.2001 17:28:22, Элла Прокофьева
Нет, не с той стороны ищут. 12.11.2001 17:50:15, Бада
"Вас же я осуждаю за то, что вы, благо пес говорить не умеет, выступаете от его имени, заставляя его изъясняться языками ангельскими и человеческими..." Г.К. Честертон.
Приходит, сама собой:), мысль, почему человек, выступающий от имени любимого животного, должен быть менее агрессивен по отношению к окружающему миру?
12.11.2001 17:34:28, Элла Прокофьева
Об агрессии и деструктивности очень хорошо написал Фромм в своей "Анатомии человеческой деструктивности". Не может поменяться (надолго) отношение человека к природе (окружающему миру), если у него с детства направленность потребительская. По-моему важнее изначально воспитывать в человеке творческое начало, тогда и других людей и природу он будет воспринимать созидательно. У индийцев, например, через религию воспитывается любовь (противление агрессии) ко всему живому, уже много веков, поэтому и ребенок там не сможет просто так даже муравья раздавить. А у нас нет. Социо-культурные предпосылки, знаете-ли, другие. 12.11.2001 17:49:11, Brahma
Извините, опять не на все вопросы ответила;)
Предмет в детском саду называется "Ознакомление с окружающим миром". Есть очень милая экологическая программа для сада - "Паутинка"...
Ни в коей мере не хочу обидеть философскую концепцию С.Д. Дерябо - огромная важность решаемой им задачи не подвергается никакому сомнению...
12.11.2001 17:43:56, Элла Прокофьева
Знакомы :-))
Одума надо читать:-)
12.11.2001 17:46:59, Бада
Ссылочку дайте, пожалуйста:) 12.11.2001 17:49:55, Элла Прокофьева
У меня в шкаПчике есть, а в сети - не знаю :-( 12.11.2001 17:53:41, Бада
Ну, доставайте из шкаПчика, делитесь:) названием:) 12.11.2001 17:57:53, Элла Прокофьева
Ю.Одум.
Основы экологии.
12.11.2001 18:02:11, Бада
Это Вы к чему - про модераторов? Ладно, свои глобальные концепции (вернее, не свои, но близкие мне) боьше приводить не буду. :) 12.11.2001 19:01:42, Клавка
Более-менее понятно. Только как это он предлагает учитывать? И ещё - наверно, я отстала от общеобразовательного процесса в стране, что такое "экологическое образование", в смысле - эквивалент какой дисциплине (школьной)?

И ещё - почему-то мне очень часто вспоминается школьный рассказик один - про то, как один маоьчик всех во дворе обижал, кажется, белочку, или котёнка, не помню уже точно, но когда дело дошло до его собственной собачки, то тут приоритеты резко поменялись. Мораль рассказа была - как нехорошо - отношение к природе (животным) так менять в зависимости - твоё или нет.
12.11.2001 17:07:33, Клавка
Извините за бестактность...
Жалко сообщение - интересно про концепцию Гумилева...:)
12.11.2001 19:04:14, Элла Прокофьева
Да ладно, ничего. Я, если честно, немного комплексую по поводу своих увлечений. Была всегда жуткой нигилисткой, никаких чужих мнений не признавала, никогда ни от кого не фанатела. И тут, представляете, чего-то стала синхронные своим мысли у других людей находить, более того, почитать некоторых стала, прям как Учителей, что ли... :) Короче, самой неловко. :) 12.11.2001 21:44:50, Клавка
Почему? Читать свои собственные мысли, написанные рукой признанных классиков, - очень приятно:) 13.11.2001 13:07:36, Элла Прокофьева
Учитывать он предлагает то, что личность может относиться к природному объекту как к субъекту, если в нем (объекте природы) будут запечатлены ее (личности) потребности. То есть природный объект должен выполнять специфические человеческие функции - с ним можно посоветоваться, поплакаться, поднять свою самооценку и занизить оценку другим людям (последние 7 слов, извините, мои:))... 12.11.2001 17:23:32, Элла Прокофьева
А нужно ли природу наделять подобными функциями? Зачем? Чтобы лучше к ней относиться? Мне кажется это несколько странным и не вполне естественным, что ли. 13.11.2001 00:02:06, Инес
Неправильный путь. ИМХО. 12.11.2001 17:43:20, Бада


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!