Раздел: Адаптация к условиям детского сада

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Общение с ровесниками.

А откуда пошло мнение (если оно вообще такое есть), что детям очень важно общаться со своими ровесниками? Наблюдала в который раз с каким удовольствием сын играет с людьми намного старше его (лет эдак на 10-15 и больше). Он пока что единственный ребенок. Потом стала думать, что наш второй ребенок попадет в готовую ситуацию со старшим братом, то есть изначально будет общаться с человеком старше него. В старину дети росли в разновозрастной компании братьев-сестер, взрослых, соседских детей разных возрастов и т.п. Единственный отрезок времени, который дети проводят среди сверстников - сад-школа. Уже институт немного разнообразнее в плане возрастов. А уже после всех официальных образовательных заведений мы все опять попадаем в компанию людей совершенно разных возрастов и группируемся по интересам и стадиям в жизни.
Так насколько все же важно общение с ровесниками и нужно ли оно вообще? Что кто думает по этому вопросу?
14.07.2001 05:29:55,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я согласна с Вами. А один мой знакомый по поводу пресловутой социализации сказал: "Детский сад и шкода приучиют совсем ни к той социальной обстановке, в которой потом предстоит жить человеку. Поэтому, кому нужна такая социализация, вообще не понятно." А подход такой, чтобы дети общались в разновозрастной среде, по-моему, существует в современной педагогике, например, в Вальдорфской, которую, впрочем, у нас больше приводят в пример как сектанской. 15.07.2001 17:03:53, Клавка
Общаясь именно с ровесниками ребенок осваивает сферу гомосоциальных отношений, то есть формируется как лидер, ведомый, или отстраненный в среде равных и т.д.. Причем это не работает не со старшими детьми, ни с младшими, потому что в общении с ними ребенок автоматически попадает на некоторую позицию, которая диктуется не только его личными качествами, но и возрастом. То есть общество ровесников, это в некотором роде модель взрослого общества, когда возраст уже не играет такой большой роли в определении места в иерархии. Кстати, не играет большой роли, какая позиция выпадает ребенку в среде ровесников по началу, часто бывает так, что побывав в детстве аутсайдером, ребенок так хорошо изучает повадки лидера, что в подростковом возрасте лидерство дается без труда :)) 14.07.2001 12:24:54, Яся
Хотелось бы поспорить о том, что ребёнок, если он старше, не может попасть под влияние более младшего и наоборот. В своём дворе наблюдаю достаточно интересную для меня картину. Один мальчик (всего 2 с половиной года) явно стремится к лидерству. Мальчик очень активен, со сверстниками и болеемладшими детьми хорошо ладит, но больше стремится к общению с более старшими. Он абсолютно на равных общается с пяти- шести- летними мальчиками, притом, что ещё даже не очень хорошо говорит (начал говорить уже после двух лет). Я своими глазами наблюдала самую настоящую драку в песочнице с пятилетним мальчиком, катались по земле, вцепившись друг в друга, никакой разницы в возрасте не наблюдалось. После того, как их разняли, старший сильно плакал, наш герой же только пыхтел. Я не восхищаюсь дракой, но просто это наиболее показательный пример. Кстати, с девочками, например моей дочкой, которая его на 8 месяцев младше, ведёт себя совершенно иначе - ловит её с горки, поднимает, если упала, так же ведёт себя со второй девочкой с нашего двора, которая его немного старше. 15.07.2001 17:15:47, Клавка
Да ведь не об этом речь. Все равно отношения малыша и первоклассника - неравные, как бы это ни выглядело. Либо это должны случайно втретиться очень продвинутый малыш и немного отсталый первоклассник. Речь идет не о редких личных контактах, а о среде. 15.07.2001 18:33:08, Яся
Шин
Яся, но ведь ты не встречаешь людей, которые тебе ровесники и асболютно того же уровня, что и ты :), Я понимаю , что разница между нами и между 2- и 3-х летним ребенком разная (вот сказала-то) но все же... 15.07.2001 20:53:34, Шин
Шин, я говорю не о том, что не надо общаться с людьми разных уровней и возрастов, но навки социального общения, лидерства и т.д. формируются только среди равных. Потом они уже могут быть перенесены на любые группы. Ну как ребенок может научиться быть лидером в среде младших детей, ведь этот опыт не годится для более старших, в то время, как опыт общения со старшими может не срабатывать на ровесниках просто потому, что им не доступны те уровни, которые вызывают уважение у старших детей. То есть это просто школа общения среди таких же, но разных :)) Самый широкий опыт социализации. И, кстати, это довольно сложно, многие чувствуют себя дискомфортно именно в компании сверстников. Систематическое общение со сверстниками провоцирует человека своевременно проходить всякие этапы развития, свойственные каждому возрасту, а если что-то из них совсем пропустить, это потом может так откликнуться :((. Хотя, конечно, это вот насильственное прохождение всех этапов многим детям нервы портит :)) Но родители все же на что-то даны :)), можно помочь.

Я все же не сторонник того, чтобы все неприятное обходить, я, скорее, за то, чтобы научить ребенка справляться с трудностями, если только ситуация не критическая, то есть не до садизма все же :))

15.07.2001 22:55:47, Яся
Шин
Яся, я не точно выразилась - нет равных среди ровесников, точнее очень мало, вероятность попадания их водну группу не так велика как кажется, ты вот пишешь о насильственном прохождении этапов, а ведь по сути - что мешает этим этапам научиться у более старших, например. Возьмем группу возратса моей - моя мало, почти не говорит, ей есть чему поучиться у других ,при этом движется и равзита физически получше некоторых двухлеток, им есть чему поучиться у нее, я про это собственно говорю. 16.07.2001 10:52:45, Шин
Ох, что-то у меня с выражением мыслишек :((. Я не те этапы имела в виду, то есть не только те, которые интеллектуальные, а самые примитивные - возраст, когда большинство детей бегают с палками и бесмысленно вопят, возраст, когда девочки катают кукол в колясках, когда мальчики играют в войну (или наоборот:)), когда друг другу половые органы показывают и рассказывают про "желтое пятно" и "красную руку" - такие всякие :)). 16.07.2001 16:26:21, Яся
А отношения ВСЕГДА неравные. Люди-то разные... Двухлетки могут друг от друга ооочень сильно отличаться... Как и первклассники... И взрослые... 15.07.2001 20:27:28, Grey
Конечно неравные. Но некоторые более неравные, чем другие :)) К сожалению, мой опыт (наблюдения за знакомыми, например), подсказывает, что неумение в детстве строить отношения в ровесниками к 30 годам может загнать человека в жестокую социофобию :(( Наверняка есть те, для кого это не так. Может быть под ровесниками стоит понимать не буквально одногодок, а скорее детей с аналогичными темпами физического, например, развития (или психофизического?). 16.07.2001 01:18:21, Яся
По поводу социофобии - это круто! Это как раз мой случай. Абсолютно не умела ладить со сверстниками в детстве. Ненавижу социум, социальные отношения и теперь. Только вот у меня вопрос - что первично - врождённая социофобия породила неумение общаться в саду, в школе (ведь всё это я посещала) или наоборот? И ещё - так ли уж это плохо - бить социофобом? Я, например, прошу прощения за некоторое хвастовство, чувствую себя по жизни очень комфортно, не хочу употреблять более сильных выражений, чтоб не сглазить. 16.07.2001 02:26:33, Клавка
:)) А я не умею чувствовать себя комфортно, когда что-то ненавижу, мне это занозой сидит :)) Что первично, я могу только свои предпложения высказывать - не читала пока почти ничего об этом, пора заняться :)) Мне кажется - первично какое-то неравномерное развитие, когда по большинству параметров не совпадаешь с ровесниками. Потом на это накладывается неумение решать эту проблему - нежелание и неумение мимикрировать, нон-конформизм. Хорошо это или плохо - зависит от ситуации, видимо, то есть для сильной личности, наверное хорошо, а вот для слабой, зависимой... думаю очень больно. Но ведь дети проходят периоды и мягкости и силы, и зависимости от мнения стаи, и желания выделиться из массы. Может быть если бы родители могли поддержать, научить... Так и с взрослыми социофобами :)), одно дело человек достаточно сильный с богатым внутренним миром, другое дело - слабый, не имеющий опоры внутри себя. Тут уже близенько маячит алкоголизм, например, в лучшем случае :((

у меня тоже были проблемы со сверстниками (а у кого их не было, хотя нет, у моих ближайших подруг и друзей - скорее не было), а во всяких пионерлагерях - жесточайшие проблемы, особенно на границе возрастных периодов. Но меня через это протащило уважение и любовь ко мне близких взрослых, и их увернность в том, что это все преодолимо. Однако некоторая социофобия (фобочка такая масенькая) осталась, то есть я не хочу работать в офисе, непример. Не люблю рабочие отношения, толпу сослуживцев вокруг. Но если надо - могу без собого напряжения. Вот это мне кажется важно - мочь, если необходимо и не страдать при этом. Хотя если есть выбор - выбираю индивидуальную трудовую деятельность :)).

И вообще, что Вы на меня накинулись, я не знаю ничего точно :))))
16.07.2001 16:20:49, Яся
Яся, прошу прощения, если у Вас создалось впечатление, что я на Вас накинулась. Я этого не хотела - это издержки виртуального общения - не видишь лица говорящего, не следишь за его мимикой и интонациями, вот и создаётся порой неверное впечатление... Но мы же сами выбрали этот способ общения в данный момент, приходится считаться...

Так что коментирую - Вы лично, на основе Ваших высказываний, мне очень симпатичны. К тому же у меня настроение обычно полушутливое. Слово "социофобия" мне очень пришлось по душе. Я, кстати, очень люблю людей, даже когда еду в метро, еду в маршрутке и т.д. Просто у меня мало с кем обычно возникает желание вступать в контакт - общаться с продавщицей в магазине: и я иду в супермаркет, где это общение сведено к минимуму, я даже такси не люблю из-за того, что надо быстро подстроиться под совершенно случайного человека, хотя ещё ни разу у меня не было негативных эмоций по отношению к человеку, который в итоге меня подвёз. Круг моего общения очень узок - муж, хороший приятель, подруга, которая является сестрой моей единственной, но, увы, погибшей подруги в Москве, подруга по телефону в городе, где я выросла, ещё одна подруга, с которой видимся крайне редко по вполне объективным причинам. Родственников у нас здесь нет, что меня очень радует. Если человек меня хоть немного напрягает, я не буду с ним общаться. Не хочу работать с людьми - занимаюсь наукой и очень счастлива в работе. Да, ещё - всё-таки заставила себя завести круг знакомых в своём районе, с детьми которых я бы хотела, чтобы играла моя дочка. Всё это я даже не знала, как окрестить, а теперь, сВашей лёгкой руки появился термин.

По существу - сама общаюсь только с теми, с кем мне приятно общаться, хочу, чтобы у моей дочки тоже была такая роскошь. Не вижу смысла ради какой-то пресловутой адаптации подвергать её стрессам, из которых она вынесет то, что ей может в дальнейшей жизни никогда не пригодиться. Детство такое короткое - зачем тратить время не по назначению?
17.07.2001 18:25:58, Клавка
:)) Я тоже пошутила про "накинулись" :)) 17.07.2001 23:05:52, Яся
Есть английское слово peers - означает и "ровесники", и "равные" в широком смысле. Пожалуй, мне кажется, если будет разговор о "равных" (или соратниках, скажем???), тогда да... Важно это. Но найти их... Ведь факторов полно: скорость обработки информации, ментальный возраст, эмоциональный возраст, мировоззрение и т.п. Я уж молчу об интересах!

И еще что меня тревожит в этом во всем - получается, общаешься не с индивидуальностью, а с человеком как представителем некой группы (ровесников, скажем)???
16.07.2001 02:10:55, Грей
Так речь идет не столько об индивидуальном общении , а о сосуществовании с группой, об общении в среде. Ну, вот, грубо говоря, выходишь во двор у нас и попадаешь в среду, вроде все дети вместе, но возрастные группы четко угадываются, сомнений быть не может - они разделены по возрастам. Чем старше, тем больше возрастов допустимо для группы (ну, даже понятно почему :))). И внутри каждой группы есть некоторая иерархия. Очень интересно наблюдать. Особенно как разные дети в разные периоды "всплывают" наверх :)). Мне кажется, это очень полезно - и взлеты и падения, вообще именно эти социальные отношения. Думаю, именно они потом защищают от жестоких ударов взрослого социума. То есть общаешься (дружишь, сотрудничешь, враждуешь) с индивидуальностью, а вот позицию некоторую занимаешь в социуме. И умение комфортно быть в разных позициях - очень облегчает жизнь. Вроде так :))

Мне вообще интересно очень, как-то я раньше об этом мало думала :))
16.07.2001 16:03:59, Яся
Я как-то об этом в последний раз думала лет в двенадцать :-)) Ну, наверное вру, но правда, сейчас об этом не думаю по отношению к себе, скажем :-)))

А дворов тут нет...
16.07.2001 20:05:06, Grey
Шин
Яся ,я не накинулась, но именно во дворе все эти возрастные группы не помню, у нас как-то было век туда, век сюда :)))))), поэтому я и говорю, что все это как-то искуссвтенно, ведь двор - это самое малоорганизиванное место :)))) 16.07.2001 18:44:09, Шин
Как ни странно, я тоже не помню. Возможно, изнутри это выглядит иначе, чем извне :)) потому что я привожу пример нынешнего двора как тот за который могу ручаться (своими глазами вижу), но подруги мои, наблюдая свои дворы, тоже замечают и подчеркивают такое разделение. 16.07.2001 20:06:04, Яся
Мне кажется, мнение пошло оттого, что детей обычно сортируют и пакуют по возрасту... А тогда дети проводят много времени именно с ровесниками, оттого, значит, получается, гипертрофированно важно именно с ровесниками общаться... Для себя, я думаю - дочкины ровесники составляют, скажем, один процент популяции, так что вполне сойдет, если она с ними будет общаться один процент времени :-))) 14.07.2001 07:58:26, Grey
наташа, то, что ребенок с удовольствием общается с людьми старше его, это очень хорошо. Но у ребенка должен быть опыт общения с другими детьми "на равных". Раньше, когда были разновозрастные компании, 3-5 лет разницы практически не принимались в рассчет. А в наше время, ребенок, скажем, 14 лет считает 10-летнего маленьким и общается с ним несколько с высока. Поэтому хорошо, когда ребенок общается с людьми разных возрастов, но не стоит и забывать об общении с ровесниками. 14.07.2001 06:39:55, Artemis
Шин
может я что-то не понимаю, но вы поменяете причину и следствие - если человек не привык общаться на равных с разного возраста людьми, то конечно потом он будет считать человека чуть младшего себя маленьким и обращаться с ним свысока, не потому что так оно и есть а потому что так его приучили. 14.07.2001 11:06:46, Шин
Еще вопрос.:-) Общаясь с людьми старше по возрасту, ребенок очень многому учится просто наблюдая за ними. А чему можно научиться у ровесников? 14.07.2001 08:08:01, НаташаВ
Аннеле
На ровесниках хорошо опробовать то, чему научился у старших. А еще ровесники часто в воспитании друг друга достигают бОльшего прогресса за более короткое время, нежели взрослые, воспитывая детей. Ровесников не построишь, как взрослых (в смысле, более сознательных). Все вышесказанное относится к Славикиному (до 1.4) возрасту. Как будет меняться мое мнение по этому вопросу дальше, пока не знаю :) 14.07.2001 15:03:15, Аннеле
А кто такие ровесники в строгом смысле этого слова? В разном возрасте разные границы этого понятия. Моей Марусе почти годик, ее подружки по песочнице старше ее на 3-5 месяцев. Это ровесники? Мне кажется, что да. Маруся научилась у них копать совочком песок, лазить по ступенькам, пытается залезать на вертикальные лестницы, повторяет за ними все слова, которые те произносят. За компанию все вместе ходят "поливать цветочки" (в туалет). 14.07.2001 11:21:16, Анна
Я имела ввиду детей одного года рождения, а если дети лет до 3, то примерно одинаковой ступени развития. То есть как это бывает в саду или школе. 14.07.2001 17:43:32, НаташаВ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!